Здоровьесберегающие





Скачать 229.08 Kb.
НазваниеЗдоровьесберегающие
страница1/3
Дата публикации13.07.2013
Размер229.08 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Математика > Урок
  1   2   3
Хомякова Л.В.,

учитель математики школы №92

с углубленным изучением

отдельных предметов г. Кемерово

Здоровьесберегающие технологии на уроках МАТЕМАТИКИ

Здоровье во все времена считалось высшей ценностью, основой активной творческой жизни, счастья, радости и благополучия человека. В современном обществе оно становится ещё и условием выживания.

Здоровье детей – это общая проблема медиков, педагогов и родителей.И решение этой проблемы зависит от внедрения в школу здоровьесберегающих технологий, т.е. технологий, использование которых в образовательном процессе идёт на пользу здоровья учащихся.

Цель здоровьесберегающих технологий обучения – обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни. Именно ПЕДАГОГ может сделать для здоровья ученика гораздо больше, чем врач.

Можно считать, что здоровье ученика в норме, если:

- в физическом плане – здоровье позволяет ему справляться с учебной нагрузкой, ребёнок умеет преодолевать усталость;

- в социальном плане – он коммуникабелен, общителен;

- в эмоциональном плане – ребёнок уравновешен, способен удивляться и восхищаться;

- в интеллектуальном плане – учащийся проявляет хорошие умственные способности, наблюдательность, воображение, самообучаемость;

- в нравственном плане – он признаёт основные общечеловеческие ценности.

Конечно, здоровье учащихся определяется исходным состоянием его здоровья на момент поступления в школу, но не менее важна и правильная организация учебной деятельности, а именно:

- строгая дозировка учебной нагрузки;

- построение урока с учетом работоспособности учащихся;

- соблюдение гигиенических требований;

- благоприятный эмоциональный настрой;

- проведение физкультминуток и динамических пауз на уроках.

Ученикам тогда всё понятно, когда им интересно на уроках.

С первых минут урока, с приветствия нужно создать обстановку доброжелательности, положительный эмоциональный настрой, т.к. у учащихся развита интуитивная способность улавливать эмоциональный настрой учителя. Не составляет исключения в этом смысле и организация начала урока математики. Для младших школьников можно использовать речевую разминку:

И прекрасна и сильна математики страна.

Здесь везде кипит работа, все подсчитывают что-то.

Сколько домнам угля надо, а детишкам шоколада,

Сколько звёзд на небесах, а веснушек на носах.

Ещё на перемене проверить подготовку кабинета к работе: состояние доски, освещённость, проветрить кабинет. Каждый ученик должен быть приучен своевременно до начала урока приводить своё рабочее место в порядок.

Огромное значение в предупреждении утомления имеет чёткая организация учебного труда. Не всем учащимся легко даётся математика, поэтому необходимо проводить работу по профилактике стрессов. Хорошие результаты даёт работа в парах, в группах, когда более «слабый» ученик чувствует поддержку товарища. Очень эффективным в моей практике являются взаимоопрос и взаимооценка ,особенно на уроках геометрии , в процессе которого ребята учатся общаться с разными учащимися класса, развивают речь , привыкают к объективной оценки и себя и одноклассников.

Не нужно забывать о том, что отдых – это смена видов деятельности. Поэтому при планировании урока не нужно допускать однообразия работы. В норме должно быть 4 – 7 смен видов деятельности на уроке.

Некоторым ученикам трудно запомнить даже хорошо понятый материал. Для этого очень полезно развивать зрительную память, использовать различные формы выделения НАИБОЛЕЕ ВАЖНОГО МАТЕРИАЛА (подчеркнуть, обвести, записать более крупно, другим цветом) и это в дальнейшем очень помогает студентам при конспектировании лекций.

Осуществление идеи организации здоровьесберегающего учебно-воспитательного процесса приводит к необходимости использования ДИНАМИЧЕСКИХ ПАУЗ на каждом уроке. Потраченное на них время окупается усилением работоспособности, а главное, укреплением ЗДОРОВЬЯ учащихся. Но при этом нужно учитывать результаты анкетирования для родителей. Анкетирование целесообразно проводить вначале года. Анкета обрабатывается совместно с мед.сестрой, и позволяет осуществлять ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПОДХОД при проведении динамических пауз. (Анкета для родителей в приложении №2). Очень хорошо, если предлагаемые упражнения для ФИЗКУЛЬТМИНУТКИ органически вплетаются в канву урока. Так, например, при изучении правильных и неправильных дробей ученики познакомились с определениями и провели первичное закрепление материала. Для выяснения усвоения всеми ребятами нового понятия можно провести такое упражнение: ученики встают, руки вытянуты вперёд; задание: если учитель назовёт правильную дробь, ученики поднимают руки вверх, можно подняться на носки, потянуться; если неправильную – руки опускают вниз с наклоном и расслаблением. Также при изучении чётных и нечётных, положительных и отрицательных чисел можно предложить следующее упражнение: Ученики встают , руки на талии. Если учитель назовёт чётное (или положит.) число, ученики делают наклоны( или повороты) вправо; если нечётное(или отрицат.) – влево.

Очень важно развивать воображение учеников. После введения нового понятия, например, параллелограмм, ученикам предлагается закрыть глаза и представить , что их нос вырос , как у Буратино, что они обмакнули его в чернила и пишут это слово. Это поможет лучше запомнить ребятам правописание этого термина. В 10 – 11 классах полезно предлагать учащимся представлять стереометрические модели, мысленно поворачивая их, рассматривая со всех сторон.

Также важно включать в физкультминутки упражнения для глаз. Например, предложить детям закрыть глаза и представить перед собой большой белый экран. Необходимо мысленно раскрасить этот экран поочерёдно любым цветом, но закончить раскрашивание любимым цветом.

Простейшие упражнения для глаз также обязательно нужно включать в физминутку, так как они не только служат профилактикой нарушения зрения, но и благоприятны при неврозах, гипертонии, повышенном внутричерепном давлении. Это такие упражнения :

- вертикальные движения глаз вверх – вниз;

- горизонтальные движения вправо – влево;

- вращение глазами по часовой стрелке и против;

- закрыть глаза и представить по очереди цвета радуги как можно отчётливее;

На доске начертить спираль, окружность или ломаную и предложить учащимся «нарисовать» глазами эти фигуры несколько раз в одном , а затем в другом направлении.

Для улучшения работы мозга на разных этапах урока можно использовать следующие упражнения:

- растирание ушных раковин и пальцев – оно активизирует все системы организма, т.к. более тысячи биологически активных точек расположены в области уха, а кончики пальцев непосредственно связаны с мозгом.

- перекрёстные движения руками или ногами – оно активизирует оба полушария головного мозга;

- качание головой улучшает мыслительную деятельность и мозговое кровообращение.

Чтобы научить детей заботиться о своём здоровье, полезно на уроках рассматривать задачи, которые непосредственно связаны с понятиями «знание своего тела», «гигиена тела», «правильное питание», «здоровый образ жизни».Например, в 7 классе при решении задач составлением уравнений можно рассмотреть такую:

- В поясничном крестцовом и копчиковом отделах позвоночника позвонков поровну. В грудном отделе их на 7 больше, чем в поясничном, а в шейном отделе – на 5 меньше, чем в грудном. Сколько позвонков в каждом отделе позвоночника, если всего их 32? ( отв. 7, 12, 5, 5, 5 ).

При изучении систем уравнений первой степени можно коснуться темы

правильного питания, решая следующие задачи:

1) Одно из чисел на 0,3 больше другого. 60% большего числа на 0,03 больше, чем 70% меньшего числа. Найдите эти числа и узнайте, какова суточная потребность организма в витаминах В1 и В2 в мг.(отв.1,8 мг; 1,5мг).

Дефицит витамина В1 может привести к болезни «бери-бери» , которая появляется из-за нарушения обмена углеводов. Витамин В2 отвечает за состояние зрения, он необходим для построения защитного слоя сетчатки.

2) Одно число на 5 больше другого. 60% большего числа на 2,7 больше, чем 70% меньшего числа. Найдите эти числа и узнайте, какова суточная потребность организма в железе и меди в мг. (отв. 8мг, 5мг).

Дефицит железа сказывается на росте и устойчивости к инфекциям. От железа зависит построение гемоглобина – переносчика кислорода ко всем органам. Медь также синтезирует гемоглобин и определяет антиоксидантный потенциал сыворотки крови.

Говоря учащимся о рациональном распределении рабочего времени, можно рассмотреть следующие задачи:

1) Даны пять последовательных натуральных чисел, таких, что сумма квадратов первых трёх чисел равна сумме квадратов последних двух чисел. Найдите эти числа. Поставьте их в порядке возрастания, тогда меньшее из них будет временем наибольшей работоспособности, а большее из них – временем наибольшего утомления. (отв. 11, 12, 13, 14, 15)

2) Разложите число 216 на 2 множителя так, чтобы их сумма была равна 30. Из меньшего множителя вычтите 1, а к большему множителю прибавьте1, и вы узнаете часы, в которые работоспособность наивысшая. ( 11 и 19 ).

3) Дана правильная дробь, знаменатель которой на 4 больше числителя. Если числитель и знаменатель уменьшить на 3, то полученная дробь будет меньше данной на 2/3. Найдите эту дробь, сложите числитель и знаменатель и узнаете, когда начинается резкий спад дневной работоспособности. ( отв. 5/9; 14ч).

4) Произведение двух последовательных натуральных чисел больше их суммы на 505. Найдите эти числа и узнаете, в какое время в организме происходит выработка гормона роста. (отв. Между 23ч и 24ч).

Вред курения можно показать, решая следующие задачи:

1) Одно число в 2 раза больше другого. Если большее из этих чисел умножить на 4, то их сумма будет равна 48. Найдите эти числа. Меньшее из них покажет вам, сколько минут жизни забирает 1 сигарета. ( отв. 12 и 6).

2) Одно число на 42 меньше, чем другое. Если первое число увеличить в 4,5 раза, а ко второму прибавить 28, то их сумма будет равна 180. Найдите эти числа, и вы узнаете, сколько лет полноценной жизни забирает табак у курильщиков и сколько лет в среднем живут в России мужчины.(отв.20;62).

В Японии средняя продолжительность жизни мужчин составляет 78 лет.

При изучении темы «Обыкновенные дроби» можно предложить задачи:

1) Буханка хлеба в блокадном Ленинграде содержала следующие компоненты: ржаная мука – 6/10 кг, льняной жмых – 5/100 кг, отруби –6/100 кг, овсяная мука – 8/100 кг, соевая мука – 4/100 кг, солодовая мука – 12/100 кг, пшеничная мука – 5/100 кг. Выразите в граммах содержание компонентов в буханке блокадного хлеба.

2) Заботящийся о своём здоровье ученик должен питаться правильно. В день можно съедать не более 1/10 кг сладостей и сахара, дневная норма хлеба составляет 1/5 кг, масла(сливочного и растит.) – 1/8 кг. Сколько граммов сладостей, хлеба, масла может съедать в день ученик?

3) Решив начать новую жизнь, Коля Лентяйкин из Страны Невыученных уроков составил себе такое расписание на день: 1/6 часть суток – чтение книг, 1/8 часть суток – выполнение домашнего задания; 1/12 часть суток – приём пищи; ¼ часть суток – занятие спортом; 8 часов – сон. Выполним ли его план? (Задачи для 5 класса на тему «Здоровье» в приложении №1)

.Важную роль в создании комфортных условий обучения играет в нашей школе структурное подразделение «Центра содействия и укрепления здоровья обучающихся».

Итак, основные рекомендации по организации здоровьесберегающей деятельности в школе можно сформулировать следующим образом

1. Ребёнок должен постоянно ощущать себя СЧАСТЛИВЫМ, помогите ему в этом.

2. Каждый урок должен оставлять в душе ребёнка только ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЕ эмоции.

3. Дети должны испытывать ощущение КОМФОРТА, ЗАЩИЩЁННОСТИ и, безусловно, ИНТЕРЕС к уроку.

Никакие обучающие, развивающие и воспитательные цели НЕ ДОЛЖНЫ достигаться ценой ЗДОРОВЬЯ.

Приложение №1 « Задачи по программе 5 класса на тему «Здоровье»






Разделы

прогр.

«Здоровье»

Программа курса

«Математика-5»

Содержание уроков

интегрированного курса

Рекомендуемые задачи

Дополнительный материал



Знание своего тела










1

 

Натуральные числа и действия над ними

Натуральные числа и действия над ними. Знания своего тела. Гигиена – наука о сохранении и укреплении здоровья.

Расположи ответы примеров в порядке убывания, и ты узнаешь, как называется ускорение роста и развития детей и подростков: Л 280:5; С 27*4 ; А 12*3; А 70*38; Е 204:4; Р750:15; Я 840:140; К 3*490; Е 216:4; И 480:40; Ц 520:26

Акселерация

3




Объем прямоугольного параллелепипеда

Объем прямоугольного параллелепипеда. Сердце - жизненно важный орган. Болезни сердца и сосудов.

За день сердце может перекачать 10000 л крови. За сколько дней насос такой мощности смог бы заполнить бассейн длиной 20 м , шириной 10м и глубиной 2м ?

Этим количеством можно заполнить автоцистерну. Взрослый человек имеет около 5л крови, ребенок- около 2 литров.

2

 

Площадь прямоугольника

Площадь прямоугольника. Значение правильного дыхания.

Площадь альвеол легкого-100кв.м. Во сколько раз площадь альвеол больше площади классной комнаты, имеющей длину 5м и ширину 4м?

В 50 раз больше поверхности тела человека. Обогащение крови кислородом происходит в альвеолах легкого.
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Здоровьесберегающие iconЗдоровьесберегающие технологии в работе учителя начальных классов
В начальной школе внедряются здоровьесберегающие технологии, которые помогают решить важнейшие задачи – сохранить здоровье ребенка,...
Здоровьесберегающие iconШамина Татьяна Анатольевна здвр педагогический совет: «Здоровьесберегающие...
Тема сегодняшнего педсовета-«Здоровьесберегающие технологии в учебно – образовательном процессе»
Здоровьесберегающие iconТема: Здоровьесберегающие технологии в работе учителя начальных классов
Здоровье детей – это главная и основная тема для всего человечества. В последние годы наблюдается значительное ухудшение здоровья...
Здоровьесберегающие iconП л а н работы м. О. Учителей иностранных языков
Использовать здоровьесберегающие технологии в системе личностно-ориентированного подхода к обучению
Здоровьесберегающие iconЗдоровьесберегающие образовательные технологии
Материал подготовлен педагогом-психологом гбоу цпмсс «Бутово», районным методистом Астаховой Л. Л
Здоровьесберегающие iconПояснительная записка. Актуальность темы
Здоровьесберегающие технологии на уроках по физической культуре на основе реализации личностно-ориентированного подхода
Здоровьесберегающие iconЧто побудило нас к этому?
В течение пяти лет школа использует в своей работе здоровьесберегающие технологии доктора В. Ф. Базарного
Здоровьесберегающие iconРабочая программа дисциплины (модуля) «Здоровьесберегающие технологии в обучении»
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Здоровьесберегающие iconУрок по теме «Членистоногие их значение в природе и жизни человека»
Педагогические технологии: икт, групповая работа, проектная деятельность, здоровьесберегающие, игровая
Здоровьесберегающие iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Технологии: личностно-ориентированные, здоровьесберегающие, информационно-коммуникационные
Здоровьесберегающие iconЗдоровьесберегающие технологии на уроках географии
В современных условиях вопросы обеспечения здоровья учащихся в образовательный процесс школы входят в число приоритетных
Здоровьесберегающие iconТемы вашего учебного проекта
Проект предназначен для учащихся любых классов, так как здоровьесберегающие технологии актуальны в любом возрасте
Здоровьесберегающие iconЭкологические здоровьесберегающие технологии
Формирование экологической культуры школьников осуществляется как в учебном процессе, так во внеучебной деятельности и во внеклассной...
Здоровьесберегающие iconЗдоровьесберегающие общеобразовательные технологии в работе учителя
Ещё в глубокой древности существовали медицинские рекомендации, направленные на создание условий, содействующих развитию детей
Здоровьесберегающие iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Технологии: интегрированные, информационно – коммуникационные, личностно – ориентированные, здоровьесберегающие
Здоровьесберегающие iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Используемые технологии: информационно-коммуникативная, проблемно-диалогическая, здоровьесберегающие


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск