Скачать 70.21 Kb.
|
НИЖНЕКАМСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИКВАДРАТНЫЕУРАВНЕНИЯ(урок обобщения по теме в 8 А классе) учитель Зайкова Т.Е. г.Нижнекамск ГОУ «Лицей № 14»2006 г. КВАДРАТНЫЕУРАВНЕНИЯ(урок обобщения и систематизации знаний) ЦЕЛИ: -закрепление, систематизирование знаний по теме, умений решать квадратные уравнения; -вывести новое правило (способ) решения квадратных уравнений, прививать навыки устного решения таких уравнений; -воспитывать любознательность и вырабатывать желание обобщения изучаемых фактов, развивать самостоятельность, творчество. ОБОРУДОВАНИЕ: 1)цветик - семицветик; 2) магнитная доска, магниты; 3) 4 карточки с задачами; 4) тесты; 5) чистые листочки; 6) пленка для кодоскопа с ответами теста; 7) пленка с решениями домашней задачи; рисунок практического задания; 8) рефераты, ребусы, кроссворды, рисунки – творческие работы учащихся; 9) плакаты с новыми правилами; 10) портрет Ф.Виета. План:
-работа у доски (решение уравнений); -проверка домашнего задания.
ХОД УРОКА.
Сообщить тему урока: « Квадратные уравнения» и цели:
1)Задача №651. х (х + 5) = 1800, ( х + 5) м х2 + 5х – 1800 = 0, Д = 25 – 4*1*1800 = 7225. x м х1= (-5-85) / 2= - 45 (не удовл. условию) х2 = (-5+85) /2 = 40 (удовл. условию)/ Ширина площадки 40 м, длина 40 + 5 = 45 (м). Ответ: 40 м, 45 м. 2) Практическая работа. Решите уравнения. В соответствии с полученными результатами нанести на координатной плоскости точки и последовательно соединить их, последнюю точку замкнуть с первой точкой. Должен получиться рисунок (х1 - меньшее значение корня, х2 - большее значение корня. Координаты точек координатной плоскости (х1; х2) или (х2; х1)). 1) х2 -11х + 18 = 0 (х1; х2) х1 = 2; х2 = 9 (2;9). 2) х2 - 4х + 4 = 0 (х1; х2) х1 = 2; х2 = 2 (2;2) 3) 2х2 - 10х = 0 (х2; х1) х1 = 0; х2 = 5 (5;0) 4) х2 + 5х – 14 = 0 (х2; х1) х1 = -6; х2 = 2 (2; -7) 5) х2 + 9х + 14 = 0 (х2; х1) х1= -7; х2 = - 2 (-2; -7) 6) 3х2 + 15х = 0 (х1; х2) х1 = -5; х2 = 0 (- 5; 0) 7) 3х2 - 12 = 0 (х1; х2) х1 = - 2; х2 = 2 (-2; 2 ) 8) 2х 2 - 14х – 36 = 0 (х1; х2) х1 = - 2; х2 = 9 ( -2; 9) Рисунок « ВАЗА». III ПОВТОРЕНИЕ. К доске вызываются 4 ученика решать по карточкам уравнения.№1. Решить уравнения: а) 7х2 - 9х + 2 = 0; б) 3х2 - 1=0. №2. Решить уравнения: а) 5х2 - 8х + 3 =0; б) 5х2 - 4х = 0. №3. Решить уравнение выделением квадрата двучлена (полного квадрата) х2 + 8х – 9 = 0. Сделать проверку по теореме, обратной теореме Виета. №4. Решить уравнение: а) х2 - 3х – 4 = 0; б) 2х2 + 5х +3 = 0. ОТВЕТЫ: №1 а) 1; 2/7; б) 1/3; - 1/3; №2 а) 1; 3/5; б) 0; 4/5 №3 1;9; №4 а) –1; 4; б) –1; -1,5. -« ЦВЕТИК – СЕМИЦВЕТИК». (Ученикам дается разъяснение выполнения этого задания). На магнитной доске из цветной бумаги прикреплен цветик, у которого на обратной стороне написаны виды квадратных уравнений (листочки отдельные). Ученики выходят по одному к доске, «срывая» лепестки (кроме белого) переворачивают их и отвечают на вопросы:
Через запад на восток, Через север, через юг Возвращайся сделав круг, Чуть коснешься ты земли – Быть по – моему вели». IV ТЕСТИРОВАНИЕ (по двум вариантам на 10 мин.) Вставить вместо многоточия слово, формулу по смыслу, чтобы получилось верное высказывание. В листы ответов писать только их. Проверка ответов теста осуществляется по кодопленке с ответами взаимопроверкой, а затем сдаются учителю. Оценки выставляются карандашом по следующим критериям: « 5» - 13; 12 баллов; « 4» - 11; 10; 9 баллов; « 3» - 8; 7; 6 баллов; « 2» - 5 и меньше. ОТВЕТЫ: 1 ВАРИАНТ 2 ВАРИАНТ1. Квадратным 1. Первым; свободным; 2. - d ; d ; 2. действительных; 3. неполным ; 3. неполным; 4. неполным; 4. –b + D -b - D 2a 2a 5. вторым; 5. меньше 0; 6. –b + D 6. приведенным; 2a 7. больше; 7. х1,2 = + p/2 + p2/4 - q ; 8. а= 1, b= p, c= q; 8. второму; противоположным; свободному 9. х1 + х2= - р ; х1 * х2 = q 9. =q; х2 + рх + q = 0; _______________________________________________________________10. = а (х – х1) ( х - х2) 10. биквадратным V. ПРОВЕРКА РЕШЕНИЙ НА ДОСКЕ. (В ходе проверки повторить понятия: полное квадратное уравнение, неполное квадратное уравнение, приведенное квадратное уравнение, дискриминант, формулы корней, теорема Виета).
Мы с вами решали квадратные уравнения различными способами: выделением полного квадрата, по формулам корней, с помощью теоремы Виета, разложением на множители, подбором и каждый раз убеждаемся, что существуют способы, позволяющие решать уравнения легче и быстрее. Сегодня познакомимся еще с одним способом решения квадратных уравнений через коэффициенты. Посмотрите на первые примеры, решенные на доске. Найдите в каждом из них сумму коэффициентов. 7х2 - 9х + 2 =0 7 + (-9) + 2 = 0 корни: 1 и 2/7 5х2 -8х + 3 =0 5 + (-8) + 3 =0 корни: 1 и 3/5 х2 - 8х – 9 = 0 1 + 8 + (-9) =0 корни: 1 и 9.
( ответ: а) в корнях - есть корень 1; б) в соответствии между отдельными коэффициентами и корнями х2 = с или х2 = с/а ; в) в сумме коэффициентов – сумма равна 0). Попробуем составить правило. Если в квадратном уравнении ах2 + bх + с = 0 а + в + с = 0, то один их корней уравнения 1, а другой по теореме Виета равен с/а . Вывесить плакат: ax2 + bx + c = 0 a + b + c = 0 x1 = 1; x2 = c/ a Решить в тетрадях и на доске примеры: 1) х2 + 5х – 6 = 0. Т.к. D = 1 и а +в +с = 0, то х1 = 1; х2 = -6 . Ответ: 1; - 6. 2) 3у2 – 2у – 1 = 0. Т.к. D = 16 и а + в + с = 0, 3 + (-2) + (- 1) = 0, то у1 = 1; у2 = - 1/ 3. Ответ: 1; -1/3. 3) –2у2 + 7у – 5 = 0. Т.к. D = 9, а + в + с = 0, -2 + 7 –5 =0, то у 1 = 1; у2 = -5/-2 = 2,5. Ответ: 1; 2,5.
Т.к. D = 81; а + в + с = 0, 4 – 17 + 13 = 0, то х1 = 1; х2 = 13/ 4 = 4,25. Ответ: 1; 4,25. Есть еще случай, при котором решение зависит от коэффициентов. Рассмотрим примеры, решенные на доске: х2 - 3х –4 = 0, х1 = -1; х2 = 4; 2х2 + 5х + 3 = 0, х1 = -1; х2 = - 1,5. Какая связь здесь между корнями и коэффициентами? Сумма коэффициентов равна –6 и 10. Новое выведенное правило не подходит. А если сложить а и с? Сумма а и с равна в: 1 + (- 4) = -3; 2 + 3 = 5, а один из корней равен –1, а второй корень равен – с /а. Вывесить плакат и записать правило: Если в квадратном уравнении ах2 + вх +с =0 а + с = в, то один из корней равен –1, а второй –с/ а. ах 2 + вх +с = 0 а+ с = в х1 = -1; х2 = -с/а. Решить в тетрадях и на доске уравнения № 2. 1) -2х2 + 37х + 39 = 0. D = 372 -4* (- 2)* 39 = 1681. Т. к. -2 + 39 = 37, а + с = в, то х1 = -1; х2 = -39/-2 = 18,5. Ответ: -1; 18,5. 2) 67х2 + 75х + 8 = 0 D = 752 - 4 * 67 * 8 = 3481. Т.к. 67 + 8 = 75,то х1 = -1; х2 = -8/ 67. Ответ: -1; - 8/67. Есть и еще другие способы решения квадратных уравнений: графически, разложением на множители и другие. А те способы, которые вам известны, применяйте смело при решении уравнений. Последний лепесток цветика - семицветика - это вид уравнений на новое правило (последний лист перевернуть). VII. Разгадывание ребусов, приготовленных учащимися параллельных классов по теме: «Квадратные уравнения». VIII. Итог урока. Выставление оценок: - за тесты; - за работу на доске; - за домашнее задание; - за ответы на вопросы, дополнения. IX. Домашнее задание: подготовиться к контрольной работе; решить № 547, № 540 по вариантам: 1 вариант: а), в), д), ж; 2 вариант: б), г), е), з) (рациональным способом). УРОК ОКОНЧЕН. СПАСИБО ЗА УРОК. |
Конспект урока физики в 10 классе По теме: «Тепловые двигатели и... Тип урока: урок – обобщения и систематизация знаний (урок проводится в виде конференции) | Урок географии в 7 классе по теме «Южная Америка» Урок по теме «Южная Америка» Дидактическая цель: Создать условия для обобщения и систематизации знаний по теме «Южная Америка» на основе технологии группового... | ||
Конспект урока по русскому языку в 10 б (профильном социально-гуманитарном... Урок обобщения и систематизации знаний, умений и навыков по теме «Типы придаточных в спп» | Урок русского языка в 7 классе «повторение изученного по теме «причастие» Предмет: русский язык + литература (интеграция учебных предметов), комбинированный урок (урок обобщения изученного материала + урок... | ||
Урок обобщения по теме: «Право в нашей жизни» Урок – обобщения по теме: «Право в нашей жизни». Для учащихся 11 «А» профильного класса | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Урок в 5 классе по теме «Умножение и деление десятичных дробей». (интегрированный урок по теме «Здоровье и физкультура»). Урок разработала... | ||
Урок обобщения знаний в 7 классе по теме «Одночлены» выпускная квалификационная работа работу Муниципальное общеобразовательное учреждение основная общеобразовательная школа с/ студёнки | Урока: урок обобщения и систематизации знаний, умений, навыков. Цели... Урок-соревнование в 6-м классе по теме "Действия с положительными и отрицательными числами" | ||
Урок в 5 классе по теме «пришивание пуговиц» Предмет – технология (Учитель Никифорова Г. Е.) Урок в 5 классе по теме «пришивание пуговиц» | Урока по теме «Социальная сфера жизни общества» Учитель объявляет учащимся тип занятия урок обобщения и комплексного применения знаний, называет тему урока | ||
Урок игра по русскому языку в 5 классе по теме «Синтаксис» Урок – игра по русскому языку в 5 классе по теме «Синтаксис». Учитель русского языка и литературы Шадрина Людмила Виталиевна | Урок информатики и логики в 3 классе по теме: «Логика и информация» Пономарёва Е. А. учитель начальных классов моу гимназии №56 Интегрированный урок информатики и логики в 3 классе по теме: «Логика... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Данный урок – урок обобщения и систематизации знаний, умений и навыков, учащихся по теме «Использование свойств функции при решении... | Урок по физике в 8 классе. Учитель Тарасова Лариса Васильевна. 15.... Открытый урок по физике в 8 классе. Учитель – Тарасова Лариса Васильевна. 15. 03. 12 | ||
Урок алгебры в 8 классе по теме: «Решение линейных неравенств с одной переменной и их систем» Урок систематизации и обобщения изученного материала по теме «Решение линейных неравенств с одной переменной и их систем» | Урок английского языка во 2 классе по теме «Профессии» План-конспект открытого урока по математике во 2А классе. Учитель: Белицкая Ольга Николаевна, первая квалификационная категория |