Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





Скачать 427.54 Kb.
НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
страница1/5
Дата публикации12.01.2014
Размер427.54 Kb.
ТипОбразовательная программа
100-bal.ru > Математика > Образовательная программа
  1   2   3   4   5
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО

ОБРАЗОВАНИЯ (ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ)

ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ

ИНСТИТУТ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ

И ПЕРЕПОДГОТОВКИ РАБОТНИКОВ ОБРАЗОВАНИЯ
КАФЕДРА ТЕОРИИ И МЕТОДИКИ

МАТЕМАТИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ


Утверждаю:

Ректор ВОИПКиПРО, проф.

_____________ Ю.А. Савинков

«___»_______ 2012 г.


ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

«Введение федеральных государственных образовательных стандартов основного общего образования»

(108 часов)

2012/13 УЧЕБНЫЙ ГОД
ВОРОНЕЖ 2012
Пояснительная записка
Дополнительная профессиональная образовательная программа и сопровождающие ее учебные материалы ориентированы на повышение квалификации учителей математики Воронежской области.

Цель программы: обеспечить подготовку учителей математики к реализации государственного стандарта общего образования второго поколения, ориентировать их на ценностные установки, цели и задачи, определенные государственным стандартом.

Задачи программы:

  • минимизировать профессиональные затруднения учителей математики, связанные с разработкой рабочих программ по предмету на основе Фундаментального ядра содержания основного общего образования и примерных программ по математике;

  • развить профессиональные компетентности учителей математики по формированию универсальных учебных действий у учащихся;

  • освоение педагогами новой системы требований к оценке итогов образовательной деятельности обучающихся;

  • коррекция представлений педагогов о решении проблем когнитивного и личностного развития ребенка, в том числе, разработки содержания образования, отбора эффективных инновационных форм и методов образовательной деятельности, ориентированной на развитие интеллектуально-творческого и социально-психологического потенциала личности ребенка;

  • освоение теоретических и методических основ диагностики индивидуально-психологических и личностных особенностей учащихся и составления психолого-педагогического портрета класса как ориентира для проектирования образовательной программы;

  • научить реализовывать на практике программу воспитания и социализации учащихся на ступени основного общего образования на основе требований ФГОС (стандарты второго поколения);

  • формирование готовности педагогических работников к ведению образовательного процесса в новых условиях - в ИКТ-насыщенной среде.

Содержание программы повышения квалификации работников образования ориентировано на активную работу каждого слушателя в деятельностном режиме.

Формы учебной работы: лекции, лекции–диалоги, семинары, дискуссии, практические занятия, консультации, проектирование в малых группах, индивидуальная работа слушателей курсов, мастер-классы.

Форма итогового контроля: защита разработанной рабочей программы по математике для 5 класса с учетом психолого-педагогического портрета класса.

Реализация программы повышения квалификации учителей математики предполагает самостоятельную исследовательскую работу слушателей.

Программа повышения квалификации учителей математики построена по модульному принципу и рассчитана на 108 часов.
Учебный план (108 часов)




Название

Лекций

Практикумов

Всего

Форма контроля

1

2

3

4

5

6

1

Психолого- педагогическая готовность учителя к реализации ФГОС нового поколения.

2

4

6




2

Воспитание и социализация обучающихся на ступени основного общего образования.

2

4

6




3

ИКТ-среда реализации ФГОС основного общего образования второго поколения.

2

4

6







ВСЕГО

18 ч




4

Технология разработки рабочей программы по математике.

(Стандарты второго поколения)


12

30

42

Собеседование

1

2

3

4

5

6

5

Защита разработанной рабочей программы по математике для 5 класса.




12

12

Защита проекта




ВСЕГО

54ч







САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА

36 ч

Разработка рабочей программы по математике для 5 класса с учетом психолого-педагогического портрета класса




ИТОГО

108 ч





Учебно-тематический план (108 часов)


Тема

Название

Лекций

Практикумов

Всего

Форма контроля

Ф.И.О.

преподавателя

1

2

3

4

5

6

7

1

Психолого- педагогическая готовность учителя к реализации ФГОС нового поколения.

2

4

6




Козлова Т.А.

1.1

Требования к профессиональной компетентности учителя и его психолого-педагогическая готовность к реализации нового ФГОС.

1




1







1.2

Учет и диагностика особенностей психических процессов при проектировании и организации образовательного процесса

1

2

3







1

2

3

4

5

6

7

1.3

Психолого-педагогический портрет класса: структура, методика составления и учет при проектировании образовательных программ




2

2







2

Воспитание и социализация обучающихся на ступени основного общего образования.

2

4

6




Енин А.В.

2.1

Цель воспитания и социализации обучающихся на ступени основного общего образования

1




1







2.2

Использование видов деятельности и форм занятий с обучающимися, прописанных в ФГОС для создания воспитательных программ.

1




1







2.3

Проектирование программ по видам внеклассной деятельности в зависимости от итогов мониторинга воспитания и социализации обучающихся начальной школы.





4

4







1

2

3

4

5

6

7

3

ИКТ-среда реализации ФГОС основного общего образования второго поколения.

2

4

6




Бачурина Л.А.

3.1

Средства ИКТ, необходимые для реализации требований ФГОС ООО второго поколения

2




2







3.2

Электронные образовательные ресурсы и их использование в образовательном процессе основной школы




4

4










ВСЕГО

18 ч







4

Технология разработки рабочей программы по математике.

(Стандарты второго поколения)


12


30



42

Собесе-дование

Данкова И.Н.

Гайдукова Н.И.

Быкова Н.И.

4.1

Алгоритм конструирования рабочей программы по математике.

1




1




Данкова И.Н.


4.2

Системно-деятельностный подход

в обучении математике.

2

4

6




Гайдукова Н.И.


4.3

Математические понятия и моделирование.

2

4

6




Быкова Н.И.

4.4

Проектно- исследовательские технологии при изучении математики.

3

3

6




Гайдукова Н.И.


4.5

Технологии дифференциации и индивидуализации обучения математике.



2

4

6




Быкова Н.И.

1

2

3

4

5

6

7

4.6

Современные подходы к контрольно-оценочной

деятельности в основной школе.

2

4

6




Быкова Н.И.

4.7

Разработка рабочей программы по математике для 5 класса.




11

11

Собесе-дование

Данкова И.Н.

5

Защита разработанной рабочей программы по математике для

5 класса.




12

12

Защита проекта

Данкова И.Н.

Гайдукова Н.И.

Быкова Н.И.

Занина О.В.




ВСЕГО

54 ч










Самостоятельная работа

36 ч

Разработка рабочей прог-раммы по математике для 5 класса с учетом психолого-педагогического портрета класса.







ИТОГО

108 ч









СОДЕРЖАНИЕ МОДУЛЕЙ
Модуль «Психолого-педагогическая готовность учителя

к реализации ФГОС нового поколения»

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Сегодня инновационное развитие школы не только практически реализовало и доказало эффективность, но и законодательно утвердило социальную значимость и необходимость развивающего, личностно ориентированного и компетентностного подходов, что получило воплощение в принятии и внедрении ФГОС второго поколения.

В практике подготовки и переподготовки учителей общеобразовательной школы вместе с тем образовался разрыв между новыми требованиями к профессиональной компетентности педагога (отразившимися, в частности, в модели оценки профессиональной квалификации В.Д. Шадрикова и др.) и психолого-педагогической и методической неготовностью учителя к отказу от привычных традиционных методик «знаниевого» подхода и переходу от предметного взгляда на проектирование и реализацию образовательного процесса к метапредметному уровню формирования теоретических и практических ЗУНов и универсальных учебных действий школьников как субъектов учебно-познавательной деятельности и социального развития; к роли активного творческого и рефлексирующего педагогического субъекта проектирования образовательных результатов, методик и средств диагностики и оценивания, а также необходимых для их достижения психологических, педагогических, дидактических и др. условий.

Причины этого кроются как в когнитивном, так и в аксиологическом, деятельностном и творчески-деятельностном компонентах профессиональной компетентности (готовности) педагога, вызывая затруднения на любом этапе профессиональной деятельности – от анализа реальной текущей ситуации и исходного состояния учащихся (уровня их компетентности) до оценки эффективности урока и рефлексии собственных профессиональных достижений и просчетов; от прогнозирования ситуации развития, постановки адекватных современным требованиям образовательных целей и задач, разработки критериев оценки достигнутых результатов и показателей их качества, проектирования необходимых педагогических условий, до организации деятельности учащихся и педагогического взаимодействия и др.

Одним из базовых исходных затруднений, обусловливающих недостаточно осмысленное и полное понимание требований современного образовательного процесса, является плохое владение современной психолого-педагогической терминологией, используемой в новых стандартах и научных публикациях. Это рождает в педагогическом сознании смысловую путаницу, подмену одних понятий другими без изменения их сущностного содержания и возвращение к традиционным, привычным для сознания учителя категориям «формирования», «передачи» и «воздействия» на основе «субъект-объектных» отношений. Использование проектных, диалогических, исследовательских, проблемных рефлексивных и др. современных образовательных технологий зачастую проявляется как следование требованию времени, чем сознательно выбираемым педагогическим средством для получения новых образовательных, личностных, культурообразующих и социализирующих результатов метапредметного характера.

Особенно важно подготовить учителей среднего звена и старшей школы к взаимодействию со школьником как субъектом учебно-познавательной деятельности, образовательного диалога, социальной и творческой активности, самореализации и духовного развития; к реализации новых образовательных стандартов и созданию условий для развития субъектности учащихся; к оказанию психолого-педагогической поддержки и организации сопровождения индивидуальной образовательной траектории школьника; к формированию у него универсальных учебных действий и метапредметных знаний, умений, ключевых образовательных компетенций.

Цель изучения модуля: освоение участниками теоретических и технологических основ организации образовательного процесса в контексте требований ФГОС второго поколения; психолого-педагогического сопровождения становления и развития субъектности учащегося.

Для достижения данной цели предполагается решение следующих задач:

- формирование базовых знаний об основных понятиях ФГОС, отражающих образовательные результаты и связанных с ними понятий, выявление сущностных характеристик новых требований ФГОС к ученику и учителю, к организации образовательного процесса;

-организация рефлексии, анализа и группового обсуждения педагогического опыта по реализации метапредметного содержания образовательного процесс (урока) и использованию эффективных приемов работы с классом и интерактивных технологий способствующих формированию УУД;

-совершенствование умений проектирования и использования конкретных эффективных способов формирования УУД, способов оценивания учебных достижений учащихся;

-стимулирование аналитических, прогностических, проектировочных, рефлексивных, креативных, коммуникативных умений и способностей педагогов как основы их профессионального мастерства

-организация помощи педагогу (и взаимопомощи) в осознании и преодолении профессиональных затруднений по реализации ФГОС нового поколения

Ожидаемые общие результаты:

  1. осознание слушателями ценности субъектности учащегося как механизма его творческой активности и саморазвития и важности ее психолого-педагогической поддержки и развития; значимости приемов вовлечения учащихся в активную учебно-познавательную, и творческую деятельность;

  2. формирование системы базовых педагогических понятий как инструмента педагогического мышления учителя; умения ими грамотно оперировать;

  3. овладение участниками новым опытом

- осмысления психолого-педагогических основ формирования УУД,

- проектирования и организации учебно-познавательной деятельности учащихся с целью формирования и развития их субъектности;

- проектирования учета и оценки учебных и личностных достижений учащихся

  1. ориентация слушателей на рефлексию как инструмент самопознания, механизм самосовершенствования и важнейший компонент учебного процесса (учитель-слушатель курсов как учащийся);

  2. рефлексивная самооценка участниками своей профессиональной компетентности в контексте требований нового ФГОС, осознание и преодоление индивидуальных профессиональных затруднений

Учебно-тематический план



Тема

Кол-во

часов

Форма

занятия

1.

Требования к профессиональной компетентности учителя и его психолого-педагогическая готовность к реализации нового ФГОС.

1

лекция

2.

Учет и диагностика особенностей психических процессов при проектировании и организации образовательного процесса.

1

2

лекция

практика

3.

Психолого-педагогический портрет класса: структура, методика составления и учет при проектировании образовательных программ.

2

практика




Итого

6





Содержание тем

Тема 1. Требования к профессиональной компетентности учителя и его психолого-педагогическая готовность к реализации нового ФГОС.

От «передачи знаний» и «формирования умений и навыков» к «организации учебно-познавательной и проектной деятельности» и «формированию метапредметных знаний и универсальных учебных действий» - стратегический вектор в развитии образовательный системы. Преемственность стандартов начальной, средней и старшей школы.

Требования к образовательным программам. Основная  образовательная    программа  (ООП) ступени школьного  образования (общего образования: начального, основного, среднего (полного)). Обеспечение  реализации ФГОС с учетом типа и вида   образовательного   учреждения,  образовательных  потребностей и запросов обучающихся. ООП разрабатываются  образовательным  учреждением. Инвариантная и вариативная части ООП. Программы   учебных курсов, дисциплин,  образовательных  модулей.

ООП в содержательной части должна включать: образовательные программы, ориентированные на достижение личностных, предметных и метапредметных   результатов (в том числе программу развития универсальных учебных действий (программу формирования общеучебных умений и навыков) на ступени основного общего образования, включающую и компетенции обучающихся в области использования информационно-коммуникационных технологий, учебно-исследовательской  и проектной деятельности; программу воспитания и социализации обучающихся на ступени основного общего образования (духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся, их социализация и профессиональная ориентация, формирование экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни); программу коррекционной работы1).

Профессиональная готовность учителя к реализации новых образовательных стандартов: знаниевый компонент (что необходимо знать о требованиях ФГОС и о психологии ученика как фактора успешности реализации образовательных программ), практически-деятельностный (чему следует научиться при диагностике психологических особенностей класса, при проектировании ООП?), творческий компонент (как обеспечить в образовательной программе формирования УУД учет психолого-педагогических особенностей класса и сопровождение индивидуальной образовательной траектории учащегося?). Требования к профессиональной компетентности учителя (по В.Д.Шадрикову) в контексте ФГОС, ее критерии и показатели.

Тема 2. Учет и диагностика особенностей психических процессов при проектировании и организации образовательного процесса

Совокупная качественная характеристика психологических особенностей как каждого учащегося, так и всего классного коллектива составляет «психолого-педагогический портрет класса» (ПППК). Он включает следующие показатели, важные для оценки результатов освоения образовательной программы НШ (стартовый уровень) и образовательной программы текущего года (5 класс):

– общие особенности психических процессов учащихся класса (типологические характеристики личности для их учета и индивидуального подхода и особенности познавательных процессов: восприятия, внимания, памяти, мышления, воображения – для их гармоничного развития и учета при организации процесса обучения)

- творческий потенциал, интеллектуальные и креативные способности учащихся класса

- особенности волевой, эмоциональной сферы учащихся

- личностные характеристики и свойства учащихся (направленность личности, сфера интересов, ценностные ориентации, способности), формируемые в составе УУД

- сформированность метапредметных умений

а) познавательных УУД (индивидуальных для каждого ученика), конкретно:

б) коммуникативных умений и способностей

в) регулятивных умений и способностей

г) рефлексивных умений и способностей

- особенности социальных и межличностных отношений учащихся класса (социальный климат в классе, навыки сотрудничества, кооперации)

Комплекс психологических диагностических методик, позволяющих исследовать особенности типологических свойств, познавательных процессов, мышления, эмоционально-волевой сферы, направленности личности, самооценки и рефлексивных способностей. Освоение некоторых прикладных методик для составления ПППК

Способы педагогической диагностики соответствия сформированности результатов образовательного процесса (кроме предметных и результатов воспитания) требованиям ФГОС.

Тема 3. Психолого-педагогический портрет класса: структура, методика составления и учет при проектировании образовательных программ.

Сущность и назначение ПППК. Фиксация и отражение особенностей уровня развития учащихся конкретного класса, их учебных и личностных достижений. Знание, понимание и учет учителями ( классным руководителем, педагогом-психологом, социальным педагогом, родителями и др). важных для интеллектуального, личностного, социального, нравственного развития ребенка показателей: уровней развития учащихся «стартового», «актуального» и «идеального» для данного возраста и контингента школьников; реальных результатов обучения, воспитания и развития учащихся; учета индивидуальных особенностей каждого учащегося при дифференциации обучения; учета индивидуальных особенностей каждого учащегося при педагогическом сопровождении и поддержке индивидуальной траектории развития; особенностей влияния социальной, воспитательной и образовательной среды; обобщенного уровня развития конкретного коллективного субъекта.

Данные показатели отражают состояние и уровень развития учащихся класса на текущий момент сравнительно со стартовым (исходным) уровнем и «идеальным» итоговым состоянием, заложенном в ФГОС и образовательной программе ОУ в качестве требований к результатам образования на данном уровне.

Сводные данные ППК помогают составить 1) общее представление об особенностях психологического портрета класса вообще (обобщенный портрет), 2) представление о психолого-педагогических характеристиках конкретных учащихся, 3) представление о различных группах, дифференцированных по ряду общих особенностей познавательной, эмоционально-волевой, личностной и др. сфер для постановки актуальных задач развития учащихся, выбора наиболее эффективных методов работы, помощи в освоении индивидуальных стратегий обучения в зависимости от особенностей данной группы детей.

Методы психолого-педагогического исследования: наблюдения, опросов учащихся, анализа учебных и творческих работ учащихся, «портфолио ученика», обобщения данных педагогического контроля, фиксирующего уровень сформированности у них учащихся УУД, компетенций, ценностных ориентаций, общих и специальных способностей и др.); опросы учителей-предметников, родителей, педагога-психолога и др. владеющих значимой информацией лиц проективные методики, психологические тесты, выявляющие особенности когнитивных процессов, волевой и эмоциональной сфер учащегося; методика экспертной оценки уровня сформированности УУД школьников; социометрические исследования.

Оформление карты психолого-педагогического портрета класса, систематизация данных, получение индивидуальных данных из общей карты.
Литература

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / М-во образования и науки Рос. Федерации. – М.: Просвещение, 2010.

  2. Фундаментальное ядро содержания общего образования / под ред. В.В. Козлова, А.М. Кондакова. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2010.

  3. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя / под ред. А.Г. Асмолова. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2010 (имеется электронный вариант).

4. Педагогическая психология: Учеб. для студ. высш учеб заведений / Под ред. Н.В. Клюевой. - М.: П24 Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. - 400 с.

  1. Методика оценки уровня квалификации педагогических работников / Под ред. В.Д. Шадрикова, И.В. Кузнецовой. – Москва, 2010. – 174 с. / [ электронная версия, URL: http://mon.gov.ru/files/materials/8053/10.12.08-metodika.pdf]

  1. Колеченко А. К. Энциклопедия педагогических технологий: Пособие для преподавателей. – СПб.: КАРО, 2002. – 368 с. (имеется электронная версия)

7. Холодная М.А. Когнитивные стили. О природе индивидуального ума. 2-е изд. — СПб.: Питер, 2004.
  1   2   3   4   5

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск