Скачать 427.54 Kb.
|
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ) ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ ИНСТИТУТ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ И ПЕРЕПОДГОТОВКИ РАБОТНИКОВ ОБРАЗОВАНИЯ КАФЕДРА ТЕОРИИ И МЕТОДИКИ МАТЕМАТИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ Утверждаю: Ректор ВОИПКиПРО, проф. _____________ Ю.А. Савинков «___»_______ 2012 г. ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА «Введение федеральных государственных образовательных стандартов основного общего образования» (108 часов) 2012/13 УЧЕБНЫЙ ГОД ВОРОНЕЖ 2012 Пояснительная записка Дополнительная профессиональная образовательная программа и сопровождающие ее учебные материалы ориентированы на повышение квалификации учителей математики Воронежской области. Цель программы: обеспечить подготовку учителей математики к реализации государственного стандарта общего образования второго поколения, ориентировать их на ценностные установки, цели и задачи, определенные государственным стандартом. Задачи программы:
Содержание программы повышения квалификации работников образования ориентировано на активную работу каждого слушателя в деятельностном режиме. Формы учебной работы: лекции, лекции–диалоги, семинары, дискуссии, практические занятия, консультации, проектирование в малых группах, индивидуальная работа слушателей курсов, мастер-классы. Форма итогового контроля: защита разработанной рабочей программы по математике для 5 класса с учетом психолого-педагогического портрета класса. Реализация программы повышения квалификации учителей математики предполагает самостоятельную исследовательскую работу слушателей. Программа повышения квалификации учителей математики построена по модульному принципу и рассчитана на 108 часов. Учебный план (108 часов)
Учебно-тематический план (108 часов)
СОДЕРЖАНИЕ МОДУЛЕЙ Модуль «Психолого-педагогическая готовность учителя к реализации ФГОС нового поколения» ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКАСегодня инновационное развитие школы не только практически реализовало и доказало эффективность, но и законодательно утвердило социальную значимость и необходимость развивающего, личностно ориентированного и компетентностного подходов, что получило воплощение в принятии и внедрении ФГОС второго поколения. В практике подготовки и переподготовки учителей общеобразовательной школы вместе с тем образовался разрыв между новыми требованиями к профессиональной компетентности педагога (отразившимися, в частности, в модели оценки профессиональной квалификации В.Д. Шадрикова и др.) и психолого-педагогической и методической неготовностью учителя к отказу от привычных традиционных методик «знаниевого» подхода и переходу от предметного взгляда на проектирование и реализацию образовательного процесса к метапредметному уровню формирования теоретических и практических ЗУНов и универсальных учебных действий школьников как субъектов учебно-познавательной деятельности и социального развития; к роли активного творческого и рефлексирующего педагогического субъекта проектирования образовательных результатов, методик и средств диагностики и оценивания, а также необходимых для их достижения психологических, педагогических, дидактических и др. условий. Причины этого кроются как в когнитивном, так и в аксиологическом, деятельностном и творчески-деятельностном компонентах профессиональной компетентности (готовности) педагога, вызывая затруднения на любом этапе профессиональной деятельности – от анализа реальной текущей ситуации и исходного состояния учащихся (уровня их компетентности) до оценки эффективности урока и рефлексии собственных профессиональных достижений и просчетов; от прогнозирования ситуации развития, постановки адекватных современным требованиям образовательных целей и задач, разработки критериев оценки достигнутых результатов и показателей их качества, проектирования необходимых педагогических условий, до организации деятельности учащихся и педагогического взаимодействия и др. Одним из базовых исходных затруднений, обусловливающих недостаточно осмысленное и полное понимание требований современного образовательного процесса, является плохое владение современной психолого-педагогической терминологией, используемой в новых стандартах и научных публикациях. Это рождает в педагогическом сознании смысловую путаницу, подмену одних понятий другими без изменения их сущностного содержания и возвращение к традиционным, привычным для сознания учителя категориям «формирования», «передачи» и «воздействия» на основе «субъект-объектных» отношений. Использование проектных, диалогических, исследовательских, проблемных рефлексивных и др. современных образовательных технологий зачастую проявляется как следование требованию времени, чем сознательно выбираемым педагогическим средством для получения новых образовательных, личностных, культурообразующих и социализирующих результатов метапредметного характера. Особенно важно подготовить учителей среднего звена и старшей школы к взаимодействию со школьником как субъектом учебно-познавательной деятельности, образовательного диалога, социальной и творческой активности, самореализации и духовного развития; к реализации новых образовательных стандартов и созданию условий для развития субъектности учащихся; к оказанию психолого-педагогической поддержки и организации сопровождения индивидуальной образовательной траектории школьника; к формированию у него универсальных учебных действий и метапредметных знаний, умений, ключевых образовательных компетенций. Цель изучения модуля: освоение участниками теоретических и технологических основ организации образовательного процесса в контексте требований ФГОС второго поколения; психолого-педагогического сопровождения становления и развития субъектности учащегося. Для достижения данной цели предполагается решение следующих задач: - формирование базовых знаний об основных понятиях ФГОС, отражающих образовательные результаты и связанных с ними понятий, выявление сущностных характеристик новых требований ФГОС к ученику и учителю, к организации образовательного процесса; -организация рефлексии, анализа и группового обсуждения педагогического опыта по реализации метапредметного содержания образовательного процесс (урока) и использованию эффективных приемов работы с классом и интерактивных технологий способствующих формированию УУД; -совершенствование умений проектирования и использования конкретных эффективных способов формирования УУД, способов оценивания учебных достижений учащихся; -стимулирование аналитических, прогностических, проектировочных, рефлексивных, креативных, коммуникативных умений и способностей педагогов как основы их профессионального мастерства -организация помощи педагогу (и взаимопомощи) в осознании и преодолении профессиональных затруднений по реализации ФГОС нового поколения Ожидаемые общие результаты:
- осмысления психолого-педагогических основ формирования УУД, - проектирования и организации учебно-познавательной деятельности учащихся с целью формирования и развития их субъектности; - проектирования учета и оценки учебных и личностных достижений учащихся
Учебно-тематический план
Содержание тем Тема 1. Требования к профессиональной компетентности учителя и его психолого-педагогическая готовность к реализации нового ФГОС. От «передачи знаний» и «формирования умений и навыков» к «организации учебно-познавательной и проектной деятельности» и «формированию метапредметных знаний и универсальных учебных действий» - стратегический вектор в развитии образовательный системы. Преемственность стандартов начальной, средней и старшей школы. Требования к образовательным программам. Основная образовательная программа (ООП) ступени школьного образования (общего образования: начального, основного, среднего (полного)). Обеспечение реализации ФГОС с учетом типа и вида образовательного учреждения, образовательных потребностей и запросов обучающихся. ООП разрабатываются образовательным учреждением. Инвариантная и вариативная части ООП. Программы учебных курсов, дисциплин, образовательных модулей. ООП в содержательной части должна включать: образовательные программы, ориентированные на достижение личностных, предметных и метапредметных результатов (в том числе программу развития универсальных учебных действий (программу формирования общеучебных умений и навыков) на ступени основного общего образования, включающую и компетенции обучающихся в области использования информационно-коммуникационных технологий, учебно-исследовательской и проектной деятельности; программу воспитания и социализации обучающихся на ступени основного общего образования (духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся, их социализация и профессиональная ориентация, формирование экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни); программу коррекционной работы1). Профессиональная готовность учителя к реализации новых образовательных стандартов: знаниевый компонент (что необходимо знать о требованиях ФГОС и о психологии ученика как фактора успешности реализации образовательных программ), практически-деятельностный (чему следует научиться при диагностике психологических особенностей класса, при проектировании ООП?), творческий компонент (как обеспечить в образовательной программе формирования УУД учет психолого-педагогических особенностей класса и сопровождение индивидуальной образовательной траектории учащегося?). Требования к профессиональной компетентности учителя (по В.Д.Шадрикову) в контексте ФГОС, ее критерии и показатели. Тема 2. Учет и диагностика особенностей психических процессов при проектировании и организации образовательного процесса Совокупная качественная характеристика психологических особенностей как каждого учащегося, так и всего классного коллектива составляет «психолого-педагогический портрет класса» (ПППК). Он включает следующие показатели, важные для оценки результатов освоения образовательной программы НШ (стартовый уровень) и образовательной программы текущего года (5 класс): – общие особенности психических процессов учащихся класса (типологические характеристики личности для их учета и индивидуального подхода и особенности познавательных процессов: восприятия, внимания, памяти, мышления, воображения – для их гармоничного развития и учета при организации процесса обучения) - творческий потенциал, интеллектуальные и креативные способности учащихся класса - особенности волевой, эмоциональной сферы учащихся - личностные характеристики и свойства учащихся (направленность личности, сфера интересов, ценностные ориентации, способности), формируемые в составе УУД - сформированность метапредметных умений а) познавательных УУД (индивидуальных для каждого ученика), конкретно: б) коммуникативных умений и способностей в) регулятивных умений и способностей г) рефлексивных умений и способностей - особенности социальных и межличностных отношений учащихся класса (социальный климат в классе, навыки сотрудничества, кооперации) Комплекс психологических диагностических методик, позволяющих исследовать особенности типологических свойств, познавательных процессов, мышления, эмоционально-волевой сферы, направленности личности, самооценки и рефлексивных способностей. Освоение некоторых прикладных методик для составления ПППК Способы педагогической диагностики соответствия сформированности результатов образовательного процесса (кроме предметных и результатов воспитания) требованиям ФГОС. Тема 3. Психолого-педагогический портрет класса: структура, методика составления и учет при проектировании образовательных программ. Сущность и назначение ПППК. Фиксация и отражение особенностей уровня развития учащихся конкретного класса, их учебных и личностных достижений. Знание, понимание и учет учителями ( классным руководителем, педагогом-психологом, социальным педагогом, родителями и др). важных для интеллектуального, личностного, социального, нравственного развития ребенка показателей: уровней развития учащихся «стартового», «актуального» и «идеального» для данного возраста и контингента школьников; реальных результатов обучения, воспитания и развития учащихся; учета индивидуальных особенностей каждого учащегося при дифференциации обучения; учета индивидуальных особенностей каждого учащегося при педагогическом сопровождении и поддержке индивидуальной траектории развития; особенностей влияния социальной, воспитательной и образовательной среды; обобщенного уровня развития конкретного коллективного субъекта. Данные показатели отражают состояние и уровень развития учащихся класса на текущий момент сравнительно со стартовым (исходным) уровнем и «идеальным» итоговым состоянием, заложенном в ФГОС и образовательной программе ОУ в качестве требований к результатам образования на данном уровне. Сводные данные ППК помогают составить 1) общее представление об особенностях психологического портрета класса вообще (обобщенный портрет), 2) представление о психолого-педагогических характеристиках конкретных учащихся, 3) представление о различных группах, дифференцированных по ряду общих особенностей познавательной, эмоционально-волевой, личностной и др. сфер для постановки актуальных задач развития учащихся, выбора наиболее эффективных методов работы, помощи в освоении индивидуальных стратегий обучения в зависимости от особенностей данной группы детей. Методы психолого-педагогического исследования: наблюдения, опросов учащихся, анализа учебных и творческих работ учащихся, «портфолио ученика», обобщения данных педагогического контроля, фиксирующего уровень сформированности у них учащихся УУД, компетенций, ценностных ориентаций, общих и специальных способностей и др.); опросы учителей-предметников, родителей, педагога-психолога и др. владеющих значимой информацией лиц проективные методики, психологические тесты, выявляющие особенности когнитивных процессов, волевой и эмоциональной сфер учащегося; методика экспертной оценки уровня сформированности УУД школьников; социометрические исследования. Оформление карты психолого-педагогического портрета класса, систематизация данных, получение индивидуальных данных из общей карты. Литература
4. Педагогическая психология: Учеб. для студ. высш учеб заведений / Под ред. Н.В. Клюевой. - М.: П24 Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. - 400 с.
7. Холодная М.А. Когнитивные стили. О природе индивидуального ума. 2-е изд. — СПб.: Питер, 2004. |