Скачать 170.83 Kb.
|
Интегрированный урок по теме: «Запятая», 5 класс. (русский язык и математика) Эпиграфы урока: « В его возрасте ( да и всегда) есть только две науки, в пользе которых можно быть твёрдо уверенным – это язык или языки, искусство выражать и понимать всякие и во всякой форме мысли, и математика.» (Л.Н.Толстой) «Математика – это больше, чем наука, это язык.» (Н.Бор) Тема урока русского языка: «Роль запятой в русском языке». Цели урока: обобщение и систематизация знаний о запятой; закрепление навыков постановки запятых в предложении. Тема урока математики: «Действия с десятичными дробями». Цели урока: обобщение и систематизация знаний, умений и навыков учащихся при выполнении действий над десятичными дробями. Ход урока: 1.Объявление темы урока. Учитель русского языка: Здравствуйте, ребята! Здравствуйте, гости! Сегодня у нас необычный урок, интегрированный, т. е. урок русского языка и математики. А тему урока вы угадаете сами, если вытащите из тайников вашей памяти всё ценное. Мы с учителем математики будем задавать вам свои вопросы, а первая буква ответа будет очередной буквой в угаданном слове. И так мы начинаем. Учитель математики: В дроби 5/100 число 5 – это числитель дроби, а число 100 – это…? Учитель русского языка: Слова одной и той же части речи с противоположным значением...? Учитель математики: Как называются дроби, в которых числитель меньше знаменателя? Учитель русского языка: Буква, состоящая из двух звуков [й] и [а]…? Учитель математики: Чтобы получить ответ при умножении десятичной дроби на некоторое число, надо перенести запятую в этой дроби на три цифры вправо. На какое число умножили данную десятичную дробь? На… Учитель русского языка: Союз, который употребляется в сложносочинённых предложениях и стоит в начале алфавита? Учитель математики: Какое ключевое слово объединяет две науки, о которых идёт речь в высказываниях, написанных на доске? Ответы: З - В дроби 5/100 число 5 – это числитель дроби, а число 100 – это…? (знаменатель); А - Слова одной и той же части речи с противоположным значением...? ( антонимы); П - Как называются дроби, в которых числитель меньше знаменателя? ( правильные); Я - Буква, состоящая из двух звуков [й] и [а]…? ( я); Т - Чтобы получить ответ при умножении десятичной дроби на некоторое число, надо перенести запятую в этой дроби на три цифры вправо. На какое число умножили данную десятичную дробь? На… ( тысячу); А - Союз, который употребляется в сложносочинённых предложениях и стоит в начале алфавита? (а); Я - Какое ключевое слово объединяет две науки, о которых идёт речь в высказываниях, написанных на доске? ( язык). (Звучит музыка: «Точка, точка, запятая…») 2. Вступительное слово учителей: Учитель русского языка: Наша первая встреча с запятой происходит в раннем детстве. Помните? «Точка, точка, запятая, вышла рожица смешная, ручки, ножки, огуречик – появился человечек.» В этом стишке-игре вместе с привычными, домашними словами – ручки, ножки – весело озорничают строгие. книжные слова – термины – точка и запятая. Потом на уроках русского языка будет много встреч с запятой. В большинстве своём встречи с запятой – деловые, строгие. А ведь запятая может стать участницей весёлых и тревожных, забавных и поучительных историй. Учитель математики: В математике от положения запятой в десятичных дробях зависит верность или неверность равенства. Значение десятичных дробей в жизни велико. С их помощью строят дома, возводят мосты, лечат людей, измеряют время. В спортивных состязаниях решающую роль играют, порой, сотые доли секунды. Значение десятичных дробей трудно переоценить. Учитель русского языка: Сегодня на уроке по теме: « Роль запятой в русском языке» мы будем обобщать и систематизировать знания о запятой; закреплять навыки постановки запятых в предложении. Учитель математики: Знания имей отличные по теме: «Дроби десятичные». Сегодня на уроке по теме: «Действия с десятичными дробями» мы будем обобщать и систематизировать знания, умения и навыки при выполнении действий с десятичными дробями. 3. Задания по группам. Расставить правильно запятые. Учитель русского языка: Незнайка написал каждой группе письмо, но забыл поставить запятые, считая, что это не важно. Вам надо расставить запятые и ответить на вопросы: - Как понять этот текст? - Почему можно прочитать его по-разному? (Раздавая задания): Что запятая – закорючка? Ничто, малюсенькая штучка. А если вспомнить, если взвесить: «Помиловать нельзя повесить.» (Звучит музыка: «Точка, точка, запятая…») 1 группа. Девочке очень хотелось пойти в поход с одноклассниками, но бабушка не отпустила. Тогда она решила послать телеграмму родителям в санаторий, а в ответ получила следующее: «Быть дома нельзя идти в поход.» 2 группа. Пальцев у него двадцать пять на каждой руке десять на ногах всего двадцать. 3 группа. Я накрыл бабочку, которая опустилась на цветок ладонями. 4 группа. Брат сидел около телёнка, который щипал траву и гладил его. 5 группа. Когда я вчера шёл с грохотом и шумом промчался поезд. Возможные ответы учащихся: Каждое предложение имеет по два значения, свой смысл. От неправильной расстановки запятых смысл предложения может резко измениться. Отсутствие запятой может привести к непониманию и даже к серьёзным недоразумениям. Учитель математики: В математических расчётах от положения запятой зависит очень многое. А если бы, строя ваш дом, тот, в котором живёте, Архитектор на малую долю ошибся в расчёте, Что б случилось, ты знаешь ли? Дом превратился бы в груду развалин Ты вступаешь на мост – он надёжен и прочен. А не будь инженер в чертежах своих точен? Три десятых – и стены возводятся косо, Три десятых – и рухнут вагоны с откоса, Ошибись только на три десятых аптекарь, Станет ядом лекарство, убьёт человека. . Задание.: найти пропавшую запятую. (заготовить ответы на задних крыльях доски) (Звучит музыка: «Точка, точка, запятая…») а) 32 + 18 = 5; б) 736 – 336 = 4; в) 14 . 5 = 7; г) 63 – 27 = 603; д) 3 + 108 = 408; е) 12 . 50 = 60. Ответы а) 3,2 + 1,8 = 5; б) 7,36 – 3,36 = 4; в) 1,4 . 5 = 7; г) 63 – 2,7 = 60,3; д) 3 + 1,08 = 4,08; е) 1,2 . 50 = 60. С завязанными глазами записать и выполнить задание на сложение двух десятичных дробей. а) 2,5 + 1,6 = 4,1; (рядом решают для проверки с не завязанными глазами) б) 3,2 + 1,4 = 4,6; в) 3,4 + 0,2 = 3,6; г) 5 + 0,36 = 5,36; д) 0,55 + 0,45 = 1; е) 2,7 + 1,6 = 4,3; ж) 1,8 + 2,5 = 4,3; з) 0,63 + 0,17 = 0,8; и) 0,46 + 1,8 = 2,26; к) 0,57 + 3 = 3,57. 4.Расставить запятые в предложениях с однородными членами, в предложениях, осложнённых обращением, в предложениях с прямой речью и сложных предложениях. Учитель русского языка: Запятая употребляется в значении: остановка, препятствие, затруднение. Запятая – запинка, запнуться, препинание, препятствие – это исторически однокоренные слова. Поэтому следующее задание расставить запятые в предложении и объяснить роль запятой в нём. (Раздавая задания): На крохотное ушко Похожа завитушка. Велит нам Постоять чуть–чуть И отправляться Дальше в путь. Выйдет на дорожку – Всем поставит ножку. (Звучит музыка: «Точка, точка, запятая…») 1 группа. Математика является символом мудрости образцом научной строгости эталоном красоты в науке. (А. Волошинов.) 2 группа. Математику уже затем учить надо что она ум в порядок приводит. (М. В Ломоносов.) 3 группа. Математика дисциплинирует ум приучает к логическому мышлению сказал Лобачевский. 4 группа. Друзья русский язык – это прежде всего Пушкин Лермонтов Лев Толстой Лесков Чехов Горький. (А. Н. Толстой.) 5 группа. В мире есть много трудных вещей но нет ничего труднее четырёх действий арифметики. (Беда Достопочтенный, около 673 - 735 г) Возможные ответы учащихся: 1 группа. Математика является символом мудрости, образцом научной строгости, эталоном красоты в науке. (А. Волошинов.) [ Ө ; Ө ; Ө ]. Предложение простое, повествовательное, распределительное, а невосклицательное, осложнённое однородными дополнениями. Однородные члены отвечают на один и тот же вопрос ( чем?) и относятся к одному слову «является». Связаны между собой интонацией, разъединяются запятыми. Зарифмованное правило. Если стоят однородные члены, Их запятой раздели непременно: Дети рисуют, играют, сидят, Спорят, смеются, поют, говорят. 2 группа. Математику уже затем учить надо, что она ум в порядок приводит. (М. В. Ломоносов.) Предложение сложное, состоит из двух простых предложений. Соединяются союзом что, разъединяются запятой. От одного предложения можно поставить вопрос. [ ] , ( что ). Зарифмованное правило. Одно предложенье простое с другим Жить предложеньем решили одним. Простых может три быть, четыре и пять, Но важно их все запятой отделять. 3 группа. «Математика дисциплинирует ум, приучает к логическому мышлению », - сказал Лобачевский. Предложение с прямой речью состоит из слов автора и прямой речи. «П», - а. Прямая речь стоит перед словами автора. В конце прямой речи ставится тот знак, который необходим по характеру высказывания. Прямая речь имеет роль сообщения, предложение повествовательное. Значит, после прямой речи нужно поставить запятую. Зарифмованное правило. Заявили запятые: «Мы особы занятые, Здесь прямая речь как раз, Не обходится без нас!» 4 группа. Друзья, русский язык – это прежде всего Пушкин, Лермонтов, Лев Толстой, Лесков, Чехов, Горький. (А. Н. Толстой.) Предложение простое, повествовательное, распространённое, невосклицательное, осложнено обращением. Произносится с особой интонацией, после обращения нужно сделать паузу. Может стоять в начале, середине и конце предложения. Выделяется запятыми. [ ○, . . . ] Зарифмованное правило. Всем нам при обращении Поможет обращение. К людям, звёздам или птицам Можешь смело обратиться, При письме не забывай, Запятыми выделяй. 5 группа. В мире есть много трудных вещей, но нет ничего труднее четырёх действий арифметики. (Беда Достопочтенный, около 673 - 735 г) Сложное предложение состоит из двух простых предложений, двух основ. Соединяются между собой при помощи интонации и союза но, разъединяются запятой. [ = - ], но [ = ]. От одного предложения нельзя поставить вопрос к другому. Учитель математики: Я хочу повторить слова 5 группы «В мире есть много трудных вещей, но нет ничего труднее четырёх действий арифметики». Так давайте же потренируем свои головы и расшевелим мозговые извилины, складывая и вычитая десятичные дроби; восхитимся глубокими знаниями по теме: «Десятичные дроби». (Звучит музыка: «Точка, точка, запятая…») 1 группа. Я задумала число, прибавила к нему 1,2, умножила полученный результат на 5, затем произведение разделила на 2 и получила число 7,5. Какое число я задумала? Решение: 1) 7,5 . 2 = 15; 2) 15: 5 = 3; 3)3 – 1,2 = 1,8. Ответ: 1,8. 2 группа. Отрезок АВ разделён некоторой точкой на две части. Расстояние между серединами этих частей 5,6 дм. Какую длину имеет отрезок АВ? Решение: 5,6 . 2 = 11,2. Ответ: 11,2. 3 группа. Полный бидон с молоком весит 35 кг. Наполовину полный – 18,5 кг. Сколько весит бидон? Решение: 1) 35 – 18,5 = 16,5 (кг) – половина молока; 2) 18,5 – 16,5 = 2 (кг) – бидон. Ответ: 2 кг. 4 группа. «Великан» среди микробов имеет размер 0,1 мм, а наибольший вирус имеет размер 0,0000016 мм. Во сколько раз вирус меньше микроба? Решение: 0,1: 0,0000016 = 62500. Ответ: 62500 раз. 5 группа. Каждое государство имеет собственную денежную единицу. В России это 1 рубль, в США – 1 доллар. Используют и более мелкие единицы: 1 копейку ( 0,01 рубля), 1 цент ( 0,01 доллара). Людям часто приходится обменивать деньги одного государства на деньки другого. Сейчас за 1 доллар США наши банки дают 33,82 р. Сколько российских денег нужно заплатить за 10; 100; 1000 долларов? Сколько будет стоить компьютер в России, если в Америке он стоит 2000 долларов? Решение: 1) 33,82 . 10 = 338,2 (р); 4) 33,82 . 2000 = 67640 (р). 2) 33,82 . 100 = 3382 (р); 3) 33,82 . 1000 = 33820 (р); Ответ: 67640 р. 5. Физкультминутка. Учитель русского языка: Ребята, вы хорошо работали. Наверное, немножко устали, поэтому прежде чем перейти к домашнему заданию, вашим компьютерным презентациям, давайте отдохнём. Встаньте, пожалуйста, вытяните перед собой руки. Теперь отвечайте на мои вопросы так: если хотите ответить «да», поднимите руки вверх, если хотите ответить «нет», опустите руки вниз.
6. Презентации. Учитель математики: 1 группа. « Казнить нельзя, помиловать» 2 группа. « Это было не раз» 3 группа. « Запятая путешественница» 4 группа. « Запятая – волшебница». 5 группа. Испекла пирог «Зебра». Так как у нас на уроке сегодня гости Татьяна Сергеевна вспомнила рецепт пирога своей бабушки, помогла нам правильно рассчитать рецептуру и испечь его. А Антонина Валентиновна помогла правильно записать его рецепт, расставляя, где надо запятые, который мы дарим вам. Пробуя наш пирог, оцените вкус наших знаний, полученных на этом уроке, и передайте их своим ученикам! 5. Итоги урока. Учитель математики: Давайте подведём итоги урока. Надо решить каждому данный пример и вы узнаете какую оценку получили за урок по математике. Ответ показать на пальчиках. (дифференцированные задания) 1) (2,4 .1,23 – 1,937): 0,203 = 5 2) 0,32 . 20 – 5,6 : 4 = 5 3) (63,05 – 63) . ( 0,32 + 99,68) = 5 4) (4,55 – 1,2) : (0,3 + 0,37) = 5 5) 91,8 : (10,56 – 1,56) : 2,04 = 5 6) (81 – 27,5) : (3,58 + 7,12) = 5 Учитель русского языка: А поставив по своему усмотрению запятую в следующей фразе я решу какую оценку вы получите по русскому языку. «Поставить за урок пятёрку всем нельзя оставить без внимания!» Ответ: «Поставить за урок пятёрку всем, нельзя оставить без внимания!» Так как у нас на уроке сегодня гости Татьяна Сергеевна вспомнила рецепт пирога своей бабушки, помогла нам правильно рассчитать рецептуру и испечь его. А Антонина Валентиновна помогла правильно записать его рецепт, расставляя, где надо запятые, который мы дарим вам. Пробуя наш пирог, оцените вкус наших знаний, полученных на этом уроке, и передайте их своим ученикам! ----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------- 1 группа. Девочке очень хотелось пойти в поход с одноклассниками, но бабушка не отпустила. Тогда она решила послать телеграмму родителям в санаторий, а в ответ получила следующее: «Быть дома нельзя идти в поход.» ----------------------------------------------------------- 2 группа. Пальцев у него двадцать пять на каждой руке десять на ногах всего двадцать. ----------------------------------------------------------- 3 группа. Я накрыл бабочку, которая опустилась на цветок ладонями. ----------------------------------------------------------- 4 группа. Брат сидел около телёнка, который щипал траву и гладил его. ----------------------------------------------------------- 5 группа. Когда я вчера шёл с грохотом и шумом промчался поезд. ----------------------------------------------------------- а) 32 + 18 = 5; а) 32 + 18 = 5; а) 32 + 18 = 5; б) 736 – 336 = 4; б) 736 – 336 = 4; б) 736 – 336 = 4; в) 14 . 5 = 7; в) 14 . 5 = 7; в) 14 . 5 = 7; г) 63 – 27 = 603; г) 63 – 27 = 603; г) 63 – 27 = 603; д) 3 + 108 = 408; д) 3 + 108 = 408; д) 3 + 108 = 408; е) 12 . 50 = 60. е) 12 . 50 = 60. е) 12 . 50 = 60. а) 32 + 18 = 5; а) 32 + 18 = 5; а) 32 + 18 = 5; б) 736 – 336 = 4; б) 736 – 336 = 4; б) 736 – 336 = 4; в) 14 . 5 = 7; в) 14 . 5 = 7; в) 14 . 5 = 7; г) 63 – 27 = 603; г) 63 – 27 = 603; г) 63 – 27 = 603; д) 3 + 108 = 408; д) 3 + 108 = 408; д) 3 + 108 = 408; е) 12 . 50 = 60. е) 12 . 50 = 60. е) 12 . 50 = 60. ----------------------------------------------------------------------- а) 2,5 + 1,6 = 4,1; б) 3,2 + 1,4 = 4,6; ----------------------------------------------------------------------- в) 3,4 + 0,2 = 3,6; г) 5 + 0,36 = 5,36; ----------------------------------------------------------------------- д) 0,55 + 0,45 = 1; е) 2,7 + 1,6 = 4,3; ----------------------------------------------------------------------- ж) 1,8 + 2,5 = 4,3; з) 0,63 + 0,17 = 0,8; ----------------------------------------------------------------------- и) 0,46 + 1,8 = 2,26. к) 0,57 + 3 = 3,57. ----------------------------------------------------------------------- 1 группа. Математика является символом мудрости образцом научной строгости эталоном красоты в науке. (А. Волошинов.) ___________________________________________ 2 группа. Математику уже затем учить надо что она ум в порядок приводит. (М. В Ломоносов.) -----------------------------------------------------------------3 группа. Математика дисциплинирует ум приучает к логическому мышлению сказал Лобачевский. 4 группа. Друзья русский язык – это прежде всего Пушкин Лермонтов Лев Толстой Лесков Чехов Горький. (А. Н. Толстой.) ----------------------------------------------------------------- 5 группа. В мире есть много трудных вещей но нет ничего труднее четырёх действий арифметики. (Беда Достопочтенный, около 673 - 735 г) ----------------------------------------------------------------- 1 группа. Я задумала число, прибавила к нему 1,2, умножила полученный результат на 5, затем произведение разделила на 2 и получила число 7,5. Какое число я задумала? ------------------------------------------------------------------------------- 2 группа. Отрезок АВ разделён некоторой точкой на две части. Расстояние между серединами этих частей 5,6 дм. Какую длину имеет отрезок АВ? ------------------------------------------------------------------------------- 3 группа. Полный бидон с молоком весит 35 кг. Наполовину полный – 18,5 кг. Сколько весит бидон? ------------------------------------------------------------------------------- 4 группа. «Великан» среди микробов имеет размер 0,1 мм, а наибольший вирус имеет размер 0,0000016 мм. Во сколько раз вирус меньше микроба? ------------------------------------------------------------------------------- 5 группа. Каждое государство имеет собственную денежную единицу. В России это 1 рубль, в США – 1 доллар. Используют и более мелкие единицы: 1 копейку ( 0,01 рубля), 1 цент ( 0,01 доллара). Людям часто приходится обменивать деньги одного государства на деньки другого. Сейчас за 1 доллар США наши банки дают 33,82 р. Сколько российских денег нужно заплатить за 10; 100; 1000 долларов? Сколько будет стоить компьютер в России, если в Америке он стоит 2000 долларов? 1 группа 2 группа 3группа 4 группа 5 группа Лобова (к.м),, Лазуткин (к.р), Сухарева (к.р), Харченко (пирог), Лиманова (к.м), Беляев 4з. Осетров 4з., Юркин 4з, Абрамов 4з., Мурзин 4з., Гончаров И., Соловьёва, Шпинта, Курочкина , Микеров, Больбухов, Лукошкова, Волчок, Королёва, Гончарова К, Воложанинова, Колпакова, Клыкова, Патракеев, Константинов, Нечаева. Истомин. Коренев. Подус. Ткач. ----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------- 1 группа 2 группа 3группа 4 группа 5 группа Лобова (к.м),, Лазуткин (к.р), Сухарева (к.р), Харченко (пирог), Лиманова (к.м), Беляев 4з. Осетров 4з., Юркин 4з, Абрамов 4з., Мурзин 4з., Гончаров И., Соловьёва, Шпинта, Курочкина , Микеров, Больбухов, Лукошкова, Волчок, Королёва, Гончарова К, Воложанинова, Колпакова, Клыкова, Патракеев, Константинов, Нечаева. Истомин. Коренев. Подус. Ткач. ----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------- 1) (2,4 .1,23 – 1,937): 0,203 = Лобова Н. ------------------------------------------------------------------------------ 2) 0,32 . 20 – 5,6 : 4 = Беляев В. ------------------------------------------------------------------------------ 3) (63,05 – 63) . ( 0,32 + 99,68) = Гончаров И. --------------------------------------------------------------------------- 4) (4,55 – 1,2) : (0,3 + 0,37) = Больбухов Т. ------------------------------------------------------------------------------ 5) 91,8 : (10,56 – 1,56) : 2,04 = Воложанинова М. ------------------------------------------------------------------------------ 6) (81 – 27,5) : (3,58 + 7,12) = Нечаева Д. ------------------------------------------------------------------------------ 1) (2,4 .1,23 – 1,937): 0,203 = Лазуткин С. ------------------------------------------------------------------------------- 2) 0,32 . 20 – 5,6 : 4 = Осетров К. ------------------------------------------------------------------------------ 3) (63,05 – 63) . ( 0,32 + 99,68) = Колпакова И. ------------------------------------------------------------------------------ 4) (4,55 – 1,2) : (0,3 + 0,37) = Лукошкова А. ------------------------------------------------------------------------------ 5) 91,8 : (10,56 – 1,56) : 2,04 = Соловьёва И. ----------------------------------------------------------------------------- 6) (81 – 27,5) : (3,58 + 7,12) = Истомин С. ------------------------------------------------------------------------------ 1) (2,4 .1,23 – 1,937): 0,203 = Сухарева Т. ------------------------------------------------------------------------------ 2) 0,32 . 20 – 5,6 : 4 = Юркин Н. ------------------------------------------------------------------------------ 3) (63,05 – 63) . ( 0,32 + 99,68) = Волчок М. ------------------------------------------------------------------------------ 4) (4,55 – 1,2) : (0,3 + 0,37) = Клыкова Л. ------------------------------------------------------------------------------ 5) 91,8 : (10,56 – 1,56) : 2,04 = Шпинта Д. ------------------------------------------------------------------------------ 6) (81 – 27,5) : (3,58 + 7,12) = Коренев А. ------------------------------------------------------------------------------ 1) (2,4 .1,23 – 1,937): 0,203 = Харченко И. ------------------------------------------------------------------------------ 2) 0,32 . 20 – 5,6 : 4 = Абрамов Д. ------------------------------------------------------------------------------ 3) (63,05 – 63) . ( 0,32 + 99,68) = Патракеев К. ------------------------------------------------------------------------------ 4) (4,55 – 1,2) : (0,3 + 0,37) = Подус С. ------------------------------------------------------------------------------ 5) 91,8 : (10,56 – 1,56) : 2,04 = Курочкина М. ------------------------------------------------------------------------------ 6) (81 – 27,5) : (3,58 + 7,12) = Королёва К. ------------------------------------------------------------------------------ 1) (2,4 .1,23 – 1,937): 0,203 = Лиманова Я. ------------------------------------------------------------------------------ 2) 0,32 . 20 – 5,6 : 4 = Мурзин В. ------------------------------------------------------------------------------ 3) (63,05 – 63) . ( 0,32 + 99,68) = Ткач А. ------------------------------------------------------------------------------ 4) (4,55 – 1,2) : (0,3 + 0,37) = Гончарова К. ----------------------------------------------------------------------------- 5) 91,8 : (10,56 – 1,56) : 2,04 = Микеров К. ------------------------------------------------------------------------------ 6) (81 – 27,5) : (3,58 + 7,12) = Константинов В. ------------------------------------------------------------------------------ Интегрированные уроки. «Ученик – это не сосуд, который надо заполнить, а факел, который надо зажечь». А чтобы «зажечь» каждого ученика на уроке, следует много работать над активизацией его познавательной деятельности. Потребность в деятельности – основной источник активности человека. Одна из форм активного обучения – интегрированные уроки. Именно на таких уроках можно расширить представления школьников по изучаемой теме, показать связь математики с разными областями человеческих знаний. Такая форма урока известна давно, и многие учителя применяют её в своей работе, интегрируя знания из различных учебных предметов. Но возникает вопрос: не устарела ли она? Цель интегрированного урока – достичь целостного представления об изучаемом явлении, событии, процессе, которые отражаются в теме, разделе программы. А если добавить к достоинствам этой формы современные элементы: использование компьютеров для создания презентаций, составление буклетов к уроку, метод проектов, исследовательскую деятельность, а также дифференцированный подход к подбору заданий, групповые формы работы, то интегрированные уроки помогут формировать общие познавательные, творческие умения и вырабатывать на их основе правильные оценочные суждения, а также развивать коммуникативные, речевые, творческие, общепредметные умения; ассоциативное, логическое мышление, моделировать интеллектуальную деятельность учащихся, понимание современного познания мира. В своей работе я давно использую интеграцию математики с другими учебными дисциплинами: урок математика и музыка в 5-ом классе по теме: «Дроби и ноты», урок алгебры и физики в 8-ом классе по теме: «Функции», внеклассное мероприятие для старшеклассников «Физико–математическое кафе», урок-презентация по алгебре и физике в 11-ом классе по теме: «Логарифмическая функция», исследовательская работа ученицы 10 класса по теме: «Образы биологии в математике», исследовательская работа ученицы 11 класса по геометрии и анатомии по теме: «Божественная пропорция и красота старшеклассников». (на фоне фотографий об уроке) А сегодня я хочу более подробно остановиться на необычной, на первый взгляд интеграции математики и русского языка. Этот урок мы проводили в прошлом году на районном семинаре учителей русского языка и литературы, где я была гостем. А теперь на нашей встрече математиков гостем и помощником моим будет учитель русского языка. А вам предлагаю стать нашими учениками. Может вам что-то пригодится в своей работе или вы просто интересно отдохнёте. И так мы начинаем… 1 группа. Математика является символом мудрости, образцом научной строгости, эталоном красоты в науке. (А. Волошинов.) [ Ө ; Ө ; Ө ]. Предложение простое, повествовательное, распределительное, а невосклицательное, осложнённое однородными дополнениями. Однородные члены отвечают на один и тот же вопрос ( чем?) и относятся к одному слову «является». Связаны между собой интонацией, разъединяются запятыми. Зарифмованное правило. Если стоят однородные члены, Их запятой раздели непременно: Дети рисуют, играют, сидят, Спорят, смеются, поют, говорят. ----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------- 2 группа. Математику уже затем учить надо, что она ум в порядок приводит. (М. В. Ломоносов.) Предложение сложное, состоит из двух простых предложений. Соединяются союзом что, разъединяются запятой. От одного предложения можно поставить вопрос. [ ] , ( что ). Зарифмованное правило. Одно предложенье простое с другим Жить предложеньем решили одним. Простых может три быть, четыре и пять, Но важно их все запятой отделять. ----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------- 3 группа. «Математика дисциплинирует ум, приучает к логическому мышлению », - сказал Лобачевский. Предложение с прямой речью состоит из слов автора и прямой речи. «П», - а. Прямая речь стоит перед словами автора. В конце прямой речи ставится тот знак, который необходим по характеру высказывания. Прямая речь имеет роль сообщения, предложение повествовательное. Значит, после прямой речи нужно поставить запятую. Зарифмованное правило. Заявили запятые: «Мы особы занятые, Здесь прямая речь как раз, Не обходится без нас!» ----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------- 4 группа. Друзья, русский язык – это прежде всего Пушкин, Лермонтов, Лев Толстой, Лесков, Чехов, Горький. (А. Н. Толстой.) Предложение простое, повествовательное, распространённое, невосклицательное, осложнено обращением. Произносится с особой интонацией, после обращения нужно сделать паузу. Может стоять в начале, середине и конце предложения. Выделяется запятыми. [ ○, . . . ] Зарифмованное правило. Всем нам при обращении Поможет обращение. К людям, звёздам или птицам Можешь смело обратиться, При письме не забывай, Запятыми выделяй. ----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------- 5 группа. В мире есть много трудных вещей, но нет ничего труднее четырёх действий арифметики. (Беда Достопочтенный, около 673 - 735 г) Сложное предложение состоит из двух простых предложений, двух основ. Соединяются между собой при помощи интонации и союза но, разъединяются запятой. [ = - ], но [ = ]. От одного предложения нельзя поставить вопрос к другому. |
Конспект урока по русскому языку 1 класс Тема: урок-игра «Правописание собственных имен» ... | Урок русского языка в 3 «В» классе по теме «Правописание слов с проверяемыми... Бабайцева В. В. Русский язык 5 – 9 класс (теория), Русский язык 5 класс (практика) | ||
Конспект урока по русскому языку 3Б класс Учебник «Русский язык» Русский язык. Дидактический материал. 3 класс, Канакина В. П., Горецкий В. Г русский язык. 3 кл. Рабочая тетр для нач шк, слайд –... | Конспект урока по русскому языку. 1 класс. Тема урока: Алфавит ... | ||
Бондаренко Е. А., Корнилаев С. В. Русский язык 1-4 : 1 класс: Пособие для учителей Начальная школа 1 класс. Обучение грамоте; русский язык; математика; окружающий мир. М.: Ооо кирилл и Мефодий, 2009 | Конспект урока правописание гласных после шипящих в различных частях... Бабайцева В. В. Русский язык 5 – 9 класс (теория), Русский язык 5 класс (практика) | ||
Контрольная работа по русскому языку «Урок русского языка в 7 классе... Оборудование: учебный комплекс «Русский язык. Теория. 5-9 кл.». В. В. Бабайцева, Л. Д. Чеснокова; «Русский язык. Практика. 7 класс»... | Урок формирования новых знаний в технологии деятельностного подхода работы в группах ... | ||
Учебник «Русский язык» 2 класс (Авторы: Иванов С. В., Евдокимова... Русский язык 2 класс(наглядное пособие для интерактивных досок с текстовым заанием) | Тема урока: «Дружба прежде всего…» Определение уровня зун на начало учебного года в 4 и 5 классах (математика, русский язык), в 9, 10 классах (алгебра, обществознание,... | ||
Тема урока: Уроки Маленького принца Цель и задачи Определение уровня зун на начало учебного года в 4 и 5 классах (математика, русский язык), в 9, 10 классах (алгебра, обществознание,... | Конспект урока русского языка во 2 классе по программе «Школа России» Определение уровня зун на начало учебного года в 4 и 5 классах (математика, русский язык), в 9, 10 классах (алгебра, обществознание,... | ||
Рабочая программа по предметам: «русский язык», «математика», «литературное чтение» Рабочая программа учебного курса «Русский язык» 3 класс разработана на основе следующих нормативно-правовых документов | Урок по теме «Повторение наречий» Учебник: «Русский язык», 7 класс М. М. Разумовская, С. И. Львова, Москва «Дрофа» | ||
Конспект урока по русскому языку (5 класс) по теме: «Общее значение... Русский язык. 6 класс. Практика. Учебник для общеобразовательных учреждений. Под редакцией Г. К. Лидман-Орловой. М. Дрофа 2008;Русский... | Конспект урока по русскому языку в 3 классе по теме «Корень слова.... Русский язык: Учебник для общеобразовательных учреждений. 6 класс Авт сост. Баранов М. Т., Ладыженская Т. А. и др. М.: Просвещение,... |