Скачать 365.39 Kb.
|
Автор: Кондакова Ирина Петровна, учитель математики МБОУ «СОШ №4», г. Приозерск Ленинградской области Методические рекомендации к проведению серии уроков проектно-исследовательской деятельности по геометрии в 8 классе по теме «Замечательные точки треугольника»
Востребованными качествами выпускника на сегодняшний день являются: способность брать на себя ответственность, участвовать в совместном принятии решения, оценивать и анализировать, делать свой выбор. При этом на уроках математики учитель преподает учащимся систему знаний, умений и навыков, сложившихся в XIX веке. Основной вид деятельности - решение задач. Сегодня овладение определенным объемом навыков перестает быть самоцелью и превращается в процесс воспитания, развития и образования личности. Учителю приходится задумываться над новыми методами обучения, использовать новые технологии преподавания, которые развивают мотивацию школьников к учебно-познавательной деятельности, повышают их интеллектуальный уровень, раскрывают творческие способности. В федеральных государственных образовательных стандартах в основе развития универсальных учебных действий в основной школе лежит системно-деятельностный подход. В соответствии с ним именно активность обучающегося признаётся основой достижения развивающих целей образования — знания не передаются в готовом виде, а добываются самими обучающимися в процессе познавательной деятельности. В образовательной практике отмечается переход от обучения как презентации системы знаний к активной работе обучающихся над заданиями, непосредственно связанными с проблемами реальной жизни. Признание активной роли обучающегося в учении приводит к изменению представлений о содержании взаимодействия обучающегося с учителем и одноклассниками. Оно принимает характер сотрудничества. Единоличное руководство учителя в этом сотрудничестве замещается активным участием обучающихся в выборе методов обучения. Каждый учитель не раз задавал себе вопрос: почему снижается учебная мотивация школьников по мере их пребывания в школе? Все дети, когда идут в школу, хотят учиться, почему для ребёнка процесс обучения постепенно превращается в трудную, малопривлекательную работу? Существует противоречие между высокими требованиями к качеству знаний учащихся со стороны родителей, социальных заказчиков, с одной стороны, и, снижение интереса к учебе, в том числе и на уроках математики. Именно оно побудило меня использовать проектный метод. Проанализировав ситуацию в классах, где веду математику, пришла к выводу: математика начинается вовсе не со счета, что кажется очевидным, а с…поставленной проблемы. Чтобы у учащегося развивалось самостоятельное творческое мышление, необходимо, чтобы он почувствовал удивление и любопытство, повторил путь человечества в познании. Только через преодоление трудностей, решение проблем, ребенок может войти в мир творчества. Если ученик сумеет справиться с работой над учебным проектом, можно надеяться, что в настоящей взрослой жизни он окажется более приспособленным: сумеет планировать собственную деятельность, ориентироваться в разнообразных ситуациях, совместно работать с различными людьми, т.е. адаптироваться к меняющимся условиям. Из исследований известно, что учащиеся удерживают в памяти: - 10% от того, что они читают; - 26% от того, что они слышат; - 30% от того, что они видят; - 50% от того, что они видят и слышат; - 70% от того, что они обсуждают с другими; - 80% от того, что основано на личном опыте; - 90 % от того, что они говорят (проговаривают) в то время, как делают; - 95% от того, чему они обучаются сами. На мой взгляд, учебный проект и есть цель образования: научить детей получать знания, научить работать и зарабатывать на жизнь (компетенции), научить жить (бытие), научить жить вместе. В этой работе составлены методические рекомендации, которые могут быть полезны учителю математики для организации проектной деятельности на уроках и во внеурочной деятельности. К сожалению, этот вид работы предполагает большую подготовку, как учителя, так и учащихся и не входит в рамки одного урока. Для удобства организации деятельности проектной работы удобно пользоваться планом - графиком , в котором учтены все этапы проектной деятельности. (см приложение1)
Формы проведения уроков: работа в группах Используемая технология: метод проектов Время проведения: работа над проектом длится в течение 11 учебных дней Методический комплект содержит: А) Пояснительную записку, в которой указаны:
Б) План проведения проектной деятельности. В) Результаты анкетирования учащихся Г) Приложения: План – график организации проектной деятельности 8а класса по теме «Замечательные точки треугольника» Раздаточный материал для работы в группах на период выполнения и защиты проекта: А) Раздаточный материал для вводного урока:
Б) Раздаточный материал для выполнения проекта:
В) Раздаточный материал для проведения защиты проекта:
Д) Презентацию урока – защиты проектов, в которой описана деятельность групп, класса в целом. Е) Презентации детских работ по изученной теме. А) Пояснительная записка 1.Цели, задачи проектной деятельности серии уроков «Замечательные точки треугольника» Цель проекта: Создать условия для изучения значение замечательных точек треугольника Задачи: Предметные:
Личностные:
Метапредметные:
2.Перечень универсальных учебных действий, формируемых в результате проектной деятельности В результате работы над проектом формируются универсальные учебные действия: В области развития определенных личностных универсальных учебных действий формируется:
В области развития регулятивных универсальных учебных действий формируются способности:
В области развития коммуникативных универсальных учебных действий наблюдается:
В области развития познавательных универсальных учебных действий формируется:
3.Цели организации работы в группе при организации проекта на уроке:
4.Принципы организации групповой деятельности и роль учителя в работе групп Принципа организации групповой деятельности: 1) принцип индивидуальных вкладов; 2) позиционный принцип, при котором важно столкновение и координация разных позиций членов группы; 3) принцип содержательного распределения действий, при котором за обучающимися закреплены определённые модели действий. Роль учителя в работе групп: Во время работы обучающихся в группах учитель занимал разные позиции в зависимости от этапов проектной деятельности:
5.Материалы и оборудование: Персональный компьютер, принтер, сканер, мультимедийный проектор, экран, оценочные листы группы, раздаточной материал к этапам проектной деятельности. |