Скачать 366.75 Kb.
|
На правах рукописи САМАРКИНА Наталия Владимировна ВОСПИТАНИЕ НРАВСТВЕННО-ЭТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫУ ПОДРОСТКОВ НА ОСНОВЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА ПРОИЗВЕДЕНИЙ РУССКИХ ПИСАТЕЛЕЙ О ДЕТЯХ13.00.01 – общая педагогика, история педагогики и образования АВТОРЕФЕРАТ диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук Йошкар-Ола – 2013 Работа выполнена на кафедре педагогики и яковлевоведения ФГБОУ ВПО «Чувашский государственный педагогический университет им. И.Я. Яковлева».
Защита состоится 28 декабря 2013 года в 10.00 часов на заседании диссертационного совета Д 212.116.03 при ФГБОУ ВПО «Марийский государственный университет» по адресу: 424002, г. Йошкар-Ола, ул. Кремлевская, 44. С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке ФГБОУ ВПО «Марийский государственный университет». Электронная версия автореферата размещена на сайте ВАК МОиН РФ (режим доступа http://vak2.ed.gov.ru/) и официальном сайте ФГБОУ ВПО «Марийский государственный университет» (режим доступа: http://www.marsu.ru/) 27 ноября 2013г. Автореферат разослан 27 ноября 2013 г. Ученый секретарь диссертационного совета, доктор педагогических наук, С.А. Арефьева ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫАктуальность исследования. Современная социокультурная ситуация в нашей стране характеризуется смещением ценностных ориентаций, нравственных и этических представлений населения в целом и подрастающего поколения в частности от «золотого закона нравственности» к признанию допустимости вседозволенности и эгоизма во взаимоотношениях между людьми. В таких условиях требуются осмысление нравственных и этических норм современного общества, переориентация общественного сознания на приоритет национальных и общечеловеческих ценностей и создание оптимальных условий для полноценного духовного, нравственного и этического воспитания детей и молодежи. Особенно остро встает проблема воспитания детей в подростковом возрасте, когда у них формируется картина мира, система ценностей и образцы поведения. В этот период наиболее значимым видом деятельности для подростков становится активное межличностное общение. Как показало проведенное нами исследование, несмотря на то, что общение играет ведущую роль в жизни подростков, значительная часть из них испытывает затруднения в установлении положительных взаимоотношений с окружающими людьми, проявляют равнодушие к ним, незнание этики поведения в обществе и нежелание признавать необходимость соблюдения даже элементарных правил поведения. Зачастую подростки не умеют соотносить нравственные ценности и этические нормы, оценивать как свои поступки, так и поступки сверстников с позиций добра и зла. Сложившаяся ситуация свидетельствует о необходимости совершенствования деятельности школы по нравственно-этическому воспитанию подростков, предполагающему формирование у подростков нравственного сознания, нравственных ценностей как основы освоения этических правил и норм, накоплению опыта этического поведения. Нравственно-этическое воспитание школьников подросткового возраста должно пронизывать как учебный процесс, так и внеучебную деятельность. Как показывает анализ практики, эффективным средством при этом выступают произведения русских писателей о детях, обладающие значительным потенциалом для воспитания у подростков нравственно-этической культуры. Между тем, этот потенциал в современной педагогической практике реализуется недостаточно эффективно, что связано с неразработанностью научно-технологических основ его использования при организации нравственно-этического воспитания. Степень разработанности проблемы. Важность нравственно-этического воспитания личности отмечалась античными философами (Аристотелем, Платоном, Сократом), выдающимся философом Нового времени И. Кантом. Значительные вклад в развитие этики как науки о морали внесли Н.А. Бердяев, В.В. Зеньковский, В. С. Соловьевым и др. Огромная заслуга в раскрытии проблемы воспитания у подрастающего поколения нравственно-этической культуры принадлежит педагогам-классикам: Я.А. Коменскому, Дж. Локку, А.С. Макаренко, Ж.-Ж. Руссо, В.А. Сухомлинскому, Л.Н. Толстому, К.Д. Ушинскому и др. Нравственная сфера личности рассматривалась в работах Л.М. Аболина, Б.С. Братуся, А.Л. Горбачева, Д.И. Фельдштейна и др. Разработкой проблемы периодизации развития нравственности молодежи занимались В.В. Абраменкова, Л. Кольберг, А.В. Зосимовский. Нравственно-этические аспекты воспитания личности изучали Л.И. Анцыферова, Н.И. Болдырев, C.К. Бондырева, Д.Б. Колесов, Л.М. Попов. Современные педагоги Ш.А. Амонашвили, О.С. Богданова, В.А. Караковский, Л.И. Новикова, Н.Л. Селиванова и др. отмечают, что нравственно-этическое воспитание начинается с создания необходимого запаса элементарных этических норм и является процессом, который совершается под влиянием жизненных отношений и воздействий. В процессе воспитания формируются этические нормы, развивается способность к этическим оценкам в повседневной жизни. Несмотря на широкое освещение в педагогической, философской, психологической, исторической литературе, теоретические и прикладные аспекты проблемы нравственно-этического воспитания остаются актуальными. В частности, не в полной мере разработана проблема воспитания нравственно-этической культуры у подростков на основе педагогического потенциала произведений русских писателей о детях. Таким образом, возникают противоречия: - между поставленной обществом перед общеобразовательной школой задачей воспитания у подростков нравственно-этической культуры как комплексного личностного образования и недостаточно эффективным ее решением в целостном педагогическом процессе; - между потенциалом произведений русских писателей о детях как действенного средства нравственно-этического воспитания и неразработанностью научно-обоснованных педагогических условий его использования в воспитании нравственно-этической культуры подростков в учебно-воспитательном процессе общеобразовательной школы. Названные противоречия определили проблему исследования: каковы педагогические условия, реализация которых обеспечивает эффективность воспитания у подростков нравственно-этической культуры на основе педагогического потенциала произведений русских писателей о детях? Актуальность изучаемой проблемы, ее практическая значимость и недостаточная теоретическая разработанность определили выбор темы диссертационного исследования: «Воспитание нравственно-этической культуры подростков на основе педагогического потенциала произведений русских писателей». Объект исследования – нравственно-этическое воспитание подростков в учебно-воспитательном процессе общеобразовательной школы. Предмет исследования – педагогические условия эффективного воспитание нравственно-этической культуры у подростков на основе педагогического потенциала произведений русских писателей о детях. Целью исследования является научное обоснование педагогических условий, обеспечивающих эффективность воспитания нравственно-этической культуры у подростков на основе педагогического потенциала произведений русских писателей о детях. Гипотеза исследования: воспитание нравственно-этической культуры у подростков на основе педагогического потенциала произведений русских писателей о детях будет эффективным, если: - определена сущность и раскрыто содержание нравственно-этической культуры подростков, разработаны критерии и охарактеризованы ее уровни; - выявлен педагогический потенциал произведений русских писателей о детях; - в учебно-воспитательном процессе обеспечивается реализация педагогических условий: актуализация нравственно-этического содержания произведений русских писателей о детях путем совместного поиска учителем и учащимися нравственных ценностей и этических норм, определяющих поступки героев; интеграция учебной и внеучебной деятельности подростков на основе проведения классных часов - этических диалогов, в процессе которых формируются этические суждения и личностно-этические оценки подростков; создание ситуаций совместной деятельности, ситуаций нравственного выбора; включение подростков в разнообразные виды добровольческой деятельности с коллективной рефлексией их результатов; осуществление педагогической диагностики уровня нравственно-этической культуры подростков. В соответствии с проблемой, объектом, предметом и целью исследования поставлены следующие задачи: 1. Определить сущность, раскрыть содержание нравственно-этической культуры подростка, разработать критерии и охарактеризовать ее уровни. 2. Выявить педагогический потенциал произведений русских писателей о детях для воспитания нравственно-этической культуры у подростков. 3. Теоретически выявить педагогические условия воспитания нравственно-этической культуры у подростков на основе педагогического потенциала произведений русских писателей о детях. 4. Экспериментально проверить эффективность выявленных условий в учебно-воспитательном процессе общеобразовательной школы. Методологической основой исследования являются общефилософские идеи взаимодействия человека с социальной и культурной средой как условия его личностного развития (Н.А. Бердяев, А.Ф. Лосев и другие); работы, в которых исследуется процесс духовного и деятельностного социокультурного становления человека (М.М. Бахтин, В.С. Библер, Э.В. Ильенков, М.С. Каган, Д.С. Лихачев, Ю.М. Лотман, М.К. Мамардашвили, П.А. Флоренский и др.); фундаментальные работы по этике и воспитанию нравственности (Аристотель, Б.С. Гершунский, С.И. Гессен, И. Кант, Б.Т. Лихачев, И.О. Лосский, В. С. Соловьев, Г. Спенсер и др.). Теоретической основой нашего исследования послужили: теория системного подхода как выражение диалектического метода науки (А.П. Беляев, В.А. Ганзен, В.А. Якунин и др.); теория формирования личности в образовательном процессе (А.Г. Асмолов, Л.И. Божович, Д.И. Фельдштейн и др.); теория целостного педагогического процесса (Ю.К. Бабанский, В.С. Ильин, В.В. Краевский, В.А. Сластенин); психологические теории взаимосвязи деятельности и развития личности ребенка в разные периоды (Б.Г. Ананьев, В.В. Давыдов, А.В. Запорожец, И.А. Зимняя, А.Н. Леонтьев, К.К. Платонов и др.); теория личностно-ориентированного подхода в образовании и воспитании (И.Д. Демакова, А.И. Савостьянов, Г.М. Шакирова, И.С. Якиманская и др.), теория всестороннего развития личности в учебном процессе (В.В. Давыдов, Л.В. Занков, А.Н. Леонтьев, В.В. Румянцев и др.); основные положения культурологического подхода; идеи аксиологического подхода, рассматривающего личность ребенка как одну из высших ценностей и признающего значимость этических ценностей; диалогический подход в узком его значении (диалог между субъектами образовательного процесса, способствующий формированию среды развития и освоению этических правил и норм поведения). Для решения поставленных задач использовались следующие методы: - теоретические: анализ психолого-педагогической литературы по теме исследования, моделирование исходных позиций исследования; - эмпирические: анкетирование, беседа, самооценка, экспертная оценка, ранжирование, анализ передового педагогического опыта; - экспериментальные (констатирующий и формирующий эксперимент); - количественной обработки результатов экспериментальной работы. Экспериментальной базой исследования явилось муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Лицей № 3» г. Кулебаки Нижегородской области. В формирующем эксперименте приняли участие учащиеся пятых-седьмых классов (по 21 учащемуся в контрольном и экспериментальном классах). Этапы исследования. Диссертационное исследование осуществлялось с 2007 по 2012 год и проводилось в три этапа. Первый этап – подготовительный (2007-2008 гг.). На этом этапе осуществлялся анализ философской, психолого-педагогической и методической литературы по проблеме нравственного и этического воспитания подрастающего поколения; изучалось состояние проблемы в практике учебно-воспитательной работы общеобразовательных школ; выявлялся воспитательный потенциал произведений русских писателей о детях; ставилась цель исследования, вырабатывались задачи, формулировалась гипотеза, отбиралась методологические, теоретические основы и методы исследования. Второй этап – основной (экспериментальный) (2008- 2011 гг.). Этот этап исследования включал разработку и теоретическое обоснование педагогических условий воспитания нравственно-этической культуры у подростков на основе педагогического потенциала произведений русских писателей о детях. Разрабатывалась программа констатирующего и формирующего этапов эксперимента, в соответствии с которыми осуществлялось экспериментальное исследование в общеобразовательных школах г. Кулебаки Нижегородской области. На основе анализа результатов констатирующего этапа и в ходе формирующего этапа эксперимента апробировалась и уточнялась гипотеза исследования. На третьем – заключительном - этапе (2012 гг. ) обобщались результаты экспериментальной работы по воспитанию нравственно-этической культуры у подростков, осуществлялся их количественный и качественный анализ, осуществлялось литературное оформление диссертации. Научная новизна исследования состоит в следующем:
Раскрыто содержание нравственно-этической культуры подростка, включающее мотивационно-ценностный, знаниевый, поведенческий и рефлексивный компоненты. Разработаны соответствующие этим компонентам критерии. Дана характеристика критического, допустимого и оптимального уровней духовно-нравственной культуры подростков.
|
Муниципальное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная... Данный урок в курсе Русской литературы 8-го класса – занимает одно из важных мест, т к продолжает цикл произведений нравственно-этической... | Пояснительная записка ( к рабочей программе.) 3 класс Цель: овладеть навыками правильного, осознанного и выразительного чтения доступных пониманию ученика произведений или отрывков из... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Тема коммуникативная – дидактический материал из сказок А. С. Пушкина и произведений русских писателей и поэтов | Конспект открытого бинарного урока (русский язык и литература) 9... Цель урока – проследить общность судеб семей русских классиков во время Отечественной войны 1812 года, рассмотреть освещение темы... | ||
Формирование правильного пищевого поведения, воспитание культуры... Формирование правильного питания, воспитание культуры питания в школе осуществляется на учебных занятиях и во внеклассной воспитательной... | Урок литературного чтения во 2-м классе Оборудование: портреты писателей А. Барто, С. Маршака, С. Михалкова, К. Чуковского, карточки с названиями произведений, предметные... | ||
«Осень в творчестве русских композиторов» Расширить знания о творчестве русских композиторов («Времена года» П. И. Чайковского), отрабатывать познавательные навыки пения на... | Урок в 8 a классе по теме: "Russian writers" Составить и обсудить список имен русских писателей, произведения которых могут дать представление о русских людях партнерам по проекту... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Создать образ Русской равнины, крупнейшей физико-географической страны России; показать ее уникальность, специфику, обеспечить географическое... | Концептуализация русских писателей-классиков XIX века Л. Н. Толстого... Концептуализация русских писателей-классиков XIX века Л. Н. Толстого и Ф. М. Достоевского в англоязычной лингвокультуре | ||
А. Н. Утехина д пед н., профессор воспитание нравственно-гражданских... Пикин Геннадий Николаевич ассистент кафедры теоретических основ физической культуры 4 | 1 слайд. Формирование профессиональной компетентности педагогов посредством музейной педагогики Родителей – вырастить здоровых и высоконравственных детей. Главной целью педагогической системы является создание условий для всестороннего... | ||
Календарно-тематическое планирование по предмету (курсу) литература... Введение. Литература и история. ( Интерес русских писателей к историческому прошлому своего народа. Историзм творчества классиков... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Русская литература 19 века в контексте мировой культуры. Основные темы и проблемы русской литературы 19 века. Художественные открытия... | ||
Формирование духовно-нравственного потенциала младших подростков... Приозерк Ленинградской области, ноу «Средняя общеобразовательная школа Русской Культуры преподобных Сергия и Германа Валаамских» | Хохломская роспись самобытный русский промысел Целью дaнного исследовaния является воспитание нравственно-этического отношения к миру, эстетического вкуса, изучение и сохранение... |