Скачать 124.15 Kb.
|
Урок русского языка на тему:"Правописание корней с чередованием е//и"Цель урока: Формирование орфографических умений и навыка правописания букв Е–И в корнях с чередованием. Задачи: Образовательные
Воспитательные:
Развивающие
Оборудование: учебник русского языка 5-й класс под редакцией С.И.Львовой, презентация, раздаточный печатный материал, листы учета знаний (Приложение 1):
ХОД УРОКА: I. ПРИВЕТСТВИЕ. (слайд №1) Начинаем наш урок русского языка. Давайте настроимся на работу, а чтобы она была продуктивной, улыбнёмся друг другу. (Ребята записывают в тетради число, вид работы(классная).) Сегодня на уроке вы будете заполнять листы учета знаний, в которых будете выставлять баллы за выполненные задания, а в конце урока вы самостоятельно подведёте итоги и оцените свою работу. (Ребята вписывают свою фамилию в листы учёта знаний) II. ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ И МОТИВАЦИЯ (слайд №2) - Посмотрите на записанные слова и найдите среди них лишние.
? – Какие слова лишние? (с корнями ТИР-ТЕР) –по щелчку «убираю» эти слова в презентации ? - Почему? (в оставшихся словах чередование О-А)
? – Какими правилами мы пользуемся при написании безударных гласных в корнях с чередованием о//а? (ответы ребят; в случае затруднения - слайды № 21,22,23,24) Задание 1. Цифровой диктант (на закрепление правила о чередующихся гласных в корнях слов -КАС-КОС-, -ЛАГ-ЛОЖ-, -РАСТ-РАЩ-РОС-).(слайд №3) Поставьте в тетрадь цифру 1, если в корне слова пишется буква О; цифру 2 – если пишется буква А. Прикосновение, положение, росток, касание, предлагать, выращенный, приросла, возрастной. Самопроверка по презентации: (Ответ: 1 1 1 2 2 2 1 2) Занесение результатов в оценочный лист. 0 ош. – 3 б 1 ош. – 2 б 2- 3 ош. – 1 б > 3 ош. – 0 Создание проблемной ситуации. - Прочитайте записанные слова (слайд № 4) ? – Слова какой части речи здесь записаны? (глаголы)
- Подберите видовую пару к каждому глаголу так, чтобы глаголы в паре отличались суффиксами.
- Назовите корни. ? - Что заметили? ( Побуждение к осознанию противоречия: слова имеют одинаковые корни, которые пишутся по-разному) ? - Как называется такое явление? (Гласные чередуются, чередование.) ? -Какой вопрос возникает? (При каких условиях в подобных корнях с чередованием пишется буква и, а при каких – е?) ? - Что нам с вами предстоит сегодня узнать? (Побуждение к осознанию затруднения и формулировке проблемного вопроса) ? - Кто из вас попытается сформулировать тему сегодняшнего урока? Какова цель урока? Что будем изучать и какие навыки отрабатывать? (Ребята высказывают предложения. Определяется тема урока и ставятся цели.) (слайд № 5)
Ребята записывают тему урока в тетрадь. III. ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА (Решение проблемы). (слайд № 6) - Постарайтесь найти закономерность в написании букв е – и в корнях. (Побуждение к выдвижению гипотез, принятие и проверка каждой гипотезы) Дети выдвигают гипотезы. (Например: В глаголах совершенного вида пишется е, а несовершенного – и.)
Проверяется каждая гипотеза, пока не появится верная. (Если после корня есть суффикс -а-, то нужно в корне писать букву и , а если суффикса нет, то – е.) Дети проверяют. Гипотеза подтверждается. - Графически выделим данное условие, записав любую пару слов в тетрадь (под руководством учителя (или желающего ученика) делают графические обозначения орфограммы: корни, ударение, гласную-орфограмму, условие выбора)
Дети самостоятельно составили правило. - Сверим вывод с правилом в учебнике на с. 130 в учебнике. - Обратите внимание на экран (переход к слайду № 8 по гиперссылке «справка» справа), на слайде - корни, в которых происходит чередование букв И – Е. Начало формирования умений. Составление алгоритма. ? - Ребята, как вы будете действовать, чтобы без ошибок писать слова с этими корнями? Давайте выработаем алгоритм наших действий. (слайд № 9), Алгоритм.
IV. ОСМЫСЛЕНИЕ. РАБОТА С РАЗДАТОЧНЫМ МАТЕРИАЛОМ Задание 2. (Приложение 2) Выполняем упражнение на розовой карточке. (в помощь – алгоритм действий на слайде № 9) - Вставить пропущенные буквы, обозначить орфограмму. I вариант Соб…раешь – соб…рёшь Прод…раешься – прод…рёшься Выж…гал – выж…г Расст…лать – расст…лить II вариант Зам…рает – зам…р Зап…рает – зап…р Прот…рал – прот…реть Бл…стать – бл…стеть Взаимопроверка: слова написаны на слайде (слайд № 10) Занесем результаты в оценочный лист. (слайд № 11) 0 ош. – 3 б 1 ош. – 2 б 2, 3 ош. – 1 б > 3 ош. – 0 Задание 3. Выборочный диктант. (в помощь – корни с чередованием и-е – переход по гиперссылке «возврат» на слайд № 8) - Выпишите из предложений только те слова, в корне которых может произойти чередование гласных Е–И, обозначьте орфограмму. Работает весь класс. 1) Берёзы жёлтою резьбой блестят в лазури голубой. 2) Песня замирает далеко в полях. 3) Нигде не зажигали огня, не садились ужинать. 4) Пролитую воду не соберёшь. 5) Сквозь волнистые туманы пробирается луна. 6) Улицы упирались в голые скалы. 7) Сладость победы стирает горечь терпения. 8) Крепость изнутри берут. 9) Далёкий от земного мира, я должен здесь и умереть. 10) Одной рукой поджигает, а другой тушит. Проверка: (переход по гиперссылке «далее» к слайду № 12) Блестят, замирает, зажигали, соберёшь, пробирается, упирались, стирает, берут, умереть, поджигает. 0 ош. – 3 б 1, 2 ош. – 2 б 3, 4, 5 ош. – 1 б > 5 ош. – 0 Занесение результатов в оценочный лист. Физкультминутка. Игра «Хлопок». Поднимите руки вверх. Потянитесь. Приготовьтесь хлопать в ладоши. Я буду диктовать слова с чередующимися е и и в корне (или предложения, включающие такие слова) . Если встречается слово с буквой и в корне – хлопок. Избиратель, замереть, притираться, растереть, расстилаться, застелить, задирать, отпирать, запереть. Самолёт набирает высоту. Дорога стелется во ржи. Зимой жизнь в лесу замирает. Гимнастика для глаз (слайд № 13- гиперссылка) ( напомнить ребятам, что они должны следить за движущимися и появляющимися предметами и моргать, если эти предметы мигают) ? - Можно ли пользоваться проверочным словом при объяснении слов с чередованием? (нет, нужно знать правило). (слайд № 14) ? - Какие безударные гласные могут встретиться в корне? (проверяемые, непроверяемые, чередующиеся) - Помните об этом, ребята, при выполнении следующего задания. Задание 4. (Приложение 3) Разноуровневые задания (жёлтые карточки) (1 человек от каждой группы выполняет задание у доски) - Учащиеся с высокими учебными способностями:
Волк, евши, никогда Костей не разб...рает.
Да бер...гись: вперед ты мне не поп…дайся.
И чист, и нежен, и высок !... (И. Крылов) - Учащиеся со средними учебными способностями (предложен текст, меньший по объёму).
-Учащиеся с низкими учебными способностями (задание, подобное тому, которое уже выполнялось в ходе урока устно)
Образец: Выберу (нет а) – выбираю. Расстелю - Замереть - Растереть - Запереть - Раздеру - Самопроверка (во время ответов учеников, выполнявших задания на доске) Занесение результатов в оценочный лист. (слайд № 15) 0 ош. – 3 б 1 ош. – 2 б 2- 3 ош. – 1 б > 3 ош. – 0 б Задание 5. (слайд № 16) (Приложение 4) Творческое задание (работа в парах) (карточки белого цвета).
? - Какое местоимение соответствует 2 л. ед. ч.? (ты) Проверка выполнения (зачитываем советы по очереди, не повторяясь)
Занесение результатов в оценочный лист. (слайд № 17) 5-6 предл.. – 3 б. 3-4 предл. – 2 б. 1-2 предл. – 1 б. нет предлож. – 0 б. V. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ. - Подведём итоги урока, Обратимся к оценочным листам. Ребята подсчитывают заработанные баллы, и получают оценку и отметку за урок (слайд № 18)
- Кто получил сегодня на уроке «5»? «4»? «3»? (ребята встают или поднимают руки) - Молодцы! VI. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ (Приложение 5) (слайд № 19)
А) упр. 694 Б) упр. 695 (зад.2) В) составьте тест из 10 заданий на тему «Чередующиеся гласные в корне слова» Г) Напишите сочинение-миниатюру (5-7 предложений) «Как я убираю свою комнату». Используйте в своем сочинении слова с чередующимися гласными А//О, Е//И в корне: переложить, разбирать, вытирать, расстилать. застелить и т.д. (не менее 10 слов). Обозначьте условия выбора гласных букв в корнях с чередованием. VII. РЕФЛЕКСИЯ. Синквейн по теме «Урок» (напомнить правила составления синквейна) (слайд № 20) 1-я строка – одно существительное (ключевое слово) 2-я строка – два прилагательных, связанных с темой первой строки 3-я строка – три глагола, раскрывающих тему 4-я строка – фраза, содержащая главную мысль или показывающая отношение автора к теме 5-я строка – синоним (в т.ч. контекстный) к существительному первой строки
? – Кто хочет поделиться своими впечатлениями от урока и прочитает свой синквейн? (желающие зачитывают свои синквейны, остальные сдадут их вместе с оценочными листами) - Спасибо за работу! Прощу вас сдать оценочные листы и синквейны. Успехов вам при выполнении домашнего задания! (слайд № 21 – в сопровождении песни «Если друг не смеётся…») |
«Правописание корней с чередованием» Цель: повторить и закрепить основные понятия, связанные с чередованием в корнях слов | Урок русского языка в 5классе с использованием икт на тему «Правописание корней раст/ ращ/ рос» Формировать познавательный интерес учащихся через разнообразные формы учебной деятельности | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Тема работы: Урок русского языка. Правописание гласных а-о в корнях с чередованием. Презентация | Урок русского языка в 5 классе «Обобщение по теме «Правописание гласных в корнях с чередованием» Регулятивные: учиться ставить и адекватно формулировать цель деятельности, осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию | ||
«Правописание корней с чередованием е-и» Умк: Русский язык. 5 класс: учебник для общеобразовательных учреждений: в 3 частях. / С. И. Львова, В. В. Львов. – 9-е изд., перераб.... | Урок русского языка в 1 классе по т еме: «Правописание сочетаний жи-ши» Урок русского языка в 1 классе по теме: «Правописание сочетаний жи-ши» учитель 1 класса мкоу малохабыкская оош круглова Н. М | ||
Открытый урок по русскому языку в 5 классе Буквы е – и в корнях с... Цель урока: научить различать на письме буквы е – и с чередованием; формировать орфографическую зоркость | Правописание корней с чередованием гласных е и Цель: Формирование у обучающихся умений реализации новых способов действия; расширение понятийной базы за счет изучения орфограммы... | ||
Урок русского языка в 4-м классе "Правописание безударных падежных... Мы начинаем урок русского языка. А урок у нас – необычный. Это – приключение полное загадок и неожиданностей, путешествие к Земле... | Урок русского языка в 5 классе по теме : «Правописание гласных в... Урок русского языка по теме «Правописание гласных в падежных окончаниях существительных в единственном числе» входит в программу... | ||
Урок по русскому языку во 2 классе «В царстве корней» Цели урока:... ... | Урок русского языка на тему: "Правописание слов с разделительным... | ||
Конспект урока русского языка в 7 классе на тему : «Правописание производных предлогов» Конспект урока русского языка в 7 классе на тему: «Правописание производных предлогов» | Урок русского языка(2класс) №134 Урок блока «Правописание» | ||
Практикум русского языка в 10 классе по теме: «Местоимение. Правописание,... Урок – практикум русского языка в 10 классе по теме: «Местоимение. Правописание, употребление. Подготовка к егэ» | Практикум русского языка в 10 классе по теме: «Местоимение. Правописание,... Урок – практикум русского языка в 10 классе по теме: «Местоимение. Правописание, употребление. Подготовка к егэ» |