Урок русского языка на тему: "Правописание корней с чередованием е//и"





Скачать 124.15 Kb.
НазваниеУрок русского языка на тему: "Правописание корней с чередованием е//и"
Дата публикации11.08.2014
Размер124.15 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Право > Урок

Урок русского языка на тему:

"Правописание корней с чередованием е//и"


Цель урока: Формирование орфографических умений и навыка правописания букв Е–И в корнях с чередованием.

Задачи:

Образовательные

  • Показать основное отличие гласных в корнях с чередованием от безударных гласных.

  • Помочь сформулировать правило правописания букв Е–И в корнях с чередованием, связав его с условием выбора гласной корня.

  • Выработать алгоритм действий при выборе гласной корня

  • Научить применять алгоритм на практике.

Воспитательные:

  • Воспитывать интерес к предмету и любовь к родному языку.

Развивающие

  • Развивать творческие способности учащихся.

  • Развивать навыки самоконтроля и взаимоконтроля.

Оборудование: учебник русского языка 5-й класс под редакцией С.И.Львовой, презентация, раздаточный печатный материал, листы учета знаний (Приложение 1):

Фамилия______________________




Вид работы

Баллы

Задание 1




Задание 2




Задание 3




Задание 4




Задание 5




Итого баллов




Оценка




ХОД УРОКА:

I. ПРИВЕТСТВИЕ. (слайд №1)

Начинаем наш урок русского языка. Давайте настроимся на работу, а чтобы она была продуктивной, улыбнёмся друг другу. (Ребята записывают в тетради число, вид работы(классная).)

Сегодня на уроке вы будете заполнять листы учета знаний, в которых будете выставлять баллы за выполненные задания, а в конце урока вы самостоятельно подведёте итоги и оцените свою работу. (Ребята вписывают свою фамилию в листы учёта знаний)

II. ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ И МОТИВАЦИЯ (слайд №2)

- Посмотрите на записанные слова и найдите среди них лишние.

-РАСТ-РАЩ-РОС-,

-КАС-КОС-,

-ЛАГ-ЛОЖ-

Прикоснуться- прикасаться

Вырасти - подросший

Положение - располагать

Выращенный - срослись

Касаться - коснуться

Предположение - излагать

Ростовщик (искл.) - отрасль (искл.)

Предполагать - слагаемое

Растирать - растереть

? – Какие слова лишние? (с корнями ТИР-ТЕР) –по щелчку «убираю» эти слова в презентации

? - Почему? (в оставшихся словах чередование О-А)

В случае затруднения:

? - Какой процесс происходит в оставшихся словах? (в корнях этих слов чередуются безударные гласные О и А)

? – Какими правилами мы пользуемся при написании безударных гласных в корнях с чередованием о//а? (ответы ребят; в случае затруднения - слайды № 21,22,23,24)

Задание 1.

Цифровой диктант (на закрепление правила о чередующихся гласных в корнях слов -КАС-КОС-, -ЛАГ-ЛОЖ-, -РАСТ-РАЩ-РОС-).(слайд №3)

Поставьте в тетрадь цифру 1, если в корне слова пишется буква О; цифру 2 – если пишется буква А.

Прикосновение, положение, росток, касание, предлагать, выращенный, приросла, возрастной.

Самопроверка по презентации: (Ответ: 1 1 1 2 2 2 1 2) Занесение результатов в оценочный лист.

0 ош. – 3 б

1 ош. – 2 б

2- 3 ош. – 1 б

> 3 ош. – 0

Создание проблемной ситуации.

- Прочитайте записанные слова (слайд № 4)

? – Слова какой части речи здесь записаны? (глаголы)

Растирать

Разбирать

Отпирать

Задирать

Замирать

Расстилать

Выжигать

- Подберите видовую пару к каждому глаголу так, чтобы глаголы в паре отличались суффиксами.

В случае затруднения:

? – Что такое видовая пара? (пара однокоренных глаголов, один из которых совершенного вида, а другой – несовершенного; они могут отличаться приставками, суффиксами, основами)

? – Глаголы какого вида у нас записаны? (несовершенного вида)




Растирать

растереть







Разбираю

разберу







Отпирать

отпереть







Задираю

задеру







Замирать

замереть







Расстилать

расстелить







Выжигал

выжег




- Назовите корни.

? - Что заметили? ( Побуждение к осознанию противоречия: слова имеют одинаковые корни, которые пишутся по-разному)

? - Как называется такое явление? (Гласные чередуются, чередование.)

? -Какой вопрос возникает? (При каких условиях в подобных корнях с чередованием пишется буква и, а при каких – е?)

? - Что нам с вами предстоит сегодня узнать? (Побуждение к осознанию затруднения и формулировке проблемного вопроса)

? - Кто из вас попытается сформулировать тему сегодняшнего урока? Какова цель урока? Что будем изучать и какие навыки отрабатывать? (Ребята высказывают предложения. Определяется тема урока и ставятся цели.) (слайд № 5)

  • тема урока: “Правописание корней с чередованием е//и”;

  • цель урока: мы должны познакомиться с условиями выбора данных букв и отработать алгоритм действий.

Ребята записывают тему урока в тетрадь.

III. ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА (Решение проблемы). (слайд № 6)

- Постарайтесь найти закономерность в написании букв е – и в корнях. (Побуждение к выдвижению гипотез, принятие и проверка каждой гипотезы)

Дети выдвигают гипотезы. (Например: В глаголах совершенного вида пишется е, а несовершенного – и.)

Для проверки этой гипотезы предлагается вопрос: (переход по гиперссылке «справка» слева на слайд № 7)

? - А как же будем поступать со словами других частей речи? Например :

  • Выжигание – имя сущ.

  • Блестяще – нареч.

  • Измерение – имя сущ.

  • Блистательный – имя прилаг. (возврат к слайду № 6 по гиперссылке)

Проверяется каждая гипотеза, пока не появится верная. (Если после корня есть суффикс -а-, то нужно в корне писать букву и , а если суффикса нет, то – е.) Дети проверяют. Гипотеза подтверждается.

- Графически выделим данное условие, записав любую пару слов в тетрадь (под руководством учителя (или желающего ученика) делают графические обозначения орфограммы: корни, ударение, гласную-орфограмму, условие выбора)

В случае затруднения:
- Выделите суффиксы.

? - Существует ли какая-то закономерность при написании гласных Е или И в данных словах?

Дети самостоятельно составили правило.

- Сверим вывод с правилом в учебнике на с. 130 в учебнике.

- Обратите внимание на экран (переход к слайду № 8 по гиперссылке «справка» справа), на слайде - корни, в которых происходит чередование букв И – Е.



Начало формирования умений. Составление алгоритма.

? - Ребята, как вы будете действовать, чтобы без ошибок писать слова с этими корнями? Давайте выработаем алгоритм наших действий. (слайд № 9),

Алгоритм.

  1. Выделить в слове корень, поставить ударение, найти безударную гласную в корне.

  2. Вспомнить корни с чередованием.

  3. Проверить наличие или отсутствие суффикса -а- после корня.

  4. Если суффикс -а- есть после корня, пишется буква и, а если нет – е. Графически выделить условие выбора гласной.

IV. ОСМЫСЛЕНИЕ. РАБОТА С РАЗДАТОЧНЫМ МАТЕРИАЛОМ

Задание 2. (Приложение 2)

Выполняем упражнение на розовой карточке. (в помощь – алгоритм действий на слайде № 9)

- Вставить пропущенные буквы, обозначить орфограмму.

I вариант

Соб…раешь – соб…рёшь

Прод…раешься – прод…рёшься

Выж…гал – выж…г

Расст…лать – расст…лить

II вариант

Зам…рает – зам…р

Зап…рает – зап…р

Прот…рал – прот…реть

Бл…стать – бл…стеть

Взаимопроверка: слова написаны на слайде (слайд № 10)

Занесем результаты в оценочный лист. (слайд № 11)

0 ош. – 3 б

1 ош. – 2 б

2, 3 ош. – 1 б

> 3 ош. – 0

Задание 3.

Выборочный диктант. (в помощь – корни с чередованием и-е – переход по гиперссылке «возврат» на слайд № 8)

- Выпишите из предложений только те слова, в корне которых может произойти чередование гласных ЕИ, обозначьте орфограмму. Работает весь класс.

1) Берёзы жёлтою резьбой блестят в лазури голубой. 2) Песня замирает далеко в полях. 3) Нигде не зажигали огня, не садились ужинать. 4) Пролитую воду не соберёшь. 5) Сквозь волнистые туманы пробирается луна. 6) Улицы упирались в голые скалы. 7) Сладость победы стирает горечь терпения. 8) Крепость изнутри берут. 9) Далёкий от земного мира, я должен здесь и умереть. 10) Одной рукой поджигает, а другой тушит.

Проверка: (переход по гиперссылке «далее» к слайду № 12)

Блестят, замирает, зажигали, соберёшь, пробирается, упирались, стирает, берут, умереть, поджигает.

0 ош. – 3 б

1, 2 ош. – 2 б

3, 4, 5 ош. – 1 б

> 5 ош. – 0

Занесение результатов в оценочный лист.

Физкультминутка.

Игра «Хлопок». Поднимите руки вверх. Потянитесь. Приготовьтесь хлопать в ладоши. Я буду диктовать слова с чередующимися е и и в корне (или предложения, включающие такие слова) . Если встречается слово с буквой и в корне – хлопок.

Избиратель, замереть, притираться, растереть, расстилаться, застелить, задирать, отпирать, запереть.

Самолёт набирает высоту. Дорога стелется во ржи. Зимой жизнь в лесу замирает.

Гимнастика для глаз (слайд № 13- гиперссылка) ( напомнить ребятам, что они должны следить за движущимися и появляющимися предметами и моргать, если эти предметы мигают)

? - Можно ли пользоваться проверочным словом при объяснении слов с чередованием? (нет, нужно знать правило). (слайд № 14)

? - Какие безударные гласные могут встретиться в корне? (проверяемые, непроверяемые, чередующиеся)

- Помните об этом, ребята, при выполнении следующего задания.

Задание 4. (Приложение 3)

Разноуровневые задания (жёлтые карточки) (1 человек от каждой группы выполняет задание у доски)

- Учащиеся с высокими учебными способностями:

  • Выразительно прочитайте предложения. Кто, по-вашему, автор этих строк? (у детей автор не указан)

  • Выпишите слова с пропущенными буквами. Объясните графически их выбор.




    1. Что волки жадны, всякий знает:

Волк, евши, никогда

Костей не разб...рает.

    1. Поди ж, приятель, уб…райся,

Да бер...гись: вперед

ты мне не поп…дайся.

    1. Отколь такой б…рётся голосок?

И чист, и нежен, и высок !...

(И. Крылов)

- Учащиеся со средними учебными способностями (предложен текст, меньший по объёму).

  • Выразительно прочитайте предложения. Отгадайте загадки (у детей отгадки не указаны).

  • Выпишите слова с пропущенными буквами, Обозначьте корень в словах с чередующейся безударной гласной.




  1. По воде идет, крыльями уп…рается, водой умывается. (Лодка, кораблик)

  2. Весной цв…ту, летом плод даю, осенью не вяну, зимой не ум…раю. (Ель, сосна)

  3. Рассыпался горох на тысячу дорог, никто его не соб…рёт: ни царь, ни царица, ни красная девица. (Град).




В случае затруднения:

1. Лодка с вёслами напоминает птицу: вытянутое тело, вёсла поднимаются и опускаются, как крылья. Водой умывается - волны плещут в нос лодки.

-Учащиеся с низкими учебными способностями (задание, подобное тому, которое уже выполнялось в ходе урока устно)

  • К каждому глаголу подберите видовую пару с чередующейся гласной в корне. Запишите получившиеся пары слов.

  • Обозначьте в них корни.

Образец: Выберу (нет а) – выбираю.

Расстелю -

Замереть -

Растереть -

Запереть -

Раздеру -

Самопроверка (во время ответов учеников, выполнявших задания на доске)

Занесение результатов в оценочный лист. (слайд № 15)

0 ош. – 3 б

1 ош. – 2 б

2- 3 ош. – 1 б

> 3 ош. – 0 б

Задание 5. (слайд № 16) (Приложение 4)

Творческое задание (работа в парах) (карточки белого цвета).

- Ваша мама попросила вас научить младшего брата (сестру) правилам поведения за столом. Используя глаголы с чередованием Е//И в корне, составьте памятку с советами.

Набор глаголов с чередующимися корнями:

собирать (соберу), убирать (уберу), вытирать (вытереть), расстилать (расстелить), задирать (задерет), растирать (растереть).

Перед выполнением задания изучите информацию о правилах составления памятки:

1) Используйте короткие простые предложения;
2) Глаголы должны быть в форме 2 лица ед. ч. и передавать совет, просьбу.

Например: 1. Вымыв руки перед едой, вытирай их тщательно.

? - Какое местоимение соответствует 2 л. ед. ч.? (ты)

Проверка выполнения (зачитываем советы по очереди, не повторяясь)

Возможные правила:

1. Вымыв руки перед едой, вытирай их тщательно.

2. Постели салфетку на колени.

3. Не задирай ноги и не болтай ими.

4. Убирай локти со стола.

5. Вытирай рот не рукавом, а салфеткой.

6. Не вытирай руки об скатерть, пользуйся салфеткой.

7. После еды убери за собой посуду.

8. Не поленись, собери крошки и другой мусор.

Занесение результатов в оценочный лист. (слайд № 17)

5-6 предл.. – 3 б.

3-4 предл. – 2 б.

1-2 предл. – 1 б.

нет предлож. – 0 б.

V. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ.

- Подведём итоги урока, Обратимся к оценочным листам.

Ребята подсчитывают заработанные баллы, и получают оценку и отметку за урок (слайд № 18)

От 13 до 15 баллов

5

Превосходно! Умница!

От 10 до 12 баллов

4

Здорово! Так держать!

От 7 до 9 баллов

3

Неплохо! Успех совсем рядом!

Меньше 7 баллов

2

Не отчаивайся! Мы ещё будем тренироваться!

- Кто получил сегодня на уроке «5»? «4»? «3»? (ребята встают или поднимают руки)

- Молодцы!

VI. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ (Приложение 5) (слайд № 19)

  1. Повторить правило (стр. 130)

  2. На выбор:

А) упр. 694

Б) упр. 695 (зад.2)

В) составьте тест из 10 заданий на тему «Чередующиеся гласные в корне слова»

Г) Напишите сочинение-миниатюру (5-7 предложений) «Как я убираю свою комнату». Используйте в своем сочинении слова с чередующимися гласными А//О, Е//И в корне: переложить, разбирать, вытирать, расстилать. застелить и т.д. (не менее 10 слов). Обозначьте условия выбора гласных букв в корнях с чередованием.

VII. РЕФЛЕКСИЯ.

Синквейн по теме «Урок» (напомнить правила составления синквейна) (слайд № 20)

1-я строка – одно существительное (ключевое слово)

2-я строка – два прилагательных, связанных с темой первой строки

3-я строка – три глагола, раскрывающих тему

4-я строка – фраза, содержащая главную мысль или показывающая отношение автора к теме

5-я строка – синоним (в т.ч. контекстный) к существительному первой строки

Например:




Урок

Весёлый, интересный

Научился, выбираю, умею

Учиться надо весело, чтоб хорошо учиться!

Знание

Гласная

Безударная, чередующаяся

Нахожу, вспоминаю, выбираю

Есть суффикс А - пишу И

Буква

? – Кто хочет поделиться своими впечатлениями от урока и прочитает свой синквейн? (желающие зачитывают свои синквейны, остальные сдадут их вместе с оценочными листами)

- Спасибо за работу! Прощу вас сдать оценочные листы и синквейны. Успехов вам при выполнении домашнего задания! (слайд № 21 – в сопровождении песни «Если друг не смеётся…»)

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Урок русского языка на тему: \"Правописание корней с чередованием е//и\" icon«Правописание корней с чередованием»
Цель: повторить и закрепить основные понятия, связанные с чередованием в корнях слов
Урок русского языка на тему: \"Правописание корней с чередованием е//и\" iconУрок русского языка в 5классе с использованием икт на тему «Правописание корней раст/ ращ/ рос»
Формировать познавательный интерес учащихся через разнообразные формы учебной деятельности
Урок русского языка на тему: \"Правописание корней с чередованием е//и\" iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Тема работы: Урок русского языка. Правописание гласных а-о в корнях с чередованием. Презентация
Урок русского языка на тему: \"Правописание корней с чередованием е//и\" iconУрок русского языка в 5 классе «Обобщение по теме «Правописание гласных в корнях с чередованием»
Регулятивные: учиться ставить и адекватно формулировать цель деятельности, осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию
Урок русского языка на тему: \"Правописание корней с чередованием е//и\" icon«Правописание корней с чередованием е-и»
Умк: Русский язык. 5 класс: учебник для общеобразовательных учреждений: в 3 частях. / С. И. Львова, В. В. Львов. – 9-е изд., перераб....
Урок русского языка на тему: \"Правописание корней с чередованием е//и\" iconУрок русского языка в 1 классе по т еме: «Правописание сочетаний жи-ши»
Урок русского языка в 1 классе по теме: «Правописание сочетаний жи-ши» учитель 1 класса мкоу малохабыкская оош круглова Н. М
Урок русского языка на тему: \"Правописание корней с чередованием е//и\" iconОткрытый урок по русскому языку в 5 классе Буквы е – и в корнях с...
Цель урока: научить различать на письме буквы е – и с чередованием; формировать орфографическую зоркость
Урок русского языка на тему: \"Правописание корней с чередованием е//и\" iconПравописание корней с чередованием гласных е и
Цель: Формирование у обучающихся умений реализации новых способов действия; расширение понятийной базы за счет изучения орфограммы...
Урок русского языка на тему: \"Правописание корней с чередованием е//и\" iconУрок русского языка в 4-м классе "Правописание безударных падежных...
Мы начинаем урок русского языка. А урок у нас – необычный. Это – приключение полное загадок и неожиданностей, путешествие к Земле...
Урок русского языка на тему: \"Правописание корней с чередованием е//и\" iconУрок русского языка в 5 классе по теме : «Правописание гласных в...
Урок русского языка по теме «Правописание гласных в падежных окончаниях существительных в единственном числе» входит в программу...
Урок русского языка на тему: \"Правописание корней с чередованием е//и\" iconУрок по русскому языку во 2 классе «В царстве корней» Цели урока:...
...
Урок русского языка на тему: \"Правописание корней с чередованием е//и\" iconУрок русского языка на тему: "Правописание слов с разделительным...

Урок русского языка на тему: \"Правописание корней с чередованием е//и\" iconКонспект урока русского языка в 7 классе на тему : «Правописание производных предлогов»
Конспект урока русского языка в 7 классе на тему: «Правописание производных предлогов»
Урок русского языка на тему: \"Правописание корней с чередованием е//и\" iconУрок русского языка(2класс) №134 Урок блока «Правописание»

Урок русского языка на тему: \"Правописание корней с чередованием е//и\" iconПрактикум русского языка в 10 классе по теме: «Местоимение. Правописание,...
Урок – практикум русского языка в 10 классе по теме: «Местоимение. Правописание, употребление. Подготовка к егэ»
Урок русского языка на тему: \"Правописание корней с чередованием е//и\" iconПрактикум русского языка в 10 классе по теме: «Местоимение. Правописание,...
Урок – практикум русского языка в 10 классе по теме: «Местоимение. Правописание, употребление. Подготовка к егэ»


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск