Тема. Правописание -з и -с на конце приставок





Скачать 31.76 Kb.
НазваниеТема. Правописание -з и -с на конце приставок
Дата публикации21.08.2014
Размер31.76 Kb.
ТипСказка
100-bal.ru > Право > Сказка
Урок русского языка в 5 классе.

Учитель: Калимуллина Рамзия Шарифулловна.
Тема. Правописание –з и –с на конце приставок

Тип урока: урок объяснения нового материала

Цели:

- познакомить учащихся с орфограммой «Правописание –з и –с на конце приставок»;

- формировать умение определять условия выбора букв –з, -с на конце приставок;

- обеспечить языковое развитие учащихся через рассуждение на лингвистическую тему и анализ художественного текста;

- развивать мыслительные процессы, память, внимание;

- воспитание культуры речи.
Ход урока.

I. Постановка учебной проблемы: сообщение темы урока.

Лингвистическая сказка.

В некотором королевстве жила королева Грамматика. Пришли как-то к ней две ее дочери – Орфография и Орфоэпия. Орфография стала жаловаться:

- Королева Грамматика, у меня так много обязанностей: и за приставками посмотри, и корни постоянно проверяй, и суффиксы за руку держи, а окончания? Их столько! Да такие разные, и постоянно меняются. Нет, так дело не пойдет! Пусть Орфоэпия возьмет себе какие – нибудь обязанности. А то, что ей делать? Слушай да говори!

Взяла Орфоэпия себе приставки, которые оканчивались на –з и –с. А они стали озорничать, никак ее не слушают! Присоединилась приставка раз- к глаголу «править» и стала приставкой рас-. Только Орфоэпия ее нашла, как та опять поменяла свою внешность: присоединилась к глаголу «дать» и стала приставкой раз-. Устала Орфоэпия, устали и приставки постоянно меняться. Пошла Орфоэпия просить помощи у сестры Орфографии. Пожалела та ее, но поставила одно условие: следить за приставками будем вместе. А приставки так и остались нарушительницами правила и теперь подчиняются и орфоэпическим, и орфографическим правилам.

Сказка – ложь, да в ней намек. Добрым молодцам урок.

Начнем урок, тема которого…. Ребята, как вы думаете, какова тема нашего урока? О чем говорилось в сказке? (Слайд 1,слайд 2.)

(Прослушивание сказки, формулировка и запись темы урока «Правописание –з и –с на конце приставок»)
II. Постановка целей.

  • Ребята, чему мы должны научиться на уроке?

(Формулировка целей урока)
III. Первичное введение нового материала. (Слайды 3-6)

  1. Понаблюдаем и исследуем.

Почему слова записаны в два столбика?(Чтение слов на слайде.1 столбик – с.

2 столбик – з.)

2. От каких условий зависит написание –з, -с? (Формулировка правила)

3.Перед вами алгоритм. Расставьте его шаги в нужном порядке. (Работа в паре – составление шагов алгоритма)
IV. Закрепление материала.

1. Вставьте пропущенные буквы, графически выделите условия написания орфограммы.

(Запись слов, графическое обозначение орфограммы.)

2. Работа с учебником. (Выполнение упражнения по учебнику ). Упражнение 622. Распределить «зашифрованные» слова по столбикам в зависимости от написания приставки.

3. Индивидуальная работа для сильных учащихся.(Работа по карточкам. Найдите «лишнее» слово в каждой группе. Объясните, почему оно «лишнее»).Подведение итогов.

4.Физминутка.

5.Комплексная работа с текстом (раздаточный материал).

Витька обожает опасности! Если препятствий нет, он создает их сам. Недавно он вздумал отправиться ночью в бесстрашный поход к дальнему болоту. Сбор был объявлен в полночь.

Мы бесшумно сбежали из дома и вошли в лес. Через час мы поняли, что сбились с пути. Бессмысленно бродили мы по старому лесу, и встревоженные птицы пугали нас чуть не до смерти. На рассвете мы вышли к безвестной деревушке. Ею оказалось ... наше родное село.
Прочитайте текст и ответьте на вопросы.

О чем этот текст?

Дайте характеристику главному герою.

Что произошло с ребятами в лесу?

Выпишите из текста слова с приставками на З, С, графически объясняя выбор орфограммы.

6.Творческий диктант. Замените существительное с предлогом прилагательным с приставками на з (с). Распределить в два столбика: без-, бес- (слайд 7)

Ребенок без забот (беззаботный)

Небо без звёзд (беззвёздное)

Пустыня без воды (безводная)

Дорога без конца (бесконечная)

Ребенок без помощи (беспомощный)

Движение без шума (бесшумное)

Шоколад без вкуса (безвкусный).

V.Подведение итогов. Рефлексия (слайд 8).

В чем состояла задача сегодняшнего урока?

От чего зависит написание З, С в конце приставок?

С какими трудностями вы столкнулись в процессе работы над темой урока?

Какой вид деятельности вам показался наиболее интересным?

VI. Домашнее задание (слайд 9).

1.Откройте, пожалуйста дневники и запишите домашнее задание. Вам необходимо будет снова сделать выбор: придумать лингвистическую сказку по данной теме, либо составить задание «Четвертый лишний» с изученной орфограммой.

2. Упр.623. Списать слова, вставляя вместо пропуска подходящую приставку.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Тема. Правописание -з и -с на конце приставок iconПравописание приставок на з- (с-)
Цель урока: освоение способа действия при выборе согласных з – с на конце приставок
Тема. Правописание -з и -с на конце приставок iconУрок 132. Тема: «Правописание приставок в слове»
Дома вы выполняли задание на повторение правописания приставок. Сегодня у нас завершающий урок в разделе «Морфемика». Какую цель...
Тема. Правописание -з и -с на конце приставок iconМетодическая разработка урока русского языка (6 класс) Тема: «Правописание...
«Созвучные слова», карточки со значением приставок пре- и при-, плакат с рисунком к слову газета, плакат с изображением дерева, учебник...
Тема. Правописание -з и -с на конце приставок iconДомашнее задание с 12. 02. 2013 по 18. 02. 2013 5-8 классы
Варианты морфем), $81(Морфологический разбор слова), $82(Правописание гласных и согласных в приставках), $83(Буквы з и с на конце...
Тема. Правописание -з и -с на конце приставок iconЮдина Наталья Васильевна Ликвидация задолженностей письменных и устных...
...
Тема. Правописание -з и -с на конце приставок iconУрок русского языка в 3 классе. Тема: «Правописание приставок и предлогов»
Оборудование к уроку: компьютер, проектор, интерактивная доска, раздаточный материал, разноцветные магниты
Тема. Правописание -з и -с на конце приставок iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Тема урока «Правописание приставок и предлогов» по учебнику Р. Н. Бунеева, 3 класс
Тема. Правописание -з и -с на конце приставок iconПроблемно-эвристический урок русского языка в 5 (общеобразовательном)...
Тема урока. Чередование гласных в корне, правописание приставок пре-,при-, на з-,с
Тема. Правописание -з и -с на конце приставок iconКонспект урока по курсу «круг чтения» тема: «С. А. Есенин «береза»
Данный урок начинает изучение темы «Правописание приставок пре- и при-» в 6 классе по программе М. Т. Баранова, Т. А. Ладыженской,...
Тема. Правописание -з и -с на конце приставок iconКонспект урока. Тема «Правописание приставок, оканчивающихся на -з и -с»
Базовый учебник: Шмелёв А. Д., Флоренская Э. А., Габович Ф. Е., Шмелёва Е. Я. Под ред. Шмелёва А. Д. Русский язык. 5 класс-Издательство...
Тема. Правописание -з и -с на конце приставок iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Правописание разделительных ъ и ь знаков» и «Правописание ь знака на конце слова после шипящих»
Тема. Правописание -з и -с на конце приставок iconТема урока : БуквыЗиС на конце приставок
Также использованы Программы для общеобразовательных учреждений. Биология. 6 – 11 классы М., Дрофа, 2008, (авт. Морзунова И. Б.),...
Тема. Правописание -з и -с на конце приставок iconПравописание приставок пре-, при
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Тема. Правописание -з и -с на конце приставок iconУрок русского языка в 5-м классе по теме "Правописание приставок,...

Тема. Правописание -з и -с на конце приставок iconУрок: русский язык (2 класс). Тема урока: «Предлог. Правописание...
Повторить и закрепить знания о правописании приставок и предлогов и их различия при написании слов; формировать навык грамотного...
Тема. Правописание -з и -с на конце приставок iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Тема: "Правописание мягкого знака после шипящих на конце имен существительных женского рода"


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск