«Повышение качества образовательной деятельности через разработку системы контроля и оценки персональных достижений студентов»





Скачать 139.57 Kb.
Название«Повышение качества образовательной деятельности через разработку системы контроля и оценки персональных достижений студентов»
Дата публикации30.10.2014
Размер139.57 Kb.
ТипРеферат
100-bal.ru > Право > Реферат
«Повышение качества образовательной деятельности через разработку системы контроля и оценки персональных достижений студентов»

Анохина Светлана Олеговна, преподаватель иностранных языков

краевое государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования «Ачинский медицинский техникум», г. Ачинск

Разработка контрольно-оценочных средств по дисциплинам и профессиональным модулям

Содержание




Введение




Основная часть




Заключение




Библиографический список





Введение
В современном российском обществе остро стоит вопрос о качестве подготовки специалистов. Следует осмыслить, что традиционная, основанная на знаниях, парадигма обучения не отвечает ни потребностям обучаемых, ни требованиям, предъявляемым к выпускникам со стороны общества.

Контроль в образовательном процессе позволяет установить качество теоретических знаний и практических умений и навыков обучающихся, способы их учебной деятельности, степень умственного развития, а также уровень педагогического мастерства преподавателя.

Как элемент ориентировочной деятельности контроль имеет разные функции, главная из которых - функция обратной связи (по мнению Ш.А. Амонашвили, Б.Г. Ананьева, В.М. Полонского, Л.М. Фридмана и др.). Только лишь постоянно имея информацию о том, как «ведет» себя, как реагирует обучающийся на воздействие преподавателя, можно надежно идти далее. Только тогда преподаватель может быть уверенным в том, что он учит так, как задумано и как надо. Если результат обучения слабый, то информацию он воспримет как сигнал к перестройке своей методики.

Все остальные функции контроля по их задачам можно свести к двум группам: педагогической и проверочно-оценочной. По мнению И.П. Подласого функции оценки не ограничиваются только констатацией уровня обученности. Оценка – единственное в распоряжении педагога средство стимулирования учения, положительной мотивации, влияния на личность. Именно под влиянием объективного оценивания у обучающихся создается адекватная самооценка, критическое отношение к своим успехам. Поэтому значимость оценки, разнообразие ее функций требуют поиска таких показателей, которые бы отражали все стороны образовательной деятельности и обеспечивали бы их выявление. С этой точки зрения ныне действующая система оценивания знаний, умений требует пересмотра с целью повышения ее диагностической значимости и объективности, поскольку она не отвечает компетентностной парадигме, реализованной во ФГОС профессионального образования.
Основная часть
Третий учебный год в учреждениях профессионального образования реализуются федеральные государственные образовательные стандарты. За прошедший год в нашем техникуме разработаны и согласованы с работодателями основные профессиональные образовательные программы по всем специальностям,внедрены новые локальные акты, многое сделано для совершенствования материально-технической базы.

Особое внимание преподавателей обращено на необходимость разработки контрольно-оценочных средств для проведения входного, текущего и рубежного контролей, зачетно - экзаменационных материалов.Это очень большое и сложное дело, в решении которого есть целый ряд проблем:

1) неполнота законодательной и нормативной базы, определяющей требования к качеству образования;

2) отсутствие стандартизированных фондов оценочных средств и технологий качества подготовки специалистов в соответствии с требованиями ФГОС;

3) несогласованность требований к качеству подготовки выпускников учреждений профессионального образования со стороны работодателей и государства.

Фонд оценочных средств является составной частью нормативно-методического обеспечения системы оценки качества освоения обучающимися ОПОП СПО и представляет собой совокупность контролирующих материалов, предназначенных для измерения уровня достижения студентом установленных результатов обучения.

Одними из применяемых в техникуме видов оценочных средств являются тестирование, контрольная работа, рефераты, отчеты (по практикам, научно-исследовательской работе и т.д.), зачет (дифференцированный зачет), экзамен (по дисциплине, междисциплинарному курсу (МДК)), экзамен (квалификационный) по профессиональному модулю.На слайде представлен примерный перечень оценочных средств (приложение 1).

Формирование фондов оценочных средств

Фонды оценочных средств являются неотъемлемой частью основной профессиональной образовательной программы. В соответствии с VIII разделом федеральных государственных образовательных стандартов начального и среднего профессионального образования «для аттестации обучающихся на соответствие их персональных достижений поэтапным требованиям соответствующей ОПОП (текущая и промежуточная аттестация) создаются фонды оценочных средств (ФОС) позволяющие оценить знания, умения и освоенные компетенции. Фонды оценочных средств для промежуточной аттестации разрабатываются и утверждаются образовательным учреждением самостоятельно, а для государственной (итоговой) аттестации разрабатываются и утверждаются образовательным учреждением после предварительного положительного заключения работодателей».

ФОС включают оценочные материалы, которые классифицируются по видам контроля:

текущий контроль, осуществляемый преподавателем в процессе изучения обучающимися учебного материала (входной контроль; контроль на практических занятиях, при выполнении лабораторных работ и т.п.);

промежуточная аттестация, осуществляемая аттестационной/экзаменационной комиссией после изучения теоретического материала учебной дисциплины/профессионального модуля, прохождения учебной/производственной практики и т.п.;

государственная (итоговая) аттестация, проводимая государственной аттестационной комиссией.

Оценка качества подготовки обучающихся осуществляется в двух направлениях: оценка уровня освоения дисциплин и оценка компетенций обучающихся. Исходя из этого, считаем необходимым разделить ФОС на контрольно-измерительные материалы (КИМ) для оценивания знаний, умений и контрольно-оценочные средства (КОС) для оценивания степени сформированности компетенций, сравнительная характеристика которых приведена в таблице 1.

Фонды оценочных средств


Характеристики

КИМ

КОС

Объект измерения

Знания, умения, навыки

Компетенции

Достижения обучающихся

Измеряют

Дают качественную оценку

Форма оценивания

Оценивают в баллах (пятибалльная система)

Зачет – незачет

Освоено – не освоено

Вид контроля по этапам обучения

Входной, текущий, рубежный, промежуточная аттестация по УД, МДК

Аттестация по профессиональному модулю. Экзамен квалификационный

Функции

Мотивация, корректировка, стимулирование, оценка, контроль

Контроль и оценка

Разработка/утверждение

Преподаватель/ ПЦК/Заместитель директора

ПЦК /заместитель директора/ работодатель

Формы, методы контроля

Заполнение раздела 4 рабочей программы дисциплины

Заполнение раздела 5 рабочей программы профессионального модуля


Для опытных педагогов нет проблемы по созданию КИМ, так как процесс оценивания знаний и умений у обучающихся отработан при реализации образовательных стандартов предыдущего поколения.Опыт работы показывает, что с целью обеспечения мобильности в работе с обучающимися разного уровня обученности для всех дисциплин общеобразовательного цикла, циклов общих гуманитарных и социально-экономических, естественнонаучного и общепрофессионального независимо от формы проведения аттестации, указанной в учебном плане ОПОП профессии/специальности, необходимо разработать комплекты тестов не менее 3-х вариантов, позволяющих оценить подготовку обучающихся.

Для дисциплин, изучение которых направлено на формирование про-фессиональных компетенций, данные тесты должны быть составлены таким образом, чтобы их можно было использовать для проведения входного контроля при изучении соответствующего профессионального модуля.

Оценивание профессиональных и общих компетенций представляется на сегодняшний день проблематичным, так как образовательное учреждение самостоятельно занимается разработкой компетентностно-ориентированных заданий и критериев по их оцениванию.

Оценка сформированности профессиональной компетенции близка по характеристикам к оценке сформированности практического опыта. Практический опыт является результатом прохождения учебной практики или производственной практики. Аттестация проводится в форме зачета. На зачет должен быть предоставлен аттестационный лист оценки профессиональной деятельности студента во время прохождения практики с приложениями.

Еще более проблематичным является процесс оценки общих компетенций (ОК), поскольку степень их сформированности - результат освоения целостной общей профессиональной образовательной программы.

ОК являются промежуточным результатом изучения дисциплины, МДК, практик, ПМ.
Этапы создания ФОС

1 этап:

  • Устанавливается полный состав требований к первокурснику, студенту на разных этапах обучения и выпускнику;

  • Требования, содержащиеся в ФГОС, дополняются требованиями, вытекающими из заявленных целей и академических свобод учебного заведения.

2 этап: Создается перечень формируемых компетенций по уровням обучения, начиная со студентов первого курса, приступающих к освоению ОПОП, до выпускников (паспорт компетенций).

3 этап: Разрабатывается полный состав требований к системе оценки компетенций студентов на каждой стадии контроля.

4 этап: Разрабатываются модели компетенций для каждого этапа обучения с учетом дополнительных компетенций, обусловленных спецификой специальности или направления подготовки.

5 этап: Создается накопительная система сбора данных на каждого студента за весь срок обучения (портфолио студента).

6 этап: Проводится выделение МДК профессиональных модулей, участвующих в формировании конкретных компетенций, или разделов ряда различных дисциплин, формирующих одно и то же интегральное знание или умение.

7 этап: Проводится формирование структуры и содержания оценочных средств для каждого этапа обучения студентов. Для каждой дисциплины или модуля формулируется вопрос (задача), по результатам выполнения которого можно судить о степени освоения студентом учебного материала и достижения определенного уровня сформированности компетенции.

8 этап:

  • На каждый этап контроля создается спецификация поверяемых компетенций и соответствующих им заданий или вопросов.

  • Определяется число заданий и время, необходимое для ответов.

  • Устанавливается процедура контрольно-оценочного процесса.

  • Обеспечивается высокая значимость каждого задания. Значимость задания (вопроса) может определяться тем, насколько это задание позволяет вынести интегральное решение о соответствии уровня сформированности компетенции требованиям ООП. Процедуру установления значимости (веса) заданий рекомендуется проводить с помощью экспертов или автоматизировано по статистическим данным предварительной апробации отдельно для каждой оцениваемой компетенции.

9 этап:

  • Для оценки каждой из заявленных к оцениванию компетенций разрабатываются задания, по результату выполнения которых можно судить об уровне ее развития и степени освоения учебного материала дисциплины или модуля.

  • Возможны формулировки заданий, одновременно охватывающих материал нескольких дисциплин или МДК модулей (междисциплинарные комплексные задачи).

10 этап: Разрабатывается демоверсия контрольного оценочного материала по спецификации, проводится учет замечаний и предложений экспертов, определение сроков и длительности контрольно-оценочного процесса, организационных, учебно-методических, технических и эргономических условий его проведения, методов обработки результатов.

11 этап:

  • Разработка параллельных вариантов наборов заданий, одинаковых по содержанию в каждом варианте и по сложности их решения с равной или близкой суммой весов входящих в него заданий.

  • Для обеспечения информационной защищенности процедур оценивания рекомендуется не менее 5 вариантов.

12 этап: Сопоставление структуры и содержания контрольных оценочных средств с требованиями к уровням компетенций на данной стадии обучения студентов.

13 этап: Выполняется подготовка «ключей» – наборов правильных ответов на каждое задание по вариантам.

14 этап: Устанавливаются критерии (критерий) и шкала оценивания, по которым можно судить о соответствии или несоответствии уровня сформированности компетенций студентов требованиям ФГОС и ОПОП (или профессиональным стандартам).

15 этап: Обеспечивается тиражирование необходимого количества вариантов.

16 этап: Разрабатываются инструкции по выполнению контрольно-оценочного процесса для оценщиков, к которым можно отнести работников учебного отдела, сотрудников центра оценки достижений студентов, председателей ПЦК, заведующих отделениями и др. Желательно исключить преподавателей предметников по направлению подготовки.

17 этап: Структура и форма оценочного листа должны быть отработаны, содержать поле требований к процедуре оценивания. В пояснении необходимо привести критерий оценки соответствия требованиям ФГОС.
Документация ФОС

1. Основной документ ФОС

2. Паспорта КОС УД/ПМ

3. Спецификации ОС

4. Варианты ОС

Порядок разработки ФОС

1. Разработка общих положений ФОС

2. Разработка паспортов КОС

3. Разработка спецификаций ОС

4. Разработка вариантов ОС

5. Коррекция паспортов КОС

6. Оформление общего документа ФОС
1.Разработка контрольных материалов начинается с определения основных показателей оценки результата (ОПОР) как комплексов способностей, умений и знаний.

2. Декомпозиция ОПОР до элементарных знаний и умений

3. Построение логических связей (знания – умения - практический опыт – компетенция) кодировка основы для КЗ

4. Разработка контрольных заданий (материалов)Декомпозиция ОПОР до элементарных знаний и умений и элементов практического опыта в соответствии с требованиями ФГОС НПО/СПО путем кодирования, обозначающего логические связи: знание – умение – практический опыт – компетенция по следующей форме (приложение

Этапы разработки контрольных заданий

1). Разработка КЗ.

2). Экспертиза КЗ тремя и более экспертами.

3). Коррекция КЗ по результатам экспертизы.

4). Апробация КЗ на выборке аттестуемых.

5). Анализ результатов апробации.

6). Коррекция или исключение КЗ из банка КЗ КОС.

Текущий контроль знаний, умений и компетенций обучающихся проводится преподавателем(ями) в процессе освоения программ профессиональных модулей и учебных дисциплин. По результатам текущего контроля формируется матрица оценок образовательных достижений каждого обучающегося.

По результатам текущего контроля преподаватель оформляет ведомость результатов текущего контроля.

При аттестации каждый член аттестационной комиссии по практике заполняет оценочный лист с таблицей.

По результатам учебной или производственной (преддипломной) практики формируется матрица оценок достижений обучающихся.

При оценке компетенций по основным показателям оценки результатов заполняется таблица.

Промежуточная аттестация по результатам освоения программ профессионального модуля или учебных дисциплин проводится аттестационной комиссией образовательного учреждения. В зависимости от принятых образовательным учреждением условий при подведении итогов промежуточной аттестации могут учитываться результаты текущего контроля.

На защите выпускной квалификационной работы государственная аттестационная комиссия формирует матрицу оценок достижений обучающихся по результатам выполнения и защиты ВКР на этапе государственной (итоговой) аттестации. При этом учитываются оценки рецензента и руководителя, сделанные по основным показателям оценки результатов. Интегральная оценка результатов выполнения и защиты ВКР определяется как медиана по каждому из основных показателей оценки результатов.

В соответствии с ФГОС СПО на этапе государственной (итоговой) аттестации могут учитываться образовательные достижения обучающихся, полученные вне рамок освоения основной профессиональной образовательной программы. В этом случае государственной аттестационной комиссией на каждого обучающегося формируетсяматрица оценок достижений обучающихся по результатам неформального обучения (обучения вне рамок основной профессиональной образовательной программы).

Подведение итогов освоения основной профессиональной образовательной программы или среднего профессионального образования осуществляется государственной итоговой комиссией посредством определения интегральной оценки компетенций выпускника образовательного учреждения СПО. При этом заполняется таблица, в которой интегрируются оценки образовательных достижений обучающегося по результатам текущего контроля, промежуточной аттестации, выполнения и защиты ВКР, и неформального обучения.

Оценка уровня подготовки по результатам освоения основной профессиональной образовательной программы определяется государственной аттестационной комиссией по универсальной шкале оценки образовательных достижений.

Для оценки образовательных достижений обучающихся применяется универсальная шкала оценки образовательных достижений.

Процент результативности (правильных ответов)

Качественная оценка уровня подготовки

балл (отметка)

вербальный аналог

90 ÷ 100

5

отлично

80 ÷ 89

4

хорошо

70 ÷ 79

3

удовлетворительно

менее 70

2

не удовлетворительно



Заключение
В данной работе описаны виды, классификация, алгоритм формирования фондов оценочных средств, рассмотрена структура КОСов.

Формирование фондов оценочных средств является обязательным условием реализации ФГОС. Для успешного выполнения данного требования ФГОС в образовательном учреждении должны быть разработаны положение о фондах оценочных средств, методические указания по созданию контрольно-оценочных средств, проведены обучающие семинары для педагогов, организовано взаимодействие с другими образовательными учреждениями для проведения общественной экспертизы ФОС.

Библиографический список

  1. Айзенштат, Г. В. Формирование фондов оценочных средств как необходимое условие реализации основной профессиональной образовательной программы Официальный сайт [Электронный ресурс]. - Режим доступа http://www.informio.ru

  2. Зачесова Е.В., Подходы к формированию КОС/оценке результатов освоения ПМ Официальный сайт [Электронный ресурс]. - Режим доступа soprof.ru›index/fgos/0-190.

  3. Контроль и оценивание индивидуальных достижений обучающихся по общеобразовательной подготовке в учреждениях НПО И СПО. [Текст] : метод.пособ. М.: ФИРО, 2009. – 59 с.

  4. Методическое пособие «Организационно-управленческое и методическое сопровождение Федеральных государственных образовательных стандартов нового поколения» (профессиональное образование) [Текст]: / Под ред. В.Я. Никитина – СПб.: ГОУ ИПК СПО, 2010. – 172 с.

  5. Плесенкова, Н.Ю. Критерии оценки качества профессионального образования // Профессиональное образование. Столица. 2010. - № 3. - С. 21-22.

  6. Рекомендации по формированию оценочных средств для государственной (итоговой) аттестации выпускников учреждений СПО и НПО Официальный сайт [Электронный ресурс]. - Режим доступа koipkro.kostroma.ru

  7. Ушакова, Л.С., Коломиец, М.Н. Новые тенденции в оценке результатов профессионального образования // Профессиональное образование. Столица. 2010. - № 2. - С. 14-16

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

«Повышение качества образовательной деятельности через разработку системы контроля и оценки персональных достижений студентов» iconОтчёт муниципального бюджетного учреждения «Старооскольский центр оценки качества образования»
Старооскольского центра оценки качества образования обеспечение комплексной независимой системы оценки качества образования в образовательных...
«Повышение качества образовательной деятельности через разработку системы контроля и оценки персональных достижений студентов» iconПроект программы «внутришкольная система оценки качества образования»
В связи с этим возникла необходимость пересмотреть подходы к организации внутришкольного контроля и определить подходы к построению...
«Повышение качества образовательной деятельности через разработку системы контроля и оценки персональных достижений студентов» iconКонцепция содержит следующие основные разделы: Введение I. Основные...
Российской Федерации на период до 2010 года, одобренных Правительством Российской Федерации, предусмотрено создание моделей организации...
«Повышение качества образовательной деятельности через разработку системы контроля и оценки персональных достижений студентов» iconВажнейшей задачей перед российскими высшими заведениями является...
Использование рейтинговой системы оценки знаний по высшей математике для студентов горного института
«Повышение качества образовательной деятельности через разработку системы контроля и оценки персональных достижений студентов» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Формирование ценностного отношения к образованию и культуре через развитие системы учета и стимулирования достижений и влияние на...
«Повышение качества образовательной деятельности через разработку системы контроля и оценки персональных достижений студентов» iconОрганизационная структура системы оценки качества образования
Организационно-управленческая характеристика системы оценки качества образования
«Повышение качества образовательной деятельности через разработку системы контроля и оценки персональных достижений студентов» iconМетодические рекомендации по организационно-нормативному регулированию внутришкольного контроля
В одобренных Правительством Российской Федерации приоритетных направлениях развития образовательной системы Российской Федерации...
«Повышение качества образовательной деятельности через разработку системы контроля и оценки персональных достижений студентов» iconПоложение о балльно-рейтинговой системе оценки знаний студентов,...
Лльно-рейтинговой системы оценки знаний является комплексная оценка качества учебной работы студентов на основе регламентации семестровых...
«Повышение качества образовательной деятельности через разработку системы контроля и оценки персональных достижений студентов» iconРазработка и внедрение рейтинг-контроля на уроках русского языка в 5 классе
Сущность понятий «контроль» и «рейтинг» Виды рейтинга Достоинства рейтинговой системы оценки учебных достижений учащихся
«Повышение качества образовательной деятельности через разработку системы контроля и оценки персональных достижений студентов» iconКонцепция региональной системы оценки качества образования ленинградской области
Механизмы организации и проведения оценки качества образования
«Повышение качества образовательной деятельности через разработку системы контроля и оценки персональных достижений студентов» iconКонцепция региональной системы оценки качества образования челябинской области
Механизмы организации и проведения оценки качества образования
«Повышение качества образовательной деятельности через разработку системы контроля и оценки персональных достижений студентов» icon1 с целью комплексной оценки качества учебной деятельности студентов...
Гбоу спо «Пермский педагогический колледж №1» (далее Колледж) вводится балльно-рейтинговая система оценки успеваемости студентов
«Повышение качества образовательной деятельности через разработку системы контроля и оценки персональных достижений студентов» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Развите через познание нового “Повышение качества образования в рамках стратегии модернизации через совершенствование и реализацию...
«Повышение качества образовательной деятельности через разработку системы контроля и оценки персональных достижений студентов» iconЗадачи на 2013-2014 учебный год Создание условий для повышения качества...
Создание условий для повышения качества образовательной подготовки обучающихся 9,10 классов за счет развития внутришкольной системы...
«Повышение качества образовательной деятельности через разработку системы контроля и оценки персональных достижений студентов» iconСогласовано
Система оценивания образовательной деятельности обучающихся. Формы учета и контроля достижений обучающихся
«Повышение качества образовательной деятельности через разработку системы контроля и оценки персональных достижений студентов» iconПравила составления тестов и тестовых вопросов. Мероприятия, предваряющие...
Повышение достоверности оценки качества подготовки водителей общественного транспорта


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск