Скачать 0.92 Mb.
|
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Волгоградский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения и социального развитияРоссийской Федерации “УТВЕРЖДАЮ” Проректор по учебной работе ВолгГМУ профессор В.Б. Мандриков ________________________________ “_____”____________________2012 г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ педиатрия Для специальности: 040100 “Лечебное дело” Квалификация выпускника – Врач Факультет: лечебный Кафедры: детских болезней, детских инфекционных болезней Курс – IV, V Семестр – VIII, IX Форма обучения - очная Лекции: 72 часа, в том числе – педиатрия - 50 часов (VIII, IX семестры) - детские инфекционные болезни – 22 часа (VIII, IX семестры) Практические занятия: 142 часа, в том числе – педиатрия - 100 часов (VIII, IX семестры) - детские инфекционные болезни – 42 часа (VIII, IX семестры) Самостоятельная внеаудиторная работа: 107 часов, в том числе – педиатрия - 75 часов - детские инфекционные болезни – 32 часа Экзамен - IX семестр Всего часов: 321, в том числе - педиатрия - 225 часов - детские инфекционные болезни – 96 часов Волгоград, 2012 год. Разработчики программы: доцент, к.м.н. С.Н.Емельянова, д.м.н. профессор Л.В. Крамарь, доцент к.м.н. А.А. Арова Рабочая программа обсуждена на заседании кафедры детских болезней протокол № 11 от «25» июня 2012 года Заведующий кафедрой детских болезней д.м.н., профессор М.Я. Ледяев Рабочая программа согласована с учебно-методической комиссией педиатрических дисциплин протокол № 5 от «27»июня 2012 года Председатель УМК, декан педиатрического факультета Н.В. Малюжинская Внешняя рецензия дана заведующим кафедрой госпитальной педиатрии Астраханского государственного медицинской академии, профессором Н.С. Черкасовым «___» ____________ 2012 г. (прилагается) Рабочая программа согласована с научной фундаментальной библиотекой Заведующая библиотекой Долгова В.В. Рабочая программа утверждена на заседании Центрального методического совета протокол №_______ от «_____»______________________ 201_ года Председатель ЦМС профессор Мандриков В.Б. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО педиатрии ДЛЯ СТУДЕНТОВ лечебного ФАКУЛЬТЕТА Профилактика многих функциональных расстройств и заболеваний взрослых должна начинаться с рождения ребенка, а нередко и в антенатальном периоде. Квалифицированное, ориентированное на профилактику заболеваемости наблюдение за семьей может быть осуществлено только врачом, хорошо знакомым с особенностями детского организма, методами воспитания здорового ребенка, спецификой основной патологии детского возраста, современными терапевтическими воздействиями и способами оказания неотложной помощи. Врач-лечебник (семейный врач) в практической работе сталкивается с необходимостью решать вопросы детских заболеваний, поэтому он должен хорошо знать клинические симптомы и синдромы заболеваний инфекционного генеза, современные лечебно-диагностические воздействия, способы оказания неотложной помощи, современные методы профилактики. В связи с этим настоящая программа определяет объем знаний по детским болезням и детским инфекционным болезням, необходимых врачам, оканчивающим лечебный факультет медицинского университета. 1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ, ЕЕ МЕСТО В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ.
Выпускник медицинского университета по специальности 060101 «Лечебное дело» должен быть подготовлен к выполнению следующих видов профессиональной деятельности:
1.2. Задачи преподавания дисциплины: - научить студентов навыкам общения со здоровым и больным ребенком различного возраста и его родителями, методам объективного обследования ребенка с интерпретацией полученных данных в возрастном аспекте; научить диагностировать наиболее часто встречающиеся заболевания раннего и старшего возраста, а также состояния, угрожающие жизни ребенка, оказывать неотложную помощь, составлять планы лечения и профилактики. По окончании изучения дисциплины студент должен знать:
студент должен уметь:
студент должен обладать навыками:
1.3. Перечень дисциплин с указанием разделов (тем), усвоение которых студентами необходимо для изучения данной дисциплины:
1.4. Формы организации обучения и виды контроля: Программа обучения по дисциплине «Педиатрия» для студентов лечебного факультета включает в себя теоретическую (лекционный курс) и практическую подготовку (практические занятия). Обучение проводится в течение двух семестров и завершается итоговым экзаменом по дисциплине. Текущий контроль знаний студентов на занятиях осуществляется с помощью программированного и тестового контролей. Промежуточный контроль включает в себя итоговое занятие в конце каждого семестра подготовки и состоит из оценки выработанных студентами во время цикла занятий практических навыков, тестового контроля теоретических знаний и защиты учебной истории болезни. Итоговый контроль осуществляется в форме трехэтапного экзамена (IX семестр). 2. СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ: 2.1. Объем дисциплины и виды учебной работы:
2.2. Наименование тем, их содержание, объем в часах лекционных занятий: 2.2.1. Педиатрия. 1. История отечественной педиатрии. История педиатрии, организация охраны материнства и детства в нашей стране. Роль врача общей практики в оздоровлении детского и подросткового населения, в предупреждении заболеваемости и снижении младенческой смертности. (2 часа) 2. Периоды детского возраста. Физическое и нервно-психическое развитие детей и подростков в различные возрастные периоды. Становление иммунитета у детей. Закаливание детей раннего возраста. Значение генетических и наследственных факторов в патологии детства. Особенности возрастной патологии. Особенности воспитания, сна, режима дня у подростков. (2 часа) 3. Вскармливание. Преимущества естественного вскармливания, стимуляция лактации. Введение прикорма. Смешанное и искусственное вскармливание. Режим питания детей старше 1 года. Роль питания в профилактике различных заболеваний. (2 часа) 4. Проблемы неонатологии. Младенческая смертность и пути ее снижения; решение проблемы невынашивания, программа планирования семьи, совершенствование пренатальной диагностики. Недоношенный ребенок. Структура заболеваемости новорожденных. (2 часа) 5-6. Патология периода новорожденности. Перинатальное поражение ЦНС гипоксически-травматического генеза (головного и спинного мозга). Врожденные пороки развития. Внутриутробное инфицирование. Сепсис. Гемолитическая болезнь новорожденных. (4 часа) 7. Аномалии конституции (диатезы). Варианты диатезов. Аномалии конституции как предрасположенность к тому или иному хроническому патологическому процессу. (2 часа) 8. Дистрофия. Хронические расстройства питания и гиповитаминозы у детей. Этиология, патогенез, удельный вес в патологии детей в современных условиях. Характеристика различных форм расстройств трофики, принципы лечения и профилактики. (2 часа) 9. Рахит и рахитоподобные заболевания. Этиология и патогенез рахита, особенности клинической картины и течение современного рахита. Дифференциальный диагноз рахита с рахитоподобными заболеваниями. Гипервитаминоз D. Принципы лечения и профилактики. (2 часа) 10. Анемии. Основные группы анемий. Удельный вес и особенности анемии у детей раннего возраста. Дефицитные анемии. Частота. Значение в патологии и дальнейшем развитии ребенка. Роль вскармливания и социальных факторов в развитии болезни. Гемолитические анемии - врожденные и приобретенные. Анемии у подростков. Гемобластозы. (2 часа) 11. Острые пневмонии у детей раннего возраста. Роль острых респираторных заболеваний и бактериальных инфекций в развитии пневмоний, механизмы развития. Клинические формы, осложнения, принципы лечения и профилактики. (2 часа) 12-13. Неотложные состояния у детей раннего возраста. Токсикоз. Гипертермия. Судороги. Острый стенозирующий ларинготрахеит (синдром крупа). (4 часа) 14. Хронические заболевания органов дыхания. Распространенность. Этиология. Патогенез. Причины хронических неспецифических бронхолегочных заболеваний у детей и подростков. Дифференциальный диагноз. Принципы этапного лечения. (2 часа) 15. Респираторные аллергозы. Бронхиальная астма. Особенности патогенеза, клинической картины и течения у детей и подростков. Принципы лечения и профилактики аллергических поражений системы дыхания. Неотложная помощь при острых аллергических реакциях у детей и подростков. (2 часа) 16-18. Ревматические заболевания у детей и подростков. Ревматизм. Современное представление и распространенность ревматизма в детском и подростковом возрасте. Особенности патогенеза и клинической картины, варианты течения ревматизма у детей и подростков. Диагностические критерии. Принципы этапного лечения и профилактики. Диффузные заболевания соединительной ткани, современные теории этиологии и патогенеза. Особенности течения системной красной волчанки, дерматомиозита, системной склеродермии у детей и подростков. Артриты, ювенильный ревматоидный артрит. Современные концепции этиологии и патогенеза. Дифференциальный диагноз. Особенности клиники и течения, принципы лечения. Прогноз. (6 часов) 19-20. Заболевания почек у детей и подростков. Особенности строения и функции почек в детском возрасте. Классификация заболеваний почек у детей и подростков. Характеристика наиболее частых форм. Острая и хроническая почечная недостаточность, неотложная терапия при них. Трансплантация почек у подростков. Нефропатия в пубертатном возрасте. (4 часа) 21-22. Заболевания желудочно-кишечного тракта у детей. Гастрит, дуоденит, язвенная болезнь. Дискинезия желчевыводящих путей. Современные методы клинической, инструментальной и лабораторной диагностики. Принципы этапного лечения. Болезни печени и поджелудочной железы. (4 часа) 23. Геморрагические диатезы и системные васкулиты у детей и подростков. Этиология, патогенез и клинические проявления отдельных форм геморрагических диатезов и системных васкулитов. Особенности течения у детей. Принципы лечения. (2 часа) 24. Эндокринные заболевания. Клиническая картина сахарного диабета, гипотиреоза, диффузного токсического зоба, нарушений полового развития. Неотложная помощь при диабетической и гипогликемической комах, тиреотоксическом кризе. Особенности течения эндокринной патологии у подростков. (2 часа) 25. Лейкозы. Варианты острого лейкоза у детей и подростков. Клиника и диагностика острого лейкоза в детском возрасте. Роль дополнительных методов исследования. Принципы лечения. Неходжкинские лимфомы. (2 часа) |
Детские болезни Профилактика многих функциональных расстройств и заболеваний взрослых должна начинаться с рождения ребенка, а нередко в антенатальном... | Детские болезни Профилактика многих функциональных расстройств и заболеваний взрослых должна начинаться с рождения ребенка, а нередко в антенатальном... | ||
Рабочая программа по дисциплине: "педиатрия, раздел: детские инфекционные... Программы по педиатрии для студентов высших медицинских учебных заведений лечебного факультета, утвержденной учебно-методическим... | Методические рекомендации (для студентов 5 и 6 курсов лечебного факультета) Махачкала 2009 А. Т. Джабраилова-к м н., ассистент кафедры акушерства и гинекологии лечебного факультета дгма | ||
Влияние физических упражнений Поэтому физические упражнения являются средством неспецифической профилактики ряда функциональных расстройств и заболеваний, а лечебную... | Кафедра детских болезней лечебного факультета Ситуационные задачи... Охватывает все разделы учебной программы «Музыка», обеспечивает полную проверку теоретических знаний, интеллектуальных и практических... | ||
Синицкой Инны Владимировны, учителя географии школа №204, город Санкт-Петербург.... Рост нервно-психических и соматических заболеваний, а также различных функциональных расстройств, влияют на снижение успеваемости... | Учебной работе профессор А. Б. Ходжаян 2013г. «Согласовано» декан... Методические указания по проведению итоговой государственной аттестации бакалавров, магистров по направлению 521500 «Менеджмент»... | ||
Методическое пособие и дневник по производственной практике для студентов... Летняя производственная практика студентов 3 курса лечебного факультета является органической частью всего учебного процесса. Она... | Экзаменационные вопросы по курсу для студентов 4 и 5 курса (вечернее... Пневмонии. Этиология. Патогенез. Патоморфология. Современная классификация. Обоснование диагноза. Профилактика. Лечение | ||
Методические указания для студентов по дисциплине «патологическая анатомия» Методические указания предназначены для студентов III курса сгму лечебного факультета, международного факультета врача общей практики,... | Классификация ревматической лихорадки (арр,2003) А, а также необходимостью назначения антибиотиков для эрадикации этой инфекции в остром периоде (первичная профилактика) и предотвращения... | ||
Тесты для студентов лечебного факультета Красгма красноярск 2012 удк 612(07) ббк Тестовые задания по нормальной физиологии (учебное пособие для самостоятельной подготоки к этапному и итоговому контролю знаний по... | Тематический план практических занятий для студентов 6 курса (заруб.)... Первичная профилактика Формирование диспансерных групп. Категории населения, подлежащие обязательным профилактическим осмотрам. Современные... | ||
Тематический план практических занятий по инфекционным болезням для... Занятие №1 – 5 часов. Грипп и острые респираторные вирусные инфекции. Клиника, диагностика, дифдиагностика, лечение и профилактика.... | Рабочая программа учебной дисциплины Справка к рабочей программе дисциплины «Фтизиопульмонология» для студентов лечебного факультета очного отделения |