Рабочая программа по педиатрии для студентов лечебного факультета профилактика многих функциональных расстройств и заболеваний взрослых должна начинаться с рождения ребенка, а нередко и в антенатальном периоде.





НазваниеРабочая программа по педиатрии для студентов лечебного факультета профилактика многих функциональных расстройств и заболеваний взрослых должна начинаться с рождения ребенка, а нередко и в антенатальном периоде.
страница1/7
Дата публикации09.12.2014
Размер0.92 Mb.
ТипРабочая программа
100-bal.ru > Право > Рабочая программа
  1   2   3   4   5   6   7


Государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Волгоградский государственный медицинский университет»

Министерства здравоохранения и социального развития


Российской Федерации
“УТВЕРЖДАЮ”

Проректор по учебной работе ВолгГМУ

профессор В.Б. Мандриков

________________________________

“_____”____________________2012 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

педиатрия
Для специальности: 040100Лечебное дело

Квалификация выпускника – Врач

Факультет: лечебный

Кафедры: детских болезней, детских инфекционных болезней

Курс – IV, V

Семестр – VIII, IX

Форма обучения - очная

Лекции: 72 часа, в том числе

– педиатрия - 50 часов (VIII, IX семестры)

- детские инфекционные болезни – 22 часа (VIII, IX семестры)

Практические занятия: 142 часа, в том числе

– педиатрия - 100 часов (VIII, IX семестры)

- детские инфекционные болезни – 42 часа (VIII, IX семестры)

Самостоятельная внеаудиторная работа: 107 часов, в том числе

– педиатрия - 75 часов

- детские инфекционные болезни – 32 часа

Экзамен - IX семестр

Всего часов: 321, в том числе

- педиатрия - 225 часов

- детские инфекционные болезни – 96 часов

Волгоград, 2012 год.

Разработчики программы: доцент, к.м.н. С.Н.Емельянова,

д.м.н. профессор Л.В. Крамарь, доцент к.м.н. А.А. Арова

Рабочая программа обсуждена на заседании кафедры детских болезней

протокол № 11 от «25» июня 2012 года
Заведующий кафедрой детских болезней

д.м.н., профессор М.Я. Ледяев
Рабочая программа согласована с учебно-методической комиссией педиатрических дисциплин протокол № 5 от «27»июня 2012 года
Председатель УМК,

декан педиатрического факультета Н.В. Малюжинская
Внешняя рецензия дана заведующим кафедрой госпитальной педиатрии Астраханского государственного медицинской академии, профессором Н.С. Черкасовым «___» ____________ 2012 г. (прилагается)

Рабочая программа согласована с научной фундаментальной библиотекой

Заведующая библиотекой Долгова В.В.

Рабочая программа утверждена на заседании Центрального методического совета

протокол №_______ от «_____»______________________ 201_ года
Председатель ЦМС

профессор Мандриков В.Б.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО педиатрии

ДЛЯ СТУДЕНТОВ лечебного ФАКУЛЬТЕТА
Профилактика многих функциональных расстройств и заболеваний взрослых должна начинаться с рождения ребенка, а нередко и в антенатальном периоде. Квалифицированное, ориентированное на профилактику заболеваемости наблюдение за семьей может быть осуществлено только врачом, хорошо знакомым с особенностями детского организма, методами воспитания здорового ребенка, спецификой основной патологии детского возраста, современными терапевтическими воздействиями и способами оказания неотложной помощи. Врач-лечебник (семейный врач) в практической работе сталкивается с необходимостью решать вопросы детских заболеваний, поэтому он должен хорошо знать клинические симптомы и синдромы заболеваний инфекционного генеза, современные лечебно-диагностические воздействия, способы оказания неотложной помощи, современные методы профилактики. В связи с этим настоящая программа определяет объем знаний по детским болезням и детским инфекционным болезням, необходимых врачам, оканчивающим лечебный факультет медицинского университета.
1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ, ЕЕ МЕСТО В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ.


    1. Цель преподавания дисциплины – овладение студентами методами диагностики, лечения и профилактики наиболее часто встречающихся заболеваний у детей с учетом возрастных особенностей и иммунологической реактивности детского организма.

Выпускник медицинского университета по специальности 060101 «Лечебное дело» должен быть подготовлен к выполнению следующих видов профессиональной деятельности:

  • профилактической;

  • диагностической;

  • лечебной;

  • воспитательно-образовательной;

  • организационно-управленческой;

  • научно-исследовательской.


1.2. Задачи преподавания дисциплины: - научить студентов навыкам общения со здоровым и больным ребенком различного возраста и его родителями, методам объективного обследования ребенка с интерпретацией полученных данных в возрастном аспекте; научить диагностировать наиболее часто встречающиеся заболевания раннего и старшего возраста, а также состояния, угрожающие жизни ребенка, оказывать неотложную помощь, составлять планы лечения и профилактики.
По окончании изучения дисциплины студент должен знать:

  1. анатомо-физиологические особенности органов и систем ребенка;

  2. вопросы рационального вскармливания детей в соответствии с современными рекомендациями;

  3. современные классификации, этиологию, патогенез, клинику основных неинфекционных и инфекционных заболеваний, особенности их течения в детском возрасте;

  4. основные и вспомогательные методы исследований, их диагностическую ценность;

  5. лечение больного в дому и в стационаре;

  6. систему профилактических и противоэпидемических мероприятий в очаге инфекции и борьбе с заносом и распространением инфекции;

студент должен уметь:

  1. общаться со здоровым и больным ребенком и его родителями и соблюдать деонтологические нормы и принципы;

  2. собрать и оценить анамнез жизни и заболевания ребенка;

  3. провести физикальное обследование ребенка и оценить полученные данные в сопоставлении с возрастной нормой;

  4. анализировать результаты дополнительных методов обследования в возрастном аспекте;

  5. диагностировать наиболее часто встречающиеся заболевания и неотложные состояния у детей раннего и старшего возраста с формулировкой клинического диагноза согласно классификациям;

  6. назначить лечение заболеваний у детей; оказывать необходимую ургентную помощь;

  7. составлять диету детям в возрасте до одного года, находящимся на различных видах вскармливания;

  8. проводить реабилитации и профилактику заболеваний;

  9. обеспечить своевременную госпитализацию больных, нуждающихся в стационарном лечении.

студент должен обладать навыками:

  1. общения со здоровым и больным ребенком и его родителями;

  2. проводить объективное обследование детей, получать объективные данные при физикальном обследовании ребенка, интерпретировать полученные данные и результаты дополнительных методов исследования с учетом анатомо-физиологических особенностей и возрастных норм;

  3. оценки физического и нервно-психического развития детей в различные возрастные периоды;

  4. составлять план основных лечебных и профилактических мероприятий, диспансерного наблюдения детей с целью профилактики формирования соответствующей патологии у взрослых.


1.3. Перечень дисциплин с указанием разделов (тем), усвоение которых студентами необходимо для изучения данной дисциплины:


  1. История философских учений: этика и деонтология в педиатрии, мировоззрение и медицина, законы диалектического материализма в медицине с учетом особенностей развивающегося детского организма.

  2. Медицинская психология, этика, деонтология: особенности психологии ребенка в возрастном аспекте, принципы деонтологии и этики в педиатрии.

  3. Латинский язык: основы латинской терминологии.

  4. Анатомия: анатомические особенности органов и систем у детей.

  5. Гистология: эмбриогенез тканей и систем органов.

  6. Нормальная физиология: функциональные особенности органов и систем у детей в возрастном аспекте.

  7. Биология: генетика, паразитология.

  8. Микробиология, вирусология: общая закономерность жизнедеятельности всех классов микроорганизмов их роль и значение для жизни и здоровья человека. Основные свойства и механизмы воздействия инфекционных агентов в детском организме.

  9. Гигиена: группы здоровья в детском возрасте, рациональное питание и режим дня в различные периоды детства, показатели физического развития детей, организация внешней среды для детей различного возраста, включая санитарно-гигиенические условия в детских коллективах, физическое воспитание и закаливание детей, гигиенические аспекты формирования здорового образа жизни ребенка

  10. Биохимия: основы биохимических процессов в организме у здоровых детей и при различных патологических состояниях.

  11. Общая химия: минеральный состав детского организма, потребность в химических элементах, применение химических веществ в качестве лечебных средств в педиатрии, токсичность некоторых химических элементов для детского организма.

  12. Физика с высшей математикой, информатикой, медицинской тех­никой: принципы работы и устройства аппаратуры, используемой в медицине, основы физических и математических законов, получаю­щих отображение в медицине.

  13. Патологическая физиология: вопросы патогенеза заболеваний, особенности функционирования систем и органов детского организма при различных патологических состояниях.

  14. Патологическая анатомия: морфологические изменения при заболеваниях детского и подросткового возраста.

  15. Фармакология: основы фармакодинамики и фармакокинетики, основные принципы приготовления лекарственных препаратов. Основные лекарственные средства, их терапевтическое и побочное воздействие на детский организм.

  16. Общественное здоровье и здравоохранение: дет­ская заболеваемость, летальность, смертность, статистические пока­затели в здравоохранении, государственная система организации охраны
    здоровья матери и ребенка, организация санаторно-курортной помощи детям, программа ВОЗ по улучшению здоровья матери и ребенка. Организация медицинской помощи подросткам. Основные нормативные документы, регламентирующие работу врача.

  17. Терапия: анамнез и методика обследования больного, семиотика, этиопатогенез и клиника основных заболеваний, начинающихся в детском возрасте.

  18. Акушерство и гинекология: вопросы перинатологии, неонатологии (физиология и патология).

  19. Хирургия: асептика и антисептика, гемотрансфузиология, хирургические заболевания, встречающиеся у детей.

  20. Эпидемиология: вопросы эпидемиологической закономерности, распространенности, заболеваемости, сезонности, профилактики и реабилитации больных инфекционными заболеваниями.

  21. ЛОР-болезни: ЛОР - патология детского возраста.

  22. Офтальмология: поражение органа зрения при различных заболеваниях у детей и подростков, исследование глазного дна у детей и подростков.

  23. Фтизиопульмонология с клинической иммунологией: вопросы
    детского и подросткового туберкулеза, иммунитета.

  24. Иммунология: особенности иммунных реакций детского организма, принципы иммунокоррекции.

  25. Реаниматология и анестезиология: оказание неотложной и реанимационной помощи при жизнеугрожающих состояниях.

  26. Рентгенология и радиология: основные лучевые методы диагностики в медицине.

  27. ЛФК и ВК: лечебная физкультура и врачебный контроль.

1.4. Формы организации обучения и виды контроля:

Программа обучения по дисциплине «Педиатрия» для студентов лечебного факультета включает в себя теоретическую (лекционный курс) и практическую подготовку (практические занятия). Обучение проводится в течение двух семестров и завершается итоговым экзаменом по дисциплине.

Текущий контроль знаний студентов на занятиях осуществляется с помощью программированного и тестового контролей. Промежуточный контроль включает в себя итоговое занятие в конце каждого семестра подготовки и состоит из оценки выработанных студентами во время цикла занятий практических навыков, тестового контроля теоретических знаний и защиты учебной истории болезни. Итоговый контроль осуществляется в форме трехэтапного экзамена (IX семестр).
2. СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ:
2.1. Объем дисциплины и виды учебной работы:


Факультет

Семестр

Количество

часов

Лекции

Практические занятия

Самосто

ятельная

работа

Экзамен

Лечебный

VIII

103

28

72

51




IX

122

44

70

56

IX семестр

Всего




321

72

142

107





2.2. Наименование тем, их содержание, объем в часах лекционных занятий:
2.2.1. Педиатрия.
1. История отечественной педиатрии. История педиатрии, организация охраны материнства и детства в нашей стране. Роль врача общей практики в оздоровлении детского и подросткового населения, в предупреждении заболеваемости и снижении младенческой смертности. (2 часа)
2. Периоды детского возраста. Физическое и нервно-психическое развитие детей и подростков в различные возрастные периоды. Становление иммунитета у детей. Закаливание детей раннего возраста. Значение генетических и наследственных факторов в патологии детства. Особенности возрастной патологии. Особенности воспитания, сна, режима дня у подростков. (2 часа)
3. Вскармливание. Преимущества естественного вскармливания, стимуляция лактации. Введение прикорма. Смешанное и искусственное вскармливание. Режим питания детей старше 1 года. Роль питания в профилактике различных заболеваний. (2 часа)
4. Проблемы неонатологии. Младенческая смертность и пути ее снижения; решение проблемы невынашивания, программа планирования семьи, совершенствование пренатальной диагностики. Недоношен­ный ребенок. Структура заболеваемости новорожденных. (2 часа)
5-6. Патология периода новорожденности. Перинатальное поражение ЦНС гипоксически-травматического генеза (головного и спинного мозга). Врожденные пороки развития. Внутриутробное инфицирование. Сепсис. Гемолитическая болезнь новорожденных. (4 часа)
7. Аномалии конституции (диатезы). Варианты диатезов. Аномалии конституции как предрасположенность к тому или иному хроническому патологическому процессу. (2 часа)
8. Дистрофия. Хронические расстройства питания и гиповитаминозы у детей. Этиология, патогенез, удельный вес в патологии детей в современных условиях. Характеристика различных форм расстройств трофики, принципы лечения и профилактики. (2 часа)
9. Рахит и рахитоподобные заболевания. Этиология и патогенез рахита, особенности клинической картины и течение современного рахита. Дифференциальный диагноз рахита с рахитоподобными заболеваниями. Гипервитаминоз D. Принципы лечения и профилактики. (2 часа)
10. Анемии. Основные группы анемий. Удельный вес и особенности анемии у детей раннего возраста. Дефицитные анемии. Частота. Значение в патологии и дальнейшем развитии ребенка. Роль вскармливания и социальных факторов в развитии болезни. Гемолитические анемии - врожденные и приобретенные. Анемии у подростков. Гемобластозы. (2 часа)
11. Острые пневмонии у детей раннего возраста. Роль острых респираторных заболеваний и бактериальных инфекций в развитии пневмоний, механизмы развития. Клинические формы, осложнения, принципы лечения и профилактики. (2 часа)
12-13. Неотложные состояния у детей раннего возраста. Токсикоз. Гипертермия. Судороги. Острый стенозирующий ларинготрахеит (син­дром крупа). (4 часа)
14. Хронические заболевания органов дыхания. Распространенность. Этиология. Патогенез. Причины хронических неспецифических бронхолегочных заболеваний у детей и подростков. Дифференциальный диагноз. Принципы этапного лечения. (2 часа)
15. Респираторные аллергозы. Бронхиальная астма. Особенности патогенеза, клинической картины и течения у детей и подростков. Принципы лечения и профилактики аллергических поражений системы дыхания. Неотложная помощь при острых аллергических реакциях у детей и подростков. (2 часа)
16-18. Ревматические заболевания у детей и подростков. Ревматизм. Современное представление и распространенность ревматизма в детском и подростковом возрасте. Особенности патогенеза и клинической картины, варианты течения ревматизма у детей и подростков. Диагностические критерии. Принципы этапного лечения и профилактики. Диффузные заболевания соединительной ткани, современные теории этиологии и патогенеза. Особенности течения системной красной волчанки, дерматомиозита, системной склеродермии у детей и подростков. Артриты, ювенильный ревматоидный артрит. Современные концепции этиологии и патогенеза. Дифференциальный диагноз. Особенности клиники и течения, принципы лечения. Прогноз. (6 часов)
19-20. Заболевания почек у детей и подростков. Особенности строения и функции почек в детском возрасте. Классификация заболеваний почек у детей и подростков. Характеристика наиболее частых форм. Острая и хроническая почечная недостаточность, неотложная терапия при них. Трансплантация почек у подростков. Нефропатия в пу­бертатном возрасте. (4 часа)
21-22. Заболевания желудочно-кишечного тракта у детей. Гастрит, дуоденит, язвенная болезнь. Дискинезия желчевыводящих путей. Современные методы клинической, инструментальной и лабораторной диагностики. Принципы этапного лечения. Болезни печени и поджелудочной железы. (4 часа)
23. Геморрагические диатезы и системные васкулиты у детей и подростков. Этиология, патогенез и клинические проявления отдельных форм геморрагических диатезов и системных васкулитов. Особенно­сти течения у детей. Принципы лечения. (2 часа)
24. Эндокринные заболевания. Клиническая картина сахарного диабета, гипотиреоза, диффузного токсического зоба, нарушений полового развития. Неотложная помощь при диабетической и гипогликемической комах, тиреотоксическом кризе. Особенности течения эндок­ринной патологии у подростков. (2 часа)
25. Лейкозы. Варианты острого лейкоза у детей и подростков. Клиника и диагностика острого лейкоза в детском возрасте. Роль дополнительных методов исследования. Принципы лечения. Неходжкинские лимфомы. (2 часа)
  1   2   3   4   5   6   7

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая программа по педиатрии для студентов лечебного факультета профилактика многих функциональных расстройств и заболеваний взрослых должна начинаться с рождения ребенка, а нередко и в антенатальном периоде. iconДетские болезни
Профилактика многих функциональных расстройств и заболеваний взрослых должна начинаться с рождения ребенка, а нередко в антенатальном...
Рабочая программа по педиатрии для студентов лечебного факультета профилактика многих функциональных расстройств и заболеваний взрослых должна начинаться с рождения ребенка, а нередко и в антенатальном периоде. iconДетские болезни
Профилактика многих функциональных расстройств и заболеваний взрослых должна начинаться с рождения ребенка, а нередко в антенатальном...
Рабочая программа по педиатрии для студентов лечебного факультета профилактика многих функциональных расстройств и заболеваний взрослых должна начинаться с рождения ребенка, а нередко и в антенатальном периоде. iconРабочая программа по дисциплине: "педиатрия, раздел: детские инфекционные...
Программы по педиатрии для студентов высших медицинских учебных заведений лечебного факультета, утвержденной учебно-методическим...
Рабочая программа по педиатрии для студентов лечебного факультета профилактика многих функциональных расстройств и заболеваний взрослых должна начинаться с рождения ребенка, а нередко и в антенатальном периоде. iconМетодические рекомендации (для студентов 5 и 6 курсов лечебного факультета) Махачкала 2009
А. Т. Джабраилова-к м н., ассистент кафедры акушерства и гинекологии лечебного факультета дгма
Рабочая программа по педиатрии для студентов лечебного факультета профилактика многих функциональных расстройств и заболеваний взрослых должна начинаться с рождения ребенка, а нередко и в антенатальном периоде. iconВлияние физических упражнений
Поэтому физические упражнения являются средством неспецифической профилактики ряда функциональных расстройств и заболеваний, а лечебную...
Рабочая программа по педиатрии для студентов лечебного факультета профилактика многих функциональных расстройств и заболеваний взрослых должна начинаться с рождения ребенка, а нередко и в антенатальном периоде. iconКафедра детских болезней лечебного факультета Ситуационные задачи...
Охватывает все разделы учебной программы «Музыка», обеспечивает полную проверку теоретических знаний, интеллектуальных и практических...
Рабочая программа по педиатрии для студентов лечебного факультета профилактика многих функциональных расстройств и заболеваний взрослых должна начинаться с рождения ребенка, а нередко и в антенатальном периоде. iconСиницкой Инны Владимировны, учителя географии школа №204, город Санкт-Петербург....
Рост нервно-психических и соматических заболеваний, а также различных функциональных расстройств, влияют на снижение успеваемости...
Рабочая программа по педиатрии для студентов лечебного факультета профилактика многих функциональных расстройств и заболеваний взрослых должна начинаться с рождения ребенка, а нередко и в антенатальном периоде. iconУчебной работе профессор А. Б. Ходжаян 2013г. «Согласовано» декан...
Методические указания по проведению итоговой государственной аттестации бакалавров, магистров по направлению 521500 «Менеджмент»...
Рабочая программа по педиатрии для студентов лечебного факультета профилактика многих функциональных расстройств и заболеваний взрослых должна начинаться с рождения ребенка, а нередко и в антенатальном периоде. iconМетодическое пособие и дневник по производственной практике для студентов...
Летняя производственная практика студентов 3 курса лечебного факультета является органической частью всего учебного процесса. Она...
Рабочая программа по педиатрии для студентов лечебного факультета профилактика многих функциональных расстройств и заболеваний взрослых должна начинаться с рождения ребенка, а нередко и в антенатальном периоде. iconЭкзаменационные вопросы по курсу для студентов 4 и 5 курса (вечернее...
Пневмонии. Этиология. Патогенез. Патоморфология. Современная классификация. Обоснование диагноза. Профилактика. Лечение
Рабочая программа по педиатрии для студентов лечебного факультета профилактика многих функциональных расстройств и заболеваний взрослых должна начинаться с рождения ребенка, а нередко и в антенатальном периоде. iconМетодические указания для студентов по дисциплине «патологическая анатомия»
Методические указания предназначены для студентов III курса сгму лечебного факультета, международного факультета врача общей практики,...
Рабочая программа по педиатрии для студентов лечебного факультета профилактика многих функциональных расстройств и заболеваний взрослых должна начинаться с рождения ребенка, а нередко и в антенатальном периоде. iconКлассификация ревматической лихорадки (арр,2003)
А, а также необходимостью назначения антибиотиков для эрадикации этой инфекции в остром периоде (первичная профилактика) и предотвращения...
Рабочая программа по педиатрии для студентов лечебного факультета профилактика многих функциональных расстройств и заболеваний взрослых должна начинаться с рождения ребенка, а нередко и в антенатальном периоде. iconТесты для студентов лечебного факультета Красгма красноярск 2012 удк 612(07) ббк
Тестовые задания по нормальной физиологии (учебное пособие для самостоятельной подготоки к этапному и итоговому контролю знаний по...
Рабочая программа по педиатрии для студентов лечебного факультета профилактика многих функциональных расстройств и заболеваний взрослых должна начинаться с рождения ребенка, а нередко и в антенатальном периоде. iconТематический план практических занятий для студентов 6 курса (заруб.)...
Первичная профилактика Формирование диспансерных групп. Категории населения, подлежащие обязательным профилактическим осмотрам. Современные...
Рабочая программа по педиатрии для студентов лечебного факультета профилактика многих функциональных расстройств и заболеваний взрослых должна начинаться с рождения ребенка, а нередко и в антенатальном периоде. iconТематический план практических занятий по инфекционным болезням для...
Занятие №1 – 5 часов. Грипп и острые респираторные вирусные инфекции. Клиника, диагностика, дифдиагностика, лечение и профилактика....
Рабочая программа по педиатрии для студентов лечебного факультета профилактика многих функциональных расстройств и заболеваний взрослых должна начинаться с рождения ребенка, а нередко и в антенатальном периоде. iconРабочая программа учебной дисциплины
Справка к рабочей программе дисциплины «Фтизиопульмонология» для студентов лечебного факультета очного отделения


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск