Москва Санкт-Петербург 2007 Вопросы вокального образования: Методические рекомендации для преподавателей вузов и средних специальных учебных заведений





НазваниеМосква Санкт-Петербург 2007 Вопросы вокального образования: Методические рекомендации для преподавателей вузов и средних специальных учебных заведений
страница1/12
Дата публикации28.01.2015
Размер1.95 Mb.
ТипМетодические рекомендации
100-bal.ru > Право > Методические рекомендации
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12


Министерство культуры и массовой коммуникации

Российской Федерации

_________________________________

Российская академия музыки имени Гнесиных

Санкт-Петербургская государственная консерватория

имени Н.А. Римского-Корсакова

Вопросы вокального образования
Методические рекомендации

для преподавателей вузов

и средних специальных учебных заведений

Москва

Санкт-Петербург

2007
Вопросы вокального образования: Методические рекомендации для преподавателей вузов и средних специальных учебных заведений

Редактор-составитель – кандидат педагогических наук, профессор РАМ им. Гнесиных М.С. АГИН. М.-СПб., 2007.

Рецензент:

Совет по вокальному искусству при Министерстве культуры и массовой коммуникации Российской Федерации

Сборник составлен на основе материалов Всероссийской Научно-практической конференции по вокальному образованию, проходившей в Санкт-Петербургской государственной консерватории им. Н.А. Римского-Корсакова 21-22 апреля 2007 года.

Издание осуществлено на средства участников конференции и членов Совета по вокальному искусству.

© Агин М.С., 2007

Л.А.Сметанников, профессор Саратовской

гос. консерватории им. Л.В.Собинова

О работе кафедры академического пения саратовской гос. консерватории

им. л.в. собинова

Саратовская государственная консерватория им. Л.В.Собинова была открыта в 1912 году, и в 2012 году будет отмечаться ее 100-летний юбилей! Кафедра сольного пения была основана в 1923 году. За эти годы кафедрой руководили: профессора – А.М. Пасхалова, Г.Я. Белоцерковский, В.И. Егоров, О.Н. Стрижова и заслуженный деятель искусств РФ, профессор А.И. Быстров. С 1991 года по настоящее время кафедрой заведует народный артист СССР, лауреат Государственной премии им. М.И. Глинки, профессор Л.А.Сметанников.

За последние пять лет (2001-2006) кафедра осуществила подготовку специалистов по очной (56 студентов), очно-заочной (9 студентов) и коммерческой (5 студентов) формам обучения. Подготовительное отделение прошли 20 студентов. Кроме того, на кафедре обучались 2 аспиранта бюджетной и 4 аспиранта коммерческой формы обучения.

За этот же период были приняты 57 студентов основного образовательного уровня и 20 студентов подготовительного отделения. География абитуриентов – более 80 городов России (от Смоленска до Владивостока и от Екатеринбурга до Нальчика), что свидетельствует о высоком рейтинге кафедры и консерватории в целом. Из общего числа выпускников последних лет значительный процент трудоустроен в Саратове и городах области, что в значительной степени обеспечивает творческие организации и учебные заведения региона исполнителями и педагогическими кафедрами. Кафедра обеспечивает подготовку специалистов по следующим квалификациям: оперный певец, концертно-камерный певец, преподаватель.

Научно-исследовательская и творческая деятельность кафедры достаточно широка. Она включает в себя:

  1. Организацию и проведение кафедральных, зональных учебно-методических конференций;

  2. Участие в руководстве СНТО;

  3. Организацию и проведение кафедральных студенческих вокальных конкурсов;

  4. Международное сотрудничество (творческие контакты с Университетом Байола (США, Калифорния); с университетом Портланда (Pacific, США, штат Оригон), с университетом USC (США, Лос-Анджелес)

  5. Концертную и культурно-просветительную деятельность педагогов кафедр, (тематические концерты, посвященные творчеству М.И.Глинки, С.Рахманинова, П.Чайковского, Д.Шостаковича, В.Моцарта и др.).

Однако педагогам кафедры необходимо активизировать научно-теоретическую деятельность и более широко представлять подготовленные учебно-методические пособия на грифы Министерства образования и науки РФ, а так же УМО.

Наряду с этим, следует отметить, что необходимо развивать и совершенствовать систему послевузовского образования вокалистов-исполнителей (аспирантуру), расширять сферу дополнительного образования (подготовительное отделение), а также полнее использовать заочную форму обучения по программам ВПО.

На протяжении ряда лет кафедра ведет активную работу по организации нового набора, постоянно поддерживает связи с заинтересованными организациями. Привлечению абитуриентов способствуют также ставшие традиционными - дни открытых дверей, проведение открытых уроков, концертов, лекций и мастер-классов педагогами кафедры в учебных заведениях среднего звена.

Стабильность приема студентов на первый курс и формирование резерва за счет подготовительного отделения на фоне общего снижения количества выпускников средних учебных заведений свидетельствует о высокой репутации кафедры в общенациональном масштабе.

Обучение на основе разработанных кафедрой учебно-методических комплексов обеспечивает качественный уровень выпускников, позволяющий им успешно решать проблему трудоустройства по специальности в условиях высоких комплексных требований, предъявляемых современными музыкальными театрами и концертными организациями.

За последние 5 лет в числе выпускников были 60% отличников, 34% - студенты с хорошими оценками и 6% выпускников кафедры, имеющих дипломы с отличием.

Помимо зачетно-экзаменационных форм отчетности, традиционными формами контроля знаний и мониторинга профессионального роста студентов, являются академические концерты, кафедральные конкурсы (всего 13), классные и кафедральные концерты, иные формы творческой отчетности.

Формы и объемы отчетности на кафедре позволяют контролировать показатели успеваемости, тенденции оценочной статистики, уровень остаточных знаний студентов в течение каждого года обучения и, соответственно, своевременно корректировать направление их профессиональной подготовки с учетом индивидуальности каждого студента, что обеспечивает мобильность и управляемость учебного процесса и, в конечном итоге, высокий уровень подготовки специалистов в соответствии с требованиями ГОС.

Наглядным свидетельством хорошего уровня профессиональной подготовки певцов являются результаты их участия в исполнительских конкурсах, ежегодных Смотрах выпускников музыкальных ВУЗов России, участие студентов в программах «Дебют», участие студентов в гастрольной деятельности профессиональных коллективов.

За последние 5 лет 9 студентов кафедры стали лауреатами разных конкурсов:

2002 г.

  1. Г.Низамова (кл. профессора Л.А.Сметанникова) – лауреат 3 премии Всероссийского конкурса «Bella voce», г. Москва.

  2. Ю.Семенова (кл. профессора М.С.Ярешко) лауреат 3 премии Открытого Всероссийского конкурса им. Н.Сабитова, г. Уфа.

  3. Н.Ахинько (кл. профессора А.И.Быстрова) – лауреат 2 премии Международного конкурса вокалистов им. А.Соловьяненко, Украина, г.Донецк.

  4. Н.Бекмухамбетов (кл. профессора Е.Б.Лудера) – лауреат 3 премии второго Международного конкурса оперных певцов, Китай, г. Пекин.

2003 г.

  1. Г.Королева (кл. профессора М.С.Ярешко) – лауреат 3 премии Открытого Всероссийского конкурса оперных певцов, г. Санкт-Петербург.

  2. Н.Бекмухамбетов (кл. профессора Е.Б.Лудера) – лауреат 3 премии Международного конкурса теноров, Финляндия, г. Хельсинки.

2004 г.

  1. Д.Кочарова (кл. доцента З.С.Даниловой) – лауреат 3 премии ХХ Всероссийского конкурса молодых исполнителей, г. Самара.

2005 г.

  1. Л.Белоцерковская (кл. преп. Е.А.Шатохиной) – лауреат 3 премии Европейского конкурса молодых исполнителей, Италия, г.Монкальери

  2. А.Волжанин (кл. профессора Л.А.Сметанникова) - лауреат 1 премии XXI Международного конкурса им. М.И.Глинки, г. Челябинск.

2006 г.

10. О.Антонова (кл. профессора А.В. Тарасовой) – лауреат 4 премии VII Международного конкурса камерного пения «Янтарный соловей», г.Калининград

  1. А.Волжанин (кл. профессора Л.А.Сметанникова)

лауреат 2 премии Международного конкурса вокалистов. Италия, г. Монтальто-Уфуго.

Можно привести некоторые примеры очевидного профессионального роста студентов кафедры. Выпускник 2002 года А.И. Лукашевич (класс профессора Л.А. Сметанникова) поступил в консерваторию после окончания музыкального училища в городе Гомель (Белоруссия), при поступлении имел ограниченный голосовой диапазон, эталон звука был ближе к баритоновому. В процессе обучения быстро развивался диапазон, эталон звука поменялся, и в результате, еще будучи студентом, А. Лукашевич начал работать в Саратовском оперном театре, где спел многие достойные партии: Ленского в опере П.И. Чайковского «Евгений Онегин», Альфреда в опере Дж. Верди «Травиата», Князя в опере А.С. Даргомыжского «Русалка», Герцога в опере Дж. Верди «Риголетто» и другие. В 2006 году А.Лукашевич приглашен в состав труппы театра «Геликон» (Москва).

Выпускница 2003 года Т.Н. Ларина (класс профессора М.С. Ярешко) поступала как меццо-сопрано после окончания фортепианного отделения музыкального училища г. Тольятти. Пройдя сложный процесс перестройки голоса, стала прекрасным сопрано и в числе лучших студентов участвовала на заключительном концерте XXXIII смотра выпускников музыкальных вузов России, ежегодно проходящем в Санкт-Петербурге. В настоящее время Т.Ларина является солисткой Самарского оперного театра и аспиранткой Саратовской консерватории. На сцене театра она с успехом исполнила партии Татьяны в опере П.И. Чайковского «Евгений Онегин», Маргариты в опере Ш.Гуно «Фауст», Микаэлы в опере Ж.Бизе «Кармен».

Выпускница 2004 года О.Е. Антонова (класс профессора А.В. Тарасовой) также поступила после окончания Тольяттинского музыкального училища. На третьем курсе стала лауреатом II премии Всероссийского конкурса «Bella voce», а в 2006 году - лауреатом Международного конкурса «Янтарный соловей». С 2004 года Оксана Антонова успешно сочетает обучение в аспирантуре Московской консерватории с работой солистки Центра оперных певцов под руководством Галины Вишневской.

В 2005 году консерваторию окончил С.В. Майданов (класс профессора Л.В. Беловой). После поступления на 1 курс он перешел из теноров в лирические баритоны и уже со второго курса был приглашен на работу в Саратовскую областную филармонию. В 2003 - 2004 годах Сергей участвовал в спектаклях творческого проекта министерства культуры «Дебют» в роли Онегина в опере П.И. Чайковского «Евгений Онегин», в мае 2005 года защищался на государственном экзамене партией Фигаро в опере Дж. Россини «Севильский цирюльник». В настоящее время С.Майданов продолжает работать солистом филармонии, где с успехом прошли два его сольных концерта.

Выпускница 2006 года Д.А. Кочарова (класс доцента З.С. Даниловой) после окончания музыкальной школы в г. Энгельсе была принята сразу на первый курс благодаря отличным вокально-сценическим данным. За годы обучения участвовала в различных конкурсах и получила звание лауреата III премии конкурса «Романсиада» и приз зрительских симпатий, звание лауреата III премии XX Всероссийского конкурса молодых исполнителей. После окончания консерватории Д.Кочарова приступила к работе в качестве солистки Саратовского театра оперы и балета.

Выпускница 2006 года О.В. Де (класс профессора Л.В. Беловой) закончила по классу фортепиано Тольяттинское музыкальное училище и была зачислена сразу на 2-ой курс подготовительного отделения, благодаря редкому голосу (контральто). По окончанию обучения и после дебюта в партии Ольги (Чайковский, «Евгений Онегин») О.Де получила приглашение в труппу Самарского оперного театра и в труппу Саратовского академического оперного театра, где и работает в настоящее время.

Кафедрой проводятся творческие встречи студентов с ведущими отечественными исполнителями и педагогами, что позволяет студентам получать информацию о мировой исполнительской практике и знакомиться с учебно-методическими установками, принятым в других ведущих музыкальных ВУЗах России. За 5 лет были проведены мастер-классы и творческие встречи с профессорами Ю.А.Григорьевым (Московская гос. консерватория им. П.И. Чайковского), Н.Н.Голышевым (Уральская Государственная консерватория им. М.П. Мусоргского), М.С.Агиным (Российская академия музыки им. Гнесиных), Т.Д.Новиченко (Санкт-Петербургская гос. консерватория им. Н.А. Римского-Корсакова). Такие встречи способствуют расширению творческого кругозора студентов, повышению мотивации к профессиональному росту.

Систематически проводятся вечера памяти ведущих педагогов кафедры, тематические концерты, посвященные памятным событиям отечественной истории и направленные на формирование у студентов гражданской позиции и патриотического мировоззрения.

На сегодняшний день на кафедре работают 14 преподавателей (4 профессора, 4 доцента, и 11 человек, имеющих почетные звания), 6 штатных сотрудников и 8 совместителей.

За последние 5 лет в состав кафедры на конкурсной основе были приняты: нар.арт. РФ, солист Саратовского академического театра оперы и балета В.В.Верин; нар.арт.РФ, солистка Саратовского академического театра оперы и балета С.В.Костина; засл.арт. РФ, солистка Саратовской областной филармонии, С.Г.Кузнецова; засл.арт.РФ, солист Саратовского академического театра оперы и балета В.С.Григорьев.

В течение последних 5 лет, профессора и педагоги кафедры академического пения Саратовской консерватории им. Л.В.Собинова организовали исполнителей, помогли студентам изучить оперные партии, а дирижеры и режиссеры СПб консерватории им. Н.А.Римского-Корсакова подготовили студентов и музыкально, и сценически для программы «Дебют». Студенты Саратовской консерватории участвовали в программе «Дебют» в оперных спектаклях театра оперы и балета Санкт-петербургской Консерватории. В 2004 году в операх: В.А.Моцарт «Свадьба Фигаро» (полный состав студентов Саратовской Консерватории); Д.Россини «Севильский цирюльник» (2 исполнителя); П.Чайковский «Евгений Онегин» (2 исполнителя); в 2006 году в операх: Д.Верди «Травиата» (2 исполнителя), П.Чайковский «Евгений Онегин» (полный состав студентов Саратовской Консерватории). В июне 2007 года планируется исполнить с оркестром спектакль «Евгений Онегин» выпускниками и студентами Саратовской консерватории в полном составе на Государственном экзамене в Саратовском академическом театре оперы и балета (дирижер Ю.Л. Кочнев).

Все это мы смогли провести благодаря помощи и поддержке оперной кафедры Санкт-Петербургской Государственной консерватории, а так же благодаря программе «Дебют», руководимой профессором Г.Н. Жяльвисом. Хочется выразить огромную благодарность всем организаторам программы «Дебют» от кафедры академического пения Саратовской Консерватории и от меня лично за то, что работа, которая была проведена кафедрой, не пропала даром, а была доведена до совершенства, и студенты смогли участвовать в спектаклях. Это огромное счастье и для студентов и для нас, учителей.

М.С.Агин, кандидат педагогических наук,

профессор РАМ им. Гнесиных
О работе Совета по вокальному искусству

В 1968 году по инициативе заместителя министра культуры РСФСР В.В. Кочеткова был организован Совет по музыкальному образованию, куда вошла научно-методическая секция по вокальному образованию. Позднее секция была переименована в Научно-методический Совет по вокальному образованию, а с 2002 – в Совет по вокальному искусству. К слову сказать – из разных советов, организованных почти по всем музыкальным специальностям, «выжил» и успешно функционирует 40 лет только один – Совет по вокальному искусству!

Первым председателем Совета был заслуженный артист РСФСР, заведующий кафедрой сольного пения Ленинградской консерватории, профессор Е.Г. Ольховский. Вследствие болезни, вскоре он оставил руководство совета и передал его народной артистке РСФСР, профессору Н.Д. Шпиллер. Первый Совет был сформирован из выдающихся представителей вокального искусства России. В его состав вошли Е.Г. Ольховский, Ю.А. Барсов (Ленинград), Н.Д. Шпиллер, Н.А. Вербова, Л.Б. Дмитриев (Государственный музыкально-педагогический институт им. Гнесиных, Москва), И.О. Егорова (Свердловск), В.П. Арканов (Новосибирск), О.Н. Стрижова (Саратов), П.Н. Понтрягин (ГИТИС, Москва), З.Г. Байрашева (Казань), Н.И. Синицина (Воронеж), А.П. Зданович (Ростов-на-Дону), Н.И. Уткина (Уфа). В течение времени несколько позже в его состав вошли Г.И. Тиц (МГК им. П.И. Чайковского), Е.К. Иофель (Горький), А.И. Жилина (Владивосток), В.А. Воронов (Казань), А.К. Матюшина (ГИТИС, Москва) и другие.

За 40 лет своего существования Совет по вокальному искусству прошел большой и славный путь. После профессора Н.Д. Шпиллер, которая руководила советом в течение 23 лет, ее председателем с 1998 стал заведующий кафедрой сольного пения Московской гос. консерватории им. П.И.Чайковского, профессор П.И. Скусниченко, а с 2002 года во главе совета стала народная артистка СССР, заведующая кафедрой сольного пения Санкт-Петербургской гос. консерватории им. Н.А.Римского-Корсакова, профессор И.П. Богачева. С этого года смотры вокалистов – выпускников музыкальных вузов России и научно-практические конференции по вокальному образованию проводятся на базе СПб консерватории, где для этого, безусловно, есть все необходимые условия – прекрасные концертные залы, свой оперный театр, аудитории, отлаженная инфраструктура. В 2007 году в Санкт-Петербургской гос. консерватории на хорошем профессиональном и организационном уровне был проведен юбилейный 35 смотр вокалистов!

В разные годы в составе Совета работали 60 ведущих специалистов в области вокального искусства и науки из таких музыкальных учебных заведений, как:

Астраханская гос. консерватория - Н.Лучинина, М.Ярешко, В.Большакова, И.Маколова;

Воронежская гос. академия искусств - Н.Синицина, Н.Уткина, Г.Колмаков, М.Подкопаев;

Дальневосточная гос. академия искусств (Владивосток) - А.Жилина, Г.Алексейко;

Казанская гос. консерватория им. Н.Г.Жиганова - З.Хисматуллина, В.Воронов, З.Сунгатулина;

Красноярская гос. академия музыки и театра – Е.Иофель;

Московская гос. консерватория им. П.И.Чайковского - Г.Тиц, А.Яковлева, П.Скусниченко, В.Морозов;

Нижегородская гос. консерватория им. М.И.Глинки (Горький, Нижний-Новгород) - М.Ожигова, Е.Иофель (затем Красноярск), А.Седов;

Новосибирская гос. консерватория им. М.И.Глинки - В.Арканов, В.Егудин, З.Диденко;

Петрозаводская гос. консерватория им. А.К.Глазунова - В.Волчков;

Российская академия музыки им. Гнесиных (ГМПИ, Москва) - Н.Шпиллер, Л.Дмитриев, Н.Вербова, З.Долуханова, В.Левко, М.Агин;

Российская академия театра и музыки (ГИТИС, Москва) - Г.Ансимов, П.Понтрягин, А.Матюшина;

Ростовская гос. консерватория им. С.В.Рахманинова (Ростов-на-Дону) - А.Зданович, В.Васильев, М.Худовердова;

Санкт-Петербургская гос. консерватория им. Н.А.Римского-Корсакова - Е.Ольховский, Ю.Барсов, Р.Баринова, А.Киселев, Н.Алексеев, Г.Селезнев, И.Богачева, Т.Новиченко, Г.Жяльвис;

Саратовская гос. консерватория им. Л.В.Собинова - О.Стрижова, А.Быстров, Л.Сметанников;

Северо-Кавказский институт искусств (Нальчик) - Н.Гасташева;

Уральская гос. консерватория им. М.П.Мусоргского (Свердловск, Екатеринбург) - О.Егорова, Я.Вутирас, Н.Голышев, С.Зализняк;

Уфимская гос. академия искусств им. З.Исмагилова - З.Байрашева, М.Муртазина, Р.Хабибуллина, Ф.Сагитова;

Среди представителей среднего звена были: В.Стулов (ГМУ им. Гнесиных, Москва), С.Кондратьев (Чебоксары), Л.Сапронова (Санкт-Петербург), М.Степанчук (Саратов).

Из Министерства культуры РФ большую поддержку работе Совета оказывали в свое время заместители министра культуры В.В. Кочетков и В.А.Демин, главный методист Управления по делам науки и образования И.П. Евдокимова. Сейчас работа Совета напрямую связана с заместителем начальника Управления художественного наследия, образования и науки Федерального агентства по культуре и кинематографии Г.В. Маяровской.

С первых дней работы Совета его основной целью было совершенствование профессионального вокального образования и развитие отечественной культуры во всех регионах России. Поэтому в 1972 году Научно-методическим советом по вокальному образованию было принято принципиальное решение - проводить конференции и смотры выпускников на базе музыкальных вузов разных городов РСФСР. Это были и своего рода смотры уровня подготовки молодых певческих кадров, и проверка работы педагогов кафедр сольного пения принимающей консерватории, и обмен опытом между педагогами-вокалистами и кафедрами сольного пения, и возможность познакомиться с новейшими научно-исследовательскими и методическими достижениями в области вокального образования. С просветительской точки зрения смотры («ярмарки» певцов) были призваны поднять интерес жителей разных городов России к академическому пению на местах. И надо сказать, что они проводились всегда на высоком профессиональном уровне.

За 40 лет смотры были проведены в 12 городах Российской Федерации. Первый по предложению ректора Г.С. Дамбаева был проведен в Горьковской консерватории в 1968 году.

5 раз смотры проходили в Горьком (68,75,85,86,92) и Саратове (70, 76,82,91,95), 4 раза в Ростове-на-Дону (72,77,90,94), 3 раза в Екатеринбурге (69,78,87), по 2 раза в Казани (71,79), Воронеже (73,88), Уфе (74,80) и Астрахани (81, 89). По одному разу - в Красноярске (83), Новосибирске (84) и Чебоксарах (93). Уже 7 раз проходят в Санкт-Петербурге (2002-08).

На нескольких первых смотрах прослушивание вокалистов - выпускников музыкальных вузов проходило по типам голосов. Один или два дня слушали сопрано, потом меццо-сопрано, теноров, баритонов и басов, а с середины 70-х годов стали слушать по отдельным кафедрам консерваторий и музыкальных вузов.

В смотрах вокалистов приняло участие более 2500 выпускников России. Многие из них стали солистами оперных и музыкальных театров, филармоний и концертных организаций, получили различные почетные звания, стали лауреатами всевозможных конкурсов, доцентами и профессорами, одним словом -гордостью отечественной вокальной культуры. Среди них: Сергей Лейферкус, Владимир Мальченко, Нина Раутио (Санкт-Петербург), Владимир Галузин (Новосибирск), Олег Биктимиров (Астрахань), Дмитрий Хворостовский (Красноярск), Владимир Маторин, Марина Шутова, Владимир Чернов, Любовь Казарновская, Сергей Байков, Елена Заремба, Анатолий Лошак, Елена Иванова, Анна Викторова (Москва), Алексей Волжанин, Нурлан Бекмухамбетов (Саратов), Валерий Алиев (Горький), Ирина Лунгу (Воронеж) и многие другие.

Сегодня основными задачами совета являются: налаживание тесных практических контактов между консерваториями и музыкальными вузами России, осуществление методической связи с вокальными отделениями музыкальных училищ, установление прочных связей между учебными заведениями и работодателями (представителями театров, филармоний и концертных организаций); охрана детских голосов, пропаганда произведений современных композиторов и т.д. Одна из важнейших задач совета - привлечение как можно большего количества педагогов к обобщению и анализу своего опыта и опыта ведущих педагогов-вокалистов прошлого и настоящего. В поле зрения методического совета постоянно находится поиск новых форм вокального образования, связь с новейшими исследования в области изучения певческого голоса.

Все эти проблемы затрагиваются в ходе проводимых ежегодных научно-практических конференций, главную роль в организации которых на этапе становления сыграла энергичная деятельность большого ученого, доктора искусствоведения, профессора Л.Б. Дмитриева.

В ходе конференций, помимо выступлений докладчиков (20-23 человека), проводятся открытые уроки и мастер-классы, которые солисты оперных театров и ведущие педагоги-вокалисты из разных музыкальных вузов страны.

К сожалению, материалы первых конференций не были опубликованы и поэтому, практически не сохранились. Удалось частично восстановить только планы их проведения и темы докладов. Среди участников этих конференций, чьи выступления в дальнейшем не вошли в опубликованные сборники тезисов были представители почти всех музыкальных учебных заведений страны. Например, в конференции 1972 года (Ростов-на-Дону) среди докладчиков выступили Г.А. Мальцева, Москва («М.И. Глинка - основоположник русской вокальной школы, певец, исполнитель»), Л.К. Ярославцева, Москва (К вопросу о рациональных режимах певческого дыхания»), А.П. Зданович, Ростов-на-Дону («О вокально-технических навыках»), Н.Н. Делициева, Москва («О стиле исполнения вокальных произведений Баха»), В.Л. Чаплин, Москва («Заболевания певцов, связанные с нарушением режима»), В.Н. Денисова («О работе с низкими голосами»); в 1974 году (Уфа) - Г.И. Тиц, Москва («Решения Всесоюзной конференции, состоявшейся в Кишиневе в октябре 1973 года»), О.В. Синицина, Владивосток («Фонетический метод, как прием работы с начинающими вокалистами»), А.М.Седов «О смысловой интонации», М.Я. Болотова, Владивосток («Педагогическая деятельность вокальной кафедры за 10 лет работы - Дальневосточный институт искусств»); в 1975 году (Горький) П.М. Понтрягин, Москва («Методические основы воспитания певцов музыкальной комедии»); в 1976 году (Саратов) - И.Н. Лучинина («Об усложненности вокального языка в произведениях советских композиторов»), Э.Е. Пасынков («Воспитание оперного артиста»); в 1977 году (Ростов-на-Дону) - Г.М. Ройзен, Москва («Особенности формирования певца-артиста оперетты»), С. Комяков («О роли некоторых мышечных приемов, способствующих оперному голосообразованию»), Н.Е. Устинов («Некоторые вопросы, связанные с раскрытием образа в вокальном исполнительстве»; в 1979 году (Казань) - Т.Ф. Янко, Москва («О деятельности вокальной кафедры ГИТИС им. А.В. Луначарского»), Л.О. Абрикосова («Роль и значение танца и сценического движения в процессе обучения студентов-вокалистов»), А. Гусельников («Из моей педагогической практики»), Н.К. Даутов, Казань («Проблема воспитания артиста современного музыкального театра»), Ю.М. Отряшенков, Москва («О работе лаборатории физиологии голоса ГМПИ им. Гнесиных»).

С 1980 года по инициативе заместителя председателя Научно-методического совета, доктора искусствоведения, профессора Л.Б. Дмитриева, методические сообщения и доклады стала обобщаться и фиксироваться в виде «Методических материалов совета». В них нашли свое отражение почти все проблемы, касающиеся вокального искусства. Это история развития вокального образования в нашей стране и за рубежом и становление вокальной методологии, организация работы на вокальных факультетах музыкальных вузов и пересмотр учебных планов, программ, разработка новых лекционных курсов, вопросы оптимизации учебного процесса и проблемы освоения современного музыкального язык студентами-вокалистами. Многие педагоги-вокалисты музыкальных училищ и ВУЗов получили возможность познакомиться с результатами последних научных исследований в области вокального искусства, прочитать о положительном опыте ведущих педагогов практиков, узнать новое из области вокальной методики, интерпретации тех или иных вокальных произведений, услышать о современном состоянии вокального образования в стране и за рубежом, о подготовке их к оперной или концертно-камерной работе, о подготовке певцов в музыкальных училищах и т.д. Существенное количество докладов было посвящено обобщению опыта ведущих педагогов-вокалистов и результатам экспериментальных исследований певческого голоса. Регулярно рассматривались вопросы развития и совершенствования национальных школ пения и вокальной музыки (башкирской, татарской, чувашской, удмуртской и др.). Конференции часто выходили за рамки Российской Федерации. Среди докладчиков были представители Украины, Грузии, Казахстана, Узбекистана и других (в то время) республик.

Круг вопросов, выносимых на обсуждение, поднимались представителями разных специальностей. Зачастую выступавшими были не только деятели вокального искусства, но и те, кто определенным образом связан с воспитанием певческого голоса, его профилактикой, формированием певца-музыканта: преподаватели сольфеджио и общего фортепиано (В.Ныркова), кафедры концертмейстерского мастерства (Миркина, Казань) и оперного класса (М.Ожигова, Ростов-на-Дону), специалисты в области акустики (Ю.Отряшенков), психологии (Ю.Цагарели, Казань), иностранных языков (Санкт-Петербург – Е.Прошкина и др.; Москва - Л.Астрова), врачи-фониатры (Н.Оленчик), фонопеды (В.Емельянов), отоларингологи, специалисты в области детского голоса (Г.Стулова, Москва) и хорового пения (А.Лукишко, Таганрог), музыкального театра (Г.Ройзен, Ю.Клименко, И.Силантьева), и камерного пения (Юренева), композиторы (В.Астрова, Москва), доктора (В.Морозов, В.Юшманов) и кандидаты наук (Н.Киселев, М.Агин), аспиранты и соискатели, певцы, режиссеры (В.Агабабов, Нижний-Новгород), дирижеры и директора оперных и музыкальных театров (М.Яклашкин, Чебоксары), филармоний и концертных организаций.

Первые сборники выходили как «Методические указания научно-методического совета по вокальному образованию», затем под названием «Перспективы развития вокального образования», и, наконец, - «Вопросы вокального образования». Редактором-составителем первых семи сборников (1980-1986) был профессор Л.Б. Дмитриев, следующих восьми сборников (1987-1995) - профессор Н.Д. Шпиллер и доцент М.С. Агин. С 1996 года редактором-составителем 12 сборников научных трудов является профессор М.С. Агин. Всего Советом издано 26 сборников, куда вошло около 500 научно-методических работ.

За прошедшие 40 лет совет помог укрепиться многим кафедрам сольного пения, педагогам-вокалистам повысить свое педагогическое и научно-методическое мастерство, получить им определенный запас научных знаний.

В ходе конференций на высоком профессиональном уровне было проведено более 50 открытых уроков и мастер-классов. Их показали: Н.Н. Алексеев – засл. арт. РФ, профессор (Санкт-Петербургская гос. консерватория им. Н.А. Римского-Корсакова); В.А. Воронов – засл. деятель искусств РФ и Татарстана, профессор, зав. кафедрой сольного пения (Казанская гос. консерватория им. Н.Жиганова); Н.Н. Голышев – нар. арт. РФ, профессор, зав. кафедрой сольного пения (Уральская гос. консерватория им. М.П. Мусоргского); З.З. Диденко – народная артистка РФ, зав. кафедрой сольного пения (Новосибирская гос. консерватория им. М.И. Глинки); А.П. Зданович – канд. искусствоведения, профессор, зав. кафедрой сольного пения (Ростовская гос. консерватория им. С.В. Рахманинова); Е.К. Иофель - профессор, зав. кафедрой сольного пения и оперной подготовки (Красноярский гос. институт искусств); Е.Г. Крестинский - профессор (Нижегородская гос. консерватория им. М.И. Глинки); Т.Д. Новиченко – засл. арт. РФ, профессор (Санкт-Петербургская гос. консерватория им. Н.А. Римского-Корсакова); А.С. Правилов – нар. арт. РФ, профессор (Нижегородская гос. консерватория им. М.И. Глинки); А.М. Седов – засл. деятель искусств РФ, засл. арт. Бурятии, профессор, зав. кафедрой сольного пения (Нижегородская гос. консерватория им. М.И. Глинки); Г.В. Селезнев – засл. арт. РФ, профессор, зав. кафедрой сольного пения (Санкт-Петербургская гос. консерватория им. Н.А. Римского-Корсакова); Н.В. Синева - профессор (Астраханская гос. консерватория); Л.А. Сметанников – нар. арт. СССР, профессор, зав. кафедрой сольного пения (Саратовская гос. консерватория им. Л.В. Собинова); О.Н. Стрижова – засл. деятель искусств РФ, профессор, зав. кафедрой сольного пения (Саратовская гос. консерватория им. Л.В. Собинова); Г.И.Тиц – засл. деятель искусств РФ, профессор, зав. кафедрой сольного пения, декан вокального факультета (Московская гос. консерватория им. П.И. Чайковского); З.Г. Хисматуллина – нар. арт. РФ, профессор, зав. кафедрой (Казанская гос. консерватория им. Н.Жиганова); Н.Д. Шпиллер – нар. арт. РФ, профессор (Российская академия музыки им. Гнесиных) и другие.

Помимо докладов и сообщений, открытых уроков и мастер-классов, педагоги-вокалисты выступая в роли певцов-иллюстраторов, часто демонстрировали новые произведения современных композиторов.

Среди исполнителей хотелось бы назвать: засл. деятеля искусств РФ, засл. арт. Бурятии А.М. Седова, нар. арт. РФ А.С. Правилова, М.Г. Амелину (Нижний Новгород), нар. арт. Татарстана, засл. арт. РФ А.Г. Загидуллину, засл. деятеля искусств России и Татарстана В.А. Воронова (Казань), засл. деятеля искусств Башкортостана Р.М. Юлдашбаеву (Мусину), засл. арт. Башкортостана М.С. Алкина (Уфа), засл. арт. РФ Н.Н.Алексеева, засл. арт. РФ Г.Д. Колмакова (Воронеж).

После конференции и смотра выпускников, традиционно проводятся круглые столы и заключительное заседание членов совета, в ходе которого идет скрупулезный анализ результатов выступлений молодых вокалистов и работы педагогов кафедр сольного пения. В итоговой справке, которая рассылается Министерством культуры Российской Федерации по всем музыкальным вузам страны, отмечаются как положительные, так и отрицательные стороны выступлений молодых певцов, в случае необходимости даются рекомендации к исправлению определенных недочетов в работе той или иной кафедры сольного пения. Перед Советом по вокальному искусству в ХХI веке, как и прежде, стоят большие задачи: с одной стороны сохранить те традиции русской, советской вокальной школы, которые оставили нам наши великие учителя, и вместе с тем, развивать все новое и передовое, что имеется в области вокального искусства на сегодняшний день.

В конце 90-х годов прошедшего века количество музыкальных вузов, готовивших певцов высшей категории выросло чуть ли не в два раза. И теперь почти в каждом областном центре, области, крае, есть высшее учебное заведение, где готовят певцов-профессионалов. Открылись новые вузы в Перми, Чебоксарах, Самаре, Оренбурге, Волгограде, Магнитогорске, Ханты-Мансийске, в одной Москве – из более десяти (Институт современного искусства - ИСИ, Славянская академия, академия хорового искусства - АХИ, музыкальный институт им. А.Шнитке, государственный музыкально-педагогический институт им. М.Ипполитова-Иванова, академия музыки им. Маймонида и др.). Многие училища превратились в вузы, институты - в университеты или даже академии культуры и искусств. С одной стороны это вроде бы и хорошо, но с другой - педагогические кадры остались те же, которые были в среднем звене. И, как показывает практика, уровень подготовки молодых профессиональных певцов, к сожалению, опустился вниз. Появилось множество певцов-«скороспелок», не получивших глубокие теоретические и исполнительские навыки, но претендующих на роль звезд. А музыкальные училища по-прежнему не выработали свою принципиальную позицию в деле подготовки начинающих певцов и, как и прежде, слепо копируют программы музыкальных вузов. Отрицательно сказывается на уровень профессиональной подготовки и платная форма обучения. Зачастую молодые исполнители даже не представляют себе, каких трудов требует обучение истинному вокальному искусству. Здесь деньги могут и не помочь.

Другая проблема, которая волнует Совет по вокальному искусству, связана с уровнем подготовки наших певцов в области изучения иностранных языков и сольфеджио. Без уверенного знания иностранного языка наши молодые певцы, выезжая на работу за рубеж, многое теряют. Эта проблема значительно уменьшает их ценность. А слабая подготовка по сольфеджио затрудняет выучку оперных партий и не дает многим певцам возможность быстро войти в репертуар того или иного оперного театра. Слабо обстоит дело и с подготовкой исполнителей к пению в ансамбле.

Появилось много новых дисциплин, которые держатся пока на энтузиазме, и преподаются далеко не во всех вузах. Например, «Принципы Станиславского на оперной сцене», «Орфоэпия в пении», «История современного театра», «Изучение оперных партий» и др. Эти дисциплины уже показали свою необходимость. Какова их дальнейшая судьба? Где и как готовить необходимых специалистов?

Одна из жгучих современных проблем, бесконтрольный выпуск вокальной литературы: мемуарной и, особенно, научно-методической. Сейчас, к сожалению, издавать все что угодно очень легко - главное, чтобы были деньги. И находятся авторы, которые издают свои “труды”. А пишут там такое, что иногда становится стыдно и за автора, и за издателя.

К большому сожалению, в стране как не было, так и нет настоящего исследовательского центра по изучению певческого голоса. Такая работа проводится на базе Московской гос. консерватории только благодаря энтузиазму профессора В.П. Морозова.

И таких проблем, которые находятся в поле зрения Совета по вокальному искусству, можно назвать немало, значит Совет “живет” и продолжает плодотворно работать!
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Москва Санкт-Петербург 2007 Вопросы вокального образования: Методические рекомендации для преподавателей вузов и средних специальных учебных заведений iconМетодические рекомендации для преподавателей Москва-Санкт-Петербург 2007
Профилактика вич-инфекции у несовершеннолетних в образовательной среде: методические рекомендации по курсу для преподавателей / Под...
Москва Санкт-Петербург 2007 Вопросы вокального образования: Методические рекомендации для преподавателей вузов и средних специальных учебных заведений iconМетодические указания к выполнению лабораторных работ Ставрополь
Учебное пособие предназначено для студентов высших учебных заведений, оно может быть использовано также преподавателями вузов, учителями...
Москва Санкт-Петербург 2007 Вопросы вокального образования: Методические рекомендации для преподавателей вузов и средних специальных учебных заведений iconМ. И. Дробжев роль и значение учения в. И. Вернадского в ХХI веке тамбов 2008
Монография предназначена для преподавателей и студентов вузов, средних специальных учебных заведений, учителей и учащихся общеобразовательных...
Москва Санкт-Петербург 2007 Вопросы вокального образования: Методические рекомендации для преподавателей вузов и средних специальных учебных заведений iconМетодические указания и контрольные задания для студентов-заочников...
В методических указаниях приведены рекомендации по изуче­нию программного материала, вопросы для самоконтроля, рекомен­дации по выполнению...
Москва Санкт-Петербург 2007 Вопросы вокального образования: Методические рекомендации для преподавателей вузов и средних специальных учебных заведений iconНазвание и шифр
Целевая аудитория – выпускники средних общеобразовательных учебных заведений и средних профессиональных учебных заведений, обучающиеся...
Москва Санкт-Петербург 2007 Вопросы вокального образования: Методические рекомендации для преподавателей вузов и средних специальных учебных заведений iconУчебно-методическое пособие для самостоятельной работы школьников...
Учебно-методическое пособие адресовано школьникам старших классов, студентам средних, специальных и высших учебных заведений
Москва Санкт-Петербург 2007 Вопросы вокального образования: Методические рекомендации для преподавателей вузов и средних специальных учебных заведений iconМетодические рекомендации для выполнения самостоятельной работы Томск, 2015
Учебное пособие предназначено для студентов средних специальных учебных заведений при выполнении внеаудиторной самостоятельной работы...
Москва Санкт-Петербург 2007 Вопросы вокального образования: Методические рекомендации для преподавателей вузов и средних специальных учебных заведений iconКнига также может быть полезна практикующим инженерам, осваивающим...
Учебник предназначен для студентов и бакалавров, магистров и аспирантов технических вузов, изучающих информационные технологии в...
Москва Санкт-Петербург 2007 Вопросы вокального образования: Методические рекомендации для преподавателей вузов и средних специальных учебных заведений iconЛогистика
Рекомендовано Министерством общего и профессионального образования РФ в качестве учебника для студентов высших и средних специальных...
Москва Санкт-Петербург 2007 Вопросы вокального образования: Методические рекомендации для преподавателей вузов и средних специальных учебных заведений iconГосударственное образовательное учреждение высшего профессионального...
Факультет повышения квалификации преподавателей высших и средних специальных учебных заведений
Москва Санкт-Петербург 2007 Вопросы вокального образования: Методические рекомендации для преподавателей вузов и средних специальных учебных заведений iconМинистерством образования Российской Федерации в качестве учебного...
Рекомендовано Министерством образования Российской Федерации в качестве учебного пособия для студентов средних профессиональных учебных...
Москва Санкт-Петербург 2007 Вопросы вокального образования: Методические рекомендации для преподавателей вузов и средних специальных учебных заведений iconСоциально-философский анализ динамики и дифференциации ценностных...
Социально-философский анализ динамики и дифференциации ценностных ориентаций студентов средних специальных учебных заведений
Москва Санкт-Петербург 2007 Вопросы вокального образования: Методические рекомендации для преподавателей вузов и средних специальных учебных заведений iconОчной формы обучения по специальности
Учебное пособие предназначено для самостоятельной работы студентов средних специальных учебных заведений, оно содержит материалы...
Москва Санкт-Петербург 2007 Вопросы вокального образования: Методические рекомендации для преподавателей вузов и средних специальных учебных заведений iconИзбирательной комиссии Ивановской области
Ивановской области от 16 октября 2007 года №17/99-4 был объявлен одиннадцатый областной конкурс рефератов учащихся средних общеобразовательных...
Москва Санкт-Петербург 2007 Вопросы вокального образования: Методические рекомендации для преподавателей вузов и средних специальных учебных заведений iconМетодическая разработка открытого урока по дисциплине «иностранный язык (английский)»
Методическая разработка представляет интерес для преподавателей иностранных языков средних специальных учебных заведений и могут...
Москва Санкт-Петербург 2007 Вопросы вокального образования: Методические рекомендации для преподавателей вузов и средних специальных учебных заведений iconПрограмма для учащихся 10-11 классов общеобразовательной школы и студентов средних
Программа предназначена для учащихся старших классов общеобразовательных школ, для студентов колледжей и высших учебных заведений...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск