Программа дисциплины «Система государственного и муниципального управления» составлена в соответствии с требованиями к обязательному минимуму содержания и уровню





Скачать 342.85 Kb.
НазваниеПрограмма дисциплины «Система государственного и муниципального управления» составлена в соответствии с требованиями к обязательному минимуму содержания и уровню
страница1/3
Дата публикации28.01.2015
Размер342.85 Kb.
ТипПрограмма дисциплины
100-bal.ru > Право > Программа дисциплины
  1   2   3




1. Пояснительная записка

Программа дисциплины «Система государственного и муниципального управления» составлена в соответствии с требованиями к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки дипломированного специалиста по специальности 080504.65 – «Государственное и муниципальное управление».

Выдержка из государственного образовательного стандарта:

Содержание понятия «государственное управление», основные научные школы, изучающие его; структура государственного управления в ведущих странах мира: институциональный, функциональный и организационный анализ; центральные, региональные и местные органы государственного управления, их иерархия, проблемы взаимоотношений; основные направления деятельности в системе государственного управления: государственное регулирование экономики, управление социальной сферой, формирование государственной политики и ее реализация, управление конфликтными ситуациями.

Опыт становления местного самоуправления в России. Сравнительный анализ зарубежного опыта. Конституционно-правовые основы местного самоуправления, его сущностные признаки. Взаимоотношения государственной и муниципальной власти, разграничение полномочий. Муниципальное образование как социально-экономическая система. Природные, исторические, национальные, социально-демографические, экономические особенности муниципальных образований. Финансово-экономическое обеспечение местного самоуправления. Состав органов местного самоуправления, их задачи и формы. Организационная структура местной (городской, районной, поселковой) администрации: принципы, методы построения и направления совершенствования. Кадровое обеспечение. Особенности муниципальной службы. Процесс муниципального управления. Решения в процессе муниципального управления. Использование современных информационных технологий в работе местной администрации. Работа с населением, общественными организациями, гражданами и предприятиями, расположенными на территории муниципального образования. Планирование деятельности местной администрации. Организация труда муниципальных служащих.
Требования к студентам. Дисциплина «Система государственного и муниципального управления» читается на 4 курсе и включает в себя основы современных знаний в области государственного и муниципального управления с учетом мирового и российского опыта. Для освоения данного курса предполагается знание таких общепрофессиональных дисциплин, как «История России», «Макроэкономика», «Право», «Менеджмент», «Статистика», «Социология», «Политология», «Экономический анализ», «Экономическая теория благосостояния», «Управление общественными отношениями».

Место и роль дисциплины как составной части ступени высшего профессионального обучения определяется необходимостью развития у студентов навыков, необходимых для их будущей профессиональной деятельности в сфере управления. Содержание курса находится в логической связи с такими дисциплинами, как: «Конституционное право», «Муниципальное право», «История государственного управления», «Государственное регулирование рыночной экономики», «Государственное стратегическое планирование», «Государственное регулирование рынка труда», «Система государственной службы», «Стратегия регионального развития», «Территориальная организация населения», «Экономика города», «Бюджетный процесс», «Государственные и муниципальные финансы», «Управление муниципальным социально-экономическим развитием» и др.

Знания, полученные в процессе изучения дисциплины «Система государственного и муниципального управления», используются в дальнейшем при более углубленном изучении специальных курсов по специальности, при выполнении дипломных работ и в последующей практической деятельности в качестве экономистов - исследователей, менеджеров высшего уровня, работников государственных, региональных и муниципальных органов власти и управления.



Цель курса: изучить особенности организации и функционирования органов государствен­ной власти на федеральном и региональном уровнях, а также органов муниципально­го управления.

Приобрести навыки, позволяющие самостоятельно исследовать специфику процессов управления на уровне государственных и муниципальных органов власти.

В результате изучения дисциплины студент должен:

  • знать основные интерпретации понятий «государственное управление», «муници­пальное управление», «административное управление», содержание политическо­го механизма, государственного управления, общие принципы организации со­временного государственного и муниципального управления.

- уметь применять системный подход при изучении основных проблем развития территориальных образований различных типов (страна, регион, муниципальное образование), со­относить общие принципы управления и принципы организации государственного управления, выделять внешние и внутренние факторы организационной среды го­сударственного и муниципального управления.

- Иметь представление об объектах, субъектах, целях и методах управления на центральном, региональном, муниципальном уровнях, об основных функциях органов государственной и муниципальной власти.
Формы работы студентов: Программа курса предусматривает лекционные и семинарские занятия, а также самостоятельную работу студента.

К самостоятельной работе студента относится подготовка к семинарам, к двум контрольным работам в форме теста и к третьей итоговой контрольной работе в форме домашнего задания. Структура итоговой контрольной работы дается преподавателем на занятиях и доступна на кафедре.

Виды контроля:

  • Текущий: работа на семинарах, выполнение 2 контрольных работ, написание реферата.

  • Итоговый – экзамен.


Методика формирования результирующей оценки:

  • Оценкам по всем формам текущего контроля присваиваются коэффициенты, определяющие их вес в итоговой оценке:

- работа на семинарах (участие в дискуссиях и подготовка докладов) составит 20% итоговой оценки,

- выполнение контрольной работы №1 – 20%,

- выполнение контрольной работы №2 – 20%,

- написание реферата – 40%.
Реферат оценивается по 10-балльной системе в соответствии со следующими критериями оценки:



Критерий

Максимальное количество баллов*

Множитель для расчета общей оценки

- актуальность темы реферата, аргументированность и конкретность ее обоснования

- логическая последовательность изложения

- правильность оформления работы (оформление работы в соответствии с требованиями к письменным работам, выполняемым по кафедре ГиМУ)

- использование литературных источников (в т.ч. на иностранных языках)

- владение темой, умение обосновать собственное мнение по проблеме


10
10

10

10
10


0,1
0,1

0,2

0,3
0,3
Итого: максимум 10 баллов


* Максимальное количество баллов (10) ставится только в случае полного выполнения того или иного критерия.

В случае наличия по тому или иному критерию незначительных неточностей, противоречий, нарушения логических связей ставится оценка 9 / 8.

В случае наличия по тому или иному критерию ошибок, влияющих на системность, последовательность изложения, правильность выводов и аргументации, но которые, тем не менее, не влияют на общий самостоятельный характер эссе, ставится оценка 7 / 6.

В случае наличия по тому или иному критерию существенных ошибок, влияющих на общий самостоятельный характер эссе, ставится оценка 5 / 4.

В случае полного невыполнения того или иного критерия ставится оценка 3 / 2 / 1.
Посещаемость учитывается при выставлении оценки по дисциплине. Штрафные баллы вычисляются по формуле:

ШБ = N пропущенных занятий - 1
Таким образом, оценка за текущий контроль выставляется по формуле:
Отек.= 0,2*Осем.+ 0,2*ОКР1+ 0,2*ОКР2+ 0,4*Ореф.0,5*ШБ


  • Итоговая оценка формируется путем суммирования оценки за текущий контроль, которая составит 60% итоговой оценки, и оценки за зачет (проводится в форме письменного развернутого ответа на два вопроса из списка, составленного преподавателем (примерные вопросы приведены в программе)) - 40% итоговой оценки.

Оценка за текущий контроль выставляется по формуле:
Оитог.= 0,6*Отек.+ 0,4*Озачет

2. Содержание ПРОГРАММЫ
2.1. Тематика лекций

РАЗДЕЛ 1. ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ КАК СИСТЕМА
Тема 1. Становление и развитие системы знаний в области публичного управления

Предмет исследования системы государственного и муниципального управления. Управление как социальное явление Возникновение отрасли знаний о государственном управлении. Крупнейшие государственные системы древности: постановка и решение основных проблем управления. Особенности христианской и мусульманской интерпретаций государственного управления в Средние века. Становление основных направлений научного исследования государственного управления. Камералистика – «наука государственного управления». Теории «полицейского государства». Историческое значение закона Пендлтона (США), закона Норткота-Тревельяна (Великобритания).

Теория административно-государственного управления в странах Запада. Первый этап: 1880-1920 гг. Концепции В. Вильсона, Ф. Гуднау, М. Вебера. Возникновение первого в истории Института правительственных исследований в Вашингтоне и появление аналогичных исследовательских центров в Западной Европе.

Второй этап: 1920-1950 гг. классическая школа» и «школа человеческих отношений». А. Файоль, Л. Уайт, Л. Урвик, Д. Муни. Представление системы административно-государственного управления как линейно-функциональной организации. М. Фоллет, А. Маслоу, Э. Мейо, У. Мэрфи — классики «школы человеческих отношений» и изучения социально-психологических отношений в государственном администрировании.

Наиболее влиятельные направления современного периода (начиная с 1950-х гг): поведенческий, системный и ситуационный подходы. Г. Саймон, Д. Смитцберг, В. Томпсон, Д. Истон как теоретики поведенческого подхода. Г. Алмонд, Т. Парсонс, Р. Мертон и системный анализ в государственном администрировании. П. Чекланд, С. Биэр и ситуационный анализ в теории административно-государственного управления. Разработка принципиально новых подходов к организации государственного администрирования в 1980-90-е гг: «система мягкого мышления» П. Чекланда и «организационная кибернетика» С. Биэра. Современная французская школа административно-государственного управления. Влияние теории конституционного права на развитие государственного администрирования во Франции. Прикладные исследования М. Крозье и М. Дюверже и их роль в формировании современной концепции государственного администрирования. Теория административно-государственного управления в Германии. А. Гелен и его философско-антропологический подход к проблемам администрирования. Концепция «социального государства» Л. Эрхарда и ее влияние на формирование современной системы государственного администрирования в Германии. Прикладные исследования Р. Дарендорфа, В. Фрике, К. Крана, Г. Петера. Концепция «Нового государственного управления» (New Public Management, NPM) и ее основные принципы.
Тема 2 Государственное управление как система

Системные исследования в управлении обществом. Основные подсистемы и функции государственного управления. Структурно-институциональное направление в изучении функционирования органов исполнительной власти. Особенности социологического и социально-психологического подходов к исследованию проблем публичной власти. Организационно-кибернетическое направление исследований ис­полнительной власти.

Государство как социальный и политический институт. Природа и сущность государства. Основные черты государства. Теории возникновения государства. Формы правления. Типы современных государств. Правовое и социальное государство. Органы государственной власти. Государство и гражданское общество. Тенденции и проблемы развития государства. Власть как основополагающий институт государства и управленческий процесс. Сущность политической власти. Исторические формы власти.

Междисциплинарный подход в системе знаний о государственном управ­лении. Проблемная область изучения государст­венного и местного управления. Позитивное (целевое) и негативное (дисфункциональное) обоснование необходимости исследований процессов управления на уровне территорильных образований (государство - регион-муниципалитет). Воз­можности, методологические и политические ограничения исследования, основные проблемы государственного и муниципального управления Проблемы преодоления отраслевой методологической ограниченности исследований с использованием принципов и методов системного подхода.
Тема 3 Методы государственного управления

Понятие метода. Специфика методов государственного управления. Взаимосвязь методов и целевого характера государственного управления. Классификация методов управления. Процесс осуществления государственной власти. Ресурсы власти. Современные формы и механизмы власти. Легитимность власти. Источники и виды легитимности власти. Кризисы легитимности и способы их урегулирования. Понятие и виды политического управления. Основополагающие принципы управляющей системы.

Прямые и косвенные методы. Прямое государственное управление. Непосредственные объекты прямого государственного управления. Косвенное государственное управление: субъекты, объекты и границы. Административные барьеры и способы их преодоления. Организацион­но-распорядительные методы управления как форма активизации организаци­онной структуры управления. Модели взаимодействия политической и административной систем организации общества. Проблемы и противоречия федеральной и региональной политики. Основные методы и формы управления региональным развитием за рубежом.

Государственное управление и экономика как взаимодействующие подсистемы общества. Причины вмешательства государства в экономику. Централизованная и децентрализованная формы государственного управления. Схема государственного участия в управлении экономикой.

Понятие государственной социальной политики. Управление социальной сферой. Формирование государственной политики и ее реализация. Управление конфликтными ситуациями.
Тема 4 Организация и функционирование системы государственного управления в РФ: структура, уровни ветви власти, процесс принятия и исполнения решений

Основные элементы организационной структуры государственного управления. Общие принципы организации современного государственного управления. Политические, экономические, технологические, правовые принципы органи­зации государственного управления. Соотношение об­щих принципов управления и принципов организации государственного управ­ления. Состав функциональных принципов государственного управления. Спе­цифика принципов функционирования по отношению к принципам организа­ции государственного управления.

Понятие государственной администрации. Основные функции и задачи исполни­тельной власти: проблема структуризации. Служебное целевое назначение ис­полнительной власти и государственной администрации. Функции и задачи ис­полнительной власти, их структура. Динамичность функций исполнительной власти. Эволюция исполнительной власти и ее состояние в современных демо­кратических государствах.

Основные структурные уровни аппарата исполнительной власти. Подсистемы аппарата исполнительной власти. Организационная, экономическая, технологи­ческая, социальная, информационная подсистемы аппарата исполнительной власти: состав функций и особенности организации. Орган государственного управления: статус, основные институциональные и процессные признаки. Структура и виды административного аппарата. Основные и вспомогательные подразделения. Должностная структура аппарата управления и принципы ее организации. Основные виды административных полномочий.

Организация работы прави­тельства. Аппарат правительства: регламент, основные положения и инструк­ции. Состав и структура министерств и ведомств РФ: состояние, источники и характер эволюции.
Тема 5 Региональный уровень государственного управления

Принцип федерализма в организации государственного управления в РФ: эволюция, источники и причины федерализации (регионализации). Регион как система и объект управления: понятие, структур, конституционный и политический статус. Структура и состав субъектов РФ. Спе­цифика городов федерального значения (Москва и Санкт-Петербург) как субъектов федерации.

Система и структура управления регионом. Цели и функции регионального управления. Уровни организации управления в регионе. Политический уровень организации управления: состав институтов, их структура, порядок формирования. Губерна­тор как орган государственного управления: особенности функций и полномо­чий. Правительство субъекта федерации и его аппарат.

Федеральные органы в системе управления регионом: состав, структура, особенности формирования. Функции федеральных органов в управлении регионом. Основные формы и предметы взаимодействия региональных и федеральных органов управления в субъекте федерации. Функции и полномочия представителя Президента РФ в субъекте федерации. Региональная политика: цели, функции, основные направ­ления, специфика реализации. Приоритеты региональной политики.

Современная теория децентрализация и деконцентрация государственной власти (Ж.Веделя). Вертикальная и горизонтальная деконцентрация, территориальная и ведомственная децентрализация. Термин «деволюция» как синоним децентрализации в англосаксонских странах. Государственный контроль за деятельностью и порядком формирования органов местного самоуправления.
Тема 6 Особенности современного государственного управления

Концепция субъект-субъектного управления. Трансформация управляющей и управляемой подсистем в современном обществе. Новая парадигма управленческой теории: творческая личность, преобразующая сила коллективного интеллекта общества - сегодняшнее главное содержание субъекта управления. Понятие «информация» и его роль в современном управлении. Социальная информация как ориентирующее знание о социальной системе, процесс обеспечения информационных потребностей общества, важнейшая часть интеллектуальной собственности. Социальный контроль как совокупность приемов и средств, гарантирующих обществу поведение его членов, социальных групп, субъектов управления в соответствии с установленными общественными ценностями и нормами.

Понятие «качественного управления» (Good Governance) в концепции нового государственного менеджмента. Основные характеристики «качественного управления». Концепция «Перестраивающегося правительства» (Reinventing Government — RG). Феномен публичной политики. Электронное правительство как концепция государственного управления в информационном обществе.

РАЗДЕЛ II. ХАРАКТЕРИСТИКА СИСТЕМЫ МУНИЦИПАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ
Тема 7. Предмет и методологические основы изучения системы муниципального управления
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа дисциплины «Система государственного и муниципального управления» составлена в соответствии с требованиями к обязательному минимуму содержания и уровню iconПрограмма курса Стандарт 520800 «История»
Программа дисциплины «Источниковедение отечественной истории XI – начала XX в.» составлена в соответствии с требованиями федерального...
Программа дисциплины «Система государственного и муниципального управления» составлена в соответствии с требованиями к обязательному минимуму содержания и уровню iconПрограмма по дисциплине «Основы творческой деятельности журналиста»...
...
Программа дисциплины «Система государственного и муниципального управления» составлена в соответствии с требованиями к обязательному минимуму содержания и уровню iconПрограмма дисциплины «Новейшая история Германии» составлена в соответствии...
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования города Москвы
Программа дисциплины «Система государственного и муниципального управления» составлена в соответствии с требованиями к обязательному минимуму содержания и уровню icon«документационное обеспечение управления»
Рабочая программа дисциплины «Документационное обеспечение управления» составлена в соответствии с Государственными требованиями...
Программа дисциплины «Система государственного и муниципального управления» составлена в соответствии с требованиями к обязательному минимуму содержания и уровню iconПрограмма курса «Практика управления рыночными рисками»
Учебная программа по дисциплине «Практика управления рыночными рисками» составлена в соответствии с требованиями к обязательному...
Программа дисциплины «Система государственного и муниципального управления» составлена в соответствии с требованиями к обязательному минимуму содержания и уровню iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Программа дисциплины «Феномен антиглобализма в конце XX – начале XXI века» составлена в соответствии с требованиями национально-регионального...
Программа дисциплины «Система государственного и муниципального управления» составлена в соответствии с требованиями к обязательному минимуму содержания и уровню iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Теория и методика футбола» составлена в соответствии с требованиями (федеральный компонент) к обязательному минимуму содержания...
Программа дисциплины «Система государственного и муниципального управления» составлена в соответствии с требованиями к обязательному минимуму содержания и уровню iconРабочая программа дисциплины Слесарные работы
Составлена в соответствии с Региональными требованиями к минимуму содержания и уровню
Программа дисциплины «Система государственного и муниципального управления» составлена в соответствии с требованиями к обязательному минимуму содержания и уровню iconРабочая программа по курсу «основы этнологии» Программа курса (дисциплины)...
Документ подготовлен в рамках реализации Программы развития государственного образовательного учреждения высшего профессионального...
Программа дисциплины «Система государственного и муниципального управления» составлена в соответствии с требованиями к обязательному минимуму содержания и уровню iconПрограмма по дисциплине «аудит активов, обязательств и капитала»
«Аудит активов, обязательств и капитала» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного...
Программа дисциплины «Система государственного и муниципального управления» составлена в соответствии с требованиями к обязательному минимуму содержания и уровню iconГосударственный институт международных отношений (университет) мид российской федерации
Примерная программа дисциплины мировой опыт региональной интеграции. Введение в европейскую интеграцию в соответствии с требованиями...
Программа дисциплины «Система государственного и муниципального управления» составлена в соответствии с требованиями к обязательному минимуму содержания и уровню iconУчебно-методический комплекс дисциплины опд. Ф. 20 Опд. Р. 2 «Невропатология»
Программа учебной дисциплины «Невропатология» разработана в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта...
Программа дисциплины «Система государственного и муниципального управления» составлена в соответствии с требованиями к обязательному минимуму содержания и уровню iconАннотация к рабочей учебной программе «Региональные и универсальные международные организации»
Ературы и др.) составлены в соответствии с требованиями к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки бакалавра по циклу...
Программа дисциплины «Система государственного и муниципального управления» составлена в соответствии с требованиями к обязательному минимуму содержания и уровню iconУчебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями...
Рассмотрено на заседании умк института психологии, педагогики, социального управления
Программа дисциплины «Система государственного и муниципального управления» составлена в соответствии с требованиями к обязательному минимуму содержания и уровню iconРабочая программа дисциплины «архитектура ЭВМ и вычислительных систем» (наименование дисциплины)
Составлена в соответствии с государственными требованиями к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по специальности...
Программа дисциплины «Система государственного и муниципального управления» составлена в соответствии с требованиями к обязательному минимуму содержания и уровню iconРабочая программа дисциплины «культурология»
Составлена в соответствии с Государственными требованиями к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по специальности...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск