Скачать 0.62 Mb.
|
Министерство образования и науки РФ Федеральное агентство по образованию Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования Новосибирский государственный университет Гуманитарный факультет кафедра археологии и этнографии Основы этнологии Учебно-методический комплекс Д Документ подготовлен в рамках реализации Программы развития государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Новосибирский государственный университет» на 2009-2018 годы. Основы этнологии. Учебно-методический комплекс / Сост.: док-р ист. наук, доц. Октябрьская И.В. Новосибирск: Новосибирский государственный университет, 2011.– Учебно-методический комплекс содержит рабочую программу курса, рекомендации по организации самостоятельной работы студентов, выполнению практических заданий, банк обучающих и контролирующих материалов. Предназначен для исторического отделения гуманитарного факультета. Рекомендовано учебно-методическим советом гуманитарного факультета. Рецензент: канд. ист. наук О.А. Митько (НГУ) ©И.В. Октябрьская, 2011 © Новосибирский государственный университет, 2011 РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО КУРСУ «ОСНОВЫ ЭТНОЛОГИИ» Программа курса (дисциплины) «Основы этнологии» составлена в соответствии с требованиями к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки бакалавра по циклу «общепрофессиональных дисциплин» по направлению «История», а также задачами, стоящими перед Новосибирским государственным университетом по реализации Программы развития НГУ. Автор Октябрьская И.В. – док-р ист. наук, доцент НГУ Факультет гуманитарный Кафедра археологии и этнографии 1. Цели освоения дисциплины (курса) Цель курса «Основы этнологии» - формирование у будущих специалистов исчерпывающего знания современных теоретико-методологических основах науки о народах мира, навыков самостоятельной исследовательской и экспертной работы, соответствующей современному уровню развития мировой этнологии/этнографии. Курс ориентирован на подготовку высокопрофессиональных специалистов, чья практическая деятельность направлена на обеспечение социальной стабильности и межнационального согласия в современном полиэтничном сообществе России. Для достижения поставленной цели выделяются задачи курса:
2. Место дисциплины в структуре образовательной программы Дисциплина «Основы этнологии» относится к базовой части профессиональной подготовки и является обязательной для всех профилей обучения по направлению «История», поскольку формирует теоретические концептуальные знания гуманитарного цикла. Изучение «Основ этнологии» определяют требования к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки дипломированного специалиста по циклу «Общепрофессиональных дисциплин (ОПД)» Федеральных государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования по направлению «520800 – История». Курс концептуально и методически связан с дисциплинами «История первобытного общества», «Религиоведение», «Отечественная история» и др. Результатом освоения курса «Основы этнологии» как части базовой программы гуманитарного цикла по направлению «История» являются теоретические и практические навыки выпускника в области научно-исследовательской, педагогической, культурно-просветительской, экспертно-аналитической и организационно-управленческой деятельности. 3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины В результате освоения дисциплины «Основы этнологии» студент должен овладеть следующими компетенциями: а) общекультурными (ОК):
б) профессиональными (ПК) общепрофессиональными:
в научно-исследовательской деятельности:
в педагогической деятельности:
в культурно-просветительской деятельности:
в экспертно-аналитической деятельности:
В результате освоения дисциплины обучающийся должен: знать историю формирования и основные методологические направления мировой этнологии, а также основные понятия и концепции, применяемые при анализе различных сфер существования мирового полиэтнического сообщества и использовать их в самостоятельной исследовательской и экспертной деятельности; уметь выявлять и анализировать проблемные аспекты, связанные с формированием и развитием этнических сообществ современного мира и в своей практической деятельности обеспечивать стабильность его существования на основе принципов толерантности и взаимодействия; владеть основами преподавательской и популяризаторской деятельности, связанной с утверждением принципов толерантности и поликультурности в российском сообществе. 4. Структура и содержание дисциплины Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетные единицы, 78 часа.
5. Образовательные технологии В соответствие с требованиями ФГОС ВПО по направлению подготовки реализация компетентностного подхода в преподавании дисциплины «Основы этнологии» предусматривает широкое использование интерактивных, диалоговых форм проведения лекций. Курс построен на мультимедийных презентациях с использование видео и аудио материала. Большое место в курсе уделяется внеаудиторной самостоятельной работе обучающихся с целью формирования и развития профессиональных навыков и творческого исследовательского мышления. 6. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины и учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов Оценочными средствами являются контрольные работы в форме тестирования по 4 модулям. Образец: Контрольная работа № 1 (тестирование) Дисциплинарный модуль 1. История мировой этнологии (основные направления и концепции) 1.Назовите основные сочинения Э. Тэйлора 2. К какому направлению/школе в этнологии принадлежал Фритц Гребнер 3. Теоретические основы функционализма были сформулированы: Д. Леббоком, Ю. Липпертом, Ш. Летурно, Р.Турнвальдом, Б. Малиновским, А. Редклифф-Брауном. (вычеркнуть несоответствия) 4. Направление структурной антропологии было создано: а) К.Леви-Стросом б) Л.Леви-Брюлем в) Р.Якобсоном 5. Какая идея/концепция определяет возникновение тотемистических представлений согласно З. Фрейду 6. К какому направлению/школе в этнологии принадлежала Рут Бенедикт(1887-1948) 7. Кто является автором концепции « благородного дикаря» 8. Схема классификации «антропологических» наук, включающая этнологию, была принята во Франции в … 9. Исторический манифест материализма «Происхождение семьи, частной собственности и государства» был написан Ф. Энгельсом в результате знакомства с книгой… 10. Теорию географического детерминизма сформулировал французский просветитель 18 века … 11. В завершенном виде концепция диффузионизма была представлена работами ряда европейских исследователей, среди них: Эрик Норденшельд, Кай Биркет Смит, Кларк Уислер, Графтон Элиот Смит, Уильям Риверс, Генрих Шурц, Оскар Пешель, Адольф Бастиан. (вычеркнуть несоответствия) 12. Для определения военной угрозы со стороны кочевников королем Франции Людовиком 9 был послан в ставку великого хана… а) минорит Гильом Рубрук б) францисканец Плано Карпини в) генуэзец Марко Поло 13. Теорию «понимающей социологии» создал: а) М.Планк б) М.Мосс в) М.Вебер 14. Термин «этнология» был предложен… а) Жан-Жаком Ампером б) Жан-Жаком Руссо в) Иоганном Зоммером 15. Направление неоэволюционизма было представлено творчеством …. (назвать имена) 16. Школа исторической этнологии представлена творчеством: М. Мооса, А. Кребера, Ф. Боаса, М. Мид, А. Кардинера, М. Херсковиц , Ф. Гребнера, Э. Тейлора, (вычеркнуть несоответствия) 17. Первое Этнологическое общество было открыто в Париже в … году 18. Назовите выдающихся представителей эволюционного направления в этнологии…. 19. Когда и кем была написана первая сводная работа о народах России «Лексикон Российский». 20. Кто и когда задал вопрос: «Откуда есть и пошла русская земля?» 21. П.Я. Чаадаев, А. И. Герцен, А.И.Гончаров, И.С.Тургенев принадлежали к направлению… 22. Кто был автором записок « О размножении и сохранении российского народа» 23. В составе «Великой Северной экспедиции» Степан Крашенинников занимался описанием: а) Чукотки б) Камчатки в) Индигирки 24. Что это – «Портфели Миллера» 25. Чем второе издание 1799 г. сочинения Георги «Описание всех в Российском государстве обитающих народов» отличалось от первого издания 1776-1780 гг. 26. Чем знаменит Григорий Новицкий 27. Кто поставил задачу - «Знать свое отечество во всех его пределах»; «знать промыслы граждан и подвластных народов, знать обычаи их, веру, содержание и в чем состоят богатства их» 28. Когда было создано Русское императорское географическое общество 29. К какому направлению в этнографии принадлежал Николай Николаевич Миклухо- Маклай (1846-1888) 30. В 1888 г. была опубликована лекция В. Соловьева на тему: «….» (указать название лекции) Вопросы к коллоквиуму по теме «История мировой этнологии. Основные направления и концепции» 1.Определение этнографии и этнологии. Предмет и объект этнографии и этнологии в российской традиции 2. Дискуссии об объекте и предмете этнологии и этнографии в европейской науке XIX - начале ХХ вв. 3. Основные источники этнографии и этнологии. Принципы типологизации. 4. Классификация методов этнографии и этнологии. 5. Этнографические знания в античном мире Теории и обобщения. 6.Этнографические знания европейцев средневековья и роль великих географических открытий в расширении этнографического кругозора. 7. Предпосылки возникновения этнологии в европейской гуманитарной науке ХVIII в. Оформление этнологии как науки. 8. Основные черты эволюционизма. Этнография в трудах Л.Г.Моргана и исторический материализм. 9. Диффузиоизм в германоязычных странах – Ф. Рацель, Л.Фробениус, Гребнер, В. Шмидт и др. Структурно-типологический метод диффузионизма. 10. Социологическая наука и этнология в конце ХIХ – начале ХХ вв. 11. Функциональное направление в этнологии. Функционализм как особая форма исследования культуры – постановка задач и способы их решения. 12. «Историческая школа» Ф.Боаса. Культурный релятивизм в американской этнологической науке. 13. «Неоэволюционизм» в этнологической науке США. Линейная и многолинейная эволюция: сходства и различия. 14. Структурализм К.Леви-Стросса. Соотношение этнография, этнология и культурная антропология по К. Леви-Строссу. 15. Конструктивизм в отечественной этнографии. Труды В.А. Тишкова. 16. Современные тенденции в развитие мировой этнологии. Реферат по теме «История мировой этнологии. Основные направления и концепции» (темы на выбор) 1.Российский эволюционизм конца ХIХ- начала ХХ вв. 2. Российский структурализм начала ХХ в. 3.Теория этноса в советской этнографии. История возникновения, сущность и идейно-политический контекст. 4. Структурно-функциональный подход в типологических концепциях советской этнографии. Теории культурно-хозяйственных типов и историко-этнографических областей. 5. Теория нации в советской и постсоветской гуманитарной науке. 6. Российская версия конструктивизма конца ХХ в. 7. Полипарадигмальный подход к оценке этноса в российской этносоциологии конца ХХ в. 8. Информационная теория этноса и структурно-функционльный подход к изучению этнической культуры в советской редакции культурной антропологи. 9. Предпосылки формирования и сущность соцально-биологической трактовки этноса. 10. Структурно-семиотические исследования в советской/ российской этнологии конца ХХ начала ХХI вв. Основные направления и результаты. 7. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины а) основная литература: Алексеев В.П. Этногенез. М., 1986. Арутюнов С.А. Народы и культуры: развитие и взаимодействие. М., 1989 Арутюнян Ю.В., Дробижева Л.М., Сусоколов А.А. Этносоциология. Учебное пособие. М., 1999 Бромлей Ю.В. Очерки теории этноса. М., 1983. Выдающиеся отечественные этнологи и антропологи ХХ века. М., 2004. Итс Р.Ф. Введение в этнографию. Л., 1991. Народы и религии мира: энциклопедия / Под ред. В.А. Тишкова. М., 1999. Токарев С.А. История русской этнографии. М., 1966. Токарев С.А. История зарубежной этнографии. М., 1978. Чебоксаров Н.Н., Чебоксарова И.А. Народы, расы, культуры. М., 1985 б) дополнительная литература: Арутюнов С.А., Рыжакова С.И. Культурная антропология. М. 2004 Бромлей Ю.В. Этнос и этнография. М., 1973. Бромлей Ю.В. Современные проблемы этнографии. М., 1981. Гумилев Л.Н. Этногенез и биосфера земли. Л., 1989 Казьмина О.Е., Пучков П.И. Основы этнодемографии. М., 1994.* Козлов В.Н. Этническая экология: Становление дисциплины и история проблем. М., 1994. Концепции зарубежной этнологии. М., 1976. Коротеева В.В. Теории национализма в зарубежных социальных науках. М., 1999 Крадин Н. Н. Политическая антропология: Уч. пос. М. 2001 Куббель Л.Е. Очерки потестарно-политической этнографии. М., 1988 Куропятник А.И. Мультикультурализм: проблемы социальной стабильности полиэтнических обществ. СПб., 2000 Кушнер П.А. Этнические территории и этнические границы. М., 1951 Лурье С.В. Историческая этнология. М.1998 Маркарян Э.С. Теория культуры и современная наука. М., 1983 Народы мира: историко-этнографический справочник/ Под ред. Ю.В. Бромлея. М., 1988. Народы России: энциклопедия. М., 1994 Садохин А. П., Грушевицкая Т. Г. Этнология. - М.: Высшая школа, 2000 Садохин А.П. Этнология. Словарь-справочник. М. 2002 Садохин А.П. Этнология: Учебное пособие. М., 2004 Свод этнографических понятий и терминов: Социально-экономические отношения и соционормативная культура. М„ 1986. Свод этнографических понятий и терминов: Этнография и смежные дисциплины. Этнографические субдисциплины, школы и направления, методы. М., 1988. Свод этнографических понятий и терминов: Материальная культура. М., 1989. Свод этнографических понятий и терминов: Народные знания. Фольклор. Народное искусство. М., 1991. Свод этнографических понятий и терминов: Религиозные верования. М., 1993 Семенов Ю.И. Происхождение брака и семьи. - М., 1974. Сикевич З.В. Социология и психология национальных отношений. СПБ., 1999. Тишков В. А. Очерки теории и политики этничности в Российской Федерации. М., 1997 Тишков В.А. Общество в вооруженном конфликте: Этнография чеченской войны. М., 2001. Токарев С.А. Религия в истории народов мира. М., 1965. Чеснов Я.В. Лекции по исторической этнологии. М., 1998 Чистобаев А.И. Этнологи, опередившие время. СПб., 2002 Широкогоров С. М. Этнографические исследования. Кн. 1: Избранное. Владивосток, 2001. Этничность, национальные движения, социальная практика. СПб., 1995. Этнические стереотипы поведения. М., 1985 Этнознаковые функции культуры. М., 1991 Этнография (Учебник) / Под редакцией Ю.В.Бромлея и Г.Е. Маркова. М.. 1982. Этнология: учебник для высших учебных заведений / Под. ред. Г.Е. Маркова, В.В. Пименова. М., 1994 Этнос в доклассовом и раннеклассовом обществе. М., 1982 Этнос. Нация. Общество. Этнологический словарь. 1996 в) программное обеспечение и Интернет-ресурсы: |
История Центральной и Юго-Восточной Европы (до XIX в.) Юго-Восточной Европы составлена в соответствии с требованиями к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки бакалавра и... | Программа по дисциплине «основы аудита» «Основы аудита» составлена в соответствии с требованиями к обязательному минимуму и уровню подготовки бакалавра экономики Федерального... | ||
Программа курса «История донаучной психологии» составлена в соответствии... Нгу. Курс читается в виде лекций, на которых раскрываются основные проблемы по каждой теме, и дополняется проведением семинарских... | Программа курса «История донаучной психологии» составлена в соответствии... Нгу. Курс читается в виде лекций, на которых раскрываются основные проблемы по каждой теме, и дополняется проведением семинарских... | ||
Программа курса музыка в пространстве культуры цикл* общих гуманитарных... «Музыка в пространстве культуры» составлена в соответствии с требованиями к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки... | Аннотация к рабочей учебной программе «Региональные и универсальные международные организации» Ературы и др.) составлены в соответствии с требованиями к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки бакалавра по циклу... | ||
Рабочая программа по курсу «Основы этнологии антропологии» составлена... Рабочая программа по курсу «Основы этнологии антропологии» составлена на основе требований Государственного образовательного стандарта... | Программа курса Стандарт 520800 «История» Программа дисциплины «Источниковедение отечественной истории XI – начала XX в.» составлена в соответствии с требованиями федерального... | ||
Программа дисциплины «Система государственного и муниципального управления»... Программа дисциплины «Система государственного и муниципального управления» составлена в соответствии с требованиями к обязательному... | Программа по дисциплине «Основы творческой деятельности журналиста»... ... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... «Теория и методика футбола» составлена в соответствии с требованиями (федеральный компонент) к обязательному минимуму содержания... | Методические рекомендации к лекционному курсу для студентов дневного... «Менеджмент» составлено в соответствии с требованиями федерального компонента к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки... | ||
Рабочая программа учебной дисциплины «Основы философии» Рабочая программа учебной дисциплины «Основы философии» составлена в соответствии с действующими Государственными требованиями к... | Программа дисциплины «Новейшая история Германии» составлена в соответствии... Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования города Москвы | ||
Рабочая программа дисциплины Основы логопедии с практикумом по звукопроизношению... Составлена в соответствии с Государственными требованиями к минимуму содержания и уровню подготовки выпускника по специальности 050718... | Программа по дисциплине «аудит активов, обязательств и капитала» «Аудит активов, обязательств и капитала» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного... |