Скачать 410.17 Kb.
|
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ «УТВЕРЖДАЮ»: Проректор по учебной работе _______________________ /Л.М. Волосникова/ __________ _____________ 201__г. КРОСС-КУЛЬТУРНЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления 080200.68 «Менеджмент» магистерская программа «Международный бизнес» очная и заочная форма обучения «ПОДГОТОВЛЕНО К ИЗДАНИЮ»: Автор (ы) работы _____________________________/Л.М. Симонова/ «______»___________2013 г. Рассмотрено на заседании кафедры мировой экономики и международного бизнеса «___»_________2013 г. №____ Соответствует требованиям к содержанию, структуре и оформлению. «РЕКОМЕНДОВАНО К ЭЛЕКТРОННОМУ ИЗДАНИЮ»: Объем _________стр. Зав. кафедрой ______________________________/Л.М. Симонова/ «______»___________ 2013 г. Рассмотрено на заседании УМК Финансово-экономического института «___»_______________2013 г. №_______ Соответствует ФГОС ВПО и учебному плану образовательной программы. «СОГЛАСОВАНО»: Председатель УМК ________________________/Е.С. Корчемкина/ «______»_____________2013 г. «СОГЛАСОВАНО»: И.о. директора Информационно-библиотечного центра ________________/Е.А. Ульянова/ «______»_____________2013 г. «СОГЛАСОВАНО»: Зав. методическим отделом УМУ_____________/И.Ю. Фарафонова/ «______»_____________2013 г. РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ Симонова Л.М. КРОСС-КУЛЬТУРНЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления 080200.68 «Менеджмент» программа «Международный бизнес» очная и заочная формы обучения Тюменский государственный университет 2013 Симонова Л.М. Кросс-культурный менеджмент. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов очной и заочной форм обучения (направление 080200«Менеджмент», программа «Международный бизнес»). Тюмень, 2013, 23 с. Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО с учетом рекомендаций и ПрООП ВПО по направлению и профилю подготовки. Рабочая программа дисциплины опубликована на сайте ТюмГУ: Кросскультурный менеджмент [электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.umk3.utmn.ru., свободный. Рекомендовано к изданию кафедрой мировой экономики и международного бизнеса. Утверждено проректором по учебной работе Тюменского государственного университета. ОТВЕТСТВЕННЫЙ РЕДАКТОР: Симонова Л.М., заведующий кафедрой мировой экономики и международного бизнеса, докт. эконом. наук, профессор © Тюменский государственный университет, 2013. © Симонова Л.М., 2013 1.Пояснительная записка 1.1.Цели и задачи дисциплины Учебно-методический комплекс по дисциплине «Кросскультурный менеджмент» составлен в соответствии с учебными планами программы специализированной подготовки магистров «Международный бизнес» направления 080200.68 «Менеджмент» и соответствует требованиям к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки магистра по профессиональному циклу государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования третьего поколения. Цель рабочей программы дисциплины – сформировать у студентов базовые, профессиональные знания и навыки в области кросскультурного менеджмента. Задачи изучения дисциплины:
Менеджмент современной эпохи – это менеджмент, обладающий транснациональной и кросс-культурной компетенцией, формирующей всесторонний контур для приспособления к культурным изменениям и разнообразию. Неудивительно, что критическим качеством в управлении людьми и процессами в других странах становится культурная чувствительность и осведомленность, то есть доскональное знание культурных переменных, воздействующих на функции управления и управленческие решения.
Дисциплина «Кросс-культурный менеджмент» входит в вариативную часть (дисциплины по выбору) блока «Профессиональный цикл» и является логическим продолжением основных положений теории менеджмента, тесно связана с другими дисциплинами. Для освоения данной синтетической дисциплины необходимы знания и умения, приобретаемые обучающимися в результате освоения на уровне бакалавриата следующих предметов: мировая экономика, общий менеджмент, маркетинг, теория организации и организационное поведение, деловые коммуникации. Знания, приобретенные при изучении данной дисциплины, необходимы при освоении таких курсов как международный менеджмент, международный маркетинг, теория и практика международного делового общения, лидерство и профессиональные навыки менеджера и др., а также при выполнении магистерских исследований. 1.3. Требования к результатам освоения дисциплины Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих профессиональных компетенций магистра: В результате освоения ООП магистратуры выпускник должен обладать: следующими общекультурными компетенциями (ОК): - способностью развивать свой общекультурный и профессиональный уровень и самостоятельно осваивать новые методы исследования (ОК- 1); - способностью самостоятельно приобретать и использовать новые знания и умения; - способностью принимать организационно-управленческие решения и оценивать их последствия; - свободным владением иностранным языком как средством профессионального общения; - обладает навыками публичных деловых и научных коммуникаций (ОК-6); следующими профессиональными компетенциями (ПК): организационно-управленческая деятельность: - способностью управлять мультикультурными организациями, подразделениями, группами (командами) сотрудников, международными проектами и сетями (ПК-1); - способностью разрабатывать программы организационного развития и изменений и обеспечивать их реализацию; аналитическая деятельность: - владением методами экономического анализа поведения экономических агентов и рынков в глобальной среде - владением методами стратегического анализа научно-исследовательская деятельность: - способностью обобщать и критически оценивать результаты, полученные отечественными и зарубежными исследователями; выявлять и формулировать актуальные научные проблемы; - способностью проводить самостоятельные исследования в соответствии с разработанной программой; - способностью представлять результаты проведенного исследования в виде научного отчета, статьи или доклада; педагогическая деятельность: - способностью разрабатывать учебные программы и методическое обеспечение для преподавания управленческих дисциплин. В результате освоения дисциплины обучающийся должен: - знать особенности национальных моделей управления, деловой культуры и организационного поведения, иметь представление о структуре национальной культуры и об основных факторах, влияющих на ее формирование, отличительных особенностях (параметрах) ведущих бизнес-культур, о многообразии и специфике реализации функций управления в деловых культурах различных стран и их влиянии на конкурентоспособность; теоретические и практические подходы к определению источников и механизмов обеспечения конкурентоспособности в различных социально-культурных средах; - уметь выявлять, систематизировать и интерпретировать кросскультурные сходные черты и различия в управленческих процессах и бизнес-окружении в различных странах; исследовать региональную и страновую специфику реализации функций управления; практически применять параметры исследования деловой культуры и вырабатывать конкретные рекомендации по повышению конкурентоспособности бизнес-модели; анализировать коммуникационные процессы и разрабатывать предложения по повышению их эффективности в международном контексте; грамотно и профессионально «капитализировать» на специфических особенностях национального и регионального управления, выбирать эффективные формы, методы и технологии управления с учетом национальной деловой культуры и ситуации в конкретной стране; - владеть методологическими и методическими навыками систематического анализа деловой культуры и ее влияния на реализацию функций управления в пострановом разрезе, а также сопоставления национальных моделей деловых культур и менеджмента в различных странах и регионах, организации эффективного кросс-культурного взаимодействия и совместного с представителями других культур ведения бизнеса, основанных на признании и уважении культурных различий и выстраивании совместно разделяемой системы ценностей. КАРТА КОМПЕТЕНЦИЙ
Семестр - 1. Форма промежуточной аттестации – контрольная работа, зачет. Общая трудоёмкость дисциплины составляет 2 зачётные единицы, 72 часа. 3.Тематический план очная форма обучения Таблица 3.1.
Тематический план заочная форма обучения Таблица 3.2.
Таблица 3.3. Планирование самостоятельной работы студентов очная форма обучения
Таблица 3.4. Планирование самостоятельной работы студентов заочная форма обучения
Тема 1. Кросскультурный менеджмент: современные тенденции и актуальные проблемы. Межэтническая напряженность и управление культурными различиями Необходимость изучения кросскультурного менеджмента. Его предмет, цели, методы и задачи. Основные направления и актуальные проблемы. Изучение межэтнических отношений и выявление возможных очагов межэтнической напряженности. Индивидуальные различия как основа межгрупповых конфликтов. Кросскультурный шок и способы его преодоления. Управление межкультурными различиями. Специфика профессиональной деятельности и подготовки менеджеров, работающих в ситуациях межкультурного взаимодействия. Глобальный бизнес: взаимопроникновение и синергия культур. Тема 2. Концепция деловой культуры в международной системе координат Проблемы адекватного определения и «измерения». Понятие деловой культуры, ее элементы. Уровни культуры: глобальный, кластерный, национальный, корпоративный. Их взаимодействие. Неоднородность культурного пространства: доминирующая культура, субкультуры и контркультуры. Сила культуры и факторы ее определяющие. Различия в подходах к изучению культуры: культурные универсалии и системы ценностей в зависимости от национальной принадлежности и типа личности (Д.Мэрдок, Дж.Рокич, Оллпорт, Вернон, Линдзи). Система ценностей как детерминанта поведения. Верования и ценностные ориентации как основа кросс-культурных сопоставлений (С.Иошимури, У.Нойман). Классификация и ранжирование деловых культур по типу ценностных ориентаций. Культурные контрасты в системах ценностей наций (на примере американской, японской и арабской культур). Культурные различия и этика. Параметры воздействия на деловую культуру: факторы бизнес-окружения (системный подход по Дж.Миллеру) и национально-этнический фактор в деловых культурах. Понятие, сущность и функции стереотипов. Этническая стереотипизация. Явление этноцентризма. Стереотипизация и повышение эффективности межэтнического взаимодействия. Тема 3. Параметры национальной деловой культуры и критериальная база международных сопоставлений Переменные национальной культуры и их сравнительный анализ в деловых культурах различных стран. Факторы, воздействующие на формирование национальной культуры. Социальные ориентации и их влияние на различие национальных культур (Г.Лейн, Дж.Дистефано). Базовые критерии межкультурных различий (Г.Хофштеде, Ф.Тромпенарс). Проблемы и возможности синергии национальных культур (теория «Z» по У.Оучи). Учет национальных стереотипов в деятельности международного менеджера. Классификация переменных национальной культуры. Воздействие культуры нации на организацию. Культурный профиль отдельных стран. Критериальная база международных сопоставлений Тема 4. Кросскультурные коммуникации и навыки ведения переговоров в международном контексте Коммуникации и межличностные отношения. Вербальные и невербальные коммуникации и их особенности в различных странах. Зависимость коммуникации от национально-культурного контекста. Этнические основания и взаимосвязи языка, мышления и культуры. Роль языка в межэтническом общении. Высоко- и низкоконтекстуальные культуры. Переменные бизнес-культуры и их воздействие на коммуникацию. Культурный шум. Обучение международным коммуникациям и управление ими. Этнические символы и «подарочные конфликты» в межкультурном взаимодействии. Условия эффективной межкультурной коммуникации. Влияние культуры на процесс переговоров. Организация подготовки и проведения переговоров с учетом поведенческих особенностей в деловых культурах различных стран. Сравнение стилей ведения переговоров. Управление переговорным процессом. Развитие культурной восприимчивости. Национально-культурная корректность. Тема 5. Взаимодействие национальной и корпоративной культур. Модели корпоративных культур в сравнительном контексте Национальная культура и управление организацией. Организационная и национальная культура. Стратегия, структура и культура организации. Национальная и корпоративная культуры: взаимообусловленность и взаимодействие. Классификационные критерии корпоративных культур. Эгалитарные и иерархические культуры. Модели корпоративных культур, их характерные особенности и сравнительный анализ. Уровень, тип экономического развития и модель корпоративной культуры: проблемы востребованности и соответствия |
Программа дисциплины «Международный туристический бизнес» Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 080200. 68 «Менеджмент»... | Основная образовательная программа 080100. 62 Экономика. Мировая... Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, и студентов, обучающихся по ооп 080100. 62 Экономика. Мировая... | ||
1. Международный бизнес: понятие, виды международного бизнеса, внешняя среда Тема Международный бизнес: понятие, виды международного бизнеса, внешняя среда | Международный туристский бизнес «Наука, образование и бизнес: новые вызовы развития России». В работе семинара приняли участие более 20 сотрудников Академии, в том... | ||
Программа «Международный бизнес» Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | Программа «Международный бизнес» Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | ||
Программа 080200. 68-12 Международный бизнес Председатель ученого совета факультета, Декан факультета политических наук и социологии | Учебно-методический комплекс «Международный бизнес» Дисциплина входит в цикл общих гуманитарных м социально-экономических дисциплин и является дисциплиной по выбору студентов | ||
Памятка для студентов направления 080200 «Менеджмент» по изучению... Бизнес в России – исторический аспект. Бизнес и его психологические предпосылки. Бизнес как юридически законная деятельность. Бизнес... | Кафедра мировой экономики и международных отношений Рабочая программа учебной дисциплины Международный бизнес составлена в соответствии с требованиями ооп: 080100. 68. Экономика на... | ||
Учебно-методический комплекс по дисциплине «бизнес-планирование» Разработка основных разделов бизнес-плана: план маркетинга. Производственный план предприятия как раздел бизнес-плана. Организационный... | Международный инвестиционный форум «инвестиции в малый и средний... Организатор: Общественное объединение «Ассоциация развития малого и среднего бизнеса «kazadvancement» | ||
Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления 080200. 68 «Менеджмент» ... | Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления 080200. 68 «Менеджмент» ... | ||
Программа дисциплины Анализ поведения потребителя в коммерческих... Авторы: Лобза Е. В., доцент кафедры «Инновации и бизнес в сфере ит» факультета Бизнес-информатики гу-вшэ | В. И. Гончаров Набережные Челны, 2011 М. В. Крюков – международный арбитр, квалификационно-судейской комиссии ршф (председатель коллегии арбитров России), а также И. В.... |