ФЕДЕРАЛЬНОЕ Государственное БЮДЖЕТНОЕ
образовательное учреждение
высшего образования
«Российская правовая академия
Министерства Юстиции Российской Федерации»
Северный (г. Петрозаводск) филиал
(СФ РПА Минюста России)
|
| УТВЕРЖДАЮ
Директор СФ РПА Минюста России
___________ Е.Е. Петров
|
Рабочая программа учебной дисциплины
ПРАВО И ИСТОРИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ
НАПРАВЛЕНИЕ ПОДГОТОВКИ (СПЕЦИАЛЬНОСТИ) 031001.65 –ПРАВООХРАНИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КВАЛИФИКАЦИЯ (СТЕПЕНЬ) – СПЕЦИАЛИСт
кафедра гуманитарных и социально-экономических дисциплин
Петрозаводск
2013
Составитель: В.М. Пивоев – доктор философских наук, профессор, профессор кафедры гуманитарных и социально-экономических дисциплин СФ РПА Минюста России.
Рабочая программа составлена на основе Рабочей программы РПА Минюста России.
Авторы:
Шершнева-Цитульская И.А., кандидат юридических наук, доцент кафедры теории и истории государства и права РПА МЮ РФ, доцент;
Дутковский Е.В., старший преподаватель кафедры теории и истории государства и права РПА МЮ РФ
Рецензенты:
внутренний: О.Ю. Рыбаков, доктор юридических наук, профессор, заведующий кафедрой теории и истории государства и права РПА Министерства России
внешний: В.В.Оксамытный., доктор юридических наук, профессор, директор Центра сравнительного правоведения, заведующий кафедрой теории и истории государства и права Института международного права и экономики им. А.С. Грибоедова
Рабочая программа (РП) по учебной дисциплине «Право и история художественной культуры» подготовлена на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности 031001.65 – «Правоохранительная деятельность». Обсуждено на заседании кафедры
«__»____________ 201_ г.
Протокол № __ Зав. кафедрой гуманитарных и
социально-экономических дисциплин
В.М. Пивоев
© РПА Минюста России, 2013
Раздел 1. Общая характеристика дисциплины 1.1. Цель преподавания дисциплины«Право и история художественной культуры» состоит в формировании основ общекультурных и профессиональных компетенций юриста – специалиста в области правоохранительной деятельности:
- формирование представления о взаимосвязи и взаимодействии права и художественной культуры в развитии общества и государства, ознакомление с причинами, общими закономерностями возникновения и развития правовой и художественной культуры общества (ОК-2, ОК-3, ОК-4, ОК-7, ОК- 9; ПК-2, ПК -3, ПК -5, ПК-8);
- формирование юридического мировоззрения и профессиональной культуры будущих правоведов, подготовка специалистов с углубленным уровнем теоретических знаний, необходимых для успешного их применения в практической деятельности (ОК-1, ОК-2, ОК-3, ОК-5, ОК-11; ПК-2, ПК -11, ПК -19, ПК – 20, ПК-25, ПК-29, ПК-30);
- воспитание нетерпимости к проявлениям коррупционного поведения в обществе и профессиональной среде юристов (ОК-5, ОК-6, ОК-7; ПК-11, ПК-19, ПК-20, ПК-25);
- развитие у студентов навыков работы с нормативными правовыми актами и другимиисточниками права, в том числе толкования и правоприменения, овладение способами и приёмами обучения основам правовой культуры (ОК-11, ОК-12, ОК-16; ПК-33, ПК-34, ПК-35, ПК-36, ПК- 37). 1.2.Задачами преподавания дисциплины являются:
- изучение истории становления и развития права и художественной культуры
- уяснение сущности и содержания связей, существующих между правом и художественной культурой;
- ознакомление с биографиями выдающихся правоведов – деятелей культуры и деятелей культуры - правоведов;
- приобретение студентами навыков использования художественных образов в процессе изучения права и проведения мероприятий по правовому воспитанию граждан;
- воспитание нетерпимости к проявлениям коррупционного поведения в обществе на примере произведений литературы, живописи и др. направлений художественной культуры;
- формирование профессиональной культуры юриста, этическое и эстетическое воспитание личности. 1.3Место дисциплины в структуре ООП Дисциплина «Право и история художественной культуры»входит в вариативную часть профессионального цикла С.3 дисциплин подготовки студентов по направлению
40.05.02 – правоохранительная деятельность (квалификация (степень) – специалист).
Преподавание дисциплины «Право и история художественной культуры» ведется на 1 курсе (2 семестр) и предусматривает следующие формы организации учебного процесса: лекции, семинары (практические занятия), самостоятельная работа студента. В процессе обучения предусматривается использование компьютерной техники и мультимедийной аппаратуры, активных и интерактивных форм обучения, организация самостоятельной внеаудиторной работы студентов и др.
Продолжительность изучения дисциплины 18 недель.
Программой дисциплины предусмотрен промежуточный контроль в форме зачета.
Общая трудоемкость освоения дисциплины составляет 2 зачетные единицы. На изучение дисциплины отводится 72 часа. Требования к входным знаниям обучающегося: Студент должен обладать:
- знаниями, предусмотренными базовыми дисциплинами «Теория государства и права», «История отечественногогосударства и права», «История государства и права зарубежных стран», «Философия», «Культурология», «Правоохранительные органы»;
- владеть культурой речевого общения, умением добывать и анализировать информацию с использованием современных компьютерных технологий, уметь работать индивидуально и в малых группах.
После изучения дисциплины «Право и история художественной культуры» студент подготовлен к проведению среди населения и в средствах массовой информации работы по правовому воспитанию и противодействию коррупции, теоретические знания, полученные в рамках учебного курса данной дисциплины позволяют более глубоко изучить дисциплины базового профессионального курса.
Знания, полученные при изучении дисциплины «Право и история художественной культуры», могут быть использованы при написании выпускной квалификационной работы, при осуществлении преподавания правовых дисциплин и проведении мероприятий по правовому воспитанию граждан.
Раздел 2. Требования к результатам освоения содержания дисциплины
В результате освоения дисциплины студент должен приобрести компетенции, характеризующие его как специалиста, способного эффективно осуществлять профессиональную деятельность, а также определенную степень личной осведомленности и опыта, соответствующую данным компетенциям. Комплекс компетенций выпускника, его знаний, умений, навыков в своей совокупности, определяет профессиональную ценность выпускника и позволяет ему самостоятельно совершенствовать профессиональные качества в условиях развивающейся юриспруденции.
Под компетенцией понимается способность и готовность выполнять определенную необходимую функцию в процессе постановки и решения задач профессиональной деятельности. Компетенции, развиваемые в процессе преподавания учебной дисциплины «Право и история художественной культуры», указаны в соответствующем федеральном государственном образовательном стандарте.
В результате изучения учебной дисциплины «Право и история художественной культуры» у выпускника должны получить развитие (с учетом содержания дисциплины) следующие компетенции:
- способностью действовать в соответствии с Конституцией Российской Федерации, руководствуясь принципами законности и патриотизма (ОК-1);
- способностью понимать и анализировать мировоззренческие, социально и личностно значимые философские проблемы, вопросы ценностно-мотивационной ориентации; значение гуманистических ценностей, свободы и демократии (ОК-2);
- способностью уважительно и бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям, толерантно воспринимать социально-культурные различия (ОК-3);
- способностью ориентироваться в политических, социальных и экономических процессах, использовать знания и методы гуманитарных, экономических и социальных наук при решении социальных и профессиональных задач (ОК-4);
- способностью понимать социальную значимость своей будущей профессии, цель и смысл государственной службы, выполнять гражданский и служебный долг, профессиональные задачи в соответствии с нормами морали, профессиональной этики и служебного этикета (ОК-5);
способностью проявлять непримиримость к коррупционному поведению, высокий уровень правосознания и правовой культуры (ОК-6);
способностью к толерантному поведению, к социальному и профессиональному взаимодействию с учетом этнокультурных и конфессиональных различий, к работе в коллективе, кооперации с коллегами, к предупреждению и конструктивному разрешению конфликтных ситуаций в процессе профессиональной деятельности (ОК-7);
способностью к логическому мышлению, анализу, систематизации, обобщению, критическому осмыслению информации, постановке исследовательских задач и выбору путей их решения (ОК-9);
способностью анализировать свои возможности, самосовершенствоваться, адаптироваться к меняющимся условиям профессиональной деятельности и изменяющимся социокультурным условиям, приобретать новые знания и умения, повышать свой интеллектуальный и общекультурный уровень, развивать социальные и профессиональные компетенции, изменять вид и характер своей профессиональной деятельности (ОК-11);
способностью к осуществлению педагогической деятельности в сферах публичной и частной жизни (ОК-12);
способностью осуществлять письменную и устную коммуникацию на русском языке, логически верно, аргументированно и ясно строить устную и письменную речь, публично представлять результаты исследований, вести полемику и дискуссии (ОК-14);
способностью работать с различными источниками информации, информационными ресурсами и технологиями, применять основные методы, способы и средства получения, хранения, поиска, систематизации, обработки и передачи информации (ОК-16).
Обладать следующими профессиональными компетенциями (ПК): в области правоприменительной деятельности:
способностью осуществлять профессиональную деятельность на основе развитого правосознания, правового мышления и правовой культуры (ПК-2);
способностью анализировать правоотношения, являющиеся объектами профессиональной деятельности, юридически правильно квалифицировать факты, события и обстоятельства (ПК-3);
способностью принимать решения и совершать юридические действия в точном соответствии с законом (ПК-5); в области экспертно-консультационной деятельности:
способностью квалифицированно толковать нормативные правовые акты (ПК-8); в области оперативно-служебной деятельности:
способностью уважать честь и достоинство личности, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина, не допускать и пресекать любые проявления произвола, принимать необходимые меры к восстановлению нарушенных прав (ПК-11);
способностью осуществлять профилактику, предупреждение преступлений и иных правонарушений на основе использования закономерностей преступности, преступного поведения и методов их предупреждения, выявлять и устранять причины и условия, способствующие совершению правонарушений (ПК-19); в области организационно-управленческой деятельности:
способностью организовать работу малого коллектива исполнителей, планировать и организовывать служебную деятельность исполнителей, осуществлять контроль и учет ее результатов (ПК-30);
способностью выявлять и содействовать пресечению коррупционных проявлений в служебном коллективе (ПК-31); в области научно-исследовательской деятельности:
способностью анализировать правоприменительную и правоохранительную практику, научную информацию, отечественный и зарубежный опыт по тематике исследования (ПК-33);
способностью применять методы проведения прикладных научных исследований, анализа и обработки их результатов (ПК-34);
способностью обобщать и формулировать выводы по теме исследования, готовить отчеты, публикации по результатам выполненных исследований (ПК-35); в области педагогической деятельности:
способностью проектировать, реализовывать, контролировать и оценивать результаты учебно-воспитательного процесса по юридическим дисциплинам в общеобразовательных учреждениях, образовательных учреждениях начального профессионального, среднего профессионального, высшего профессионального и дополнительного образования (ПК-36);
способностью осуществлять правовое информирование и воспитание (ПК-37). Различаются следующие основные уровни освоения компетенций:
минимальный, свидетельствующий о понимании значения профессиональных проблем в области изучения дисциплины «Право и история художественной культуры», их содержания, готовности участвовать в их разрешении под квалифицированным руководством;
базовый, добавляющий к минимальному уровню способность самостоятельно анализировать содержание и использовать существующие способы решения типичных проблем в области изучения дисциплины «Право и история художественной культуры»;
продвинутый, добавляющий к базовому способность самостоятельно выявлять, анализировать и разрешать нестандартные проблемы в области изучения дисциплины «Право и история художественной культуры» во всех областях деятельности, проявлять конструктивное творчество.
Код компетенций
| Общие требования компетенций
| Общекультурная компетенция
ОК-2
| способностью понимать и анализировать мировоззренческие, социально и личностно значимые философские проблемы, вопросы ценностно-мотивационной ориентации; значение гуманистических ценностей, свободы и демократии
| Общекультурная компетенция
ОК-3
| способностью уважительно и бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям, толерантно воспринимать социально-культурные различия
| Общекультурная компетенция
ОК-4
| - способностью ориентироваться в политических, социальных и экономических процессах, использовать знания и методы гуманитарных, экономических и социальных наук при решении социальных и профессиональных задач
| Общекультурная компетенция
ОК-5
| способностью понимать социальную значимость своей будущей профессии, цель и смысл государственной службы, выполнять гражданский и служебный долг, профессиональные задачи в соответствии с нормами морали, профессиональной этики и служебного этикета
| Общекультурная компетенция
ОК-6
| способностью проявлять непримиримость к коррупционному поведению, высокий уровень правосознания и правовой культуры
| Общекультурная компетенция
ОК-7
| способностью к толерантному поведению, к социальному и профессиональному взаимодействию с учетом этнокультурных и конфессиональных различий, к работе в коллективе, кооперации с коллегами, к предупреждению и конструктивному разрешению конфликтных ситуаций в процессе профессиональной деятельности
| Общекультурная компетенция
ОК-9
| способностью к логическому мышлению, анализу, систематизации, обобщению, критическому осмыслению информации, постановке исследовательских задач и выбору путей их решения
| Общекультурная компетенция
ОК-11
| способностью анализировать свои возможности, самосовершенствоваться, адаптироваться к меняющимся условиям профессиональной деятельности и изменяющимся социокультурным условиям, приобретать новые знания и умения, повышать свой интеллектуальный и общекультурный уровень, развивать социальные и профессиональные компетенции, изменять вид и характер своей профессиональной деятельности
| Общекультурная компетенция
ОК-12
| способностью к осуществлению педагогической деятельности в сферах публичной и частной жизни
| Общекультурная компетенция
ОК-14
| способностью осуществлять письменную и устную коммуникацию на русском языке, логически верно, аргументированно и ясно строить устную и письменную речь, публично представлять результаты исследований, вести полемику и дискуссии
| Общекультурная компетенция
ОК-16
| способностью работать с различными источниками информации, информационными ресурсами и технологиями, применять основные методы, способы и средства получения, хранения, поиска, систематизации, обработки и передачи информации.
| Содержание и способы развития компетенций в аспекте учебной дисциплины
| Качества обучаемого
| Применяемые формы обучения
| Средства и методы
контроля
| Знания:о предмете учебной дисциплины «Право и история художественной культуры»; классификации и анализеюридических фактов как оснований возникновения, изменения и прекращения правоотношений, отраженных в художественных произведениях; концепций правопонимания в творчестве писателей.
| Лекция
Семинар
Самостоятельная работа
| Выступление на семинаре
Доклад
Коллоквиум
| Умения:оперировать юридическими понятиями в процессе анализа правовой материии в художественных произведениях; анализировать юридические факты, порождающие правоотношения, отраженные в художественной литературе.
| Производственная практика
Самостоятельная работа
| Диалоги на семинарах
Подготовка рефератов
Написание статей
| Навыки: владение понятийным аппаратом юриспруденции, методологией работы с источниками всех уровней: произведениями художественной культуры и юридической литературы
| НИРС
Производственная практика
Научно-исследовательская практика
| Защита дипломной работы
Отчеты о поведении практики
Характеристики деканата и ППС
| Характеристики уровней освоения компетенций в аспекте учебной дисциплины
| Уровни
| Содержание
| Формы развития
| Минимальный
| Понимание значения правовых аспектов возникающих профессиональных проблем в сфере изучения дисциплины «Право и история художественной культуры», готовность участвовать в их анализе и разрешении под квалифицированным руководством
| Выступления; доклады, рефераты; участие в обсуждениях на семинаре; выполнение заданий по практике
| Базовый
| Минимальный плюс способность самостоятельно анализировать и разрешать типичные проблемы в сфере изучения дисциплины «Право и история художественной культуры»в рамках профессиональной деятельности
| Подготовка рефератов;
разработка презентаций; НИРС, проявление самостоятельности в ходе практики
| Продвинутый
| Базовый плюс способность самостоятельно выявлять, анализировать и разрешать нестандартные правовые проблемы в сфере изучения дисциплины «Право и история художественной культуры» в рамках профессиональной деятельности.
| Выступления с докладами на конференциях; написание статей;
НИРС; участие в олимпиадах,
конкурсах
|
Код компетенций
| Общие требования компетенций
| Профессиональная компетенция
ПК-1
| Способность участвовать в разработке нормативных-правовых актов в соответствии с профилем своей деятельности
| Профессиональная компетенция
ПК-2
| способностью осуществлять профессиональную деятельность на основе развитого правосознания, правового мышления и правовой культуры
| Профессиональная компетенция
ПК-3
| способностью анализировать правоотношения, являющиеся объектами профессиональной деятельности, юридически правильно квалифицировать факты, события и обстоятельства
| Профессиональная компетенция
ПК-5
| способностью принимать решения и совершать юридические действия в точном соответствии с законом
| Профессиональная компетенция
ПК-8
| способностью квалифицированно толковать нормативные правовые акты
| Профессиональная компетенция
ПК-11
| способностью уважать честь и достоинство личности, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина, не допускать и пресекать любые проявления произвола, принимать необходимые меры к восстановлению нарушенных прав
| Профессиональная компетенция
ПК-19
| способностью осуществлять профилактику, предупреждение преступлений и иных правонарушений на основе использования закономерностей преступности, преступного поведения и методов их предупреждения, выявлять и устранять причины и условия, способствующие совершению правонарушений
| Профессиональная компетенция
ПК-30
| способностью организовать работу малого коллектива исполнителей, планировать и организовывать служебную деятельность исполнителей, осуществлять контроль и учет ее результатов
| Профессиональная компетенция
ПК-31
| способностью выявлять и содействовать пресечению коррупционных проявлений в служебном коллективе
| Профессиональная компетенция
ПК-33
| способностью анализировать правоприменительную и правоохранительную практику, научную информацию, отечественный и зарубежный опыт по тематике исследования
| Профессиональная компетенция
ПК-34
| способностью применять методы проведения прикладных научных исследований, анализа и обработки их результатов
| Профессиональная компетенция
ПК-35
| способностью обобщать и формулировать выводы по теме исследования, готовить отчеты, публикации по результатам выполненных исследований
| Профессиональная компетенция
ПК-36
| способностью проектировать, реализовывать, контролировать и оценивать результаты учебно-воспитательного процесса по юридическим дисциплинам в общеобразовательных учреждениях, образовательных учреждениях начального профессионального, среднего профессионального, высшего профессионального и дополнительного образования
| Профессиональная компетенция
ПК-37
| способностью осуществлять правовое информирование и воспитание
| Содержание и способы развития компетенций в аспекте учебной дисциплины
| Качества обучаемого
| Применяемые формы обучения
| Средства и методы
контроля
| Знания:характеристики и особенности правовых проблем, затрагиваемых в сфере изучения учебной дисциплины «Право и история художественной культуры»; изучение правовых взглядов авторов художественных произведений
| Лекция
Семинар
Самостоятельная работа
| Выступление на семинаре
Доклад
Коллоквиум
| Уменияанализировать, толковать и правильно применять нормы права; выявлять коллизионные нормы; свободно ориентироваться в дискуссионных вопросах; определять степень доказательности и обоснованности различных положений научных трудов
| Производственная практика
Самостоятельная работа
| Диалоги на семинарах
Подготовка рефератов
Написание статей
| Навыки: составления нормативных правовых актов, регулирующих вопросы различных отраслей права; составления заявлений и др. документов, необходимых для защиты прав участников различных правоотношений
| НИРС
Производственная практика
Научно-исследовательская практика
| Защита дипломной работы
Отчеты о поведении практики
Характеристики деканата и ППС
| Характеристики уровней освоения компетенции в аспекте учебной дисциплины
| Уровни
| Содержание
| Формы развития
| Минимальный
| Понимание значения правовых аспектов возникающих профессиональных проблем в сфере изучения учебной дисциплины «Право и история художественной культуры», готовность участвовать в их анализе и разрешении под квалифицированным руководством
| Выступления; доклады, рефераты; участие в обсуждениях на семинаре; выполнение заданий по практике
| Базовый
| Минимальный плюс способность самостоятельно анализировать и разрешать типичные правовые проблемы в сфере изучения учебной дисциплины «Право и история художественной культуры»
| Подготовка рефератов;
разработка презентаций; НИРС, проявление самостоятельности в ходе практики
| Продвинутый
| Базовый плюс способность самостоятельно выявлять, анализировать и разрешать нестандартные правовые проблемы в сфере изучения учебной дисциплины «Право и история художественной культуры»в рамках профессиональной деятельности.
| Выступления с докладами на конференциях; написание статей;
НИРС; участие в олимпиадах, конкурсах
|
Раздел 3. Структура и содержание дисциплины Распределение трудоемкости дисциплины по видам работ
по семестрам
Вид учебной работы
| Трудоемкость
| зач.
ед.
| час.
| по
семестрам
| 1
| 2
| Общая трудоемкость дисциплины по учебному плану
| 2
| 72
|
| 72
| Аудиторные занятия
|
| 36
|
| 36
| Лекции (Л)
|
| 14
|
| 14
| Практические занятия (ПЗ)
|
|
|
|
| Семинары (С)
|
| 22
|
| 22
| Лабораторные работы (ЛР)
|
|
|
|
| Самостоятельная работа (СРС)
|
| 36
|
| 36
| в том числе:
|
|
|
|
| курсовая работа (проект)
|
|
|
|
| контрольные работы (по учебному плану)
|
|
|
|
| Экзамен
|
|
|
|
| Зачет
|
| 9
|
| 9
|
|