Концепции современного естествознания





Скачать 342.21 Kb.
НазваниеКонцепции современного естествознания
страница1/8
Дата публикации25.08.2013
Размер342.21 Kb.
ТипПояснительная записка
100-bal.ru > Право > Пояснительная записка
  1   2   3   4   5   6   7   8


Министерство труда и социального

развития Российской Федерации

Московский государственный социальный

университет (Брянский филиал)
Кафедра общеобразовательных

и гуманитарных дисциплин

А.А. Чубур




КОНЦЕПЦИИ СОВРЕМЕННОГО

ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ



Учебно-методические материалы
Специальности:

021100 «Юриспруденция»,

350500 «Социальная работа и администрирование»,

060500 «Бухгалтерский учет, анализ и аудит».


Брянск 2002
ББК 20 я73

Ч-81

Чубур Артур Артурович кандидат исторических наук

Концепции современного естествознания.

Учебно-методические материалы.

Брянск, издательский комплекс БФ МГСУ, 2002. – 20 с.
Для студентов и преподавателей дневного и заочного отделений БФ МГСУ, а также студентов-гуманитариев и преподавателей Брянских ВУЗов.

Настоящие учебно-методические материалы одобрены, утверждены и рекомендованы к изданию на заседании кафедры общеобразовательных и гуманитарных дисциплин Брянского филиала Московского государственного социального университета 1.09.2002. (Протокол № 1).

© Издательский комплекс БФ МГСУ. 2002

© А. А. Чубур. 2002.

Пояснительная записка

Программа составлена в соответствии с государственными образовательными стандартами высшего профессионального образования по соответствующим направлениям. На изучение дисциплины отводится от 16 до 42 часов лекционных занятий в течение 1 семестра, а также семинары (на дневном отделении) и выполнение контрольных работ (на заочном отделении).

Эта общеобразовательная дисциплина предназначена для подготовки специалистов по гуманитарным направлениям. Ее назначение – содействовать получению широкого базового высшего образования, способствующего дальнейшему развитию личности. Изучение «Концепций современного естествознания» преследует цели ознакомления студентов с неотъемлемым компонентом единой культуры – естествознанием, и формирования целостного взгляда на окружающий мир. Тенденция к гармоничному синтезу двух традиционно противостоящих компонентов культуры созвучна потребности современного общества в целостном мировоззрении. Идея курса заключается в передаче гуманитариям элементов естественнонаучной грамотности, представлений об основополагающих концепциях различных естественных наук, складывающихся в единую картину мира. Основное содержание дисциплины – целостное описание природы и человека как части природы на основе научных достижений, концепций и парадигм, в историческом контексте.

Это междисциплинарное динамичное описание основных явлений и законов природы и научных открытий, которые послужили началом революционных изменений в технологиях, мировоззрении, общественном сознании. Методология курса состоит в рассмотрении сначала места естествознания в научной картине мира, затем – истории естествознания, формирования современных естественнонаучных концепций, а после этого – структуры мира: от основополагающих концепций пространства-времени к его иерархическим и организационным эволюционирующим уровням материального мира: микромир и мегамир, макромир, жизнь, человек как биопсихосоциальное существо, взаимодействие биосферы и цивилизации и разум во Вселенной.

Практическая цель дисциплины – воспитание естественнонаучной культуры мышления и грамотного отношения к природе и живым существам (бытовой экологической культуры).
Специалист должен знать:

  • специфику гуманитарного и естественнонаучного компонентов культуры, ее связи с особенностями мышления, природы отчуждения и необходимости их воссоединения на основе целостного взгляда на окружающий мир.

  • задачи и возможности рационального естественнонаучного метода.

  • сущность фундаментальных законов природы, определяющих облик современного естествознания, к которым сводится множество частных закономерностей физики, химии и биологии.

  • представления о физической картине мира как основе целостности и многообразия природы.

  • сущность жизни, принципов основных жизненных процессов, организации и эволюции биосферы.

  • возможные сценарии развития человечества в связи с кризисными явлениями в биосфере, роль естественнонаучного знания в решении социальных проблем и сохранении жизни на Земле.

  • о революциях в естествознании и смене научных парадигм как ключевых этапах развития естествознания.

  • представления о принципах эволюционизма и синергетики.

  • роль исторических и социокультурных факторов в процессе развития естествознания и техники, в процессе диалога науки и общества.

  • о корпускулярной и континуальной традициях описания природы.

  • о физиологических основах психики, социального поведения.


ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ЕН.Ф.03

Концепции современного естествознания.

Естественнонаучная и гуманитарная культуры; научный метод; история естествознания; панорама современного естествознания; тенденции развития; корпускулярная и континуальная концепции описания природы; порядок и беспорядок в природе; хаос; структурные уровни организации материи; микро- макро- и мегамиры; пространство, время; принципы относительности; принципы симметрии; законы сохранения; взаимодействие; близкодействие, дальнодействие; состояние; принципы суперпозиции, неопределенности, дополнительности; динамические и статистические закономерности в природе; законы сохранения энергии в макроскопических процессах; принцип возрастания энтропии; химические процессы, реакционная способность веществ; внутреннее строение и история геологического развития земли; современные концепции развития геосферных оболочек; литосфера как абиотическая основа жизни; экологические функции литосферы: ресурсная, геодинамическая, геофизико-геохимическая; географическая оболочка Земли; особенности биологического уровня организации материи; принципы эволюции, воспроизводства и развития живых систем; многообразие живых организмов - основа организации и устойчивости биосферы; генетика и эволюция; человек: физиология, здоровья, эмоции, творчество, работоспособность; биоэтика, человек, биосфера и космические циклы: ноосфера, необратимость времени, самоорганизация в живой и неживой природе; принципы универсального эволюционизма; пути к единой культуре.

189



Программа дисциплины

"Концепции современного естествознания"

(заочное отделение)
  1   2   3   4   5   6   7   8

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Концепции современного естествознания iconАннотация к рабочей программе учебной дисциплины «Концепции современного естествознания»
Дисциплина «Концепции современного естествознания» входит в цикл Математических и естественнонаучных дисциплин (Б. 2)
Концепции современного естествознания iconМетодическая разработка по дисциплине «Концепции современного естествознания»
Дисциплина «Концепции современного естествознания», согласно государственному образовательному стандарту, является обязательной для...
Концепции современного естествознания iconРабочая программа дисциплины концепции современного естествознания...
Рабочая программа учебной дисциплины «Концепции современного естествознания» подготовлена Голигузовым Д. В., к ф н., доцентом кафедры...
Концепции современного естествознания iconКонцепции Современного Естествознания Преподаватель Рыжиков В. Н....
Учебник: Биболетова М. З., Бабушис Е. Е., Снежко Н. Д. EnjoyEnglish» Учебник для 10 класса общеобразовательных учреждений, Обнинск:...
Концепции современного естествознания iconС. П. Филин Концепции современного естествознания: конспект лекций
Конспект лекций соответствует требованиям Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования РФ и...
Концепции современного естествознания iconУчебно-методический комплекс на модульной основе дисциплины «концепции...
Целью курса «Концепции современного естествознания» является обеспечение фундаментальности и целостности высшего образования, что,...
Концепции современного естествознания iconПрограмма дисциплины «Концепции современного естествознания»
Программа дисциплины «Концепции современного естествознания» разработана доцентом кафедры прикладной и медицинской физики, к ф м...
Концепции современного естествознания iconМетодические рекомендации к самостоятельной работе студентов по дисциплине...
Содержание внеаудиторной самостоятельной работы студентов по дисциплине «концепции современного естествознания» включает в себя различные...
Концепции современного естествознания iconМетодические рекомендации к самостоятельной работе студентов по дисциплине...
Содержание внеаудиторной самостоятельной работы студентов по дисциплине «концепции современного естествознания» включает в себя различные...
Концепции современного естествознания iconУчебно-методический комплекс по дисциплине Концепции современного...
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Концепции современного естествознания» составлен в соответствии с требованиями Государственного...
Концепции современного естествознания iconКонцепции Современного Естествознания методические рекомендации
Главное в такой работе – показать владение концептуальным аппаратом современного естествознания, умение видеть широкие взаимосвязи...
Концепции современного естествознания iconРабочая программа составлена в соответствии с требованиями гос впо...
Дубов В. П. Концепции современного естествознания. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов специальности 032001....
Концепции современного естествознания iconПояснительная записка требования гос к уровню знаний, умений и навыков,...
Т. В. Сазанова. Концепции современного естествознания: Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов озо специальности...
Концепции современного естествознания icon«Концепции современного естествознания»
Учебное пособие обсуждено на заседании кафедры статистики, эконометрики и естествознания 24. 06. 11, протокол №11
Концепции современного естествознания iconПрограмма дисциплины Концепции современного естествознания  для...
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки бакалавра...
Концепции современного естествознания iconМетодическая разработка по дисциплине «Концепции современного естествознания»
Методические рекомендации для выполнения индивидуальной работы №1 – реферата на тему «Актуальные проблемы естествознания» 34


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск