Модель персонологии в парадигме «жизни» Е. Б. Старовойтенко Мир психологии. №2010. 1, 2 п л





Скачать 318.75 Kb.
НазваниеМодель персонологии в парадигме «жизни» Е. Б. Старовойтенко Мир психологии. №2010. 1, 2 п л
страница1/2
Дата публикации08.07.2013
Размер318.75 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Психология > Документы
  1   2




МОДЕЛЬ ПЕРСОНОЛОГИИ В ПАРАДИГМЕ «ЖИЗНИ» *

Е.Б. Старовойтенко

Мир психологии. № 1. 2010. 1, 2 п.л.


В обширном тематическом диапазоне современных психологических исследований проблема личности занимает одно из ведущих мест. Во многом это обусловлено актуальной гуманистической и практической направленностью психологии, решающей разнообразные задачи поддержки конкретного человека в его жизни, наполненной возможностями, противоречиями, моментами выбора, рисками и открытиями. Человек, взятый в индивидуальном соотношении со своей жизнью, в индивидуальном жизненном пути, жизненном восхождении и испытаниях получает содержательное определение «личность» и рассматривается с позиций разнообразных теорий личности. При этом традиционные концептуальные модели личности служат, главным образом, результатами и способами изощренной аналитики, проводимой в частных парадигмах: глубинной, феноменологической, транзактной, экзистенциальной, субъектной и т. д. Другой перспективный путь к личности, осуществляемый на основе синтеза различных ценных идей и подходов, заметно отстает в развитии.

Областью психологического поиска, направленного на интеграцию знаний о личности и методов ее изучения, может выступить новая персонология, развивающая многомерный и целостный взгляд на личностное начало человека, продолжающая лучшие традиции его понимания в отечественной психологии. В контексте персонологии могут решаться задачи, во-первых, систематизации идей и определений личности, содержащихся в разнообразных сферах познания: философии, культурологии, социальных науках, мифологии, искусстве, биологических и психологических науках.
_______________________________

* Индивидуальный исследовательский проект № 09 – 01 – 0008 выполнен при поддержке ГУ – ВШЭ.
Во-вторых, объединения авторитетных теорий личности. В-третьих, синтеза теоретической и практической психология личности. В-четвертых, создания консультативных и психотерапевтических моделей, сочетающих разные клиентские практики, В-пятых, разработки системы критериев экспертной оценки теоретических, коррекционных и развивающих подходов к личности. Одной из приоритетных задач персонологии можно считать развитие интегральных парадигм, которые способны связать воедино множество «рассеянных» исследовательских данных и частных моделей личности. К этим парадигмам можно отнести ряд глобальных измерений в познании личности, например, духовное, культурное, жизненное, телесное.

Полагаем, что персонология в качестве перспективной науки должна иметь сложную, иерархическую структуру, включающую на своем первом уровне базовые категории и положения о личности, обобщенные в «метатеорию личности». На втором уровне – соотнесенные между собой и объединенные теории личности, релевантные характеру современной человеческой жизни. На третьем уровне - исследовательские, консультативные, диагностические, психотерапевтические модели личности, ориентированные на решение реальных проблем ее индивидуальной жизни. На четвертом уровне - модели консультативного и психотерапевтического взаимодействия, основанные на общепсихологическом знании, теории деятельности, теории социального взаимодействия, теории отношений, теории диалога и т. д. На пятом уровне – совокупность хорошо соотносящихся друг с другом консультативных и психотерапевтических практик. Все перечисленные уровни должны быть связаны по принципам релевантности, последовательной конкретизации, содержательного и операционального преломления.

В своем понимании личности персонология исходит из множественных определений, отражающих, в частности, европейский культурогенез идеи «личного» в ее постепенном обогащении значениями, смыслами и познавательными акцентами (9). Примерную динамику и преемственность имплицитных и эксплицированных идей о личности, содержащихся в разнообразных культурных источниках (художественных, рефлексивных, научных) можно представить следующим образом.

Личность - наружность, индивидуальное тело, таящее непознаваемую, неизъяснимую душу, занимающее определенное место в пространстве и времени, доступное разнообразным изменениям, сокрытию личинами, превращениям в маски. Личность – выдающийся человек, обладающий властью, вознесенный на вершину социальной иерархии, наиболее полно выражающий дух общности. Личность – исполнение человеком заданных обществом функций, предписанных действий, социальных ролей, принятие и следование коллективным представлениям, занятие предопределенного места в общественной иерархии, служение и слияние с другими. Личность – принадлежность человека к различным категориям людей, объединенных общими свойствами конституции, психики, поведения, социального положения, достижений, общественного признания, то есть, воплощение человеческих типов. Личность – внутренняя сущность человека, его непостигаемая душа, таинственный гений, невыразимая и недоступная индивидуальность, заявляющая о себе в творчестве и великих творениях. Личность – сознательное «Я» человека, соединяющее его глубинную душу с Духом как средоточием универсальных идей и идеалов, восходящее к высшим уровням бытия. Личность – человек рациональный и деятельный, активно познающий и преобразующий бытие, субъект, способный к самополаганию, создающий себя в отношениях с другими, перспективно ориентированный и «предстоящий» себе, творческий и продуктивный. Личность – отношения человека к миру и другим людям, внутреннее воплощение и обобщение отношений других «Я» к его «Я», которое развивается как коллективный субъект, содружество субъектов, «мы». Личность – конкретный, единственный, индивидуальный человек, проживающий неповторимую жизнь, обладающий уникальным телом и психической организацией, совершающий собственный жизненный путь, лично относящийся ко всему происходящему, обретающий аутентичность в самопознании.

Для персонологии принципиален поиск такого интегрального определения личности, которое соответствует многомерному взгляду на человека, отвечающему разносторонности его включения в современную жизнь, разнообразию его сложившихся в культурной и личной истории потенциалов, реальности активного вовлечения многих его способностей в индивидуальное бытие. Например, личность может быть определена в качестве индивидуального человека, проживающего глубинную, осознанную и деятельную жизнь, обладающего устойчивым духовно - телесно – психически – практическим единством, развивающегося в ценностных отношениях к миру природы, культуры, общества, другого человека, занимающего единственное место среди людей, соотносящего собственное «Я» с другими «Я», живущего в смысловом и деятельном диалоге с множеством других и открывающего в нем свою индивидуальность.

Такое понимание личности, с одной стороны, обращено к «вершинным», предельным, онтологическим свойствам личности, С другой стороны, оно основывается на допущении, что наряду с «возможным человеком», существует реальный человек, характеризующийся собственным вариантом развития, личным контуром жизненных противоречий, индивидуальным диапазоном осуществления отношений к жизни, персональной мерой самореализации в предлагаемых жизнью условиях.

Существующие определения и модели личности, ставящие ее в связи и соотношения с жизнью, отражают те тенденции в персонологии, которые позволяют говорить об особом направлении ее развития – персонологии в парадигме жизни. В ее область могут быть включены исследования школы С.Л. Рубинштейна, посвященные личности как субъекту жизненного пути, исследования, проводимые в русле персонального экзистенциального анализа, ряд исследований из области аналитической, индивидуальной, феноменологической и рефлексивной психологии личности. Ключевыми моментами в персонологическом понимании жизни могут стать: придание «жизни» не только биологического, но также бытийного и психологического значении; усмотрение в «жизни» необходимого толчка, движущей силы и контекста личностного становления; поиск соотношения надличного, внеличного, индивидуально-личностного уровней жизни; понимание личности в качестве «Я», инициирующего события, изменения и обновление жизни. Отметим, что в данной работе делается акцент на развивающее участие и влияние личности на собственную жизнь, и жизнь других людей.

При разработке персонологии жизни важно учитывать ее богатейшие предпосылки, заключенные в философии жизни, онтологии, учениях о бессознательном, философском персонализме, экзистенциализме. Так персонологически ценными являются следующие философско-психологические определения жизни, которые подчеркивают особенности ее человеческой, индивидуальной формы.

А. Бергсон: мы погружены в океан жизни и чувствуем, что наше существо сформировалось в этом океане как бы путем «локального затвердения»; мы не представляем собой самого жизненного потока, а являемся потоком, отягченным материей. Жизнь – это творческая эволюция; жизненный порыв состоит по существу в потребности творить, то есть, внести в жизнь наибольшую сумму неопределенности и свободы. Жизнь относится к порядку психологическому, а психическое охватывает нераздельную множественность взаимопроникающих элементов жизни. Мое сознание утверждает, что каждое из моих состояний жизни (ощущения, чувства, мысли) включает все другие, и я являюсь и множественным единством, и единой множественностью. (3)

М.М. Бахтин: жизнь – это последовательность живых событий отношений и наша борьба с собой за свободу относиться. «Я» являюсь субъектом активности видения, слушания, осязания, мышления, чувствования; я как бы выхожу из себя в своих отношениях и направлен вперед – на себя, на мир, на объект; речь идет не о гносеологической, а о жизненной корреляции меня – единственного субъекта и всего остального мира. Основными событиями жизни являются вживание, вчувствование, самопереживание, сопереживание, самосознание, самоопределение в терминах будущего, самовыражение. (2)

С.Л. Рубинштейн: человек должен быть взят внутри бытия, жизни, как в нее проникающий, ее охватывающий, встающий над ней и превосходящий ее. Жизнь могуча, бесконечно разнообразна и чревата всем добрым и злым, и у человека, в конечном счете, есть одно дело в жизни: самому вносить в нее, сколько можно, красоты и добра. Личная жизнь – самое богатое, самое конкретное, включающее в себя как единичное многообразие, так и иерархию все более абстрактных отношений. Исходным условием моего существования является существование личностей, обладающих сознанием. Все «Я» равны в жизненном процессе и я, как сознательное существо, являюсь, наряду с другими, субъектом жизни. (7)

М.К. Мамардашвили: жизнь – это путь человека к себе через разрешение противоречий и достижение единства и неразделимости бытия, это усилие во времени, упорядочивание сознанием происходящего, возможность иной жизни, опыт личного участия, понимания, усовершенствования жизни. Жить, значит временить, длить, не завершать, предстоять, обладать перспективой. Подлинным даром жизни является способность человека переживать и сознавать полноту присутствия, способность расшифровки жизни и создания текста жизненного пути. У человека нет «царского пути», нужно его собственное движение в мире путем риска, путем отклонений, путем раскрытия в себе «совершенного человека». (4)

Важными предпосылками развития персонологии в парадигме жизни являются также философско-психологические идеи о различных связях «личность – жизнь». Речь идет, в частности, об «отрицании личностью жизни», «развитии личностью жизни», «личностной динамике сознательно – бессознательной жизни», «отношениях личности к жизни» (9). В самом общем виде эти связи могут быть охарактеризованы следующим образом.

«Отрицание личностью жизни» (А. Шопенгауэр, Ф. Ницше, О. Шпенглер, ранний З. Фрейд). С данной точки зрения, жизнь пробуждается в человеке порывом или стремительным влечением к ней, несет с собой мощный заряд психической энергии и иррациональные устремления к подлинному, то есть отвечающему реальности, существованию. В спонтанной жизненной динамике оживляется духовный потенциал индивида: формируются сознательное мышление, воображение, переживание, то есть процессы духа, состоящие из идеальных актов. Выделение духовной деятельности, то есть, «личности», из естественного потока жизни вызывает раздвоение индивидуального бытия. Сознательная активность духа создает труднопроходимую границу между «поверхностным», разумным, культурным, нормативным в индивиде и его «глубинным», первичным, инстинктивным. В жизнь вмешивается «принцип дереализации», когда сознание замещает непосредственные впечатления абстрактными, идеальными конструктами, а стремящиеся к высвобождению естественные влечения подавляет и вытесняет. Жизнь обессиливается духом, личностное начало противостоит безличному, иррациональному, бессознательному. Человек утрачивает способность к непосредственной связи с увлекающей, полной образного творчества и чувственных удовольствий жизнью. Поэтому личность обращается к оборотной стороне человеческого бытия, где совершается непрерывное старение, увядание, умирание. «Ничто», небытие могут приобретать в сознании большую ценность и реальность, чем жизнь; смерть становится влекущей, соблазнительной манией. Преодолению личностной коллизии, состоящей в отрицания жизни, могут служить высвобождение бессознательных созидательных влечений и сил, сублимация энергии жизни в духовной деятельности, дерационализация, то есть разоблачение интеллекта мифом, поэзией, и искусством, благородная аскеза, творческое самоосуществление личности.

«Развитие личностью жизни» (Э. Гуссерль, С. Кьеркегор, М. Хайдеггер, М. Шелер, Э. Мунье, К. Ясперс, Н.А. Бердяев). Здесь человек определяется в качестве «места мирового процесса», где жизнь начинается бессознательным всплеском активности всеобщей души, заряженной коллективными праобразами, праидеями, прасимволами бытия, а затем переходит в персональную силу беспрерывного и неустанного утверждения индивидом своего существования и отрицания смерти. Процесс жизни, развернувшись, активизирует заключенное в индивиде духовное начало, которое исходно представляет собой «чистую потенцию» и лишено собственной силы. Взаимопроникновение в человеке вначале слепого к индивидуальности жизненного порыва и бессильного духа ведет к возникновению феномена идеации, или «животворения духа», и встречного «одухотворения жизни», означающих персонализацию и индивидуализацию человеческого бытия. Однако в этом соединении не может быть достигнута полная гармония. Существует коренное противоречие жизни и духа, которое может находить только частичное индивидуальное разрешение. Находясь в общечеловеческом духовно – жизненном процессе, индивид не сливается, а встает над ним. В его внутреннем мире образуется цельное «субъективное средоточие» бытия, которое индивид посредством сознания отделяет от текущей жизни и мира. В самосознании индивид отождествляет себя с этим центром субъективности или «личностью», начинает существовать для себя в качестве «я». Я – личность познает мир и себя, погружаясь в текущую жизнь, разлагая ее на моменты осознания, выделяя, запоминая и обобщая среди них субъективно значимые, продвигаясь в поисках единого, жизненного Смысла. Жизнь, в ее освоении и проживании личностью, поднимается на духовно – рефлексивный уровень. Индивидуальное «я» возвышается на уровень трансцендентного «Я», открывающего в жизни основания бессмертия.

«Личностная динамика сознательно - бессознательной жизни» (идеи психоанализа З.Фрейда, индивидуальной и аналитической психологии; глубинно – психологическая тематика литературы). В русле этого понимания подчеркивается жизненная производность личности и ограниченность ее влияний на жизненный процесс. Ведущей темой изучения предстает жизнь, протекающая скрыто, бессознательно, самопроизвольно, с фрагментарным высвечиванием и контролем со стороны сознания. У Шопенгауэра, Гартмана, Бахофена «бессознательное» отождествляется с всеобщим, жизненным потоком, несущим в себе неизмеримый мифологический, мистический, религиозный опыт поколений и вовлекающим в себя все множество живущих. З. Фрейд, А.Адлер, К. Г. Юнг в своих учениях о бессознательном смещают познавательные акценты с жизни вообще на жизнь индивидуального человека. Исследуется динамика конкретной психической жизни, раздвоение психики на сознательную и внесознательную, взаимосвязь личного и коллективного бессознательного, функциональная структура личности (я, оно, сверх - я), типы личности. С точки зрения З. Фрейда, индивид, постоянно оказывающийся на глубинном уровне проживания, подверженный воздействиям инстинктов, «комплексов», защит, замещения и вытеснения, тем не менее, обладает способностью усиливать и распространять сознательный контроль над своей текущей жизнью. «Сверх -я» и «я» оберегают индивида от изоляции в обществе, обеспечивая руководство его жизнью со стороны социальных норм, ценностей, идеалов и вбирая позитивный индивидуальный опыт общения с другими людьми. Но иногда они ослабляют контроль над влечениями, и тогда возникает необходимость усиления охранительной способности сознания, построения его творческих отношений с бессознательным, повышения у индивида социального интереса. Функцией объединения, коррекции и координации сознания и бессознательного выступает «личность», развивающаяся в индивидуальном жизненном процессе как его интегрирующее внутреннее условие. Согласно юнгианской трактовке, в сплошном и одновременно дифференцированном процессе индивидуальной жизни личностное функционирование осуществляется по определенным «типам». Они конституируются: ведущей психической установкой: мыслительной, эмоциональной, интуитивной, сенсорной; преобладающей направленностью психической жизни на объекты или субъекта; интенсивностью регуляции жизни со стороны сознания и бессознательного; специфическими конфликтами психической системы. Личность служит поддержанию единства жизни на основе согласования влечений с условиями реальности; образованию «Я» в качестве единого источника сознательной деятельности; достижению «индивидуации» путем превращения потенциала коллективного бессознательного в гармоничное целое индивидуальности.

«Отношения личности к жизни» (М. Бубер, С.Л. Франк, Ж. – П. Сартр, С.Л. Рубинштейн, М.М. Бахтин, М.К. Мамардашвили). Глубокое психологическое обоснование данной связи дано С.Л. Рубинштейном (8). Его теория охватывает и обобщает различные способы и уровни соотношения индивидуальной личности с жизнью, включая высший, идеальный уровень. Личность рассматривается в качестве обладающей жизнью, развивающей жизнь, проживающей и «исполняющей» жизнь, разрешающей противоречия жизни, встающей над жизнью, обновляющей и превосходящей свою жизнь. Многомерная активность личности по выделению себя из мира, взаимодействию с собственной жизнью и соотнесению себя с миром осмысливается и обосновывается Рубинштейном в категории «жизненные отношения».

В своем подходе к личности он соединяет психологию и онтологию, акцентируя темы присутствия других в бытии человека, общественной обусловленности его внешнего и внутреннего существования, обретения человеком «Я» в диалогах с другими «Я». «Личность» понимается как единичный случай совокупности людей, как отдельное «Я», для которого другие выступают необходимым условием его собственной жизни и которое существует для себя только в своем бытии для других. Личность воплощает «коллективного субъекта», «содружество субъектов», множество «Я», совокупное «Мы». Самоопределяясь среди других, она встает в осознанные «отношения» к тому, что наполняет ее мир, разделенный с другими. Ее отношения к миру и жизни реализуются актами сознания, самосознания, рефлексии, деятельности, самодеятельности и непрерывно возобновляют связь «Я - Другое». «Другим» для личности может выступать любой объект ее внешней или внутренней активности: вещи, люди, человек, свойства, состояния, процессы. В ходе взаимодействия и взаимного проникновения ее «Я» и объектов активности, данная связь эволюционирует во все более сложные отношения «Я (Другое) – Другое (Я)» и «Я (Другое в Я) – Я (Я в Другом)». Индивидуальная жизнь обусловливается все нарастающей силой «Я», обобщающего свои множественные взаимодействия и позиции. Благодаря самообобщению, личность приобретает свойство «субъекта» и в каждый момент здесь - и - сейчас осуществляет неповторимое отношение к жизни, исходя из своего единого «Я». На уровне полноты онто - психологического развития, в отношениях выражены и взаимосвязаны следующие аспекты: духовный (на какие идеалы, высшие ценности направлено отношение?); психический (какими психическими процессами и состояниями оно реализуется?); сознательный (с какой активностью «Я» оно осуществляется?); деятельный (что производит оно в мире?); результативный (что оно изменяет в мире?); межличностный (что оно значит для других людей?); рефлексивный (что узнает о себе личность, находясь в отношении?). Отношения переходят, сменяют, сливаются, продолжают друг друга, образуя поступательный процесс жизни личности и обеспечивая его непрерывное субъектное опосредование. Жизнь субъекта, протекающая в отношениях, ориентирована на личное воссоздание бытийных человеческих ценностей: истины, красоты, добра, любви, творчества, самопознания. Всегда в любом ценностном отношении прямо или косвенно присутствует другой человек как источник, участник, идеал, конечный адресат активности «личности относящейся». В динамике жизненных отношений могут возникать проблемные моменты, когда наличная ситуация выявляет разные свойства и состояния «Я», требует одновременной реализации многих отношений, когда личность деятельно вовлекается в жизнь во всей полноте своих способностей, обнаруживает ее противоречия и новые возможности, открывает внутренние источники ее обновления и овладевает новыми способами жизни. Здесь, благодаря отношениям, личность преодолевает сложившиеся жизненные границы, разрешает жизненные коллизии, преобразует жизненную ситуацию, исполняясь в качестве «автора» своей жизни.

Очевидно, что в индивидуальном существовании могут возникать, длиться, сменяться различные связи личности с жизнью. При этом поступательный жизненный процесс обеспечивается динамикой тех положений и позиций личности, в которых она, присутствуя «внутри» жизни, спонтанно и направленно координирует ее сознательное и бессознательное течение, встает в рефлексивное и интуитивное отношение к ней и в своей духовной сущности развивает внутреннюю и внешнюю жизнь.

В богатстве философско-психологических подходов к жизни можно обнаружить сходные темы, касающиеся определенных форм проживания жизни, специфически сочетающих указанные положения и позиции личности. Реконструкция этих форм проживания, демонстрирующая их взаимные пересечения, перетекания, единство и, в целом, линию «жизнеутверждения», может выглядеть следующим образом.
  1   2

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Модель персонологии в парадигме «жизни» Е. Б. Старовойтенко Мир психологии. №2010. 1, 2 п л iconВ. А. Петровский, Е. Б. Старовойтенко наука личности: четыре проекта общей персонологии
Редакция журнала просит авторов при подготовке статей к публикации руководствоваться изложенными ниже правилами и образцом оформления...
Модель персонологии в парадигме «жизни» Е. Б. Старовойтенко Мир психологии. №2010. 1, 2 п л iconБалл Г. А., Мединцев В. А. Личность как модус культуры и как интегративное...
...
Модель персонологии в парадигме «жизни» Е. Б. Старовойтенко Мир психологии. №2010. 1, 2 п л iconБелгородская Международная Модель ООН совет Безопасности 2010 Белгородская...
И все это нуждается в правильном управлении. Так 65 лет назад страны-победители не могли предполагать и появление новых финансовых,...
Модель персонологии в парадигме «жизни» Е. Б. Старовойтенко Мир психологии. №2010. 1, 2 п л iconКафедра психологии развития 2010 – 2013 гг
Реорганизация факультета: новый декан фпп – преподаватель кафедры; выделение кафедры психологии образования из кафедры психологии...
Модель персонологии в парадигме «жизни» Е. Б. Старовойтенко Мир психологии. №2010. 1, 2 п л iconРайонная научно-практическая конференция учащихся «В мир поиска, в мир творчества, в мир науки»
Цель работы: изучение образа жизни синиц и создание безопасных условий для обитания и увеличения числа птиц
Модель персонологии в парадигме «жизни» Е. Б. Старовойтенко Мир психологии. №2010. 1, 2 п л iconТема Содержание работы
Определение психологии как науки. Этапы становления психологии как науки. Предмет и задачи психологии. Отрасли психологии. Взаимосвязь...
Модель персонологии в парадигме «жизни» Е. Б. Старовойтенко Мир психологии. №2010. 1, 2 п л iconЯ дрегля Нина студентка s-13 прочитала 150 страниц из книги «Семейная...
Ют сегодня виды консультативной психологической помощи семье чрезвычайно разнообразны. В соответствии с ориентированностьюи характером...
Модель персонологии в парадигме «жизни» Е. Б. Старовойтенко Мир психологии. №2010. 1, 2 п л iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Психология как наука. Предмет, функции и задачи различных отраслей психологии (психологии человека, психологии развития, педагогической...
Модель персонологии в парадигме «жизни» Е. Б. Старовойтенко Мир психологии. №2010. 1, 2 п л iconМетодические указания для обучающихся по освоению дисциплины 29 материально-техническая база 31
Целью «Общей психологии» является ввести будущего специалиста в мир психологии как область знания и социальной практики и познакомить...
Модель персонологии в парадигме «жизни» Е. Б. Старовойтенко Мир психологии. №2010. 1, 2 п л iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Формирование понятий: описательная информационная модель, формализованная модель, компьютерная модель, компьютерный эксперимент,...
Модель персонологии в парадигме «жизни» Е. Б. Старовойтенко Мир психологии. №2010. 1, 2 п л iconСтаровойтенко Е. Б
Приложение 4 к форме Предложение по срокам (Календарный план выполнения ниокр)
Модель персонологии в парадигме «жизни» Е. Б. Старовойтенко Мир психологии. №2010. 1, 2 п л iconУстный журнал о здоровом образе жизни 31 января 2012 в реабилитационном...
«Открывая мир книги – открываем мир здоровья»: устный журнал о здоровом образе жизни
Модель персонологии в парадигме «жизни» Е. Б. Старовойтенко Мир психологии. №2010. 1, 2 п л iconМодель оценки альтернатив управления слабоструктурированными динамическими ситуациями 1
Рассмотрена интегрированная нечеткая система поддержки принятия решений в слабоструктурированных динамических ситуациях, включающая...
Модель персонологии в парадигме «жизни» Е. Б. Старовойтенко Мир психологии. №2010. 1, 2 п л iconОбъект, предмет и задачи психологии Исторические этапы развития психологии Методы психологии
Методические указания разработаны кандидатом психологических наук, доцентом кафедры психологии личности Е. В. Прокопьевой
Модель персонологии в парадигме «жизни» Е. Б. Старовойтенко Мир психологии. №2010. 1, 2 п л iconН. В. Голдобиной Школы, как и люди: у каждой своё лицо, свой взгляд...
С первых минут жизни человек попадает в большой и удивительный мир, в котором предстоит разобраться, что-то познать и постичь. Школа...
Модель персонологии в парадигме «жизни» Е. Б. Старовойтенко Мир психологии. №2010. 1, 2 п л iconМоу «Новорогачинская сош» Конспект урока
Ресурсы: учебник «Окружающий мир», модель ракеты, компьютер, проектор, слайды «Далекий


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск