Скачать 42.5 Kb.
|
Формирование творческого мышления учащихся при изучении биологии Формирование творческой личности является актуальной психолого-педагогической и социально-экономической проблемой. Престиж нашей страны и республики зависит от количества и качества творческих личностей и творческой продукции. Основа творческого мышления закладывается в период развития, а в последующем оно совершенствуется в учебной, трудовой или иной деятельности. Можно ли целенаправленно формировать творческое мышление? Задача современной школы – научиться формировать в способности к творческому мышлению, развивать творческие возможности учащихся, а для этого требуется «коренная модернизация методов обучения, развития и обучения». Мышление, как известно, представляет собой неразрывно связанный с речью процесс познавательной деятельности человека, характеризующийся обобщенными и опосредствованным отражением действительности в ходе ее анализа и синтеза. Содержание мышления проявляется через его формы (понятие, суждение и умозаключение) и в функционировании его видов (наглядно-действительного, образного, отвлечённого). Мышление проявляется через его способы (Индукцию и дедукцию). С физиологической точки зрения процесс мышления представляет собой сложную аналитико-синтетическую деятельность коры больших полушарий головного мозга. В осуществлении процессов мышления принимает участие вся кора головного мозга. Речь же, будучи непосредственно связанной с мышлением, позволяет отразить в словах взаимосвязь и взаимообусловленность явлений, потому что слова являются не простыми сигналами единичных предметов, а обобщёнными раздражителями. При принятии решений в ходе мышления образуются определенные функциональные системы, которые обеспечивают разные уровни принятия решения и наличие вызванных для них потенциалов - определенных реакций разных зон коры головного мозга на конкретное внешние событие, которое сопоставили с реальным психологическим процессом переработки информации. За критерии творческого мышления следует принимать известные в психологии пять основных признаков креативности: 1) способность к постановке новых проблем (или «открытость опыту»); 2) способность к широким обобщениям («широта категории»); 3) способность к выработке новых идей («беглость мышления»); 4) способность быстро переходить из одного способа в другой («гибкость» мышления); 5) способность к самостоятельным, необычным, остроумным решениям («оригинальность» мышления). Известно также, что и эвристика – представляет собой науку, изучающую организацию продуктивных процессов мышления, на основе которых осуществляется интенсификация процесса мышления. Педагогическая эвристика помогает ответить на вопрос: как обучать учащихся эвристической деятельности? Она рассматривает принципиальные вопросы организации мыслительной деятельности в процессе обучения, т.е. в процессе освоения тех учебных предметов, которые составляют профессионализм знаний. В настоящее время под эвристикой начинают понимать: 1) специальные методы решения педагогических задач (эвристические методы); 2) организация процесса продуктивного творческого мышления (эвристическая деятельность); 3) науку, изучающую эвристическую деятельность; специальный раздел науки о мышлении; 4) специальный метод обучения или коллективного решения проблем. Можно обобщить: эвристика – наука, изучающая закономерности построения новых действий в новой ситуации. В нашей стране создана и успешно функционирует в системе образования Республике Башкорстан технология творческого развития учащихся. Её автор – заслуженный деятель науки, доктор психологических наук, профессор А.З. Рахимов (автор более 50 книг, монографий, учебных и методологических пособий в сфере психолого-педагогических наук) утверждает, что технология творческого развития учащихся – это такая учебная система, которая гарантирует получение заданного дидактического результата, ведет к психическому развитию личности учащегося и способствует становлению психического и психологического здоровья. Большое внимание в этой технологии уделяется творческому использованию учителем новых приемов мышления в учебной деятельности. Так, например, по биологии предлагается ряд таких приемов. Приёмы мышления по биологии:
Составные действия:
Составные действия:
Составные действия:
Составные действия:
Таким образом, в учебно-воспитательном процессе учитель обязан систематически и целенаправленно формировать у учащихся приёмы мышления, которые приведут к повышению мотивации обучения, качества знаний учащихся и будут способствовать развитию их творческого мышления. Литература:
|
Урока: Практическая Формирование способности анализировать, развитие навыков применения компьютерных технологий при изучении математики, формирование... | Урок 11 Цели: закрепление и проверка знаний и умений учащихся, сформированных при изучении главы XI, формирование навыков решения задач,... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Цель этапа: Формирование пространственного представления и логического мышления учащихся при изучении и формировании математического... | Н. Н. Жевлакова, учитель технологии Благодаря таким урокам мышление детей развивается в разных направлениях, что способствует развитию творческого мышления. Автором... | ||
Формирование представлений учащихся о художественном пространстве... Формирование представлений учащихся о художественном пространстве при изучении современной литературы в 11 классе | Творческие работы учащихся по биологии и химии При изучении школьных предметов большое значение имеет не только качество усвоения учебного материала, но и формирование положительного... | ||
Реализация принципа связи обучения с жизнью при изучении биологии Статья посвящена формированию познавательных универсальных учебных действий при изучении биологии и реализации принципа связи обучения... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Курс биологии 9 класса опирается на знания учащихся, полученные на уроках биологии в 8 классе и при изучении курса «Биология. Человек».... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Курс биологии 8 класса опирается на знания учащихся, полученные на уроках биологии в 7 классе и при изучении курса «Биология. Животные».... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... ... | ||
Селезнева Л. А., методист кафедры дидактики и частных методик ипк... «Формирование творческого мышления учащихся на уроках математики через использование проблемно-поискового метода обучения» | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Курс биологии 7 класса опирается на знания учащихся, полученные на уроках биологии в 6 классе и при изучении курса «Растения. Грибы.... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Курс биологии 6 класса опирается на знания учащихся, полученные на уроках биологии в 5 классе и при изучении курса «Окружающий мир»... | Использование эпиграфов на уроке биологии Максимовой Е. И. к обобщению по теме «Формирование познавательной активности школьников в изучении биологии» | ||
«философия» Целью изучения философии является формирование у студентов интереса к фундаментальным знаниям, формирование самостоятельного, проблемного,... | Отчет о проведении недели иностранного языка 2013-2014 учебный год Целью проведения данного мероприятия было совершенствование речевой компетенции учащихся по всем видам речевой деятельности, практическое... |