Формирование творческого мышления учащихся при изучении биологии





НазваниеФормирование творческого мышления учащихся при изучении биологии
Дата публикации09.07.2013
Размер42.5 Kb.
ТипЗадача
100-bal.ru > Психология > Задача
Формирование творческого мышления учащихся

при изучении биологии
Формирование творческой личности является актуальной психолого-педагогической и социально-экономической проблемой. Престиж нашей страны и республики зависит от количества и качества творческих личностей и творческой продукции. Основа творческого мышления закладывается в период развития, а в последующем оно совершенствуется в учебной, трудовой или иной деятельности.

Можно ли целенаправленно формировать творческое мышление?

Задача современной школы – научиться формировать в способности к творческому мышлению, развивать творческие возможности учащихся, а для этого требуется «коренная модернизация методов обучения, развития и обучения». Мышление, как известно, представляет собой неразрывно связанный с речью процесс познавательной деятельности человека, характеризующийся обобщенными и опосредствованным отражением действительности в ходе ее анализа и синтеза. Содержание мышления проявляется через его формы (понятие, суждение и умозаключение) и в функционировании его видов (наглядно-действительного, образного, отвлечённого). Мышление проявляется через его способы (Индукцию и дедукцию). С физиологической точки зрения процесс мышления представляет собой сложную аналитико-синтетическую деятельность коры больших полушарий головного мозга.

В осуществлении процессов мышления принимает участие вся кора головного мозга. Речь же, будучи непосредственно связанной с мышлением, позволяет отразить в словах взаимосвязь и взаимообусловленность явлений, потому что слова являются не простыми сигналами единичных предметов, а обобщёнными раздражителями. При принятии решений в ходе мышления образуются определенные функциональные системы, которые обеспечивают разные уровни принятия решения и наличие вызванных для них потенциалов - определенных реакций разных зон коры головного мозга на конкретное внешние событие, которое сопоставили с реальным психологическим процессом переработки информации.

За критерии творческого мышления следует принимать известные в психологии пять основных признаков креативности: 1) способность к постановке новых проблем (или «открытость опыту»); 2) способность к широким обобщениям («широта категории»); 3) способность к выработке новых идей («беглость мышления»); 4) способность быстро переходить из одного способа в другой («гибкость» мышления); 5) способность к самостоятельным, необычным, остроумным решениям («оригинальность» мышления). Известно также, что и эвристика – представляет собой науку, изучающую организацию продуктивных процессов мышления, на основе которых осуществляется интенсификация процесса мышления. Педагогическая эвристика помогает ответить на вопрос: как обучать учащихся эвристической деятельности? Она рассматривает принципиальные вопросы организации мыслительной деятельности в процессе обучения, т.е. в процессе освоения тех учебных предметов, которые составляют профессионализм знаний.

В настоящее время под эвристикой начинают понимать:

1) специальные методы решения педагогических задач (эвристические методы); 2) организация процесса продуктивного творческого мышления (эвристическая деятельность); 3) науку, изучающую эвристическую деятельность; специальный раздел науки о мышлении; 4) специальный метод обучения или коллективного решения проблем.

Можно обобщить: эвристика – наука, изучающая закономерности построения новых действий в новой ситуации.

В нашей стране создана и успешно функционирует в системе образования Республике Башкорстан технология творческого развития учащихся. Её автор – заслуженный деятель науки, доктор психологических наук, профессор А.З. Рахимов (автор более 50 книг, монографий, учебных и методологических пособий в сфере психолого-педагогических наук) утверждает, что технология творческого развития учащихся – это такая учебная система, которая гарантирует получение заданного дидактического результата, ведет к психическому развитию личности учащегося и способствует становлению психического и психологического здоровья.

Большое внимание в этой технологии уделяется творческому использованию учителем новых приемов мышления в учебной деятельности.

Так, например, по биологии предлагается ряд таких приемов.

Приёмы мышления по биологии:

  1. Приём анализа понятия «ткань».

Составные действия:

  1. анализировать понятия «группы клеток»;

  2. установить связи между группой клеток и межклеточным веществом;

  3. установить сходства в строении группы клеток и межклеточного вещества;

  4. установить общности происхождения данной группы клеток и межклеточного вещества;

  5. установить общую функцию, выполняемой этой группой клеток и межклеточным веществом.

  1. Прием анализа понятия «рефлекс».

Составные действия:

  1. понятие о реакции организма;

  2. понятие об ответной реакции на раздражение;

  3. понятие об осуществлении ответной реакции через центральную нервную систему.

  1. Приём различия строения скелетов лягушки и кролика.

Составные действия:

  1. найти основные отделы скелета лягушки;

  2. рассмотреть особенности черепа: форму, размеры;

  3. рассмотреть особенности позвоночника;

  4. рассмотреть пояс передних и задних конечностей.

  1. Приём определения нейрогуморальных нарушений.

Составные действия:

  1. определить железу;

  2. определить какой гормон выделяет железо;

  3. выяснить, как действует этот гормон на организм;

  4. выяснить, к каким изменениям в организме приводят нарушения функций.

  5. выяснить, как предупредить болезнь.

Таким образом, в учебно-воспитательном процессе учитель обязан систематически и целенаправленно формировать у учащихся приёмы мышления, которые приведут к повышению мотивации обучения, качества знаний учащихся и будут способствовать развитию их творческого мышления.
Литература:

  1. Крысько В.Г. Психология и педагогика; Курс лекций / В.Г. Крысько – 3-е изд.- М: Омега-Л, 2005г.

  2. Рахимов А.З. Приёмы мышления в обучении. Методическое пособие. – Уфа, БГПУ, 2009.- с.208 – 2008г.

  3. Рубинштейн С.Л. Основы психологии. – М, 1932.- с.40-46.

  4. Эшби Росса. Конструкция мозга.- М., 1962.- с.21-27.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Формирование творческого мышления учащихся при изучении биологии iconУрока: Практическая
Формирование способности анализировать, развитие навыков применения компьютерных технологий при изучении математики, формирование...
Формирование творческого мышления учащихся при изучении биологии iconУрок 11
Цели: закрепление и проверка знаний и умений учащихся, сформированных при изучении главы XI, формирование навыков решения задач,...
Формирование творческого мышления учащихся при изучении биологии iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель этапа: Формирование пространственного представления и логического мышления учащихся при изучении и формировании математического...
Формирование творческого мышления учащихся при изучении биологии iconН. Н. Жевлакова, учитель технологии
Благодаря таким урокам мышление детей развивается в разных направлениях, что способствует развитию творческого мышления. Автором...
Формирование творческого мышления учащихся при изучении биологии iconФормирование представлений учащихся о художественном пространстве...
Формирование представлений учащихся о художественном пространстве при изучении современной литературы в 11 классе
Формирование творческого мышления учащихся при изучении биологии iconТворческие работы учащихся по биологии и химии
При изучении школьных предметов большое значение имеет не только качество усвоения учебного материала, но и формирование положительного...
Формирование творческого мышления учащихся при изучении биологии iconРеализация принципа связи обучения с жизнью при изучении биологии
Статья посвящена формированию познавательных универсальных учебных действий при изучении биологии и реализации принципа связи обучения...
Формирование творческого мышления учащихся при изучении биологии iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Курс биологии 9 класса опирается на знания учащихся, полученные на уроках биологии в 8 классе и при изучении курса «Биология. Человек»....
Формирование творческого мышления учащихся при изучении биологии iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Курс биологии 8 класса опирается на знания учащихся, полученные на уроках биологии в 7 классе и при изучении курса «Биология. Животные»....
Формирование творческого мышления учащихся при изучении биологии iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
...
Формирование творческого мышления учащихся при изучении биологии iconСелезнева Л. А., методист кафедры дидактики и частных методик ипк...
«Формирование творческого мышления учащихся на уроках математики через использование проблемно-поискового метода обучения»
Формирование творческого мышления учащихся при изучении биологии iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Курс биологии 7 класса опирается на знания учащихся, полученные на уроках биологии в 6 классе и при изучении курса «Растения. Грибы....
Формирование творческого мышления учащихся при изучении биологии iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Курс биологии 6 класса опирается на знания учащихся, полученные на уроках биологии в 5 классе и при изучении курса «Окружающий мир»...
Формирование творческого мышления учащихся при изучении биологии iconИспользование эпиграфов на уроке биологии
Максимовой Е. И. к обобщению по теме «Формирование познавательной активности школьников в изучении биологии»
Формирование творческого мышления учащихся при изучении биологии icon«философия»
Целью изучения философии является формирование у студентов интереса к фундаментальным знаниям, формирование самостоятельного, проблемного,...
Формирование творческого мышления учащихся при изучении биологии iconОтчет о проведении недели иностранного языка 2013-2014 учебный год
Целью проведения данного мероприятия было совершенствование речевой компетенции учащихся по всем видам речевой деятельности, практическое...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск