Обучаем ребенка саморегуляции





НазваниеОбучаем ребенка саморегуляции
страница1/6
Дата публикации12.09.2014
Размер0.87 Mb.
ТипПрограмма
100-bal.ru > Психология > Программа
  1   2   3   4   5   6

Институт повышения квалификации работников образования. НИИ педиатрии и репродукции человека НЦМЭ ВСНЦ СО РАМН.

Белозерцева И.Н.

ОБУЧАЕМ РЕБЕНКА САМОРЕГУЛЯЦИИ (учебная программа по курсу "Учись учиться" для 1-х - 4-х классов общеобразовательной школы). - Иркутск: Сервико, 2001. - 60 с.

Рецензент - доцент кафедры экспериментальной и прикладной психологии ИГУ, к. психол. н. В.И. Нодельман.

Настоящая программа посвящена методике обучения школьников способам саморегуляции в учебном процессе, приемам самодиагностики и коррекции своих функциональных состояний и стилей работы с информацией.

Рекомендуется учителям, психологам, студентам педагогических вузов.

ББК 74.200.54.2.

Д43

Все права защищены. Материалы данной программы могут быть воспроизведены в печатной, аудио- или видеоформе только с письменного согласия автора.
2



ОТ РЕЦЕНЗЕНТА

Актуальность проблемы обучения ребенка саморегуляции связана с поиском вариантов здоровьесберегающих технологий обучения детей в современной массовой школе. Автор убедительно доказывает важность обращения к концептуальной модели обучения ребенка способам рациональной работы с информацией и регуляции собственной психической деятельности.

Методология системы занятий базируется на междисциплинарном медико-физиологическом и психолого-педагогическом подходе. Особого внимания заслуживает не только развивающая направленность таких занятий, но и их коррекционные возможности.

Предлагаемые занятия направлены на подготовку детей к освоению учебных навыков путем совершенствования своих возможностей в видении, слушании, осязании, чувствовании, понимании, осознанном использовании каналов восприятия, моторных возможностей путем освоения приемов саморегуляции на уровне тела, пространства, времени. Особого внимания заслуживает раздел "Развитие основ произвольной психической регуляции" в связи с его направленностью на выработку у детей способов управления своим эмоциональным состоянием, что, несомненно, будет способствовать снижению у них учебной тревожности.

Программа является оригинальным проектом автора, имеет

несомненную научно - методическую ценность и может быть рекомендована к

к широкому внедрению в школьную практику.

Рецензент

доцент кафедры прикладной и экспериментальной психологии Иркутского государственного университета В. И. Нодельман

"...Учить с детства, как пользоваться своим

собственным мозгом, прививать навыки управления

своим состоянием, самочувствием, мышлением. ...

учить использованию внутреннего резерва психики,

взаимосогласованной работе сознания и подсознания..."

X. Линдеман.

ПРОБЛЕМА САМОРЕГУЛЯЦИИ РЕБЕНКА.

Настоящая программа представляет собой результат осмысления теоретического и практического опыта по проблеме обучения ребенка навыкам саморегуляции и рациональной работы с информацией на уроках развития, проводимых автором на протяжении ряда лет на базе начальной и средней школы.

По данным литературы процесс усвоения знаний школьниками в
современном отечественном образовании имеет неоправданно высокую
физиологическую «цену» и сопровождается повышением риска
психогений и соматизаций /работы Д.Н. Исаева, Ю.М. Губачева и
Е.М. Стабровского, В.Д. Тополянского и М.В. Струковской, Е.Н. Дзятковской и др./.

Выделяются специфические информационные болезни, вызванные количественными и качественными особенностями информации.

К количественным относится так называемая информационная «триада» (дефицит или избыток времени для обработки информации, ее большой или очень малый объем и высокая ответственность за качество работы)/М.М.Хананашвили. 1987/.

К качественным особенностям информации, приводящим к возникновению информационных болезней относят ее несоответствие организации тех психических структур, которые отвечают за ее переработку. Низкая устойчивость к информационному стрессу российских школьников связана с неоптимальным исходным уровнем их здоровья, большим числом детей с отставанием физического и психического развития. Можно считать аксиомой, что в силу сложившихся обстоятельств, проблема успешного обучения неразрывно связана с состоянием здоровья учащихся. Это, в свою очередь, диктует необходимость пересмотра содержания форм и методов школьного образования с позиции поиска резервов, которые позволили бы на фоне высокого качества образования максимально снизить его физиологическую «цену».

Колоссальные резервы здоровьесохраняющего образования кроются

4

в провозглашенном А. Дистервегом еще в прошлом веке принципе самодеятельности, саморегуляции личности ребенка. Концептуальная модель процесса осознанной саморегуляции базируется на представлении о том, что оптимальность его механизмов является основой физического, соматического, психического и духовного здоровья.

Направленная коррекция этих механизмов через обучение ребенка способам саморегуляции позволит предупреждать психические перегрузки, легко преодолевать трудности, успешно адаптироваться в информационной, техногенной, социальной и природной среде, явится фактором эмоциональной психогигиены, сделает более динамичной и концентрированной волю, повысит психическую активность, сохранит здоровье. Более того, активное вовлечение ребенка в процесс собственного «образования» позволит максимально раскрыть и развить его субъектные и личностные качества, активизировать деятельностные начала, его индивидуально своеобразный творческий потенциал.

Концепция «Здоровье через образование» может быть реализована посредством непрерывного (на протяжении школьных лет) обучения ребенка способам саморегуляции и рациональной работы с информацией с учетом состояния своего здоровья.

Необходимым условием реализации этой концепции является
специально организованное гомеостатированное учебное пространство и
программа, реализация которой позволит обучить ребенка сознательным
способам отреагирования эмоционального, статического,

информационного стресса, усвоить способы продуктивного умственного труда с учетом индивидуального стиля регуляции, преодолеть стереотипы восприятия, расширить границы сознания.

НОВИЗНА ПРОГРАММЫ.

Анализ многочисленных традиционных учебных программ по разным предметам показал, что ни одна из них не предусматривает специального обучения ребенка способам саморегуляции в учебном информационном пространстве в связи с индивидуальными особенностями состояния его здоровья, психического развития, наличием психонейросоматических патологий.

Среди имеющегося положительного педагогического опыта в решении обозначенной проблемы можно назвать авторские курсы формальной логики для начальной школы М.Б. Дьяковой, «Основы экологического дизайна» Д.К. Дзятковского и Ё.Н. Дзятковской, «Естествознание» для 1-5-х классов Е.Н. Букваревой, А.В. Чудиновой, Е.В. Чудиновой, курс ОБЖ, рекомендованный МО РФ в 1997г., курс «Математика. Психология. Интеллект» под редакцией М.А. Гельфман и некоторые другие.

Новизна представленной программы заключается в том, что. ребенок превращается в активный субъект собственного оздоровления через сознательное регулирование вокруг себя параметров информационной среды и собственной психической деятельности.

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОЛОЖЕНИЯ ПРОГРАММЫ:

Общую концептуальную основу программы составляют идеи

- психосоматической медицины, заложенные И. П. Павловым,
И.М.Сеченовым, Г.А.Захарьиным, М.Я. Мудровым, П.Б.Ганнушкиным,
З.Фрейдом, Х.Г. Ходосом, школой Л.С. Выготского - А.Н. Леонтьева -

Б.В. Зейгарник;

- великих гуманистов прошлого и современности (К. Роджерса,
Я.А.Коменского, Ж.Ж.Руссо, И.Г. Песталоцци) о заложенном изначально в
каждом ребенке стремлении к развитию, самоактуализации;

- ребенок - центрированной педагогики (Е.Н. Дзятковской).
Проблема психической саморегуляции является одной из наиболее

глобальных и фундаментальных проблем общей психологии. Не исследованию посвящено большое количество работ как у нас а стране, так и за рубежом. Вопросы непроизвольной регуляции нервно-психической активности ребенка с помощью модуляции цвето-свето-формо-звуковой среды поднимают в своих работах Н.А. Фудина и др. /1996/, Г.А.Березина /1977/, Н.Н.Данилова и Ю.В. Фуколова /1996/, Г. Фрилинг и К.Ауэр /1973/ и др.

Стилевые особенности саморегуляции деятельности

рассматриваются в работах О.А. Конопкина и В.И. Моросановой /1989/. Особенности произвольной регуляции деятельности в школьном возрасте освещены в работе Н.О.Сипачевой /1993/. Н.В.Круглов раскрывает особенности саморегуляции учебной деятельности в подростковом возрасте /1994/, проблеме эмоциональной саморегуляции ребенка с биообратной связью посвящены фундаментальные исследования К. Изарда, 1980/, Е.И.Поповой и др. /1996/, Н.Ф. Суворова и В.Ф.Михеева /1986/.

Много публикаций посвящено изучению рациональных способов работы с информацией. Наиболее известные из них - исследования Ю.М. Протусевич /1985/, А.И. Киколова /1985/, Н.Е. Вачерикова /1988/, "З.Г.Булич /1989/, А.Г.Хрипковой / 1490/. Учет этологических факторов в понимании адаптивной направленности личностной саморегуляции ребенка можно найти в трудах В.П. Самохвалова /1995/, роль этнокультурно детерминированных архетипов поведения - в исследованиях А.В. Сухарева /1992-1998/.

Проблемы информационно-психологической безопасности в связи с нервно-психическим здоровьем ребенка поднимаются в многочисленных публикациях журналов «Безопасность», «Гуманизация образования».

6

«Основы безопасности жизнедеятельности», «Школа здоровья» и др.

Связь механизмов регуляции (в т.ч. сознательной) организма/личности с ресурсами здоровья представлена в работах Е.Н. Дзятковской/1998/.

ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ДАННОЙ ПРОГРАММЫ

1. Принцип самодеятельности, саморегуляции ребенка, когда он,
основываясь на данных самоисследования, осознанно выстраивает
оптимальные модели своей деятельности и взаимодействия в учебном
информационном пространстве.

2. Принцип единства диагностики (самодиагностики), профилактики
и реабилитации (сак единой динамической системы взаимосвязанных
действий, направленных на выявление индивидуальных особенностей
регуляторной системы, сглаживания, устранения слабых сторон регуляции,
усиления стресс-лимитирующих механизмов, оптимизацию
взаимодействий в системе «ребенок - информационная среда».

3. Принцип системности, предполагающий повышение системной
интеграции механизмов регуляции через одновременное параллельное
воздействие на телесно-физиологические, эмоциональные, познавательно-
интеллектуальные и духовно-нравственные составляющие.

  1. Принцип расширения поля разнообразия: обучение ребенка работе
    в условиях свободного выбора форм, средств, способов и темпа работы с
    информацией.

  2. Принцип природосообразности информационной учебной среды,
    предполагающий отсутствие жестких границ предмета, динамичный
    характер учебного пространства, поли модальность и мультисенсорность
    среды, использование природных материалов, форм, композиций,
    колорита, природный ритмов.

  3. Принцип регуляции противоречий индивид - биосоциальная среда,
    внутреннее - внешнее, биологическое - социальное, предполагающий
    регуляцию потоков информации в системе УВП - ребенок в соответствии с
    •экологическими особенностями формирования когнитивной сферы
    ребенка, специфическими условиями его семейного воспитания, наличием
    признаков маргинальности, этнокультурной диссоциации. При этом
    моделируются цветовая, звуковая, запаховая, композиционная среда УВП,
    его пространственная организация, содержание учебного материала, его
    структура и методы преподавания.

Уроки развития проводятся один раз в неделю. Основным принципом организации уроков, наряду с общедидактическими, является коррекционно - развивающая направленность, предусматривающая

использование специальных психологических технологий и методов, базирующихся на таких направлениях современной психологии, как клиническая детская психология, нейропсихология детского возраста, методы соматотерапии, сенсомоторной коррекции, а также использование отдельных технологий и приемов логопедической и дефектологической работы с целью обеспечения интегративного развития способностей учащихся, формирования у них умения самостоятельно оперировать информацией, коррекция познавательной деятельности, развитие высших психических функций детей: восприятия, слухового и зрительного внимания, различных видов памяти и ее процессов, воображения, творческого и логического мышления.

ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ: обучение ребенка сознательной саморегуляции и рациональной работе с информацией для сбережения его здоровья и оптимизации процессов развития.

ЗАДАЧИ:

1. формирование у детей системы знаний об основных
закономерностях взаимодействия организма со средой, путях сохранения
здоровья через саморегуляцию своей деятельности;

2. научение способам исследования индивидуальных особенностей
саморегуляции, когнитивная осведомленность детей;

3. формирование навыков управления психоэмоциональным
состоянием, когнитивной деятельностью, психосоциальными
взаимодействиями;

4. научение индивидуальным рациональным способам восприятия,
кодирования, обработки, преобразования и воспроизведения информации.

СРЕДСТВА ДОСТИЖЕНИЯ ЦЕЛИ:

междисциплинарный, интегрированный подход, полимодальная, мультисенсорная система обучения, разные виды творческой деятельности с использованием всевозможных доступных природных и искусственных материалов, аудио- и видео- сопровождение, дизайн - организация учебного пространства и др..

ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ УРОКОВ:

Урок - встреча, урок - презентация, урок - визит(ка), урок - игра, урок -лаборатория, урок - студия, урок - театр, урок - путешествие, урок -выбор, урок - погружение, урок - исследование, урок - рефлексия, урок -тренинг, урок интеллектуальных предпочтений, комбинированный урок, урок "открытых дверей, душ и сердец".

8

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

ЦЕЛЬ: обучение детей основам саморегуляции для облегчения процессов их школьной адаптации и профилактики деприваций, дидактогений и дидактоскалогений.

СТРУКТУРА ПРОГРАММЫ. Программа состоит их трех основных, усложняющихся от первого к третьему классу разделов, общей целью которых является формирование произвольной регуляции ребенка на уровне тела, пространства, времени:

  1. Развитие школьно значимых психофизиологических функций.

  2. Развитие основ произвольной психической регуляции.

  3. Развитие основ регуляции познавательной деятельностью.

РАЗДЕЛ 1. Развитие школьно-значимых психофизиологических функций.

Цель. Обучение ребенка основам психофизиологических знаний, умений и навыков саморегуляции.

Задачи: Определение перцептивного профиля, психомоторной асимметрии. Интеграция деятельности правого и левого полушарий мозга. Совершенствование работы анализаторов. Координация анализаторных систем, движения, восприятия тела, пространства и времени. Развитие артикуляционного аппарата и фонематического восприятия.

Содержание уроков для первого - четвертого классов структурированы таким образом, чтобы педагог мог видеть одновременно все четыре уровня одной нумерации (1-4 кл.) для получения более полного представления о том, что предполагал и вкладывал автор в эти занятия, одинаковые по сути, но разные по содержанию и уровню сложности. Это позволит не только сориентироваться в целостном видении данной темы, но и активизирует собственный творческий потенциал педагога, усилит его поисковую активность, потребность вместе с детьми овладевать навыками саморегуляции, сохраняя свое и их здоровье в учебном процессе. В помощь учителю подготовлены методические рекомендации по проведению курса "Обучаем ребенка саморегуляции". Даны в качестве примера некоторые методы работы с детьми. Предложен опросник "Саморегуляции", позволяющий не только оценить уровень саморегуляции деятельности детей, но и выстроить на основе полученных данных индивидуальную коррекционно-развивающую программу работы. Приводится обширный список литературы, обращение к которой существенно облегчит выполнение поставленных программой целей и задач. Желающие смогут пройти курсы повышения квалификации на кафедре "Охраны здоровья и эколого-психологической безопасности"

ИПКРО в форме "Мастер-класса" по проблеме данного курса.

Содержание уроков:

1. Урок - встреча "Знакомый незнакомец". Профилактика коммуникативных затруднений и психоэмоционального напряжения в новой для детей социальной роли "ученик, ученица". Оптимизация процесса адаптации. Научение способам самоисследования. Предоставление возможности увидеть себя и других с позиций ценности всех и каждого. Каждый из нас- это отдельный, неповторимый, уникальный мир - непостижимая вселенная, terra incognita - клад молчаливых загадок, узоров "Я". Определяем свой "ландшафт души" и "душевный климат", "линию характера". Слушаем музыку и колорит имен, отчеств, фамилий. Разрабатываем свой и общий паспорт "ладошка -паспорту". Рисуем свои корни, ствол, ветви. Чувствуем единение с другими. Обсуждаем выражение "Свой среди своих" и определяем необходимые и достаточные условия для комфортного совместного бытия. Создаем общий "душевный климат" через ощущения, чувства, образы, мыслеформы.

1. Урок - исследование "Автопортрет". Оптимизация процесса адаптации. Само-исследование. самоидентификация через «Автопортрет» в рисунке, звуке, пластике, модели, олицетворении себя с явлением природы, природным объектом. Научаемся способам исследования индивидуальных особенностей. Сравниваем себя с другими. Обнаруживаем сходное и различное. Обсуждаем выражения "Широкая душа", "Большое сердце", "Золотые руки", "Поющее настроение". Решаем, что лучше - вместе или врозь. От чего это может зависеть. Что необходимо соблюдать, чтобы всем было комфортно душевно, и физически.

1. Урок - презентация "Ваш выход, маэстро!" Обсуждаем содержание
главных элементов самоорганизации личности: самопознания,
саморазвития, самовоспитания, самообучения. По каждому из
составляющих приводим личные примеры (по желанию). Представляем
"кладовую" своих возможностей. Осмысливаем возможный и
необходимый потенциал своего роста (потребностно-мотивационного,
эмоционального, интеллектуального, волевого, социально-

коммуникативного и т.д.). Пытаемся понять, что имел в виду автор, написавший: "Именуют богатством блага те, что во вне. Настоящее благо существует во мне" (Тагор). Проводим самопрезентацию навыков саморегуляции.

I. Урок - визит(ка) "Я вчера, сегодня, завтра". Живое, чувствующее, знакомое - незнакомое, странное, спонтанное, изменяющееся "Я". Па ленте времени - прошлое, настоящее, будущее. Вчера - это История, завтра - но Тайна, а сегодня - это ДАР! "Классный" альбом. Эхо прошлою и эскизы

10

будущего. Само-проектирование. Само-программирование. Рассказ о себе - освобождение от комплексов. Вера в себя. Понимать и предвидеть себя. Уметь пользоваться своими внутренними резервами. Знать свое прошлое и настоящее, чтобы строить будущее.

2. Урок - исследование "Мир по имени "Я". Профилактика и коррекция теменных симптомов, позно-статического напряжения, возможных нарушений процесса половой идентификации, тактильно-кинестетической депривации. Уровень пространства собственного тела: привлекаем внимание детей к своему телу, различным его частям. Фиксируем внимание на ощущениях. "Слушаем" себя на уровне полного мышечного расслабления или напряжения. Знакомимся со схемой тела, его границами. Рассматриваем кисть руки как орган речи: проводим пальчиковый игротренинг, развиваем мелкую моторику, тренируем тонкие движения пальцев рук. Осваиваем широкий спектр упражнений, игр для развития пальчиков. Знакомимся с "мудрыми мудрами" (сложенными определенным образом пальчиками рук): мудра "Знания" (снимает тревожность, эмоциональное напряжение, улучшает мышление, активизирует память, концентрирует потенциальные возможности). Пишем "прописи" на ладошках, спинах, пространстве вокруг себя. Запоминаем упражнения самопомощи для красивого письма. Рукоплещем на здоровье! Отрабатываем моторно-графические навыки: музыка письма, графика письма и физическая культура. Соотносим уровень развития мелкой моторики с качеством письма. Координируем работу системы "глаз - рука - разум". Осваиваем игровые комплексы самомассажа и массажа. Слушаем "Сонату для двух фортепиано ре - мажор" Моцарта, улучшающую пространственный интеллект. Осуществляем профилактику тактильной депривации через тактильный контакт, телесную активность. Формируя культуру тела, осуществляем профилактику аграваций (самоповреждений) в широком смысле - "Не навреди ни словом, ни делом, ни даже мыслью!"

2. Урок - лаборатория "Сквозь призму телесного "Я". Профилактика и коррекция теменных и лобных синдромов, возможных нарушений процесса половой идентификации, тактильно-кинестетической депривации. Изучаем уровень пространства собственного тела и пространство вокруг собственного тела. Изучаем схему тела, геометрию тела, топографию тела. Обсуждаем понятия "границы" и "открытости" тела. Формируем метрические и координатные представления (выше всего..., ниже всего..., выше, чем..., ниже, чем...; вверху, внизу; над, под, между; справа, правее, слева, левее; впереди, сзади и т.д.). Познаем себя через движение: сенсомоторный интеллект, "свободное движение". Синкретика (слитность) движения, слова (звука), пения (музыки), как единое пространство познания. Моторное кодирование: поза, движение,

мимика, облик. Язык тела, язык жестов. Пантомима. Пять минут для пользы тела - упражнения для самоконтроля здоровья. Знакомимся с "мудрыми мудрами" (сложенными определенным образом пальчиками рук): мудра "Жизни" (Активизирует работоспособность, дает бодрость и выносливость, улучшает остроту зрения, лечит болезни глаз, улучшает

общее состояние).

2. Урок - тренинг "В гармонии с собой, пространством и временем". Профилактика и коррекция нейропсихологических синдромов и аффективной (эмоционально - волевой) сферы. Корректируем трудности понимания сложных грамматических конструкций, в том числе инвертированных, пассивных, пространственно - временных и квазипространственных (пространство языка). Формируем проекционные, квазипространственные представления: от метрических и координатных представлений к проекционным и квазипространственным. Поуровневая регуляция: 1 - пространство собственного тела, 2 - пространство вокруг собственного тела, 3 - пространство языка (квазипространство), 4 -

пространство времени.

Воспринимаем тело как устойчивую совокупность тактильных, кинестетических, зрительных, слуховых, вестибулярных и органолептических ощущений. Определяем моторную ловкость. Осваиваем 12 лечащих узлов - развиваем ловкость и пластичность пальцев рук, координацию в системе "глаз - рука - разум". Развиваем тонкую моторику: "Ловкие, умелые, умные и смелые". Многогранное пластическое проявление индивидуальности. Знакомимся с "мудрыми мудрами" (сложенными определенным образом пальчиками рук): мудра "Устойчивость" (улучшает координацию движений, повышает эмоциональную стабильность). Слушаем "Сонату для двух фортепиано ре -мажор" Моцарта, улучшающую пространственный интеллект.

2. Урок - тренинг "Простые истины". Профилактика и коррекция теменных и лобных симптомов, процесса половой идентификации, тактильно-кинестетической депривации. Закрепляем ранее усвоенные знания, умения и навыки саморегуляции на уровне тела и пространства. "Слушаем" себя. Фиксируем внимание на ощущениях. Демонстрируем (по желанию) устойчивую совокупность тактильных, кинестетических, зрительных, слуховых, вестибулярных и органолептических ощущений. Обсуждаем понятия "границы" и "открытости" тела. Исследуем чувство приверженности к своей территории. Изучаем зональные пространства собственного тела. Запоминаем, что размеры личной пространственной территории делятся на 4 зоны: 1. Интимная зона - от 15 до 46 см.; 2. Личная зона - от 46 до 120 см.; 3. Социальная зона - от 1,2 до 3,6 м.; 4. Общественная зона - более 3,6 м. Осуществляем профилактику тактильной депривации через тактильный контакт, телесную активность. Потеряем


11

12

13

мудру "Знания" (снимает тревожность, эмоциональное напряжение, улучшает мышление, активизирует память, концентрирует потенциальные возможности), мудру "Жизни" (активизирует работоспособность, дает бодрость и выносливость), мудру "Устойчивость" (улучшает координацию движений, повышает эмоциональную стабильность).

3. Урок - студия: "Я слышу слова звук прелестный, я вижу слова цвет

чудесный". Профилактика и коррекция теменных, височных и затылочных

синдромов. Профилактика нарушений эмоционально - волевой сферы.

Профилактика коммуникативных затруднений. Звуковой массаж.

Совершенствование работы анализаторов. Координация анализаторных

систем, движения, восприятия тела. Понятие синестезий. Развитие

артикуляционного аппарата и фонематического восприятия. "Веселая

обезьянка" помогает совершенствовать движения губ, языка, нижней

челюсти. "Сопелки, шумелки, шуршалки, шепталки, жужжалки.." -

улучшаем слуховое восприятие. Динамические "заставки" - выполняем

фонематическую зарядку. Идем в гости к слову: осмысливаем характер

слов, "пробуем на вкус", ощущаем "запах", "чувствуем" их силу, слышим

мелодию слов. "Вдох - выдох" - психофизиологическая единица словесной

и музыкальной речи. Обсуждаем смысл выражений "слово не воробей...",

"слово - оружие". В "рисуночном" письме отражаем характер

предложенных и предпочитаемых слов. "Магические" слова и

саморегуляция: с помощью трансформации формы, размера, характера

линий, цвета, расположения в пространстве и относительно друг друга

"нейтрализуем" неприятные, вызывающие тревожность, "страшные",

психотравмирующие слова и словосочетания. "Расцвечиваем" депрессию.

3. Интегрированный урок в спортивном зале "Ловкие, умелые, умные и смелые". Координация анализаторных систем, движения, восприятия тела, пространства и времени. Развиваем пространственную координацию, умение работать со схемами и планами, умение решать задачи на движение. Согласовываем свои действия, упорядочиваем движения. Корректируем оптико-пространственные ошибки. Далеко, близко, высоко, низко. Переносим контроль за выполнением извне (со стороны взрослого) непосредственно на контроль за собственными действиями самим ребенком (интериоризация навыка). Совершенствуем моторную ловкость. Осваиваем приемы саморегуляции на уровне тела и пространства. Знакомимся с "мудрыми мудрами" (сложенными определенным обратом пальчиками рук): мудра "Черепаха" (снимает утомление, активизирует психофизическую активность, улучшает деятельность сердечно-сосудистой системы).

3. Урок-тренинг "Контролируя тело - контролируем разум". Психофизиологическая скоординированность (дискоординированность). Пространство степеней свободы: интимность, автономность. Законы

взаимовлияния и взаимодействия на "общей" территории. Что

предпринять, чтобы "не выходить" из себя. Камертон гармонии: изучить

тело, выслушать душу, "настроить" разум. Для бодрости души и тела

возьмемся дружно мы за дело - осваиваем навыки саморегуляции

психических процессов посредством системы телесных упражнений.

Учимся влиять на телесные ощущения посредством психической

регуляции. Власть слова над телом. Знакомимся с "мудрыми мудрами"

(сложенными определенным образом пальчиками рук): мудра "Окно

мудрости" (активизирует умственную деятельность, способствует

развитию мышления). Знакомимся с музыкой, снижающей психическое и

физическое напряжение, повышающей подвижность психических

процессов, координацию психики и тела.

3. Урок - студия "Удача против поражения". Посредством метода экспрессивных искусств (движения, рисования, живописи, скульптуры, музыки, творческого письма, вокализации, импровизации) способствуем раскрытию внутреннего мира ребенка, оптимизируем процессы его самооздоровления. Через интегративную саморегуляцию - тренинг "Контролируя тело - контролируем разум" развиваем уверенность в себе и чувство собственного достоинства для достижения личного и общего

успеха.

4. Урок-знакомство "Среди важных персон". Разумный глаз -глазастый разум. Глаза - зеркало души. Всмотримся в себя, всмотримся в другого. Взгляд на себя со стороны. Наблюдать, смотреть и видеть для того, чтобы чувствовать и понимать. Работа в режиме зрительных горизонтов. Обсуждаем смысл выражений "ушки на макушке", "Думающие кончики". Запоминаем активные точки для самопомощи в случае утомления от неоптимальной звуковой среды. Определяем уровень фрустрации в отношении выражений "Я не могу и не хочу кого-то или что-то слышать". Разрабатываем программы самопомощи по ослаблению и нейтрализации психотравмирующих факторов. Осваиваем рацион питания, улучшающий уровень слуха. Осваиваем аурикулярную регуляцию -систему массажа/самомассажа ушной раковины и околоушного пространства. Регулируем умение слушать и слышать, чтобы чувствовать и понимать. Слушаем всем телом. Исследуем возможности осязания - "я во всем и все во мне". Знакомимся с "мудрыми мудрами" (сложенными определенным образом пальчиками рук): мудра "Неба" (улучшает слух, помогает при различных заболеваниях внутреннего уха).

4. Урок - тренинг "Разумный глаз - глазастый разум". Профилактика затылочных синдромов. Развиваем визуальный канал восприятия. Обсуждаем смысл выражений "[-лаза на кончиках пальцев", "глаза па затылке". Профилактируем утомление глаз. Осваиваем набор необходимых для этого упражнений. Запоминаем активные точки для самопомощи и

14

15

случае утомления глаз. Осваиваем систему питания, необходимую для здорового зрения. Используем энергию звука и цвета вместо лекарств. Определяем уровень фрустрации в отношении выражений "Я не могу и не хочу кого-то или что-то видеть". Разрабатываем программы самопомощи по ослаблению и нейтрализации психотравмирующих факторов. Выбираем предпочитаемые формы, линии, расположенность в пространстве и направление как средство регуляции своего и общего психического настроения/состояния. Под новым углом зрения: видел, вижу, хочу видеть или игра - "В зрительном царстве, в зрительном государстве". Знакомимся с "мудрыми мудрами" (сложенными определенным образом пальчиками рук): мудра "Космоса" (восстанавливает силы, повышает сопротивляемость неблагоприятным факторам, улучшает обменные процессы).

4. Урок - исследование "Маленькие тайны больших возможностей". Обсуждаем выражение "Глаз телесный и глаз духовный, или око души". Осваиваем систему питания, необходимую для здоровья глаз. Используем энергию света и цвета вместо лекарств. Определяем персонально-предпочитаемый цветовой выбор. Создаем личное и общее цветовое пятно, композицию. Учимся смотреть, учимся внимать, учимся впитывать. Неподвижно - подвижный мир. Мир рук и глаз, мир прикосновений. Знакомимся с "мудрыми мудрами" (сложенными определенным образом пальчиками рук): мудра "Земли" (улучшает объективное самочувствие, повышает доверие к себе, к собственным возможностям). Слушаем музыку, активизирующую психическую активность. Осваиваем забытое искусство слушать. Умение слушать и что это нам дает. Влияние эмоций на способность слушать. Важно ли слышать то, что словами не высказано. Как заставить слуховое восприятие работать на себя. Вслушаться в себя, вслушаться в другого. Услышать себя со стороны. Услышать тишину. Под новым углом слушания: слышал, слышу, хочу слышать или игра - "В слушательном царстве, в слушательном государстве".

  1. Урок - тренинг "Умницы и умники". Определяем перцептивную
    формулу. Закрепляем ранее усвоенные знания, умения и навыки
    саморегуляции, оптимизирующие работу анализаторной системы.
    Запоминаем основные правила, позволяющие совершенствовать работу
    анализаторов. Координируем анализаторные системы. Осваиваем
    упражнения (синестезии), позволяющие достичь гармонии органов чувств:
    видим, слышим, ощущаем, чувствуем и понимаем!

  2. Урок - лаборатория "Здравствуй, мозг!". Исследуем моторную
    асимметрию, уровень специализации полушарий головного мозга. Мозг
    мальчиков и девочек - похожий или разный? определяем латеральный
    профиль, ведущий канал восприятия и переработки информации
    Определяем регуляторный профиль. Знакомимся со стресс

лимитирующими механизмами. Выбираем необходимые средства (релизеры) для гармонизации системы регуляции. Исследуем функциональную активность правого и левого полушарий мозга. Запоминаем значение активности правого полушария для сохранения здоровья, осваиваем всевозможные средства и способы его активизации. Слушаем музыку Моцарта, усиливающую межполушарную интеграцию, улучшающую симметричную организацию, связанную с высшими

функциями полушарий мозга.

5. Урок - лаборатория "Капитан и рулевой". Профилактика "застреваний" в анализе/синтезе. Маятник здравого смысла: интегрируем работу головного мозга. Проводим профилактику и коррекцию нарушений межполушарного переноса: "Лево руля", или вчера, сегодня, завтра. Функциональная активность левого полушария головного мозга. Определение особенностей восприятия времени. Способы выработки эталонного чувства времени. "Право руля", или далеко, близко, высоко, низко. Функциональная активность правого полушария головного мозга. Определение особенностей восприятия пространства. Способы выработки

чувства пространства.

5. Урок - исследование "Тайна за семью печатями". Новое об известном: в лабиринтах сознательного - бессознательного (тайны мозга). Подсознание: выход или тупик? Радуга бессознательного и сознательного. Многоликое безотчетное или заказ для бессознательного (отдали приказ, мозг сам решит задачу). Управляем мощностью бессознательного в выбранном направлении. Осваиваем набор приемов сознательной психической регуляции. Учимся оценивать свое состояние по шкале

тонуса или маятнику активности.

5. Урок - тренинг "Человек разумный". Определяем уровень межполушарной интеграции. Исследуем функциональную активность полушарий. Анализируем, что усиливает или ослабляет энергетические возможности мозга. Закрепляем ранее полученные знания, умения и навыки саморегуляции, стимулирующие работу головного мозга. Используем зрительную, слуховую, осязательную, обонятельную, вкусовую и кинестетическую стимуляцию как фактор оптимизации работы мозга. С учетом функций ночного сна готовим нервную систему и организм в целом к предстоящей деятельности, активно используя для этого эвристические и программирующие функции мозга. Ставим перед сном специальную задачу по выработке наиболее целесообразного решения приоритетной задачи/проблемы.

6. Урок - игра "Работаем вместе, работаем дружно, работаем все!". Интегрируем работу мозга посредством «гимнастики для ума», «гимнастических качелей». Улучшаем межполушарный перенос, осваивай необходимые приемы. Моделируем сказочную ситуацию «Жил - был

16

правый мозг...», «Жил - был левый мозг...». Решаем проблему «А как лучше?». Намечаем индивидуальные программы самопомощи для улучшения работы мозга. Понимаем, что пытливый ум открывает возможности для творчества и исцеления.

6. Урок - игра "Волшебные качели" (гомеостаз: левое полушарие —*• правое полушарие, правое полушарие —*• левое полушарие ). Профилактика "застреваний" в анализе/синтезе. Игры и упражнения на профилактику нарушений межполушарного переноса. "Нечто", созданное правым полушарием. "Нечто", созданное левым полушарием. "Продукт" деятельности обоих полушарий головного мозга. Психосинтез: обретение целостности. Скрипичные концерты Моцарта - "лекарство" для мозга.

6. Урок - игра 'Творческая энергия сознания". Осваиваем техники силы ума для увеличения своей творческой энергии. Торжество воображения. Мир наших возможностей. Кладовая "Умею. Хочу. Могу". Буря в умах или за десятые доли секунды. Со-зидание. Со-творение. Со-радость. Творчество - как итог прочувствованного и пережитого, как возможность прожить многогранное "Я". Используем музыку для активизации своего творческого потенциала (Бетховен "Соната №3 для виолончели и фортепиано", Гойя "Гитара при лунном свете", Моцарт -камерная музыка, Бах "Соната №1" и др.).

6. Урок Творческих предпочтений". Определяем уровень
ассоциативности и стереотипности. Выполняем упражнения на разрушение стереотипов. Исследуем творческие возможности своего левого полушария головного мозга. Исследуем творческие возможности своего правого полушария головного мозга. Активизируем поисковую активность через прослушивание музыкальных произведений К. Дебюсси, Поля Мориа, Клаудио Каравелли, лютневой музыки эпохи Возрождения. Создаем каждый свое творение.

7. Урок - студия "Ритм. Симметрия. Число. Знак". Симметрия в
природе, в человеке, в знаках. Взаимосвязь ритма, числа, знака. Характер
ритма в линиях, музыке. Шкала темпоритмов. Чувство ритма. Мышечное
ощущение ритма. Развитие чувства ритма. Перекодирование звукоритма в
графический образ. Скоропись природы -и письмена человека. «Музыка»
письма. Психическое действие темпоритма. Музыка - резонатор всего тела,
ускоритель активации психических зажимов, средство темпоритмического
включения психических состояний, целительный потенциал
организма/личности.

7. Урок - исследование "В соответствии с внутренним ритмом". Система отсчета: исследуем спектр внутренних ритмов. Определяем частоту сердечных сокращений (ритм сердца). Определяем частоту дыхания (ритм легких). Определяем количество своих шагов за определенный промежуток времени (моторный ритм). Обсуждаем смысл

выражения: "Тише едешь - дальше будешь", "Поспешишь - людей насмешишь". Темповые характеристики деятельности. Ускоряемся -замедляемся. Регулируем произвольность команд "Старт" и "Финиш". Осознанно выстраиваем произвольную активность в соответствии со своим ритмом. С помощью игр-упражнений балансируем активность-пассивность, ускоренность-замедленность: подгоняем "мямликов" и замедляем "шустриков".

7. Урок - лаборатория "Советы "бабушки Хронобиологии".
Профилактика депривации сна. Профилактика и коррекция дизритмий.
Профилактика метеопатии. Оптимизация психической и физической
активности, психоэмоционального состояния. Определяем

индивидуальный темп и ритм: биоритм дневной, недельный. Учимся соотносить дневную и недельную нагрузку со своим биоритмом. Знакомимся с "химией" тонусного ритма. Устанавливаем тонусный баланс "Ритмики/Дизритмики". Помогаем "Жаворонкам" и "Совам", «Шустрикам» и «Мямликам».

7. Урок - тренинг "По законам ритма". Закрепляем знания, умения и
навыки саморегуляции своего биоритма. Соотносим дневную и недельную
нагрузку со своим биоритмом. "Запускаем" маятник тонуса и маятник
хорошего настроения. Осваиваем естественные способы стимуляции:
психическую, дыхательную, двигательную, массажную для повышения
работоспособности. Запоминаем: отдыхать - вид работы менять.

8. Урок - выбор "Вкусный" урок. Профилактика утомлений и
переутомлений, тревожности и неуверенности, раздражительности и
агрессивности, низкой работоспособности, сниженной функциональной
активности мозга, возникновения различных заболеваний под действием
информационной нагрузки. Продукты полезные и продукты вредные.
Открываем "кладовую" здоровья. Показываем, как питательные
ингредиенты пищи могут стать ключом психического и физического
благополучия. Проводим аукцион на самое полезное блюдо.

8. Урок - выбор "Кладовая здоровья". Профилактика утомлений и переутомлений, тревожности и неуверенности, раздражительности и агрессивности, низкой работоспособности, сниженной функциональной активности мозга, возникновения различных заболеваний под действием информационной нагрузки. Знакомимся с рационами питания, улучшающими психические процессы восприятия, внимания, памяти, межполушарных взаимодействий и др. Улучшаем эмоциональное состояние с помощью нужных продуктов. Осваиваем систему правильного приема нищи. Учимся готовить напитки, повышающие психический и физический тонус, выносливость и работоспособность ("Напиток Богов", "Живая вода" и др.). Проводим конкурс на лучшего кулинара самого полезного напитка.


17

18

8. Урок - выбор "Новое об известном". Профилактика утомлений и переутомлений, тревожности и неуверенности, раздражительности и агрессивности, низкой работоспособности, сниженной функциональной активности мозга, возникновения различных заболеваний под действием информационной нагрузки. Профилактика витамине зов и макро-микроэлементозов, улучшение обмена веществ. Знакомимся с продуктами - факторами риска развития заболеваний. Осваиваем режим и программы питания, улучшающие работу головного мозга, нормализующие здоровье. Готовим тонизирующие салаты. "Варим" суп "Мудрости".

8. Урок - выбор "От "А" до цинка". Закрепляем ранее усвоенные навыки саморегуляции своих рационов питания в соответствии с интенсивностью информационной нагрузки. Осуществляем профилактику информационного стресса через регуляцию рационов питания. Осваиваем "золотые" правила питания школьника. Обсуждаем полезность саморегуляции и повышаем резистентность (сопротивляемость) организма через рационы питания: осваиваем адаптогенную, антистрессовую, иммунологическую и противокариесную диеты. Проводим конкурс на лучшего школьного "диетолога". Готовим выставку - дегустацию адаптогенных, противокариесных и стресслимитирующих блюд.

психической

  1   2   3   4   5   6

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Обучаем ребенка саморегуляции iconРеферат статьи «От внешней регуляции к саморегуляции: ранние родительские...
«От внешней регуляции к саморегуляции: ранние родительские прототипы управляющих функций у детей раннего возраста»
Обучаем ребенка саморегуляции iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
В качестве домашнего задания дается составление презентации к данному выступлению, тем самым мы используем не только икт на уроке,...
Обучаем ребенка саморегуляции iconПрограмма по дисциплине «Основы саморегуляции» для специальности
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Обучаем ребенка саморегуляции iconI. Укрепление психической саморегуляции выпускников в процессе подготовки к экзаменам
Региональная оценка качества образования учащихся. 2012 г. Русский язык 9 класс 9094(/4)
Обучаем ребенка саморегуляции iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Укрепление психической саморегуляции выпускников в процессе подготовки к экзаменам
Обучаем ребенка саморегуляции iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
На нашем Курсе вы будете осваивать навыки эффективных продаж и манипуляции людьми, но мы хотим, чтобы вы были внимательны и осторожны,...
Обучаем ребенка саморегуляции iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Общие принципы регуляции и саморегуляции физиологических функций организма при воздействии факторов внешней среды
Обучаем ребенка саморегуляции iconОсобенности взаимодействия специалистов доу с семьёй, имеющей ребёнка с овз
Семья – ближайшее и постоянное окружение ребёнка. Именно общественные ценности личности, её духовный стержень формируются в процессе...
Обучаем ребенка саморегуляции iconМетоды саморегуляции: счёт до 10 – если тебя что-то очень разозлило,...
По организации и проведению промежуточного государственного контроля в организациях
Обучаем ребенка саморегуляции iconРеферат «Духовные истоки русской музыки, живописи, архитектуры»
Духовность – это высший уровень развития и саморегуляции зрелой личности, на котором основными мотивационно-смысловыми регуляторами...
Обучаем ребенка саморегуляции iconМедицинская профилактика и здоровый образ жизни в структуре природных...
Участие в экскурсии по г. Тамбов (вариант «да» может быть выбран только для докладов с оплатой оргвзноса)
Обучаем ребенка саморегуляции iconУчебно-методический комплекс по дисциплине психология саморегуляции
Гос впо по специальности подготовки Специальность 030301. 65 «Психология» Квалификация – Психолог. Преподаватель психологии, утвержденный...
Обучаем ребенка саморегуляции iconРеферат по предмету: Психология и педагогика на тему: «Проблемы психологической саморегуляции»
Базовые пресуппозиции и все узловые положения могут повторятся что не приведет к изменению смысла, а наоборот поможет более детально...
Обучаем ребенка саморегуляции iconПрограмма «формирование математического видения»
У них несомненные познавательные потребности. Это время развития продуктивных приемов и навыков учебной работы, раскрытие индивидуальных...
Обучаем ребенка саморегуляции iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Задачи: познакомить учащихся с международными документами, касающимися защиты прав ребенка: с Декларацией прав ребенка и Конвенцией...
Обучаем ребенка саморегуляции iconПрава и обязанности учащихся мбоу «сош им. Аймани кадыровой илсхан-юртовского...
Права и обязанности ребенка охраняются Конвенцией ООН о правах ребенка, действующим Законодательством Российской Федерации


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск