Конспект лекций для студентов всех форм обучения и всех специальностей Таганрог 2003 удк 88я73+74я73





НазваниеКонспект лекций для студентов всех форм обучения и всех специальностей Таганрог 2003 удк 88я73+74я73
страница1/19
Дата публикации21.08.2013
Размер3.75 Mb.
ТипКонспект
100-bal.ru > Психология > Конспект
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   19

а/Х 3^7-?- Лызь А.Е., Лызь Н.А., Эксакусто Т.В.

Л

'SL,

инч*^"

Психология и педагогика




КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ТАГАНРОГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ РАДИОТЕХНИЧЕСКИЙ

УНИВЕРСИТЕТ

ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА

КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ

Для студентов всех форм обучения и всех специальностей

Таганрог 2003

УДК 88я73+74я73

Лызь А.Б., Лызь Н.А., Эксакусто Т.В.

Психология и педагогика: Конспект лекций. Таганрог: Изд-воТРТУ, 2003.177 с.

Учебное пособие предназначено для студентов всех форм обучения и всех специальностей, изучающих курс «Психология и педагогика*.

Библиогр.: 144 назв.

Рецензенты: доктор психологических наук, член-корр. РАО, профессор Северо-Кавказского государственного технического университета Н.Б. Котова; кафедра общей педагогики Таганрогского государственного педагогического института.

© Лызь А.Е.. Лызь Н.А., Эксакусто Т.В.. 2003

© Таганрогский государственный радиотехнический университет, 2003

ПРЕДИСЛОВИЕ

Учебное пособие предназначено для студентов, изучающих учеб­ную дисциплину «Психология и педагогика». В его основе-кур; лекций, читаемых кафедрой психологии и безопасности жизнедея­тельности для студентов технических специальностей Таганрогского государственного радиотехнического университета.

Основное назначение пособия - помощь студентам в освоении теоретической части курса. Поскольку это конспект лекций, он н ? может заменить учебники, практические занятия и сами лекции. Его использование поможет интенсифицировать процесс обучения, пере­распределить лекционное время в пользу реализации активизирую­щей, развивающей, разъясняющей функций лекции, уделить допол­нительное время рассмотрению вопросов, наиболее интересующие. студентов.

Студентам безотрывных форм обучения, не имеющих возможно ■ сти прослушать полный курс лекций, данное пособие поможет сфор мировать системное представление о содержании курса, ознакомить ся с основными понятиями и положениями каждой темы, a crracoi рекомендованной литературы, приведенный после каждой лекции направит работу по изучению теоретической части курса.

Содержание пособия соответствует программе курса и включает следующие разделы.

  1. Предмет и методы психологии (лекции 1—3).

  2. Общие представления о психике человека (лекции 4—7).

  3. Личность (лекции 8-10).

  4. Социально-психологические явления и процессы (лекции 11

12).

  1. Человек и труд (лекции 13, 14).

  2. Образование человека (лекции 15-17).

Блок-схема содержания курса, отражающая базовые поняти? психологии и педагогики, приведена на рис. 1. Она также может служить средством для самоконтроля: понимание и умение объяс нить сущность представленных в блок-схеме понятий характеризуеп удовлетворительный уровень усвоения теоретического материала.

Для студентов, желающих расширить свои знания в облает* психологии и педагогики, в конце пособия приведен список литера туры, использованной при подготовке лекционного курса


.



структура личности

теории личности

темперамент

характер

индивидуально-

психологические

особенности

3. Личность

способности

критерии развития

социализация

развитие личности

социальные установки

Я-концепция

индивидуальность

коммуникация

общение

интеракция

перцепция

генезис группы

сплоченность

4. Человек среди других (и общество)

малые группы

лидерство

конформность

устойчивые

стихи иные

большие группы

ТРУД

субъект труда

5. Человек и ТРУД

профессия

трудовой пост

система «человек-машина»

педагогика

образование

педагогическая система j

6. Образование человека

воспитание

обучение

педагогическим

процесс

п.

j педагогическая деятельность!

Лекция 1

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПСИХОЛОГИИ

Цель лекции: познакомить студентов со «сферой* психологии, i сточниками психологических знаний и структурой науки, опреде­лить ее место в системе наук; создать общее представление о психике t ак основном предмете изучения психологии.

План лекции

  1. Объект и предмет психологии.

  2. Научная и житейская психология.

  3. Психология как научная и практическая деятельность.

  4. Представления о психике в традиционной науке.

  5. Основные понятия психологии.

  6. Отрасли психологии.

  7. Взаимосвязь психологии с другими науками.

Объект и предмет психологии

Слово «психология* образовано из двух греческих слов: «psyche* - душа и «logos* - учение, наука. Психология - наука о психике. (Не­смотря на то, что «душа* и «психика» - синонимы, в современной е ауке используется преимущественно термин «психика»).

Основным объектом изучения психологии является человек. Представления о предмете психологии изменялись на протяжении голутора веков. В наиболее общем смысле предмет психологии — г сихические процессы и явления во взаимосвязи с поведением челове- ьа.

Психика имеет огромное количество признаков, характеристик, разнообразных проявлений. К основным формам проявления психи- ь и относят [34]:

  • процессы познавательные (ощущение, восприятие, память, мышление, воображение, речь, внимание) и эмоционально- волевые (чувства, воля);

  • состояния (интерес, сомнение, угнетенность и др.);

  • свойства личности (направленность, темперамент, характер, способности).

Психология рассматривает не только непосредственно открытые субъекту переживания и элементы его внутреннего опыта (психиче­ские явления), но использует для изучения психики широкий круг ее

е

проявлений - акты поведения, телесные процессы, продукты дея­тельности людей, социально-культурные явления (психологически >. факты).

Научная и житейская психология

Представления о внутренних психических явлениях формиру­ются у каждого человека с накоплением жизненного опыта, они за­крепляются и передаются от поколения к поколению в мифах (рели­гии), пословицах и поговорках, литературных произведениях. Эти ^ житейские психологические знания позволяют эффективно взаимо­действовать с другими людьми: понимать их, находить «общин язык», предсказывать и влиять на их поведение.

Отличия житейских психологических знаний от научных [36].

  1. Житейские знания характеризуются конкретностью, ограни­ченностью задач, ситуаций и лиц, на которые они распространяются. Научная психология стремится к обобщениям, использует научны* • понятия, в которых отражаются наиболее существенные свойств; предметов и явлений, общие связи и соотношения.

  2. Житейские знания носят интуитивный характер, приоб ретаются путем практических проб и прилаживаний. Научные зна ния рациональны и осознанны. Путь их получения - выдвижени» словесно формулируемых гипотез и проверка логически вытекающго из них следствий.

  3. Поскольку житейский опыт конкретен и интуитивен, то ег< передача существенно затруднена. Накопление и передача научны? знаний возможны благодаря тому, что эти знания кристаллизируют ся в понятиях и законах, фиксируются в научной литературе i передаются с помощью языка.

  4. По методам получения знаний житейская психология ограни чивается наблюдениями и размышлениями, в научной к ним добав ляются эксперимент и другие методы.

  5. Научная психология обладает обширным, разнообразным уникальным фактическим материалом, недоступным в своем объеме ни одному носителю житейской психологии.

Психология как научная и практическая деятельность

Задача любой науки - не просто познание какого-либо объекта но и предсказание его поведения, управление им. Психология имеет практические следствия, которые помогают человеку научиться уп

равлять собственными психическими процессами, состояниями, сво- г:м поведением и жизнедеятельностью в целом.

Если рассматривать психологию как область деятельности, то ножно условно выделить две категории ее субъектов:

  1. представители науки - изучают психику как некий объект в его конкретных многообразных проявлениях, находят ее осо­бенности, закономерности, «механизмы» и создают их науч­ные модели;

  2. психологи-практики, опираясь на накопленные теоретиче­ские знания, помогают людям разобраться в межличностных и внутриличностных проблемах, преодолеть трудные жизнен­ные ситуации, сделать профессиональный выбор. Основные сферы деятельности психологов: образование, здравоохране­ние, юриспруденция, менеджмент.

Представление о психике в традиционной науке

  1. Психика идеальна, однако ее существование зависит от про­текания физиологических процессов в организме. Материальным субстратом психических процессов является вся нервная система 1 месте с рецепторной поверхностью, поставляющей информацию из с кружающей среды. Ведущую роль в создании психических образов if регуляции поведения и процессов в организме играет головной мозг.

  2. В ходе биологической эволюции психика возникла как необ­ходимость обеспечения более эффективного приспособления живых с уществ к окружающей среде. Согласно психологическому словарю,

  1. си уика - это высшая форма взаимосвязи живых существ с пред- петным миром, выраженная в их способности реализовывать свои I обуждения и действовать на основе информации о нем [66].

Психикой обладают живые организмы, способные реагировать ъ а биологически нейтральные воздействия - те виды энергии или свойства предметов, которые не участвуют непосредственно в обмене веществ (объективный критерий психики А.Н. Леонтьева). Напри­мер, движение объекта, звук, свет не служат пищей и не разрушают организм, но они взаимосвязаны с биологически значимыми объек­тами. Способность реагировать на них существенно повышает воз­можности выживания живых существ.

  1. Основные функции психики - регулятивная, познавательная, I оммуникативная. Они обеспечивают отражение, то есть построение

г индивидом образа объективного мира, и регуляцию на этой основе своего поведения. Чем сложнее среда, в которой существует орга­низм, тем сложнее регуляторы активности живого существа.

Основные разновидности психических регуляторов активно­сти человека [60]:

  • отображения объектов (любых предметов, природных, соци­альных, культурных процессов и систем, людей и продуктоз их деятельности, включая теоретические и информационные): чувственные образы (результат работы органов чувств) и ре­презентативные образы (представления памяти, воображе­ния);

  • отображения субъектно-субъектных и субъектно-объектны:: отношений: потребности, эмоции и чувства, характер как сис- тема устойчивых отношений человека к разным сторонам действительности, мировоззрение, ценностные представле­ния;

  • отображения самого субъекта: актуальный «Я-образ» - зна­ние о своем функциональном состоянии в данный момент своем месте в системе межлюдских отношений, своих воз­можностях и ограничениях; обобщенный «Я-образ*, или «Я- концепция» - я в прошлом, ныне, в будущем, я среди других как член группы, я как представитель профессиональное общности, я как неповторимая индивидуальность.

Основные понятия психологии

Предмет психологии как науки представлен в системе ее основ­ных понятий [66].

Образ - субъективная картина мира или его фрагментов, скла­дывающаяся в результате переработки информации о нем. Выделяют чувственные образы, создаваемые с помощью ощущений, воспри­ятия, и умственные образы, являющиеся продуктом мышления.

Мотив - побуждение к деятельности, то, ради чего она соверша­ется, внутренняя причина поведения (поступка). Мотив не может быть объяснен сам по себе, вне связей человека с природным и соци альным окружением, его потребностями, желаниями, интересами, ценностями.

Деятельность - целеустремленная активность, включающая совокупность действий, направленных на приспособление к среде и/или преобразование ее.
Личность - человек как участник и творец социальных отноше- •эий и сознательной деятельности.

Отношения (личности, субъективные) - присущие человеку оп­ределенные относительно устойчивые переживания, возникающие при практическом или мысленном взаимодействии с теми или иными сторонами действительности.

Общение - сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми и группами, порождаемый по­требностями совместной деятельности.

ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ЗНАНИЕ



ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ СПЕЦИАЛЬНЫЕ ОТРАСЛИ



ПСИХОЛОГИЯ ПСИХОЛОГИЯ СОЦИАЛЬНАЯ ИНЖЕНЕРНАЯ

ПОЗНАВАТЕЛЬ- ЛИЧНОСТИ ПСИХОЛОГИЯ ПСИХОЛОГИЯ

НЫХ ПРОЦЕССОВ

Отрасли психология Структура психологического знания [84].

Общая психология является фундаментальной основой развития всех отраслей психологической науки. К сфере общей психологии от­носятся теоретические и экспериментальные исследования, выяв­ляющие наиболее общие психологические закономерности, форми­рующие основные научные понятия, обосновывающие методы изуче­ния психики и теоретические принципы, которых она придержива­ется.

В специальных отраслях психологии изучаются:

  • филогенетическое и онтогенетическое развитие психики (сравнительная психология, возрастная психология, психоло­гия развития, специальная психология).

Пример: возрастная психология исследует закономерности этапов психического развития и формирования личности, психологиче­ские особенности людей разного возраста. Разделами возрастной психологии являются детская психология, психология юности, психология зрелого возраста, геронтопсихология (психология ста­рости);психологические явления, возникающие в общении и взаимс- действии людей и социальных групп.

Пример: социальная психология изучает психологические харак­теристики групп людей, социально-психологические проявления личности. Практические приложения социальной психологии ис­пользуются в производстве, образовании, управлении, политике. Так, прикладной раздел социальной психологии - психология пропаганды - рассматривает процессы распространения сообще­ний на уровне формирования, закрепления или изменения уста­новок человека по отношению к каким-либо общественно значи­мым объектам, психологические аспекты возникновения и функ­ционирования общественного мнения, способы побуждения людей к определенным действиям;

  • психологические особенности конкретных видов деятельно сти (психология труда, педагогическая психология, меди­цинская психология, юридическая психология, военная пси­хология, психология спорта, инженерная психология, психо­логия искусства, психология менеджмента, психология рек­ламы и др.).

Пример 1: медицинская психология - отрасль психологии, изу­чающая психологические аспекты гигиены, профилактики, диаг­ностики, лечения, экспертизы и реабилитации больных. Структу­ра медицинской психологии включает ряд разделов, ориентиро­ванных на исследования в конкретных областях медицинской науки и практического здравоохранения. Так, клиническая пси­хология рассматривает психические факторы происхождения н течения болезней, влияние болезней на личность, психологиче­ские аспекты целебных воздействий. Особое внимание в этой от­расли уделяется психосоматическим заболеваниям - нарушениям функций внутренних органов и систем, одной их причин которых являются нервно-психические факторы (переживание психологи­ческой травмы, особенности эмоционального реагирования лично­сти). Это такие заболевания, как бронхиальная астма, гипертони­ческая и язвенная болезни. Не следует путать медицинского пси­холога и психиатра. Деятельность психолога, хоть и осуществля­ется в медицинских учреждениях, связана с использованием пси­хологических, а не медицинских методов диагностики и коррек­ции, применяемых, в основном, к психически здоровым людям. Пример 2: иженерная психология исследует процессы и средства информационного взаимодействия между человеком и техникой с целью использования полученных знаний в практике проектиро-вания, создания и эксплуатации технических систем. В настоящее время существует множество отраслей, связанных с инженерной психологией: авиационная психология, космическая психология, психология компьютеризации. Последняя изучает закономерно­сти и принципы организации различных видов человеческой дея­тельности и общения, опосредствованных компьютерами, диалога между человеком и компьютером, влияние работы с компьютером на личность и ее развитие;

  • комплексные проблемы, образующиеся на стыке психологии с другими науками (психофизиология, зоопсихология, психо­генетика, экологическая психология, психосемантика, мате­матическая психология и др.).

Пример: психофизиология изучает связи, существующие между психикой и физиологическими процессами, происходящими в ор­ганизме и мозге человека. Главной задачей психофизиологии яв­ляется причинное объяснение психических явлений путем рас­крытия лежащих в их основе нейрофизиологических механизмов.


  • изучение вопросов, требующих предварительного осмысления на философском уровне, например, сущность и происхожде­ние человеческого сознания, природа высших форм мышле­ния;

  • совместное изучение проблем современного человека, таких, как цель и смысл жизни, мировоззрение, духовность, мораль­ные ценности.

Превращению психологии в самостоятельную науку способство­вал ее союз с естествознанием, откуда был привлечен эксперимен-

тальный. метод. Естественнонаучную основу психологии составля­ют:

  • рефлекторная теория И.М. Сеченова;

  • учение И.П. Павлова об условных рефлексах;

  • рефлексология В.М. Бехтерева;

  • общая теория построения движений Н.А. Берштейна;

  • эволюционное учение Ч. Дарвина;

  • исследования мозговой локализации психических функций (ощущений, памяти, мышления и т.д.) и их нарушений npi локальных поражениях мозга (С.С. Корсаков, А.Р. Лурия i другие).

Благодаря своим отраслям психология имеет многосторонни* связи:

  1. с естественными науками (общей биологией, зоологией, фи зиологией, медициной) через изучение:

  • физиологических механизмов психической деятельности (психофизиология);

  • мозговых механизмов высших психических функций (ней­ропсихология) ;

  • психологических факторов происхождения и течения раз­личных заболеваний (клиническая психология);

  • психики животных, а также эволюции психики (зоопсихо­логия), сходства и различия в поведении и психике живот­ных и человека (сравнительная психология);

  1. с общественными науками (историей, культурологией, со­циологией, педагогикой, политологией, религиоведением) че­рез изучение:

  • истории психологии, закономерностей и механизмов полу­чения нового знания о психической реальности, взаимодей­ствия науки и социальной практики;

  • обусловленности развития психики социальными и куль­турными факторами; проблем, связанных с обществом и личностью, социальными грушами, межличностными в межгрупповыми отношениями (социальная психология);

  • психологических проблем обучения и воспитания (педаго­гическая психология);

политического сознания наций, классов, социальных групп, индивидов (политическая психология)

;религиозного сознания, механизмов воздействия на психи­ку в религиозных группах и культах (психология религии);

3) с техническими науками через изучение:

  • систем «человек-техника* (инженерная психология);

  • профессиональной пригодности операторов (психология труда);

  • проблем проектирования объектов, учитывающих возмож­ности и удобство человека (эргономика);

  • влияние взаимодействия с техникой на психику человека (психология компьютеризации).

Рекомендуемая литература

Введение в психологию/Под общ. ред. проф. А.В. Петровского. - П.: Изд. центр «Академия», 1997. С. 70—87.

Гиппенрейтер Ю£. Введение в общую психологию. Курс лек­ций. - М.: ЧеРо, 1996. С. 9-21.

Годфруа Ж. Что такое психология: В 2-х т. Т. 1. - М.: Мир, 1992. С. 101-128.

Климов ЕЛ. Основы психологии. - М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 1997. С. 5-68, 95-116.

Немов Р.С. Психология: Учеб. для студентов высш. пед. учеб. за- 1едений. В 3 кн. Кн.1. Общие основы психологии. - М.: Гуманитар- I ый издательский центр В ЛАД ОС, 1997. С. 8-15, 91-108.

Реан АЛ., Бардовская Н.В., Розум С.И. Психология и педагоги- I а. - СПб.: Питер, 2000. С. 9-42.Лекция ‘Л

ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ПСИХОЛОГИИ

Цель лекции: рассмотреть особенности становления психологии как науки; показать различия представлений о предмете психологии в различных психологических школах и направлениях.

План лекции

  1. Этапы становления психологии как науки.

  2. Направления психологии: предмет и методы исследования.

  3. Основные характеристики бихевиоризма.

  4. Основные характеристики психоанализа.

  5. Основные характеристики гештальтпсихологии.

  6. Основные характеристики гуманистической психологии.

  7. Когнитивный подход и его особенности.

  8. Отечественная психология (деятельностный подход).

  9. Тенденции развития современной психологии.

Этапы становления психологии как науки

На сегодняшний день существует несколько взглядов на пробле му «этапности* развития психологии. Отечественный психоло: М.С. Роговин [87] утверждал, что можно выделить три этапа в ста новлении психологии как науки: этапы донаучной психологии, фи лософской психологии и научной психологии.

» 1. Донаучная психология - это познание другого человека и са мого себя непосредственно в процессах деятельности и взаимного об щения людей. Источником знаний о психике в донаучной психола гии выступают:

  • личный опыт (житейские обобщения, возникающие в резуль тате наблюдения за другими людьми и самим собой);

  • общественный опыт (представления, обычаи, традиции, ко торые передаются от поколения к поколению).

По мнению М.С. Роговина, донаучное психологическое знание несиетематизировано, поэтому верные представления сосуществова­ли с ошибочными представлениями и предрассудками. К донаучной психологии относятся те знания, которые накапливались с момента возникновения человеческого общества. Представления самых пер­вых людей о психике заключались в том, что в теле человека заклю­чено другое существо («душа*, «тень*), занятое расшифровкой того,

*то видят глаза, слышат уши и ощущает кожа. Эту «душу» наделял* способностью выходить на волю, пока человек спит, и жить с обет- j енной жизнью в его снах.

Немного позже древние цивилизации придумали себе богов и бо- I инь; те мысли или поступки человека, которые древние не могли понять, они приписывали действию таинственных и могуществен­
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   19

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Конспект лекций для студентов всех форм обучения и всех специальностей Таганрог 2003 удк 88я73+74я73 iconКонспект лекций для студентов всех формы обучения специальностей...
Внешнеэкономическая деятельность. Конспект лекций для студентов всех формы обучения специальностей 080502(0-9) – экономика и управление...
Конспект лекций для студентов всех форм обучения и всех специальностей Таганрог 2003 удк 88я73+74я73 iconКонспект лекций по курсу «эконометрика» для студентов III курса дневного...
Печатается по решению кафедры прогнозирования и статистики: протокол №6 от 07. 03. 2003 г
Конспект лекций для студентов всех форм обучения и всех специальностей Таганрог 2003 удк 88я73+74я73 iconМетодические указания к выполнению лабораторной работы №11 для студентов...
Технологические процессы машиностроительного производства. Технология конструкционных материалов. Обработка заготовок на фрезерных...
Конспект лекций для студентов всех форм обучения и всех специальностей Таганрог 2003 удк 88я73+74я73 iconПечальный рекорд
Методические указания предназначены для студентов всех специальностей и всех форм обучения, а так же преподавателей руководителей...
Конспект лекций для студентов всех форм обучения и всех специальностей Таганрог 2003 удк 88я73+74я73 iconУчебное пособие включает материалы лекционных занятий по курсу «Социология...
Учебное пособие предназначено для студентов всех форм обучения всех специальностей, кроме специальностей социально-экономического...
Конспект лекций для студентов всех форм обучения и всех специальностей Таганрог 2003 удк 88я73+74я73 iconОсновные законы систем
Методические указания предназначены для студентов всех специальностей и всех форм обучения, а так же преподавателей руководителей...
Конспект лекций для студентов всех форм обучения и всех специальностей Таганрог 2003 удк 88я73+74я73 iconТема : Файловая система
Методические указания предназначены для студентов всех специальностей и всех форм обучения, а так же преподавателей руководителей...
Конспект лекций для студентов всех форм обучения и всех специальностей Таганрог 2003 удк 88я73+74я73 icon1 8 Феррозондовые преобразователи магнитного поля
Методические указания предназначены для студентов всех специальностей и всех форм обучения, а так же преподавателей руководителей...
Конспект лекций для студентов всех форм обучения и всех специальностей Таганрог 2003 удк 88я73+74я73 iconТехнологический институт в г. Таганроге
Внешнеэкономическая деятельность. Конспект лекций для студентов всех формы обучения специальностей 080502(0-9) – экономика и управление...
Конспект лекций для студентов всех форм обучения и всех специальностей Таганрог 2003 удк 88я73+74я73 iconСеменова Надежда – Кремний – элемент жизни
Методические указания предназначены для студентов всех специальностей и всех форм обучения, а так же преподавателей руководителей...
Конспект лекций для студентов всех форм обучения и всех специальностей Таганрог 2003 удк 88я73+74я73 iconДипломная работа Организация бухгалтерского учета на предприятии
Методические указания предназначены для студентов всех специальностей и всех форм обучения, а так же преподавателей руководителей...
Конспект лекций для студентов всех форм обучения и всех специальностей Таганрог 2003 удк 88я73+74я73 iconМожно ли привлечь деньги в свою жизнь ? По материалам сайта
Методические указания предназначены для студентов всех специальностей и всех форм обучения, а так же преподавателей руководителей...
Конспект лекций для студентов всех форм обучения и всех специальностей Таганрог 2003 удк 88я73+74я73 iconФедеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
Внешнеэкономическая деятельность. Конспект лекций для студентов всех формы обучения специальностей 080502(0-9) – экономика и управление...
Конспект лекций для студентов всех форм обучения и всех специальностей Таганрог 2003 удк 88я73+74я73 iconФедеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
Внешнеэкономическая деятельность. Конспект лекций для студентов всех формы обучения специальностей 080502(0-9) – экономика и управление...
Конспект лекций для студентов всех форм обучения и всех специальностей Таганрог 2003 удк 88я73+74я73 iconТема 25. Социально-психологические особенности взаимодействия людей в малой группе. Конформизм
Методические указания предназначены для студентов всех специальностей и всех форм обучения, а так же преподавателей руководителей...
Конспект лекций для студентов всех форм обучения и всех специальностей Таганрог 2003 удк 88я73+74я73 iconБрэгг П. С., Брэгг П. Шокирующая правда о воде и соли
Методические указания предназначены для студентов всех специальностей и всех форм обучения, а так же преподавателей руководителей...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск