а/Х 3^7-?- Лызь А.Е., Лызь Н.А., Эксакусто Т.В.Л'SL,инч*^" Психология и педагогика КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙМИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ТАГАНРОГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ РАДИОТЕХНИЧЕСКИЙУНИВЕРСИТЕТ ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКАКОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙДля студентов всех форм обучения и всех специальностейТаганрог 2003УДК 88я73+74я73Лызь А.Б., Лызь Н.А., Эксакусто Т.В.Психология и педагогика: Конспект лекций. Таганрог: Изд-воТРТУ, 2003.177 с.Учебное пособие предназначено для студентов всех форм обучения и всех специальностей, изучающих курс «Психология и педагогика*.Библиогр.: 144 назв.Рецензенты: доктор психологических наук, член-корр. РАО, профессор Северо-Кавказского государственного технического университета Н.Б. Котова; кафедра общей педагогики Таганрогского государственного педагогического института.© Лызь А.Е.. Лызь Н.А., Эксакусто Т.В.. 2003© Таганрогский государственный радиотехнический университет, 2003ПРЕДИСЛОВИЕУчебное пособие предназначено для студентов, изучающих учебную дисциплину «Психология и педагогика». В его основе-кур; лекций, читаемых кафедрой психологии и безопасности жизнедеятельности для студентов технических специальностей Таганрогского государственного радиотехнического университета.Основное назначение пособия - помощь студентам в освоении теоретической части курса. Поскольку это конспект лекций, он н ? может заменить учебники, практические занятия и сами лекции. Его использование поможет интенсифицировать процесс обучения, перераспределить лекционное время в пользу реализации активизирующей, развивающей, разъясняющей функций лекции, уделить дополнительное время рассмотрению вопросов, наиболее интересующие. студентов.Студентам безотрывных форм обучения, не имеющих возможно ■ сти прослушать полный курс лекций, данное пособие поможет сфор мировать системное представление о содержании курса, ознакомить ся с основными понятиями и положениями каждой темы, a crracoi рекомендованной литературы, приведенный после каждой лекции направит работу по изучению теоретической части курса.Содержание пособия соответствует программе курса и включает следующие разделы. Предмет и методы психологии (лекции 1—3).
Общие представления о психике человека (лекции 4—7).
Личность (лекции 8-10).
Социально-психологические явления и процессы (лекции 11
12). Человек и труд (лекции 13, 14).
Образование человека (лекции 15-17).
Блок-схема содержания курса, отражающая базовые поняти? психологии и педагогики, приведена на рис. 1. Она также может служить средством для самоконтроля: понимание и умение объяс нить сущность представленных в блок-схеме понятий характеризуеп удовлетворительный уровень усвоения теоретического материала.Для студентов, желающих расширить свои знания в облает* психологии и педагогики, в конце пособия приведен список литера туры, использованной при подготовке лекционного курса .
структура личности
теории личности
темперамент
характер
индивидуально-
психологические
особенности
3. Личность
способности
критерии развития
социализация
развитие личности
социальные установки
Я-концепция
индивидуальность
коммуникация
общение
интеракция
перцепция
генезис группы
сплоченность
4. Человек среди других (и общество)
малые группы
лидерство
конформность
устойчивые
стихи иные
большие группы
ТРУД
субъект труда
5. Человек и ТРУД
профессия
трудовой пост
система «человек-машина»
педагогика
образование
педагогическая система j
6. Образование человека
воспитание
обучение
педагогическим
процесс
п.
j педагогическая деятельность!
Лекция 1
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПСИХОЛОГИИ
Цель лекции: познакомить студентов со «сферой* психологии, i сточниками психологических знаний и структурой науки, определить ее место в системе наук; создать общее представление о психике t ак основном предмете изучения психологии.
План лекции
Объект и предмет психологии.
Научная и житейская психология.
Психология как научная и практическая деятельность.
Представления о психике в традиционной науке.
Основные понятия психологии.
Отрасли психологии.
Взаимосвязь психологии с другими науками.
Объект и предмет психологии
Слово «психология* образовано из двух греческих слов: «psyche* - душа и «logos* - учение, наука. Психология - наука о психике. (Несмотря на то, что «душа* и «психика» - синонимы, в современной е ауке используется преимущественно термин «психика»).
Основным объектом изучения психологии является человек. Представления о предмете психологии изменялись на протяжении голутора веков. В наиболее общем смысле предмет психологии — г сихические процессы и явления во взаимосвязи с поведением челове- ьа.
Психика имеет огромное количество признаков, характеристик, разнообразных проявлений. К основным формам проявления психи- ь и относят [34]:
процессы познавательные (ощущение, восприятие, память, мышление, воображение, речь, внимание) и эмоционально- волевые (чувства, воля);
состояния (интерес, сомнение, угнетенность и др.);
свойства личности (направленность, темперамент, характер, способности).
Психология рассматривает не только непосредственно открытые субъекту переживания и элементы его внутреннего опыта (психические явления), но использует для изучения психики широкий круг ее
е
проявлений - акты поведения, телесные процессы, продукты деятельности людей, социально-культурные явления (психологически >. факты).
Научная и житейская психология
Представления о внутренних психических явлениях формируются у каждого человека с накоплением жизненного опыта, они закрепляются и передаются от поколения к поколению в мифах (религии), пословицах и поговорках, литературных произведениях. Эти ^ житейские психологические знания позволяют эффективно взаимодействовать с другими людьми: понимать их, находить «общин язык», предсказывать и влиять на их поведение.
Отличия житейских психологических знаний от научных [36].
Житейские знания характеризуются конкретностью, ограниченностью задач, ситуаций и лиц, на которые они распространяются. Научная психология стремится к обобщениям, использует научны* • понятия, в которых отражаются наиболее существенные свойств; предметов и явлений, общие связи и соотношения.
Житейские знания носят интуитивный характер, приоб ретаются путем практических проб и прилаживаний. Научные зна ния рациональны и осознанны. Путь их получения - выдвижени» словесно формулируемых гипотез и проверка логически вытекающго из них следствий.
Поскольку житейский опыт конкретен и интуитивен, то ег< передача существенно затруднена. Накопление и передача научны? знаний возможны благодаря тому, что эти знания кристаллизируют ся в понятиях и законах, фиксируются в научной литературе i передаются с помощью языка.
По методам получения знаний житейская психология ограни чивается наблюдениями и размышлениями, в научной к ним добав ляются эксперимент и другие методы.
Научная психология обладает обширным, разнообразным уникальным фактическим материалом, недоступным в своем объеме ни одному носителю житейской психологии.
Психология как научная и практическая деятельность
Задача любой науки - не просто познание какого-либо объекта но и предсказание его поведения, управление им. Психология имеет практические следствия, которые помогают человеку научиться уп
равлять собственными психическими процессами, состояниями, сво- г:м поведением и жизнедеятельностью в целом.
Если рассматривать психологию как область деятельности, то ножно условно выделить две категории ее субъектов:
представители науки - изучают психику как некий объект в его конкретных многообразных проявлениях, находят ее особенности, закономерности, «механизмы» и создают их научные модели;
психологи-практики, опираясь на накопленные теоретические знания, помогают людям разобраться в межличностных и внутриличностных проблемах, преодолеть трудные жизненные ситуации, сделать профессиональный выбор. Основные сферы деятельности психологов: образование, здравоохранение, юриспруденция, менеджмент.
Представление о психике в традиционной науке
Психика идеальна, однако ее существование зависит от протекания физиологических процессов в организме. Материальным субстратом психических процессов является вся нервная система 1 месте с рецепторной поверхностью, поставляющей информацию из с кружающей среды. Ведущую роль в создании психических образов if регуляции поведения и процессов в организме играет головной мозг.
В ходе биологической эволюции психика возникла как необходимость обеспечения более эффективного приспособления живых с уществ к окружающей среде. Согласно психологическому словарю,
си уика - это высшая форма взаимосвязи живых существ с пред- петным миром, выраженная в их способности реализовывать свои I обуждения и действовать на основе информации о нем [66].
Психикой обладают живые организмы, способные реагировать ъ а биологически нейтральные воздействия - те виды энергии или свойства предметов, которые не участвуют непосредственно в обмене веществ (объективный критерий психики А.Н. Леонтьева). Например, движение объекта, звук, свет не служат пищей и не разрушают организм, но они взаимосвязаны с биологически значимыми объектами. Способность реагировать на них существенно повышает возможности выживания живых существ.
Основные функции психики - регулятивная, познавательная, I оммуникативная. Они обеспечивают отражение, то есть построение
г индивидом образа объективного мира, и регуляцию на этой основе своего поведения. Чем сложнее среда, в которой существует организм, тем сложнее регуляторы активности живого существа.
Основные разновидности психических регуляторов активности человека [60]:
отображения объектов (любых предметов, природных, социальных, культурных процессов и систем, людей и продуктоз их деятельности, включая теоретические и информационные): чувственные образы (результат работы органов чувств) и репрезентативные образы (представления памяти, воображения);
отображения субъектно-субъектных и субъектно-объектны:: отношений: потребности, эмоции и чувства, характер как сис- тема устойчивых отношений человека к разным сторонам действительности, мировоззрение, ценностные представления;
отображения самого субъекта: актуальный «Я-образ» - знание о своем функциональном состоянии в данный момент своем месте в системе межлюдских отношений, своих возможностях и ограничениях; обобщенный «Я-образ*, или «Я- концепция» - я в прошлом, ныне, в будущем, я среди других как член группы, я как представитель профессиональное общности, я как неповторимая индивидуальность.
Основные понятия психологии
Предмет психологии как науки представлен в системе ее основных понятий [66].
Образ - субъективная картина мира или его фрагментов, складывающаяся в результате переработки информации о нем. Выделяют чувственные образы, создаваемые с помощью ощущений, восприятия, и умственные образы, являющиеся продуктом мышления.
Мотив - побуждение к деятельности, то, ради чего она совершается, внутренняя причина поведения (поступка). Мотив не может быть объяснен сам по себе, вне связей человека с природным и соци альным окружением, его потребностями, желаниями, интересами, ценностями.
Деятельность - целеустремленная активность, включающая совокупность действий, направленных на приспособление к среде и/или преобразование ее. Личность - человек как участник и творец социальных отноше- •эий и сознательной деятельности.
Отношения (личности, субъективные) - присущие человеку определенные относительно устойчивые переживания, возникающие при практическом или мысленном взаимодействии с теми или иными сторонами действительности.
Общение - сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми и группами, порождаемый потребностями совместной деятельности.
ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ЗНАНИЕ
ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ СПЕЦИАЛЬНЫЕ ОТРАСЛИ
ПСИХОЛОГИЯ ПСИХОЛОГИЯ СОЦИАЛЬНАЯ ИНЖЕНЕРНАЯ
ПОЗНАВАТЕЛЬ- ЛИЧНОСТИ ПСИХОЛОГИЯ ПСИХОЛОГИЯ
НЫХ ПРОЦЕССОВ
Отрасли психология Структура психологического знания [84].
Общая психология является фундаментальной основой развития всех отраслей психологической науки. К сфере общей психологии относятся теоретические и экспериментальные исследования, выявляющие наиболее общие психологические закономерности, формирующие основные научные понятия, обосновывающие методы изучения психики и теоретические принципы, которых она придерживается.
В специальных отраслях психологии изучаются:
филогенетическое и онтогенетическое развитие психики (сравнительная психология, возрастная психология, психология развития, специальная психология).
Пример: возрастная психология исследует закономерности этапов психического развития и формирования личности, психологические особенности людей разного возраста. Разделами возрастной психологии являются детская психология, психология юности, психология зрелого возраста, геронтопсихология (психология старости);психологические явления, возникающие в общении и взаимс- действии людей и социальных групп.
Пример: социальная психология изучает психологические характеристики групп людей, социально-психологические проявления личности. Практические приложения социальной психологии используются в производстве, образовании, управлении, политике. Так, прикладной раздел социальной психологии - психология пропаганды - рассматривает процессы распространения сообщений на уровне формирования, закрепления или изменения установок человека по отношению к каким-либо общественно значимым объектам, психологические аспекты возникновения и функционирования общественного мнения, способы побуждения людей к определенным действиям;
психологические особенности конкретных видов деятельно сти (психология труда, педагогическая психология, медицинская психология, юридическая психология, военная психология, психология спорта, инженерная психология, психология искусства, психология менеджмента, психология рекламы и др.).
Пример 1: медицинская психология - отрасль психологии, изучающая психологические аспекты гигиены, профилактики, диагностики, лечения, экспертизы и реабилитации больных. Структура медицинской психологии включает ряд разделов, ориентированных на исследования в конкретных областях медицинской науки и практического здравоохранения. Так, клиническая психология рассматривает психические факторы происхождения н течения болезней, влияние болезней на личность, психологические аспекты целебных воздействий. Особое внимание в этой отрасли уделяется психосоматическим заболеваниям - нарушениям функций внутренних органов и систем, одной их причин которых являются нервно-психические факторы (переживание психологической травмы, особенности эмоционального реагирования личности). Это такие заболевания, как бронхиальная астма, гипертоническая и язвенная болезни. Не следует путать медицинского психолога и психиатра. Деятельность психолога, хоть и осуществляется в медицинских учреждениях, связана с использованием психологических, а не медицинских методов диагностики и коррекции, применяемых, в основном, к психически здоровым людям. Пример 2: иженерная психология исследует процессы и средства информационного взаимодействия между человеком и техникой с целью использования полученных знаний в практике проектиро-вания, создания и эксплуатации технических систем. В настоящее время существует множество отраслей, связанных с инженерной психологией: авиационная психология, космическая психология, психология компьютеризации. Последняя изучает закономерности и принципы организации различных видов человеческой деятельности и общения, опосредствованных компьютерами, диалога между человеком и компьютером, влияние работы с компьютером на личность и ее развитие; комплексные проблемы, образующиеся на стыке психологии с другими науками (психофизиология, зоопсихология, психогенетика, экологическая психология, психосемантика, математическая психология и др.).
Пример: психофизиология изучает связи, существующие между психикой и физиологическими процессами, происходящими в организме и мозге человека. Главной задачей психофизиологии является причинное объяснение психических явлений путем раскрытия лежащих в их основе нейрофизиологических механизмов. изучение вопросов, требующих предварительного осмысления на философском уровне, например, сущность и происхождение человеческого сознания, природа высших форм мышления;
совместное изучение проблем современного человека, таких, как цель и смысл жизни, мировоззрение, духовность, моральные ценности.
Превращению психологии в самостоятельную науку способствовал ее союз с естествознанием, откуда был привлечен эксперимен-тальный. метод. Естественнонаучную основу психологии составляют: рефлекторная теория И.М. Сеченова;
учение И.П. Павлова об условных рефлексах;
рефлексология В.М. Бехтерева;
общая теория построения движений Н.А. Берштейна;
эволюционное учение Ч. Дарвина;
исследования мозговой локализации психических функций (ощущений, памяти, мышления и т.д.) и их нарушений npi локальных поражениях мозга (С.С. Корсаков, А.Р. Лурия i другие).
Благодаря своим отраслям психология имеет многосторонни* связи: с естественными науками (общей биологией, зоологией, фи зиологией, медициной) через изучение:
физиологических механизмов психической деятельности (психофизиология);
мозговых механизмов высших психических функций (нейропсихология) ;
психологических факторов происхождения и течения различных заболеваний (клиническая психология);
психики животных, а также эволюции психики (зоопсихология), сходства и различия в поведении и психике животных и человека (сравнительная психология);
с общественными науками (историей, культурологией, социологией, педагогикой, политологией, религиоведением) через изучение:
истории психологии, закономерностей и механизмов получения нового знания о психической реальности, взаимодействия науки и социальной практики;
обусловленности развития психики социальными и культурными факторами; проблем, связанных с обществом и личностью, социальными грушами, межличностными в межгрупповыми отношениями (социальная психология);
психологических проблем обучения и воспитания (педагогическая психология);
политического сознания наций, классов, социальных групп, индивидов (политическая психология) ;религиозного сознания, механизмов воздействия на психику в религиозных группах и культах (психология религии);
3) с техническими науками через изучение:
систем «человек-техника* (инженерная психология);
профессиональной пригодности операторов (психология труда);
проблем проектирования объектов, учитывающих возможности и удобство человека (эргономика);
влияние взаимодействия с техникой на психику человека (психология компьютеризации).
Рекомендуемая литература
Введение в психологию/Под общ. ред. проф. А.В. Петровского. - П.: Изд. центр «Академия», 1997. С. 70—87.
Гиппенрейтер Ю£. Введение в общую психологию. Курс лекций. - М.: ЧеРо, 1996. С. 9-21.
Годфруа Ж. Что такое психология: В 2-х т. Т. 1. - М.: Мир, 1992. С. 101-128.
Климов ЕЛ. Основы психологии. - М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 1997. С. 5-68, 95-116.
Немов Р.С. Психология: Учеб. для студентов высш. пед. учеб. за- 1едений. В 3 кн. Кн.1. Общие основы психологии. - М.: Гуманитар- I ый издательский центр В ЛАД ОС, 1997. С. 8-15, 91-108.
Реан АЛ., Бардовская Н.В., Розум С.И. Психология и педагоги- I а. - СПб.: Питер, 2000. С. 9-42.Лекция ‘ЛИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ПСИХОЛОГИИЦель лекции: рассмотреть особенности становления психологии как науки; показать различия представлений о предмете психологии в различных психологических школах и направлениях.План лекции Этапы становления психологии как науки.
Направления психологии: предмет и методы исследования.
Основные характеристики бихевиоризма.
Основные характеристики психоанализа.
Основные характеристики гештальтпсихологии.
Основные характеристики гуманистической психологии.
Когнитивный подход и его особенности.
Отечественная психология (деятельностный подход).
Тенденции развития современной психологии.
Этапы становления психологии как наукиНа сегодняшний день существует несколько взглядов на пробле му «этапности* развития психологии. Отечественный психоло: М.С. Роговин [87] утверждал, что можно выделить три этапа в ста новлении психологии как науки: этапы донаучной психологии, фи лософской психологии и научной психологии.» 1. Донаучная психология - это познание другого человека и са мого себя непосредственно в процессах деятельности и взаимного об щения людей. Источником знаний о психике в донаучной психола гии выступают: личный опыт (житейские обобщения, возникающие в резуль тате наблюдения за другими людьми и самим собой);
общественный опыт (представления, обычаи, традиции, ко торые передаются от поколения к поколению).
По мнению М.С. Роговина, донаучное психологическое знание несиетематизировано, поэтому верные представления сосуществовали с ошибочными представлениями и предрассудками. К донаучной психологии относятся те знания, которые накапливались с момента возникновения человеческого общества. Представления самых первых людей о психике заключались в том, что в теле человека заключено другое существо («душа*, «тень*), занятое расшифровкой того,*то видят глаза, слышат уши и ощущает кожа. Эту «душу» наделял* способностью выходить на волю, пока человек спит, и жить с обет- j енной жизнью в его снах.Немного позже древние цивилизации придумали себе богов и бо- I инь; те мысли или поступки человека, которые древние не могли понять, они приписывали действию таинственных и могуществен |