Скачать 362.98 Kb.
|
На правах рукописи__________________ГОЦЕВА Юлия АлександровнаОСОБЕННОСТИ САМОПРЕДЪЯВЛЕНИЯ ПОДРОСТКОВ В СЕМЕЙНОЙ, УЧЕБНОЙ И ДРУЖЕСКОЙ СФЕРАХ ОБЩЕНИЯ Специальность 19.00.01 – «Общая психология, психология личности, история психологии» (психологические науки) АВТОРЕФЕРАТдиссертации на соискание ученой степени кандидата психологических наук
Ростов-на-Дону 2008 Работа выполнена на кафедре психологии личностифакультета психологии Южного федерального университета
Защита состоится «18» декабря 2008 года в 14.30 на заседании диссертационного совета Д-212.208.04 по защите диссертаций на соискание ученой степени кандидата психологических наук в Южном федеральном университете по адресу 344038, г. Ростов-на-Дону, пр. М. Нагибина, 13, факультет психологии, ауд. 222. С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Южного федерального университета по адресу: 344006, г. Ростов-на-Дону, ул. Пушкинская, 148. Автореферат разослан «14» ноября 2008 г. Ученый секретарь диссертационного совета, кандидат психологических наук, доцент Тащёва А.И. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫАктуальность исследования. Эффективность межличностного взаимодействия в значительной степени зависит от способности личности целенаправленно формировать впечатление о себе в соответствии с ситуацией общения. Развитие имиджелогии свидетельствует о наличии запроса к психологам со стороны общества в помощи лицам разного возраста и социального положения по созданию благоприятного впечатления о себе. Такой запрос порождает необходимость глубокого теоретического исследования феномена самопредъявления, а также проведения эмпирических работ для изучения специфики стратегий самопредъявления, используемых в разных социальных общностях. Проблема самопредъявления в межличностном общении в зарубежной психологии имеет давнюю традицию, восходящую к работам представителей символического интеракционизма Дж. Мида, Ч. Кули и И. Гофмана [Mead G., 1994; Cooley C., 1993; Гофман И., 2000]. Зарубежными авторами описана мотивация самопредъявления [Leary M., Коwalski R., 1990; Schlenker B., 1980; Майерс Д., 1996], выявлены его стратегии и тактики [Jones Е., Pittman T., 1982; BaumaeisterR., 1984; Тедеши Д., Неслер М., 1994], исследованы индивидуальные различия в стиле самопредъявления, личностные и ситуативные факторы их обусловливающие [Snyder M., 1987; Fenigstein A., Scheier M., Bass A., 1989]. Исследование феномена самопредъявления имеет свою историю и в отечественной науке. Отдельные аспекты его изучались в связи с проблемами социальной перцепции [Андреева Г.М., 1988; Бодалев А.А., 1977, Знаков В.В., 1998; Панферов В.Н., 1996], формирования имиджа [Панасюк А.Я., 1998; ПочепцовГ.Г., 2000; Шепель В.М., 2002]. В последнее десятилетие в отечественной психологии были осуществлены эмпирические исследования разных аспектов феномена самопредъявления. Е.А. Петрова разработала теорию визуальной психосемиотики общения, в рамках которой изучается проблематика визуальной самоподачи образа «Я» [Петрова Е.А., 2000]. В.А. Лабунской исследование самопредъявления осуществляется через изучение экспрессивного поведения личности [Лабунская В.А., 1998]. И.П. Шкуратова изучает этот феномен как один из компонентов самовыражения личности в общении, а также в связи с искажением личностью информации о себе [Шкуратова И.П., 2007]. Самопредъявление - один из механизмов саморегуляции личности и регуляции межличностных отношений, поэтому его изучение необходимо для более глубокого понимания и осмысления сущности поведения личности в сфере общения [Агеев В.С., 2000]. Самопредъявление стимулирует личностный рост, выполняет развивающую функцию, способствует самопознанию, личностной идентификации [Гинзбург М.Р., 1994]. В этой связи исследование закономерностей самопредъявления способствует изучению механизмов личностного роста. Актуальной является разработка новых методов для диагностики индивидуальных особенностей самопредъявления личности и выработка критериев для оценки его количественных и качественных характеристик. Цель исследования - изучение особенностей самопредъявления подростков в семейной, учебной и дружеской сферах общения. Предмет исследования - содержательные и инструментальные характеристики самопредъявления подростков и их связь с детско-родительскими отношениями. Гипотезы исследования: 1. В общении с близкими людьми (родителями, лучшими друзьями) подростки стремятся предъявлять больше положительных качеств, чем в адрес менее близких лиц. 2. Девушки-подростки предъявляют партнерам по общению более фемининный образ за счет демонстрации собственной привлекательности и альтруизма, в то время как юноши стремятся создать более маскулинный образ, презентируя больше деловых характеристик. 3. Девушки предпочитают стратегии привлекательности и примерности, а юноши – стратегию самопродвижения. Можно предположить, что из негативных стратегий девушки чаще прибегают к стратегии самоуничижения, а юноши – к стратегии запугивания. 4. Отношения подростка с родителями могут быть связаны с особенностями его самопредъявления в общении с окружающими. Задачи исследования. Теоретические задачи: 1. Систематизировать представления о самопредъявлении, его стратегиях и тактиках в отечественной и зарубежной психологии. 2. Проанализировать факторы, обусловливающие особенности самопредъявления в межличностном общении. 3. Рассмотреть особенности личности подростка и его отношения с родителями как факторы, детерминирующие его самопредъявление. Методическая задача: 4. Апробировать комплекс методик, рассчитанных на диагностику индивидуальных особенностей самопредъявления, на выборке подростков старшего школьного возраста. Эмпирические задачи: 5. Изучить содержательные характеристики образов, предъявляемых подростками в общении с разными партнерами, а также интенсивность их самопредъявления. 6. Исследовать стратегии самопредъявления подростков и их связь с видами искажения информации в межличностном общении. 7. Исследовать взаимосвязи между характеристиками самопредъявления подростков и их отношениями с родителями. 8. Осуществить анализ связи пола подростков с особенностями их самопредъявления в межличностном общении. Эмпирическим объектом исследования выступили 150 подростков в возрасте 14-16 лет, учащиеся средней школы № 112 г. Ростова-на-Дону и учащиеся средних школ № 5 и № 14 г. Пятигорска, а также 100 их родителей. Выборка составила 250 человек. Теоретической и методологической основой исследования послужила концепция социальной драматургии [Гофман И.]; теория «зеркального Я» [CooleyC.]; теория символического интеракционизма [Mead G.]; двухкомпонентная модель самопрезентации [Leary M., Коwalski R.]; концепция самомониторинга [Snyder M.]; представления о стратегиях и тактиках самопредъявления [Jones Е., Pittman T.; Schutz А.]; представления о закономерностях порождения и восприятия образов партнеров в процессе общения [Бодалев А.А.; Андреева Г.М.; Куницына В.Н.; Лабунская В.А.]; представления о самораскрытии и самопредъявлении как двух формах самовыражения личности в общении [Амяга Н.В.; Шкуратова И.П.]; концепция визуальной психосемиотики [Петрова Е.А.]; теоретические положения о природе, мотивах и видах лжи [Экман П.; Знаков В.В.]; представления об особенностях личности подростка [Кон И.С.; Божович Л.И.; Кле М.], их взаимоотношениях с родителями, как факторе формирования индивидуальности [Дубровина И.В.; Спиваковская А.С.; Столин В.В.; Тащева А.И.] и стилях семейного воспитания [Арутюнянц Э.В.; Дружинин В.Н.; ЛичкоА.Е.]. Методы исследования: анализ научной литературы, методы психологической диагностики, методы статистической обработки психологических данных. Методический инструментарий: опросник «Взаимодействие родитель-ребенок» И.М. Марковской; комплекс методик, разработанный И.П. Шкуратовой, включающий тест «Самопредъявление в межличностном общении» (СМО), опросник «Стили поведения» и опросник «Виды лжи»; метод сравнения средних значений; коэффициент ранговой корреляции Спирмена; факторный анализ; U-критерий Манна-Уитни; критерий Х 2r Фридмана. Расчеты производились с использованием пакета статистических программ SPSS для Windows (версия 11.5). Положения, выносимые на защиту: 1. Самопредъявление подростков варьирует в зависимости от сферы общения по интенсивности, тенденции к преувеличению или к приуменьшению предъявляемых качеств и содержанию предъявляемого образа (в общении с родителями и лучшими друзьями они стремятся выглядеть максимально позитивно). 2. Юноши демонстрируют в общении со всеми партнерами преимущественно маскулинные характеристики. Девушки-подростки в общении с лицами мужского пола предъявляют преимущественно фемининные черты, а в общении с лицами своего пола – маскулинные характеристики. 3. В процессе межличностного взаимодействия подростки предпочитают стратегии самопредъявления, направленные на создание позитивного образа в глазах окружающих (инграциация, самопродвижение, примерность). При этом юноши чаще, чем девушки, прибегают к стратегии самопродвижения. Из негативных стратегий у всех наименее выражена стратегия самоуничижения, стратегия запугивания более характерна для юношей. 4. Отношения с родителями связаны со стратегиями самопредъявления и видами лжи, которые подросток избирает в межличностном взаимодействии. Неудовлетворенность подростка отношениями с родителями приводит к доминированию у него стратегий запугивания и самоуничижения. Подростки, неудовлетворенные отношениями с родителями, предпочитают такие виды лжи, как умолчание и оправдание. Научная новизна данной работы состоит в том, что были систематизированы существующие в зарубежной и отечественной психологии представления о природе и содержании самопредъявления, а также о факторах, его обусловливающих. Проанализированы теоретические представления отечественных и зарубежных авторов о стратегиях и тактиках самопредъявления, видах лжи с точки зрения феномена самопредъявления личности. Впервые в отечественной психологии описаны и исследованы индивидуальные характеристики самопредъявления подростков по параметрам интенсивности, вариативности, склонности к искажению информации о себе, тенденции преувеличения или приуменьшения собственных качеств; выявлены стратегии самопредъявления и проведен содержательный анализ образов, предъявляемых подростками в разных сферах общения (семейной, учебной, дружеской). Впервые проведена апробация комплекса новых методик, рассчитанных на диагностику самопредъявления личности и склонности ко лжи в межличностном общении. Впервые исследовано влияние пола подростков на содержательные и количественные характеристики самопредъявления лицам из ближайшего окружения. Впервые в отечественной психологии рассмотрено соотношение разных видов лжи, используемых подростками в межличностном общении в связи со стратегиями самопредъявления. Впервые выявлены связи между характером отношений подростка с родителями и особенностями его самопредъявления в межличностном общении, а также предпочитаемыми видами лжи. Теоретическая и практическая значимость работы. Результаты исследования расширяют и углубляют существующие теоретические представления о самопредъявлении как сложном психологическом феномене, проявление которого детерминируется многими факторами. Рассмотрена специфика самопредъявления подростков в общении с лицами разного пола и возраста, что может быть использовано в практике психолого-коррекционной работы. Полученные данные о связях между характером отношений подростков с родителями, с одной стороны, и стилями самопредъявления и склонностью ко лжи, с другой стороны, могут быть положены в основу рекомендаций по оптимизации взаимоотношений в семейной сфере. Выявленные в работе образы самопредъявления юношей и девушек подросткового возраста могут служить основой для выработки эффективного имиджа в индивидуально-психологическом консультировании подростков. Поскольку большая часть обращений клиентов к психотерапевтам связана с жалобами на непонимание со стороны близких людей и невозможность установить с ними гармоничные доверительные отношения, диагностика индивидуальных особенностей самопредъявления может быть ключом к пониманию причин нарушения межличностных отношений клиента. Достоверность полученных результатов обеспечивалась методической обоснованностью общего замысла исследования, использованием адекватных исследовательских процедур, достаточным объемом эмпирического материала, применением надежных статистических процедур обработки данных. Апробация и внедрение результатов исследования. Материалы диссертации были представлены на заседании кафедры психологии личности РГУ, на научных конференциях аспирантов в рамках XXXI и XXXII сессиях Недели науки РГУ (Ростов-на-Дону, 2003-2004). В настоящее время полученные данные используются в учебном процессе ЮФУ при чтении курса «Самовыражение личности в общении» (Ростов-на-Дону, 2004-2008); в работе психолога-консультанта ГОУ СПО «Базовое медицинское училище на Кавказских Минеральных Водах». Публикации. По теме диссертации опубликовано 6 работ общим авторским объемом 1,18 усл. п.л.; в том числе 1 работа - в журнале, рекомендованном ВАК РФ. Структура и объем работы. Диссертация состоит из введения; трех глав; заключения, содержащего выводы, практические рекомендации и перспективы дальнейшего исследования; литературы, включающей 232 источников, из них 23 - на английском языке, и 15 Приложений. Объем основного текста составляет 165 страниц. Работа иллюстрирована 21 Рисунками и 25 Таблицами. ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ Во введении обосновывается актуальность исследования; определяются его цель, задачи, предмет и объект; формулируются гипотезы и положения, выносимые на защиту; указываются теоретические и методологические предпосылки исследования; называются применяемые методы и методики; раскрываются научная новизна, теоретическая и практическая значимость работы. В первой главе - «Проблема самопредъявления в зарубежной и отечественной психологии» - систематизированы существующие в зарубежной и отечественной психологии представления о природе и содержании самопредъявления, рассмотрены теоретические положения о мотивах и видах лжи. В первом параграфе - «Развитие представлений о самопредъявлении в зарубежной психологии» - представлены классические направления зарубежной психологии, в контексте которых исследователи обращались к феномену самопредъявления. Подчеркивается, что первоначально проблематика самопредъявления рассматривалась в русле символического интеракционизма [Mead G., 1994;] и в рамках теории «зеркального Я» Ч. Кули [Cooley C., 1993]. Существенный вклад в разработку проблемы самопредъявления личности внес создатель концепции социальной драматургии И. Гофман, который рассмотрел этот феномен в связи с исполнением ролей [Гофман И., 2000]. Отмечается, что исследования зарубежных авторов в области управления впечатлением проводились по нескольким направлениям: в рамках теории когнитивного диссонанса [Festinger L., 2000; Baumaeister R., Steinhilber A., 1984], теории власти [Manstead A., 1996; Тернер Д., 2003; Моргентау Х., 2000], теории социальных наград [Аrkin R., 1980], ролевых теорий [Шибутани Т., 1998; Келли Г., 1984]. Различные авторы сосредоточивали свое внимание на изучение разных аспектов этого феномена. Одни исследователи изучали собственно процесс управления впечатлением, рассматривая технологии, стратегии и тактики самопредъявления [Manstead A., 1996; Jones Е., Pittman T., 1982]; другие изучали индивидуальные различия в склонности к самопредъявлению: двухкомпонентная модель самопрезентации [Leary М., Кowalski R., 1990]; концепция самомониторинга [Snyder М., 1987]; представления о самоверификации [Сванн В., 1983]. В заключение делается вывод о том, что понятие самопредъявления зарубежные авторы связывают с исполнением личностью разных социальных ролей и с публичным «Я», которое человек демонстрирует в процессе взаимодействия с другими людьми. Оно направлено на обретение социальной идентичности с референтной группой и с теми социальными общностями, к которым человек себя относит. Главная цель всякого самопредъявления личности - создание желаемого, чаще всего социально одобряемого образа, для определенной аудитории. Всеми авторами самопредъявление рассматривается как активный процесс конструирования личностью своей социальной идентичности, который помогает человеку взаимодействовать с другими людьми, контролировать их действия, изменять и модифицировать их восприятие своего образа «Я». Второй параграф – «Развитие представлений о самопредъявлении в отечественной психологии» - посвящен анализу, обобщающему позиции отечественных психологов по поводу данного феномена, рассматривается соотношение понятий, описывающих разные формы воплощения личностного «Я» во внешнем и внутреннем мирах, и приводятся их определения. Отмечается, что проанализированные определения самопредъявления очень разнородны и сосредоточены на разных аспектах этого сложного феномена. Подчеркивается, что в настоящее время значительно возрос интерес к теме личностной представленности человека в общении в отечественной психологии. Изучение самопредъявления вступило в новую фазу целенаправленного эмпирического исследования. В качестве основных тем исследования этого явления выделены следующие: закономерности кодирования и декодирования экспрессивного поведения личности [Лабунская В.А., 2003; Буракова М.В., 1998; Белугина Е.В., 2003; Герасимова О.А., 2003]; исследование закономерностей создания имиджа с помощью визуальных средств [Петрова Е.А., 2001, 2003, 2006; Шепель В.М., 2002]; содержание стратегий и тактик самоподачи образа «Я» [Котлярова М.Н., 2003; Петрова И.И., 2003; Романова А.В., 2002]; индивидуально-психологические и профессиональные, а также возрастные и гендерные особенности визуальной самоподачи образа «Я» [Котлярова М.Н., 2003; Родионова А.А., 2002; Петрова И.И., 2004]; исследование самопредъявления как механизма межличностного влияния [Куницына В.Н., Казаринова Н.В., Погольша В.М., 2003; Кузнецова И.В., 2002]; изучение закономерностей самопредъявления в связи с социальной компетентностью субъекта и объекта предъявления [Жуков Ю.М., 1988; Соколова-Бауш Н.В., 1999; Михайлова Е.В., 2005, 2006]; самопредъявление в условиях опосредованной коммуникации (через Интернет, газетные объявления) [Кошелева Ю.П., 1998; Белинская Е.П., 2000, Жичкина А.В., 2000]; исследование самовыражения личности через феномены самораскрытия и самопредъявления [Шкуратова И.П., 1998; Зинченко Е.В., 2000; Бородина М.В., 2001; Перепелица Н.В., 2003; Тепина М.Н., 2008]. В заключении делается вывод о том, что наибольшее развитие получило изучение средств самопредъявления и механизмов восприятия предъявляемого реципиентом образа. Гораздо менее исследованными остались проблемы, связанные с личностью субъекта самопредъявления: его полом, возрастом, особенностями его воспитания, личностными чертами. Третий параграф - «Стратегии, тактики и средства самопредъявления» - посвящен рассмотрению названных понятий. Предлагается несколько определений термина «стратегия». Указывается на то, что существует некоторый набор стратегий, сложившихся в ходе исторического развития общества, но имеющих своеобразие в разных культурах, социальных группах, а также испытывающих влияние жизненного опыта субъекта самопредъявления. Подробно анализируются основные стратегии самопредъявления, описанные зарубежными авторами [Jones Е., Pittman T., 1982; Baumaeister R., 1984; Тедеши Д., 1997; Schutz А., 1997] и отечественными исследователями [Крижанская Ю.С., Третьяков В.П., 1999; Пантилеев С.Р., Визгина А.В., 1997; Бороздина Г.В., 1999]. Отмечается, что каждая из стратегий имеет определенную специфическую цель, реализуется посредством соответствующих тактик, направлена на определенную ответную реакцию у партнера. В заключение отмечается, что, презентируя себя другим, человек влияет на впечатление о себе, используя для этого многочисленные средства, находящиеся в его распоряжении. Выбор стратегии и средств для ее реализации зависит от ряда факторов: индивидуально-психологических особенностей коммуникатора и реципиента; компетентности, откровенности и искренности каждого из них; степени владения приемами общения, заинтересованности в теме и успехе беседы; ожидаемой ценности результатов; уверенности в успехе применения определенной стратегии. Под самопредъявлением понимается презентация личностью себя в соответствии со своими целями, индивидуальными особенностями, характеристиками партнера и ситуативными факторами. Оно направлено на конструирование идентичности и предполагает определенное поведение в течение продолжительного периода времени. Стратегия самопредъявления понимается как совокупность конкретных приемов, используемых личностью, при предъявлении себя другим. Она может включать в себя различные приемы привлечения внимания, установления и поддержания контакта с партнером и воздействия на него. Тактика самопредъявления – конкретный прием, направленный на создание определенного образа с помощью оформления внешности, речи, манеры поведения. В четвертом параграфе - «Ложь как средство самопредъявления личности в общении» - излагаются теоретические представления отечественных и зарубежных авторов о видах и последствиях лжи с точки зрения феномена самопредъявления личности. Представлены различные взгляды на феномен искажения информации. Приводятся классификации форм и видов лжи, а также рассматривается соотношение понятия лжи с близкими психологическими категориями: «обман», «неправда», «полуправда», «самообман», «манипуляция», «макиавеллизм». Отмечается, что частыми мотивами лжи бывают: самозащита или защита другого человека; стремление завоевать признание или интерес со стороны окружающих; защита своей приватности; избегание стыда и наказания; стремление доказать свое превосходство, повысить свой авторитет; страх унижения. Обсуждаются условия, при которых люди больше искажают информацию о себе, а также анализируются факторы, оказывающие основное влияние на выбор субъекта между правдой и ложью. Подчеркивается, что важнейшими психологическими механизмами порождения неправды, лжи и обмана являются защитные механизмы личности. Обсуждается вопрос о степени искренности самопредъявления. На основе представлений ряда психологов делается вывод о том, что любое высказывание человека о себе содержит одновременно элементы истинности и ложности [ЭкманП., 1983; Знаков В.В., 1998; Симоненко С.И., 1999; Шалютин Б.С., 1996; Щербатых Ю.В., 2001; Шейнов В.П., 2003]. Перевес в сторону одного из них определяется целями и намерениями субъекта. В целом констатируется, что ложь в большинстве случаев используется в качестве средства самопредъявления. Необходимость, возможность и желание человека солгать определяются не только социально-демографическими и ситуативными факторами, но и личностными особенностями человека. Способность успешно лгать связана со склонностью к макиавеллизму [Знаков В.В., 2000], манипулирование - с ценностно-смысловой сферой личности [Доценко Е.Л., 1996; Рюмшина Л.И., 2003]. |
К семейной жизни содержание В этой книге речь идет о подготовке к семейной жизни главным образом подростков. Но автор считает необходимым затронуть проблемы... | Виды деструктивного общения подростков и особенности их проявления Зам директора по увр мбоу «Кадетская школа-интернат» Спасского муниципального района рт | ||
Серия классных часов на тему: «Искусство общения». 9 класс Классный... Цель: познакомить учащихся с историей возникновения традиционных приветствий народов мира, с различными видами приветствий; сформировать... | Пояснительная записка Цель программы: воспитание На базовом уровне предусматривается углубление и расширение знаний о языковой норме и ее разновидностях, нормах речевого поведения... | ||
1 Цели и задачи изучения дисциплины ... | Рабочая программа по русскому языку в 8 классе составлена на основе программы по русс На базовом уровне предусматривается углубление и расширение знаний о языковой норме и ее разновидностях, нормах речевого поведения... | ||
Типовые тесты по русскому языку как иностранному второй сертификационный уровень Успешная сдача одного из данных типовых тестов свидетельствует о том, что тестируемый владеет русским языком в учебной, учебно-научной... | Программа охватывает различные аспекты изучения лексико-грамматического... Развитие навыков устной речи в социально-культурной, профессиональной и повседневной сферах общения: диалогическая и монологическая... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Исследование семейного пространства и семейной макродинамики (история создания, сценарии), семейной идеологии | Рабочая программа учебной дисциплины «русский язык и культура речи» Цель дисциплины – повышение общей речевой культуры студентов, совершенствование владения нормами устной и письменной форм литературного... | ||
Рабочая программа учебной дисциплины «русский язык и культура речи» Цель дисциплины – повышение общей речевой культуры студентов, совершенствование владения нормами устной и письменной форм литературного... | Рабочая программа учебной дисциплины «русский язык и культура речи» Цель дисциплины – повышение общей речевой культуры студентов, совершенствование владения нормами устной и письменной форм литературного... | ||
Рабочая программа учебной дисциплины «Русский язык и культура речи» Цель дисциплины – повышение общей речевой культуры студентов, совершенствование владения нормами устной и письменной форм литературного... | Программа элективного курса по русскому языку для 10-11-х классов "Язык в сферах общения" Программа элективного курса по русскому языку для 10–11-х классов "Язык в сферах общения" | ||
План подготовки урока семейной любви Занятие по методике автора уроков семейной любви Е. В бачевой выстроено по опорной схеме | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Курс «Психология общения» составлен на основе программ: «Уроки общения», «Психологических программ развития в подростковом и старшем... |