Скачать 476.88 Kb.
|
6. ИГРОТЕХНИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ВУЗАОчевидно, что понятие «игротехническая деятельность» является производным от понятия «деятельность». Интуитивно игротехническую деятельность преподавателя можно определить как деятельность по реализации игровых технологий. Данное определение будет использовано в качестве рабочего для последующего анализа игротехнической деятельности, а в дальнейшем мы к нему вернемся с целью уточнения.В отечественной науке проблемы деятельности разрабатывались в философии (В.П. Иванов, Э.В. Ильенков, М.С. Каган, П.В. Копнин, Э.Г. Юдин и др.) и в психологии (М.Я. Басов, К.К..Платонов, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн и др.). Предлагаются разные определения деятельности. В трактовке Философского энциклопедического словаря деятельность – это «специфически человеческая форма активного отношения к окружающему миру, содержание которой составляет его целесообразное изменение и преобразование»1. Российская Педагогическая энциклопедия определяет деятельность как «специфическую форму общественно-исторического бытия людей, целенаправленное преобразование ими природной и социальной действительности»2. В различных отраслях научного знания существуют и различные основания для классификации деятельности. В социологии принято выделять трудовую, политическую, художественную, научную и другие виды деятельности. В педагогике в качестве основных выделяют игровую, учебную и трудовую виды деятельности. В психологии деятельность соотносят со многими психическими процессами (сенсорная, мнемическая, мыслительная и другие виды деятельности). Наиболее развернутый психологический анализ деятельности дал А.Н. Леонтьев. Структура деятельности, по А.Н. Леонтьеву, включает потребность, мотив, задачу, средства (решения задач), действия, операции. «Главное, что отличает одну деятельность от другой, – пишет А.Н. Леонтьев, - состоит в различии их предметов. Ведь именно предмет деятельности придает ей определенную направленность»3. Основными характеристиками деятельности являются: предметность (деятельность определяется тем, на что она направлена, т.е. предметом деятельности), мотивированность, целеположенность/целенаправленность (цель – образ предвосхищаемого результата деятельности) и осознанность (субъект деятельности может осознавать как себя в деятельности, так и содержание деятельности). Еще одной характеристикой деятельности является ее социальность, т.к. деятельность человека всегда носит общественный характер, побуждающий людей к обмену ее продуктами, информацией, к согласованию индивидуальных целей и планов, к взаимопониманию4. Также производным от понятия «деятельность» является понятие «педагогическая деятельность». Проблемы педагогической деятельности как самостоятельного вида человеческой деятельности разрабатывались в трудах И.А. Зимней, Н.В. Кузьминой, Б.Т. Лихачева, А.К. Марковой, Л.М. Митиной, В.А. Сластенина и др.. В работах названных и других ученых определяется сущность, структура и функции педагогической деятельности, ее виды, профессионально обусловленные требования к педагогу, необходимые преподавателю знания, умения и навыки, освещаются вопросы педагогической направленности, педагогической компетентности, педагогического мастерства. Под педагогической деятельностью понимают «профессиональную деятельность, направленную на создание в педагогическом процессе оптимальных условий для воспитания, развития и саморазвития личности воспитанника и выбора возможностей свободного и творческого самовыражения»5. И.А. Зимняя определяет педагогическую деятельность как «воспитывающее и обучающее воздействие учителя на ученика (учеников), направленное на его личностное, интеллектуальное и деятельностное развитие, одновременно выступающее как основа его саморазвития и самосовершенствования»6. Психологические аспекты педагогической деятельности нашли отражение в работах И.А. Зимней, Н.В. Кузьминой, А.К. Марковой, Л.М. Митиной и др. По мнению этих и других ученых, педагогическая деятельность имеет те же самые характеристики, что и любой другой вид деятельности, а именно: целеположенность, мотивированность, предметность. Следовательно, к педагогической деятельности применима общепсихологическая модель деятельности. Например, в своих работах И.А. Зимняя определяет предмет, средства, способы, продукт, результат педагогической деятельности. Предметом педагогической деятельности является организация учебной деятельности обучающихся, направленной на освоение ими предметного социокультурного опыта как основы и условия развития. Средствами педагогической деятельности являются научные (теоретические и эмпирические) знания, при помощи и на основе которых формируется тезаурус обучающихся. Способами передачи социально-культурного опыта в педагогической деятельности являются объяснение, показ (иллюстрация), совместная работа с обучающимися по решению учебных задач, непосредственная практика обучающегося (лабораторная, полевая), тренинги. Продуктом деятельности преподавателя выступает формируемый у ученика индивидуальный опыт во всей совокупности аксиологических, нравственно-этических, эмоционально-смысловых, предметных, оценочных составляющих. Результатом педагогической деятельности как выполнения ее основной цели является развитие обучающегося: его личностное, интеллектуальное совершенствование, становление его как личности, как субъекта учебной деятельности. Как было показано ранее, основным отличием игрового обучения от традиционного является замена организационных форм обычной учебной деятельности игровыми. Отсюда можно сделать вывод о предмете деятельности преподавателя-игротехника. Если предметом педагогической деятельности преподавателя в традиционном обучении является организация обычной учебной деятельности обучающихся, то предметом деятельности преподавателя-игротехника является конструирование игровой деятельности обучающихся и управление ею. Исследуя структуру педагогической деятельности, Л.М. Митина включает в нее пять компонентов: педагогические цели и задачи, педагогические способы решения поставленных задач (кого учить?, кому учить?, чему учить? и как учить?), анализ и оценка педагогических действий преподавателя, подготовительная работа и внеурочная работа7. Крайне важным для преподавателя-игротехника, на наш взгляд, является анализ и оценка своих действий по реализации конкретной игровой технологии. Особенность этих процедур – педагогическая рефлексия, изучение достигнутого уровня как преподавателя-игротехника посредством анализа процессуальной и результативной сторон своей деятельности. В отличие от принятого в психологии понимания деятельности, применительно к педагогической деятельности преобладает подход выделения ее компонентов как относительно самостоятельных функциональных видов деятельности педагога. Так, Н.В. Кузьмина, выделяя в педагогической системе пять структурных компонентов (цели, учебная информация, средства педагогической коммуникации, учащиеся и педагоги), добавляет к ним пять функциональных компонентов: гностический, проектировочный, конструктивный, организаторский и коммуникативный. Не отрицая возможности применения к педагогической деятельности общепсихологической модели, отмечается, что общепсихологическая модель деятельности есть модель деятельности индивидуальной, но педагогическая деятельность, по своей сути, является деятельностью совместной, более того, это деятельность, которая строится по законам общения8. Реализуется педагогическая деятельность совокупностью действий, которые подчинены конкретным целям и направлены на решение конкретных педагогических задач. Совокупность таких конкретных действий предопределяет реализацию той или иной психолого-педагогической функции, представляя структурную организацию педагогической деятельности. В исследованиях ряда ученых (Н.В. Кузьмина, В.А. Сластенин, А.И. Щербаков и др.) выявлены следующие взаимосвязанные и взаимообусловленные функции (виды деятельности) преподавателя: диагностическая (связана с изучением обучающихся и установлением уровня их развития, воспитанности), ориентационно-прогностическая (выражается в умении преподавателя определять направление своей деятельности, ее цели и задачи на каждом этапе, прогнозировать ее результаты), конструктивно-проектировочная (обеспечивает отбор и организацию содержания учебной информации, проектирование деятельности обучающихся, проектирование собственных планируемых деятельности и поведения), организаторская (связана с вовлечением учащихся в намеченную работу и стимулированием их активности), информационно-объяснительная (обусловлена тем, что преподаватель выступает не только как организатор учебно-воспитательного процесса, но и как источник информации), коммуникативно-стимулирующая (предполагает установление правильных взаимоотношений с обучающимися, с другими преподавателями и администрацией вуза), аналитико-оценочная (помогает обучающему непрерывно сверять намеченное с достигнутым и на этой основе вносить необходимые коррективы в учебно-воспитательный процесс и свою деятельность), исследовательско-творческая (первая сторона этой деятельности состоит в том, что применение педагогической теории требует от преподавателя определенного творчества; вторая сторона связана с осмыслением и творческим развитием того нового, что выходит за рамки известной теории). Поскольку деятельность преподавателя является одним из компонентов педагогической системы, то изменения в средствах коммуникации, а следовательно, и коммуникативном элементе системы вызывают изменения в деятельности преподавателя. Характеризуя эти изменения в деятельности преподавателя, неизбежные при использовании педагогических технологий, Н.В. Борисова констатирует9:
В этом контексте Н.В. Борисова рассматривает преподавателя не только как специалиста в предметной области, но и прежде всего как педагога-менеджера и режиссера. Педагог-менеджер делегирует ответственность (значительную ее часть) за обучение и контроль обучающимся; он работает в команде, проектирующей образовательный процесс, как целостную программу (чему учить, как, где; чем обеспечить, критерии оценки, траектория движения – общая и индивидуальная). В ходе проведения игры, отмечает М.В. Кларин, учитель (преподаватель) выступает одновременно как организатор двух взаимосвязанных, но тем не менее различных видов деятельности учащихся (обучающихся) – игровой и учебно-познавательной10. Таким образом, в игротехнической деятельности преподавателя можно выделить две составляющие – с одной стороны, он конструирует игровую деятельность, а с другой стороны, конструирует и деятельность обучающихся, т.е. учебную деятельность. В этом, на наш взгляд, нет противоречия; напротив, такой вывод соотносится с принципом двуплановости игровой учебной деятельности. Принцип двуплановости игровой учебной деятельности обоснован А.А. Вербицким как один из специальных психолого-педагогических принципов, реализуемых в деловой игре11. Суть этого принципа заключается в том, что «серьёзная» деятельность по развитию личности специалиста реализуется в «несерьёзной» игровой форме, что позволяет обучающемуся интеллектуально и эмоционально «раскрепоститься», проявить творческую инициативу. Играя, обучающийся одновременно находится в реальном (практическим) и воображаемом (условном) плане. Для характеристики игры очень важно, что, проигрывая воображаемые ситуации, личность при этом переживает соответствующие реальной ситуации чувства. Реализация двуплановости происходит в процессе исполнения роли, которая, как уже отмечалось, является основным элементом игры. Поскольку принцип двуплановости применим не только к деловой игре, но и к игровой учебной деятельности в целом, его соблюдение можно считать одной из характеристик игротехнической деятельности преподавателя. А.А. Вербицкий отмечает, что, ориентируясь на принцип двуплановости игровой учебной деятельности, преподаватель создает такие объективные условия проведения игры, при которых учащиеся в любой момент времени осознают, что они делают как игроки и что – как будущие специалисты. Это, по мнению А.А. Вербицкого, достигается постановкой двоякого рода целей, - целей игровых и целей педагогических. Таким образом, двойственность или двуплановость целей игротехнической деятельности преподавателя обусловливает двуплановость его деятельности. Опора на принцип двуплановости позволяет нам более расширительно, чем ранее в данном разделе, толковать предмет игротехнической деятельности преподавателя. В свете изложенного представляется, что предметом его деятельности является одновременно как организация учебной работы обучающихся, так и конструирование, реализация и оценка их игровой деятельности в рамках конкретных игровых технологий. Отталкиваясь от определения О.С. Анисимова, рассматривающего игротехника в качестве организатора-постановщика игропроцессов, режиссера группового мышления, общения, взаимодействия Н.В. Борисова выводит определение понятия игротехнической деятельности как деятельности по организации и постановке игропроцессов, режиссированию группового мышления, общения, взаимодействия12. "Игротехническая деятельность», по мнению. Н.В.Борисовой, – «это особый вид педагогической организационно-управленческой деятельности, отличающейся системным использованием особых мыслетехнических, психотехнических, группотехнических, рефлексотехнических, коммуникативных и других процедур, позволяющих в сжатые сроки развить личностный потенциал человека и подготовить его к исполнению разнообразных жизненных ролей» 13. При этом она добавляет, что в основе игротехнической деятельности лежит моделирование, что составляет одновременно и суть режиссерской деятельности. Что касается первого определения, то при всей его верности, оно, на наш взгляд, не отражает всех этапов игротехнической деятельности преподавателя и его работу по самосовершенствованию. Второе определение практически носит общий характер, и использование его в повседневной игротехнической деятельности вызывает определенные сомнения. Учитывая результаты анализа научных источников, проведенного нами в предыдущем и данном параграфах, определим игротехническую деятельность преподавателя как систему осознанных, целесообразных действий по конструированию, реализации и оценке игропроцесса, направленного на достижение актуальной цели усвоения обучающимися знаний и умений, а также осуществление педагогической рефлексии, способствующей профессионально-педагогическому росту преподавателя как игротехника. Сравнение содержания игротехнической и традиционной педагогической деятельности по различным параметрам отражено в таблице 2. Таблица 2 ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ (ПРЕДМЕТНОЕ) СОДЕРЖАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Как показывают данные таблицы, игротехническая деятельность преподавателя имеет существенные особенности в сравнении с традиционной педагогической деятельностью. Особенности игротехнической деятельности приводятся в работе Н.В. Борисовой, В.П. Бугрина и В.Б. Кузова. Приведенный подход авторов позволяет судить о специфике такой деятельности преподавателя14: работа в условиях неопределенности; организация собственной рефлексивности; работа в разноуровневой и разнопараметральной аудиториях; двуплановость поведения (раздвоение, растроение); психологическая открытость; элементы перевоплощения (актерство); неполная идентификация преподавателя-игротехника с обучающимися; доброжелательная дистанция, профессиональная отстраненность; синергетическое мышление и поведение; широкий ассортимент процедур, техник, технологий (психологических, организационных, интеллектуальных); технологическая гибкость в объединении в логическое целое техники, процедуры, технологии; проектирование образовательного процесса на основе режиссуры (как спектакль). Указанная специфика игротехнической деятельности преподавателя проявляется на разных этапах последней. Количество этих этапов зависит от количества этапов игры, причем у различных авторов оно разное. Так, выделяются следующие этапы игротехнической деятельности преподавателя: организационный, корректирующий, аналитический, контрольно-оценочный и результативный 15; подготовительный, практический и аналитический 16; ориентация, подготовка к проведению, проведение игры как таковой, обсуждение игры; вступление, разминка, проведение игры, завершение, дебрифинг17. Вслед за О.С. Анисимовым, мы считаем, что основными этапами игротехнической деятельности в практике образовательного процесса являются: подготовительный, практический и аналитический. При этом мы отчетливо понимаем, что в той или иной мере в ней присутствуют и указанные выше другие этапы. Действия педагога по реализации игротехнической деятельности на этапе, предшествующем проведению игры (подготовительном этапе), по мнению разных исследователей, включают:
Практический этап характеризуется следующими действиями преподавателя:
Этап, следующий за проведением игры (аналитический этап), включает в себя следующие действия преподавателя:
Сгруппируем действия преподавателя, реализуемые в рамках указанных выше этапов, в зависимости от объекта (субъекта), на который действие направлено (Табл. 3). Таблица 3 ГРУППЫ ДЕЙСТВИЙ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ-ИГРОТЕХНИКА В ЗАВИСИМОСТИ ОТ ОБЪЕКТА (СУБЪЕКТА), НА КОТОРЫЙ ДЕЙСТВИЕ НАПРАВЛЕНО
Анализ данных таблицы 3 свидетельствует, что преподаватель-игротехник в ходе игротехнической деятельности осуществляет комплекс действий, совокупность которых определяет реализацию той или иной педагогической функции. Функции и роли преподавателя при реализации игровых технологий рассматриваются в работах О.С. Анисимова, Я.М. Бельчикова, М.М. Бирштейн, Н.В. Борисовой, А.А. Вербицкого, Д.Н. Кавтарадзе, М.В. Кларина, А.А. Соловьевой и др. Анализ работ этих авторов обозначил два основных подхода к вопросу вовлеченности преподавателя в игропроцесс: преподаватель не вмешивается в игру, невмешательство преподавателя свидетельствует о саморегуляции и самоорганизации игры; преподаватель вмешивается в игру, активно в ней участвует. Изучая деятельность преподавателя в случаях использования метода анализа конкретных ситуаций, метода разыгрывания ролей и деловой игры, ученые приходят к выводу о постепенном «затухании» активности преподавателя и передаче его функций обучающимся. В хорошо разработанной и подготовленной игре преподаватель действует в основном до ее начала. Чем меньше преподаватель вмешивается в процесс игры, тем больше в ней признаков самоорганизации и саморегуляции, тем выше обучающая ценность игры. М.В. Кларин [100] предлагает следующий перечень «ролей» преподавателя-игротехника, проводя аналогию между дидактическими и спортивными играми18: инструктор (инструктирует участников игры об ее правилах, о возможных последствиях игровых действий); судья-рефери (регулирует соблюдение участниками игровых правил, в ход игры, в идеале, не вмешивается); тренер (делает участникам подсказки, помогающие им полнее использовать возможности игры, подбадривает нерешительных участников); председатель-ведущий (на завершающем игру обсуждении ставит перед участниками вопросы, побуждающие их к сопоставлению игровой модели и имитируемых реальных явлений, к обдумыванию связи между содержанием игры и изучаемым предметным материалом). Я.М. Бельчиков и М.М. Бирштейн полагают, что функции преподавателя в учебной игре сводятся к ее планированию (планирующая функция), организации (организационная функция) и руководству проведением (функция руководства игрой) для достижения запланированной цели – решения поставленных педагогических задач19. Н.В. Борисова и А.А. Соловьева говорят о таких функциях, выполняемых преподавателями в деловой игре, как управление всей игрой, выступлениями, участие в проведении соответствующих мероприятий, оценке эффективности игры и т.д. Они отмечают также необходимость умения импровизировать, быстро принимать решение в неожиданных ситуациях для реализации такого большого количества функций20. О.С. Анисимов выделяет организационную и управленческую функции руководителя игры21. Управление ходом игры может осуществляться как прямо, так и косвенно. Прямое управление выражается в приказаниях, указаниях, предложениях, замечаниях преподавателя, которые направлены на изменение содержания и проведения игры. Для косвенного управления характерно введение дополнительной информации, оказывающей влияние на формирование мотивов, затрагивающих индивидуальные интересы играющих. При этом преподаватель не высказывает свое желание изменить ход игры, а вводит новые данные, являющиеся основанием для принятия играющими соответствующих решений. Возможен также вариант проведения игры, когда преподаватель, осуществляя руководство игрой, берет на себя наиболее сложную роль. Это обостряет ситуацию, придает ей характер, близкий к реальным профессиональным отношениям, сближает преподавателя и обучающихся. Сравнение функций (видов деятельности) преподавателя, реализуемых в традиционной педагогической и игротехнической деятельности, отражено в таблице 4. |
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... ... | Рабочая программа учебной дисциплины «Внешнеэкономическая деятельность» Изучение дисциплины “Внешнеэкономическая деятельность” позволяет понять внешнеэкономическую деятельность как процесс реализации внешнеэкономических... | ||
Методика формирования стратегий овладения профессиональным дискурсом... Охватывает такие области, как экскурсионная деятельность, турагентская деятельность, анимация, сервисная деятельность, туроперейтинг,... | Должностная инструкция руководителя службы документационного обеспечения управления (доу) Ать деятельность работников, т е вашу деятельность и деятельность сотрудников, которыми вы руководите. Должностная инструкция является... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Обязательным компонентом фгос является внеурочная деятельность. В проекте образовательных стандартов внеурочная деятельность рассматривается... | Протокол № от 2011г Фгос ноо (Приказ моинрф от 06. 10. 2009 г. №373). Обязательным компонентом фгос является внеурочная деятельность. В проекте образовательных... | ||
Цели и задачи программы Фгос ноо (Приказ моинрф от 06. 10. 2009 г. №373). Обязательным компонентом фгос является внеурочная деятельность. В проекте образовательных... | Тренировочные задания. Обществознание Часть 1 Фгос ноо (Приказ моинрф от 06. 10. 2009 г. №373). Обязательным компонентом фгос является внеурочная деятельность. В проекте образовательных... | ||
Рабочая учебная программа по дисциплине «Иностранный язык» разработана... Судебная деятельность, прокурорская деятельность, правозащитная и правоохранительная деятельность | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Возрастно-нормативная модель: 5-11классы учебно-образовательная деятельность (лекция, библиотечный урок; исследовательская деятельность,... | ||
Рабочая программа по внеурочной деятельности (спортивно-оздоровительного... Обязательным компонентом фгос является внеурочная деятельность. В проекте образовательных стандартов внеурочная деятельность рассматривается... | «воронежский государственный институт физической культуры» Фгос ноо (Приказ моинрф от 06. 10. 2009 г. №373). Обязательным компонентом фгос является внеурочная деятельность. В проекте образовательных... | ||
Тестовой экзаменационной работы по обществознанию в форме гиа. 9 класс Фгос ноо (Приказ моинрф от 06. 10. 2009 г. №373). Обязательным компонентом фгос является внеурочная деятельность. В проекте образовательных... | Пояснительная записка к проекту Федерального закона «Об обращении с животными» Фгос ноо (Приказ моинрф от 06. 10. 2009 г. №373). Обязательным компонентом фгос является внеурочная деятельность. В проекте образовательных... | ||
«Обследование насаждений заселённых стволовыми вредителями в рекреационной зоне г. Пестово» Фгос ноо (Приказ моинрф от 06. 10. 2009 г. №373). Обязательным компонентом фгос является внеурочная деятельность. В проекте образовательных... | Метапредмет «Знак» Громыко Ю. В. Часть I. Персонально-личностные программы оглавление Фгос ноо (Приказ моинрф от 06. 10. 2009 г. №373). Обязательным компонентом фгос является внеурочная деятельность. В проекте образовательных... |