«воронежский государственный институт физической культуры»





Название«воронежский государственный институт физической культуры»
страница1/12
Дата публикации21.07.2013
Размер1.47 Mb.
ТипУчебное пособие
100-bal.ru > Культура > Учебное пособие
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12

МИНИСТЕРСТВО СПОРТА, ТУРИЗМА И МОЛОДЁЖНОЙ ПОЛИТИКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«ВОРОНЕЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ

ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ»



Кафедра «Теории и методики физической культуры»

Леньшина М.В.
СЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ И КРАТКИХ ПОЯСНЕНИЙ ПО КУРСУ «ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ»

Воронеж – 2010 год


УДК 79601

ББК 75.1

Л_45

Рецензенты:

Германов Г. Н., к. п. н., профессор, заведующий кафедрой ТМФК

ВГИФК;

Лихачёва В. С, к. п. н., доцент, заведующий кафедрой спортивных игр

ВГПУ.

Леньшина М. В.

Словарь терминов и кратких пояснений по курсу «Теория и методика физической культуры»: учебное пособие для студентов днев­ной и заочной форм обучения по специальностям: 032101 «Физиче­ская культура и спорт» и 032102 «Адаптивная физическая культура» / М. В. Леньшина; ВГИФК. - Воронеж, 2010. - 76 с.

Учебное пособие содержит терминологические понятия, пред­ставленные по темам в алфавитном порядке. В пособии дан материал по основным разделам теоретического и практического курса учебной дисциплины «Теория и методика физической культуры», изучаемой в институтах физической культуры. Пособие соответствует требовани­ям тематического изложения учебного материала УМК и учебников по ТМФК. Пособие, кроме студентов, может быть адресовано широ­кому кругу специалистов в области физической культуры и спорта.

УДК 79601

ББК 75.1 Воронежский

филиал МОГИФК БИБЛИОТЕКА


©Леньшина М. В.

Введение
Теория и методика физической культуры является общепрофилирующим предметом профессионального образования специалистов по физической культуре. Объективная необходимость введения данной дисциплины обусловлена необходимостью осмысления разнообразных научно-практических знаний о физической культуре, которая всё шире и глубже проникает во многие сферы жизни и деятельности человека.

Процесс формирования теории и методики физической культуры во многом связан с наличием в литературе противоречивых точек зрения на понимание физической культуры, различных методологических принципов и подходов к её разработке, терминологической разобщённости и неоднозначности основных категорий.

Особые трудности при изучении дисциплины «Теории и методики физической культуры и спорта» возникают в связи с уяснением её терминологии. В настоящий момент издано не мало хороших учебников и учебных пособий по самым разным областям ТФКиС. Информация, представленная в учебниках, настолько обширна, а терминов, отражающих основные разделы «Теории физической культуры и спорта», настолько много, что запомнить их определения проблематично даже для человека, имеющего хорошую память. В связи с этим полезно иметь пособие, которое бы в краткой, компактной форме, но вместе с тем достаточно полно отражало бы основные знания и термины по ТФКиС. В пособии собрана именно та терминология, которая чаще всего встречается в учебниках по ТФК и соответствует учебным курсам, преподаваемым в высших учебных заведениях.

Учебное пособие может быть использовано в учебном процессе студентов институтов физической культуры и адресовано широкому кругу специалистов в области физической культуры и спорта.
Содержание

Введение

Раздел 1. Введение в ТФК

1.1.ТФКС как наука и учебный предмет. Отправные понятия

теории физической культуры

1.2. Физическая культура как общественное явление.

Её социальные функции и формы

1.3.Система физической культуры в обществе

(вводные представления)

1.4.Методология обобщающих теоретических исследований

по проблемам физической культуры и спорта

Раздел 2. Общие основы теории и методики физического воспитания

2.1.Целенаправленность и основные задачи

физического воспитания

2.2.Средства физического воспитания

2.3.Нагрузка и отдых как взаимосвязанные компоненты

процесса упражнения

2.4.Методы физического воспитания

2.5.Принципы, регламентирующие деятельность

по физическому воспитанию
Раздел 3. Основные аспекты содержания и методики

физического воспитания

3.1.Основы обучения двигательным действиям

3.2.Воспитание силовых способностей

3.3.Воспитание скоростных способностей

3.4.Воспитание двигательно-координационных способностей

3.5.Направленное воздей­ствие в процессе физического воспитания

на осанку, гибкость и некоторые свойства телосложения

3.6.Взаимосвязь различных сторон воспитания в процессе

физического воспитания

3.7.Формы построения занятий в физическом воспитании 3.8.Планирование и контроль в физическом воспитании
Раздел 4. Основы общей теории спорта и системы подготовки спортсменов

4.1.Общая характеристика спорта

4.2.Соревновательная (со­стязательная) деятельность

спорт­смена и система спортив­ных со­ревнований

4.3.Общая характери­стика системы подготовки спортсмена.

Основные зако­номерности и принципы под­готовки спорт­смена

4.4.Основные разделы подготовки спортсмена

4.5.Построение спортивной тренировки

Раздел 1. Введение в ТФК

1.1. ТФК как наука и учебный предмет. Отправные понятия

теории физической культуры
Аспекты физической культуры – точки зрения, взгляды на физическую культуру. Л.П.Матвеев выделяет три аспекта физической культуры: деятельностный, предметно-ценностный, результативный.

Биологические и естественно-научные дисциплины – дисциплины, которые отражают закономерности функционирования и развития организма в условиях физического воспитания и устанавливают естественно-научные, медицинские и гигиенические предпосылки его рационального осуществления (морфология, физиология, биохимия, биомеханика, медицина, гигиена и др)

Воспитание физических качеств - целенаправленное управление прогрессирующим развитием силы, быстроты, выносливости и других физических качеств, затрагивающее комплекс естественных свойств организма и тем самым обуславливающее количественные и качественные изменения его функциональных возможностей.

Гуманитарные дисциплины – дисциплины, которые осуществляют познание социальных закономерностей развития физической культуры, её истории и организации в обществе, содержания и построения системы физического воспитания и её частей, их воздействия на человека (история физической культуры, социология физической культуры, педагогика и психология физической культуры, и т. д)

Двигательная реабилитация - вид физической культуры: целенаправленный процесс использования физических упражнений для восстановления или компенсации частично или временно утраченных двигательных способностей, лечения травм и их последствий.

Деятельностный аспект физической культуры - культура как процесс рационально организованной деятельности. Он включает целесообразную двигательную активность человека в виде различных форм двигательной деятельности, направленную на формирование нужных в жизни двигательных умений и навыков, развитие жизненно-важных физических способностей, оптимизацию здоровья и работоспособности.

Дифференциация знаний - подразделение и специализация знаний применительно к отдельным, частным объектам познания.

Интеграция знаний - формирование обобщающих знаний, сводящих воедино частные познания.

Любительский спорт – многогранное массовое спортивное движение, органическая часть системы физического воспитания граждан и выявления перспективных и талантливых спортсменов в различных видах спорта.

Общая физическая подготовка – процесс, направленный на повышение уровня физического развития, широкой двигательной подготовленности как предпосылок успеха в различных видах деятельности.

Отраслевые дисциплины - дисциплины, ориентированные на изучение крупных компонентов физической культуры разного типа и её основных форм и направлений использования в обществе (теория спорта, теория и методика физического воспитания, теория адаптивной физической культуры и др.)

Предметно-ценностный аспект физической культуры - культура как совокупность «предметов», представляющих определённую ценность для удовлетворения общественных и личностных потребностей. Он представлен материальными и духовными ценностями, созданными в обществе для обеспечения необходимой эффективности физкультурной деятельности. К ним относятся: гимнастика, спорт, игры, туризм; система специальных научно-практических знаний; материально-технические средства и другие условия функционирования физической культуры.

Профессиональный спорт – предпринимательская деятельность, целью которой является удовлетворение интересов профессиональных спортивных организаций, спортсменов, избравших спорт своей профессией, и зрителей.

Результативный аспект физической культуры - культура как результат деятельности, характеризуется совокупностью полезных результатов её использования, которые выражаются в освоении человеком ценностей физической культуры, в приобретённой на этой основе физической подготовленности, повышенной дееспособности. Наиболее существенным результатом полноценного использования физической культуры является достижение массой людей комплексных показателей физического совершенства.

Система подготовки спортсмена – совокупность методических основ, организационных форм и условий соревновательно-тренировочного процесса, оптимально взаимодействующих между собой и обеспечивающих наилучшую степень готовности спортсмена к спортивным результатам. Составляющие блоки: система отбора и спортивной ориентации, система спортивной тренировки, система соревнований, внетренировочные и внесоревновательные факторы.

Специальная физическая подготовка – специализированный процесс, содействующий успеху в конкретной деятельности (вид профессии, спорта и др.), предъявляющий специальные требования к двигательным способностям человека.

Спорт – собственно соревновательная деятельность, специальная подготовка к ней, а также специфические отношения, нормы и достижения, возникающие на основе этой деятельности, взятые в целом.

Спортсмен – лицо, систематически занимающееся спортом и выступающее на спортивных соревнованиях.

Спортсмен – профессионал – спортсмен, для которого занятия спортом является основным видом деятельности и который получает в соответствии с контрактом заработную плату или иное денежное вознаграждение за подготовку к спортивным соревнованиям и участие в них.

Спортсмен высокого класса – спортсмен, систематически занимающийся каким-либо видом спорта, регулярно выступающий на российских и международных соревнованиях, имеющий спортивное звание не ниже «Мастера спорта России».

Спортсмен-любитель (физкультурник) – спортсмен, систематически занимающийся избранным видом спорта или физическими упражнениями, принимающий участие в спортивных соревнованиях на началах добровольности или выполнивший разрядные нормативы согласно требованиям Единой всероссийской спортивной классификации и (или) нормативы всероссийского комплекса «Физкультура и здоровье».

Теория – это система основных идей в какой-либо отрасли знания, дающая целостное представление о закономерностях взаимосвязей между предметами, явлениями, процессам реального мира.

Теория физической культуры как наука - интегративная система научных знаний о сущности физической культуры, взятой в целом, об общих закономерностях её функционирования, направленного использования и дальнейшего развития в системе факторов воспитания, социального формирования личности и оптимального развития жизненных сил человека. Источниками возникновения и развития ТФК стали: 1.Практика общественной жизни. 2. Практика физического воспитания. 3. Прогрессивные идеи о содержании и путях воспитания гармонически развитой личности, которые высказывались философами, педагогами, врачами разных стран и эпох. 4. Нормативно-правовые акты государства о состоянии, развитии и путях совершенствования физической культуры в стране. 5. Результаты исследований как в области ТФК, так и в смежных отраслях знаний.
Теория физической культуры как учебный предмет - основной общепрофилирующий предмет профессионального образования специалистов по физической культуре и спорту (в отечественных вузах ФК с 1979 г.). Включает четыре крупных раздела: введение в ТФК; общие основы теории физического воспитания; характеристика типичных направлений и форм использования физической культуры в обществе; научно-прикладные основы использования физической культуры в возрастном аспекте. Предметом ТФК является познание и целесообразное использование наиболее общих закономерностей функционирования и развития физической культуры в системе факторов направленного совершенствования физических и духовных качеств человека.

Физическая культура - производство, распределение и потребление, созданных человечеством материальных и духовных ценностей в области физического развития, совершенствования и воспитания. (С.С.Гурвич,1974).

Физическая культура – совокупность всех достижений общества, оказывающих влияние на физическое развитие и физическое образование людей, а также сам процесс деятельности людей в этой области (Г.Д.Харабуга, 1974).

Физическая культура - составная часть культуры общества, включающая всю совокупность социальных достижений в создании и рациональном использовании средств, методов и условий направленного физического совершенствования человека. (А.Д.Новиков, Л.П.Матвеев, 1976)

Физическая культура – это часть культуры человечества, которая представляет собой творческую деятельность по освоению прошлых и созданию новых ценностей, преимущественно в сфере физического развития, оздоровления и воспитания людей; её социально значимые результаты, удовлетворяющие потребности общества на данном этапе его развития (В.М.Выдрин, 1980).

Физическая культура – органическая часть (отрасль) культуры общества и личности: основу её специфического содержания составляет рациональное использование человеком двигательной деятельности в качестве фактора физической подготовки к жизненной практике, оптимизации своего физического состояния и развития, к ней относятся: целесообразно выбранные формы деятельности, её результаты, имеющие культурную ценность, а в широком смысле и вся совокупность достижений общества в создании специальных средств, методов и условий направленного развития физической дееспособности подрастающих и взрослых поколений. (Л.П.Матвеев,2003).

Физическая культура – это вид культуры, который представляет собой специфический процесс и результат человеческой деятельности, средство и способ физического совершенствования людей для выполнения ими своих социальных обязанностей. (Ю.Ф.Курамшин, 2004).

Физическая подготовка – это процесс физического воспитания, имеющий выраженную прикладную направленность к трудовой или иной деятельности.

Физическая подготовленность - результат физической подготовки, отражающий достигнутую работоспособность в сформированных двигательных умениях и навыках, способствующих эффективности целевой деятельности.

Физическая рекреация – вид физической культуры: использование физических упражнений, а также видов спорта в упрощённых формах для активного отдыха людей, получения удовольствия от этого процесса, развлечения, переключения с одного вида деятельности на другой.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

«воронежский государственный институт физической культуры» icon«Воронежский государственный институт физической культуры» «физическая...
Научная сессия по итогам работы университета в 2011 году состоялась со 20 по 30 марта 2012 года на базе Сибирского государственного...
«воронежский государственный институт физической культуры» icon«Воронежский государственный институт физической культуры»
Программа секции «волейбол» адресована: детям – подросткам, обучающимся в 8-11ом классе моу «Большетарховская осш», проживающих в...
«воронежский государственный институт физической культуры» icon«Воронежский государственный институт физической культуры»
Обязательного минимума содержания образования по русскому языку федерального компонента государственного образовательного стандарта...
«воронежский государственный институт физической культуры» iconВоронежский институт
Немецкий язык: Учебно-методическое пособие для слушателей отделения заочного обучения. Воронеж: Воронежский институт Федеральной...
«воронежский государственный институт физической культуры» iconОтчет о результатах самообследования Филиала Автономной некоммерческой...
Автономная некоммерческая организация «Многоуровневый образовательный комплекс «Воронежский экономико-правовой институт» переименован...
«воронежский государственный институт физической культуры» iconВоронежский институт
Немецкий язык: Учебно-методическое пособие для слушателей отделения заочного обучения. Воронеж: Воронежский институт Федеральной...
«воронежский государственный институт физической культуры» iconФедеральное агентство по физической культуре и спорту сибирский государственный...
Психология физической культуры и спорта : учебник для высших физкультурных учебных заведений / под ред профессора Г. Д. Бабушкина,...
«воронежский государственный институт физической культуры» iconМоу впо «Новосибирский государственный педагогический университет»...
Что же следует понимать под профилактическим, естественным, исцеляющим, правильным дыханием? 25
«воронежский государственный институт физической культуры» iconФормирование нравственной компетентности будущих педагогов физической...
Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Уральский государственный...
«воронежский государственный институт физической культуры» icon«Мурманский государственный гуманитарный университет» (фгбоу впо...
Урока физической культуры – участника второго (очного) этапа конкурса лучших учителей физической культуры общеобразовательных учреждений...
«воронежский государственный институт физической культуры» iconМетодика уроков физической культуры в первом классе
Кроме того, в нее входят 2 урока физической культуры в неде­лю, 1-2 занятия кружка физической культуры, а по воскрес­ным дням загородные...
«воронежский государственный институт физической культуры» iconСоставитель учитель физической культуры мбоу сош №3 Петров Е. М....
По важности в процессе воспитания выходит на первое место учебная дисциплина, связанная с физической подготовкой
«воронежский государственный институт физической культуры» iconСударственный институт культуры (1981) Аспирантура Ленинградский...
Введение федерального государственного образовательного стандарта в Липецкой области
«воронежский государственный институт физической культуры» iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «Теория и методика обучения...
Инновационные технологии в области преподавания физической культуры. Методика преподавания физической культуры на базовом и профильном...
«воронежский государственный институт физической культуры» iconУчебно-методический комплекс дисциплины социология физической культуры и спорта
Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по специальности 033100. 65 Физическая культура (от...
«воронежский государственный институт физической культуры» iconКафедра управления физической культуры и спортом
«Физическая культура», профили подготовки «Подготовка высококвалифицированных спортсменов в избранном виде спорта», «Физкультурно-оздоровительные...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск