Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение
города Новосибирска
«Детский сад № 298 комбинированного вида»
ПРИНЯТО
решением педагогического Совета
МКДОУ д/с № 298
протокол № 4
от «31» мая 2012 года
| УТВЕРЖДАЮ
заведующий МКДОУ д/с № 298
______________ М. Н. Селезнева
приказ № 35 - од
от «24» августа 2012 года
|
|
|
|
| ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
муниципального казенного дошкольного образовательного учреждения
города Новосибирска
«Детский сад № 298 комбинированного вида»
г. Новосибирск
2012 г. Содержание образовательной программы.
I часть программы
1. Пояснительная записка.
| 4
| 2. Организация режима пребывания детей в ДОУ.
| 11
| 2.1. Распределение нагрузки по направлениям деятельности.
| 12
| 3. Содержание психолого-педагогической работы.
| 19
| 3.1.Содержание психолого-педагогической работы по освоению образовательной области «Физическая культура».
| 20
| 3.2.Содержание психолого-педагогической работы по освоению образовательной области «Здоровье».
| 45
| 3.3. Содержание психолого-педагогической работы по освоению образовательной области «Безопасность».
| 61
| 3.4. Содержание психолого-педагогической работы по освоению образовательной области «Социализация».
| 74
| 3.5. Содержание психолого-педагогической работы по освоению образовательной области «Труд».
| 118
| 3.6. Содержание психолого-педагогической работы по освоению образовательной области «Познание».
| 139
| 3.7. Содержание психолого-педагогической работы по освоению образовательной области «Коммуникация».
| 180
| 3.8. Содержание психолого-педагогической работы по освоению образовательной области «Чтение художественной литературы».
| 201
| 3.9. Содержание психолого-педагогической работы по освоению образовательной области «Художественное творчество».
| 216
| 3.10. Содержание психолого-педагогической работы по освоению образовательной области «Музыка».
| 232
| 3.11. Примерная структура календарного планирования воспитательно-образовательной работы.
| 245
| 4. Коррекционная работа ДОУ
| 246
| 4.1. Коррекционно-развивающая работа в условиях ДОУ.
| 246
| 4.2. Организация психолого-педагогического консилиума (ПМПк) в ДОУ.
| 254
| 5. Планируемые результаты освоения детьми основной общеобразовательной программы дошкольного образования подразделяются (итоговые и промежуточные).
| 256
| 5.1. Планируемые промежуточные результаты освоения детьми основной общеобразовательной программы дошкольного образования к трёхлетнему возрасту (первая младшая группа)
| 256
| 5.2. Планируемые промежуточные результаты освоения детьми основной общеобразовательной программы дошкольного образования к четырехлетнему возрасту (вторая младшая группа)
| 261
| 5.3. Планируемые промежуточные результаты освоения детьми основной общеобразовательной программы дошкольного образования к пятилетнему возрасту (средняя группа)
| 269
| 5.4. Планируемые промежуточные результаты освоения детьми основной общеобразовательной программы дошкольного образования к шестилетнему возрасту (старшая группа)
| 275
| 5.5. Итоговые результаты.
| 284
| 6. Система мониторинга.
| 291
| 6.1. Мониторинг интегративных качеств ребенка.
| 291
| . Мониторинг интегративного качества «овладевший необходимыми умениями и навыками».
| 291
| II часть программы.
1. Региональный компонент.
| 292
| 2. Особенности организации образовательного процесса в группах раннего возраста.
| 294
| 3. Особенности организационного процесса в группах для детей старшего возраста
| 302
| 4. Инновационная и экспериментальная работа ДОУ
| 303
| 5. Дополнительные образовательные услуги в ДОУ
| 304
| 6. Формы сотрудничества с семьей
| 305
| 7. Преемственность в работе ДОУ и школы
| 306
| 8. Взаимодействие МКДОУ д/с № 298 с другими учреждениями
| 307
| III часть программы
1. Приложения № 1 «Режим дня (ежедневная организация жизни и деятельности детей, расписание)»
| 308
| 2. Приложение № 2 «Базисный план»
| 338
| 3. Приложение № 3 «Непосредственно образовательная деятельность»
| 340
| 4. Приложение № 4
|
| 5. Приложение № 5
|
| 6. Приложение № 6
|
| 7. Приложение № 7
|
| 8. Приложение № 8
|
| 9. Приложение № 9
|
| 10. Приложение № 10
|
| 11. Приложение № 11
|
| 12. Приложение № 12
|
| 13. Приложение № 13
|
|
1. Пояснительная записка.
В законе «Об образовании» сказано, что под образованием понимается «целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства». Эти интересы не противоречат, а дополняют друг друга, в совокупности представляя социальный заказ как для системы образования в целом, так и для каждого образовательного учреждения. Современное общество характеризуется высокой динамикой процессов, происходящих во всех сферах жизнедеятельности. Меняются условия жизни, меняются требования к компетенциям человека, а, следовательно, изменяется социальный заказ системе образования.
В Концепции модернизации российского образования сформулированы новые требования к системе образования в целом, которые являются ориентирами для конкретного образовательного учреждения любого типа и вида на период до 2011 года. Эти требования обусловлены тенденциями развития современного общества. К числу наиболее важных тенденций, обусловливающих необходимость существенных изменений в системе образования, относятся:
ускорение темпов развития, следствием чего является проблема подготовки людей к жизни в условиях быстро меняющегося общества;
переход к «информационному обществу», в условиях которого существенно расширяется масштабы межкультурного взаимодействия, а в связи с этим особую важность приобретает фактор коммуникабельности и толерантности;
возникновение и рост глобальных проблем, решение которых требует формирования современного мышления;
рост конкуренции, сокращение сферы применения неквалифицированного и малоквалифицированного труда, структурные изменения в сфере занятости, следствием чего является потребность в повышении профессиональной квалификации работников и обеспечения их профессионального универсализма;
демократизация общества, расширение возможностей выбора в сфере политической и социальной жизни, что обуславливает необходимость повышения уровня готовности граждан к такому выбору;
возрастание роли человеческого капитала, что обуславливает интенсивное, опережающее развитие образования, как молодежи, так и взрослого населения.
Таким образом, мы убеждаемся, что базовые цели деятельности системы дошкольного образования, обозначенные в законе «Об образовании» и выделенные в федеральных государственных требованиях РФ: «воспитание детей дошкольного возраста, охрана и укрепление их физического и психического здоровья, развития индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушения развития этих детей...», дополняются вполне конкретным социальным заказом. Смыслом деятельности ДОУ становится подготовка ребенка к жизни в современном динамичном мире. Для этого в детском саду должны быть созданы условия для формирования основ таких качеств у ребенка, которые определяют облик современного человека и обеспечивают ему успешность жизнедеятельности. К ним можно отнести: готовность и способность делать выбор, сотрудничать, проявлять толерантность, проявлять творчество, ставить и решать проблемы, воспринимать окружающий мир как единую систему, быть мобильным и готовым обучаться всю жизнь.
Мы также понимаем, что дошкольному образовательному учреждению в настоящее время приходится действовать в условиях рынка образовательных услуг. Такая ситуация требует от ОУ высокой предприимчивости к внешним запросам, быстрого реагирования и приведение образовательной практики в соответствие с интересами и ожиданиями детей, родителей и общества в целом. Это обусловливает возникновение и распространение различных моделей образования детей дошкольного возраста, что в свою очередь предполагает наличие проектного мышления и проектного инструментария у педагогов-практиков. Все вышесказанное определяет системные изменения в деятельности детского сада, которые должны произойти в содержании образования, управлении, кадровом ресурсе, внешних связях. Системные изменения требуют определенных усилий, времени и должны быть целенаправленными и взаимосвязанными. Для этого необходимо общее видение и стратегия ОУ, а также определенная последовательность шагов и этапов, которые приведут к запланированным результатам.
Основная образовательная программа муниципального казенного дошкольного образовательного учреждения города Новосибирска «Детский сад № 298 комбинированного вида» рассчитана на период 2012 – 2015 гг. и разработана в соответствии с:
Конституцией РФ, ст. 43, 72;
Законом РФ «Об образовании» (принят 13 января 1996 года N 12-ФЗ в ред. от 27.12.2009 N 374-ФЗ);
Постановление Правительства РФ от 05.07.2001 г. № 505 «Об утверждении Правил оказания платных образовательных услуг»;
"Санитарно-эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных организациях (Постановление от 22 июля 2010 г. N 91 «Об утверждении САНПИН 2.4.1.2660-10»);
Письмом Минобразования РФ от 14.03.2000 г. № 65/23-16 «О гигиенических требованиях к максимальной нагрузке на детей дошкольного возраста в организованных формах обучения»;
«Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении» (утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 сентября 2008 г. № 666);
Письмом Минобразования РФ от 02.06.1998 г. № 89/34-16 «Об организации права дошкольного образовательного учреждения на выбор программ и педагогических технологий»;
Письмом Минобразования РФ от 24.04.1995 г. № 46/19-15 «Рекомендации по экспертизе образовательных программ для дошкольных учреждений»;
Федеральными государственными требованиями к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования (утв. приказом Министерства образования и науки РФ № 655, вступивший в силу 16 марта 2010г., Регистрационный № 16299 от 08 февраля 2010 г. Министерства юстиции РФ);
«Федеральными государственными требованиями к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования» (утв. Приказом Министерством образования и науки РФ № 2151, вступивший в силу 20 июля 2011 г., Регистрационный № 22303 от 14 ноября 2011 г. Министерства юстиции РФ).
С документами регионального уровня:
Приказом Министерства образования, науки и инновационной политики Новосибирской области от 03.02.2011 г. № 184 «О внедрении федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования на территории Новосибирской области в 2010 – 2013 гг.»;
Приказом Главного управления образования мэрии города Новосибирска от 28.02.2011 № 136-од «О внедрении федеральных государственных требований основной общеобразовательной программы дошкольного образования в городе Новосибирске в 2011-2013 годах»;
Письмом Министерства образования, науки и инновационной политики Новосибирской области от 07.02.2011 № 632-03/30 «О переходе ДОУ на ФГТ».
Основная общеобразовательная программа ДОУ разработана на основе методических рекомендаций «О разработке основной общеобразовательной программы дошкольного образования» Департамента общего образования, принятых 21.10.2010г. № 03-248 общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой, Москва, 2011 год (ФГТ, Приказ № 655 от 23.11.2010 г.).
Программа сформирована в соответствии с принципами и подходами, определёнными Федеральными государственными требованиями:
- соответствует принципу развивающего образования, целью которого является развитие ребёнка;
- сочетает принципы научной обоснованности и практической применимости (содержание программы соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики, при этом имеет возможность реализации в практике дошкольного образования);
- соответствует критериям полноты, необходимости и достаточности;
- обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста;
- строится с учётом принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей;
- основывается на комплексно-тематическом принципе построения образовательного процесса;
- предусматривает решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей, и самостоятельной деятельности детей не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования;
- предполагает построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми. |