Скачать 0.82 Mb.
|
СОДЕРЖАНИЕ Предисловие …………………………………………………………………………………………5 РАЗДЕЛ 1. Организация профилактической деятельности в дошкольных учреждениях ................................................................................................................................................................. 7 1.1. Роль подразделений пропаганды Госавтоинспекции в организации профилактики детского дорожно-транспортного травматизма ................................................................................ 7 1.2. Организация педагогами-воспитателями занятий по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения на улицах и дорогах .........................11 1.3. Проведение профилактической работы с родителями дошкольников .......................... 17 1.4. Методическое обеспечение деятельности педагогов-воспитателей дошкольного учреждения …………………………………………………………………………………............ .19 раздел 2. Организация профилактической деятельности в общеобразовательных учреждениях ...................................................................................................................................... .20 2.1. Профилактическая деятельность подразделений пропаганды Госавтоинспекции ............................. ………………………………………………………………………………..20 2.2. Взаимодействие Госавтоинспекции с общеобразовательными учреждениями по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма ..............................................25 2.3. Организация и содержание образовательного процесса по основам безопасности дорожного движения ..................................................................................................................26 2.4. Типичные ошибки при обучении правилам дорожного движения .................................34 2.5. Методическое обеспечение профилактической деятельности педагогов общеобразовательного учреждения . . ……………………………………………………… .37 2.6. Положительный опыт в организации профилактики детского дорожно-транспортного травматизма ............................................................................................................................... .39 РАЗДЕЛ 3. Организация профилактической деятельности в учреждениях дополнительного образования ........................................................................................................40 3.1. Виды учреждений дополнительного образования и задачи их деятельности .............. .40 3.2. Формы и методы профилактической деятельности в учреждениях дополнительного образования ........................................................................................................................................ .43 3.3. Методическое обеспечение профилактической деятельности работников учреждений дополнительного образования .................................................................................................. .48 Заключение ........................................................................................................................................ .51 Список литературы, рекомендованной для использования в профилактической деятельности дошкольных, общеобразовательных учреждений и учреждений дополнительного образования ............................................................................................................................................................. .53 ПРЕДИСЛОВИЕ Под профилактикой детского дорожно-транспортного травматизма (ДДТТ) понимается целенаправленная деятельность по своевременному выявлению, предупреждению и устранению причин и условий, способствующих дорожно-транспортным происшествиям (ДТП), в которых погибают и получают травмы дети и подростки. Эта деятельность включает комплекс профилактических мероприятий, проводимых совместно сотрудниками Госавтоинспекции с работниками отделений профилактики правонарушений несовершеннолетних (ОППН), участковыми уполномоченными милиции, заинтересованными лицами федеральных органов исполнительной власти субъектов РФ, местных органов управления образованием, воспитателями и педагогами дошкольных, общеобразовательных учреждений и системы дополнительного образования, представителями средств массовой информации и общественных объединений. В настоящее время организационные формы профилактики детского дорожно-транспортного травматизма и методическое обеспечение этой работы значительно устарели. Профилактические мероприятия по правилам дорожного движения нередко проводятся формально и недостаточно. В должной мере не применяются новые педагогические технологии в развитии, обучении и воспитании несовершеннолетних, не анализируется степень понимания ими опасных и безопасных дорожных ситуаций. Не всегда учитываются возрастные .и психофизиологические особенности поведения детей и подростков в дорожной среде. Используемые в образовательном процессе учебники «Окружающий мир» и «ОБЖ» содержат разделы с неправильной трактовкой правил дорожного движения и задания, которые вводят учащихся в заблуждение' неверными поведенческими установками. К сожалению, на сегодняшний день большинство воспитателей дошкольных, педагогов общеобразовательных учреждений и системы дополнительного образования детей не имеют соответствующей подготовки для обучения детей и подростков основам безопасности дорожного движения. Назрела необходимость в разработке Государственной программы профилактики детского дорожно-транспортного травматизма, в которой должно быть представлено системное, поэтапное рассмотрение путей решения организационных, правовых, методических, психолого-педагогических, возрастных, психофизиологических и инженерно-технических проблем. Целями данного пособия являются: - определение роли подразделений пропаганды и других служб Госавтоинспекции в профилактике детского дорожно-транспортного травматизма с конкретизацией функций инспекторского состава; - решение вопросов организации воспитателями и педагогами дошкольных, общеобразовательных учреждений и системы дополнительного образования профилактической работы, совершенствование образовательного процесса по развитию, воспитанию и обучению детей и подростков безопасному поведению на улицах и дорогах; - раскрытие содержания учебно-воспитательного процесса по основам безопасности дорожного движения (примерные тематические планы и организация занятий) для учащихся 1—11 классов; - выявление недостатков и типичных ошибок при обучений детей и подростков правилам дорожного движения; - обобщение положительного опыта профилактики ДДТТ в субъектах Российской Федерации. РАЗДЕЛ 1. ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ДОШКОЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ 1.1. Роль подразделений пропаганды Госавтоинспекции в организации профилактики детского дорожно-транспортного травматизма Ведение наблюдательного дела на дошкольное учреждение В соответствии с Наставлением по организации деятельности Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации по пропаганде безопасности дорожного движения' инспектору по пропаганде (далее ~- инспектор) необходимо завести наблюдательное дело на каждое дошкольное учреждение на территории своего обслуживания. В этом деле рекомендуется иметь следующие сведения: • - адрес, номер учреждения, телефоны, фамилии, имена, отчества заведующего и воспитателей дошкольного учреждения; - копии информационных писем о состоянии аварийности и проблемах профилактики ДДТТ на территории обслуживания, направляемые в разные инстанции, а также ответы о мерах, принятых администрацией города (района), органами управления образованием, здравоохранения и др.; ~ план-схему с изображением всех прилегающих к дошкольному учреждению элементов улично-дорожной сети; - схемы безопасных маршрутов движения дошкольников с родителями по прилегающим к дошкольному учреждению улицам и дорогам; — планы организации профилактической работы в дошкольном учреждении с указанием срока проведения конкретных мероприятий, согласованных с администрацией учреждения; — аналитические справки с информацией о ДТП, совершенных с участием дошкольников с подробным анализом их причин; — справки (рапорта) о проведении беседе администрацией, воспитателями, детьми, родителями; - график проведения инспектирования дошкольного учреждения с актами инспектирования (плановые и по фактам ДТП с участием дошкольников); - инструкции заведующему и воспитателям о порядке организации и построения групп детей при движении по улицам и дорогам; об обеспечении безопасности при перевозке организованных групп детей транспортными средствами и другие; - материалы совещаний, семинаров, конференций по проблеме профилактики ДДТТ; - методические разработки по проведению профилактических мероприятий (викторины, соревнования, игры, конкурсы и т.д.) по привитию дошкольникам умений и навыков безопасного поведения на улицах и дорогах, тексты профилактических бесед с родителями и взрослыми, сопровождающими детей в дошкольное учреждение; — отчет-справку о работе, проделанной инспектором, с указанием количества профилактических мероприятий, проведенных в дошкольном учреждении. Если на территории обслуживания подразделением пропаганды Госавтоинспекции находится 2-3 дошкольных учреждения, можно объединить информацию о них в одно наблюдательное дело. Деятельность этих учреждений по профилактике ДДТТ рекомендуется анализировать, сравнивать, выявлять недостатки и положительный опыт в работе для своевременного информирования и принятия соответствующих мер органами управления образованием на местах. Планирование профилактической работы Профилактическая работа в дошкольных учреждениях должна быть организована в соответствии с планами, которые разрабатываются на основе анализа ДТП. Инспектору рекомендуется делать текущий ежемесячный и годовой анализ статистики ДТП с участием детей и подростков, отслеживая динамику за последние 5 лет. Анализ должен включать сведения по категориям участников (пешеход, водитель, пассажир, велосипедист): возраст, место жительства (субъект РФ, город, район, сельская местность), время, место совершения ДТП (рядом с дошкольным или общеобразовательным учреждением, в зоне спортивного или культурно-оздоровительного учреждения и др.), тяжесть последствий ДТП. Результаты статистики и анализа причин и условий, способствующих совершению ДТП с участием дошкольников, должны быть оформлены в соответствующей аналитической справке, которую инспектор использует при посещении дошкольных учреждений, организуя профилактическую работу с детьми и их родителями, а также для ежемесячного информирования о состоянии аварийности работников местных органов управления образованием, руководителей и воспитателей дошкольных учреждений. Планы рекомендуется составлять на полугодие и год. Они должны быть реальными для выполнения с указанием исполнителей и сроков проведения профилактических мероприятий. Это могут быть совместные планы Госавтоинспекции с органами управления образованием на местах, дошкольными учреждениями и другими организациями, заинтересованными в обеспечении безопасности дорожного движения. Совместные планы согласовываются и утверждаются всеми субъектами, непосредственно участвующими в проведении запланированных мероприятий. В планы рекомендуется включать следующие вопросы: — составление справки с анализом причин и условий, способствовавших возникновению ДТП с участием дошкольников; ^ — обследование территории, прилегающей к дошкольному учреждению, С, целью обеспечения безопасности дорожного движения дошкольников и их родителей (взрослых), сопровождающих детей; — участие совместно с органом управления образованием (по его приглашению) в повышении квалификации воспитателей дошкольных учреждений по изучению правил дорожного движения и в целом по проблеме профилактики детского дорожно-транспортного травматизма; — оказание содействия в методическом обеспечении воспитателей соответствующей литературой по дорожной тематике и наглядными пособиями для дошкольников и их родителей; — участие в проведении профилактических мероприятий (игры, лекции, беседы и т.д.) в дошкольном учреждении с приглашением педагогов, психологов, сотрудников различных служб Госавтоинспекции, знающих правила дорожного движения и умеющих работать с детьми дошкольного возраста и их родителями; — инспектирование дошкольных учреждений по организации в них мероприятий по профилактике ДДТТ. Результаты выполнения планов необходимо анализировать, сравнивать и обобщать в отчете подразделения пропаганды за полугодие и год. Обследование территории, прилегающей к дошкольному учреждению В соответствии с планом работы инспектору рекомендуется совместно со специалистом по организации дорожного движения Госавтоинспекции проводить обследование территории, прилегающей к дошкольным учреждениям, на наличие (отсутствие) и соответствие (несоответствие) установленным ГОСТам необходимых дорожных знаков, дорожных разметок, светофоров и т.д. Учитывая возрастные особенности поведения дошкольников, особое внимание следует уделять выявлению бесхозных автомобилей, закрывающих обзор дорог, неудобно припаркованного транспорта, провоцирующего на проход детей с родителями на дорогу в неустановленном месте; наличие возможных отверстий в заборах, через которые дети-могут перелезать на улицы с территории детских дошкольных учреждений; открытых люков и отсутствие ограждений специальными лентами тех мест, где идут ремонтные или строительные работы. По итогам обследования территории должны быть подготовлены рапорт на имя начальника Госавтоинспекции и письма за его подписью в соответствующие организации по устранению выявленных недостатков. Инспектор обязан постоянно контролировать решение вопросов по устранению выявленных недостатков при обследовании территории вокруг дошкольных учреждений в интересах сохранения жизни и здоровья детей. Для родителей дошкольников рекомендуется разработать схемы безопасных маршрутов и расположить-их на видном месте в вестибюле дошкольного учреждения. На схемах должны быть обозначены: строения, дороги, зеленые насаждения, стоянки автомобилей, остановки маршрутного транспорта и т.д.; основные безопасные пути движения к дошкольному учреждению; участки дорог с интенсивным движением транспортных средств; выделены опасные места (захламленность территории, объекты, закрывающие обзор, открытые люки, ремонт тротуара, места складирования строительных материалов и т.д.); места расположения светофоров, дорожной разметки, дорожных знаков «Дети», «Пешеходный переход» и др.; направление и скоростной режим движения транспортных потоков; перекрестки; состояние освещенности дорог, прилегающих к дошкольному учреждению. Все изменения, происходящие на данной территории, должны оперативно отражаться на схемах. Инспектору следует разъяснить данные схемы воспитателям дошкольного учреждения и рекомендовать им постоянно обращать на них внимание родителей и дошкольников. Инспектирование дошкольного учреждения Под инспектированием дошкольного учреждения понимается осуществление постоянного контроля со стороны Госавтоинспекции за профилактикой ДДТТ, организуемой с дошкольниками и их родителями. Инспектирование может быть плановым или внеплановым (по факту ДТП, в котором погибли или получили травмы дошкольники). Плановое инспектирование целесообразно проводить один раз в год. Прибыв в дошкольное учреждение в форменной одежде, инспектору следует объяснить заведующему или лицу, его замещающему, чем вызвано инспектирование. Это может быть факт ДТП, в котором пострадали дошкольники, или контроль ранее выданного предписания о недостатках, выявленных на территории дошкольного учреждения, связанных с опасностью для детей (неогороженная территория, отверстия в заборах, складирование строительных материалов или мусора, через которые возможно перелезание через забор, открытые калитки и т.д.). Инспектирование предполагает также изучение инспектором планов профилактических мероприятий и программ занятий, проводимых в дошкольных учреждениях по дорожной тематике. По результатам инспектирования составляется акт в 3 экземплярах. Один остается в дошкольном учреждении для принятия соответствующих мер по устранению выявленных недостатков. Второй экземпляр находится у инспектора в наблюдательном деле для контроля за выполнением предписаний. Третий экземпляр направляется в орган управления образованием для сведения о состоянии профилактики ДДТТ. В акте инспектирования излагаются предписания по устранению выявленных недостатков с указанием реальных сроков и конкретных лиц, ответственных за исполнение предписаний. 1.2. Организация педагогами-воспитателями занятий по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения на улицах и дорогах Инспектор и другие сотрудники Госавтоинспекции не обязаны лично проводить специальные занятия по дорожной тематике с детьми дошкольного возраста, но они могут совместно с воспитателями принимать в них участие по приглашению администрации дошкольного учреждения Правила безопасного поведения на улицах и дорогах изучаются в процессе специальных развивающих и обучающих занятий, в основе которых должна быть игра: образно-ролевая, сюжетно-ролевая или игра с правилами. Формы проведения занятий организует воспитатель. Это могут быть различные упражнения, развивающие двигательные навыки, моторику рук при лепке из пластилина, рисовании, конструировании, изготовлении аппликации и т.д. Вопросы обеспечения безопасности дорожного движения рассматриваются и при чтении книг, стихов, их заучивании, рассматривании картинок, отгадывании загадок, проведении конкурсов и др. Методически все занятия организует только воспитатель, знающий индивидуальные и возрастные особенности каждого ребенка. Инспектор может, участвуя в занятии, дополнить и разъяснить отдельные положения правил поведения. на улицах и дорогах. При этом ни в коем случае нельзя перегружать дошкольников информацией с непонятной им терминологией. Инспектор не должен «навязывать» воспитателю свои формы, методы и приемы в проведении игровых занятий с детьми по правилам дорожного движения, поскольку в педагогике существуют определенные дидактические принципы, закономерности, формы, методы и приемы работы с дошкольниками. Объем учебного материала, используемый на каждом занятии, должен соответствовать психофизиологическим особенностям развития дошкольников разных возрастных групп. Так, при обучении детей основам безопасности дорожного движения следует учитывать, например, имеющиеся данные научных исследований о том, что дошкольники младшей группы способны запомнить только 2-3 ярких признака предметов, дети средней группы - 3-4, а старшей -5-6 признаков. Имеются в виду цвет, форма, структура, пропорции, величина, назначение предмета. В младшей группе обучение детей правилам безопасного поведения на улицах и дорогах должно проходить систематически, но ненавязчиво. Для этого должны использоваться целевые прогулки, изучение различных ситуаций на улице и во дворе. Детей рекомендуется знакомить с понятиями «улица», «дорога», «тротуар», «светофор», значение его сигналов. На прогулках дети наблюдают за движением транспорта, пешеходов, учатся различать автомобили. Для закрепления полученных знаний и представлений целесообразно на занятиях с детьми рассматривать иллюстрации в книгах, на плакатах, объяснять опасность красного сигнала светофора и значение желтого и зеленого сигналов. Необходимо знакомить детей с понятиями «высоко-низко», «большой—маленький», «близко—далеко», различать грузовые и легковые автомобили, трамвай, автобус, троллейбус. В средней группе следует расширять знания о правилах безопасного поведения на улицах и дорогах, формировать и развивать необходимые умения и навыки. На прогулках воспитатель проверяет знания детей об улице, понимание ими слов «тротуар», «проезжая часть дороги», «светофор»; обращает внимание на дорожные знаки, дорожную разметку, объясняет их значение; рассказывает об особенностях движения автомобилей, автобусов, трамваев, троллейбусов. На занятиях воспитатель беседует с детьми, выясняет, что они видели на дорогах, как понимают отдельные понятия по дорожной лексике, организует игры в соответствии с методическими разработками на основе дидактических принципов и закономерностей восприятия материала подорожной тематике.- В старшей группе увеличивается объем знаний по правилам безопасного поведения, вводятся понятия «водитель», «пешеход», «пассажир»; в упражнениях отрабатываются правила перехода проезжей части дороги; закрепляются навыки безопасного поведения; в играх проверяются знания дошкольников; формируется умение применять эти знания; отрабатываются навыки по выполнению правильных действий в дорожной среде и понимание пространственной терминологии (левая-правая сторона, впереди - сзади, рядом, далеко-близко, навстречу, напротив, движение прямо, наискосок и другие). В целом с дошкольниками всех возрастных групп занятия по дорожной тематике должны решать триединую задачу: развития, обучения и воспитания. Для того чтобы научить ребенка ориентироваться в дорожной среде, следует не только обучать и воспитывать ребенка, но и развивать его познавательные процессы (восприятие, наблюдательность, внимание, память, воображение, речь, эмоции). Воспитателю рекомендуется вводить в речь ребенка минимум дорожной лексики. Дошкольники должны понимать значение всех слов, используемых на занятиях по дорожной тематике. При обучении детей обязательно следует использовать наглядные средства: иллюстрации в книжках, макеты дорожных знаков, плакаты, модели автомобилей и др. Ребенок усваивает сказанное воспитателем гораздо быстрее, если его рассказ непосредственно связан с предметом, картинкой или действием, которое ребенок видит или самостоятельно выполняет. Для ознакомления детей с новой дорожной лексикой можно применять метод рассказа по картинкам, плакатам, макетам улиц и дорог. Рассказывая,* воспитатель может обращаться к личному опыту детей, спрашивая их, видели ли они на улице автомобили, дороги, тротуары и др. Задавая вопросы, воспитатель побуждает детей выделять и называть знакомые им объекты и их качества, объяснять действия и явления, доступные для понимания. Целью таких занятий должно быть развитие у дошкольников целостности восприятия как изображений на иллюстрациях по дорожной тематике, так и окружающей их реальной дорожной среды. Воспитатель, выслушивая ответы детей, поправляет их, обобщает сказанное и дополняет рассказ-объяснение введением новой дорожной лексики, организуя затем закрепление полученных знаний. Используя дидактические принципы, воспитатель добивается усвоения детьми определенного запаса слов по дорожной лексике, которую дошкольники постепенно включают в самостоятельные рассказы об увиденном на улицах. Воспитатель организует занятия в игровой форме, определяя темы в соответствии с психофизиологическими и возрастными особенностями поведения дошкольников в дорожной среде. В процессе игры воспитатель обогащает опыт детей разнообразными сенсорными впечатлениями, что способствует развитию интереса к дорожной среде, средствам передвижения, правилам поведения. При этом обязательно обращается внимание на опасные и безопасные места на улицах и дорогах. Дошкольников следует учить ориентироваться в пространстве, в том числе и на участке дошкольного учреждения. Они должны знать, что нельзя выходить за его пределы без сопровождения взрослых. Необходимо учить детей предвидеть скрытую опасность и согласовывать свои действия с определенными правилами, различать светофоры по форме (для водителей транспорта и для пешеходов), по сигналам (красный, желтый, зеленый), их значению, действию (мигающий, немигающий). Следует обращать внимание на пешеходные переходы («зебра», подземный, надземный), дорожные знаки, виды транспорта (его размеры, скорость, направление движения и тд.). Объясняя правила безопасного поведения, воспитатель должен акцентировать внимание дошкольника на том, что в любой ситуации, находясь на улице, нужно крепко держать взрослых за руку. Свои впечатления, полученные на улице, ребенок может передать в рисунках, лепке из пластилина, аппликациях и т.д. Игровые занятия по дорожной тематике должны быть направлены на развитие познавательных процессов: наблюдательности, внимания, мышления, памяти, речи. Большое значение имеет проведение специальных занятий на развитие глазомера, определения расстояния до приближающегося транспорта (далеко-близко, дальше-ближе), скорости (быстрее-медленнее), размеров (больше-меньше) и т.д. ' В дошкольном учреждении должны быть настольные дидактические игры, в которых могут быть макеты и модели дорожных знаков, светофоров, фигурки Пешеходов. Дети любят играть в такие игры. С дошкольниками следует проводить и специальные обучающие занятия —1 упражнения, направленные на развитие у них двигательных навыков. Это могут быть групповые и индивидуальные упражнения по практической отработке правильных действий при переходе проезжей части дороги, выходе из транспорта и т.д. Для того чтобы правила безопасного поведения выполнялись привычно, спокойно, естественно, необходимо развивать у дошкольника сенсомоторные и интеллектуальные навыки, что связано с восприятием его органами чувств информации подорожной тематике, ее переработкой и реакцией на нее соответствующими движениями-действиями. Логическое мышление можно развивать, задавая вопросы, например: «Что ты будешь делать, если не работает светофор или нет пешеходного перехода? и т.д. Для установления ребенком причинно-следственных связей важно учите его рассказывать то, что он видел на улице, развивать предвидение опасной ситуации, обращать его внимание на опасные места возле дома, дошкольного уч1 рождения, на улице, дороге, на остановке транспорта и т.д. Занятия подорожной тематике рекомендуется проводить не менее 2-3 раз в неделю. Воспитатель самостоятельно определяет, какие занятия подорожной тематике можно проводить в младшей, средней и старшей группе. Примерная тематика для занятий с дошкольниками Дорога в дошкольное учреждение. Опасные места на территории, прилегающей к дошкольному учреждению. Предвидение опасности. ,Виды транспорта. Правила поведения на тротуаре. Нахождение на улице со взрослыми/Правила перехода проезжей части дороги. Виды и сигналы светофоров. Пешеходный переход (подземный, надземный и наземный - «зебра»). Дорожные знаки для пешеходов. Развитие глазомера по определению расстояния до приближающегося транспорта, определение направления движения транспорта, опасные повороты автомобилей. Можно организовать автобусную экскурсию по городу с выходом в определенных местах и изучением сигналов светофора, дорожных знаков, дорожной разметки и др. Рассказ должен проводиться в доступной для понимания дошкольниками форме с употреблением известной им дорожной лексики. В некоторых дошкольных учреждениях занятия по дорожной тематике проводятся на специально оборудованных площадках, где есть мини-автомобили. Дети играют роли водителей, пешеходов, пассажиров, закрепляя знания, умения и навыки безопасного поведения. Важнейшей задачей дошкольного учреждения является воспитание детей. Применительно к дорожной среде дошкольники часто не понимают опасности на улицах и дорогах. Безопасное поведение определяется уровнем развития психофизиологических особенностей ребенка и его подготовленностью к самостоятельному движению. Дошкольник должен находиться на улице только в сопровождении взрослых. Он не может, не в состоянии физиологически и психически обеспечить свою безопасность. Анализ ДТП с участием дошкольников показывает, что их личный опыт при оценке дорожной ситуации недопустим. Даже сознательно, выполняя все правила для пешеходов, ребенок не сможет безопасно перейти проезжую часть дороги. У дошкольников еще не сформирована координация движений. < Формируя у дошкольников умения, навыки и привычки, воспитатель одновременно и воспитывает их, применяя методы внушения, убеждения, примера. В этом возрасте дети особенно поддаются внушению. Им необходимо внушить, что выходить самостоятельно за пределы дошкольного учреждения нельзя. На улице можно находиться только со взрослыми. Воспитывать детей следует постоянно в процессе игр, прогулок, при выполнении каких-либо заданий по рисованию, лепке, конструированию, развитию речи подорожной тематике. Воспитание организуется на основе педагогических принципов, закономерностей, форм и методов, отражаемых в программе работы с детьми в дошкольном учреждении. Для каждой возрастной Группы определяются цели, к которым должен стремиться воспитатель. При этом необходимо учитывать следующую закономерность воспитания и обучения: чем больше у ребенка сформировано полезных навыков и привычек, тем легче ему будут даваться знания по дорожной тематике в общеобразовательном учреждении. В дошкольном учреждении важно не количество приобретаемых знаний, а их связь с такими навыками и привычками, как сознательное отношение к своим и чужим поступкам, например, «хорошо—плохо», «правильно—неправильно», «опасно—безопасно» и другим. Воспитание дошкольников рекомендуется осуществлять: — во-первых, через непосредственное восприятие дорожной среды во время прогулки, экскурсии, где дети, воспринимая движение транспорта и пешеходов, дорожные знаки, светофоры, пешеходные переходы и т.д. анализируют дорожные ситуации, действия участников дорожного движения, делая определенные выводы; — во-вторых, в процессе специальных развивающих и обучающих занятий по дорожной тематике. В дошкольном учреждении у детей должны быть сформированы соответствующие их возрасту, необходимые представления, умения и навыки безопасного поведения на улицах и дорогах. Одним из показателей эффективности работы педагогов-воспитателей является отсутствие ДТП с участием детей, посещающих конкретное дошкольное учреждение. Недостатки в организации обучения дошкольников безопасному поведению на улицах и дорогах В организации профилактики детского дорожно-транспортного травматизма имеются проблемы, требующие научно-методического решения. Обучение и воспитание, направленные на формирование и развитие у дошкольника необходимых умений и навыков безопасного поведения на улицах и дорогах, являются формами профилактики. Недостатки в организации обучения и воспитания во многом связаны с тем, что некоторые воспитатели, не знающие правил дорожного движения, допускают типичные ошибки, давая дошкольникам неправильные, а иногда и опасные поведенческие установки, связанные, например с переходом проезжей части дороги, обходом транспорта спереди или сзади, акцентуацией внимания детей только на сигналы трехцветных светофоров для водителей транспорта, не объясняя, что есть еще пешеходные светофоры и т.д. Воспитатели часто перегружают детей ненужной и непонятной им информацией подорожной тематике. Так, в отдельных дошкольных учреждениях сложная для дошкольников дорожная лексика вводится воспитателями не постепенно (дозами), а сразу, с большой нагрузкой на сознание ребенка и без соответствующих объяснений. Дошкольникам дается, например, информация о семи группах дорожных знаков для водителей и пешеходов, причем без всякой связи знаков с дорожными ситуациями. Так, одно занятие посвящается предписывающим знакам, другое — информационным, третье — запрещающим и т.д. Организуя такие занятия, воспитатели требуют от детей механического запоминания изображенных на знаках символов. Есть занятия, где дошкольникам предлагается выполнить трудные занятия по поиску «лишнего» дорожного знака из 15 разных видов знаков, ' предназначенных для водителей. Дошкольников заставляют произносить и запоминать такие термины, как «элементы» дорог, «регулируемые и нерегулируемые» перекрестки, «жилая зона», «шлагбаум» и другие. Очень часто воспитатели отрабатывают и заучивают с дошкольниками жесты регулировщика, которого в настоящее время редко можно увидеть на дороге. Знание этих трудных для понимания дошкольниками жестов никак не влияет на их поведение на улице, где они должны находиться со взрослыми. Ошибочным является и то, что применительно к дорожной среде акцентуаций внимания ребенка на опасное (безопасное) поведение практически не делается. Не проводятся занятия на развитие у детей бокового зрения, необходимого для ориентации в дорожных ситуациях, цветоощущения, слухового и зрительного восприятия. Далеко не везде дети обучаются умению смотреть, видеть и слышать происходящее на улице, определять соотношение размеров машин (большая, тяжелая, грузовая и маленькая, легковая машина и т.д.). Отсутствуют занятия на развитие глазомера, чувства опасности, чувства времени при оценке скорости машин и т.д. Недостатки в организации обучения и воспитания во многом связаны с тем, что воспитатели не всегда знают, что наиболее практически значимо, при составлении программы подорожной тематике. В этом плане инспектор обязан помочь воспитателю выбрать для занятий с дошкольниками необходимые темы, направленные на развитие ориентации в дорожной среде, формирование и практическую отработку умений и навыков безопасного поведения. Необходимо использование современной научно-обоснованной методической литературы по правилам безопасного поведения на улицах и дорогах для дошкольников и их родителей. Обладая знаниями различных педагогических методик, воспитатель самостоятельно сможет организовать формирующие, развивающие, воспитывающие и обучающие занятия с дошкольниками по дорожной тематике. 1.3. Проведение профилактической работы с родителями дошкольников В основе профилактики ДДТТ, проводимой в дошкольных учреждениях, должна быть работа с родителями, вместе с которыми дети дошкольного возраста чаще всего и попадают в ДТП. К чтению лекций и проведению беседе родителями рекомендуется привлекать специалистов-психологов, педагогов, юристов, а также сотрудников различных служб Госавтоинспекции, умеющих разъяснять правила дорожного движения. Профилактическая работа с родителями может быть организована на родительских собраниях или в часы, когда родители (взрослые) приходят за детьми в дошкольное учреждение. В беседах с родителями (взрослыми) в обязательном порядке следует объяснять психофизиологические и возрастные особенности поведения дошкольников на улицах и дорогах. Родителей необходимо обучать правилам дорожного движения, учитывая, что далеко не все они знают их, объяснять, почему необходимо всегда держать дошкольников за руку при переходе дороги. Родители должны понимать, что в силу своего возраста дошкольники не всегда осознают опасность, не знают, что движущийся автомобиль не может сразу остановиться при их внезапном появлении на проезжей части. Не понимая этого, дети перелезают через ограждения на дорогу, играют вблизи ее, идут на красный или желтый сигнал светофора и т.д. Поэтому целесообразно периодически читать лекции, раскрывающие основные дорожные понятия и правила поведения с детьми на улицах и дорогах. Родители должны быть проинформированы о ДТП с участием детей (пешеходов и пассажиров) и причинах их совершения, в результате которых погибли и получили травмы дошкольники. Необходимо приводить конкретные примеры с указанием названий улиц, где произошло ДТП, и раскрывать причины, делая акцент на опасное или неосторожное поведение родителей или взрослых, по вине которых погибли или пострадали дети. По официальной статистике основными причинами ДТП могут быть следующие нарушения правил дорожного движения: - переход проезжей части дороги вне пешеходного перехода, в неустановленном месте; - неподчинение сигналам светофора; - неожиданный выход на проезжую часть дороги из-за стоящего транспорта, сооружений, зеленых насаждений и т.д.; - игра на проезжей части дороги; - движение вдоль проезжей части по направлению движения транспорта; - движение по проезжей части дороги при наличии тротуара. Возможен показ родителям фотографий, где зафиксированы несчастные случаи с детьми и подростками, что вызывает у родителей сильные эмоциональные переживания. Элемент экстремальности может способствовать повышению бдительности, осторожности, восприимчивости к предостережениям в поведении в дорожной среде. Следует обращать внимание родителей на то, что детский дорожно-транспортный травматизм имеет ярко выраженный сезонный и временной характер. Основная часть ДТП регистрируется в период с мая — июня по сентябрь. То есть во время каникул, когда дети остаются без присмотра. Почти половина общего числа ДТП приходится на последние дни недели - с пятницы по воскресенье, в периоде 17 до 19 ч. Рекомендуется также проводить индивидуальную работу с родителями, дети которых входят в группу «риска», как наиболее импульсивные, подвижные или, напротив, заторможенные. В работе с родителями следует уделять особое внимание формам общения с ними и учету заинтересованности, активности в получении знаний по правилам безопасного поведения на улицах и дорогах. В одних случаях требуется приобщение родителей к чтению популярной литературы по правилам дорожного движения, ознакомление их с публикациями в прессе по проблемам профилактики ДДТТ, подробное раскрытие им причин и условий, способствующих возникновению ДТП с участием детей в качестве пешеходов или пассажиров. В других случаях возможно приглашение родителей на дискуссионную встречу за «круглым столом», предложение выступить перед другими родителями, если они автомобилисты, врачи-травматологи или специалисты по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма. Эффективны проводимые в некоторых дошкольных учреждениях выставки настольных дидактических игр, литературы по правилам дорожного движения, плакатов. Можно вручать родителям и тематические памятки, например, по вопросам: «Как научить ребенка наблюдательности на улицах и дорогах», «Где можно кататься на велосипеде, роликовых коньках, скейтбордах и др.», «Как переходить с ребенком проезжую часть дороги». Такие памятки воспитатели могут составить совместно с работниками подразделений пропаганды Госавтоинспекции. 18 1.4. Методическое обеспечение деятельности педагогов-воспитателей дошкольного учреждения В целях методического обеспечения профилактики ДДТТ инспектору рекомендуется: - периодически анализировать литературу, сценарии игр, настольные игры и наглядные пособия подорожной тематике для дошкольных учреждений и оказывать воспитателям помощь в подборе соответствующей литературы и наглядных пособий; - принимать участие по приглашению органов управления образованием на местах в семинарах, конференциях, в работе по повышению квалификации воспитателей по проблеме профилактики ДДТТ; - оказывать содействие в оборудовании «уголков безопасности» в дошкольных учреждениях; - анализировать, обобщать и распространять положительный опыт формирования и развития у детей дошкольного возраста умений и навыков безопасного поведения на улицах и дорогах. Оказывая методическую помощь, инспектор должен обращать внимание на типичные ошибки, допускаемые воспитателями при разъяснении детям правил безопасного поведения на улицах и дорогах. На сегодняшний день при проведении занятий с дошкольниками, воспитатели используют, как правило, устаревшую методическую литературу по правилам дорожного движения. В художественной литературе, стихах, сказках, сценариях спектаклей, написанных для дошкольников, также достаточно много ошибок по правилам дорожного движения. Ошибки могут быть и педагогические, когда изображения на плакатах делаются художниками без учета педагогики и психологии восприятия их детьми. Неправильные изображения дают искаженное восприятие и опасные установки в поведении дошкольников на улицах и дорогах. Учитывая проблемы в методическом обеспечении дошкольных учреждений, воспитатели совместно с инспектором должны тщательно отбирать для дошкольников современный, научно обоснованный, педагогически грамотный материал подорожной тематике. . Профилактическая деятельность воспитателя дошкольного учреждения во многом зависит от его инициативы, профессиональной направленности его личности, самостоятельности и творческого подхода к организации профилактики детского дорожно-транспортного травматизма. Положительный опыт в методическом обеспечении обучения дошкольников правилам безопасного поведения на улицах и дорогах Практикой накоплен определенный опыт по методическому обеспечению профилактики ДДТТ. Так, в некоторых субъектах РФ (Республика Татарстан) разработаны региональные стандарты содержания предмета по дорожной тематике для дошкольников, включающие определение основных терминов и понятий; необходимого и достаточного объема теоретических знаний, отработки практических умений и навыков безопасного поведения на улицах и дорогах. В соответствии с региональным стандартом воспитателям даются рекомендации по проведению специальных занятий по основам безопасности дорожного движения. В Москве (Центральный административный округ) в некоторых дошкольных учреждениях применяются новые игровые методики обучения детей правилам дорожного движения. Проводятся занятия и с молодыми педагогами-воспитателями по использованию этих методик и повышению квалификации по проблеме профилактики ДДТТ В целом методическое обеспечение профилактической деятельности нуждается в совершенствовании, обновлении и внедрении в дошкольные учреждения новых, современных педагогических технологий по воспитанию и обучению детей безопасному поведению на улицах и дорогах. |
2012 2013 учебный год Организация деятельности классного руководителя в общеобразовательных учреждениях | 1. Организация анализа хозяйственно-финансовой деятельности предприятия Министерством образования Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях на 2008-09... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Цели и задачи, нормативно правовая база, организация профилактической деятельности в школе | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Где приобретаются навыки практического использования знаний основ педагогической деятельности в преподавании курса истории в общеобразовательных... | ||
М. В. Ломоносова в средних общеобразовательных учреждениях М. В. Ломоносова в средних общеобразовательных учреждениях в рамках мероприятий, посвященных празднованию 300-летия со дня рождения... | План оздоровительно-профилактической работы с обучающимися на 2012 2013 учебный год № п/п Организация и осуществление комплексного мониторинга состояния здоровья обучающихся, физической подготовки | ||
«Организация лечебно-профилактической помощи при заболеваниях крови у детей и подростков» Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования Красноярский государственный медицинский... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Методическое сопровождение образовательной и воспитательной деятельности в общеобразовательных учреждениях | ||
ПМ. 2 Организация внеурочной деятельности и общения младших школьников... Проведение внеурочных занятий в образовательных учреждениях: мбоу сош №95, Посещение мбоу центр образования №1 | Отчет о проведенных юбилейных мероприятиях, посвященных 75-летию... В. Г. Распутина в общеобразовательных учреждениях Лескенского муниципального района | ||
«Организация лечебно-профилактической помощи при патологии сердечно-сосудистой... Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования Красноярский государственный медицинский... | Методические рекомендации по организации внеурочной деятельности... Ания и социализации. В проекте государственного образовательного стандарта общего образования второго поколения, подготовленном Российской... | ||
СД. Ф. 1 Организация коммерческой деятельности Цель дисциплины. Целью дисциплины "Организация коммерческой деятельности предприятий торговли" является овладение студентами знаниями,... | С 1 сентября 2012 года во всех общеобразовательных учреждениях России... Р с 2012-13 учебного года во всех субъектах Российской Федерации в общеобразовательных учреждениях запланировано введение комплексного... | ||
Педиатрия Изучение профилактической и клинической педиатрии способствует решению типовых задач деятельности выпускников медико – профилактического... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Критская Е. Д, Сергеева Г. П. – М.: Просвещение, 2010, инструктивно-методического письма «О преподавании предмета «Музыка» в общеобразовательных... |