Организация профилактической деятельности в общеобразовательных учреждениях





НазваниеОрганизация профилактической деятельности в общеобразовательных учреждениях
страница1/5
Дата публикации01.08.2014
Размер0.82 Mb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Спорт > Документы
  1   2   3   4   5
СОДЕРЖАНИЕ

Предисловие …………………………………………………………………………………………5

РАЗДЕЛ 1. Организация профилактической деятельности в дошкольных учреждениях ................................................................................................................................................................. 7

1.1. Роль подразделений пропаганды Госавтоинспекции в организации профилактики детского дорожно-транспортного травматизма ................................................................................ 7

1.2. Организация педагогами-воспитателями занятий по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения на улицах и дорогах .........................11

1.3. Проведение профилактической работы с родителями дошкольников .......................... 17

1.4. Методическое обеспечение деятельности педагогов-воспитателей дошкольного учреждения …………………………………………………………………………………............ .19

раздел 2. Организация профилактической деятельности в общеобразовательных учреждениях ...................................................................................................................................... .20

2.1. Профилактическая деятельность подразделений пропаганды Госавтоинспекции ............................. ………………………………………………………………………………..20

2.2. Взаимодействие Госавтоинспекции с общеобразовательными учреждениями по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма ..............................................25

2.3. Организация и содержание образовательного процесса по основам безопасности дорожного движения ..................................................................................................................26

2.4. Типичные ошибки при обучении правилам дорожного движения .................................34

2.5. Методическое обеспечение профилактической деятельности педагогов общеобразовательного учреждения . . ……………………………………………………… .37

2.6. Положительный опыт в организации профилактики детского дорожно-транспортного травматизма ............................................................................................................................... .39

РАЗДЕЛ 3. Организация профилактической деятельности в учреждениях дополнительного образования ........................................................................................................40

3.1. Виды учреждений дополнительного образования и задачи их деятельности .............. .40

3.2. Формы и методы профилактической деятельности в учреждениях дополнительного образования ........................................................................................................................................ .43

3.3. Методическое обеспечение профилактической деятельности работников учреждений дополнительного образования .................................................................................................. .48

Заключение ........................................................................................................................................ .51

Список литературы, рекомендованной для использования в профилактической деятельности дошкольных, общеобразовательных учреждений и учреждений дополнительного образования ............................................................................................................................................................. .53

ПРЕДИСЛОВИЕ

Под профилактикой детского дорожно-транспортного травматизма (ДДТТ) понимается целенаправленная деятельность по своевременному выяв­лению, предупреждению и устранению причин и условий, способствующих дорожно-транспортным происшествиям (ДТП), в которых погибают и получают травмы дети и подростки. Эта деятельность включает комплекс профилактиче­ских мероприятий, проводимых совместно сотрудниками Госавтоинспекции с работниками отделений профилактики правонарушений несовершеннолетних (ОППН), участковыми уполномоченными милиции, заинтересованными лица­ми федеральных органов исполнительной власти субъектов РФ, местных орга­нов управления образованием, воспитателями и педагогами дошкольных, общеобразовательных учреждений и системы дополнительного образования, представителями средств массовой информации и общественных объединений.

В настоящее время организационные формы профилактики детского до­рожно-транспортного травматизма и методическое обеспечение этой работы значительно устарели. Профилактические мероприятия по правилам дорожно­го движения нередко проводятся формально и недостаточно. В должной мере не применяются новые педагогические технологии в развитии, обучении и вос­питании несовершеннолетних, не анализируется степень понимания ими опас­ных и безопасных дорожных ситуаций. Не всегда учитываются возрастные .и психофизиологические особенности поведения детей и подростков в дорож­ной среде. Используемые в образовательном процессе учебники «Окружаю­щий мир» и «ОБЖ» содержат разделы с неправильной трактовкой правил до­рожного движения и задания, которые вводят учащихся в заблуждение' неверными поведенческими установками.

К сожалению, на сегодняшний день большинство воспитателей дошколь­ных, педагогов общеобразовательных учреждений и системы дополнительного образования детей не имеют соответствующей подготовки для обучения детей и подростков основам безопасности дорожного движения.

Назрела необходимость в разработке Государственной программы профилактики детского дорожно-транспортного травматизма, в которой должно быть представлено системное, поэтапное рассмотрение путей решения организаци­онных, правовых, методических, психолого-педагогических, возрастных, психо­физиологических и инженерно-технических проблем.

Целями данного пособия являются:

- определение роли подразделений пропаганды и других служб Госавтоин­спекции в профилактике детского дорожно-транспортного травматизма с кон­кретизацией функций инспекторского состава;

- решение вопросов организации воспитателями и педагогами дошколь­ных, общеобразовательных учреждений и системы дополнительного образова­ния профилактической работы, совершенствование образовательного процес­са по развитию, воспитанию и обучению детей и подростков безопасному пове­дению на улицах и дорогах;

- раскрытие содержания учебно-воспитательного процесса по основам бе­зопасности дорожного движения (примерные тематические планы и организа­ция занятий) для учащихся 1—11 классов;

- выявление недостатков и типичных ошибок при обучений детей и подро­стков правилам дорожного движения;

- обобщение положительного опыта профилактики ДДТТ в субъектах Рос­сийской Федерации.

РАЗДЕЛ 1. ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ДОШКОЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ

1.1. Роль подразделений пропаганды Госавтоинспекции в организации профилактики детского дорожно-транспортного травматизма

Ведение наблюдательного дела на дошкольное учреждение

В соответствии с Наставлением по организации деятельности Государст­венной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутрен­них дел Российской Федерации по пропаганде безопасности дорожного движе­ния' инспектору по пропаганде (далее ~- инспектор) необходимо завести наблюдательное дело на каждое дошкольное учреждение на территории своего обслуживания. В этом деле рекомендуется иметь следующие сведения: •

- адрес, номер учреждения, телефоны, фамилии, имена, отчества заведую­щего и воспитателей дошкольного учреждения;

- копии информационных писем о состоянии аварийности и проблемах профилактики ДДТТ на территории обслуживания, направляемые в разные инстанции, а также ответы о мерах, принятых администрацией города (района), органами управления образованием, здравоохранения и др.;

~ план-схему с изображением всех прилегающих к дошкольному учрежде­нию элементов улично-дорожной сети;

- схемы безопасных маршрутов движения дошкольников с родителями по прилегающим к дошкольному учреждению улицам и дорогам;

— планы организации профилактической работы в дошкольном учреждении с указанием срока проведения конкретных мероприятий, согласованных с ад­министрацией учреждения;

— аналитические справки с информацией о ДТП, совершенных с участием дошкольников с подробным анализом их причин;

— справки (рапорта) о проведении беседе администрацией, воспитателями, детьми, родителями;

- график проведения инспектирования дошкольного учреждения с актами инспектирования (плановые и по фактам ДТП с участием дошкольников);

- инструкции заведующему и воспитателям о порядке организации и пост­роения групп детей при движении по улицам и дорогам; об обеспечении безо­пасности при перевозке организованных групп детей транспортными средства­ми и другие;

- материалы совещаний, семинаров, конференций по проблеме профилак­тики ДДТТ;

- методические разработки по проведению профилактических мероприятий (викторины, соревнования, игры, конкурсы и т.д.) по привитию дошкольникам умений и навыков безопасного поведения на улицах и дорогах, тексты профи­лактических бесед с родителями и взрослыми, сопровождающими детей в до­школьное учреждение;

— отчет-справку о работе, проделанной инспектором, с указанием количе­ства профилактических мероприятий, проведенных в дошкольном учреждении.

Если на территории обслуживания подразделением пропаганды Госавтоин­спекции находится 2-3 дошкольных учреждения, можно объединить инфор­мацию о них в одно наблюдательное дело. Деятельность этих учреждений по профилактике ДДТТ рекомендуется анализировать, сравнивать, выявлять недостатки и положительный опыт в работе для своевременного информиро­вания и принятия соответствующих мер органами управления образованием на местах.

Планирование профилактической работы

Профилактическая работа в дошкольных учреждениях должна быть орга­низована в соответствии с планами, которые разрабатываются на основе ана­лиза ДТП. Инспектору рекомендуется делать текущий ежемесячный и годовой анализ статистики ДТП с участием детей и подростков, отслеживая динамику за последние 5 лет. Анализ должен включать сведения по категориям участни­ков (пешеход, водитель, пассажир, велосипедист): возраст, место жительства (субъект РФ, город, район, сельская местность), время, место совершения ДТП (рядом с дошкольным или общеобразовательным учреждением, в зоне спортивного или культурно-оздоровительного учреждения и др.), тяжесть по­следствий ДТП.

Результаты статистики и анализа причин и условий, способствующих соверше­нию ДТП с участием дошкольников, должны быть оформлены в соответствующей аналитической справке, которую инспектор использует при посещении дошколь­ных учреждений, организуя профилактическую работу с детьми и их родителями, а также для ежемесячного информирования о состоянии аварийности работников местных органов управления образованием, руководителей и воспитателей до­школьных учреждений.

Планы рекомендуется составлять на полугодие и год. Они должны быть ре­альными для выполнения с указанием исполнителей и сроков проведения про­филактических мероприятий.

Это могут быть совместные планы Госавтоинспекции с органами управле­ния образованием на местах, дошкольными учреждениями и другими организа­циями, заинтересованными в обеспечении безопасности дорожного движения. Совместные планы согласовываются и утверждаются всеми субъектами, непо­средственно участвующими в проведении запланированных мероприятий.

В планы рекомендуется включать следующие вопросы:

— составление справки с анализом причин и условий, способствовавших

возникновению ДТП с участием дошкольников;

^ — обследование территории, прилегающей к дошкольному учреждению, С, целью обеспечения безопасности дорожного движения дошкольников и их ро­дителей (взрослых), сопровождающих детей;

— участие совместно с органом управления образованием (по его пригла­шению) в повышении квалификации воспитателей дошкольных учреждений по изучению правил дорожного движения и в целом по проблеме профилакти­ки детского дорожно-транспортного травматизма;

— оказание содействия в методическом обеспечении воспитателей соответ­ствующей литературой по дорожной тематике и наглядными пособиями для до­школьников и их родителей;

— участие в проведении профилактических мероприятий (игры, лекции, беседы и т.д.) в дошкольном учреждении с приглашением педагогов, психоло­гов, сотрудников различных служб Госавтоинспекции, знающих правила до­рожного движения и умеющих работать с детьми дошкольного возраста

и их родителями;

— инспектирование дошкольных учреждений по организации в них меро­приятий по профилактике ДДТТ.

Результаты выполнения планов необходимо анализировать, сравнивать и обобщать в отчете подразделения пропаганды за полугодие и год.

Обследование территории, прилегающей к дошкольному учреждению

В соответствии с планом работы инспектору рекомендуется совместно со спе­циалистом по организации дорожного движения Госавтоинспекции проводить об­следование территории, прилегающей к дошкольным учреждениям, на наличие (отсутствие) и соответствие (несоответствие) установленным ГОСТам необходи­мых дорожных знаков, дорожных разметок, светофоров и т.д.

Учитывая возрастные особенности поведения дошкольников, особое вни­мание следует уделять выявлению бесхозных автомобилей, закрывающих об­зор дорог, неудобно припаркованного транспорта, провоцирующего на проход детей с родителями на дорогу в неустановленном месте; наличие возможных отверстий в заборах, через которые дети-могут перелезать на улицы с терри­тории детских дошкольных учреждений; открытых люков и отсутствие ограж­дений специальными лентами тех мест, где идут ремонтные или строительные работы.

По итогам обследования территории должны быть подготовлены рапорт на имя начальника Госавтоинспекции и письма за его подписью в соответству­ющие организации по устранению выявленных недостатков. Инспектор обязан постоянно контролировать решение вопросов по устранению выявленных недо­статков при обследовании территории вокруг дошкольных учреждений в инте­ресах сохранения жизни и здоровья детей.

Для родителей дошкольников рекомендуется разработать схемы безопасных маршрутов и расположить-их на видном месте в вестибюле дошкольного учреж­дения. На схемах должны быть обозначены: строения, дороги, зеленые насаж­дения, стоянки автомобилей, остановки маршрутного транспорта и т.д.; основ­ные безопасные пути движения к дошкольному учреждению; участки дорог с интенсивным движением транспортных средств; выделены опасные места (за­хламленность территории, объекты, закрывающие обзор, открытые люки, ре­монт тротуара, места складирования строительных материалов и т.д.); места расположения светофоров, дорожной разметки, дорожных знаков «Дети», «Пешеходный переход» и др.; направление и скоростной режим движения транспортных потоков; перекрестки; состояние освещенности дорог, прилега­ющих к дошкольному учреждению. Все изменения, происходящие на данной территории, должны оперативно отражаться на схемах.

Инспектору следует разъяснить данные схемы воспитателям дошкольного учреждения и рекомендовать им постоянно обращать на них внимание родителей и дошкольников.

Инспектирование дошкольного учреждения

Под инспектированием дошкольного учреждения понимается осуществле­ние постоянного контроля со стороны Госавтоинспекции за профилактикой ДДТТ, организуемой с дошкольниками и их родителями.

Инспектирование может быть плановым или внеплановым (по факту ДТП, в котором погибли или получили травмы дошкольники). Плановое инспектиро­вание целесообразно проводить один раз в год. Прибыв в дошкольное учрежде­ние в форменной одежде, инспектору следует объяснить заведующему или лицу, его замещающему, чем вызвано инспектирование. Это может быть факт ДТП, в котором пострадали дошкольники, или контроль ранее выданного пред­писания о недостатках, выявленных на территории дошкольного учреждения, связанных с опасностью для детей (неогороженная территория, отверстия в заборах, складирование строительных материалов или мусора, через которые возможно перелезание через забор, открытые калитки и т.д.).

Инспектирование предполагает также изучение инспектором планов про­филактических мероприятий и программ занятий, проводимых в дошкольных учреждениях по дорожной тематике.

По результатам инспектирования составляется акт в 3 экземплярах. Один остается в дошкольном учреждении для принятия соответствующих мер по уст­ранению выявленных недостатков. Второй экземпляр находится у инспектора в наблюдательном деле для контроля за выполнением предписаний. Третий эк­земпляр направляется в орган управления образованием для сведения о состо­янии профилактики ДДТТ. В акте инспектирования излагаются предписания по устранению выявленных недостатков с указанием реальных сроков и кон­кретных лиц, ответственных за исполнение предписаний.

1.2. Организация педагогами-воспитателями занятий по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения на улицах и дорогах

Инспектор и другие сотрудники Госавтоинспекции не обязаны лично прово­дить специальные занятия по дорожной тематике с детьми дошкольного возра­ста, но они могут совместно с воспитателями принимать в них участие по при­глашению администрации дошкольного учреждения

Правила безопасного поведения на улицах и дорогах изучаются в процессе специальных развивающих и обучающих занятий, в основе которых должна быть игра: образно-ролевая, сюжетно-ролевая или игра с правилами. Формы проведения занятий организует воспитатель. Это могут быть различные упраж­нения, развивающие двигательные навыки, моторику рук при лепке из пласти­лина, рисовании, конструировании, изготовлении аппликации и т.д. Вопросы обеспечения безопасности дорожного движения рассматриваются и при чтении книг, стихов, их заучивании, рассматривании картинок, отгадывании загадок, проведении конкурсов и др.

Методически все занятия организует только воспитатель, знающий индиви­дуальные и возрастные особенности каждого ребенка. Инспектор может, участвуя в занятии, дополнить и разъяснить отдельные положения правил по­ведения. на улицах и дорогах. При этом ни в коем случае нельзя перегружать дошкольников информацией с непонятной им терминологией. Инспектор не должен «навязывать» воспитателю свои формы, методы и приемы в прове­дении игровых занятий с детьми по правилам дорожного движения, поскольку в педагогике существуют определенные дидактические принципы, закономер­ности, формы, методы и приемы работы с дошкольниками.

Объем учебного материала, используемый на каждом занятии, должен соот­ветствовать психофизиологическим особенностям развития дошкольников раз­ных возрастных групп. Так, при обучении детей основам безопасности дорожного движения следует учитывать, например, имеющиеся данные научных исследова­ний о том, что дошкольники младшей группы способны запомнить только 2-3 ярких признака предметов, дети средней группы - 3-4, а старшей -5-6 признаков. Имеются в виду цвет, форма, структура, пропорции, величина, назначение предмета.

В младшей группе обучение детей правилам безопасного поведения на ули­цах и дорогах должно проходить систематически, но ненавязчиво. Для этого должны использоваться целевые прогулки, изучение различных ситуаций на улице и во дворе. Детей рекомендуется знакомить с понятиями «улица», «дорога», «тротуар», «светофор», значение его сигналов. На прогулках дети наблюдают за движением транспорта, пешеходов, учатся различать автомоби­ли. Для закрепления полученных знаний и представлений целесообразно на за­нятиях с детьми рассматривать иллюстрации в книгах, на плакатах, объяснять опасность красного сигнала светофора и значение желтого и зеленого сигналов. Необходимо знакомить детей с понятиями «высоко-низко», «боль­шой—маленький», «близко—далеко», различать грузовые и легковые автомо­били, трамвай, автобус, троллейбус.

В средней группе следует расширять знания о правилах безопасного пове­дения на улицах и дорогах, формировать и развивать необходимые умения и на­выки. На прогулках воспитатель проверяет знания детей об улице, понимание ими слов «тротуар», «проезжая часть дороги», «светофор»; обращает внима­ние на дорожные знаки, дорожную разметку, объясняет их значение; рассказы­вает об особенностях движения автомобилей, автобусов, трамваев, троллейбу­сов. На занятиях воспитатель беседует с детьми, выясняет, что они видели на дорогах, как понимают отдельные понятия по дорожной лексике, организует игры в соответствии с методическими разработками на основе дидактических принципов и закономерностей восприятия материала подорожной тематике.-

В старшей группе увеличивается объем знаний по правилам безопасного поведения, вводятся понятия «водитель», «пешеход», «пассажир»; в упражнениях отрабатываются правила перехода проезжей части дороги; закрепляются навыки безопасного поведения; в играх проверяются знания дошкольников;

формируется умение применять эти знания; отрабатываются навыки по выпол­нению правильных действий в дорожной среде и понимание пространственной терминологии (левая-правая сторона, впереди - сзади, рядом, далеко-близко, навстречу, напротив, движение прямо, наискосок и другие).

В целом с дошкольниками всех возрастных групп занятия по дорожной те­матике должны решать триединую задачу: развития, обучения и воспитания. Для того чтобы научить ребенка ориентироваться в дорожной среде, следует не только обучать и воспитывать ребенка, но и развивать его познавательные процессы (восприятие, наблюдательность, внимание, память, воображение, речь, эмоции).

Воспитателю рекомендуется вводить в речь ребенка минимум дорожной лексики. Дошкольники должны понимать значение всех слов, используемых на занятиях по дорожной тематике.

При обучении детей обязательно следует использовать наглядные средства:

иллюстрации в книжках, макеты дорожных знаков, плакаты, модели автомоби­лей и др. Ребенок усваивает сказанное воспитателем гораздо быстрее, если его рассказ непосредственно связан с предметом, картинкой или действием, кото­рое ребенок видит или самостоятельно выполняет.

Для ознакомления детей с новой дорожной лексикой можно применять метод рассказа по картинкам, плакатам, макетам улиц и дорог. Рассказывая,* воспитатель может обращаться к личному опыту детей, спрашивая их, виде­ли ли они на улице автомобили, дороги, тротуары и др. Задавая вопросы, воспитатель побуждает детей выделять и называть знакомые им объекты и их качества, объяснять действия и явления, доступные для понимания.

Целью таких занятий должно быть развитие у дошкольников целостности восприятия как изображений на иллюстрациях по дорожной тематике, так и ок­ружающей их реальной дорожной среды. Воспитатель, выслушивая ответы де­тей, поправляет их, обобщает сказанное и дополняет рассказ-объяснение вве­дением новой дорожной лексики, организуя затем закрепление полученных знаний.

Используя дидактические принципы, воспитатель добивается усвоения де­тьми определенного запаса слов по дорожной лексике, которую дошкольники постепенно включают в самостоятельные рассказы об увиденном на улицах.

Воспитатель организует занятия в игровой форме, определяя темы в соот­ветствии с психофизиологическими и возрастными особенностями поведения дошкольников в дорожной среде. В процессе игры воспитатель обогащает опыт детей разнообразными сенсорными впечатлениями, что способствует развитию интереса к дорожной среде, средствам передвижения, правилам поведения. При этом обязательно обращается внимание на опасные и безопасные места на улицах и дорогах.

Дошкольников следует учить ориентироваться в пространстве, в том числе и на участке дошкольного учреждения. Они должны знать, что нельзя выходить за его пределы без сопровождения взрослых. Необходимо учить детей предви­деть скрытую опасность и согласовывать свои действия с определенными пра­вилами, различать светофоры по форме (для водителей транспорта и для пеше­ходов), по сигналам (красный, желтый, зеленый), их значению, действию (ми­гающий, немигающий). Следует обращать внимание на пешеходные переходы («зебра», подземный, надземный), дорожные знаки, виды транспорта (его раз­меры, скорость, направление движения и тд.). Объясняя правила безопасного поведения, воспитатель должен акцентировать внимание дошкольника на том, что в любой ситуации, находясь на улице, нужно крепко держать взрослых за руку.

Свои впечатления, полученные на улице, ребенок может передать в рисун­ках, лепке из пластилина, аппликациях и т.д. Игровые занятия по дорожной тематике должны быть направлены на развитие познавательных процессов:

наблюдательности, внимания, мышления, памяти, речи. Большое значение имеет проведение специальных занятий на развитие глазомера, определения расстояния до приближающегося транспорта (далеко-близко, дальше-бли­же), скорости (быстрее-медленнее), размеров (больше-меньше) и т.д. '

В дошкольном учреждении должны быть настольные дидактические игры, в которых могут быть макеты и модели дорожных знаков, светофоров, фигурки Пешеходов. Дети любят играть в такие игры.

С дошкольниками следует проводить и специальные обучающие занятия —1 упражнения, направленные на развитие у них двигательных навыков. Это могут быть групповые и индивидуальные упражнения по практической отработке правильных действий при переходе проезжей части дороги, выходе из транс­порта и т.д.

Для того чтобы правила безопасного поведения выполнялись привычно, спокойно, естественно, необходимо развивать у дошкольника сенсомоторные и интеллектуальные навыки, что связано с восприятием его органами чувств информации подорожной тематике, ее переработкой и реакцией на нее соответствующими движениями-действиями.

Логическое мышление можно развивать, задавая вопросы, например: «Что ты будешь делать, если не работает светофор или нет пешеходного перехода? и т.д. Для установления ребенком причинно-следственных связей важно учите его рассказывать то, что он видел на улице, развивать предвидение опасной ситуации, обращать его внимание на опасные места возле дома, дошкольного уч1 рождения, на улице, дороге, на остановке транспорта и т.д.

Занятия подорожной тематике рекомендуется проводить не менее 2-3 раз в неделю. Воспитатель самостоятельно определяет, какие занятия подорожной тематике можно проводить в младшей, средней и старшей группе.

Примерная тематика для занятий с дошкольниками

Дорога в дошкольное учреждение.

Опасные места на территории, прилегающей к дошкольному учреждению.

Предвидение опасности.

,Виды транспорта.

Правила поведения на тротуаре.

Нахождение на улице со взрослыми/Правила перехода проезжей части до­роги.

Виды и сигналы светофоров.

Пешеходный переход (подземный, надземный и наземный - «зебра»).

Дорожные знаки для пешеходов.

Развитие глазомера по определению расстояния до приближающегося транспорта, определение направления движения транспорта, опасные поворо­ты автомобилей.

Можно организовать автобусную экскурсию по городу с выходом в опреде­ленных местах и изучением сигналов светофора, дорожных знаков, дорожной разметки и др. Рассказ должен проводиться в доступной для понимания дошкольниками форме с употреблением известной им дорожной лексики.

В некоторых дошкольных учреждениях занятия по дорожной тематике про­водятся на специально оборудованных площадках, где есть мини-автомобили. Дети играют роли водителей, пешеходов, пассажиров, закрепляя знания, уме­ния и навыки безопасного поведения.

Важнейшей задачей дошкольного учреждения является воспитание детей. Применительно к дорожной среде дошкольники часто не понимают опасности на улицах и дорогах. Безопасное поведение определяется уровнем развития психофизиологических особенностей ребенка и его подготовленностью к само­стоятельному движению. Дошкольник должен находиться на улице только в со­провождении взрослых. Он не может, не в состоянии физиологически и психи­чески обеспечить свою безопасность.

Анализ ДТП с участием дошкольников показывает, что их личный опыт при оценке дорожной ситуации недопустим. Даже сознательно, выполняя все пра­вила для пешеходов, ребенок не сможет безопасно перейти проезжую часть до­роги. У дошкольников еще не сформирована координация движений.

< Формируя у дошкольников умения, навыки и привычки, воспитатель одно­временно и воспитывает их, применяя методы внушения, убеждения, примера. В этом возрасте дети особенно поддаются внушению. Им необходимо внушить, что выходить самостоятельно за пределы дошкольного учреждения нельзя. На улице можно находиться только со взрослыми. Воспитывать детей следует постоянно в процессе игр, прогулок, при выполнении каких-либо заданий по рисованию, лепке, конструированию, развитию речи подорожной тематике. Воспитание организуется на основе педагогических принципов, закономернос­тей, форм и методов, отражаемых в программе работы с детьми в дошкольном учреждении. Для каждой возрастной Группы определяются цели, к которым должен стремиться воспитатель. При этом необходимо учитывать следующую закономерность воспитания и обучения: чем больше у ребенка сформировано полезных навыков и привычек, тем легче ему будут даваться знания по дорож­ной тематике в общеобразовательном учреждении.

В дошкольном учреждении важно не количество приобретаемых знаний, а их связь с такими навыками и привычками, как сознательное отношение к своим и чужим поступкам, например, «хорошо—плохо», «правильно—непра­вильно», «опасно—безопасно» и другим.

Воспитание дошкольников рекомендуется осуществлять:

— во-первых, через непосредственное восприятие дорожной среды во вре­мя прогулки, экскурсии, где дети, воспринимая движение транспорта и пешехо­дов, дорожные знаки, светофоры, пешеходные переходы и т.д. анализируют до­рожные ситуации, действия участников дорожного движения, делая определен­ные выводы;

— во-вторых, в процессе специальных развивающих и обучающих занятий по дорожной тематике.

В дошкольном учреждении у детей должны быть сформированы соответст­вующие их возрасту, необходимые представления, умения и навыки безопас­ного поведения на улицах и дорогах. Одним из показателей эффективности работы педагогов-воспитателей является отсутствие ДТП с участием детей, посещающих конкретное дошкольное учреждение.

Недостатки в организации обучения дошкольников безопасному поведению на улицах и дорогах

В организации профилактики детского дорожно-транспортного травматиз­ма имеются проблемы, требующие научно-методического решения. Обучение и воспитание, направленные на формирование и развитие у дошкольника необ­ходимых умений и навыков безопасного поведения на улицах и дорогах, явля­ются формами профилактики.

Недостатки в организации обучения и воспитания во многом связаны с тем, что некоторые воспитатели, не знающие правил дорожного движения, допуска­ют типичные ошибки, давая дошкольникам неправильные, а иногда и опасные поведенческие установки, связанные, например с переходом проезжей части дороги, обходом транспорта спереди или сзади, акцентуацией внимания детей только на сигналы трехцветных светофоров для водителей транспорта, не объ­ясняя, что есть еще пешеходные светофоры и т.д.

Воспитатели часто перегружают детей ненужной и непонятной им информа­цией подорожной тематике. Так, в отдельных дошкольных учреждениях слож­ная для дошкольников дорожная лексика вводится воспитателями не постепен­но (дозами), а сразу, с большой нагрузкой на сознание ребенка и без соответст­вующих объяснений. Дошкольникам дается, например, информация о семи группах дорожных знаков для водителей и пешеходов, причем без всякой связи знаков с дорожными ситуациями. Так, одно занятие посвящается предписывающим знакам, другое — инфор­мационным, третье — запрещающим и т.д. Организуя такие занятия, воспита­тели требуют от детей механического запоминания изображенных на знаках символов. Есть занятия, где дошкольникам предлагается выполнить трудные занятия по поиску «лишнего» дорожного знака из 15 разных видов знаков, ' предназначенных для водителей.

Дошкольников заставляют произносить и запоминать такие термины, как «элементы» дорог, «регулируемые и нерегулируемые» перекрестки, «жилая зона», «шлагбаум» и другие.

Очень часто воспитатели отрабатывают и заучивают с дошкольниками жес­ты регулировщика, которого в настоящее время редко можно увидеть на доро­ге. Знание этих трудных для понимания дошкольниками жестов никак не влия­ет на их поведение на улице, где они должны находиться со взрослыми.

Ошибочным является и то, что применительно к дорожной среде акцентуа­ций внимания ребенка на опасное (безопасное) поведение практически не де­лается. Не проводятся занятия на развитие у детей бокового зрения, необходи­мого для ориентации в дорожных ситуациях, цветоощущения, слухового и зри­тельного восприятия. Далеко не везде дети обучаются умению смотреть, видеть

и слышать происходящее на улице, определять соотношение размеров машин

(большая, тяжелая, грузовая и маленькая, легковая машина и т.д.). Отсутству­ют занятия на развитие глазомера, чувства опасности, чувства времени при оценке скорости машин и т.д.

Недостатки в организации обучения и воспитания во многом связаны с тем, что воспитатели не всегда знают, что наиболее практически значимо, при со­ставлении программы подорожной тематике.

В этом плане инспектор обязан помочь воспитателю выбрать для занятий с дошкольниками необходимые темы, направленные на развитие ориентации в дорожной среде, формирование и практическую отработку умений и навыков безопасного поведения. Необходимо использование современной научно-обос­нованной методической литературы по правилам безопасного поведения на улицах и дорогах для дошкольников и их родителей. Обладая знаниями раз­личных педагогических методик, воспитатель самостоятельно сможет органи­зовать формирующие, развивающие, воспитывающие и обучающие занятия с дошкольниками по дорожной тематике.

1.3. Проведение профилактической работы с родителями дошкольников

В основе профилактики ДДТТ, проводимой в дошкольных учреждениях, должна быть работа с родителями, вместе с которыми дети дошкольного возра­ста чаще всего и попадают в ДТП.

К чтению лекций и проведению беседе родителями рекомендуется привлекать специалистов-психологов, педагогов, юристов, а также сотрудников различных служб Госавтоинспекции, умеющих разъяснять правила дорожного движения.

Профилактическая работа с родителями может быть организована на роди­тельских собраниях или в часы, когда родители (взрослые) приходят за детьми в дошкольное учреждение. В беседах с родителями (взрослыми) в обязательном порядке следует объяснять психофизиологические и возрастные особенности поведения дошкольников на улицах и дорогах.

Родителей необходимо обучать правилам дорожного движения, учитывая, что далеко не все они знают их, объяснять, почему необходимо всегда держать дошкольников за руку при переходе дороги. Родители должны понимать, что в силу своего возраста дошкольники не всегда осознают опасность, не зна­ют, что движущийся автомобиль не может сразу остановиться при их внезапном появлении на проезжей части. Не понимая этого, дети перелезают через ограж­дения на дорогу, играют вблизи ее, идут на красный или желтый сигнал свето­фора и т.д.

Поэтому целесообразно периодически читать лекции, раскрывающие ос­новные дорожные понятия и правила поведения с детьми на улицах и дорогах.

Родители должны быть проинформированы о ДТП с участием детей (пеше­ходов и пассажиров) и причинах их совершения, в результате которых погибли и получили травмы дошкольники. Необходимо приводить конкретные примеры с указанием названий улиц, где произошло ДТП, и раскрывать причины, делая акцент на опасное или неосторожное поведение родителей или взрослых, по ви­не которых погибли или пострадали дети.

По официальной статистике основными причинами ДТП могут быть следу­ющие нарушения правил дорожного движения:

- переход проезжей части дороги вне пешеходного перехода, в неустанов­ленном месте;

- неподчинение сигналам светофора;

- неожиданный выход на проезжую часть дороги из-за стоящего транспор­та, сооружений, зеленых насаждений и т.д.;

- игра на проезжей части дороги;

- движение вдоль проезжей части по направлению движения транспорта;

- движение по проезжей части дороги при наличии тротуара.

Возможен показ родителям фотографий, где зафиксированы несчастные случаи с детьми и подростками, что вызывает у родителей сильные эмоциональ­ные переживания. Элемент экстремальности может способствовать повыше­нию бдительности, осторожности, восприимчивости к предостережениям в по­ведении в дорожной среде.

Следует обращать внимание родителей на то, что детский дорожно-транспортный травматизм имеет ярко выраженный сезонный и временной характер. Основная часть ДТП регистрируется в период с мая — июня по сентябрь. То есть во время каникул, когда дети остаются без присмотра. Почти половина общего числа ДТП приходится на последние дни недели - с пятницы по воскре­сенье, в периоде 17 до 19 ч.

Рекомендуется также проводить индивидуальную работу с родителями, дети которых входят в группу «риска», как наиболее импульсивные, подвижные или, напротив, заторможенные.

В работе с родителями следует уделять особое внимание формам общения с ними и учету заинтересованности, активности в получении знаний по прави­лам безопасного поведения на улицах и дорогах. В одних случаях требуется при­общение родителей к чтению популярной литературы по правилам дорожного движения, ознакомление их с публикациями в прессе по проблемам профилак­тики ДДТТ, подробное раскрытие им причин и условий, способствующих воз­никновению ДТП с участием детей в качестве пешеходов или пассажиров.

В других случаях возможно приглашение родителей на дискуссионную встречу за «круглым столом», предложение выступить перед другими родите­лями, если они автомобилисты, врачи-травматологи или специалисты по про­филактике детского дорожно-транспортного травматизма.

Эффективны проводимые в некоторых дошкольных учреждениях выставки на­стольных дидактических игр, литературы по правилам дорожного движения, пла­катов. Можно вручать родителям и тематические памятки, например, по вопро­сам: «Как научить ребенка наблюдательности на улицах и дорогах», «Где можно кататься на велосипеде, роликовых коньках, скейтбордах и др.», «Как переходить с ребенком проезжую часть дороги». Такие памятки воспитатели могут составить совместно с работниками подразделений пропаганды Госавтоинспекции.

18

1.4. Методическое обеспечение деятельности педагогов-воспитателей дошкольного учреждения

В целях методического обеспечения профилактики ДДТТ инспектору реко­мендуется:

- периодически анализировать литературу, сценарии игр, настольные игры и наглядные пособия подорожной тематике для дошкольных учреждений и ока­зывать воспитателям помощь в подборе соответствующей литературы и на­глядных пособий;

- принимать участие по приглашению органов управления образованием на местах в семинарах, конференциях, в работе по повышению квалификации воспитателей по проблеме профилактики ДДТТ;

- оказывать содействие в оборудовании «уголков безопасности» в до­школьных учреждениях;

- анализировать, обобщать и распространять положительный опыт форми­рования и развития у детей дошкольного возраста умений и навыков безопас­ного поведения на улицах и дорогах.

Оказывая методическую помощь, инспектор должен обращать внимание на типичные ошибки, допускаемые воспитателями при разъяснении детям пра­вил безопасного поведения на улицах и дорогах.

На сегодняшний день при проведении занятий с дошкольниками, воспитате­ли используют, как правило, устаревшую методическую литературу по прави­лам дорожного движения. В художественной литературе, стихах, сказках, сце­нариях спектаклей, написанных для дошкольников, также достаточно много ошибок по правилам дорожного движения.

Ошибки могут быть и педагогические, когда изображения на плакатах дела­ются художниками без учета педагогики и психологии восприятия их детьми. Неправильные изображения дают искаженное восприятие и опасные установ­ки в поведении дошкольников на улицах и дорогах.

Учитывая проблемы в методическом обеспечении дошкольных учреждений, воспитатели совместно с инспектором должны тщательно отбирать для до­школьников современный, научно обоснованный, педагогически грамотный материал подорожной тематике.

. Профилактическая деятельность воспитателя дошкольного учреждения во многом зависит от его инициативы, профессиональной направленности его личности, самостоятельности и творческого подхода к организации профилак­тики детского дорожно-транспортного травматизма.

Положительный опыт в методическом обеспечении обучения дошкольников правилам безопасного поведения на улицах и дорогах

Практикой накоплен определенный опыт по методическому обеспечению профилактики ДДТТ.

Так, в некоторых субъектах РФ (Республика Татарстан) разработаны реги­ональные стандарты содержания предмета по дорожной тематике для дошкольников, включающие определение основных терминов и понятий;

необходимого и достаточного объема теоретических знаний, отработки прак­тических умений и навыков безопасного поведения на улицах и дорогах. В соответствии с региональным стандартом воспитателям даются рекоменда­ции по проведению специальных занятий по основам безопасности дорожно­го движения.

В Москве (Центральный административный округ) в некоторых дошколь­ных учреждениях применяются новые игровые методики обучения детей прави­лам дорожного движения. Проводятся занятия и с молодыми педагогами-вос­питателями по использованию этих методик и повышению квалификации по проблеме профилактики ДДТТ

В целом методическое обеспечение профилактической деятельности нужда­ется в совершенствовании, обновлении и внедрении в дошкольные учреждения новых, современных педагогических технологий по воспитанию и обучению де­тей безопасному поведению на улицах и дорогах.
  1   2   3   4   5

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Организация профилактической деятельности в общеобразовательных учреждениях icon2012 2013 учебный год
Организация деятельности классного руководителя в общеобразовательных учреждениях
Организация профилактической деятельности в общеобразовательных учреждениях icon1. Организация анализа хозяйственно-финансовой деятельности предприятия
Министерством образования Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях на 2008-09...
Организация профилактической деятельности в общеобразовательных учреждениях iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цели и задачи, нормативно правовая база, организация профилактической деятельности в школе
Организация профилактической деятельности в общеобразовательных учреждениях iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Где приобретаются навыки практического использования знаний основ педагогической деятельности в преподавании курса истории в общеобразовательных...
Организация профилактической деятельности в общеобразовательных учреждениях iconМ. В. Ломоносова в средних общеобразовательных учреждениях
М. В. Ломоносова в средних общеобразовательных учреждениях в рамках мероприятий, посвященных празднованию 300-летия со дня рождения...
Организация профилактической деятельности в общеобразовательных учреждениях iconПлан оздоровительно-профилактической работы с обучающимися на 2012 2013 учебный год № п/п
Организация и осуществление комплексного мониторинга состояния здоровья обучающихся, физической подготовки
Организация профилактической деятельности в общеобразовательных учреждениях icon«Организация лечебно-профилактической помощи при заболеваниях крови у детей и подростков»
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования Красноярский государственный медицинский...
Организация профилактической деятельности в общеобразовательных учреждениях iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Методическое сопровождение образовательной и воспитательной деятельности в общеобразовательных учреждениях
Организация профилактической деятельности в общеобразовательных учреждениях iconПМ. 2 Организация внеурочной деятельности и общения младших школьников...
Проведение внеурочных занятий в образовательных учреждениях: мбоу сош №95, Посещение мбоу центр образования №1
Организация профилактической деятельности в общеобразовательных учреждениях iconОтчет о проведенных юбилейных мероприятиях, посвященных 75-летию...
В. Г. Распутина в общеобразовательных учреждениях Лескенского муниципального района
Организация профилактической деятельности в общеобразовательных учреждениях icon«Организация лечебно-профилактической помощи при патологии сердечно-сосудистой...
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования Красноярский государственный медицинский...
Организация профилактической деятельности в общеобразовательных учреждениях iconМетодические рекомендации по организации внеурочной деятельности...
Ания и социализации. В проекте государственного образовательного стандарта общего образования второго поколения, подготовленном Российской...
Организация профилактической деятельности в общеобразовательных учреждениях iconСД. Ф. 1 Организация коммерческой деятельности
Цель дисциплины. Целью дисциплины "Организация коммерческой деятельности предприятий торговли" является овладение студентами знаниями,...
Организация профилактической деятельности в общеобразовательных учреждениях iconС 1 сентября 2012 года во всех общеобразовательных учреждениях России...
Р с 2012-13 учебного года во всех субъектах Российской Федерации в общеобразовательных учреждениях запланировано введение комплексного...
Организация профилактической деятельности в общеобразовательных учреждениях iconПедиатрия
Изучение профилактической и клинической педиатрии способствует решению типовых задач деятельности выпускников медико – профилактического...
Организация профилактической деятельности в общеобразовательных учреждениях iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Критская Е. Д, Сергеева Г. П. – М.: Просвещение, 2010, инструктивно-методического письма «О преподавании предмета «Музыка» в общеобразовательных...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск