Скачать 403.63 Kb.
|
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ Федеральное агентство по образованию Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» «УТВЕРЖДАЮ» ПРОРЕКТОР по учебной работе _____________Л.М. Волосникова «__» ____ 2009 г. Учебно-методический комплекс ИСТОРИКО-АРХИТЕКТУРНЫЕ ПАМЯТНИКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Рабочая программа для студентов специальности 100.103.65 «Социально-культурный сервис и туризм» «ПОДГОТОВЛЕНО К ИЗДАНИЮ» Автор работы: _____/ Л.В.Иванова «__»______ 2009 г. Рассмотрено на заседании кафедры социально-культурного сервиса и туризма «02»04. 2009. Протокол № 7. Соответствует требованиям к содержанию, структуре и оформлению. «РЕКОМЕНДОВАНО К ЭЛЕКТРОННОМУ ИЗДАНИЮ» Объем 15 стр. Зав.кафедрой ____________/ Н.А.Балюк «__ «______ 2009 г. Рассмотрено на заседании УМК эколого-географического факультета 02.05.2009, протокол № 8 Соответствует ГОС ВПО и учебному плану образовательной программы «СОГЛАСОВАНО» Председатель УМК __________ / С.И.Ларин «02» 05 2009г. «СОГЛАСОВАНО» Главный специалист методического отдела УМУ ______________ /С.А.Федорова «___»_____2009г. РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ Федеральное агентство по образованию Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» ЭКОЛОГО-ГЕОГРАФИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ КАФЕДРА СОЦИАЛЬНО-КУЛЬУТРНОГО СЕРВИСА И ТУРИЗМА Учебно-методический комплекс ИСТОРИКО-АРХИТЕКТУРНЫЕ ПАМЯТНИКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Рабочая программа для студентов специальности 100103.65 «Социально-культурный сервис и туризм» Тюменский государственный университет 2009 Л.В.Иванова. Историко-архитектурные памятники Российской Федерации: Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов специальности «Социально-культурный сервис и туризм» очной и заочной формы обучения. – Тюмень, 2009. - 15 с. Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями ГОС ВПО. Рабочая программа дисциплины опубликована на сайте ТюмГУ: Учебно-методический комплекс «Историко архитектурные памятники Российской Федерации:» [электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.umk.utmn.ru., свободный. Рекомендовано к изданию кафедрой социально-культурного сервиса и туризма, учебно-методической комиссией ЭГФ.. Утверждено проректором по учебной работе Тюменского государственного университета . ОТВЕТСТВЕННЫЙ РЕДАКТОР: З.Н.Сокова, д.и.н., профессор кафедры СКСиТ. © Тюменский государственный университет, 2009. © Л.В.Иванова 2009 Пояснительная записка Учебная программа разработана в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего и профессионального образования к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки специалистов; в соответствии с учебным планом специальности 100103.65 «Социально-культурный сервис и туризм» и рабочей программой дисциплины. Курс для ОДО рассчитан на 135 часов. Из них 18 ч. – лекционный курс, 18 практические, 99 самостоятельная работа студентов. Курс для ОЗО рассчитан на 135 часов. Из них 6 ч. – лекционный курс, 4 практические 125 ч. – самостоятельная работа студентов. Читается студентам заочного отделения в 1 семестре. Итоговой аттестацией по курсу является зачет. Цели и задачи курса. Цель данного курса - формирование у студентов системных знаний о ресурсе историко-архитектурного наследия РФ – памятников архитектуры на основе изучения теоретических основ и практических навыков, которые позволят: - овладеть ключевыми терминами и понятиями в сфере архитектурного наследия ; - определять основные тенденции в области создания и сохранения объектов архитектурного наследия, стилевых тенденциях в архитектуре ; - создавать туристические комплексы на основе наследия архитектуры - выявлять особенности и стилевые тенденции, особенности объектов архитектуры в хронологическом развитии. В результате изучения курса студенты должны: знать теоретические основы архитектуры, функции и символы памятников архитектуры, особенности культового и гражданского зодчества; уметь выявлять специфику композиционного построения зданий, компоненты храмовой и гражданской архитектуры; владеть анализом архитектуры, определением стилей и направлений, элементы архитектуры, декор, характерные признаки интерьера и экстерьера зданий. 2.Тематический план дисциплины ОДО Таблица 1
Тематический план дисциплины ОЗО Таблица 2
Виды и формы оценочных средств в период текущего контроля Таблица 3
Планирование самостоятельной работы студентов Таблица 4
3.СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ 1.1. Общее знакомство с курсом. Основные термины и понятия Понятия: «наследие», «памятники истории и культуры», «архитектура». Культурное наследие и его состав (памятники, ансамбли, достопримечательные места). Видовая классификация памятников истории, градостроения и архитектуры. Категории охраны объектов культурного наследия. Угрозы наследию, ответственность за его сохранение. Истоки архитектуры 1.2. Туристский потенциал историко-архитектурных памятников Российской Федерации Роль исторического наследия и архитектуры в формировании образа города, сельских поселений в определенную эпоху. Архитектурные памятники как объекты туристической деятельности. Туристические маршруты, основанные на культурно-историческом потенциале России. Условия освоения и развития историко-архитектурного наследия 1.3. Методика использования архитектурных памятников в качестве экскурсионных объектов Методика использования памятников истории, градостроительства и архитектуры: правила поведения туристов при осмотре объектов, анализа, описания памятников 1.4. Международная охрана памятников Всемирное культурное наследие. Гаагская Конвенция 1954 г. о защите культурных ценностей в случае вооруженного конфликта. Конвенция ЮНЕСКО 1975 г. об охране памятников и ее основные положения. Список всемирного наследия, критерии включения объектов в Список всемирного наследия. Эдинбургская Декларация 2003 г. 1.5. Российское законодательство в сфере охраны памятников истории и культуры История памятникоохранной деятельности в СССР и Российской Федерации. Федеральный закон № 73 «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и куль туры) народов Российской Федерации». Исторические города России. Российские памятники в Списке всемирного наследия ЮНЕСКО. Государственный свод особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации 2.1. Культурный ландшафт города и сельских поселений. Цитадель, старый город и крепостные сооружения Дербента Этимологическая характеристика понятия «город» и представления о городе как об укрепленном поселении. Цитадель, старый город и крепостные сооружения Дербента 2.2. Архитектурно-планировочное пространство русских городов и сельских поселений. Русское деревянное оборонное зодчество Историческое становление городов. Историко-культурный ландшафт русских городов и сельских поселений. «Кремль» и «детинец» – основа русского города. Расположение построек, улиц, архитектурных доминант. Единство материальной и духовной культуры в архитектурном образе. Оборонное зодчество: строительные материалы для возведения городских стен и укреплений. Облик русских городов Зауралья в XVI-XVII вв.: Тюмень, Тобольск, Мангазея 2.3. Народное деревянное зодчество сельских поселений. Архитектурный декор деревянного дома. Погост Кижи Народное деревянное зодчество (жилые, храмовые и инженерные сооружения). Крестьянские постройки Зауралья (изба и усадьба). Изба как архитектурное сооружение и символический текст. Особенность используемых материалов в деревянном зодчестве, конструкции, системы скреп. Архитектурный декор деревянного дома: объемная накладная, глухая и пропильная резьба. 2.4. Виды, элементы и символика буддийской, синагогальной, христианской и исламской архитектуры Архитектурный облик буддистского храма, синагоги, православного, католического храма, мечети. Происхождение и символика архитектурных форм 2.5. Архитектура северных монастырей России Значение русских монастырей в истории России, религиозной, общественно-политической, хозяйственной сферах деятельности. Комплексы православных монастырей. Ферапонтов монастырь. Историко-культурный комплекс Соловецких островов 3.1. Московский Кремль и Красная площадь. Церковь Вознесения в Коломенском. Церковь Рождества Богородицы в Пути́нках. Ансамбль Новодевичьего монастыря. Донской монастырь Москва – «сердце России» и крупнейший туристический центр. Основные постройки, входящие в ансамбль московского Кремля: Успенский собор, Благовещенский собор, Церковь Ризположения. Грановитая палата, Архангельский собор, колокольня Ивана Великого, стены и башни Кремля. Архитектурные памятники комплекса Красной площади: Покровский собор (собор Василия Блаженного), исторический музей, Верхние торговые ряды. «Русскость» архитектурного облика столицы. 3.2. Санкт-Петербург и связанные с ним группы историко-архитектурных памятников Санкт-Петербург – культурно-исторический центр России и туристическая столица державы. Стилевые особенности архитектуры Петербурга. Петропавловская крепость – цитадель в устье Невы. Архитектурное оформление ландшафта Васильевского острова (ансамбль стрелки Васильевского острова, Дворец А.Д.Меншикова, Здание Двенадцати коллегий, Кунсткамера, Академия художеств). Адмиралтейство. Зимний дворец (Эрмитаж). Оформление исторического центра города: Дворцовая площадь (Александровская колонна, здание Генерального штаба), Исаакиевский собор, Казанский собор. Дворцово-парковые пригороды Петербурга. 3.3. Памятники архитектуры туристического маршрута «Золотое кольцо России». Наследие русской усадьбы «Золотое кольцо» – первый кольцевой туристический маршрут. «Малое золотое кольцо» Владимирской области. Владимиро-Суздальское белокаменное зодчество – образцы древнерусского пластического искусства: Успенский собор, Золотые ворота, Дмитриевский собор во Владимире; Храм Покрова на Нерли; Рождественский собор в Суздале; Церковь Бориса и Глеба в Кидекше; Ризположенский монастырь в Суздале. Костромская область: Ипатьевский монастырь как памятник истории и архитектуры. Жемчужины ярославского зодчества. Московская область: Сергиев Посад. История развития усадебной культуры в России в XVI-XIX вв. Тип и традиции русской провинциальной усадьбы. 3.4. Историко-архитектурный комплекс Казанского Кремля. Великий Новгород и окрестности. Псков. Смоленск, Рязань, Вологда Историко-архитектурный комплекс Казанского Кремля: крепостные стены, башни, гражданские сооружения. Колорит и своеобразие архитектурного облика городов русской глубинки. Храмовое строительство Великого Новгорода. Крепостные сооружения Новгорода. Свойства русской православной архитектуры: простота конструкции, монументальность, лаконизм форм, асимметрия, чувство пропорций, подчеркивание смысловой роли стены. Колорит псковской архитектуры: укрепление города; стены псковского Кремля – Крома; Троицкий собор. Своеобразие северной архитектуры Русского Севера. 3.5. Памятники архитектуры Тюмени. Памятники гражданской и культовой архитектуры: Тобольск и пригороды. Памятники архитектуры Ялуторовска и Ишима. Объекты историко-культурного наследия сибирских татар Градостроительное освоение Сибири. Архитектурное своеобразие Тюменского региона. Деревянное зодчество, каменное строительство. Монастыри и храмы Тюмени. Тобольский Кремль – жемчужина сибирской архитектуры. Закон Тюменской области «О сохранении историко-культурного и природного наследия исторического города Ялуторовска и объединенного муниципального образования Ялуторовский район». 4. Планы семинарских занятий 1.1. Историко-культурное наследие как туристский ресурс
1.3. Нормативно-законодательная база охраны памятников России
2.1. Культурный ландшафт города и сельских поселений
2.2. Особенности оборонного и народного деревянного зодчества
2.3. Особенности культового деревянного зодчества. Памятники архитектуры погоста Кижи
3.1. Архитектурный облик культурно-исторических центров России
3.2. Архитектурное наследие провинциальной России
3.3. Историко-архитектурный потенциал Тюменского региона
5.Темы контрольных работ
15.Историко-архитектурные памятники регионов России 6.Контрольные вопросы к зачету
|
Учебно-методический комплекс курорты российской федерации рабочая... Е. Н. Киприна. Курорты Российской Федерации. Учебно-методический комплекс. Рабочая учебная программа для студентов специальности... | Учебно-методический комплекс менеджмент в социально-культурном сервисе... Е. М. Кузьмина. Менеджмент в социально-культурном сервисе и туризме: Учебно-методический комплекс для студентов специальности 100103... | ||
Учебно-методический комплекс география курортов мира рабочая программа... Е. Н. Киприна. География курортов мира. Учебно-методический комплекс для студентов специальности «Социально-культурный сервис и туризм»... | Учебно-методический комплекс историческая география сибири рабочая... Н. А. Балюк Историческая география Сибири. Учебно-методический комплекс для студентов специальности «Социально-культурный сервис... | ||
Учебно-методический комплекс основы организации гостеприимства рабочая... О. П. Маркова. Основы организации гостеприимства. Учебно-методический комплекс. Рабочая учебная программа для студентов специальности... | Учебно-методический комплекс техника и технология ресторанного дела... Р. Ю. Сабитов. Техника и технология ресторанного дела. Учебно-методический комплекс для студентов специальности 100103. 65 «Социально-культурный... | ||
Учебно-методический комплекс введение в специальность рабочая программа... Н. А. Балюк Введение в специальность. Рабочая учебная программа для студентов специальности «Социально-культурный сервис и туризм»... | Учебно-методический комплекс организация работы гостиничного комплекса... Р. Ю. Сабитов. Организация работы гостиничного комплекса Учебно-методический комплекс. Рабочая учебная программа для студентов специальности... | ||
Учебно-методический комплекс экономика и организация санаторно-курортных... О. П. Маркова. Экономика и организация санаторно-курортных комплексов. Учебно-методический комплекс. Рабочая учебная программа для... | Учебно-методический комплекс услуги питания в санаторно-курортных... Р. Ю. Сабитов. Услуги питания в санаторно-курортных комплексах. Учено-методический комплекс. Рабочая учебная программа для студентов... | ||
Учебно-методический комплекс услуги питания в санаторно-курортных... Р. Ю. Сабитов. Услуги питания в санаторно-курортных комплексах. Учено-методический комплекс. Рабочая учебная программа для студентов... | Социально-культурный сервис и туризм А. Е. Островская. Питание и ресторанный сервис. Учебно-методический комплекс. Рабочая учебная программа для студентов специальности... | ||
Социально-культурный сервис и туризм Учебно-методический комплекс. Рабочая учебная программа для студентов специальности 100103. 65 «Социально-культурный сервис и туризм»... | Социально-культурный сервис и туризм Управление предприятиями социально-культурного сервиса и туризма. Учебно-методический комплекс. Рабочая учебная программа для студентов... | ||
Учебно-методический комплекс управление персоналом рабочая программа... Учебно-методический комплекс составлен в соответствии требованиям гос впо, содержит цели и задачи, тематический план дисциплины,... | Социально-культурный сервис и туризм О. П. Маркова. Основы организации гостеприимства. Учебно-методический комплекс. Рабочая учебная программа для студентов специальности... |