«Делимость, нод и нок чисел.»





Скачать 181.96 Kb.
Название«Делимость, нод и нок чисел.»
Дата публикации05.08.2014
Размер181.96 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Военное дело > Документы


Тема: «Делимость, НОД и НОК чисел.»

Класс: 5

Цели урока: формировать умение находить НОД и НОК чисел разными способами; находить значение выражений, содержащих степени; повторить и закрепить признаки делимости; простые и составные числа.

Образовательные цели: отработка навыков нахождения НОД и НОК чисел разными способами и выбор наиболее удобного способа; применение полученных знаний для решения задач .

Развивающие цели: развивать познавательный интерес к предмету; наблюдательность, внимание; формировать потребность приобретения знаний .

Воспитательные цели: воспитывать у учащихся культуру труда, взаимоуважение, стремление хорошо учиться.

Задачи: 1) обобщить и систематизировать знания учащихся по теме: «Делимость, НОД и НОК чисел.»;

2) коррекция мыслительных процессов на основе выполненных упражнений;

3) развивать внимание, память, речь, интерес к математике.

Тип урока: комбинированный. Обобщение темы.

Структура урока:

  • Организация начала урока;

  • Постановка цели и задачи урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

  • Подготовка учащихся к восприятию нового учебного материала, т. е. актуализация знаний и практических и умственных умений;

  • Первичное усвоение новых знаний;

  • Динамическая пауза

  • Закрепление изученного материала на данном уроке и ранее пройденного, связанного с новым при помощи самостоятельной работы;

  • Обобщение и систематизация знаний и умений, связь новых с ранее полученными и сформированными; выявление места и причины затруднения;

  • Подведение итогов и результатов урока;

  • Задание на дом и инструктаж по его выполнению;

  • Подготовка (предварительная работа), необходимая учащимся для изучения новой темы.


Оборудование: компьютер, проектор, экран, доска, раздаточный материал. Учебник: Математика. 5 класс: учеб. для общеобразовательных учреждений / С.М.Никольский, 2012 год.

Ход урока .

  1. Организационный момент .

Цель: создать условия для возникновения у ученика внутренней потребности включения в учебную деятельность.

Здравствуйте, ребята. Если вы пришли сегодня в класс, то какой выбор вы сделали? (Мы пришли учиться, узнавать новое.)

- А почему вы каждый день приходите в школу, а не идёте в кино или в парк, или ещё в какое-нибудь место? (…)

- То есть, идя в школу, вы самостоятельно решаете, что надо идти в школу? (Да.)

- Как вы считаете важно делать выбор самому? Почему?

-Вы будете уметь самостоятельно учиться.

Давайте вспомним, чем вы занимались на предыдущих уроках?(Мы находили НОД и НОК чисел разными способами и решали задачи )

Откройте, пожалуйста, учебник и посмотрите какая следующая тема.

(Дополнения к главе 3. Значит, будем дополнять знания и умения по теме «Делимость чисел»)

2. Постановка задачи: Сегодня вы обобщите все полученные знания по данной теме.

Откройте тетради, запишите число, классная работа, тема: «Делимость , НОД и НОК чисел».

3. Устная работа .

Цель: оценить готовность учащихся к активной учебно-познавательной деятельности.

(На слайде 1 текст «На что я буду обращать внимание»)

И прежде чем начать решать, давайте вспомним некоторые правила. Расскажите одноклассникам:

1. Что называется наибольшим общим делителем чисел a и b?

- Наибольшим общим делителем чисел a и b - называется наибольшее натуральное число , которое делит числа a и b без остатка.)

2. Как найти НОД чисел? -

1. разложить на простые множители ;

2. выписать общие множители;

3. перемножить их .

3. А если нет общих множителей, чему равен НОД этих чисел? - 1

4. Как называются эти числа ?

- взаимно – простыми.

5. Что называется наименьшим общим кратным чисел a и b?

- Наименьшим общим делителем чисел a и b - называется наименьшее натуральное число, которое делиться на a и b без остатка.

6. Как найти НОК чисел ?

1. разложить на простые множители;

2. выписать множители первого числа;

3. добавить недостающие множители из второго числа;

4. найти произведение получившихся множителей.

7. Вы сказали, что число нужно разложить на простые множители, а какие числа называются простыми?

- простыми называются числа, которые имеют только два делителя : 1 и само число.

Приведите примеры . 3 , 5 , 7 , 11 , 13 , 17 , 19 , 23 , 29 и т.д.

8. Какие числа называются составными?

составными называются числа имеющие более двух делителе.)

Приведите примеры . 6 , 20 , 2012 и т.д.

А 1 – какое это число?

- ни простое, ни составное.

9. Почему?

- Потому что у него только один делитель.

4. Выполнение упражнений.

Цель: повторить признаки делимости, уметь находить НОД и НОК разными способами, узнать свойство НОД и НОК, уметь выявлять из текста задачи, что нужно найти НОД и НОК чисел. Через решение практических задач убедить учащихся в полезности полученных знаний.

1 задание: Найдите НОД и НОК чисел 8 и 12 методом перебора.

Решение: выпишем делители меньшего числа. Почему меньшего?

Д (8) =  1, 2, 4, 8  проверим являются ли эти числа делителями числа 12 ; проверяем с наибольших делителей .

12 не делится на 8 ; 12 делиться на 4

НОД ( 8 ; 12 ) = 4

Выпишем кратные большего числа. Почему большего ?

К (12) = 12 , 24 , 36 , 48 , 60 , … Проверим являются ли эти числа кратными 8. Начнем с наименьшего кратного .

12 не делиться на 8 ; 24 делиться на 8

НОК(8;12) = 24

Чему равно произведение НОД и НОК этих чисел ? 4 · 24 = 96

А чему равно произведение чисел a и b ? 8 · 12 = 96

Какой сделаем вывод ? Свойство: НОД(a ; b)·НОК(a ; b) = a · b .

2 задание . Найдите НОД и НОК чисел 252 и 264 методом разложения на простые множители .

Решение :

252 2 264 2 Признак делимости на 2 .

126 2 132 2 Признак делимости на 3.

63 3 66 2

21 3 33 3

7 7 11 11

1 1

А какие еще признаки делимости мы знаем ?( на 100 , 4 , 25 , 1000 , 125 , 8)

252 = 2²·3²·7 264= 2³·3·11

НОД(252 ; 264) = 2²·3 = 12 С какими показателями мы берем степени ? с наименьшими .

НОК(252;264) = 2³·3²·7·11= 5544 С какими показателями мы берем степени ? с наибольшими .

3 задание. Ребята, скоро новый год. А какие подарки вы хотели бы получить к празднику? Вам надо приготовить подарки. Открываем учебник стр. 149. Решим задачу №679:

Для новогодних подарков приготовили 184 мандарина и 138 яблок. В какое наибольшее количество подарков можно разложить все эти мандарины и яблоки так, чтобы во всех подарках было поровну мандаринов и яблок?



Ученик у доски решает, проговаривая все свои действия:

184=2·2·2·23 138=2·3·23

НОД(184, 138)=2·23=46.

Ответ: в 46 подарков.

4 задание. Из речного порта одновременно 13 июня 2012 года вышли два теплохода . Продолжительность рейса одного из них – 15 суток, а продолжительность рейса второго – 24 суток. Через сколько дней теплоходы снова одновременно отправятся в рейс? Сколько рейсов за это время сделает первый теплоход? А сколько второй?

Ученик, комментируя, решает у доски.

Необходимо найти НОК чисел 15 и 24.

1) 15 = 3·5 ; 24 = 2· 2· 2· 3

НОК(15;24) = 2·2·2·3·5=120

2)120 : 15 = 8 (р) первый;

3)120 : 24=5(р) второй

Ответ : через 120 дней , первый сделает 8 рейсов , а второй – 5 рейсов .

Для «быстрых» учащихся: придумать свою задачу.

Работа на интерактивной доске:



5. Динамическая пауза: Зрительная гимнастика по методу Аветисова. Звучит спокойная музыка.





6. Самостоятельная работа с взаимопроверкой:

Цель: проверить умения и навыки нахождения делителей, НОК и НОД чисел. Получение информации из курса биологии и расширить кругозор.

1. Расшифруйте название птицы, которая видит все, что происходит вокруг нее, даже не поворачивая головы.

Для этого найдите наименьшее общее кратное каждой пары чисел , затем впишите букву , соответствующую этому числу , в таблицу .

1) НОК(3,12) = 12 л 5) НОД(39;65) = 13 н

2) НОК(4;5;8)= ___40 е 6) НОД(12;18)= 6 п

3) НОК(8;12)= 24 в 7) НОД(24;36) = 12 ь

4) НОК(16;12)= 48 д 8) НОД(70;98)= 14 ш

Свободный столбик в таблице заполните, учитывая данные:

НОК(25;4) = 100 а

24




12

12

48

14

13

40

6

в

а

л

ь

д

ш

н

е

п



Оцени себя:

2. В Австралии живут животные, похожие на игрушечного плюшевого медведя. Его название можно прочитать в таблице, вычислив НОК(2450,3500).


0

2

6

4

7

5

3

1

9

0

л

к

м

о

е

а

н

и

с

а


Ответ: коала. Коала не медведь, хотя его часто называют сумчатым медведем.

Оцени себя:
3. Самая мелкая птичка на Земле немного больше шмеля. Колибри яркая и красивая птичка. Массу колибри в граммах даст сумма чисел из круга Что это за числа?



Ответ: делители числа 24: 2,8,12. 2+8+12 =22 г




Оцени себя:
Учащиеся выполняют задание самостоятельно, оценивают себя (рисуют в смайлики улыбку-дуга или сомнение-прямая линия), согласовывают полученные результаты и оглашают согласованный вариант ответа, а затем сверяют его с ответами на доске.

7. Выявление места и причины затруднения

Цель: организовать восстановление выполненных операций; организовать фиксацию места (шага, операции), где возникло затруднение.

– Какие задания вы должны были выполнить? (Мы должны были найти делители, НОК и НОД для двух чисел.)

- Как вы действовали?

- Где у вас возникло затруднение? (…)

- Почему вы не смогли выполнить задание? (...)

- Что дальше в вашем плане? (Надо поставить цель, построить план действий.)

8. Подведение итогов урока.

Сегодня мы повторили почти все правила по данной теме и теперь готовы написать контрольную работу. Надеюсь, вы с ней справитесь хорошо.

За урок получили оценки :

9. Домашнее задание .

Сегодня вы рассмотрели прототипы задании, которые будут на контрольной работе, которая пройдёт на следующий урок. Откройте дневники и запишите домашнее задание: повторить правила. И ещё просмотрите в тетради решение № 601,602,610,644,657,665, 685. Прототипы этих заданий тоже встречаются на контрольной работе.

10. Заполнение карточки рефлексии .

А теперь заполните карточки рефлексии.

Карточка для этапа рефлексии.

Тема

Знаю (смайлики улыбки или неуверенности)

Умею (смайлики улыбки или неуверенности)

Признаки делимости чисел.







Простые и составные числа







Разложение на простые множители







Нахождение НОД методом разложения на простые множители







Нахождение НОК методом разложения на простые множители









Технологическая карта урока математики в 5 классе по учебнику С. М. Никольского.

Тема:

Делимость, НОД и НОК чисел.

Цели:

формировать умение находить НОД и НОК чисел разными способами; находить значение выражений, содержащих степени; повторить и закрепить признаки делимости; простые и составные числа.

Образовательные цели: отработка навыков нахождения НОД и НОК чисел разными способами и выбор наиболее удобного способа; применение полученных знаний для решения задач .

Развивающие цели: развивать познавательный интерес к предмету; наблюдательность, внимание; формировать потребность приобретения знаний .

Воспитательные цели: воспитывать у учащихся культуру труда, взаимоуважение, стремление хорошо учиться.


Межпредметные связи:

Математика и биология.

Ресурсы:

- основные:

-дополнительные:

-учебник: Математика. 5 класс: учеб. для общеобразовательных учреждений / С.М.Никольский, 2012 год.

-тетради,

- презентация к уроку.

-компьютер, проектор, экран,

-доска, мел

-раздаточный материал.


Организация пространства:

Фронтальная работа, индивидуальная работа.

Тип урока:

комбинированный



Этапы урока

Задачи этапа

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

1. Организационный момент.


Создать благоприятный психологический настрой на работу

Цель: создать условия для возникновения у ученика внутренней потребности включения в учебную деятельность.

Здравствуйте, ребята. Если вы пришли сегодня в класс, то какой выбор вы сделали?

- А почему вы каждый день приходите в школу, а не идёте в кино или в парк, или ещё в какое-нибудь место?

- То есть, идя в школу, вы самостоятельно решаете, что надо идти в школу? - Как вы считаете важно делать выбор самому? Почему?

-Вы будете уметь самостоятельно учиться.

Давайте вспомним, чем вы занимались на предыдущих уроках.

Откройте, пожалуйста, учебник и посмотрите какая следующая тема.

Включаются в деловой ритм урока.

Мы пришли учиться, узнавать новое.

Чтобы получать новые знания ….
Да…


Да

Находили НОД и НОК чисел разными способами и решали задачи.
Дополнения к главе 3. Значит, будем дополнять знания и умения по теме «Делимость, НОД и НОК чисел»

Личностные: самоопределение.

Регулятивные: целеполагание.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.


2. Постановка задачи. Актуализа-ция и фиксирова-ние индивиду-ального затруднения в пробном учебном действии.

Актуализация опорных знаний и способов действий.

Цель: оценить готовность учащихся к активной учебно-познавательной деятельности.

Сегодня мы с вами обобщим все полученные знания по данной теме. Краткое вступительное слово о важности хорошего усвоения учащимися понятий НОД и НОК чисел ввиду их обширного применения в тематическом разделе “Дроби” (операции с дробями – сравнение, сложение и вычитание) и не только…

Откройте тетради, запишите число, классная работа, тема: «НОД и НОК чисел».

Отвечают на вопросы учителя. Если не согласны с мнением одноклассника, то высказывают своё мнение. Если не поняли объяснение, то просят помочь других одноклассников.



Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстником.

Познавательные: логические- анализ объектов с целью выделения признаков.

3.Целеполагание и мотивация

Обеспечение мотивации учения детьми, принятие ими целей урока.

Задаёт вопросы из пройденных тем:

1. Что называется наибольшим общим делителем чисел a и b?

2. Как найти НОД чисел?

3. А если нет общих множителей, чему равен НОД этих чисел?

4. Как называются эти числа ?

5. Что называется наименьшим общим кратным чисел a и b?

6. Как найти НОК чисел ?

7. Мы говорили, что число нужно разложить на простые множители, а какие числа называются простыми?

Приведите примеры .

8. Какие числа называются составными?

Приведите примеры . 6 , 20 , 2012 и т.д.

А 1 – какое это число?

9. Почему?


На что я буду обращать внимание:

1. Знание определений НОД и НОК двух (и более) чисел;

2. Знание основных свойств НОД и НОК чисел;

для способных учащихся знание свойств: НОД(a,b)*НОК(a,b)=a*b и НОД(a,b)=НОД(a-b,b)=НОД(a,b-a).

3. Знание правил нахождения НОД и НОК двух (и более) чисел;

4. Умение пользоваться алгоритмами нахождения НОД и НОК чисел;

5. Отвечать на вопросы, связанные с содержанием текстовой задачи;

6. Умение определить, что в задаче требуется найти (НОД или НОК чисел);

7. Решить задачу и сделать проверку правильности решения.



Регулятивные: целеполагание.

Коммуникативные: постановка вопросов.

Познавательные: самостоятельное выделение-формулирование познавательной цели; логические - формулирование проблемы.

4. Усвоение новых знаний и способов усвоения

Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания детьми изученной темы.

Выяснение способов нахождения НОК и НОД чисел. Выведение свойств НОД и НОК.

Работа с учебником № 679.

Проблема: где применяются умения находить НОК и НОД чисел?

Применяют умения находить НОД и НОК при решении текстовых задач. Ребята делают предположения и обосновывают свои ответы.

Самостоятельно выводят свойство: НОД(a ; b)·НОК(a ; b) = a · b .


Коммуникативные: постановка вопросов, инициативное сотрудничество.

Познавательные: самостоятельное выделение-формулирование познавательной цели; логические- формулирование проблемы, решение проблемы, построение логической цепи рассуждений; доказательство.

Регулятивные: планирование, прогнозирование.

5. Закрепление

Установление правильности и осознанности изучения темы.

Выявление пробелов первичного осмысления изученного материала, коррекция выявленных пробелов, обеспечение закрепления в памяти детей знаний и способов действий, которые им необходимы для самостоятельной работы по новому материалу.

Задаёт задания в занимательной форме. Следит за выполнением работы, слушает беседы с «соседями по плечу». Отмечает учеников, которые могут самостоятельно выполнить работу и могут помочь остальным.

Ребята решают самостоятельно, делают взаимопроверку. Расширяют свой кругозор. Оценивают свою работу, уверенность выполнения задания. Затем делают проверку с ответами на доске делают выводы.



Регулятивные: контроль, оценка, коррекция.

Познавательные: умение структуризировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задач, рефлексия способов и условий действия.

Коммуникативные: управление поведением партнера, контроль, коррекция, оценка действий партнера.

6. Организация первичного контроля

Выявление качества и уровня усвоения знаний и способов действий, а также выявление недостатков в знаниях и способах действий, установление причин выявленных недостатков.

Беседует с учениками, выявляет сложности при выполнении самостоятельной работы:

– Какие задания вы должны были выполнить?

- Как вы действовали?

- Где у вас возникло затруднение?

- Почему вы не смогли выполнить задание?

- Что дальше в вашем плане?


Ученики высказывают свои мнения. Объясняют отстающим ученикам решение заданий. Выбирают план для дальнейших действий.

Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения;

Личностные: самоопределение.

7. Подведение итогов урока.

Дать качественную оценку работы класса и отдельных обучаемых

-Что изучили сегодня на уроке?

Какие оценки вы сегодня поставите себе и своим одноклассникам.


Ребята выражают свои мнения и выдвигают предложения.


Регулятивные: оценка-осознание уровня и качества усвоения; контроль

8. Информа-ция о домашнем задании

Обеспечение понимания детьми цели, содержания и способов выполнения домашнего задания.

Сегодня вы рассмотрели прототипы задании, которые будут на контрольной работе , которая пройдёт на следующий урок. Повторите правила. И ещё просмотрите в тетради решение № 601,602,610,644,657,665, 685. Прототипы этих заданий тоже встречаются на контрольной работе.

Ребята записывают домашнее задание в дневниках.

Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения;

Личностные: самоопределение.

9. Рефлексия

Инициировать рефлексию детей по поводу психоэмоцио-нального состояния, мотивации их собственной деятельности и взаимодействия с учителем и другими детьми в классе.

Раздаёт карточки рефлексии. Нарисуйте смайлики радости – если хорошо знаете или умеете выполнять задание. Неуверенности- если не очень поняли тему.

Ребята рисуют смайлики на карточках для этапа рефлексии.


Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

Познавательные: рефлексия.





Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

«Делимость, нод и нок чисел.» iconЗадачи: Образовательная: отработка умений систематизировать, обобщать...
Цель: Систематизировать и обобщить знания обучающихся по теме «Делимость натуральных чисел» через решение задач
«Делимость, нод и нок чисел.» icon«Делимость чисел»
Разложение на простые множители. Признаки делимости. Нахождение нод и нок нескольких чисел”; умение применять теоретические знания...
«Делимость, нод и нок чисел.» iconКалендарно-тематическое планирование №п/п Тема урока Элементы содержания
Делимость натуральных,целых чисел. Признаки делимости, простые и составные числа. Деление с остатком. Нод. Нок сравнения
«Делимость, нод и нок чисел.» iconУрок №1. Тема: Обобщение знаний по теме «Делимость чисел»
«Делимости чисел». Кто живет в этой стране? Вы, наверное, догадались: множество натуральных чисел, признаки делимости. А правят этой...
«Делимость, нод и нок чисел.» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Образовательные: организовать деятельность учащихся по актуализации знаний и умений по теме: «нод и нок» и обеспечить их творческое...
«Делимость, нод и нок чисел.» iconУрока по теме “Делимость чисел”. Тип урока: урок обобщения и систематизации...
Цель урока: обобщение и закрепление знаний по теме "Делимость чисел", подготовка к контрольной работе
«Делимость, нод и нок чисел.» iconУрока: Обобщение по темам «Делимость чисел», «Сложение и вычитание...
Тема урока: Обобщение по темам «Делимость чисел», «Сложение и вычитание дробей с разными знаменателями»
«Делимость, нод и нок чисел.» iconУрок в 5 классе по теме: «нод и нок в задачах»
...
«Делимость, нод и нок чисел.» iconМатематика
Натуральные числа. Признаки делимости. Нок и нод. Рациональные числа. Действительные числа. Арифметические операции с действительными...
«Делимость, нод и нок чисел.» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Определение. Наибольшим общим делителем двух целых чисел a и b называется наибольшее натуральное число, на которое они оба делятся....
«Делимость, нод и нок чисел.» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
...
«Делимость, нод и нок чисел.» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель урока: Отработать навык нахождения наибольшего общего делителя и наименьшего общего кратного, отрабатывать умение решать задачи...
«Делимость, нод и нок чисел.» iconУрок по теме: "Наибольший общий делитель". 5-й класс
Добрый день! Как настроение. Улыбнитесь друг другу и пожелайте удачи. Сегодня мы продолжаем работать по теме “ Делимость чисел”
«Делимость, нод и нок чисел.» iconУрока: контроль знаний по теме «Делимость чисел»
«Домино», таблица для выставления баллов по результатам конкурсов; эмблемы, выставленные на столах (с названием команд); программа...
«Делимость, нод и нок чисел.» icon«Делимость чисел»
Рабочая программа по алгебре и началам анализа 10 класса (профильный уровень) разработана с учётом требований федерального компонента...
«Делимость, нод и нок чисел.» iconУрока: -обобщение изученного материала по теме: «делимость чисел»
А на самом деле математика – красивая, увлекательная и очень важная наука, без нее не может развиваться ни одна другая. Поэтому я...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск