Рекомендации по подготовке технологической карты урока





Скачать 83.11 Kb.
НазваниеРекомендации по подготовке технологической карты урока
Дата публикации10.08.2014
Размер83.11 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Военное дело > Урок
И.А. Данилова, зав. учебно-организационным отделом

ОГБОУ ДПО «Костромской областной институт развития образования»

Рекомендации по подготовке технологической карты урока

В ходе аттестации, в качестве приложения учителю часто приходится представлять конспект урока или технологическую карту. Конспекты учителя представляют как правило очень хорошие, чего нельзя сказать по поводу технологической карты. По-моему, умение составить технологическую карту урока напрямую связано с формированием универсальных учебных действий на уроке, обеспечивающих усвоение учебного материала и выполнение планируемой учебной деятельности. Таким образом, умение составить к уроку технологическую карту я рассматриваю, как компетенцию по проектированию урока, как освоение учителем концепции ФГОС второго поколения и основных направлений реализации системно - деятельностного подхода в обучении.

Урок на основе деятельностного подхода строится на основе технологий развивающего обучения, его структура определяется целью, формой и содержанием. Рассмотрим общую структуру урока введения нового знания: Актуализация знаний - Постановка проблемы - Мотивация деятельности учащихся - Решение проблемы - осуществление учебной деятельности - Первичное закрепление - Контроль освоения учебного материала - Рефлексия учебной деятельности. Мы выделили этапы урока. На каждом этапе должна быть определена деятельность учителя и ученика. При этом главная функция учителя – организовать деятельность ученика; деятельность ученика – это осуществление или выполнение действий.

Организация деятельности также определяется общей схемой: постановка цели – составление плана ее достижения – осуществление плана – оценка результатов деятельности и коррекция плана действий. Каждый этап должен быть завершен, чтобы подвести итоги необходимо четко определить цель на каждом этапе. С моей точки зрения, это обеспечивает выделение результата деятельности на каждом этапе. Эти результаты ФГОС разделяет на три группы и четко формулирует. Я предлагаю рассмотреть их формулировки из примерной программы (стр. 7-9). Выделение формируемых или применяемых УУД помогает учителю проверить направленность своей деятельности и предвосхитить возможные затруднения учащихся.

Далее приводится общая схема технологической карты урока. ЗАДАНИЕ К ВЕБИНАРУ: внести коррективы в общую схему технологической карты или прислать технологическую карту к конкретному уроку математики (в любом классе, по любой теме) на электронный адрес: Danilova_ia@mail.ru

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Планируемые результаты ( примерная программа с.7-9)

Условия достижения результата

(формируемые УУД)

личностные

метапредметные

предметные

Актуализация знаний

Организация и вовлечение учащимся в решение поставленных задач

Определить готовность к учебной деятельности, диагностика сформированности УУД

Выделить и осознать, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению

Умение контролировать процесс и результат учебной деятельности

Умение самостоятельно ставить цели




Регулятивное УУД - оценка

Постановка проблемы

Обобщение результатов деятельности, подведение учащихся к выводу: в чем затруднение, чему надо научиться, сформулировать новую задачу

Самостоятельно сформулировать проблему, самостоятельно определить познавательную цель.




Умение планировать и осуществлять деятельность




Познавательные УУД- постановка и формулирование проблемы;

выделение и формулирование познавательной цели


Мотивация деятельности учащихся

Четко определить результат (цель) учебной деятельности и создать условия, при которых учащиеся выполнят действие смыслообразования

Вооружить учащихся необходимыми способами учебной деятельности, чтобы они смогли включиться в самостоятельную деятельность (сами учебные действия должны стать предметом изучения)

Установить связь между целью учебной деятельности и ее мотивом: ответить на вопрос о том, какое значение для него имеет достижение поставленной цели.

Умение понимать смысл поставленной задачи

Способность к эмоциональному восприятию математических объектов

Формирование представления о значимости поставленной задачи







Личностные УУД – смыслообразование, нравственно-этическое оценивание

Решение проблемы - осуществление учебной деятельности

Совместно с учащимися определение последовательности промежуточных целей; составление плана и последовательности

действий

Самостоятельно находят или создают способы решения проблемы (осуществляют учебную деятельность в соответствии с планом)




Умение самостоятельно выбирать и создавать алгоритмы для решения проблем





Регулятивные УУД – планирование

Познавательные УУД – логические, общеучебные

Первичное закрепление

Совместно с учащимися соотнести результаты учебной деятельности с поставленными целями

Проведение оперативного контроля, что позволит диагностировать усвоение необходимых учебных действий и умение перенести их на данное содержание материала по предмету

Внести необходимые дополнения и коррективы в план и способы действия в случае расхождения результата деятельности и ее цели

Проговаривание способа достижения цели

Постановка вопросов и установление сотрудничества с учителем и сверстниками по освоению способа действия







знаково-символические действия,

элементы волевой саморегуляции

Регулятивные УУД – коррекция

Познавательные УУД – построение речевого высказывания

Коммуникативные УУД – постановка вопросов

Контроль освоения учебного материала

Проведение контроля результатов самостоятельной работы; проведение обобщения материала

Обучение нахождению новых приемов и способов выполнения учебной деятельности

Самостоятельное выполнение нового учебного действия, достижение поставленной цели: выполнение волевого усилия по выбору действия в ситуации преодоления затруднений.








Контроль…

Оценка…

Регулятивные УУД – саморегуляция

Коммуникативные УУД – постановка вопросов

Рефлексия учебной деятельности

Вовлечь и организовать действие нравственно-этического оценивания процееса деятельности и ее результата

Выполнение самооценки, самоанализа деятельности

Личностное самоопределение

рефлексия способов и условий действия

коррекция

Личностные УУД – нравственно-этическое оценивание


Приложение: Классификация, перечень и определение универсальных учебных действий

В блок личностных УУД входит жизненное, личностное, профессиональное самоопределение; действия смыслообразования и нравственно-этического оценивания. Применительно к учебной деятельности относятся два типа действий, необходимых в личностно-ориентированном обучении:

- действие смыслообразования – установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, другими словами, между продуктом учения, побуждающим деятельность, и тем, ради чего она осуществляется; ученик должен задаваться вопросом: какое значение и смысл имеет для меня учение? – и уметь на него отвечать;

- действие нравственно-этического оценивания усваиваемого содержания исходя из социальных и личностных ценностей.

В блок регулятивных УУД включаются действия, обеспечивающие организацию учащимся своей учебной деятельности:

- целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и тго, что еще неизвестно;

- планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата, составление плана и последовательности действий;

- прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик;

- контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от этлона;

- коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта;

- оценка – выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения;

- элементы волевой саморегуляции как способности к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию (к выбору в ситуации мотивационного конфликта), к преодолению препятствий.

В блоке УУД познавательной направленности целесообразно различать

- общеучебные – самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; поиск и выделение необходимой информации, в том числе с помощью компьютерных средств;

- знаково-символические действия, включая моделирование (преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные признаки объекта, преобразование модели по общим законам в данной предметной области), умение структурировать знания умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме, выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий, рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности; смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения;

- универсальные логические действия: анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных); синтез как составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание, восполнение недостающих компонентов; выбор основания и критерия для для сравнения, классификации объектов; подведение под понятие, выведение следствий; установление причинно-следственных связей, построение логической цепи рассуждений, доказательство; выдвижение гипотез и их обоснование.

- действия постановки и решения проблем включают формулирование проблемы и самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.

Коммуникативные УУД обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, партнера по общению или деятельности, умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении, умение интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми. В состав коммуникативных действий входят: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (определение цели , функций участников, способов взаимодействия); постановка вопросов (инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации); разрешение конфликтов (выявление проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация), управление поведением партнера (контроль, коррекция, оценка действий партнера), умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рекомендации по подготовке технологической карты урока iconФ. И. О. преподавателя, ведущего занятия
Изучение поурочного плана (технологической карты) – представлена подробная карта урока
Рекомендации по подготовке технологической карты урока iconФ. И. О. преподавателя, ведущего занятия
Характеристика поурочного плана (технологической карты) план урока полный, подробный
Рекомендации по подготовке технологической карты урока iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Изучение поурочного плана (технологической карты) представлен подробный план урока, в нем обозначены тема урока, тип урока, методы...
Рекомендации по подготовке технологической карты урока iconUnit 4 «On the oil rig», урок №2 «What are they doing?»
Конструирование технологической карты урока английского языка в соответствии с требованиями фгос
Рекомендации по подготовке технологической карты урока iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Изучение поурочного плана (технологической карты) – указаны цели урока, последовательность изложения, методы контроля усвоения материала...
Рекомендации по подготовке технологической карты урока iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конструирование технологической карты урока (математика) в соответствии с требованиями фгос
Рекомендации по подготовке технологической карты урока iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конструирование технологической карты урока по русскому языку в соответствии с требованиями фгос
Рекомендации по подготовке технологической карты урока iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конструирование технологической карты урока английского языка в соответствии с требованиями фгос
Рекомендации по подготовке технологической карты урока iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конструирование технологической карты урока английского языка в соответствии с требованиями фгос
Рекомендации по подготовке технологической карты урока iconТема урока Тип урока
Планировать изготовление изделия на основе рубрики «Вопросы юного тех­нолога» и технологической карты. Соз­давать и использовать...
Рекомендации по подготовке технологической карты урока iconПримерный шаблон технологической карты урока
Основополагающий урок, закладывающий необходимые знания для изучения следующих тем: электролитическая диссоциация, генетическая связь...
Рекомендации по подготовке технологической карты урока iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Использование технологической карты урока по теме Творчество М. А. Булгакова. Мастерство Булгакова-сатирика (11 класс) в контексте...
Рекомендации по подготовке технологической карты урока iconФ. И. О. преподавателя, ведущего занятия
Изучение поурочного плана (технологической карты) – технологическая карта оформлена
Рекомендации по подготовке технологической карты урока iconУрок экологии в 10 классе по теме «Загрязнение окружающей среды»
На уроке, в соответствии с его этапами, используются следующие приемы данной технологии: «Кластер», «Чтение с остановками», «Фишбоун»,...
Рекомендации по подготовке технологической карты урока iconПлан-конспект урока литературы
Урок можно провести при изучении литературы по различным программам. Конспект представлен в виде технологической карты, что удобно...
Рекомендации по подготовке технологической карты урока iconУрока п/п Тема урока Кол-во часов
...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск