И.А. Данилова, зав. учебно-организационным отделом
ОГБОУ ДПО «Костромской областной институт развития образования»
Рекомендации по подготовке технологической карты урока
В ходе аттестации, в качестве приложения учителю часто приходится представлять конспект урока или технологическую карту. Конспекты учителя представляют как правило очень хорошие, чего нельзя сказать по поводу технологической карты. По-моему, умение составить технологическую карту урока напрямую связано с формированием универсальных учебных действий на уроке, обеспечивающих усвоение учебного материала и выполнение планируемой учебной деятельности. Таким образом, умение составить к уроку технологическую карту я рассматриваю, как компетенцию по проектированию урока, как освоение учителем концепции ФГОС второго поколения и основных направлений реализации системно - деятельностного подхода в обучении.
Урок на основе деятельностного подхода строится на основе технологий развивающего обучения, его структура определяется целью, формой и содержанием. Рассмотрим общую структуру урока введения нового знания: Актуализация знаний - Постановка проблемы - Мотивация деятельности учащихся - Решение проблемы - осуществление учебной деятельности - Первичное закрепление - Контроль освоения учебного материала - Рефлексия учебной деятельности. Мы выделили этапы урока. На каждом этапе должна быть определена деятельность учителя и ученика. При этом главная функция учителя – организовать деятельность ученика; деятельность ученика – это осуществление или выполнение действий.
Организация деятельности также определяется общей схемой: постановка цели – составление плана ее достижения – осуществление плана – оценка результатов деятельности и коррекция плана действий. Каждый этап должен быть завершен, чтобы подвести итоги необходимо четко определить цель на каждом этапе. С моей точки зрения, это обеспечивает выделение результата деятельности на каждом этапе. Эти результаты ФГОС разделяет на три группы и четко формулирует. Я предлагаю рассмотреть их формулировки из примерной программы (стр. 7-9). Выделение формируемых или применяемых УУД помогает учителю проверить направленность своей деятельности и предвосхитить возможные затруднения учащихся.
Далее приводится общая схема технологической карты урока. ЗАДАНИЕ К ВЕБИНАРУ: внести коррективы в общую схему технологической карты или прислать технологическую карту к конкретному уроку математики (в любом классе, по любой теме) на электронный адрес: Danilova_ia@mail.ru
-
Этап урока
| Деятельность учителя
| Деятельность ученика
| Планируемые результаты ( примерная программа с.7-9)
| Условия достижения результата
(формируемые УУД)
| личностные
| метапредметные
| предметные
| Актуализация знаний
| Организация и вовлечение учащимся в решение поставленных задач
Определить готовность к учебной деятельности, диагностика сформированности УУД
| Выделить и осознать, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению
| Умение контролировать процесс и результат учебной деятельности
| Умение самостоятельно ставить цели
|
| Регулятивное УУД - оценка
| Постановка проблемы
| Обобщение результатов деятельности, подведение учащихся к выводу: в чем затруднение, чему надо научиться, сформулировать новую задачу
| Самостоятельно сформулировать проблему, самостоятельно определить познавательную цель.
|
| Умение планировать и осуществлять деятельность
|
| Познавательные УУД- постановка и формулирование проблемы;
выделение и формулирование познавательной цели
| Мотивация деятельности учащихся
| Четко определить результат (цель) учебной деятельности и создать условия, при которых учащиеся выполнят действие смыслообразования
Вооружить учащихся необходимыми способами учебной деятельности, чтобы они смогли включиться в самостоятельную деятельность (сами учебные действия должны стать предметом изучения)
| Установить связь между целью учебной деятельности и ее мотивом: ответить на вопрос о том, какое значение для него имеет достижение поставленной цели.
| Умение понимать смысл поставленной задачи
Способность к эмоциональному восприятию математических объектов
Формирование представления о значимости поставленной задачи
|
|
| Личностные УУД – смыслообразование, нравственно-этическое оценивание
| Решение проблемы - осуществление учебной деятельности
| Совместно с учащимися определение последовательности промежуточных целей; составление плана и последовательности
действий
| Самостоятельно находят или создают способы решения проблемы (осуществляют учебную деятельность в соответствии с планом)
|
| Умение самостоятельно выбирать и создавать алгоритмы для решения проблем
|
| Регулятивные УУД – планирование
Познавательные УУД – логические, общеучебные
| Первичное закрепление
| Совместно с учащимися соотнести результаты учебной деятельности с поставленными целями
Проведение оперативного контроля, что позволит диагностировать усвоение необходимых учебных действий и умение перенести их на данное содержание материала по предмету
| Внести необходимые дополнения и коррективы в план и способы действия в случае расхождения результата деятельности и ее цели
Проговаривание способа достижения цели
Постановка вопросов и установление сотрудничества с учителем и сверстниками по освоению способа действия
|
|
| знаково-символические действия,
элементы волевой саморегуляции
| Регулятивные УУД – коррекция
Познавательные УУД – построение речевого высказывания
Коммуникативные УУД – постановка вопросов
| Контроль освоения учебного материала
| Проведение контроля результатов самостоятельной работы; проведение обобщения материала
Обучение нахождению новых приемов и способов выполнения учебной деятельности
| Самостоятельное выполнение нового учебного действия, достижение поставленной цели: выполнение волевого усилия по выбору действия в ситуации преодоления затруднений.
|
|
| Контроль…
Оценка…
| Регулятивные УУД – саморегуляция
Коммуникативные УУД – постановка вопросов
| Рефлексия учебной деятельности
| Вовлечь и организовать действие нравственно-этического оценивания процееса деятельности и ее результата
| Выполнение самооценки, самоанализа деятельности
| Личностное самоопределение
| рефлексия способов и условий действия
| коррекция
| Личностные УУД – нравственно-этическое оценивание
|
Приложение: Классификация, перечень и определение универсальных учебных действий
В блок личностных УУД входит жизненное, личностное, профессиональное самоопределение; действия смыслообразования и нравственно-этического оценивания. Применительно к учебной деятельности относятся два типа действий, необходимых в личностно-ориентированном обучении:
- действие смыслообразования – установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, другими словами, между продуктом учения, побуждающим деятельность, и тем, ради чего она осуществляется; ученик должен задаваться вопросом: какое значение и смысл имеет для меня учение? – и уметь на него отвечать;
- действие нравственно-этического оценивания усваиваемого содержания исходя из социальных и личностных ценностей.
В блок регулятивных УУД включаются действия, обеспечивающие организацию учащимся своей учебной деятельности:
- целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и тго, что еще неизвестно;
- планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата, составление плана и последовательности действий;
- прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик;
- контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от этлона;
- коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта;
- оценка – выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения;
- элементы волевой саморегуляции как способности к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию (к выбору в ситуации мотивационного конфликта), к преодолению препятствий.
В блоке УУД познавательной направленности целесообразно различать
- общеучебные – самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; поиск и выделение необходимой информации, в том числе с помощью компьютерных средств;
- знаково-символические действия, включая моделирование (преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные признаки объекта, преобразование модели по общим законам в данной предметной области), умение структурировать знания умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме, выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий, рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности; смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения;
- универсальные логические действия: анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных); синтез как составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание, восполнение недостающих компонентов; выбор основания и критерия для для сравнения, классификации объектов; подведение под понятие, выведение следствий; установление причинно-следственных связей, построение логической цепи рассуждений, доказательство; выдвижение гипотез и их обоснование.
- действия постановки и решения проблем включают формулирование проблемы и самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.
Коммуникативные УУД обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, партнера по общению или деятельности, умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении, умение интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми. В состав коммуникативных действий входят: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (определение цели , функций участников, способов взаимодействия); постановка вопросов (инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации); разрешение конфликтов (выявление проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация), управление поведением партнера (контроль, коррекция, оценка действий партнера), умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка. |