Скачать 87.81 Kb.
|
Соблюдение педагогических требований как фактор, повышающий профессиональную компетентность современного учителяЗнание и соблюдение педагогических требований к организации учебного процесса намного повышают профессиональную компетентность современного учителя.Общеизвестно, что в движении к цели люди обычно руководствуются правилами. Да и дидактические принципы также предполагают наличие правил, соблюдение которых обязательно для нормальной организации учебного процесса и урока. Эта обязательность соблюдения правил и воспринимается как совокупность требований к уроку и учебному процессу в целом. Нормальная организация современного урока возможна только при соблюдении определенных правил: первое - определение целей урока; второе - уточнение типа урока; третье - уточнение вида урока; четвертое — выбор методов и приемов обучения в соответствии с поставленными целями; пятое - определение структуры урока, соответствующей целям и задачам, содержанию и методам обучения. Правило один о целях урока. По данным исследований ученых и собственных наблюдений, преподаватели школ встречают большие затруднения в выборе целей урока, зачастую подходят к их постановке стихийно, на интуитивном уровне. Причем многие преподаватели не убеждены в необходимости ставить воспитывающие и развивающие цели урока и в их постановке испытывают значительные затруднения. Да и выбор цели обучения еще не для всех преподавателей простое дело. Приведем примеры формулировок целей урока, встречающихся довольно часто в практике преподавания: «Рассказать учащимся о видах конденсаторов и т.п.», «Познакомить со свойствами пластмасс и т.п.» Можно ли это считать целями урока? Нет! Цель деятельности педагога - это его познавательное стремление, осознанное решение изменить степень обученности, воспитанности и развитости учащихся. Цель есть не любой образ будущего, но непременно образ желаемого будущего, достижению которого и должна быть подчинена вся деятельность преподавателя. Поэтому цели урока должны быть максимально конкретными. Цель обучения предполагает формирование у учащихся новых понятий и способов действий, системы научных знаний и т.п. Ее необходимо конкретизировать, например:
Цель воспитания предполагает формирование у учащихся определенных свойств личности и черт характера. Какие же свойства личности необходимо воспитывать? Прежде всего нравственные качества человека, готовность к труду, к защите Отечества и др. В общем виде можно представить следующий перечень целей воспитания на уроке:
Цель развития предполагается в основном развитее на уроке психических качеств учащихся: интеллекта (мышления, познавательных, общетрудовых и политических умений), воли и самостоятельности Развитие умений учебного труда (развитие умения работать в должном темпе - читать, писать, вычислять, чертить, конспектировать; развитие приемов наблюдения - цель наблюдения и его последовательность, состав наблюдаемых объектов). Развитие ваш и самостоятельности (развитие инициативы. уверенности в своих силах; развитие настойчивости, умения преодолевать трудности для достижения намеченной цели: развитие умения владеть собой - выдержка, самообладание: развитие умений действовать самостоятельно). Второе правило - это уточнение типа урока. Учитывая, что целеполагание лежит в основе всякой деятельности человека, целесообразно подразделять уроки по цели организации занятий на следующие типы: первый тип – уроки изучения нового учебного материала (сюда входят вводные, вступительные. наблюдений и сбора материала - как методические варианта уроков первого типа); второй тип - уроки совершенствования знаний, умений и навыков (сюда входят уроки формирования умений и навыков, целевого применения усвоенного и др.): третий тип – уроки обобщения и систематизации знаний. умений и навыков; четвертый тип - комбинированные уроки: пятый пит - уроки контрольные (уроки учета и оценки знаний и умений) Третье правило. Следующим (третьим правилом организации урока является уточнение вида урока. В своей практической деятельности мы можем пользоваться такими видами уроков, как: а) урок-лекция; б) урок-беседа: в) киноурок; г) урок теоретических или практических самостоятельных работ (исследовательского типа): д) урок самостоятельных работ (репродуктивного типа - устных или письменных упражнений); е) урок лабораторных работ; ж) урок практических работ; 3) урок-экскурсия: и) урок-семинар; к) дидактическая игра; л) анализ ситуаций: м) устный опрос; н) письменный опрос; о) контрольная работа; п) зачет. Четвертое правилоэто выбор методов и приемов обучения. В рамках теории развивающего обучения разработана система методов, построенная на основе принципа целеполагания (отражающего систему целей обучающего и обучаемого), принципа бинарности (отражающего характер взаимодействия деятельности учителя и учащегося) и принципа проблемности (отражающего наличие противоречивости в учебном процессе и предмете). К таким методам относятся: 1. Метод монологического изложения (монологический метод). 2. Метод диалогического изложения (диалогический метод). 3. Метод эвристической беседы (эвристический метод). 4. Метод исследовательских заданий (исследовательский метод). 5. Метод алгоритмических предписаний (алгоритмический метод). 6. Метод программированных заданий (программированный метод). Краткое описание этих методов. При использовании монологического метода преподаватель рассказывает (монолог), сообщая готовые выводы науки, правила, факты, показывает образец действия и дает учащимся задание на заучивание учебного материала и его воспроизведение и т.д. При этом доминирует исполнительная деятельность учащихся: наблюдение, слушание, запоминание и выполнение действий по образцу. При использовании диалогического метода изложение учебного материала преподаватель ведет в форме сообщающей беседы. При этом проблемная ситуация создается постановкой проблемных вопросов или показом противоречивости фактов, явлений. А учащиеся как бы помогают преподавателю в обосновании гипотезы и ее доказательстве. Но сущность новых понятий объясняется преподавателем. Эвристический метод характеризуется тем, что изложение учебного материала преподаватель ведет в форме эвристической беседы. А она отличается от сообщающей беседы главным образом постановкой основной проблемы, делением её на подпроблемы и организацией поисковой деятельности учащихся по её решению. Эвристическая беседа возможна в виде взаимосвязанных вопросов, влияющих друг на друга, и большая часть которых является небольшими проблемами. Здесь характерно то, что последующие вопросы исходят из предыдущих. Эвристический метод характеризуется возникновением дискуссии, высоким уровнем познавательной активности учащихся. Если используется исследовательский метод, преподаватель организует самостоятельную работу учащихся, давая им проблемные познавательные задачи и задания, имеющие практический характер и решаемые учащимися самостоятельно, обычно без помощи преподавателя. Исследовательский метод характеризуется самым высоким уровнем познавательной самостоятельности учащихся. Основные признаки алгоритмического метода – это инструктирование учащихся. При этом преподаватель указывает, что следует делать и как делать. Применяется этот метод в основном на лабораторно-практических занятиях и кружковой работе (моделирование, конструирование и т.д.) Программированный метод заключается в подготовке учебного материала путём «пошаговой» разбивки его в форме вопросов, задач и заданий (часто с выбором ответов). Нужно отметить, что метод программированных заданий обусловливает самостоятельную работу учащихся в основном репродуктивного типа. Следующее правило организации урока - это определение структуры урока. Под структурой урока следует понимать устойчивый порядок внутренних связей между элементами урока. Поскольку в основе структуры традиционного урока лежит цель деятельности только самого преподавателя (опросить, объяснить, закрепить и дать учащимся задание), то не возникает достаточных условий для реализации идей и принципов развивающего обучения. Главное - традиционная структура урока не дает преподавателю возможности применять разнообразные формы, методы и средства обучения. Известно, что всякое формирование новых знаний идет на базе актуализации прежних знаний и систематического применения усвоенных знаний в учебной деятельности. Исходя из этого можно использовать такую структуру урока:
Актуализация означает, что надо сделать знания актуальными, нужными в данный момент, т.е. «освежить» прежние знания и способы деятельности в памяти. Кроме того, актуализация означает и психологическую подготовку обучаемого, возбуждение его интереса к теме (проблеме), создание эмоционального настроя, оценку степени готовности отдельных учащихся к восприятию нового материала и т.д. Актуализация - более широкое понятие, чем опрос. В нее входит и контроль преподавания за состоянием знаний ученика, его умений и навыков, который осуществляется и в форме опроса, и в форме проверки выполнения учебных заданий. Видами деятельности учащегося на этапе актуализации могут быть решение задач, чтение текста, самостоятельные работы, взаимопроверка, выполнение упражнений и т.д. Вторым компонентом дидактической структуры урока является формирование новых понятий и способов действий». Здесь понятие «формирование» включает деятельность преподавателя по объяснению нового материала или организации деятельности учащегося по самостоятельному раскрытию сущности новых понятий. Способ объяснения преподавателя может быть разным (лекция, беседа, рассказ, демонстрация опыта и т.д.), так же, как и способ «самообъяснения» учащегося (работа с книгой, анализ ситуаций. анализ текста произведения, решение задач и т.д.). Эти приемы и способы деятельности преподавателя и учащихся являются элементами методической подструктуры урока. В третьем компоненте дидактической структуры урока -формирование умений и навыков - происходит отработка навыков применения знаний путем многократного повторения тех или иных умственных и практических действий, операций. Здесь выполняются различные упражнения, решаются задачи, анализируется ход решения и т.д. Преподаватель может дать домашнее задание на любом из этапов урока в зависимости от учебной ситуации. Эта процедура, как правило, занимает очень маленький отрезок времени, но имеет важное значение. Поэтому задание на дом входит в структуру урока как самостоятельный элемент методической подструктуры. Варианты структуры уроков для разных типов и видов урока образуются за счёт изменения числа элементов методической подструктуры, их взаимосвязи и последовательности. Умение преподавателем выбрать методическую подструктуру урока, более всего соответствующую теме урока и избранным методам, характеризует его методическое мастерство, да и его профессиональную компетентность. |
Учебно-методический комплекс по спецкурсу Образование как фактор... Цели изучения дисциплины «Образование как фактор развития инновационного общества» | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Методическая тема над которой работает методист и учителя математики г. Иркутска: «Педагогическая компетентность и профессиональное... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... «информационная компетентность учителя – одно из условий эффективности современного урока» | Профессиональная компетентность учителя и педагогического коллектива... Образовательной системе «Школа-2100» (умк и технологии), а также переход на профильное обучение по оборонно-спортивному профилю в... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Применение информационных технологий повышает профессиональную компетентность учителя. Новые информационные технологии стали одним... | Коммуникативная компетентность учителя Известно, что дети обладают уникальной способностью к подражанию чужим манерам, способам поведения, приемам общения. И личность учителя... | ||
IV. Материалы конференции «Краеведение как фактор формирования культурно... Материалы конференции «Краеведение как фактор формирования культурно – нравственного облика современного школьника» | Роль кабинета изобразительного искусства в формировании творческих способностей учащихся Кабинет изобразительного искусства как средство реализации профессионально-педагогических задач современного учителя | ||
Методика работы в школьной химической лаборатории (автор Г. Л. Маршанова) Соблюдение требований настоящей инструкции обязательно для учителя химии и для учащихся, работающих в кабинете химии | Отчет о деятельности инновационной площадки по теме «Мультимедийные... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... «Профессиональная компетентность педагогических работников как средство повышения качества образования» | Методические рекомендации по аттестации педагогических работников... Охватывает весь объем материала того или иного предмета, что исключает фактор "лотереи" обычного экзамена, на котором может достаться... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... «Информационное пространство учителя как фактор повышения качества образования». В стажировке приняли участие учителя химии и заместители... | Доклад Солдатовой Юлии Владимировны учителя информатики высшей квалификационной категории Эвристическая образовательная среда как фактор развития личности выпускника XXI века | ||
Программа практики состоит из Вхождение студента в профессиональную деятельность предполагает практическое знакомство с функциями учителя-предметника – школьного... | «Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной... Доу, формировать здоровый образ жизни; создать условия для раскрытия способностей одарённых детей; повысить профессиональную компетентность... |