Выступления на семинаре учителей начальных классов





Скачать 71.24 Kb.
НазваниеВыступления на семинаре учителей начальных классов
Дата публикации19.09.2014
Размер71.24 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Военное дело > Документы
Тема выступления на семинаре учителей начальных классов

«Урок обобщения знаний»

Учитель начальных классов

Репинской СОШ

Кильдибаева И.Х

Обобщение - это способ познания посредством определения общих существенных признаков объектов. Из данного определения следует, что обобщение базируется на анализе и синтезе, направленных на установление существенных признаков объектов, а также на сравнении, которое позволяет определить общие существенные признаки.

Особенности обобщающих уроков



  • Более высокий уровень знаний, умений и навыков, развитие ценностных установок личности, формирование мировоззрения, развитие творческих способностей учащихся.




  • Рациональная организация работы всех учащихся и усвоение большого объёма учебного материала за короткое время.



  • Наличие заданий, реализация которых позволяет переходить от частного к более широким обобщениям, что, в свою очередь, даёт возможность выявлять сущность изучаемых процессов.



  • Создание творческой атмосферы и доверительной обстановки на уроке, обеспечивающих усвоение материала учащимися на более высоком уровне.




  • Наличие проблемных вопросов, способствующих созданию поисковых  ситуаций, заданий, требующих сопоставления, сравнения, обобщения.



  • Сочетание работы над выводами с развитием умений и навыков учебной деятельности , формирование образных и понятийных  обобщений.

Тип урока: урок повторения, систематизации и обобщения знаний, закрепления умений

Этот урок имеет самые большие возможности интеграции и реализации межпредметных связей.

Формы данного типа урока:

  • повторительно-обобщающий урок;

  • диспут;

  • игра (КВН, Счастливый случай, Поле чудес, конкурс, викторина);

  • театрализованный урок (урок-суд);

  • урок-совершенствование;

  • заключительная конференция;

  • заключительная экскурсия;

  • урок-консультация;

  • урок-анализ контрольных работ;

  • обзорная лекция;

  • обзорная конференция;

  • урок-беседа.

Структура урока строится на сочетании этапов этапы: организационного, постановки цели, оперирования знаниями и способами деятельности в стандартных и нестандартных ситуациях, подведения итогов и формулирования выводов, определения и разъяснения домашнего задания.

Цель - более глубокое усвоение знаний, высокий уровень обобщения, систематизации.

Такие уроки проводятся при изучении крупных тем программы или в конце учебной четверти, года. К ним можно отнести итоговые уроки.

Задачи:

  • образовательные: выявить качество и уровень овладения знаниями и умениями, полученными на предыдущих уроках по теме :, обобщить материал как систему знаний.

  • воспитательные: воспитывать общую культуру, эстетическое восприятие окружающего; создать условия для реальной самооценки учащихся, реализации его как личности.

  • развивающие: развивать пространственное мышление, умение классифицировать, выявлять связи, формулировать выводы; развивать коммуникативные навыки при работе в группах, развивать познавательный интерес; развивать умение объяснять особенности:, закономерности:, анализировать:, сопоставлять:, сравнивать: и т.д.

На уроке повторения и систематизации знаний учащиеся включаются в различные виды деятельности. Проводятся беседы, дискуссии, лабораторные работы, практикуется выполнение заданий, решение задач. На этих уроках, наряду с беседой включаются краткие сообщения учащихся, выступления с устными рецензиями на отдельные статьи, книги, посвященные разбираемому вопросу.

Эффективность урока зависит от того, насколько широко используются на нем различные виды репродуктивно-поисковой, частично поисковой, творческой деятельности школьников. Он не достигает своей цели, если отдается предпочтение обычной воспроизводящей деятельности. Учитель готовит задачи творческого характера, позволяющие по-новому взглянуть на ранее изученное. Развивающая функция при этом реализуется тем успешнее, чем шире используются межпредметные связи, позволяющие переносить, свертывать и систематизировать знания.

Урок повторения и обобщения знаний позволяет применять групповую форму учебной работы. Разные группы учащихся могут включаться в выполнение различных заданий с той целью, чтобы потом полнее осветить разные вопросы ранее изученного материала. При такой организации учебной работы школьники убеждаются в преимуществе коллективных форм учебной деятельности. На этих уроках восстанавливаются знания, предупреждается забывание. Их развивающая функция проявляется через способы анализа, систематизации материала. Воспитательные задачи решаются не только через методы, содержание учебного материала, но и через организацию коллективной деятельности учащихся.

 Обобщающий урок: понятие, цель, организация

Урок - форма организации обучения, при которой учебные занятия проводятся учителем с группой учащихся постоянного состава, одинакового возраста и уровня подготовки в течение определенного времени по установленному расписанию для достижения учебно-воспитательных целей.                    

Каждый урок посвящается изучению определенного вопроса программы и поэтому представляет собой нечто законченное и вместе с тем является продолжением предшествующих уроков и опорой для последующих.

В конце изучения темы, как правило, проводятся обобщаю­щие уроки. Они могут проводиться по материалу двух или не­скольких тем, близких по содержанию.

Основная дидактическая цель такого типа уроков — систе­матизация знаний, полученных при изучении всей темы, за­крепление ее наиболее важных положений. Таким образом, обобщающие уроки способствуют прочному и сознательному усвоению знаний, а также оказывают существенное влияние на развитие памяти, речи, мышления учащихся.

Под обобщением понимают выделение каких-либо свойств, качеств, присущих целой группе предметов, и формулирование такого вывода, который будет верен в отношении любого ,отдельного предмета данной группы. Учащихся нужно научить обобщать материал. Сделать это можно по следующему плану:

а) выделять главное, основное содержание в обобщаемом материале;

б) выделять основные характеристики предметов, отношения между ними;      

в) сравнивать предметы между собой, выделять общие, фундаментальные особенности, которые могут лечь в основу обоб­щения;

г) формулировать на основе обобщения вывод (общую тен­денцию, закономерность и т. д.).

При правильной организации урока эффективным методом обобщения и систематизации знаний может быть беседа, основ­ным условием ее эффективности является уровень или степень подготовки учащихся по теме. Учащихся надо готовить к такой работе: они должны владеть фактическим материалом, навы­ками сравнения, знать свойства предметов, их основные харак­теристики. При недостаточной подготовке учащихся беседа мо­жет превратиться в монолог учителя.

Для обобщения и систематизации знаний нужно составить такие вопросы, ответы на которые позволили бы получить обобщение знаний по этой теме. В вопросах должен быть отра­жен определенный фактический материал, который играет важную роль при выделении основных понятий темы.           

На обобщающем уроке желательно использовать наглядные пособия, которыми учащиеся пользовались в ходе изучения материала.

В структуре обобщающего урока можно выделить следующие элементы:

а) организация учащихся, в ходе которой выясняется их подготовка к уроку, проверяется наличие необходимых наглядных пособий, сообщаются тема, цели и задачи предстоящего урока;

б) проверка знаний, умений и навыков по изученной теме. Как правило, отдельные учащиеся получают задания, выпол­няют их, а класс проверяет, исправляет, дополняет по мере не­обходимости;

в) обобщающая беседа по теме;

г) заключение учителя, в ходе которого отмечается, какой материал темы и как усвоен учащимися.

В некоторых случаях, проводя обобщающий урок, учитель совмещает проверку знаний, умений, навыков и обобщающую беседу вместе. Это можно делать в тех случаях, когда тема невелика по объему материала и понятия ее простые.

Для проверки усвоения материала учащимися всего класса, а также степени сформированности умений и навыков в конце обобщающего урока можно провести небольшую самостоятельную работу учащихся, нося­щую контрольный характер и способствующую выявлению уровня сформированных знаний и умений.

Обобщающие уроки обычно строятся на материале отдельных тем или учебного предмета в целом. Такие уроки имеют большое значение в закреплении и систематизации знаний.

На обобщающих уроках следует повторить пройденное, и, опираясь на знания, полученные детьми при изучении темы, расширить детские представления, установить простейшие взаимосвязи и взаимозависимости явлений в живой и неживой природе.

Такое повторение и обобщение программного материала делает знания детей более сознанными и прочными, развивает навыки логического мышления.

На обобщающих уроках, как и на уроках других типов, следует применять разнообразные методы и приемы работы, но исключительная роль здесь принадлежит беседе, которая должна умело чередоваться с работой по настенным картинам, схемам, учебнику. В то же время в последние годы стали популярны обобщающие уроки, проводимые в виде викторин, дидактических игр, соревнований и т.д. Это необходимо в первую очередь потому, что младшие школьники быстро утомляются, внимание у них рассеивается и они отключаются от работы.

По методике проведения обобщающие уроки очень сложны. Успешно они проходят в том случае, если учитель с первого урока изучения раздела или темы начинает готовиться к ним: продумает систему формирования знаний; установит строгую последовательность объяснения основных и дополнительных понятий; выберет методы и приемы, средства работы, способствующие организации такой мыслительной деятельности учащихся, которая ведет к самостоятельным выводам.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Выступления на семинаре учителей начальных классов iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Жук Оксаны Львовны, учителя начальных классов высшей квалификационной категории на городском семинаре учителей начальных классов
Выступления на семинаре учителей начальных классов iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Чистяковой Ольги Евгеньевны, учителя начальных классов высшей квалификационной категории на городском семинаре учителей начальных...
Выступления на семинаре учителей начальных классов iconАнализ работы методического объединения учителей начальных классов за 2011 2012 учебный год
Методическое объединение учителей начальных классов состоит из семи человек (5 учителей начальных классов, 1 – логопед, 1- учитель...
Выступления на семинаре учителей начальных классов iconН. М. Шабалина зам директора по нмр
Разработано руководителем методического объединения учителей начальных классов Э. Х. Смирнова, методическим объединением учителей...
Выступления на семинаре учителей начальных классов iconУтверждено Приказом №97 -а от 31. 08. 2012 г
Методическое объединение учителей начальных классов является структурным подразделением методической службы школы, объединяющим учителей...
Выступления на семинаре учителей начальных классов iconАнализ работы шмо учителей начальных классов за 2012-2013 учебный год
Подготовила руководитель методического объединения учителей начальных классов мбоу средняя общеобразовательная
Выступления на семинаре учителей начальных классов iconПоложение о школьном методическом объединении учителей начальных классов
Выписка из приказа об открытии мо учителей начальных классов и воспитателей гпд и назначении на должность председателя методического...
Выступления на семинаре учителей начальных классов iconОтчёт о работе сообщества учителей начальных классов Ассоциации педагогических...
«Сотрудничать и приниматься за дело – пути развития сообщества учителей начальных классов»
Выступления на семинаре учителей начальных классов iconОтчёт руководителя шмо учителей начальных классов за 2013-2014 учебный год
Методическое объединение учителей начальных классов продолжало целенаправленную работу по формированию прочных знаний, умений и навыков,...
Выступления на семинаре учителей начальных классов iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конспект урока в 1-3 кл. Дымницкой школы, данного учителем Смирновой Е. К. на семинаре учителей начальных классов по теме "Личностно...
Выступления на семинаре учителей начальных классов iconАнализ работы методического объединения учителей начальных классов за 2011-2012 учебный год
Работа мо учителей начальных классов в 2011-2012г была направлена на решение общешкольной методической темы «Личностно-ориентированный...
Выступления на семинаре учителей начальных классов iconАнализ работы школьного методического объединения учителей начальных...
Первый год школьное методическое объединение учителей начальных классов работало над темой
Выступления на семинаре учителей начальных классов iconТезисы выступления. Аникина Галина Александровна, учитель начальных...
Роль методов и приёмов технологии развития критического мышления в обучении младших школьников (тезисы выступления)
Выступления на семинаре учителей начальных классов iconОтчет о проделанной работе по внедрению фгос в моу «Моркинская средняя...
Проанализированы и приведены в соответствие действующие программы доу и Моркинской сош №2 на семинаре учителей начальных классов...
Выступления на семинаре учителей начальных классов iconУрок-проект «Моя родословная»
Фгос». На занятии рмо присутствовали: директор моу сош №24 Давыдов Н. В., заместитель директора по увр илюхина Л. Н., методист мку...
Выступления на семинаре учителей начальных классов iconСправка по итогам работы районного методического объединения учителей...
Работа школьного методического объединения учителей начальных классов строилась в соответствии с планом работы на 2012-2013 учебный...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск