Скачать 1.16 Mb.
|
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Поволжская государственная социально-гуманитарная академия» Утвержден на заседании кафедры логопедии Протокол № от________200 г. Зав.кафедрой_________________ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ДИСЦИПЛИНЫ «НЕВРОПАТОЛОГИЯ» Специальности 050715 Логопедия, 050712 Тифлопедагогика, 050713 Сурдопедагогика 050714 Олигофренопедагогика, 050716 Специальная психология с дополнительной специальностью 050715 Логопедия факультет коррекционной педагогики Составитель: К.м.н., доцент С.В.Горшенева Самара - 2010 СОДЕРЖАНИЕ I РАЗДЕЛ
5.1.Учебно-тематический план дисциплины 5.2. Содержание разделов дисциплины 5.3. Методические рекомендации к проведению практических занятий 5.3.1. Методические рекомендации для студентов 5.3.2. Задания для самостоятельной работы студентов 5.3.3 Темы контрольных работ (для дневного отделения) 6. Учебно-методическое обеспечение дисциплины 6.1. Рекомендуемая литература 6.2. Средства обеспечения дисциплины 7. Содержание итогового и промежуточного контроля 7.1. Контрольно-измерительные материалы для промежуточной аттестации 7.2. Порядок проведения итоговой аттестации (экзамена) 7.3. Вопросы к экзамену 8. Методические рекомендации по организации изучения дисциплины 9. Словарь терминов II РАЗДЕЛ Рабочая программа I. РАЗДЕЛ 1.Выписка из стандарта Значение курса невропатологии для специальной педагогики. Эволюция нервной системы. Строение и функции нервной системы человека. Возрастная эволюция мозга. Понятие о системогенезе. Структура нервной системы: головной и спинной мозг. Строение спинного и головного мозга (ствол, надстволье, средний, межуточный мозг, конечный мозг). Особенности строения чувствительной и двигательной нервной клетки. Понятие о синапсе. Проводящие пути. Цитоархитектоника коры головного мозга. Три блока в структуре нервной системы: энергетический, гностический, программирования и мотивации деятельности. Общие представления о болезнях нервной системы. Основные неврологические синдромы: синдромы двигательных и чувствительных расстройств, вегетативной нервной системы, синдромы нарушений высших корковых функций: агнозии, апраксии и афазии. Болезни нервной системы: наследственно-органические заболевания, инфекционные, травматические, интоксикационные, детский церебральный паралич. Неврологические основы патологии речи: афазии, алалии, дислексии и дисграфии, дизартрии, расстройства темпа и ритма речи, заикания. Расстройства речи, обусловленные нарушениями слуха, зрения, интеллекта. Учение о высшей нервной деятельности. Понятие о сигнальных системах. Значение биоритма для жизнедеятельности организма. Значение стресса в детском возрасте. Физическое развитие и внешняя среда, их значение для умственного развития ребенка. Медико-психолого-педагогическое консультирование. Раннее выявление детей с отклонениями в развитии. Лечебно-педагогический комплекс. Динамика наблюдений. 2. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА. Программа курса составлена в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта и предназначена для студентов 2-го курса (3-й семестр) дневного отделения и студентов 1-го курса (2-й семестр) заочного отделения института коррекционной педагогики. «Невропатология» – ведущий курс в системе подготовки педагогов–дефектологов, позволяющий сформировать правильное представление о структуре дефекта у ребенка с проблемами в развитии с учетом этиологических, патогенетических и клинических аспектов. Курс «Невропатология» включает два раздела – общую неврологию, которая рассматривает закономерности строения и функции нервной системы, основные симптомы и синдромы поражении различных ее отделов, и частную неврологию, которая изучает нервные болезни. Программа курса состоит из трех тематических блоков. Первый блок традиционно посвящен изучению основных неврологических симптомов и синдромов, возникающих при поражении нервной системы. При изучении материала этого блока студенты осваивают неврологическую терминологию, знакомятся с клиническими проявлениями чувствительных и двигательных нарушений, овладевают методами клинико-неврологического обследования. Учитывая профессиональное поле деятельности педагога-дефектолога, отдельно выделен блок, посвященный изучению расстройств речевых и высших корковых функций, возникающих при органическом поражении нервной системы. В этом блоке рассматриваются вопросы классификации речевых и корковых расстройств, их топическая диагностика, неврологическая симптоматика и основные методы выявления этих нарушений. В третьем блоке изучаются болезни нервной системы инфекционного, травматического, сосудистого и опухолевого происхождения. Рассматриваются аномалии развития головного мозга и ряд других заболеваний нервной системы, наиболее часто встречающихся в клинической практике педагога-дефектолога. Изучение дисциплины осуществляется на лекциях и практических занятиях. Отдельные вопросы выносятся для самостоятельной работы. Целью лекционного курса является приобретение знаний о неврологических симптомах, синдромах и болезнях, причинах и механизмах их возникновения, а также современных методах диагностики. Целью лабораторных занятий является закрепление знаний, полученных в лекционном курсе и учебных изданиях, а также приобретение навыков клинического неврологического обследования ребенка. На современном этапе развития неврологии большое внимание уделяется детям, имеющим минимальные мозговые повреждения, что клинически проявляется синдромом минимальной мозговой дисфункции (ММД). В курсе «Невропатология» студенты изучают причины возникновения этого синдрома, варианты его клинического течения, методы клинической и инструментальной диагностики, с целью выявления очагов мозговой дисфункции, что особенного важно для разработки адекватных методов медико-педагогической коррекции. В основу изучения курса невропатологии положен принцип синдромного анализа, который позволяет определить структуру дефекта, установить локализацию очага поражения с учетом времени его возникновения и морфофизиологической зрелости нервной системы. Подобный подход к изучению курса поможет будущему дефектологу самостоятельно проводить анализ симптомокомплекса различных нарушений у детей с проблемами развития как органического, так и функционального генеза, и выстраивать тактику коррекционно-педагогической работы во взаимосвязи с лечебными мероприятиями. 3. Требования к уровню освоения содержания дисциплины. В процессе изучения данного курса студенты должны знать:
должны уметь:
Программой предусмотрена динамичная координация лекционных и лабораторных занятий, гибкая система проверочных и контрольных работ, индивидуализация заданий для самостоятельной работы студентов. Курс рассчитан на 20 часов лекционных, 28 часов лабораторных занятий; отдельные вопросы курса выносятся для самостоятельной работы. Экзамен. Внутрисеместровая аттестация проводится в виде тестовых контрольных работ, решения ситуационных задач (коллоквиума, экспресс-опроса и т.д.). 4. Объем дисциплины и виды учебной работы
|
Методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов.... План семинаров литература словарь терминов темы рефератов контрольная работа зачетные вопросы | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Данный учебно-методический комплекс включает в себя словарь терминов, студентам рекомендуется завести свой словарь терминов (алфавитный... | ||
Методические рекомендации по организации изучения дисциплины Методические... Программа курса предназначена для студентов 3-го курса (5-й семестр) отделения логопедии | Методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов... Методические рекомендации предназначены для организации самостоятельной работы студентов всех отделений колледжа и направлены на... | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины специальность: 050502 Информатика Канск Методические рекомендации для студентов по организации процесса изучения учебной дисциплины | Методические рекомендации по организации изучения дисциплины «Ландшафтно-экологическое... Основные разделы, на которые необходимо обратить внимание при изучении дисциплины | ||
Словарь терминов за курс 6 класса «Бактерии. Грибы. Растения» Алигьери Д. Божественная комедия Англ русс. Словарь Английский в картинках кн. 1 и 2 | Методические рекомендации по организации изучения дисциплины для студентов За это время необходимо изучить все разделы дисциплины, выполнить домашние графические работы, подготовиться к зачету и экзамену | ||
Методические рекомендации по организации изучения дисциплины 15 Материалы... Государственное общеобразовательное учреждение высшего профессионального образования | Методические рекомендации по организации изучения дисциплины 18 пояснительная записка Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | ||
Методические рекомендации по организации изучения дисциплины (модуля). Практические занятия Географические открытия и географический кругозор. Зарождение общегеографических знаний | Методические рекомендации по организации изучения дисциплины методические... Умк по дисциплине б в. 13 «Силовая подготовка» составлен в соответствии с фгос, с учебным планом по направлению подготовки 034300.... | ||
Методические рекомендации по организации изучения дисциплины «История экономических учений» Самостоятельная работа аспирантов является неотъемлемой составной частью учебного процесса | Методические рекомендации по организации изучения дисциплины логика В. Я. Коровиной, 9-е издание, М. Просвещение, 2007. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию... | ||
Методические рекомендации для преподавателя по организации изучения... Методические рекомендации для преподавателя по организации изучения дисциплин основной образовательной программы | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Методические рекомендации для студентов по организации процесса изучения учебной дисциплины |