Скачать 143.05 Kb.
|
РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАУК Федеральное государственное бюджетное учреждение науки Институт геологии и минералогии им. В.С. Соболева Сибирского отделения Российской академии наук (ФГБУН ИГМ им. В.С. Соболева СО РАН) УТВЕРЖДАЮ Директор Института академик____________ Н.П. Похиленко «__2_»_декабря_2014 г. М.П. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ Б.1.В.ОД.2 Палеовулканология (наименование дисциплины) основной образовательной программы подготовки научно-педагогических кадров высшей квалификации (аспирантура) по направленности 25.00.03- Геотектоника и геодинамика (шифр и наименование специальности) Новосибирск 2014 Рабочая программа составлена на основании федерального государственного образовательного стандарта высшего образования «Направление подготовки 05.06.01 Науки о Земле» к структуре основной образовательной программы подготовки научно-педагогических кадров высшей квалификации (аспирантура), утвержденного приказом Минобрнауки РФ от 30.07.2014 г. № 870; паспорта специальностей научных работников, учебного плана подготовки аспирантов ИГМ СО РАН по основной образовательной программе по направленности 25.00.03 – Геотектоника и геодинамика (шифр и наименование специальности), программы-минимум кандидатского экзамена, утвержденного приказом Минобрнауки РФ от 08.10.2007 г. № 274. Составитель рабочей программы Старший научный сотрудник, кандидат геолого-минералогических наук ______________ Ю.Д. Литасов (должность, ученое звание, ученая степень) (подпись) (ФИО) Рабочая программа утверждена на заседании Ученого Совета «__1_» _декабря_ 20_14_ г., протокол № __10_ Председатель Ученого Совета академик _________________ Н.П. Похиленко___ (подпись) (Ф.И.О.) 1. Цели освоения дисциплины Целями освоения дисциплины являются: формирование у аспирантов углубленных профессиональных навыков изучения генезиса вулканических горных пород, вулканических ассоциаций (их состава, свойств, структурно-текстурных особенностей и условий формирования), и выяснения их структурно-формационной принадлежности и геодинамических условий проявления (Указываются цели освоения дисциплины) 2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы послевузовского профессионального образования (аспирантура) Данная дисциплина являетя обязательной дисциплиной образовательной компоненты в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом (ФГОС 3+). Содержание дисциплины базируется на знаниях, приобретенных в курсах: региональная и общая геология, геодинамика, минералогия и петрография изверженных и метаморфических пород. В рамках дисциплины углубляются представления по петрологии вулканических пород. 3. Требования к уровню подготовки аспиранта, завершившего изучение данной дисциплины Аспиранты, завершившие изучение данной дисциплины, должны: обладать следующими профессиональными компетенциями, определяемыми направленностью (профилем) программы аспирантуры 25.00.04 «Петрология, вулканология»: способностью формировать диагностические решения профессиональных задач путем интеграции фундаментальных разделов геологических наук и специализированных знаний, полученных при освоении программы аспирантуры (ПК 1); способностью самостоятельно проводить научные эксперименты и исследования в профессиональной области, обобщать и анализировать экспериментальную информацию, делать выводы, формулировать заключения и рекомендации (ПК 2); способностью создавать исследовать модели изучаемых объектов на основе использования углубленных теоретических и практических знаний в области геологии (ПК 3). - иметь представление: о месте петрологии вулканических пород в системе геологических наук; о процессах образования и эволюции вулканических пород; о закономерностях их размещения в пространстве в зависимости от их структурно-формационной принадлежности; - знать: методы изучения вулканических горных пород; основные классификационные признаки вулканических пород; основы фациального и формационного анализа, геодинамические условия вулканизма; - уметь: определять вулканические горные породы, их состав и структурно-текстурные особенности, давать название; описывать шлифы вулканических пород (петрографический анализ); владеть навыками фациального и формационного анализа и определять условия образования и преобразования пород; наносить информацию на геологические карты; анализировать и интерпретировать полученную информацию; излагать в устной и письменной форме результаты своего исследования и аргументировано отстаивать свою точку зрения в дискуссии. 4. Объем дисциплины и виды учебной работы Общая трудоемкость дисциплины составляет _2_ зачетных единицы __72____ часа.
5. Разделы дисциплины и виды занятий
Введение: происхождение вулканизма. Источники тепла. Тепловая энергия во времени. Состав планет – что может плавиться? Диаграммы плавкости. Хондритовая модель Земли. Закономерности размещения вулканов Современные вулканы Земли, закономерности размещения: вулканизм континентальных окраин и островных дуг, океанический вулканизм, вулканизм континентальных рифтов, внутриконтинентальный вулканизм (горячие точки на континентах). Тектоника плит: мантия, литосфера, граница «ядро-мантия». Вулканизм срединно-океанических хребтов: офиолиты – ископаемая океаническая кора, магматические камеры MORB, спрединг на дневной поверхности – Исландия, океаническая литосфера за пределами осевой зоны. Вулканизм деструктивных границ плит: островные дуги, процессы вдоль активных континентальных окраин, влияние косой субдукции и наложения горячих точек. Внутриплитные вулканы, горячие точки и мантийные плюмы: континентальные горячие точки, континентальные плато-базальты, континентальные рифты, соотношение рифтогенеза и образования плато-базальтов, проблемы геодинамичесих интерпретаций размещения вулканизма. Базальты Примитивные базальты: коматииты, пикриты, щелочные базальты, почему MORB не примитивны. Наиболее важные типы базальтов Земли: базальты срединно-океанических хребтов (MORB), базальты океанических островов (OIB), островодужные базальты (IAB), базальты континентальных рифтов, плато-базальты. Лунные базальты Базальтовые метеориты: метеориты с Марса – SNC. Четыре классических извержения: Везувий (79), Кракатау (1883), Пеле (1902), Сент-Хеленс (1980). Магма и ее свойства Свойства фаз: расплав, летучие компоненты, вязкость, факторы, влияющие на вязкость, реология – турбулентные и ламинарные потоки, вскипание (везикуляция), первое вскипарние, второе вскипание. Типы вулканической активности Методы классификации: эффузивная или эксплозивная активность, обычная и гидровулканическая активность, местоположение и частота, магнитуда извержения. Эксплозивность и типы отложений – эруптивная колонна. Типы извержений: гавайский, стромболианский, вулканский (вулканический), везувианский или суб-плинийский (суб-плинианский), плинийский (плинианский), ультраплинийский, пелейский. Соответствие типам извержений – смешанные типы. Гидровулканические извержения: сюртсейский тип, извержения в кратерные озера, фреатоплинийские извержения, подлёдные извержения – гиалокластиты, туи. Лавовые потоки Базальтовые лавы: реология - вязкость и мощность потока, levées (краевые валы), протяженность лавовых потоков, лавовые потоки и поля излияния; морфологические особенности базальтовых потоков - аа-лавы (глыбовые), пахоехое-лавы (волнистые), переходы между пахоехое и аа-лавами, лавовые туннели и трубы. Андезитовые и дацитовые лавы: низкий купол, куле, пелейский купол, купол выжимания, реологические аспекты лавовых куполов. Риолитовые лавы: обсидиан. Карбонатитовые лавы Серные потоки Механизм пирокластических извержений Три вида эксплозивных извержений: плинийские извержения, стромболианские извержения, вулканские извержения, влияние содержания летучих в магме на скорость извержения. Динамика и рост эруптивных колонн: ширина эруптивной колонны, высота эруптивной колонны, крона эруптивной колонны. Выпадение пирокластического материала и разнос тефры вулканическими эруптивными колоннами: влияние ветра на форму эруптивной колонны, влияние ветра на пеплопады, Сент-Хеленс – опыт применения теоретических расчетов для описания эруптивной колонны. Пеплопады и пирокластические отложения: описание пирокластических отложений. Классификация извержений по пирокластическим отложениям: отложения гавайского, стромболианского, вулканского, суб-плинийского, плинийского, ультраплинийского, сюртсейского, фреатоплинийского типов. Игнимбриты: терминология, пирокластические потоки при коллапсе эруптивной колонны, расположение пирокластических потоков, реология пирокластических потоков, Долина Десяти Тысяч Дымов – пример формирования игнимбритовых отложений, морфология игнимбритов, классический игнимбрит, извержение влк. Тамбора 1815 г. – пример изучения игнимбритовых отложений, спекание частиц в игнимбритах – закономерности и следствия, автометасоматоз игнимбритов, девитрификация. Пепловые волны (ash surges): волны основания – типы отложений, отложения пепловых туч, извержение Эль-Чичон 1982 г. – пример изучения пепловых волн. Палящие тучи: три типа палящих туч – мерапи, пелейский, суфриер. Механические отложения: оползни, грязевые потоки – лахары. Кальдеры и кальдерные комплексы «Модель котла» - котловина проседания, восстановленные (резургентные) кальдеры, механизм восстановления кальдеры, комплексы кальдер, образование крупных кальдер риолитовых формаций, кальдеры базальтовых вулканов. Подводный вулканизм Мелководный вулканизм: базальтовые извержения, гиалокластиты, извержения кислых лав. Глубоководный вулканизм: физика глубоководных извержений, пирокластические подводные извержения, гайоты (симаунты) горячих точек и СОХ, пирокластические донные отложения, подводные тефры, подводные пирокластические потоки. Морфология вулканических образований Моногенные вулканы: шлаковые конусы, маары, туфовые валы – отличие от мааров, туфовые конусы – отличие от шлаковых конусов, диатремы, столовые горы (туи). Полигенные вулканы: простые конусы, сложные конусы, вулканические комплексы, щитовые вулканы. Эрозионные формы: эрозия конусов – пять стадий разрушения; эрозия лавовых потоков – траппы, базальтовые столбы, инверсия рельефа; эрозия пирокластических образований. Изучение вулканической активности прошедших эпох: письменные источники; бурение ледников: оценка объемов и типа извержений, положения вулкана, состава; анализ годовых колец деревьев; реконструкция эрозионных срезов, пределы использования принципа актуализма. Влияние на климат, исторические факты: Кракатау (1883), Тамбора (1815): год без лета, Эль-Чичон (1982), 1991 – Гудзон (Чили) и Пинатубо (Филиппины), Лаки (1783). Вулканизм на других планетах: Луна - лунные вулканы, лунные пирокластические отложения; Меркурий, Венера, Марс, Европа, Тритон. 7. Самостоятельная работа аспирантов Подготовка обзоров литературы по актуальным проблемам петрологии с использованием новых отечественных и зарубежных публикаций. (Приводятся виды самостоятельной работы обучающегося, порядок их выполнения и контроля, учебно-методическое обеспечение (возможно в виде ссылок) самостоятельной работы по отдельным видам дисциплин
8.1.Основная и дополнительная литература: Лучицкий И.В. (1985) Палеовулканология. Москва, «Наука», 276 с. Лучицкий И.В. (1975) Основы палеовулканологии, том 1: Современные вулканы. Москва, «Наука», 480 стр. Лучицкий И.В. (1975) Основы палеовулканологии, том 2: Древние вулканы. Москва, «Наука», 382 стр. Мархинин Е.К. (1980) Вулканы и жизнь. Москва, «Мысль», 196 с. Палеовулканологические реконструкции (1976), ред. И.В. Лучицкий. Новосибирск, «Наука», 144 стр. Рассказов С.В. и др. (2000) Геохронология и геодинамика позднего кайнозоя (Южная Сибирь – Южная и Восточная Азия). Новосибирск, «Наука», 288 с. Basaltic volcanism study project (1981), Pergamon Press, New York. Francis P. (1993) Volcanoes: a planetary perspective. Oxford University Press, 443 pp. The Earth Mantle (1998), ed. I. Jackson. Cambridge University Press, 566 p. Интернет-ресурсы: AIST, база данных по активным вулканам Японии: http://riodb02.ibase.aist.go.jp/db099/index-e.html База данных по вулканам мира, онлайн: http://www.volcanodb.com/ База космоснимков ASTER с цифровыми моделями: http://geodata1.geogrid.org/vsidb/image/index-E.html Институт вулканологии и сейсмологии ДВО РАН: http://www.kscnet.ru/ivs/index.html Мельник О. (2002), Физическая вулканология: http://gfd.gly.bris.ac.uk/gfd-people/oleg.melnik/lectures.html Родес М., Вулканология: http://www.geo.umass.edu/courses/volcanology/ Смитоновский институт, программа изучения глобального вулканизма: http://www.volcano.si.edu/ Словарь вулканологических терминов: http://www.d.umn.edu/~rmorton/ronshome/Volcanology/VolcanicGlossary.htm Университет Алабамы: http://www.geo.ua.edu/volcanology/Notes.pdf Университет Миннесоты, лекции Рона Мортона: http://www.d.umn.edu/~rmorton/ronshome/Volcanology/
9. Материально-техническое обеспечение дисциплины ИГМ СО РАН располагает необходимыми помещениями для проведения лекционных, семинарских и практических занятий. Имеются библиотечные и Интернет ресурсы для самостоятельной работы. _____________________________________________________________________________ (Указывается материально-техническое обеспечение данной дисциплины) ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ В РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЕ за _________/_________ учебный год В рабочую программу __________________________________________________________ (наименование дисциплины) Для специальности(тей) ________________________________________________________ (номер специальности) Вносятся следующие дополнения и изменения: Дополнения и изменения внес ___________________________________________________ (должность, ФИО, подпись) Рабочая программа пересмотрена и одобрена на заседании Ученого совета «___» _______________ 20___ г. Председатель Ученого _____________________ _____________________ (подпись) (ФИО) |
Рабочая программа составлена на основании требований Федерального... Игм со ран по основной образовательной программе по направленности 25. 00. 09 – геохимия, геохимические методы поисков полезных ископаемых,... | Рабочая программа учебной дисциплины составлена на основании требований... «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования... | ||
Рабочая программа учебной дисциплины составлена на основании требований... «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования... | Рабочая программа учебной дисциплины составлена на основании требований... «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования... | ||
Рабочая программа учебной дисциплины составлена на основании требований... «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования... | Рабочая программа учебной дисциплины составлена на основании требований... «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования... | ||
Рабочая программа учебной дисциплины составлена на основании требований... «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования... | Рабочая программа учебной дисциплины составлена на основании требований... «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования... | ||
Рабочая программа учебной дисциплины составлена на основании требований... «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования... | Рабочая программа составлена на основании Федерального государственного... Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 030900 Юриспруденция... | ||
Рабочая программа учебной дисциплины (рпуд) материаловедение направление... Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта высшего образования,... | Рабочая программа учебной дисциплины (рпуд) менеджмент направление... Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта высшего образования,... | ||
Рабочая программа учебной дисциплины (рпуд) физика направление подготовки:... Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта высшего образования,... | Рабочая программа учебной дисциплины (рпуд) политология направление... Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта высшего образования,... | ||
Рабочая программа учебной дисциплины (рпуд) химия направление подготовки:... Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта высшего образования,... | Рабочая программа учебной дисциплины (рпуд) инженерные web-технологии... Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта высшего образования,... |