Скачать 152.86 Kb.
|
РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАУК Федеральное государственное бюджетное учреждение науки Институт геологии и минералогии им. В.С. Соболева Сибирского отделения Российской академии наук (ФГБУН ИГМ им. В.С. Соболева СО РАН) УТВЕРЖДАЮ Директор Института академик____________ Н.П. Похиленко «__2_»_декабря_2014 г. М.П. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ Б.1. В.ОД.4 Экологическая геохимия (наименование дисциплины) основной образовательной программы подготовки научно-педагогических кадров высшей квалификации (аспирантура) по направленности 25.00.09 – Геохимия, геохимические методы поисков полезных ископаемых (шифр и наименование специальности) Новосибирск 2014 Рабочая программа составлена на основании требований Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования «Направление подготовки 05.06.01 Науки о Земле» к структуре основной образовательной программы подготовки научно-педагогических кадров высшей квалификации (аспирантура), утвержденного приказом Минобрнауки РФ от 30.07.2014 г. № 870; паспорта специальностей научных работников, учебного плана подготовки аспирантов ИГМ СО РАН по основной образовательной программе по направленности 25.00.09 – геохимия, геохимические методы поисков полезных ископаемых, программы-минимум кандидатского экзамена, утвержденного приказом Минобрнауки РФ от 08.10.2007 г. № 274. Составитель рабочей программы Старший научный сотрудник, доктор геолого-минералогических наук _____________ В.Д. Страховенко (должность, ученое звание, ученая степень) (подпись) (Ф.И.О.) Рабочая программа утверждена на заседании Ученого Совета «_1_» _декабря_ 2014 г., протокол №_10_ Председатель Ученого Совета академик _________________ Н.П. Похиленко___ (подпись) (Ф.И.О.) 1. Цели освоения дисциплины Цель преподавания дисциплины – получение общих мировоззренческих знаний по геохимии и подготовка специалистов с углубленным знанием геохимических процессов окружающей среды, умением дать оценку состояния окружающей среды и прогноза ее негативных изменений в условиях существующих и планируемых антропогенных воздействий. В целом дисциплина нацелена на формирование у студентов системного подхода к геологическому познанию мира, представлений о единстве и взаимосвязи материи на Земле и в космосе, слагающих ее природных и природно-антропогенных геосистем, на глубокое понимание сущности геологических процессов на уровне атомов, молекул и их соединений. (Указываются цели освоения дисциплины) 2. Место дисциплины в структуре основной образовательной программы аспирантуры Данная дисциплина является обязательной дисциплиной образовательной компоненты ООП по направленности 25.00.09 «Геохимия, геохимические методы поисков полезных ископаемых» в соответствии с ФГОС ВО. Курс "Экологическая геохимия" входит в состав дисциплин цикла подготовки аспирантов по специальности 25.00.09 «Геохимия, геохимические методы поисков полезных ископаемых». Курс "Экологическая геохимия опирается на освоенные знания и умения, полученные при изучении дисциплин математического, естественнонаучного и профессионального циклов «Общая геология», «Минералогия», «Литология», «Петрография», «Гидрогеология», «Петрология», Теория рудообразования», «Тектоника и геодинамика», Эволюция биосферы». Кореквизитами для дисциплины "Экологическая геохимия" являются дисциплины: «Современные проблемы кристаллохимии», «Генетическая минералогия: современные проблемы минералообразования», «Основы металлогении», «Эндогенные флюиды и их роль в рудообразовании». Знания и умения, полученные при освоении данного предмета, являются основой для изучения ряда дисциплин профессионального цикла. 3. Требования к уровню подготовки аспиранта, завершившего изучение данной дисциплины Аспиранты, освоившие данную дисциплину, должен обладать следующими обладать профессиональными компетенциями, определяемыми направленностью (профилем) программы аспирантуры 25.00.09 «Геохимические методы поисков полезных ископаемых»: способностью формировать диагностические решения профессиональных задач путем интеграции фундаментальных разделов геологических наук и специализированных знаний, полученных при освоении программы аспирантуры (ПК 1); способностью самостоятельно проводить научные эксперименты и исследования в профессиональной области, обобщать и анализировать экспериментальную информацию, делать выводы, формулировать заключения и рекомендации (ПК 2); способностью создавать исследовать модели изучаемых объектов на основе использования углубленных теоретических и практических знаний в области геологии (ПК 3). - знать общие законы геохимии; геохимические классификации химических элементов; основные закономерности формирования природных и техногенных геохимических ландшафтов; основные закономерности поведения химических элементов в геологических процессах; условия миграции и концентрирования элементов, информацию о современных аналитических методах, применяемых в экологической геохимии; - знать теоретические основы методов аналитической геохимии; их возможности и ограничения; - уметь: грамотно отбирать образцы для экогеохимических исследований, оптимально выбирать методы и объекты для геохимических исследований; решать экогеохимические прикладные задачи; анализировать и интерпретировать полученную информацию; излагать в устной и письменной форме результаты своего исследования и аргументировано отстаивать свою точку зрения в дискуссии. 4. Объем дисциплины и виды учебной работы Общая трудоемкость дисциплины составляет _2_ зачетных единицы __72_____ часа.
5. Разделы дисциплины и виды занятий
6. Содержание дисциплины: (Раздел, тема учебного курса, содержание лекции) 1. Определение геохимии, ее место в системе наук о Земле. Основные проблемы и направления геохимии, геохимии окружающей среды, геохимической экологии, экогеохимии. Возникновение геохимии: работы Ф.У.Кларка, В.И.Вернадского, В.М.Гольшмидта, А.Е.Ферсмана, А.П.Виноградова. Методы геохимии: химические и физические методы изучения распределения и форм нахождения элементов. Методы эколого-геохимических исследований. Этапы и задачи эколого-геохимических работ. Внемасштабные исследования, эколого-геохимические съемки, мониторинг состояния окружающей среды. Эколого-геохимическое изучение почв и почвообразующих пород, донных осадков, природных вод, воздушной среды. Принципы составления эколого-геохимических карт на ландшафтно-геохимической основе. Комплексные показатели, характеризующие интенсивность загрязнения и техногенную нагрузку на окружающую среду. 2. Основные концепции происхождения химических элементов. Строение ядра атома и его оболочек как важнейшие факторы, определяющие распространенность и геохимические свойства элементов. Прочность ядер. "Магические числа" протонов и нейтронов. Радиоактивность. Изотопы. Типы химических связей: ионная, ковалентная, металлическая, молекулярная, водородная. Электроотрицательность атомов. 3. Общие особенности миграционных процессов и их характеристика. Основной геохимический закон В.М. Гольдшмидта. Основные факторы миграции по А.Е.Ферсману. Внутренние факторы миграции (термические, гравитационные, химические, радиационные). Внешние факторы миграции (термодинамические условия, химическая обстановка). Дифференциация химических элементов и геохимическая зональность. Миграционные потоки и геохимические барьеры в природно-техногенных и техногенных ландшафтах. Концентрация элементов на геохимических барьерах. Два основных типа геохимических барьеров - природные и техногенные. Три класса барьеров: - механические; - физико-химические; - биогеохимические. 4. Аналитические методы, применяемые в экологической геохимии. Химико-аналитические, физико-химические и физические методы изучения содержания и состояния элементов в природных объектах. Виды и масштабы эколого-геохимических съемок. Связь между источниками загрязнений, средой опробования и масштабом съемок. Наземные, воздушные, подземные, наводные, подводные, снеговые съемки. Опробование почв. Опробование поверхностных и подземных вод, режимные гидрологические, гидрогеологические и гидрохимические наблюдения. Опробование снегового покрова. Проведение пылевых смывов с растительности. Особенности эколого-геохимического изучения различных типов территорий и ландшафтов. Геохимический мониторинг окружающей среды. Многоцелевое геохимическое картирование. Геохимическая карта как основа прогноза загрязнения окружающей среды. 5. Геохимия атмосферы. Строение, физическая характеристика и химический состав. Происхождение и эволюция атмосферы. Проблема загрязнения атмосферы. Геохимия гидросферы. Основные особенности воды, определяющие её геохимические свойства. Основные черты геохимии природных вод (морских, атмосферных, речных, озёрных, подземных, поровых, горячих и минеральных источников). Происхождение и эволюция океана. Антропогенные изменения химического состава природных вод. Геохимия литосферы. Земная кора, геохимические кларки. Исследования Д.И. Менделеева, правило Оддо-Гаркинса, труды Кларка и Вашингтона. Геохимия основных типов изверженных, осадочных, метаморфических пород. Редкие и рассеянные элементы в горных породах. Происхождение и эволюция Земной коры. 6. Геохимия биосферы. Важнейшие биогеохимические свойства жизни. Основные идеи В.И. Вернадского по изучению биосферы. Классификация и характеристика биосферы. Живая материя, среда существования живой материи, основные биогеохимические функцииживого вещества. Биогенные породы и минералы. Внешние и внутренние факторы формирования и развития биосферы. Биологический круговорот атомов и круговорот воды. Энергетическая роль живого вещества. Дифференциация химических элементов в биосфере. Биофильность элементов. Роль форм нахождения элементов в биологической миграции. Вариации химического состава организмов. Биогеохимические провинции. Биокосные системы. 7. Понятие ноосферы. Геохимия техногенеза. История получения и использования химических элементов. Определения ноосферы и техногенеза по А.Е. Ферсману и А.И. Перельману. Зависимость размера добычи металла от кларка. Характеристика процессов техногенной миграции. Технофильность элемента. Добыча и последующее рассеяние металла при переработке руд. Оптимизация техногенеза. Типы техногенных аномалий: - глобальные и локальные. Показатели, используемые при оценке загрязнения компонентов окружающей среды. Токсичность и классы опасности химических элементов. Предельно допустимые концентрации химических элементов (ПДК). Основные источники загрязнения и их характеристики: горнодобывающие предприятия, промышленное производство, производство энергии, коммунально-бытовые отходы, сельское хозяйство. Загрязнение окружающей среды радиоактивными элементами. 8. Взаимосвязь процессов миграции отдельных элементов с геологическими и космогенными процессами. Циклы миграции элементов. Глобальные и локальные циклы. Длительность циклов, большие и малые круговороты. Влияние техногенеза на циклы миграции элементов. 7. Самостоятельная работа аспирантов Подготовка обзоров литературы по актуальным проблемам геохимии окружающей среды, геохимической экологии, экогеохимии с использованием новых отечественных и зарубежных публикаций. (Приводятся виды самостоятельной работы обучающегося, порядок их выполнения и контроля, учебно-методическое обеспечение (возможно в виде ссылок) самостоятельной работы по отдельным видам дисциплин) 8. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины 8.1. Основная и дополнительная литература а) основная литература Добровольский В.В. Основы биогеохимии. Учебное пособие для геогр., биол., геолог., с-х спец. вузов. М.: Высш. шк., 1998, 413с. Алексеенко В.А. Экологическая геохимия: учебник. – М.: Логос, 2000, 627с. Браунлоу А.Х. Геохимия. М.: Недра, 1984, 460 стр. Ковальский В.В. Геохимическая экология. – М.: Наука, 1974, 281с. Перельман А.И. Геохимия элементов в зоне гипергенеза. – М.:, Недра, 1972, 288с. Титаева Н.А. Ядерная геохимия. М.: Изд-во МГУ, 2000. 336 с. Панин М.С. Химическая экология: Учебник для вузов. Семипалатинск, 2002, 852с. Техногенез и биогеохимическая эволюция таксонов биосферы. – М.: Наука, 2003, 351с. Вернадский В.И. Химическое строение биосферы Земли и ее окружения. – М.: Наука, 1965, 364с. Глазовская М.А. Методологические основы оценки эколого-геохимической устойчивости почв и техногенным воздействиям: Метод. пособие.-М.: Изд-во Моск. ун-та, 1987, 102с. Перельман А.И. Геохимия. 2-е изд. М.: Высшая школа, 1989, 420 стр. Сает Ю.Е., Ревич Б.А., Янин Е.П. и др. Геохимия окружающей среды. М.: Недра, 1990, стр. Страхов Н.М. Типы литогенеза и их эволюция в истории Земли. М.: Госгеолтехиздат, 1963, 530 стр. Страхов Н.М. Проблемы геохимии современного океанского литогенеза. М.: Наука, 1976, 293 стр. Тейлор С.Р., Мак-Леннан С.М. Континентальная кора. Ее состав и эволюция. М.: Мир, 1988, 376 стр. б) дополнительная литература Вернадский В.И. Очерки геохимии. 8-е изд. В книге: Библиотека трудов академика В.И.Вернадского. Труды по геохимии. М.: Наука, 1994, стр. 159-468. Вернадский В.И. Биосфера. 5-е изд. В книге: Библиотека трудов академика В.И.Вернадского. Живое вещество и биосфера. М.: Наука, 1994, стр. 315-401. Вернадский В.И. Проблемы биогеохимии. Тр.Биогеохимической лаборатории ГЕОХИ АН СССР, т.XVI. М.: Наука, 1980, 320 стр. Денисов В.В., Гутенев В.В., Луганская И.А. Экология. – М.: Вузовская книга, 2002, 728с. Рихванов Л.П., Язиков Е.Г. и др. Эколого-геохимические особенности природных сред Томского района и заболеваемость населения. Томск, ТПУ, 2006, 216с. Экогеохимия Западной Сибири тяжелые металлы и радионуклиды / РАН СО ОИГГМ, Новосибирск, 1996, 248с. Экология человека в изменяющемся мира. // Колл. авторов, Екатеринбург: УрО РАН, 2006, 828с. Безель В.С., Панин М.С. Экотоксикология: Учебник для вузов / Под ред. А.Г.Сармурзинан – Алматы: Раритет, 2008, 344с. Виноградов А.П. Закономерности распределения химических элементов в земной коре. В книге: А.П.Виноградов. Избранные труды. Проблемы геохимии и космохимии. М.: Наука, 1988, стр.20-90. Виноградов А.П. Атомные распространенности химических элементов Солнца и каменных метеоритов. В книге: А.П.Виноградов. Избранные труды. Проблемы геохимии и космохимии. М.: Наука, 1988, стр.91-97. Виноградов А.П. Химическая эволюция Земли. В книге: А.П.Виноградов. Избранные труды. Проблемы геохимии и космохимии. М.: Наука, 1988, стр.118-143. Виноградов А.П. Атмосферы планет солнечной системы. В книге: А.П.Виноградов. Избранные труды. Проблемы геохимии и космохимии. М.: Наука, 1988, стр.172-181. Виноградов А.П. Введение в геохимию океана. В книге: А.П.Виноградов. Избранные труды. Геохимия океана. М.: Наука, 1989, стр.36-216. Виноградов А.П. Геохимия редких и рассеянных элементов в почвах. 2-е изд. М.: Изд-во АН СССР, 1957, 235 стр. Виноградов А.П. Биогеохимические провинции. В книге: А.П.Виноградов. Избранные труды. Геохимия изотопов и проблемы биогеохимии. М.: Наука, 1993, стр.145-166. Виноградов А.П. Биогеохимические провинции и их роль в органической эволюции. В книге: А.П.Виноградов. Избранные труды. Геохимия изотопов и проблемы биогеохимии. М.: Наука, 1993, стр.166-179. Гаррелс р., Маккензи Ф. Эволюция осадочных пород. М.: Мир, 1974, 271 стр. Гаррелс Р.М. Круговорот углерода, кислорода и серы в течение геологического времени. М.: Наука, 1975, 46 стр. Гольдшмидт В.М. Геохимические законы распределения и частота элементов в космосе. В книге: Основные идеи геохимии, вып.I. Ред.А.Е.Ферсман. Л.: Госхимтехиздат, Ленингр.отд., 1933, стр.250-276. Гольдшмидт В.М. Основы количественной геохимии. Успехи химии, 1934, т.III, вып.3, стр.448-483. Гольдшмидт В.М. Геохимические принципы распределения редких элементов. В книге: Редкие элементы в изверженных горных породах и минералах. Ред.В.В.Щербина. М.: Изд-во иностранной литературы, 1952, стр.9-16. Гольдшмидт В.М. Сборник статей по геохимии редких элементов. М.-Л.: ГОНТИ, 1938, 244 стр. Кабата-Пендиас, Пендиас Х. Микроэлементы в почвах и растениях. М.: Мир, 1989, 436 стр. в) программное обеспечение и Интернет-ресурсы 8.2. Перечень вопросов и заданий (аттестации) и/или тем рефератов 1. Основные геохимические классификации элементов. 2. Методы оценки фона при геохимических исследованиях. 3. Основные источники загрязнений окружающей среды. 4. Геохимические циклы углерода в условиях техногенеза. 5. Основные черты геохимии радиоактивных элементов в экзогенных процессах. 6. Радиоактивные элементы в среде обитания человека. 7. Биогеохимия макроэлементов. 8. Внутренние и внешние факторы миграции химических элементов. 9. Геохимические циклы кислорода в условиях техногенеза.. 10. Эволюция атмосферы и проблемы её загрязнения. 11. Факторы формирования и развития биосферы. 12. Основные геохимические особенности техногенеза. 9. Материально-техническое обеспечение дисциплины ИГМ СО РАН располагает необходимыми помещениями для проведения лекционных, семинарских и практических занятий. Имеются библиотечные и Интернет ресурсы для самостоятельной работы. ________________________________________________________________________________ (Указывается материально-техническое обеспечение данной дисциплины) ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ В РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЕ за _________/_________ учебный год В рабочую программу ____________________________________________________________ (наименование дисциплины) Для специальности (тей) __________________________________________________________ (номер специальности) Вносятся следующие дополнения и изменения: Дополнения и изменения внес _____________________________________________________ (должность, ФИО, подпись) Рабочая программа пересмотрена и одобрена на заседании Ученого совета Института «___» _______________ 20___ г. Председатель Ученого совета __________________ _____________________ (подпись) (ФИО) |
Рабочая программа составлена на основании федерального государственного... Игм со ран по основной образовательной программе по направленности 25. 00. 03 – Геотектоника и геодинамика (шифр и наименование специальности),... | Рабочая программа учебной дисциплины составлена на основании требований... «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования... | ||
Рабочая программа учебной дисциплины составлена на основании требований... «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования... | Рабочая программа учебной дисциплины составлена на основании требований... «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования... | ||
Рабочая программа учебной дисциплины составлена на основании требований... «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования... | Рабочая программа учебной дисциплины составлена на основании требований... «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования... | ||
Рабочая программа учебной дисциплины составлена на основании требований... «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования... | Рабочая программа учебной дисциплины составлена на основании требований... «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования... | ||
Рабочая программа учебной дисциплины составлена на основании требований... «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования... | Рабочая программа учебной дисциплины (рпуд) История политики Направление... Рабочая программа составлена на основании требований федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального... | ||
Рабочая программа учебной дисциплины Рабочая программа составлена на основании требований федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального... | Рабочая программа учебной дисциплины (рпуд) управление конфликтами... Рабочая учебная программа составлена на основании требований федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального... | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины «Биоэтика» Рабочая программа составлена на основании требований федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального... | Рабочая программа учебной дисциплины (рпуд) Рабочая программа составлена на основании требований федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального... | ||
Рабочая программа дисциплины обсуждена на заседании кафедры фармации, протокол №9 от «26» Рабочая программа составлена на основании требований федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального... | Рабочая программа учебной дисциплины новые информационные технологии... Рабочая программа составлена на основании требований Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального... |