ИНСТРУКЦИЯ
для проведения письменных квалификационных испытаний
педагогических работников системы дополнительного образования детей
Основной формой квалификационных испытаний в письменной форме является составление конспекта учебного занятия.
В конспекте должен быть изложен развёрнутый план урока (занятия) с учетом требований и критериев, изложенных в приложениях 1, 2. 2. Конспект (описание) учебного занятия составляется участником испытаний самостоятельно на бумажном носителе в присутствии экспертов - членов подкомиссии аттестационной комиссии Министерства образования и науки Республики Татарстан (далее - подкомиссия).
Максимальный объем конспекта - 6-8 листов (формат А 4)
3.Максимальное время для проведения письменных квалификационных испытаний составляет 3 часа от начала процедуры. 4. Участнику письменных квалификационных испытаний необходимо иметь при себе:
- гелевую ручку;
- 10 листов бумаги (формат А4) (перед началом процедуры на листы ставится штамп или печать учреждения, в котором проводятся испытания)
- рабочую программу.
5. Во время квалификационных испытаний пользование мобильными телефонами, методической литературой, за исключением учебников, хрестоматий, сборников музыкальных произведений, необходимых преподавателю (концертмейстеру) при подготовке к уроку (занятию), категорически запрещается. 6. Конспект урока (учебного занятия) составляется участником испытаний по предмету, который он преподает в текущем году или для учебной (возрастной) группы, которую он ведет в текущем учебном году.
Данные о предмете (специальности), классе (учебной группе), рабочей программе, на основе которой проводятся занятия, участник тестирования обязан сообщить в подкомиссию за 7-10 дней до начала процедуры лично или через работодателя.
7. Аттестуемый педагог заранее знакомится с требованиями к структуре конспекта урока (занятия), перечнем критериев, по которым будет оцениваться его квалификационная работа (приложение 2). 8. Тему урока (учебного занятия) предлагает член подкомиссии - эксперт из числа тем, представленных в рабочей программе. В случае необходимости педагог имеет право исключить отдельные темы, представленные в программе, и по субъективным причинам для него не желательных (не более пяти).
Аттестуемому педагогу предлагается для написания конспекта тема урока (занятия) на изучение нового материала.
_______________________________________________________________________
Примечание: Данная инструкция предназначена для педагогических работников, реализующих программы дополнительного образования детей, не относящиеся к области культуры и искусства.
9. Конспект (описание) урока, занятия предполагает отражение таких основополагающих моментов проведения урока (учебного занятия) как цель и задачи, методы и приемы реализации поставленных задач, анализ результатов урока, формы проверки самостоятельной (домашней) работы обучающегося. При описании того или иного вида урока ( занятия) необходимо указывать:
- методический материал, используемый как для подготовки к уроку, так и во время его проведения,
- технические средства обучения (в случае их применения на уроке),
- перечень используемых на уроке аудио-, видеозаписей, наглядных пособий и т.д.
10. В ходе написания письменной квалификационной работы педагогическому работнику предлагается раскрыть структуру и предметное содержание учебного занятий, сформулировать цели и задачи урока и его отдельных этапов, продемонстрировать владение методами и приемами мотивации учебной деятельности, организации учебной деятельности обучающихся, проиллюстрировав это примерами учета индивидуальных особенностей обучающихся и конкретных характеристик учебной группы, в котором будет проводиться урок (учебное занятие).
11. 9. Конспект предполагает отражение основных этапов урока: организационный момент, опрос учащихся по заданному на дом материалу, объяснение нового материала, закрепление учебного материала, задание на дом. При написании конспекта педагог может пропустить отдельные этапы или изменить структуру занятия в соответствии со своим индивидуальным видением его построения.
Примерная схема конспекта занятия представлена в Приложении 1.
12. По завершению работы участники сдает квалификационную работу в подкомиссию (экспертам) для проверки. Порядок оценивания квалификационной работы указан в приложениях 2,3.
13. Срок проверки квалификационных работ в подкомиссии (до 100 работ) - два дня, при количестве работ свыше 100 - не более трех дней.
При успешном прохождении письменных квалификационных испытаний аттестуемый работник получает на руки документ (справку) о результатах квалификационных испытаний.
При отрицательном результате письменных квалификационных испытаний аттестуемому работнику выдается выписку из протокола подкомиссии, проводившей письменные квалификационные испытания.
Справки оформляются в подкомиссии в течение двух дней, при объеме работ свыше 100 - в течение трех дней после окончания проверки квалификационных работ. Приложение № 1 ПРИМЕРНАЯ СХЕМА КОНСПЕКТА ЗАНЯТИЯ ПЕДАГОГА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Фамилия, имя. отчество педагога
|
| Наименование образовательного учреждения, район (город)
|
| Программа ( указать название программы, тип, направленность по образовательным областям, по педагогическим целям :образовательная или досуговая, по срокам реализации, по охвату детей, по особенностям контингента обучающихся :общая, для одаренных детей, коррекционная и др.)
|
| Тема занятия
|
| Возраст обучающихся
|
| Тип занятия
|
| Цели и задачи занятия
|
| Форма занятия
|
| Методы
|
| Дидактические средства
|
| Использованная литература
|
|
Этапы занятия
|
| 1. Организационный этап
Данный этап предполагает:
1.1 постановку цели, которая должна быть достигнута учащимися на данном этапе занятия (что должно быть сделано учащимися, чтобы их дальнейшая работа на занятии была эффективной);
1.2 определение целей и задач, которых педагог хочет достичь на данном этапе занятия;
• описание критериев достижения целей и задач данного этапа занятия;
1.3 описание методов организации работы учащихся на занятии, методов мотивирования, настроя учащихся на учебную деятельность, предмет и тему занятия (с учетом реальных особенностей объединения, с которым работает педагог)
|
| 2. Изучение нового материала
Данный этап предполагает:
2.1 постановку конкретной учебной цели перед учащимися (какой результат должен быть достигнут учащимися на данном этапе занятия;
2.2 определение целей и задач, которые ставит перед собой педагог на данном этапе занятия;
2.3 изложение основных положений нового учебного материала, который должен быть освоен учащимися;
2.4 описание форм и методов изложения (представления) нового учебного материала;
2.5 описание основных форм и методов организации индивидуальной и групповой деятельности, межличностного взаимодействия учащихся с учетом особенностей объединения, в котором работает педагог;
2.6 описание критериев определения уровня внимания и интереса учащихся к излагаемому педагогом учебному материалу;
2.7 описание методов мотивирования (стимулирования) учебной активности учащихся в ходе освоения нового учебного материала
|
| 3. Закрепление нового материала
предполагающее:
3.1 постановку конкретной учебной цели перед учащимися (какой результат должен быть достигнут учащимися на данном этапе занятия);
3.2 определение целей и задач, которые ставит перед собой педагог на данном этапе занятия;
3.3 описание форм и методов достижения поставленных целей в ходе закрепления нового учебного материала с учетом индивидуальных особенностей учащихся, с которыми работает педагог;
3.4 организация самостоятельной деятельности учащихся;
3.5 описание критериев, позволяющих определить степень усвоения учащимися нового учебного материала, формы организации обратной связи «педагог – учащиеся»;
3.6 описание возможных путей и методов реагирования на ситуации, когда педагог определяет, что часть учащихся не освоила новый учебный материал.
|
| 4. Задание на дом, включающее:
4.1 постановку целей самостоятельной работы для учащихся (что должны сделать учащиеся в ходе выполнения домашнего задания);
4.2 определение целей, которые хочет достичь педагог, задавая задание на дом;
4.3 определение и разъяснение учащимся критериев успешного выполнения домашнего задания.
|
| Примечание: Задание на дом в системе дополнительного образования детей носит специфический (не обязательный) характер, направлено на развитие навыков обучающихся работать самостоятельно при закреплении учебных умений или расширении знаний, полученных на занятии с педагогом. Приложение № 2 КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ КОНСПЕКТА ЗАНЯТИЯ ПЕДАГОГА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
№
| Параметры оценки
| Критерии оценки
| Оценка (+ или -)
| 1
| Компетентность в области постановки целей и задач педагогической деятельности
| Педагог разделяет тему и цель урока
|
| Педагог умеет сформулировать цели для себя и для учащихся.
|
| Поставленные перед учащимися цели формулируются в понятной для ученика форме
|
| Поставленные перед учащимися цели способствуют формированию позитивной мотивации и росту интереса к учебной деятельности
|
| Задачи, выделенные педагогом, конкретизируют цель, представляя собой промежуточный результат, способствующий достижению основной цели занятия.
|
| Педагог умеет проектировать цели для отдельных этапов занятия.
|
| Цели и задачи, поставленные педагогом, способствуют развитию познавательных способностей учащихся, воспитанию социально
значимых качеств личности.
|
|
| Итого баллов по данной компетентности:
|
| 2
| Компетентность в области мотивирования обучающихся
| Педагог демонстрирует знание приемов и методов, направленных на формирование интереса учащихся к преподаваемому предмету и теме занятия.
|
| Педагог использует знания об интересах и потребностях, возрастных особенностях учащихся при постановке учебных целей и задач, в отборе содержания занятия, в организации учебной деятельности, выборе методов и форм работы и т.д.
|
| Педагог планирует использовать различные задания так, чтобы ученики почувствовали свой успех.
|
| .Педагог использует педагогическое оценивание как метод повышения учебной активности и учебной мотивации учащихся
|
| Педагог дает возможность обучающимся самостоятельно ставить и решать задачи в рамках изучаемой темы
|
| Итого баллов по данной компетентности:
|
| 3
| Компетентность в области информационной основы педагогической деятельности
(складывается из следующих компонентов; компетентность в предмете преподавания, методах преподавания, в субъективных условиях деятельности0
| Педагог в ходе написания конспекта демонстрирует знание преподаваемого предмета (учебного материала).
|
| Педагог умеет отобрать оптимальный объем учебного материала для достижения цели учебного занятия
|
| При изложении в письменной работе основного материала по предмету педагог раскрывает связь новой темы с предыдущими и будущими темами по преподаваемому предмету.
|
| Педагог хорошо ориентируется в различных источниках (учебники, учебные и методические пособия, медиа-пособия, современные цифровые образовательные ресурсы и др.) по преподаваемому предмету, может дать ссылки на подходящие источники.
|
| Педагог представляет материал в доступной учащимся форме в соответствии с дидактическими принципами.
|
| Педагог демонстрирует владение современными методами и технологиями обучения.
|
| Представленные в конспекте методы соответствуют поставленным целям и задачам, содержанию изучаемого предмета, теме занятия, условиям и времени, отведенному на изучение темы.
|
| Представленные в конспекте методы выбраны в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями учащихся, с которыми он работает, специфику взаимоотношений между ними
|
| Педагог планирует работу таким образом, чтобы получать информацию об уровне усвоения учебного материала обучающимися с различной степенью учебной подготовки
|
| Педагог демонстрирует владение методами работы со слабоуспевающими обучающимися
|
|
| Итого баллов по данной компетентности:
|
| 4
| Компетентность в области разработки программ и принятия педагогических решений (складывается из следующих компонентов: умение выбрать и реализовать типовые образовательные программы (при их наличии), умение разработать собственную программу, методические и дидактические материалы, умение принимать решение в педагогических ситуациях)
| Конспект занятия составлен с учетом темпа усвоения учебного материала обучающимися
|
| Конспект занятия составлен с учетом поэтапного освоения (преемственности) учебного материала в рамках образовательной программы
|
| Педагог демонстрирует умение вносить изменения в существующие дидактические и методические материалы с целью достижения более высоких результатов
|
| Педагог использует самостоятельно разработанные программные, методические или дидактические материалы по предмету.
|
| Педагог демонстрирует умение аргументировать предлагаемые им решения
|
| Педагогические решения, отраженные в письменной работе, отличаются обоснованностью и целесообразностью
|
| Педагог демонстрирует умения методически грамотно организовать самостоятельную активную деятельность учащихся на занятии и в ходе выполнения домашнего задания.
|
|
| Итого баллов по данной компетентности
|
| 5
| Компетентность в области организации учебной деятельности,
диагностическая компетентность
| Педагог владеет методами организации индивидуальной и/или совместной деятельности учащихся, направленной на решение поставленных целей и задач.
|
| Педагог демонстрирует способность проектировать формы и методы
сотрудничества с учащимися, умение вести с ними диалог.
|
| Педагог демонстрирует умение включать новый материал в систему уже освоенных знаний обучающихся
|
| Педагог демонстрирует умения организовать обучающихся для поиска дополнительной информации, необходимой для решения учебной задачи (книги, компьютерные и медиа-пособия, цифровые образовательные ресурсы и др.)
|
| Педагог способен точно определить ожидаемые результаты занятия.
|
| Педагог может точно сформулировать критерии, на основе которых он оценивает ответы и учебные достижения учащихся.
|
| Педагог показывает учащимся, на основе каких критериев производится оценка их учебных достижений.
|
| Педагог использует методы, способствующие формированию навыков самооценки учебной деятельности обучающимися.
|
| Педагог умеет сочетать методы педагогического оценивания, взаимооценки и самооценки обучающихся.
|
|
| Итого по данной компетентности
|
| Среднее значение по оценкам базовых педагогических компетенций
|
| Примечание:
Оценки в отношении каждой компетентности являются вспомогательными и служат для подготовки качественного экспертного заключения по аттестуемому педагогк, выявления сильных и слабых сторон его деятельности с целью последующей разработки индивидуальных программ повышения квалификации. Приложение №3 Порядок проверки экспертами письменных квалификационных работ Оценка проекта занятия производится экспертами в соответствии с заданными критериями.
Оценку проекта занятия должны осуществлять специально подготовленные эксперты, знающие специфику преподаваемого предмета, основные направления модернизации современного образования (деятельностный, дифференцированный подход и др.); владеющие методом экспертного оценивания; умеющие на основании заданных критериев дать оценку профессиональных компетенций педагога.
Эксперт выносит суждение об уровне развития каждой из компетентностей. Суждения экспертов заносятся в табличную схему оценки письменной работы педагога, представленную ниже (Таблица № 1).
Оценка представляет из себя констатацию факта наличия (или отсутствия) той или иной позиции, представленной в характеристике компетентности. Соответственно оценка оформляется либо цифровым способом («1» или «0») либо знаком «+» в случае положительной оценки или «–» в случае отрицательной оценки . Каждая компетентность включает в себя от 5 до 10 показателей, оцениваемых знаками «+» или «- ».
По каждой из компетентностей подсчитывается общее количество набранных баллов или знаков «+», а также определяется среднее значение по каждой компетентности в целом (так, при цифровом способе количество набранных баллов делится на общую возможную сумму баллов, например: «Компетентность в области постановки целей и задач педагогической деятельности» возможно максимальное количество 7 баллов, набрано 4 балла, делим на 7 =0,57).
Если среднее значение по каждой компетентности ≥ 0,5 баллов, компетентность считается сформированной, если ≤ 0,5 балла, компетентность считается несформированной.
Для подтверждения соответствия занимаемой должности необходимо, чтобы больше половины представленных компетентностей были достаточно сформированными.
Показатель соответствия подсчитывается по отношению суммы сформированных компетентностей к общему количеству компетентностей.
ПС = ∑ БПК
5
ПС – показатель соответствия занимаемой должности
БПК – сумма сформированных базовых педагогических компетенций (может варьироваться от 1 до 5).
Показатель соответствия занимаемой должности может варьироваться в пределах от 0 до 1 балла (определяется соотношением набранных баллов к максимально возможной сумме).
Он интерпретируется следующим образом:
От 0,5 до 1 балла – соответствие занимаемой должности: педагог продемонстрировал владение основным содержанием предмета и владение базовыми педагогическими компетенциями.
От 0 до 0,49 балла – несоответствие занимаемой должности: педагог не продемонстрировал знания учебного предмета, недостаточно владеет базовыми педагогическими компетенциями. |