| Методики оценки квалификации педагогических работников,реализующих программы среднего профессионального образования и дополнительные образовательной программы в области культуры и искусства применяется согласно письму Департамента общего образования Министерства образования и науки Российской Федерации от 8 февраля 2011 г. № 03-83
|
ИНСТРУКЦИЯ
для проведения письменных квалификационных испытаний
педагогических работников учреждений дополнительного образования социокультурной сферы и искусства
Основной формой квалификационных испытаний в письменной форме является составление конспекта учебного занятия.
При проведении аттестации предлагается:
- форма короткого сочинения - описания урока (для преподавателей);
- форма короткого сочинения - описания урока-репетиции к концертному выступлению (для концертмейстеров).
В описании должен быть изложен развёрнутый план урока (занятия) с учетом требований и критериев, изложенных в приложениях 1,2.
2. Конспект (описание) учебного занятия составляется участником испытаний самостоятельно на бумажном носителе в присутствии экспертов - членов подкомиссии аттестационной комиссии Министерства образования Республики Саха (далее - подкомиссия).
Максимальный объем конспекта - 6-8 листов (формат А 4)
3.Максимальное время для проведения письменных квалификационных испытаний составляет 2 часа от начала процедуры. 4. Участнику письменных квалификационных испытаний необходимо иметь при себе:
- гелевую ручку;
- 10 листов бумаги (формат А4) (перед началом процедуры на листы ставится штамп или печать учреждения, в котором проводятся испытания)
- рабочую программу. 5. Во время квалификационных испытаний пользование мобильными телефонами, методической литературой, за исключением учебников, хрестоматий, сборников музыкальных произведений, необходимых преподавателю (концертмейстеру) при подготовке к уроку (занятию), категорически запрещается.
6. Конспект урока (учебного занятия) составляется участником испытаний по предмету, который он преподает в текущем году или для учебной (возрастной) группы, которую он ведет в текущем учебном году.
Данные о предмете (специальности), классе (учебной группе), рабочей программе, на основе которой проводятся занятия, участник тестирования обязан сообщить в подкомиссию за 7-10 дней до начала процедуры лично или через работодателя.
7. Перед началом квалификационных испытаний аттестуемый педагог знакомится с требованиями к структуре конспекта урока (занятия), перечнем критериев, по которым будет оцениваться его квалификационная работа (приложение 2).
8. Тему урока (учебного занятия) предлагает член подкомиссии - эксперт из числа тем, представленных в рабочей программе.
9. Аттестуемому преподавателю (концертмейстеру, педагогу дополнительного образования) предлагается разработка (описание) следующих видов уроков (учебных занятий)с учетом профиля его педагогической деятельности:
индивидуальное или групповое занятие в исполнительском классе, направленное на практическое освоение музыкального произведения или его фрагмента;
групповое занятие, направленное на освоение теоретических и исторических знаний в области музыкального искусства;
урок-репетиция по подготовке к концертному выступлению.
10. Конспект (описание) урока, занятия предполагает отражение таких основополагающих моментов проведения урока (учебного занятия) как цель и задачи, методы и приемы реализации поставленных задач, анализ результатов урока, формы проверки самостоятельной (домашней) работы обучающегося. При описании того или иного вида урока (занятия) необходимо указывать:
- методический материал, используемый как для подготовки к уроку, так и во время его проведения,
- технические средства обучения (в случае их применения на уроке),
- перечень используемых на уроке аудио-, видеозаписей, наглядных пособий и т.д.
11. В ходе написания письменной квалификационной работы преподавателю (концертмейстеру) предлагается раскрыть структуру и предметное содержание урока (учебного занятия), сформулировать цели и задачи урока и его отдельных этапов, продемонстрировать владение методами и приемами мотивации учебной деятельности, организации учебной деятельности обучающихся, проиллюстрировав это примерами учета индивидуальных особенностей обучающихся и конкретных характеристик учебной группы, в котором будет проводиться урок (учебное занятие).
12. Примерная схема конспекта занятия представлена в приложении 1.
13. По завершению работы участники сдает квалификационную работу в подкомиссию (экспертам) для проверки. Порядок оценивания квалификационной работы указан в приложении 3,4.
14. Срок проверки квалификационных работ в подкомиссии (до 100 работ) - два дня, при количестве работ свыше 100 - не более трех дней.
При успешном прохождении письменных квалификационных испытаний аттестуемый работник получает на руки документ (справку) о результатах квалификационных испытаний.
При отрицательном результате письменных квалификационных испытаний аттестуемому работнику выдается выписку из протокола подкомиссии, проводившей письменные квалификационные испытания.
Справки оформляются в подкомиссии в течение двух дней, при объеме работ свыше 100 - в течение трех дней после окончания проверки квалификационных работ. Приложение 1 Требования по содержанию и структуре сочинения-описания
урока (учебного занятия)
1.Индивидуальное или групповое занятие в исполнительском классе
План проведения урока
ФИО аттестуемого преподавателя (концертмейстера)
|
| Место работы
(наименование
учреждения)
|
| Предмет
|
| Класс
|
| Тема урока (учебного занятия)
должна быть выбрана в соответствии с программными требованиями и учетом индивидуальности обучающегося или особенностей учебной группы; объектом может быть одно или несколько музыкальных произведений, или какая-либо проблема по преодолению конкретных трудностей технологического или художественного характера
|
| Используемая образовательная система
(методика, технология)
|
| Методические материалы,
использованные при подготовке к уроку, так и во время его проведения,
|
| Технические средства обучения
(в случае их применения на уроке),
|
| Перечень используемых на уроке аудио-, видеозаписей, наглядных пособий и т.д.
|
| Оборудование урока
|
| Цели урока (учебного занятия)
Обучающие
Развивающие
Воспитательные
Описание той конечной цели, которую преследует преподаватель (концертмейстер) при решении проблем технологического или художественного характера и которая должна соответствовать требованиям учебной программы дисциплины.
|
| Задачи урока (учебного занятия)
Следует указать ряд задач, решение которых в процессе урока позволит, в соответствии с темой урока, приблизиться к освоению художественного целого и направить самостоятельную работу обучающегося.
|
| Методы и приемы реализации поставленных задач
Необходимо указать методы и приемы, при помощи которых предполагается решить поставленные на уроке задачи в контексте формируемых данной дисциплиной определенных компетенций; описать взаимосвязь конкретных технологических задач с созданием художественного целого в интерпретации музыкального произведения (могут быть подчеркнуты методы и приемы совершенствования технических средств выразительности, необходимых для создания интерпретации музыкального произведения).
|
| Анализ результатов урока
Описать эффективность предложенных преподавателем (концертмейстером) рекомендаций, степень усвоения их обучающимся.
|
| Формы проверки самостоятельной (домашней) работы обучающегося
Могут быть указаны разнообразные виды домашней работы, направленные не только на максимально продуктивное усвоение результатов совместной работы с преподавателем (концертмейстером), но и на развитие у обучающегося творческой инициативы.
|
|
2. Групповое занятие, направленное на освоение теоретических и исторических знаний в области музыкального искусства
План проведения урока
ФИО аттестуемого преподавателя
|
| Место работы
(наименование
учреждения)
|
| Предмет (специальность)
|
| Класс
|
| Тема урока (учебного занятия)
должна быть выбрана в соответствии с программными требованиями и учетом особенностей учебной группы
|
| Используемая образовательная система
(методика, технология)
|
| Методические материалы,
использованные при подготовке к уроку, так и во время его проведения,
|
| Технические средства обучения
(в случае их применения на уроке),
|
| Перечень используемых на уроке аудио-, видеозаписей, наглядных пособий и т.д.
|
| Оборудование урока
|
| Цели урока (учебного занятия)
Обучающие
Развивающие
Воспитательные
Обобщенно характеризовать перспективу развития обучающихся через получение знаний, умений и навыков в соответствии с требованиями образовательной программы и учетом профильной направленности обучающихся
|
| Задачи урока (учебного занятия)
Должны содержать специфические дидактические единицы, освоение которых формирует у обучающихся комплекс знаний, умений и навыков для развития у обучающихся широкого кругозора, умения воспринимать деятельность в области музыкального искусства в широком социальном, культурном и историческом контексте.
|
| Методы и приемы реализации поставленных задач
Необходимо указать формы урока, педагогические методы и приемы, при помощи которых предполагается оптимальный вариант достижения поставленных на уроке целей и задач в контексте формируемых данной дисциплиной определенных компетенций; должны быть указаны рекомендованные обучающимся формы изучения и закрепления нового материала
|
| Анализ результатов урока
Описать эффективность предложенных преподавателем рекомендаций, степень усвоения их обучающимися.
|
| Формы проверки самостоятельной (домашней) работы обучающегося
Могут быть указаны разнообразные виды домашней работы, направленные не только на максимально продуктивное усвоение результатов совместной работы с преподавателем, но и на развитие у обучающегося творческой инициативы.
|
|
3. Урок-репетиция по подготовке к концертному выступлению
План проведения урока-репетиции
ФИО аттестуемого концертмейстера
|
| Место работы
(наименование
учреждения)
|
| Предмет (специальность)
|
| Класс
|
| Тема урока (учебного занятия)
Тема должна быть выбрана в соответствии с программными требованиями и учетом индивидуальности обучающегося.
|
| Методические материалы,
использованные при подготовке к уроку, так и во время его проведения,
|
| Технические средства обучения
(в случае их применения на уроке),
|
| Перечень используемых на уроке аудио-, видеозаписей, наглядных пособий и т.д.
|
| Оборудование урока
|
| Цели урока (учебного занятия)
Подготовка к концертному исполнению в условиях концертного (театрального) зала или других условиях (указать).
|
| Задачи урока (учебного занятия)
Описание реализации исполнительских достижений, наработанных в классе с преподавателем по специальности; описание конкретных задач, поставленных в процессе репетиционной работы.
|
| Анализ результатов урока
Описать эффективность проведенного урока-репетиции, дать оценку уровню успешности действий концертмейстера и обучающегося.
|
| |