Дата
| № урока
| Тема
| Тип урока
| Триединая цель
| Общеучебные умения и навыки
| Форма организации обучения
| Форма контроля
| Оборудование
| Домашнее задание
|
| 1
| Науки, изучающие организм человека, их становление и методы исследования
| УФНЗ
| Обучающая: Показать человека как биосоциальное существо; раскрыть черты сходства и отличия человека от животных; познакомить с предметом и задачами анатомии, физиологии, психологии и гигиены человека.
Воспитательная: Формировать интерес к изучению раздела о человеке, любознательность.
Развивающая: обогащать словарный запас, развивать глазомер.
| Сравнить человека с другими организмами, биологические науки, составлять таблицы сравнительного характера.
| Беседа с использованием таблиц.
Рассказ с заполнением таблицы.
| ------
| Модель торса человека. Таблицы с изображением фистульных животных.
Портреты ученых
| & 1,2
Подготовиться к диктанту.
|
Происхождение человека 3ч.
|
| 2
| Систематическое положение человека. Доказательства животного происхождения человека
| Комбинированный урок.
| Обучающая: Познакомить с доказательствами животного происхождения человека; раскрыть основные этапы эволюции человека; показать влияние биологических и социальных факторов на нее.
Воспитательная: Формировать любознательность, научное мировоззрение.
Развивающая: Формировать оперативную память, развивать глазомер.
| Использовать знания для доказательства.
| Рассказ с элементами беседы.
Беседа с использованием таблиц.
| Диктант.
| Т. Рудимента и атавизмы человека. Эмбрион позвоночных (рельефная модель).
Т. Сравнительная анатомия.
Т. Индивид. развития хордовых.
| & 3
|
| 3
| Основные этапы эволюции человека
| УФНЗ
| Обучающая: продемонстрировать основные этапы эволюции человека, показать влияние на нее биологических и социальных факторов; ввести понятие «антропогенез».
Воспитательная: Формировать интерес к изучению раздела о человеке, любознательность.
Развивающая: обогащать словарный запас, развивать глазомер, развивать трудолюбие.
| Выбирать главные мысли, анализировать, делать выводы.
| Рассказ. Самостоятельная работа по составлению таблицы.
| Индивидуальный и фронтальный опрос.
| Т. Питекантроп. Неандертальцы. Кроманьонец.
Т. Рудимента и атавизмы человека.
Данные сравнительной анатомии.
| & 4
Закончить составление таблицы.
|
| 4
| Человеческие расы. Человек как вид
| УФНЗ
| Обучающая: сформировать понятие «человек разумный как единый биологический вид»; доказать единство происхождения всех рас и их равноценность; раскрыть сущность понятий «раса», «народность», «нация», «народ».
Воспитательная: Продолжать формировать навыки работы с микроскопом, интерес к изучению раздела о человеке, любознательность.
Развивающая: развивать навыки культуры
| Устанавливать взаимосвязь расовых различий с факторами внешней среды. Формировать критическое мышление.
| Беседа. Самостоятельная работа с учебником.
Составление таблицы.
| Индивидуальный и фронтальный опрос.
| Рисунки с изображением людей монголоидной, европеоидной, негроидной и австралоидной рас.
д/фильм. Происхождение человека.
| &5
Кроссворд.
(Зад.13)
|
| 5
| Общий обзор организма человека
| УФНЗ.
| Обучающая: сформировать понятие об уровнях организации организма человека, структуре тела, органах, системах органов живого организма; ввести понятие «гормоны».
Воспитательная: Формировать научное мировоззрение, любознательность, воспитывать аккуратность, трудолюбие.
Развивающая: развивать навыки культуры труда, глазомер, формировать оперативную память
| Работа с анатомическими таблицами.
| Беседа с элементами рассказа. Заполнение таблицы, составление схем.
| Индивидуальный и фронтальный опрос.
| Торс человека, таблицы с изображением внутренних органов человека: кровеносная, дыхательного, пищеварительная, выделительная.
| &6
|
| 6
| Клеточное строение организма. Лаб. раб «Рассматривание клеток и тканей в оптический микроскоп»
| Комбинированный урок.
| Обучающая: показать единство органического мира, проявляющегося в клеточном строении, раскрыть строение и функции клеточного организма, определить хим. состав клеток, ввести понятия об обмене веществ, ферментах, раздражимости, возбудимости, клеточном гомеостазе.
Воспитательная: Формировать научное мировоззрение, любознательность, воспитывать аккуратность, трудолюбие.
Развивающая: трудолюбие, глазомер, формировать оперативную память
| Устанавливать взаимосвязь строения и функций.
| Беседа с элементами рассказа. Заполнение таблицы
| Контрольный срез по системам органов.
| Т. Животная и растительная клетка, таблицы по системам органов, микроскоп, микропрепараты.
| &7, Подг. к конт. срезу по клетке
|
| 7
| Деление. Жизненные процессы клетки
| УФНЗ
| Обучающая: сформировать знания о жизненных свойствах клетки, обмене веществ, раздражимости, движении, размножении и росте.
Воспитательная: Формировать любознательность, научное мировоззрение
Развивающая: Формировать оперативную память, развивать глазомер
| Составление рассказа по опорной схеме, сравнение рисунков.
| Анализ контрольной работы, составление опорной схемы.
| Тест по строению и функциям органов.
| Схема строения клетки. Т. Деление клетки - митоз.
| &7
|
| 8
| Ткани. Лаб. раб «Рассматривание микропрепаратов тканей в микроскоп»
| УФНЗ
| Обучающая: Ввести понятие «ткань» и «орган», «тканевая жидкость», «межклеточное вещество», познакомить с основными типами тканей и их локализацией в организме, научить распознавать ткани и органы
Воспитательная: Продолжать формировать навыки работы с микроскопом, интерес к изучению раздела о человеке, любознательность.
Развивающая: развивать навыки культуры труда, точность движений, развивать трудолюбие.
| Работа с микроскопом, ориентация в микроструктурах тканей.
| Объяснение с использованием анатомических таблиц. Лабораторная работа.
| Индивидуальный и фронтальный опрос.
| Т. Ткани, кровь, нервная система, микропрепараты эпителиальной ткани, мышечной и соединительной ткани.
| &8
|
| 9
| Рефлекторная регуляция
| Комбинированный урок
| Обучающая: Познакомить с природой нервных импульсов, с центральной и периферической нервной системой, дать понятия о нервных путях, возбуждении и торможении.
Воспитательная: Формировать научное мировоззрение, любознательность, воспитывать аккуратность, трудолюбие.
Развивающая: развивать навыки культуры труда, глазомер, формировать оперативную память.
| Устанавливать взаимосвязь строения и функций.
| Рассказ с опорой на знания, с использованием рисунков учебника.
| Индивидуальный опрос
| Т. Нервная система, нервные клетки и схема рефлекторной дуги, животная клетка, кровь, спинной мозг.
| &9, подг. к контрольной работе
|
| 10
| Зачётный урок по теме: Клеточное строение организма. Ткани. Рефлекторная регуляция.
| УК(К)З
| Обучающая: Выявить уровень усвоения ЗУН по теме: Клеточное строение организма. Ткани. Рефлекторная регуляция.
Воспитательная: воспитывать чувство долга, трудолюбие, взаимопомощи.
Развивающая: развитие навыков самоконтроля, активности, организации, планирования
| Применение знаний, умение систематизировать, обобщать, анализировать.
| Дифференцированный контроль
| Контрольная работа
| ------
| ----
|
| 11
| Значение и состав опорно-двигательной системы. Строение костей. Лаб. раб «микроскопическое строение кости»
| Комбинированный урок
| Обучающая: Показать значение скелета и мышц, опорную, защитную и двигательную функцию, химический состав, макро- и микростроение костей.
Воспитательная: Формировать научное мировоззрение, воспитывать навыки коллективного труда целеустремлённость.
Развивающая: развивать навыки культуры труда, точность движений, оперативное мышление
| Постановка эксперимента, анализ результатов, выводы, работа с микроскопом.
| Беседа с использованием таблиц, натуральных объектов, лабораторная работа по рассматриванию микропрепаратов костной ткани
| Тест по типам тканей.
| Модель скелетов, распилов трубчатых, губчатых, плоских костей, завязанные в узел, микроскоп, микропрепараты костной ткани, Т. скелет человека, скелет черепа.
| &10
|
| 12
| Скелет человека.
| УФНЗ
| Обучающая: Пополнить знания о строение и функциях частей скелета, сравнить со скелетом млекопитающих, выявить особенности строения скелета человека, связанный со строением мозга, прямохождением, трудовой деятельностью.
Воспитательная: Формировать научное мировоззрение, любознательность, воспитывать аккуратность, трудолюбие.
Развивающая: развивать навыки культуры труда, формировать оперативную память
| Сравнивать скелеты человека и животных.
| Беседа с использованием анатомической таблицы, рисунков учебника.
| Индивидуальный опрос
| Т. скелет человека, скелет черепа. Т. Сравнительно - анатомические данные, модель скелета человека
| &11
|
| 13
| Типы соединения костей
| УФНЗ
| Обучающая: Познакомить учащихся с типами соединения костей
Воспитательная: Формировать любознательность, интерес к предмету
Развивающая: Формировать оперативную память, развивать настойчивость
| Составление опорной схемы по рассказу.
| Рассказ с использованием таблиц, составление опорных схем
| Тест по строению человека
| Т. строение костей и типы их соединения, распилы костей. Т. скелет человека
| &12
|
| 14
| Строение мышц. Лаб. раб «мышцы человеческого тела»
| Комбинированный урок
| Обучающая: Повторить материал о мышечной ткани и особенностях поперечно-полосатой мышечной ткани, познакомиться с морфологией мышц, основных группах мышц человека.
Воспитательная: Формировать научное мировоззрение, любознательность, воспитывать аккуратность, трудолюбие.
Развивающая: развивать навыки культуры труда, формировать оперативную память
| Работа с рисунками, таблицами.
| Анализ результатов теста. Лабораторная работа.
| Индивидуальный опрос
| Т. Мышцы человека, типы тканей, строение костей и типы их соединения.
| &13
|
| 15
| Работа скелетных мышц и их регуляция. Лаб. раб «Утомление при статистической и динамической работе»
| Комбинированный урок
| Обучающая: дать понятие о двигательной единице, о механизмах регулирующих силу мышечного сокращения, об изменении мышц при тренировках, об особенностях мышц антагонистов.
Воспитательная: Формировать научное мировоззрение, любознательность, воспитывать аккуратность, трудолюбие.
Развивающая: развивать навыки культуры труда, формировать оперативную память
| Эксперимент, наблюдение, анализ результатов, выводы.
| Рассказ, беседа, лабораторная работа
| Фронтальный и индивидуальный опрос.
| Т. Ткани, мышцы человека, нервные клетки и схема рефлекторной дуги, секундомер, гантели.
| &14
|