Преподаватель, пед стаж 35 лет, высшая категория





Скачать 71.71 Kb.
НазваниеПреподаватель, пед стаж 35 лет, высшая категория
Дата публикации09.08.2014
Размер71.71 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Биология > Документы
Амоголонов Батор

Преподаватель, пед. стаж 35 лет, высшая категория

Агинский педагогический колледж им.Б.Ринчино, Заслуженный учитель РФ.

Бурятский нож как атрибут воспитания будущего главы семейства

В статье рассматривается вопросы изготовления и использования ножа с конца 18 в. по советский период бурятами. Трудовое воспитание мальчиков связанные мужскими занятиями на примере отцов и старших по возрасту детей.

Бурятский нож (мүнгэн хутага) это одно из самых величайших изобретений народа. Он очень прост и применялся в самых различных ситуациях: в быту, в хозяйстве, на охоте, в дороге, что касается боевого применения, то для умелого человека он являлся и боевым оружием. Нож чреват большими опасностями для неумелого человека, так как не имеет боевых упоров и перекрестий у рукояти.

Материальной основой жизни бурят исстари является животноводство, связанное с обработкой мясных и молочных продуктов и уходом за скотом. О количестве животных, которыми владели буряты исследователь И.Г.Георги привел такие цифры: «Но между Даурскими Буреттами нђкоторые имеютъ и до тысячи верблюдов, до четырехъ тысячь лошадей; отъ двухъ до трехъ тысячь рогатого скота, до восьми тысячь овецъ и по нескольку сотъ козъ. Столь богатые люди ни когда точно числа скота своего не знаютъ, отъ части для того, что, по суевђрїю считают оный почитаютђ вреднымъ, а от части и потому, что ежедневно убываетъ, а в летнее время всегда прибываетъ». Поэтому к мастерству ведения хозяйства для мужчин ему необходимо было знать и уметь очень многое. Складывалась система подготовки детей к труду скотовода, труженика. Изготовление различных средств необходимых по уходу за домашними животными для мужчины являлось нормой. Мальчиков в бурятских семьях воспитывали владеть ножом исподволь и незаметно. Они вырастали не только всадниками, умельцами, но и Мужчиной. Полагалось знать и уметь произвести забой, разделку туши скота и добытой на охоте дичи.

Развитие домашних промыслов было обусловлено не только практическими потребностями домашнего хозяйства, а чаще и духовными запросами: украшали орудия труда резьбой, накладками, вставками. Вот как описывает работу бурятских кузнецов побывавший в наших краях немецкий путешественник И.Г.Георги в 17 в.: «Между кузнецами есть нарочито искусные; но кроме сихђ ремесленников, нђтъ во вся, или очень мало, и то неискусных, других. Некоторые изъ нихъ плавятъђ свое железо в не больших горнах, почти, так же как и Абинцы; прочїе же покупаютђ они у Россїанђ. Работы свои производятъ так же проворно, как и Тунгусские кузнецы, однако несколько совершенно. Железные их вещи, с серебряною насечкою, славны во всей России, под именем братской работы. Они разбивают самое чистое Китайское, или, так называемое, Ханское серебро весьма тонкие листы, и по сделанным из бересты образцам, вырезывают из оных животных птиц, зверей, цветы, двуглавых орлов и другие разные изображения.»

Владение ножом начиналось с различных поделок, необходимых ребенку в ребячьих играх, естественно, первые уроки давал отец или дед. Это были палочки, изображающие лошадь, плеть и т.д. Потом задачи ставились посложнее, например, нужны были палочки для закрепления кожи при выделке, строгали палочки для разжигания огня в тагане. В воспитании принимала активное участие и мама. Она ставила перед сыном посильную задачу изготовления палочек (шэбхэ, тэбхэ) для выделки кожи, рогатки (hырэ) для набивки домашних колбас, необходимое при забое овец и коз. Изготовление мелких деревянных поделок нужных в хозяйстве лежало на плечах мальчиков. Подростки выполняли более ответственную работу к примеру, рубка и сушка речной ивы (бургааhан) для изготовления юрточных стенок (хана). Сын обязательно помогал отцу при изготовлений различной конской упряжи (пут, уздечек, плеток и т.д.). Изготовление многих бытовых предметов была связана с обработкой дерева, знанием особенностей каждой породы дерева. Без специальных знаний невозможно было сделать лук, стрелы, луки для седел, мебель, посуду и другие предметы домашнего обихода.

Исследованием и описанием бурятского ножа занимался А.А.Бадмаев (1997) в своей монографии «Ремесла агинских бурят». Он пишет: «…сначала мастер выковывал и закалял клинок из высококачественной стали. Длина мужских и женских ножей различалась: женские всегда делались короче. К примеру, длина клинка мужских ножей была порядка 15-20 см, а женских экземпляров – только 10-15 см. Далее дархан (мастер) принимался за оформление ручки ножа и ножен. При использовании роговых накладок в качестве материала для ручки отбирали пластинки исключительно темного цвета. Такие накладки придавали дополнительную привлекательность ножу». Клинок раньше чаще изготовлялся из булад-тумэра. Кузнецы (түмэршэ дархан) знали тайну производства такой стали. Это была очень дорогостоящая работа и требующая значительных затрат времени и средств. Постепенно, в конце 19 века клинки стали изготовлять из более дешевой стали, но их позже вытеснили дешевые китайские ножи, украшенные драконами, змеями на ножнах и рукояти.

Большое значение придавали в бурятской семье ножу, т.к. стоил нож дорого. Житель села Цаган-Оль, Могойтуйского района, участник Великой Отечественной войны, пенсионер Жапов Бальжинима о стоимости ножа сказал так: «За хороший нож отдавали несколько коров. Редко встречались мужчины с двумя ножами: один из них был большой, а второй маленький. Нож всегда был в ножнах и на серебряной цепи привязывался к поясу с кожаным ремешком с морской ракушкой. Хозяин дома носил нож постоянно при себе, заткнутым за поясом, за спиной». О мужчине имеющего за поясом нож говорили буhэтэй хун. У женщин пояса не было. Это было удобно при верховой езде. Учитель из с. Цокто-Хангил, Агинского района Дамдинжапов Владимир говорил, что в случае встречи с людьми владелец ножа вынимал его с ножнами из-за пояса, опускал на цепь, что говорило о его мирных намерениях (см.фото). То же самое происходило при публичных выступлениях. Нож являлся постоянным, необходимым атрибутом мужчины. На различных торжествах, за столом мужчина обязан был сидеть с ножом. Учитель -пенсионер из п. Агинское Гомбоев Доржи говорил, что ношение ножа спереди за поясом связано с началом перехода бурят на оседлую жизнь.

Мужчина обязательно носил с собой нож, пиалу (аяга) как часть постоянной экипировки. Если у мужчины не было ножа, то он мог быть подвергнут осмеянию. Вот как описывает это бурятский писатель Жамьян Балданжабон в своей повести «Беркут»:

«Начался пир.

- Нож мне, - сказал кому-то Хорчинов тихонько.

Сандан услыхал это.

- Э, топор принесите! У ноёона Хорчинова нет ножа! – закричал он.

- Топор, топор! – загалдели кругом. – Какой это мужчина ходит без ножа?

Под дружный хохот около писаря положили топор».

О мастерстве владения ножом бурятами говорит такой факт, шла заготовка мяса (Yγсэ), автору этих строк довелось участвовать в качестве подмастерья, приглашенный со стороны, известный в народе под именем Орши-ахай (Содбоев Ц.А.) принес с собой два ножа. Один обычный, второй большой и длинной примерно 40 см. и шириной клинка свыше 2 см. с деревянной рукоятью с медными ободьями он назвал этот нож магарданом. Забит был бычок трехлеток (гунан), и маленький нож в руке мастера проворно занималась снятием шкуры бычка. И когда шкура была уже отделена, разделка же туши по суставам (γеэрынь задалха) отнимала много времени, эта работа выполнялась Орши-ахай Сначала он вскрыл брюшину маленьким ножом, ловко им орудуя вынул внутренности животного в различные емкости и передал женщинам для дальнейшей их обработки (Гэдhэ аршаха). Затем магарданом разделил тушу на две части (ха и гуяа), сначала он занялся передней частью (ха). Меняя ножи он легко отделил пару ребер от позвоночника и поручил доделывать эту операцию своим малолетним помощникам. При этом сам сел поодаль и стал давать нам советы. Таким образом, вся туша животного была разделана немногим более одного часа. При этом каждое свое действие он комментировал, называл все части операции. У бурят раньше было не принято пользоваться топором (hγхэ) при разделке туши животного. Единственное исключение, когда готовились буузы, то фарш на мелкие кусочки рубили маленьким топориком в деревянном корытце (тэбшэ), и разрубали трубчатые кости. Эти кости хранились до зимы, затем вываривались подолгу (яhа бусалгаха), получался отменный бульон. Потом в этот бульон добавлялись пшеница, куски нарезанного мяса, приправа из растительности и был готов зимний суп (ороhэнэ шулэн). Во всех подготовительных работах принимали участие дети.

Магардан, нож, как инструмент возникший в жизни скотоводов от необходимости претерпел разные изменения по форме и размерам, внешнему виду. К примеру, кандидат педагогических наук Дашибалбаров Б.Д. и ветеран ВОВ Дондоков Базаржап сообщают о магардане с изогнутым клинком, он имел лучшие показатели в шкуросъемных (арhа убшэхэ) работах. Цыдыпов Бадма уроженец с. Цаган-Челутай и Содбоев Ц.А. из п.Агинское сказали, что у магардана у прямой клинок, удобный для разделки туш крупного рогатого скота.

У бурят была выработана культура приема мясной и молочной пищи, правила поведения за столом. Первым пищу принимал из рук хозяйки хозяин, затем уже дети. Нож был нужен для отрезания пищи на дольки для детей. Хозяин подавал пример владения ножом за столом, брал кусок мяса рукой, часть захватывал зубами, ножом и у самых губ снизу вверх отрезал кусочек. А так как нож затачивался только с одной стороны, острием никак нельзя было порезаться.

С детства мальчиков учили правильно ухаживать за ножом, протирать, точить, править на оселках с различной твердостью. О степени остроты лезвия говорит такой факт, что мужчина мог побрить собственную голову и бороду, голову своего сына. Навыки и приемы бритья ножом, как гигиеническая процедура, передавалась от отца к сыну. Правила обращения с ножом прививались с детства, как мальчикам, так и девочкам. Всегда напоминали о том, что без необходимости нельзя обнажать нож, играть с ним. Если с ножом работают взрослые, то дети могли наблюдать на расстоянии.

Таким образом, нож является средством воспитания в бурятских семьях. За последние десятки лет значительно реже можно наблюдать применение в быту бурятских ножей, одной из причин, на наш взгляд, является появление в продаже множества кухонных ножей разного назначения. Бурятскому ножу в современной семье стали относиться как к украшению национального костюма. С возрождением культурных и этнических традиций появляется тенденция воспитания подрастающего поколения на традициях и обычаях народа, есть уверенность, что нож обретет то воспитательное значение, которое имело в жизни бурятов в прошлом.

Список источников:

1. И.Г.Георги. Описание всех обитающих в Российском Государстве народов и их житейских обрядах, обыкновений, одежд, жилищ. Вероисповеданий и прочих достопамятностей. Часть четвертая. О народахъ монгольских, об армянахъ, грузинахъ, индийцахъ, немцахъ, полякахъ и о владычествующихъ россiанахъ с описанием всђхъ именованїй козаковъ, такъ же История о Малой Россїи и купно о Курляндїи и Литве. В Санктъ-Петербургъ при Императорской Академии наукъ. 1799 г. Перевод с немецкаго.

2. Бадмаев А.А. Ремесла агинских бурят, Новосибирск, 1997 г.

3. Историко-культурный Атлас Бурятии, Москва, 2001 г.

4. Писатели Аги. ХХ век: в 5т. Ред.-сост. Б.А.Гармажапов, Б.Ш.Эрдынеев; Ред. Д.М.Дондукова. – Улан-Удэ: Изд-во ОАО «Республиканская типография», - 2005.

Том 1. Ж.Балданжабон. Голубые сопки: Беркут: Повесть; Последняя Табиса: Повесть. – 2005. – 426 с.: ил.

5. http://my.mail.ru/mail/silach64/photo?album_id=154

Информанты:

  1. Гомбоев Д.Г., 1940 г.р, п. Агинское.

  2. Дамдинжапов В.Э, 1952 г.р, с. Цокто-Хангил, Агинского района.

  3. Жапов Б, 1922 г.р, с. Цаган-Оль, Могойтуйского района.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Преподаватель, пед стаж 35 лет, высшая категория iconАнализ работы шмо учителей естественных дисциплин Щаповской сош за 2010 11 учебный год
В шмо учителей естественных дисциплин входят три учителя: Фирсанова Л. С.(высшая категория, педагогический стаж 27 года), Колесникова...
Преподаватель, пед стаж 35 лет, высшая категория iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Улитина Татьяна Ивановна, преподаватель общетехнических и специальных дисциплин, стаж-25 лет, высшая квалификационная категория
Преподаватель, пед стаж 35 лет, высшая категория iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Педагогический стаж и квалификационная категория: 40 лет, высшая квалификационная категория
Преподаватель, пед стаж 35 лет, высшая категория iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Воспитатель: Пащенина Ирина Сергеевна (II категория, 12 разряд, пед стаж 13 лет)
Преподаватель, пед стаж 35 лет, высшая категория iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
У 3 учителей стаж работы свыше 25 лет, у двоих-12 лет, у 1-1 год, 1 работает по специальности первый год. Руководитель шмо- букина...
Преподаватель, пед стаж 35 лет, высшая категория iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Учитель русского языка и литературы, стаж работы 27 лет, высшая квалификационная категория
Преподаватель, пед стаж 35 лет, высшая категория iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Белоглазова Наталья Евгеньевна, учитель начальных классов, стаж – 17 лет, высшая квалификационная категория
Преподаватель, пед стаж 35 лет, высшая категория iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Автор: Блинова Любовь Гильфановна, воспитатель прогимназии №18, высшая квалификационная категория, педагогический стаж работы 37...
Преподаватель, пед стаж 35 лет, высшая категория iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Сарсенгалиева Айгуль Аубекеровна работает учителем начальных классов. Общий педагогический стаж – 27 лет. Высшая квалификационная...
Преподаватель, пед стаж 35 лет, высшая категория iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Высшая квалификационная категория мбоу «Болгарская средняя общеобразовательная школа №2» Спасского муниципального района рт «Школа-центр...
Преподаватель, пед стаж 35 лет, высшая категория iconСамыкина Светлана Владимировна педагогический стаж 18 лет, высшая...
Курс «На пороге школы» открывает перспективы становления личности гражданина России, человека, познающего мир наук, мир взаимоотношений...
Преподаватель, пед стаж 35 лет, высшая категория iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Толкачева Анна Михайловна – учитель русского языка и литературы (высшая квалификационная категория). Педагогический стаж – 37 лет...
Преподаватель, пед стаж 35 лет, высшая категория iconТема: Образование числа 19, его десятичный состав. Учитель: Рассохова...

Преподаватель, пед стаж 35 лет, высшая категория iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Ошкина Лидия Алексеевна, учитель начальных классов, стаж -24 года, высшая квалификационная категория
Преподаватель, пед стаж 35 лет, высшая категория iconОбозначение мягкости согласного звука перед мягким согласным
Данные об учителе: Кислякова Марина Александровна, имеющаяся высшая категория и подтверждаемая высшая категория, моу лицей №41, Устиновского...
Преподаватель, пед стаж 35 лет, высшая категория iconСыртланов Юрий Наилович, имеющаяся высшая категория и подтверждаемая...
Данные об учителе: Сыртланов Юрий Наилович, имеющаяся высшая категория и подтверждаемая высшая категория, моу сош №50, Устиновского...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск