391736, Рязанская область, Михайловский район, село Чурики, улица Верховка, д. 1а, телефон 8(49130)2-47-31





Название391736, Рязанская область, Михайловский район, село Чурики, улица Верховка, д. 1а, телефон 8(49130)2-47-31
страница1/6
Дата публикации18.01.2015
Размер0.71 Mb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Биология > Документы
  1   2   3   4   5   6
Муниципальное образовательное учреждение «Чуриковская основная общеобразовательная школа» муниципального образования – Михайловский муниципальный район Рязанской области

391736, Рязанская область, Михайловский район, село Чурики, улица Верховка, д. 1а, телефон 8(49130)2-47-31

РАБОТА

над методической темой:

«Разнообразие контроля знаний – путь к разностороннему мышлению учащихся»

учителя биологии

МОУ «Чуриковская ООШ»

Фроловой Татьяны Александровны,

претендующей на 1 квалификационную категорию.

2013 год

Пусть учитель спрашивает с ученика

не только слова затверженного урока,

но смысл и самую суть его и судит о

пользе , которую он принес, не по по-

казаниям памяти своего питомца, а

по его жизни.

М. Монтень

Проверка результатов обучения – необходимый этап процесса обучения биологии. Цель ее – выявить уровень усвоения учебного материала, состояние знаний и умений каждого ученика и всего класса в целом. Это необходимо для правильной организации учебной работы.

Проверка знаний и умений всегда одновременно является и средством повторения, углубления, закрепления и систематизации знаний. Правильной организацию знаний и умений можно считать тогда, когда специфические функции контроля в ней сочетаются с другими важными задачами обучения.

Проверка помогает учителю глубоко анализировать результаты своей работы и принимать меры к устранению имеющихся недостатков. Она требует от учителя, кроме знаний и мастерства, специальной подготовительной работы – планирования всех этапов проверки, заблаговременной подготовки средств контроля: вопросов, дидактических карточек, задач для контрольных работ разных типов в достаточном количестве экземпляров и вариантов, средств программированного контроля знаний и т.д.

Основные требования к проверке успеваемости учащихся – регулярность и объективность оценки. Здесь передо мной встает два вопроса: что проверять и как проверять?

Что проверять? Проверка знаний и умений учащихся требует от учителя биологии прежде всего совершенно отчетливого представления о том, какие именно знания и умения должны получить учащиеся в результате обучения в каждом классе. Учащиеся должны иметь твердые знания об основных вопросах курса, о менее важных допускается иметь лишь представление.

Лишь опорные знания должны сохраняться в памяти учащихся навсегда, или, во всяком случае, надолго, тогда как все остальное неизбежно забудется, если человек не станет специализироваться в данной области. И ничего страшного в этом нет.

Напротив, то, что к опорным знаниям не относится, можно спросить разве что на следующем уроке или после специального повторения. В обычных условиях материал этот, сыграв свою вспомогательную роль, забывается (по крайней мере, большинством учащихся).

Для осуществления единого подхода я ориентируюсь по рубрике программы «Основные требования к знаниям и умениям учащихся». Здесь сосредоточено то главное, что должны усвоить ученики.

Как проверять? Решение этого вопроса связано с использованием разных видов и способов проверки. В практике обучения биологии я применяю устную, письменную и практическую проверку знаний и умений.

Главные способы проверки:

  • Устные (индивидуальный, уплотненный, фронтальный опрос);

  • Письменные (контрольные работы, диктанты, тестирования);

  • Практическая проверка знаний и умений;

  • Проверка выполнений домашних заданий (письменных, графических, по сбору коллекций, гербариев, по опытной работе);

  • Программированный контроль.

Кроме того, информацию об усвоении учениками программного материала можно получить наблюдением за повседневной работой учащихся и проверкой усвоения в ходе изучения нового материала. Все формы внеклассной работы могут служить хорошим средством проверки тех или иных знаний и умений.

Выбор форм проверки знаний и умений учащихся зависит от содержания проверяемых знаний. Так, проверка сложных теоретических вопросов я осуществляю при индивидуальном опросе (устно или письменно).

Фронтальный устный опрос планирую при проверке объемного, но не сложного учебного материала, насыщенного фактами.

Фронтальный письменный опрос провожу, когда необходимо установить уровень усвоения всеми учениками одного – двух важных теоретических вопросов, служащих опорными при изучении нового материала.

Когда нужно проверить знания большого по объему учебного материала неоднородной сложности, умения учащихся работать с тем или иным средством обучения, провожу уплотненный опрос.

В зависимости от характера ответов все вопросы и задания, при помощи которых проверяются знания и умения учащихся можно разделить на традиционные и нетрадиционные.

Традиционные вопросы и задания являются наиболее универсальными, они предоставляют полную свободу для ответа и не содержат каких – либо ограничений и подсказок. Ответы в данном случае могут быть произвольными по форме, развернутыми или состоять из одного слова. Традиционные задания позволяют контролировать любые дидактические цели: знание и понимание материала, применение его в сходных и новых условиях, умение анализировать и оценивать текст и т.п. С их помощью можно выявить отношение ученика к изучаемому материалу, выяснить глубину его понимания. В этих случаях традиционные задания незаменимы. Если же вопросы не заставляют ученика вникать в сущность явления, а требуют простого повторения, то лучше прибегнуть к контролю с элементами программирования.

Поскольку каждый из способов проверки знаний учащихся имеет свои достоинства и недостатки и позволяет эффективно проверить лишь определенный круг знаний и умений, нельзя отдавать предпочтение какому – либо одному из них; целесообразно лишь оптимальное их сочетание. Как показывает практика, выполнение программированных заданий должно занимать лишь 20-30% учебного времени, отводимого обычно на закрепление и контроль знаний; оно обязательно должно сочетаться с традиционными приемами контроля усвоения и закрепления материала.

Общее количество вызванных учеников зависит от объема изучаемого материала и от работы, которую учитель наметил провести на уроке.

В практике наблюдается такая закономерность: когда опрос затягивается свыше 15 минут, урок получается плохим, а новые знания – слабыми, несмотря на хорошую методику преподавания. Где – то на 12 – ой минуте от начала урока опрос следует прекратить и начинать изучать новый материал. Лучше не довести до конца один из элементов урока, чем скомкать весь урок, не сделать главного, ради чего каждый учитель приходит на занятия, - изучение новых знаний и их закрепление.

В организации проверки знаний наблюдается борьба двух противоположных тенденций: увеличение глубины опроса приводит к уменьшению числа оценок, а увеличение числа опрашиваемых учеников – к уменьшению глубины раскрытия материала. Одним из путей решения этого противоречия является отказ от проверки знаний только на специально отведенном для этого этапе урока. Необходимо, где это только возможно, совмещать воспроизведение знаний с их осмысливанием, повторением и запоминанием.

Наиболее распространенными недостатками опроса на уроках биологии являются:

  1. Вопросы заранее не продуманы, нередко случайны. Формулировка вопросов направлена только к памяти ученика, не вызывает работы мысли, не требует выяснения понимания биологических явлений и процессов развития. В силу этого ответы носят часто описательный характер, порой являются пересказом учебника. Такого рода постановка опроса является одним из источников формализма в знаниях учащихся. Достаточно одного-двух вопросов: «отчего, почему, зачем?», чтобы ученик стал в тупик.

  2. В опрос не включается ранее изученный материал, логически связанный с темой урока; опрос не используется и для подготовки к изложению нового материала; в процессе опроса не выявляется идейная направленность учащихся, понимание ими явлений социально-политического порядка и их отношение к ним; к ответу не привлекаются собственные наблюдения учащихся над окружающей местностью и выводы из этих наблюдений.

  3. Опрос превращается в индивидуальную беседу с отвечающим. Класс к опросу не привлекается. Дисциплина часто нарушается.

  4. Учитель своим поведением нервирует отвечающего, забрасывает вопросами, не дает собраться с мыслями, отвечает сам вместо ученика, пропускает ошибки учащихся. И этим теряет свой авторитет. Довольствуется неполными, неточными ответами, не умеет на ходу углубить и направить опрос и добиться исчерпывающего ответа, не исправляет речь учащихся.

  5. Учитель неправильно выставляет оценки. Заниженная оценка порождает у ученика чувство несправедливости, завышенная роняет авторитет учителя.

Обнаруженный пробел в знаниях учащихся восполняется заключительными комментариями и обобщениями учителя. Вкратце учитель говорит о своем впечатлении от опроса, затем в меру необходимости обстоятельно останавливается на разъяснении того, что в результате плохого ответа ученика осталось недостаточно ясным. Пробел восполнен, знания в меру возможностей опроса закреплены.

Почему я выбрала именно эту тему для самообразования?

Дело в том, что когда я начинала свою педагогическую деятельность в должности учителя биологии, у меня не было никакого опыта преподавания. На тот момент мне казалось, что лучший способ контроля знаний учащихся – это устный опрос по тексту учебника и тестирование с готовыми вариантами ответов.

Сначала все было очень хорошо: дети привыкли, что домашнее задание будет спрашиваться по вопросам к параграфу, а итоговый контроль знаний по изученной главе в виде тестирования и всегда в меру своих возможностей были готовы к проверке. Но вскоре я поняла, что была совсем не права и допустила большую ошибку. В процессе работы я непрерывно занималась своим самообразованием: посещала уроки опытных преподавателей, внимательно изучала методическую литературу по предмету, посещала курсы «молодого бойца», как в шутку называли курсы, направленные на оказание помощи молодым учителям в школе, где я начинала работать, посещала районные и окружные курсы повышения квалификации. Я узнала много нового для себя, в том числе и то, что контроль знаний может быть очень разнообразным и не ограничивается устным опросом и тестами. Когда я начала вводить вопросы и задания на логическое мышление, сравнение, на умение анализировать и систематизировать полученные знания, задания, где необходимо сделать вывод, то столкнулась с большой проблемой. Я поняла, что все полученные ранее знания уже давно забылись, потому что дети их просто «зубрили» перед ответом, чтобы ответить на вопросы, требующие логического мышления или сравнения, они просят дать им варианты ответов, что же говорить о способности сделать вывод – на это они совершенно не были способны.

Именно этот случай из моей первой практики натолкнул меня на мысль о том, что только разнообразие контроля знаний позволяет нам вырастить личность, способную самостоятельно мыслить, анализировать и делать выводы не только по изученному материалу, но и из своих собственных действий, как положительных так и отрицательных.

Актуальность темы.

Контроль знаний и умений обучающихся является важным звеном учебного процесса, от правильной постановки которого во многом зависит успех обучения.

Государственный стандарт биологического образования обозначил обязательные требования к форме и содержанию контрольных мероприятий на уроках биологии. Большую роль в достижении требований к результатам обучения обучающихся, в совершенствовании учебно-воспитательного процесса играет проверка знаний и умений. Она позволяет выявить уровень подготовки обучающихся, уточнить и систематизировать их знания и умения, ликвидировать пробелы в усвоении ими учебного материала. На основании полученной в результате проверки знаний информации учитель решает проблему управления учебным процессом, намечает пути дальнейшего продвижения школьников, корректирует содержание и методы обучения, устанавливает взаимосвязи ранее усвоенных и новых знаний.

Цели контроля знаний и умений обучающихся:

  1. Подготовить обучающихся, убедившись в том, что усвоенные ими новые биологические знания и умения отвечают предъявляемым требованиям.

  2. Получить информацию о том, усвоены или нет каждым обучающимся биологические знания, указанные в образовательной цели изучения темы; научились ли обучающиеся видам деятельности, указанным в цели по развитию изучения темы.

Главная функция проверки – контроль знаний и умений школьников, роль которого – определение достижения обучающимися базового уровня подготовки, овладения обязательным минимумом содержания биологического образования, необходимым для решения задач формирования научного мировоззрения, экологического, гигиенического, нравственного и трудового воспитания.

Кроме контролирующей функции в соответствии с целями биологического образования на проверку возлагается обучающая, развивающая, воспитательнаяориентирующая, а также задачи управления учебным процессом, принятия административных мер.

Сущность обучающей, или развивающей, функции проверки ученые видят в том, что при выполнении контрольных заданий обучающиеся совершенствуют и систематизируют полученные знания. Считается, что уроки, на которых обучающиеся применяют знания и умения в новой ситуации или объясняют биологические, физиологические, экологические явления, способствуют развитию речи и мышления, внимания и памяти школьников.

Воспитательная функция – в выработке у школьников ответственного отношения к учебе, в осознании ими необходимости систематически выполнять домашнее задание, в постоянной готовности к проверке знаний.

Ориентирующая функция проверки состоит в ориентации обучающихся и учителя по результатам их труда, снабжении учителя информацией о достижении целей обучения отдельными учениками и классом в целом. Результаты контрольных мероприятий помогают учителю направлять деятельность обучающихся на преодоление недочетов и пробелов в их знаниях, а обучающиеся – выявить и исправить собственные ошибки. Кроме того, результаты проверки информируют дирекцию школы и родителей об успешности учебного процесса.

Проверка знаний и умений – одно из действенных средств приучения школьников к систематическому труду. Она побуждает обучающихся напряженно работать, воспроизводить в памяти изученный материал, развивает у них мыслительные операции: умение анализировать, сравнивать, обобщать, устанавливать причинно-следственные связи и т.д.

Совершенствование контроля знаний, умений и навыков следует осуществлять на фоне оптимального психологического контакта в системе “учитель – ученик”, в направление активизации познавательной деятельности обучающихся на данном этапе обучения.

Формы контроля знаний и умений обучающихся по биологии

В школьной практике существует несколько традиционных форм контроля знаний и умений обучающихся, которые представлены в данной работе:

– биологический диктант;

– тестовое задание;

– краткая самостоятельная работа;

– письменная проверочная работа;

– лабораторная работа;

– устный зачет по изученной теме.

1. Биологический диктант – форма письменного контроля знаний и умений обучающихся. Он представляет собой перечень вопросов, на которые обучающиеся должны дать незамедлительные и краткие ответы. Время на каждый ответ строго регламентировано и достаточно мало, поэтому сформулированные вопросы должны быть четкими и требовать однозначных, не требующих долгого размышления, ответов. Именно краткость ответов диктанта отличает его от остальных форм контроля.

С помощью биологических диктантов можно проверить ограниченную область знаний обучающихся:

– буквенные обозначения биологических терминов, явлений, некоторых величин;

– определения биологических явлений, формулировки биологических законов, формулировки научных фактов.

Именно эти знания могут быть проверены в быстрых и кратких ответах обучающихся. Биологический диктант не позволяет проверить умения, которыми овладели обучающиеся при изучении той или иной темы. Таким образом, быстрота проведения биологического диктанта является одновременно как сто достоинством, так и недостатком, т.к. ограничивает область проверяемых знаний. Однако эта форма контроля знаний и умений обучающихся снимает часть нагрузки с остальных форм, a также может быть с успехом применена в сочетании с другими формами контроля.
  1   2   3   4   5   6

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

391736, Рязанская область, Михайловский район, село Чурики, улица Верховка, д. 1а, телефон 8(49130)2-47-31 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Расположен по адресу: Белгородская область, Белгородский район, село Щетиновка, улица Молодежная 1, индекс 380562, телефон (4722)...
391736, Рязанская область, Михайловский район, село Чурики, улица Верховка, д. 1а, телефон 8(49130)2-47-31 iconРабочая программа по технологии Класс 5
Тюменская область, Аромашевский район, село Аромашево, улица Октябрьская,35 тел/факс 2-13-83
391736, Рязанская область, Михайловский район, село Чурики, улица Верховка, д. 1а, телефон 8(49130)2-47-31 iconИнформация об обеспечении безопасности перевозок детей
Россия, Белгородская область, Старооскольский район, село Знаменка, улица Нижняя, дом 6
391736, Рязанская область, Михайловский район, село Чурики, улица Верховка, д. 1а, телефон 8(49130)2-47-31 iconРабочая программа по географии 5 класс 2013-2014 уч год
Тюменская область, Аромашевский район, село Аромашево, улица Октябрьская,35 тел/факс 2-13-83
391736, Рязанская область, Михайловский район, село Чурики, улица Верховка, д. 1а, телефон 8(49130)2-47-31 iconРабочая программа по русскому языку в 8а классе на 2013-2014 учебный год
Тюменская область, Аромашевский район, село Аромашево, улица Октябрьская,35 тел/факс 2-13-83
391736, Рязанская область, Михайловский район, село Чурики, улица Верховка, д. 1а, телефон 8(49130)2-47-31 iconРабочая программа по литературе 10а класс на 2013-2014 учебный год
Тюменская область, Аромашевский район, село Аромашево, улица Октябрьская,35 тел/факс 2-13-83
391736, Рязанская область, Михайловский район, село Чурики, улица Верховка, д. 1а, телефон 8(49130)2-47-31 iconПубличный доклад моу л-конобеевская сош за 2011-2012 учебный год Общая характеристика
Образовательное учреждение Лесно-Конобеевская средняя общеобразовательная школа муниципального образования – Шацкий муниципальный...
391736, Рязанская область, Михайловский район, село Чурики, улица Верховка, д. 1а, телефон 8(49130)2-47-31 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Адрес: 462004, Оренбургская область, Тюльганский район, село Тугустемир, улица Звёздная, дом 4
391736, Рязанская область, Михайловский район, село Чурики, улица Верховка, д. 1а, телефон 8(49130)2-47-31 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Место нахождения: 404050, Волгоградская область, Николаевский муниципальный район, село Ленинское, улица Ленина, 36
391736, Рязанская область, Михайловский район, село Чурики, улица Верховка, д. 1а, телефон 8(49130)2-47-31 iconРешение: Утвердить «Программу развития Киндальской школы»
Муниципальное общеобразовательное учреждение киндальская основная общеобразовательная школа 656750, село киндал, улица школьная -2,...
391736, Рязанская область, Михайловский район, село Чурики, улица Верховка, д. 1а, телефон 8(49130)2-47-31 iconРабочая программа по всеобщей истории 5-9 классы. Всеобщая история....
Тюменская область, Аромашевский район, село Аромашево, улица Октябрьская,35 тел/факс 2-13-83
391736, Рязанская область, Михайловский район, село Чурики, улица Верховка, д. 1а, телефон 8(49130)2-47-31 iconПрограмма Иска 2013 ведение основная образовательная программа начального...
Тюменская область, Нижнетавдинский район, село Иска, улица Береговая, 1 тел: 8 (34533) 46-1-24, 46-2-56
391736, Рязанская область, Михайловский район, село Чурики, улица Верховка, д. 1а, телефон 8(49130)2-47-31 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Нижегородская область, Лукояновский район, город Лукоянов, улица Кирова, дом 34; (фактический адрес) 607800, Нижегородская область,...
391736, Рязанская область, Михайловский район, село Чурики, улица Верховка, д. 1а, телефон 8(49130)2-47-31 iconМестонахождения Учреждения: улица Школьная, дом 1а, село Новый, Вяземский...
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение Шимановская сош расположена в небольшом двухэтажном каменном здании постройки...
391736, Рязанская область, Михайловский район, село Чурики, улица Верховка, д. 1а, телефон 8(49130)2-47-31 iconПубличный доклад моу коменская сош за 2007-2008 уч год Общие сведения...
Юридический адрес: 623502, Свердловская область, Богдановичский район, село Коменки, улица зо лет Победы, 14
391736, Рязанская область, Михайловский район, село Чурики, улица Верховка, д. 1а, телефон 8(49130)2-47-31 iconКонкурс Номинация «Мой лучший урок»
Вещева Вера Владимировна, Муниципальное общеобразовательное учреждение Зебляковская средняя общеобразовательная школа, учитель информатики,...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск