Семилетова Светлана Владимировна, кандидат биологических наук, старший преподаватель кафедры физиологии и патофизиологии. Область применения категории слушателей, на обучение которых рассчитана программа





Скачать 271.96 Kb.
НазваниеСемилетова Светлана Владимировна, кандидат биологических наук, старший преподаватель кафедры физиологии и патофизиологии. Область применения категории слушателей, на обучение которых рассчитана программа
Дата публикации14.08.2013
Размер271.96 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Биология > Документы
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«ТАМБОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ИМЕНИ Г.Р. ДЕРЖАВИНА»




УТВЕРЖДАЮ

Ректор ГОУ ВПО «Тамбовский государственный университет

имени Г.Р. Державина»
_______________В.М. Юрьев

«__» ___________2010 г.

м.п.



ФУНДАМЕНТАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ ЗДОРОВЬЯ И ПРОФИЛАКТИКА ЗАБОЛЕВАНИЙ УЧАЩИХСЯ И ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ

Разработчики программы повышения квалификации:

Шутова Светлана Владимировна, кандидат биологических наук, доцент, заместитель директора Медицинского института по научной работе;

Козачук Ирина Валерьевна, кандидат биологических наук, доцент кафедры физиологии и патофизиологии;

Семилетова Светлана Владимировна, кандидат биологических наук, старший преподаватель кафедры физиологии и патофизиологии.

Составитель учебно-тематического плана программы повышения квалификации:

Шутова Светлана Владимировна, кандидат биологических наук, доцент, заместитель директора Медицинского института по научной работе;

Козачук Ирина Валерьевна, кандидат биологических наук, доцент кафедры физиологии и патофизиологии;

Семилетова Светлана Владимировна, кандидат биологических наук, старший преподаватель кафедры физиологии и патофизиологии.
1. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ
1.1. Категории слушателей, на обучение которых рассчитана программа повышения квалификации (далее – программа):

преподаватели системы среднего и высшего образования, а также работники дополнительного образования.

1.2. Сфера применения слушателями полученных профессиональных компетенций, умений и знаний.

Учитывая чрезвычайную важность сохранения и улучшения здоровья учащихся и преподавателей, сферой применения полученных профессиональных компетенций должны являться все без исключения виды преподавательской деятельности.
2. ХАРАКТЕРИСТИКА ПОДГОТОВКИ ПО ПРОГРАММЕ
2.1. Нормативный срок освоения программы – 72 часа.

2.2. Режим обучения 2 раза в неделю по 4 часа, 2,5 месяца

2.3. Формы обучения с частичным отрывом от работы

3. РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ
Слушатель, освоивший программу, должен:

3.1. обладать профессиональными компетенциями, включающими в себя способность:

ПК 1. Оценки особенностей строения и функций организма человека и уровня его здоровья в разных возрастных группах.

ПК 2. Применения на практике методов рационализации режима труда и отдыха

ПК 3. Внедрения в рабочий процесс методик расширения адаптивных возможностей организма
3.2. владеть:

- навыками измерения параметров работы различных систем организма

- методиками определения возрастных особенностей функционирования систем и органов

- техниками немедикаментозного улучшения состояния здоровья
3.3. уметь:
- проводить исследования функциональных резервов организма

- оценивать влияние различных факторов на функциональное состояние систем и органов

- исследовать возрастные особенности функций организма
3.4. знать:
- онтогенетические закономерности функций различных систем организма человека

- общие закономерности протекания в организме адаптационных процессов и вероятность их нарушения

- риски ухудшения здоровья, сопряженные с учебным процессом

- теоретические основы методов повышения эффективности адаптации

4. СТРУКТУРА ПРОГРАММЫ

Структура программы представлена в таблице 1.

Таблица 1

Структура программы

№ п/п

Наименование модулей

Всего, час.

В том числе

Лекции

Семинары

Выездные занятия

1

Модуль 1. Государственная политика в образовании.

6

6

-

-

2

Модуль 2. Основы здоровья и основные риски педагогических работников.

22

8

-

14

3

Модуль 3. Основы здоровья и основные риски учащихся.

20

10

-

10

4

Модуль 4. Общие вопросы адаптации организма человека.

22

10

2

10

Итоговая аттестация

2

-

-

-

Итого

72

34

2

34


5. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
5.1. Учебно-тематический план программы представлен в таблице 2.

Таблица 2

Учебно-тематический план программы

№ п/п

Наименование модулей и тем

Всего, час.

В том числе

Лекции

Семинары

Выездные занятия

1

Модуль 1. Государственная политика в образовании.













Тема 1. Государственная политика в образовании.

6

6

-

-

2

Модуль 2. Основы здоровья и основные риски педагогических работников.













Тема 1. Психофизиологические основы труда и интеллектуальной деятельности преподавателя.

10

2

-

8

Тема 2. Физическая активность в профессиональной деятельности преподавателя. Гипокинезия.

6

2

-

4

Тема 3. Голосо-речевой аппарат и профессиональная деятельность преподавателя.

2

2

-

-

Тема 4. Педагогическая деятельность преподавателя и зрение.

4

2

-

2

3

Модуль 3. Основы здоровья и основные риски учащихся.







-




Тема 1. Основные закономерности онтогенетического развития человека.

3

2

-

1

Тема 2. Возрастные анатомо-физиологические особенности опорно-двигательной системы.

3

1

-

2

Тема 3. Возрастные анатомо-физиологические особенности сердечно-сосудистой системы.

1

1

-

-

Тема 4. Возрастные анатомо-физиологические особенности системы дыхания.

1

1

-

-

Тема 5. Возрастные анатомо-физиологические особенности пищеварительной системы и обмена веществ.

3

1

-

2

Тема 6. Возрастные анатомо-физиологические особенности эндокринной системы.

1

1

-

-

Тема 7. Возрастные анатомо-физиологические особенности развития нервной системы.

3

1

-

2

Тема 8. Возрастные особенности высшей нервной деятельности.

3

1

-

2

Тема 9. Возрастные анатомо-физиологические особенности сенсорных систем.

2

1

-

1

4

Модуль 4. Общие вопросы адаптации организма человека.













Тема 1. Взаимодействие организма человека со средой обитания.

6

2

2

2

Тема 2. Адаптация человека к природным факторам.

6

2

-

4

Тема 3. Адаптация человека к различным климато-географическим условиям.

2

2

-

-

Тема 4. Адаптация человека к экстремальным условиям среды.

6

2

-

4

Тема 5. Социальная адаптация.

2

2

-

-

Итоговая аттестация

2

-

-

-

Итого

72

34

2

34


5.2. Учебная программа по модулям представлена в таблице 3

Таблица 3

Учебная программа

№ п/п

Наименование модулей и тем

Содержание обучения (по темам в дидактических единицах), наименование и тематика лабораторных работ, практических занятий (семинаров), самостоятельной работы, используемых образовательных технологий и рекомендуемой литературы

1.

Модуль 1. Государственная политика в образовании







Тема 1. Государственная политика в образовании

Федеральная целевая программа развития образования как интегрирующая составляющая модернизации образования в РФ. Правовые, организационные и финансово-экономические механизмы реализации государственной политики в сфере образования. Условия и факторы, способствующие реализации региональных программ развития образования с учетом национальных и региональных социально-экономических, культурных и других особенностей субъекта РФ. Проект нового федерального закона «Об образовании в РФ».

Основные понятия, касающиеся образовательных технологий. Приемы создания учебных пособий и учебно-методических комплексов на твердых и электронных носителях. Использование в аудиторных занятиях инфокоммуникационных аналогов (тестирование, работа с обучающими программами и др.)

Цель и задачи курса.

2.

Модуль 2. Основы здоровья и основные риски педагогических работников.







Тема 1. Психофизиологические основы труда и интеллектуальной деятельности преподавателя.

Психофизиологическая характеристика интеллектуальной деятельности и труда учителя. Особенности умственного труда учителей. Динамика работоспособности учителя в учебном году и факторы, ее определяющие. Основные причины и механизмы изменения психофизического состояния учителя. Психоэмоциональный стресс. Критерии и механизмы развития нервно-эмоционального и психофизического утомления. Заболевания нервной системы, сопряженные с профессиональной деятельностью. Синдром эмоционального выгорания педагога. Неврастения. Неврозы.




Лабораторная работа №1

Оценка функционального состояния ЦНС путем изучения эффективности различных видов сенсомоторных реакций. Самооценка функционального состояния (методика «САН»)




Лабораторная работа №2

Изучение эмоционального состояния. Определения уровней тревожности и депрессивности




Лабораторная работа №3

Изучение функции внимания, кратковременной и долговременной памяти




Лабораторная работа №4

Определение основных свойств нервной системы




Лабораторная работа №5

Определение стрессоустойчивости. Влияние психоэмоционального напряжения на функции сердечно-сосудистой системы.




Тема 2. Физическая активность в профессиональной деятельности преподавателя. Гипокинезия.

Характеристика физической активности учителя. Особенности статической, общей мышечной и двигательной нагрузки в работе учителя. Гипокинезия и трудовая деятельность учителя. Значение гипокинезии в механизме снижения функциональных резервов организма. Физиологические изменения в организме, обусловленные гипокинезией. Профессиональные заболевания учителей, обусловленные режимом двигательной активности. Варикозное расширение вен. Роль физических упражнений в регуляции физиологических функций. Оптимизация физической нагрузки. Проблема дозирования физических нагрузок. Особенности использования средств физической культуры для оптимизации работоспособности, профилактики нервно-эмоционального и психофизического утомления учителей, повышения эффективности труда.




Лабораторная работа №6

Обучение методике проведения самомассажа




Лабораторная работа №7

Обучение методам профилактики варикозного расширения вен




Тема 3. Голосо-речевой аппарат и профессиональная деятельность преподавателя.

Устройство и принцип работы голосового аппарата. Основы рациональной техники речи и постановки голоса. Функциональные нарушения голоса, сопряженные с профессиональной деятельностью. Голосовой режим, уход за голосовым аппаратом, правильное питание. Индивидуальная профилактика нарушений голосо-речевого аппарата.




Тема 4. Педагогическая деятельность преподавателя и зрение.

Строение, функции и принцип работы органа зрения. Режимы зрительной работы. Профессиональные факторы риска в возникновении патологических изменений и заболеваний зрительного анализатора. Зрительное утомление. Спазм аккомодации (компьютерный синдром). Профилактика патологии зрительного анализатора.




Лабораторная работа №8

Овладение приемами и методами сохранения и улучшения зрения (офтальмотренаж)




Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов,

дополнительной литературы

Литература к модулю 2.

  1. Данилова Н.Н. Психофизиология. М., 1998.

  2. Данилова Н.Н. Психофизиологическая диагностика функциональных состояний. М., 1992.

  3. Меерсон Ф.З. Адаптация, стресс, профилактика. М.: «Наука», 1981. 278 с.

  4. Практикум по психологии здоровья / под ред. Г.С.Никифорова – СПб.:Питер, 2005. – 351 с.

  5. Романова Н.Г. Физическая работоспособность. Тамбов, 1998. 107 с.

  6. Шутова С.В., Козачук И.В. Здоровье человека: методы оценки и оптимизации. Учебно-методическое пособие. Тамбов: ТОИПКРО, 2005. 47 с.

  7. Аветисов С.Э, Егоров. Е.А., Мошетовой А.К., Нероев В.В., Пахчиди Х.П. Офтальмология: национальное руководство. – М.: ГЭОТАР - Медиа, 2008.- 944с.

  8. Бабенко В.В., Бахтин О.М. Методы оценки состояния сенсорных систем (зрительная и слуховая системы). − М.: «Интеграция», 2001. − 104 с.

  9. Бабияк В.И., Говорун М.И., Накатис Я.А. Отолариногология. Москва, 2009. 832 с.

  10. Фокин В.Н.Полный массаж. Москва, 2004. 512 с.

3.

Модуль 3. Основы здоровья и основные риски учащихся.







Тема 1. Основные закономерности онтогенетического развития человека.

Понятие об онтогенезе. Основные закономерности онтогенетического развития. Гетерохронность развития. Принципы системогенеза. Критические периоды. Усиление внутри- и межсистемного взаимодействия. Принцип рекапитуляции. Проблема классификации возрастных периодов. Современная схема возрастной периодизации. Понятие о росте и развитии детского организма. Физическое и психическое развитие детей и подростков. Закономерности роста и развития. Понятие биологического возраста. Календарный возраст. Акселерация и ретардация развития детей и подростков. Общая характеристики факторов, негативно влияющих на развитие организма.




Лабораторная работа №1

Оценка физического развития. Определение биологического возраста




Тема 2. Возрастные анатомо-физиологические особенности опорно-двигательной системы.

Значение костно-мышечной системы. Особенности строения и функционирования мышц у детей и подростков. Сократимость мышц, мышечный тонус. Утомление при разных видах мышечной работы, его механизмы, возрастные особенности. Развитие движений у детей, координация движений. Закономерности возрастных изменений костной ткани, важнейших отделов опорно-двигательного аппарата. Роль физического труда и физической культуры в развитии опорно-двигательного аппарата у детей. Гиподинамия, ее вредное влияние на организм школьников. Профилактика возникновения нарушений опорно-двигательного аппарата и оздоровление детей и подростков.




Лабораторная работа №2

Определение физической работоспособности с помощью степ-теста. Изучение возрастных изменений физической работоспособности.




Тема 3. Возрастные анатомо-физиологические особенности сердечно-сосудистой системы.

Функциональная организация сердечно-сосудистой системы. Кровяное давление и факторы, его обуславливающие. Общие особенности возрастных изменений системы кровообращения. Анатомо-физиологические особенности сердечно-сосудистой системы новорожденного, детей и подростков. Возрастные морфофизиологические особенности системы крови. Тренировка сердца ребенка и подростка. Факторы, неблагоприятно влияющие на сердечно-сосудистую систему школьника. Опасность чрезмерных физических и психических напряжений.




Тема 4. Возрастные анатомо-физиологические особенности системы дыхания.

Анатомо-физиологические особенности системы дыхания у детей и подростков. Развитие внешнего дыхания. Возрастные особенности регуляции дыхания. Возрастные особенности морфофункциональных параметров внешнего дыхания. Гигиена дыхания. Неблагоприятные факторы, действующие на дыхательную систему ребенка. Оздоровление детей, перенесших острые респираторные вирусные инфекции.




Тема 5. Возрастные анатомо-физиологические особенности пищеварительной системы и обмена веществ.

Принципы регуляции пищеварительной деятельности желудочно-кишечного тракта. Онтогенетические морфофункциональные преобразования в пищеварительной системе. Возрастные особенности процессов пищеварения. Питание детей и подростков. Возрастные изменения обмена веществ и энергии. Обмен белков, жиров и углеводов. Калорийность пищевого рациона. Энергетические нормы питания в зависимости от характера трудовой деятельности. Организация рационального питания для профилактики нарушений обмена веществ. Оздоровление учащихся с избыточной массой тела.




Лабораторная работа №3

Гигиеническая оценка пищевого рациона. Изучение онтогенетических особенностей обмена веществ и энергии.




Тема 6. Возрастные анатомо-физиологические особенности эндокринной системы.

Физиологическое значение желез внутренней секреции и их развитие в онтогенезе. Гормоны, особенности и механизмы их действия. Половое развитие детей и подростков. Изменение функционального состояния эндокринной системы детей и подростков и высшая нервная деятельность.




Тема 7. Возрастные анатомо-физиологические особенности развития нервной системы.

Значение нервной системы. Общий план строения нервной системы, нервная ткань. Развитие центральной системы в антенатальном периоде. Критические периоды в развитии мозга. Особенности протекания метаболических процессов в мозге: их роль в росте и развитии мозга. Онтогенез и анатомо-физиологические особенности важнейших отделов центральной нервной системы. Морфофункциональное развитие коры головного мозга. Созревание электрической активности мозга. Рациональная организация учебного процесса.




Лабораторная работа №4

Методики определения профиля функциональной межполушарной асимметрии у

взрослых и детей.




Тема 8. Возрастные особенности высшей нервной деятельности.

Важнейшие закономерности развития условно-рефлекторной деятельности в онтогенезе и современные представления о ее нейрофизиологических основах. Формирование у ребенка второй сигнальной системы. Развитие совместной деятельности сигнальных систем в онтогенезе. Типологические особенности высшей нервной деятельности ребенка. Возрастные особенности процессов восприятия, внимания, памяти. Развитие эмоций в постнатальном онтогенезе. Адаптация детей к умственным нагрузкам. Реакции детского организма на телевизор, компьютер и информационные перегрузки. Психофизиологические аспекты адаптации детей в школе. Профилактика утомления и нарушений нервно-психического здоровья.




Лабораторная работа №5

Оценка умственной работоспособности. Изучение возрастных изменений умственной работоспособности.




Тема 9. Возрастные анатомо-физиологические особенности сенсорных систем.

Структурная организация сенсорных систем. Общие свойства рецепторных образований. Влияние сенсорных притоков на развитие клеток центральной нервной системы и межклеточное взаимодействие. Сенсорная депривация и сенсорнообогащенная среда.

Зрительная сенсорная система. Строение глаза. Механизм фоторецепции. Светопреломляющий аппарат глаза. Построение изображения. Изменения преломляющих свойств глаза, аккомодации, остроты зрения и пространственного видения с возрастом. Световая и цветовая чувствительность у детей различного возраста. Гигиена зрения. Профилактика нарушения зрения. Офтальмотренаж. Профилактика возникновения нарушений зрения и оздоровление учащихся и воспитанников с миопией.

Строение и акустические свойства уха. Центральный отдел слуховой сенсорной системы. Передача информации о параметрах звука. Возрастные особенности дифференцирования звуков.

Значение слуха в формировании речи, регуляции голоса. Гигиена слуха.




Лабораторная работа №6

Определение поля зрения. Исследование остроты зрения. Изучение возрастных особенностей зрительной сенсорной системы.




Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов,

дополнительной литературы

Литература к модулю 3.

  1. Хрипкова А.Г., Антропова М.В., Фарбер Д.А. Возрастная физиология и школьная гигиена. М.: Просвещение. 1990. 319 с.

  2. Ермолаев Ю.А. Возрастная физиология. М.: Высшая школа. 1985. 384 с.

  3. Любимова З.В., Маринова К.В., Никитина А.А. Возрастная физиология (в двух частях). М.: Владос, 2004.

  4. Маляренко Т.Н., Маляренко Ю.Е., Кураев Г.А. Возрастная физиология. Тамбов, 1997.

  5. Аршавский И.А. Физиологические механизмы и закономерности индивидуального развития. М., 1982.

  6. Методические указания по возрастной физиологии. Тамбов, 1991.

  7. Исаева И.В., Воронин И.М., Ельникова М.А. Физиология старения. Тамбов, 2004. 104 с.

4.

Модуль 4. Общие вопросы адаптации организма человека.







Тема 1. Взаимодействие организма человека со средой обитания.

Общие закономерности адаптации организма человека. Адаптация и акклиматизация. Адаптогенные факторы.

Виды и механизмы адаптации. Неспецифический и специфический компоненты адаптации. «Стресс-реакция» Г.Селье как основа адаптационного процесса. Оптимум и пессимум адаптогенных факторов. Комплексная адаптация.

Фазовый характер адаптации. Нервные и гуморальные механизмы адаптации. Цена адаптации. Физиологические аспекты заболеваний. Эффективность адаптации и методы ее повышения: физическая нагрузка, климатозакаливающие и климато-лечебные воздействия, природные и синтетические фармакологические адаптогены.

Кратковременная и долговременная адаптация. Особенности адаптации у людей, разное время проживающих в экстремальных условиях среды. Аборигены. Физиологические механизмы их приспособления к среде. Адаптивные типы и среда.




Лабораторная работа №1

Оценка состояния системы адаптации (норма, напряжение системы, предболезненные состояния).




Семинар

Методы повышения эффективности адаптации. Физиологические механизмы воздействия различных адаптогенов (закаливания, физических нагрузок, курортных факторов, природных и синтетических фармакологических препаратов).




Тема 2. Адаптация человека к природным факторам.

Природные факторы и их воздействие на организм. Природная радиация. Солнечное излучение, физиологические эффекты инфракрасных, световых и ультрафиолетовых солнечных лучей. Магнитные поля.

Метеорологические факторы и их влияние на организм. Погода, ее типы и влияние на организм человека. Физиологические эффекты воздействия различных температур, влажности, ветра, атмосферного давления. Метеопатология.

Экологические аспекты хронобиологии. Классификации биоритмов по продолжительности, морфофункциональному уровню проявлению, происхождению. Основные характеристики биоритмов. Суточные (циркадианные) ритмы, их эндогенность, теории физиологической природы «биологических часов». Сезонные (циркануальные) ритмы, их физиологические проявления. Влияние гелиогеофизических факторов на биоритмы человека. Адаптационная перестройка биологических ритмов. Десинхронозы.




Лабораторная работа №2

Изучение воздействия различных температур на сердечно-сосудистую, дыхательную и нервную системы организма человека.




Лабораторная работа №3

Изучение влияния движения воздуха (ветра) на функциональное состояние ЦНС




Лабораторная работа №4

Изучение биоритмов физического, эмоционального и интеллектуального состояния организма человека.




Тема 3. Адаптация человека к различным климато-географическим условиям.

Общие вопросы адаптации организма человека к различным климатогеографическим регионам. Адаптация человека к условиям Арктики и Антарктики. Морфофункциональные особенности аборигенов Севера. Адаптация человека к аридной зоне. Морфофизиологические особенности коренного населения аридной зоны. Адаптация человека к условиям тропиков (юмидная зона). Морфофункциональные особенности коренных жителей тропиков. Адаптация человека к высокогорью. Горная болезнь. Морфофункциональные особенности коренных жителей высокогорья. Адаптация человека к условиям морского климата.




Тема 4. Адаптация человека к экстремальным условиям среды.

Понятие экстремальности воздействующих на человека факторов, общие механизмы ответных реакций. Гравитация. Механизмы действия ускорений (перегрузок). Ударные ускорения. Реакции организма человека на невесомость. Проблема адаптации человека к условиям авиакосмических полетов. Влияние на организм человека вибраций. Влияние на организм человека длительных и интенсивных звуковых нагрузок. Острая гипоксия. Высотные декомпрессионные расстройства. Влияние на организм подводных погружений. Физиологические реакции организма на избыток кислорода. Гиперкапния. Адаптация организма к условиям высоких и низких температур. Влияние электромагнитных излучений на организм. Влияние ионизирующих излучений на организм. Адаптация человека к последствиям чрезвычайных ситуаций (катастроф). Кровопотери. Гипо- и гипертермии.




Лабораторная работа №5

Изучение воздействия гипоксии и гиперкапнии на сердечно-сосудистую систему и центральную нервную систему организма человека.




Лабораторная работа №6

Воздействие интенсивной шумовой нагрузки на центральную нервную систему и регуляцию сердечного ритма человека.




Тема 5. Социальная адаптация.

Адаптация к антропогенным факторам среды. Последствия загрязнения гидросферы, атмосферы и литосферы. Социально-экологические аспекты заболеваний. Адаптация к городским и сельским условиям. Демографические процессы. Адаптация к различным видам трудовой деятельности. Психологические аспекты адаптации.




Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов,

дополнительной литературы

Литература к модулю 4.

  1. Агаджанян Н.А., Торшин В.И. Экология человека. М. Изд. фирма «Крук». 1994.

  2. Гора Е.П. Экологическая физиология человека. В 2 кн. Кн. 1. Общий курс экологической физиологии человека. Учебное пособие. – М.: «ИНФРА-М», 1999. – 244 с.

  3. Казначеев В.П. Очерки теории и практики экологии человека. М.: Наука, 1983.

  4. Шутова С.В., Воронин И.М. Основы экологической физиологии человека: Учеб. Пособие. Тамбов: Изд-во ТГУ им. Г.Р.Державина; ТРО Вольного экономического общества России, 2003. 261 с.

  5. Шутова С.В., Воронин И.М. Практикум по экологической физиологии человека: Учебно-методическое пособие. Тамбов: Изд-во ТГУ им. Г.Р.Державина, 2009. 34 с.



6. ОЦЕНКА КАЧЕСТВА ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММ
Таблица 4

Формы и методы контроля и оценки результатов освоения модулей


Наименование модулей

Основные показатели оценки

Формы и методы контроля и оценки

Модуль 1. Государственная политика в образовании

Удовлетворительно – более 50% правильных ответов на вопросы теста

Хорошо – более 75% правильных ответов на вопросы теста

Отлично – более 90% правильных ответов на вопросы теста

Тестирование

Модуль 2. Основы здоровья и основные риски педагогических работников.

Удовлетворительно – более 50% правильных ответов на вопросы теста

Хорошо – более 75% правильных ответов на вопросы теста

Отлично – более 90% правильных ответов на вопросы теста

Тестирование

Модуль 3. Основы здоровья и основные риски учащихся.

Удовлетворительно – более 50% правильных ответов на вопросы теста

Хорошо – более 75% правильных ответов на вопросы теста

Отлично – более 90% правильных ответов на вопросы теста

Тестирование

Модуль 4. Общие вопросы адаптации организма человека.

Удовлетворительно – более 50% правильных ответов на вопросы теста

Хорошо – более 75% правильных ответов на вопросы теста

Отлично – более 90% правильных ответов на вопросы теста

Тестирование

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Семилетова Светлана Владимировна, кандидат биологических наук, старший преподаватель кафедры физиологии и патофизиологии. Область применения категории слушателей, на обучение которых рассчитана программа iconПетров Павел Карпович, д п. н., профессор, зав кафедрой гимнастики...
«Информационная компетентность в профессиональной деятельности преподавателя вуза: Информационные технологии в физической культуре...
Семилетова Светлана Владимировна, кандидат биологических наук, старший преподаватель кафедры физиологии и патофизиологии. Область применения категории слушателей, на обучение которых рассчитана программа iconСыроделие
Автор: кандидат биологических наук, старший преподаватель кафедры технологии производства и переработки молока
Семилетова Светлана Владимировна, кандидат биологических наук, старший преподаватель кафедры физиологии и патофизиологии. Область применения категории слушателей, на обучение которых рассчитана программа iconПроеткирование предприятий отрасли
Автор: кандидат биологических наук, старший преподаватель кафедры технологии производства и переработки молока
Семилетова Светлана Владимировна, кандидат биологических наук, старший преподаватель кафедры физиологии и патофизиологии. Область применения категории слушателей, на обучение которых рассчитана программа iconУправление инновациями отрасли
Автор: кандидат биологических наук, старший преподаватель кафедры технологии производства и переработки молока
Семилетова Светлана Владимировна, кандидат биологических наук, старший преподаватель кафедры физиологии и патофизиологии. Область применения категории слушателей, на обучение которых рассчитана программа iconПереработка вторичного сырья
Автор: кандидат биологических наук, старший преподаватель кафедры технологии производства и переработки молока
Семилетова Светлана Владимировна, кандидат биологических наук, старший преподаватель кафедры физиологии и патофизиологии. Область применения категории слушателей, на обучение которых рассчитана программа iconПромышленная санитария и гистология
Автор: кандидат биологических наук, старший преподаватель кафедры технологии производства и переработки молока
Семилетова Светлана Владимировна, кандидат биологических наук, старший преподаватель кафедры физиологии и патофизиологии. Область применения категории слушателей, на обучение которых рассчитана программа iconМетоды инженерного творчества
Автор: кандидат биологических наук, старший преподаватель кафедры технологии производства и переработки молока
Семилетова Светлана Владимировна, кандидат биологических наук, старший преподаватель кафедры физиологии и патофизиологии. Область применения категории слушателей, на обучение которых рассчитана программа iconМетоды исследования свойств сырья
Автор: кандидат биологических наук, старший преподаватель кафедры технологии производства и переработки молока
Семилетова Светлана Владимировна, кандидат биологических наук, старший преподаватель кафедры физиологии и патофизиологии. Область применения категории слушателей, на обучение которых рассчитана программа iconТехнология молока и молочных продуктов
Автор: кандидат биологических наук, старший преподаватель кафедры технологии производства и переработки молока
Семилетова Светлана Владимировна, кандидат биологических наук, старший преподаватель кафедры физиологии и патофизиологии. Область применения категории слушателей, на обучение которых рассчитана программа iconОсновы животноводства и гигиена получения доброкачественного молока
Автор: кандидат биологических наук, старший преподаватель кафедры технологии производства и переработки молока
Семилетова Светлана Владимировна, кандидат биологических наук, старший преподаватель кафедры физиологии и патофизиологии. Область применения категории слушателей, на обучение которых рассчитана программа iconФизико-химические основы производства молока
Автор: кандидат биологических наук, старший преподаватель кафедры технологии производства и переработки молока
Семилетова Светлана Владимировна, кандидат биологических наук, старший преподаватель кафедры физиологии и патофизиологии. Область применения категории слушателей, на обучение которых рассчитана программа iconБиблиография Нормативно – правовая база
Автор: Петошина С. И., кандидат философских наук, старший преподаватель кафедры «Социальных наук»
Семилетова Светлана Владимировна, кандидат биологических наук, старший преподаватель кафедры физиологии и патофизиологии. Область применения категории слушателей, на обучение которых рассчитана программа iconПояснительная записка Данный курс составлен для студентов, обучающихся...
Кандидат филологических наук, старший преподаватель кафедры Кимктяиж мггу садохова Марина Владимировна
Семилетова Светлана Владимировна, кандидат биологических наук, старший преподаватель кафедры физиологии и патофизиологии. Область применения категории слушателей, на обучение которых рассчитана программа iconРабочая программа учебной дисциплины
Старший преподаватель кафедры истории и социально-гуманитарных наук Карамнова Анастасия Владимировна
Семилетова Светлана Владимировна, кандидат биологических наук, старший преподаватель кафедры физиологии и патофизиологии. Область применения категории слушателей, на обучение которых рассчитана программа iconРоссийская академия сельскохозяйственных наук Сибирская научная сельскохозяйственная...
Автор: Петошина С. И., кандидат философских наук, старший преподаватель кафедры «Социальных наук»
Семилетова Светлана Владимировна, кандидат биологических наук, старший преподаватель кафедры физиологии и патофизиологии. Область применения категории слушателей, на обучение которых рассчитана программа iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины «Местное самоуправление...
Автор: Петошина С. И., кандидат философских наук, старший преподаватель кафедры «Социальных наук»


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск