Скачать 75.77 Kb.
|
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №7 им. Н.К.Крупской» Конспект логопедического занятия по теме «Дифференциация звуков и букв «З» - «Ж» в словах и предложениях (игра «Брейн-ринг») Учитель- логопед Егорова Лариса Борисовна Кольчугино Тема. Дифференциация звуков и букв «З»-«Ж» в словах и предложениях. Цели занятия: Образовательные: - закрепление умения различать звуки «З»-«Ж» на слух и на письме; - развитие навыков фонематического анализа и синтеза; - обогащение лексики по теме «Животные»; - закрепление навыков звуко-слогового анализа и синтеза (определения количества слогов, последовательности звуков в словах); - учить образовывать словосочетания по типу «прил. +сущ.» и составлять предложения с использованием этих словосочетаний; - учить работать с деформированным текстом. Развивающие: - развитие зрительного и слухового восприятия, внимания, воображения, мышления. Воспитательная: - воспитание навыков совместной деятельности. Оборудование: изображение солнышка и звездочки, два конверта, жетоны для жеребьевки двух цветов с написанными на обратной стороне буквами, жетоны для подведения итогов, табличка «З-Ж», символы гласных букв с наборными полотнами, изображение фигуры Поппельрейтера, изображение змеи и жука, наборы букв «З» и «Ж» для всех участников, «звуковые» полоски, наборные полотна, карточки со словами для образования словосочетаний, карточки для работы по слоговой структуре слова, тексты с ошибками, деформированные тексты, два набора разрезных картинок, два флажка. Столы в кабинете расставлены для двух команд. Для комплектования команд перед началом занятия проводится жеребьевка между участниками игры. Ход занятия. Логопед. Сегодня у нас необычное занятие. Мы проведем игру «Брейн-ринг». После проведения жеребьевки у нас получились две команды. У каждой команды должно быть название. Переверните ваши жетоны и попробуйте сложить из букв, которые написаны на обратной стороне жетонов, слово. Это и будет название команды. Ах, вы не можете? Правильно, у вас не хватает букв. Я добавлю недостающие буквы. Дети собирают слова «звездочка» и «солнышко». После этого выбирают капитанов. Эмблемы команд прикрепляются на доске. Логопед. Теперь я расскажу об условиях игры. Я буду задавать вопросы. Если вы готовы отвечать, то должны поднять флажок. Кому из вас отвечать, решает капитан. За каждое правильно выполненное задание команда получает по одному жетону, которые я буду складывать вот в эти конверты (конверты прикрепляются на доске под эмблемами). Те, кто выполнит задание первыми, получит еще один жетон. Начнем игру. Выделение первых звуков в словах. Демонстрируется картинка с изображением змеи в виде буквы «З» и жука в виде буквы «Ж» Логопед. - Каких представителей животного мира вы здесь видите? (жука и змею). - С какого звука начинается слово «змея»? («з»). - Дайте его характеристику (согласный, звонкий, твердый). - С какого звука начинается слово «жук»? («ж»). - Дайте его характеристику (согласный, звонкий, твердый). - Оба звука согласные, звонкие, твердые. А в чем же их отличие? (в подъеме языка, в раскрытии рта). з ж язык губы - Что еще заметили? (змея похожа на букву «з», жук похож на букву «ж»). - Поэтому сегодня во время игры мы будем различать на слух и на письме звуки и буквы «ж», «з». Чтение цепочки слогов по артикуляционным признакам У - у - у - у - у а - а - а - а - а Работа над гласными звуками. Определение слова по гласным звукам. Логопед. - Знаете ли вы имена со звуками «з», «ж» (дети называют). - Отгадайте, какое имя я загадала (детям предлагается схема гласных букв). Захар Зинаида Кузьма Рузанна Жора Снежана Выделение отдельных слов из строчки букв (развитие концентрации внимания) Логопед. - В этих строчках спрятаны слова. Выберите их и подчеркните (на доске прикреплены две длинных полосы бумаги с написанным набором букв) абкузнечиклбдивжукаиблстрекозавкдижуравль рмнкозафложирафтшкзебраоусмжук (дети называют слова и подчеркивают их) - В каждой строчке найдите лишнее слово (журавль, жук). - Почему так решили? (журавль – это птица, а кузнечик, жук, стрекоза – насекомые; жук – насекомое, а коза, жираф, зебра – животные). Определение места звука в слове. Логопед. - Пользуясь звуковыми полосками и карточками с буквами «з», «ж», определите место звука в слове и укажите его. Прыжок, мимоза, заноза, творожок, разжал, железо, звезда. • • • • • • • • • Ж Развитие внеречевых процессов (восприятия, зрительной памяти). Развитие звукобуквенного анализа. (демонстрируется фигура Поппельрейтера: контурные изображения предметов, наложенных друг на друга) Логопед. - Назовите предметы, которые вы видите на этом запутанном рисунке. (см. Приложение). - Назовите слова, которые обозначают живые предметы. А теперь назовите слова, которые обозначают неживые предметы. - Найдите на этом рисунке предметы, в названии которых есть звук «з». Назовите их. - Найдите на этом рисунке предметы, в названии которых есть звук «ж». Назовите их. - А теперь найдите предмет, в названии которого есть оба этих звука. - Назовите предметы, в названии которого звук «з» на 1-ом месте, на 3-ем месте, встречается дважды. Назовите предметы, в названии которого звук «ж» на 1-ом месте, на 2-ом месте, на 4-ом месте. ( затем изображение закрывается) - Вспомните, пожалуйста, все предметы, которые вы видели на этом рисунке. (дети называют предметы, которые запомнили) Выбор нужного слога «за» или «жа». (детям предлагаются листы со словами, в которых отсутствуют слоги «за» или «жа») Логопед. - Догадайтесь, пожалуйста, какого слога не хватает в этих словах, и запишите его. (Дети выполняют задание, затем 1 команда зачитывает слова со слогом «за», а 2 команда - со слогом «жа») СА … ЗА … КО … СА … ЛИ ПИ … МА БА … СКА … ЛИ … БА ЛИ … ЛИ Физминутка Раз, два – выше голова, Три, четыре – руки шире, Пять, шесть – всем присесть, Семь, восемь – встать просим, Девять, десять – сели вместе. Работа над слоговой структурой слова. Логопед. - По слоговой схеме определите, какие слова я загадала. (Карточки с заданием устроены таким образом, что слово-ответ находится внизу на загнутой полосе картона (см.Приложение). После получения ответа детей, логопед открывает слово-отгадку) 1 – 3 – 3 1 – 1 – 2 1 – 1 – 2 1 - 2 – 3 Луна гвозди круги муравей Урожай дикарь железо розы Ступенька река сова рубашка Лужайка гвоздика кружева музыка Составление словосочетаний по схеме прил. + сущ. Использование полученных словосочетаний при составлении предложений. Логопед. - Ребята, теперь вам даются 10 карточек со словами и одно наборное полотно (см. Приложение). Ваша задача – составить из этих слов словосочетания, соединив подходящие по смыслу слова. Свежий ружье Полезное ветер Железное кольцо Пассажирский поезд Заряженное занятие (Дети выполняют задание). Логопед. - Прочитайте полученные словосочетания. Составьте с этими словосочетаниями предложения. Работа с разрезными картинками (развитие аналитико-синтетических способностей, пространственного воображения, классификации и логического обобщения) Логопед. - Сейчас я каждой из команд раздам по 8 разрезанных картинок (см. Приложение) Подумайте, на какие две группы их можно разделить. (Логопед достает две коробки и высыпает содержимое на стол каждой команде. Дети выполняют задание). - Ответьте теперь, на какие две группы вы разделили картинки (животные и насекомые). Текст с ошибками. Логопед. - Я принесла вам стихи одного мальчика. Он еще очень маленький, поэтому допускает много ошибок. Поможете ему исправить их? (Детям предлагается текст с ошибками. Они исправляют их красным фломастером). Медвезата Не жнали медвезата, Что колются езата, И давай с ежатами Играть, как с медвезатами Вдруг медвезата в слезы: - Езики – жанозы! Испугались езики. Несут щипцы и нозики. И давай по штучке Вынимать колючки. Деформированный текст. Логопед. - Наша игра подходит к концу. Можно уже подсчитать количество набранных жетонов, но у меня осталось еще одно задание. Ребята, помогите мне сложить текст. (Дети собирают текст, в котором предложения написаны на отдельных полосках бумаги. Текст см. в Приложении). Подведение итогов игры: Дети подсчитывают количество набранных жетонов и определяют, чья команда выиграла. |
Конспект логопедического занятия в 1 классе по теме «Дифференциация звуков [Ц] [С]» Бодряков В. Ю., зав кафедрой математического анализа, д ф м н., доцент, математический факультет Ургпу | Конспект логопедического занятия с подгруппой детей по теме: "Дифференциация звуков " Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Муралинская основная общеобразовательная школа | ||
Конспект логопедического занятия в 1 классе План – конспект урока русского языка в 7 классе по теме "Буква -ь- после шипящих на конце наречий" (использованный Ворониной В. М.... | Конспект логопедического занятия в 1 классе План – конспект урока русского языка в 7 классе по теме "Буква -ь- после шипящих на конце наречий" (использованный Ворониной В. М.... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Конспект логопедического занятия «Лесное Путешествие» по лексической теме «Насекомые» | Конспект логопедического занятия во 2 классе «Дифференциация г к» План – конспект урока русского языка в 7 классе по теме "Буква -ь- после шипящих на конце наречий" (использованный Ворониной В. М.... | ||
Конспект индивидуального логопедического занятия по формированию... Этот урок сегодня | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Конспект логопедического занятия по теме «Зима» для обучающихся 1-х классов, имеющих общее недоразвитие речи | ||
Конспект логопедического занятия для детей старшей логопедической... Место работы: кгоу дод камчатский центр детско-юношеского туризма, г. Петропавловск-Камчатский, Камчатский край | Конспект логопедического занятия в старшей группе Этот урок сегодня | ||
Конспект занятия по теме «Прошивание угла» Конспект занятия по теме... Методические разработки к программе дополнительного образования «Играем в экологию» | Конспект логопедического занятия в старшей группе «Звук Вь. Дифференциация звуков в-вь» Этот урок сегодня | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Воспитание правильного звукопроизношения у детей дошкольного возраста – одна из главных задач в системе работы логопеда в детском... | Конспект логопедического занятия Бодряков В. Ю., зав кафедрой математического анализа, д ф м н., доцент, математический факультет Ургпу | ||
Конспект логопедического занятия Рассмотрено и утверждено на заседании учёного совета факультета технологии и дизайна (протокол от «22»марта 2012 г. №7) | Конспект логопедического занятия : группа онр, 2 класс. Тема: «Синонимы» Методическое сопровождение педагога в условиях внедрения федеральных государственных требований |