Конспект логопедического занятия





Скачать 79.09 Kb.
НазваниеКонспект логопедического занятия
Дата публикации16.10.2013
Размер79.09 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Право > Документы
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 43» города Чебоксары

Чувашской Республики

Конспект

логопедического занятия

с использованием ИКТ по теме

«Дифференциация гласных У-Ю, служащих для обозначения твёрдости и мягкости согласных»

для обучающихся 2-го класса

Конспект подготовила

Учитель-логопед

МБОУ «СОШ №43»

Лебедева Н.М.

Дата проведения 11.12.2012 г.

Чебоксары, декабрь, 2012 г.
Дифференциация гласных У–Ю,

служащих для обозначения твердости и мягкости согласных
Класс: 2

Логопедическое заключение: нарушение чтения и письма, обусловленное ОНР III-IV уровня (дисграфия на почве нарушения фонемного распознавания)

Форма проведения занятия: группа из 5 человек.

Тип занятия: открытия новых знаний

Цель: формирование умения дифференцировать твёрдые и мягкие согласные звуки перед гласными У – Ю.

Задачи:

Коррекционно-образовательный аспект:

  • формировать умение сравнивать согласные по твердости-мягкости и обозначать их на письме буквами “У” и “Ю” на уровне слога, слова, словосочетания и предложения;

  • закреплять навыки звукового, слогового анализа и синтеза слов;

  • формировать фонематическое восприятие;

Развивающий аспект:

  • развивать умение сравнивать, выделять главное, синтезировать отдельные части в единое целое;

  • развивать речедвигательные и слуховые ощущения;

  • обогащать и уточнять словарный запас;

  • совершенствовать грамматические формы речи;

  • добиваться понимания инструкций и четкого их выполнения;

  • развивать коммуникативные навыки;

  • развивать ключевые компетенции.

Воспитательный аспект:

  • воспитывать умение осуществлять самоконтроль;

  • воспитывать ответственное отношение к учебной деятельности;

  • воспитывать умение самостоятельно оценивать результаты своей деятельности.

Этапы занятия: подготовительный, основной, заключительный.

Оборудование:

    1. Экран, компьютер, проектор, презентация по теме.

    2. Индивидуальные карточки (раздаточный материал): зелёные и синие квадраты, слоговые таблицы, карточки с пропущенными буквами У, Ю.

    3. Мяч

    4. Ручки, простой и цветные (красный, зелёный, синий) карандаши.

    5. Зеркала на каждого ребёнка.

Ход логопедического занятия

  1. Подготовительный этап

Я тетрадочку открою,

И наклонно положу.

Я друзья от вас не скрою,

Ручку правильно держу.

Сяду прямо, не согнусь,

За работу я примусь!

2. Организационный момент

Приветствие. Проверка готовности к занятию.

Учитель: На занятии наши глаза внимательно смотрят и все … (видят)
Наши уши внимательно слушают и все … (слышат)
Голова запоминает и … (думает)

2. Постановка цели занятия (слайд №1)

– Сегодня мы будем учиться различать на слух твердые и мягкие согласные звуки с помощью гласных букв. Узнать с какой парой гласных букв мы будем работать, вы сможете, выполнив первое задание.

Возьмите листы с заданиями и синюю ручку, в центре верхней строки запишите дату и поставьте точку.

Задание 1. В ряду букв найдите слова.

пллжвдкёклювэапюлокнеукшжключчвакузггфовадлопкгуелаонплюсвыролкцкругуцгагдругваегншвкуслвд

  • Какие слова вы нашли (слайд №2)(Ключ, клюв, плюс, круг, друг, вкус)




  • Сравним эти слова по написанию. Что общего в написании этих слов? (Состоят из четырех букв, одна гласная буква в середине слова.




  • Чем отличаются эти слова? (В одних словах гласная буква У, а в других буква Ю.)




  • На какие две группы можно разделить эти слова? (Учитель-логопед распределяет слова на слайде №3 по группам).




  • Распределите эти слова по группам. Я на экране, а вы на своих листочках.


клюв круг

ключ друг

плюс вкус

  • Подчеркните гласные буквы красным цветом.




  • Обозначим твердость или мягкость согласного перед гласной буквой.




  • Каким цветом обозначим твердость согласного? (Синим.)




  • Каким цветом обозначим мягкость согласного? (Зеленым.)




  • Как звучат согласные перед буквой У? (Твердо.)




  • Как звучат согласные перед буквой Ю? (Мягко.)




  • Сформулируйте тему нашего занятия.

После ответов тема появляется на экране: “Буквы У-Ю после согласных” (слайд №4)

3. Основная часть

1. Дифференциация У-Ю на уровне слога:

Потренируемся различать твердые и мягкие согласные на слух:

  1. Если я произнесу слог или слово с мягким согласным, поднимите зеленый круг; если с твердым согласным – поднимите синий круг (у уч-ся на партах два квадрата: зеленый и синий).

Бу, ту, лю, ку, мю, тю, сю, зу;
Лук, тюк, круг, люк, стул, куст;

  1. “Игра с мячом”. Послушайте и повторите за мной цепочки слогов:

Бу-бю-бу;
тю-ту- тю;
лю-лю-лу;
му-му-мю,
сю-су-сю.

  1. Слоговой анализ. Работа по заполнению слоговой таблицы (слайд №5):

Заполним слоговую таблицу (задание 2 на листах)

 

С

П

Д

Л

Б

Т

К

У

 

 

 

 

 

 




Ю

 

 

 

 

 

 




А) Я скажу слово, а вы выделите нужный слог и запишите его в нужное окошко таблицы.

Первый слог – СУхой; ДУмать, ЛЮди, ТЮлени;


Второй слог слова – арБУзы, лоПУхи, гоЛУби, инДЮки

Б) Дополните таблицу самостоятельно.

– Какая гласная буква является показателем твердости согласного?


– Какая гласная буква является показателем мягкости согласного?


- Прочитайте слоги парами так, чтобы первый слог был с мягким согласным, а затем с твердым.

2. Физкультурная пауза.

1) «Лезгинка». Ребёнок складывает левую руку в кулак, большой палец оставляет в сторону, кулак разворачивает пальцами к себе. Правой рукой прямой ладонью в горизонтальном положении прикасается к мизинцу левой. После этого одновременно меняет положение правой и левой руки (6-8 смен позиций). Необходимо добиваться высокой скорости смены позиций.

2) «Думающая шапочка» (Э.Баллингер) Массаж ушей - указательными и большими пальцами рук начинать массажировать с верхнего края уха и продолжать вниз до мочки уха (10-15 раз). Упражнение способствует повышению внимания, улучшению слуха и речи, активизации памяти.

3) «Упражнения на развитие пространственной ориентировки»

- Правой рукой дотронуться до затылка;

- Левой рукой дотронуться до правого локтя;

- Правой рукой дотронуться до левого колена;

- Левой рукой дотронуться до правого мочка уха.

3. Дифференциация У-Ю на уровне слова и словосочетания

1) Работа со словами-паронимами:

Лук-люк

- Чем похожи эти слова? (буквами Л, К)

- Чем различаются (по написанию, по звучанию, по смыслу)

- Составьте предложения с этими словами.

(Аналогично проводится работа с паронимами тук-тюк и др.)

2) Зашифруй слово буквами У-Ю, цифрой обозначь место буквы в слове (слайд №6)



  • Кто нарисован на первой картинке? (гусь)

  • Какую букву напишем в слове гусь – У или Ю. Почему?

  • Какой по счету напишем букву У?

Зашифруем картинку: У-2. Такая же работа ведется с остальными картинками.
Как можно обобщить эту группу слов? (домашние птицы)

3) Вставь букву У или Ю в слова.

Кр__глая б___блик

Хр__стальная с__п

Пл___шевые л___стра

Л__ковый л___на

Вк__сный игр___шки

Составьте словосочетания, соединив их стрелочками слова первого столбика со словами второго столбика. Запишите получившиеся словосочетания. 
Обозначьте выбор гласной буквы в словах цветом, объяснив свой выбор.

  1. Дифференциация У-Ю на уровне предложения

Графический диктант (вспомнить правила написания графического диктанта):

1) Катюша кормит кур. Ю --- У.

2) Куры клюют зёрна. У ЮЮ ---.

3) Илюша любит лук. Ю Ю У.

4)Юля надела юбку. Ю --- Ю.

5)Люба и Лёша гуляют. Ю --- --- УЮ.

6)Юра встал рано утром. Ю --- --- У.

4. Заключительный этап

1) Экспресс-опрос

– Какие согласные мы учились различать на слух? (твёрдые – мягкие)
– С какой парой гласных букв мы работали на занятии? (У-Ю)
– Какая из букв обозначает мягкость согласного на письме? (Ю)
– Какая из букв обозначает твердость согласного на письме? (У)

2) Итоговая рефлексия.

Оцени работу сам:

Я научился различать твердые и мягкие согласные

Дети рисуют на полях тетради небольшой кружок и поставить в нем один из знаков препинания, обозначающих завершение предложения.

«Восклицательный знак» - всё понял на занятии !

«Знак вопроса» - что-то на занятии осталось непонятным ?

«многоточие» - тема кажется непонятной. ….

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Конспект логопедического занятия iconКонспект логопедического занятия в старшей группе
Этот урок сегодня
Конспект логопедического занятия iconКонспект логопедического занятия в старшей группе «Звук Вь. Дифференциация звуков в-вь»
Этот урок сегодня
Конспект логопедического занятия iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Воспитание правильного звукопроизношения у детей дошкольного возраста – одна из главных задач в системе работы логопеда в детском...
Конспект логопедического занятия iconКонспект логопедического занятия
Рассмотрено и утверждено на заседании учёного совета факультета технологии и дизайна (протокол от «22»марта 2012 г. №7)
Конспект логопедического занятия iconКонспект логопедического занятия в 1 классе
План – конспект урока русского языка в 7 классе по теме "Буква -ь- после шипящих на конце наречий" (использованный Ворониной В. М....
Конспект логопедического занятия iconКонспект логопедического занятия в 1 классе
План – конспект урока русского языка в 7 классе по теме "Буква -ь- после шипящих на конце наречий" (использованный Ворониной В. М....
Конспект логопедического занятия iconКонспект логопедического занятия во 2 классе «Дифференциация г к»
План – конспект урока русского языка в 7 классе по теме "Буква -ь- после шипящих на конце наречий" (использованный Ворониной В. М....
Конспект логопедического занятия iconКонспект логопедического занятия в 1 классе по теме «Дифференциация звуков [Ц] [С]»
Бодряков В. Ю., зав кафедрой математического анализа, д ф м н., доцент, математический факультет Ургпу
Конспект логопедического занятия iconКонспект открытого логопедического занятия в старшей группе: «Гласные буквы и звуки»
Ладыженская Т. А.,Баранов М. Т., Тростнецова Л. А. и др. Русский язык. Просвещение,М.,2006
Конспект логопедического занятия iconКонспект логопедического занятия : группа онр, 2 класс. Тема: «Синонимы»
Методическое сопровождение педагога в условиях внедрения федеральных государственных требований
Конспект логопедического занятия iconКонспект логопедического занятия с подгруппой детей по теме: "Дифференциация звуков "
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Муралинская основная общеобразовательная школа
Конспект логопедического занятия iconКонспект логопедического занятия по теме
Тема: Правописание буквы ы и после Ц. Учебник «Русский язык 5 класс» под редакцией М. М. Разумовской, 2009
Конспект логопедического занятия iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конспект итогового логопедического занятия за I полугодие в подготовительной группе
Конспект логопедического занятия iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конспект подгруппового логопедического занятия в старшей логопедической группе «Белочка»
Конспект логопедического занятия iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конспект фронтального логопедического занятия по совершенствованию лексико–грамматичнских представлений
Конспект логопедического занятия iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конспект логопедического занятия «Лесное Путешествие» по лексической теме «Насекомые»


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск