Скачать 1.55 Mb.
|
ЗДОРОВЬЕ ШКОЛЬНИКОВ Здоровье — это не только отсутствие болезни и физических дефектов, а состояние полного физического, духовного и социального благополучия. Это отражено в материалах Всемирной организации здравоохранения. Основной отличительной особенностью ребенка является то, что он растет и развивается по определенным законам и не является копией взрослого человека. Здоровье ребенка тесно связано с уровнем его физического, умственного и функционального развития. Младший школьный возраст (с 7 до 11 лет) В этом периоде происходит полная смена молочных зубов на постоянные. Все анатомо-физиологические особенности органов становятся как у взрослого человека. Ребенок начинает осваивать школьную программу, формируются сложная координация мелких мышц. Еще больше развиваются интеллект, трудовые навыки. Следует отметить, что в этом возрасте формируется мышечная система. Старший школьный возраст (12—16 лет) Этот возраст характеризуется усиленным ростом, перестройкой эндокринной системы. Происходит быстрое половое созревание, причем раньше оно начинается у девочек, затем — у мальчиков. В этом периоде часто отмечаются функциональные расстройства, обусловленные быстрым ростом всего тела, отдельных органов, а также неустойчивостью вегетативной, нервной и эндокринной системы. В этом возрасте полностью формируется характер. Этот период считается трудным периодом психологического развития. Каждому ребенку свойственен свой путь развития, зависящий от индивидуальных особенностей организма, воздействия внешней среды и других факторов. Физическое развитие детей — это комплекс морфофункциональных характеристик организма. Для контроля за физическим развитием необходима оценка изменений размеров тела, телосложения, мышечной силы и других показателей. В соответствии с периодами детства отмечается неравномерность нарастания тех или иных показателей. После рождения происходит постоянное снижение темпов нарастания отдельных показателей. В одном возрасте доминируют процессы роста, а в другом — процессы развития различных органов Резервы здоровья – это потенциал, возможность и необходимое условие для успешного физиологического, психологического, личностного, социального, профессионального и демографического становления человека. Наличие резервов здоровья необходимо школьнику для обеспечения основного вида деятельности процесса обучения, а также правильного роста и развития. Эти сложные процессы должны быть обеспечены достаточными физиологическими ресурсами. При их снижении школьники вынуждены платить высокую «физиологическую стоимость» за обучение, отмечается снижение адаптационных способностей организма, продуктивности и работоспособности, появляются функциональные расстройства здоровья и болезни. Это понятие имеет два аспекта: - Антропоморфный – это соответствие количественных параметров (размеры) тела возрастным и половым нормам, а также гармоничное их соотношение. - Функциональный – близко к понятию «тренированность». Это способность различных систем организма выполнить работу определенной мощности, проявляя при этом такие качества как гибкость, ловкость, сила и выносливость. Что развивает резервы здоровья? Здоровый образ жизни: режим питания, правильно подобранный режим и интенсивность физических нагрузок, комплекс профилактических мероприятий. Для достижения поставленной цели – формирования потенциала здоровья ребенка методами физической культуры, важно обращать внимание на следующее: необходима постоянная работа под присмотром тренеров и врачей спортивной медицины; соблюдение этапности в работе. Выделяют два этапа – начальный и основной. На начальном этапе продолжительностью от 6 месяцев до 1,5 года происходит адаптация ребенка к физической нагрузке, обучение базовым навыкам физических упражнений и способам самоконтроля за своим состоянием, коррекция режима дня, профиля питания. Содержание : лечебная и адаптивная физическая культура, общая физическая подготовка, элементы спорта. На основном этапе осуществляется формирование резервов различных систем организма .обеспечение гармоничности его развития, воспитание мотивации на здоровый образ жизни. Содержание: систематические занятия различными видами спорта в течение нескольких лет, проведение двухразового базового тестирования, обучение психофизической саморегуляции и методам преодоления стресса. Физические нагрузки у ребенка являются необходимым условием гармонического развития поскольку оптимальный режим физических нагрузок способствует: - удовлетворению биологической потребности в движении; - сохранению умственной работоспособности на протяжении учебного дня; - активному развитию функциональных резервов систем организма; - благоприятному формированию физических качеств – ловкость. Сила, гибкость, выносливость и т.д. Движение — это жизнь. Недостаточная активность мышц приводит к неполной реализации генетических возможностей человека. Регулярные же физические упражнения улучшают деятельность всего организма, повышают уверенность в себе, улучшают настроение, дают ощущение радости. Хранить энергию, не расходуя, значит ее потерять. При бездействии той или иной группы мышц уменьшается количество сигналов, идущих по нервной системе в ее высшие отделы, из-за чего снижается активность коры головного мозга, нарушается связь между отдельными системами организма, падает общий тонус, нарушается обмен веществ. Недостаточность физической нагрузки приводит к слабости сердечной мышцы, застойным явлениям во внутренних органах, к ожирению. При правильном соблюдении других режимов (питания, сна и т. д.) физическая нагрузка является наиболее сильным фактором, предотвращающим скопление шлаков в организме. Она повышает теплоту тела, укрепляет суставы и сухожилия, делает более плотной костную ткань. Физическая активность мышц предупреждает образование холестерина в крови, усиливает дыхание, ускоряет движение крови, стимулирует работу желез и, следовательно, удаление отходов из уставшей части организма. Работа мышц при ходьбе или беге облегчает работу вен, главной функцией которых является сбор бедной кислородом крови и передача ее в легкие для нового обогащения кислородом. Регулярные занятия физическими упражнениями увеличивают вдвое эластичность и емкость сосудов, а перерождение тканей сосудов после прекращения упражнений происходит во много раз медленнее. -профилактике и снижению заболеваемости; Выполнение физических • упражнений в течение 20—30 мин способствует увеличению количества и активности лейкоцитов, ответственных за распознавание и уничтожение пораженных вирусом клеток. Одновременно повышается и количество р-лимфоцитов, которые в иммунной системе несут ответственность за производство антител. Однако чрезмерные физические нагрузки, через силу, не в удовольствие, ослабляют иммунную систему. Показателем тому может служить исследование слюны спортсменов. В слюне здоровых людей обычно находится большое количество антител, которые уже во рту уничтожают различных возбудителей болезней, особенно бактерий, вызывающих заболевания верхних дыхательных путей. После двухчасовой интенсивной физической нагрузки концентрация антител в слюне понижается на 65%. И только после однодневного перерыва, в течение которого организм предоставлен бактериям и микробам, концентрация антител вновь достигает нормальной величины. Ученые установили, что регулярная физическая нагрузка может повысить количество клеток-лейкоцитов, ответственных за уничтожение клеток, инфицированных ВИЧ-инфекцией. Физические упражнения стимулируют иммунную систему следующим образом: Умеренная физическая нагрузка приводит к реакции организма, похожей на легкое воспаление. Организм реагирует на это мобилизацией иммунной системы. В результате этой мобилизации фагоциты и лейкоциты активизируются даже против некоторых дегенеративных и злокачественных клеток. Р-лимфоциты, отвечающие за производство антител, становятся активнее в результате умеренной физической нагрузки. Физическая деятельность побуждает иммунные клетки (лимфоциты и фагоциты) к тому, чтобы высвобождать определенные сходные с белками вещества (так называемые цитокины и лимфокины). Эти вещества служат для передачи специальных сигналов, с помощью которых различные отделы иммунной системы могут лучше координировать свою деятельность. Это способствует более эффективной работе собственной защиты -формированию навыков здорового образа жизни Нормы физических нагрузок ГИГИЕНИЧЕСКАЯ НОРМА СУТОЧНОЙ ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДЕКТЕЙ (по данным акад.РАМН А.Г.Сухарева)
ОПТИМАЛЬНЫЙ ОБЪЕМ ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНЕОСТИ ДЕТЕЙ В ШКОЛЕ
При занятии ребенка спортом необходимо обратить внимание:
Ключевые факторы формирования резервов здоровья детей школьного возраста. Уважаемые родители! У нас нет сомнений, что с вашей стороны Вы уже сделали и продолжаем делать, все возможное и не возможное, чтобы Ваш ребенок вырос крепким и здоровым. И, тем не менее, не смотря на все приминаемые с Вашей стороны и школы усилия, Индекс физического здоровья (ИФЗ) у45-50% школьников имеет сниженное, иногда до критических величин значение. Критическое снижение этого показателя у ребенка чаше всего говорит о следующем: - у ребенка имеется значительное снижение уровня резервов здоровья и работоспособности - имеются признаки общею физическою недоразвития или дисгармоничного развития - вероятно, имеются хронические заболевания или нарушения развития - имеются серьезные нарушения режима дня и образа жизни - имеется дефицит или избыток физической нагрузки Речь идет о малоподвижном образе жизни детей. Увы, зачастую детей формируют диван, компьютер и телевизор. Даже, если ребенок где-то занимается, не факт, что эти занятия как минимум эффективны и развивают ребенка всесторонне. и Вы, Уважаемые Родители, давайте посмотрим правде в глаза, не всегда находи достаточно времени, чтобы уделить внимание всем нюансам формирования здоровья своею ребенка, зачастую не обладаете необходимой для этого суммой знаний навыков из этой сферы. Детальное изучение этого вопроса, наш опыт работы и многочисленные встречи с Вами Уважаемые родители. показали, что зачастую Вы не уделяете достаточное внимание 4-м КЛЮЧЕВЫМ ФАКТОРАМ формирования здоровья Вашею ребенка, хотя они Вам хорошо известны: 1. Режим дня 2. Питание 3. Физические нагрузки 4. Социально — психологическое окружение ребенка. Недостаточное внимание с Вашей стороны к организации этих факторов в образе жизни ребенка значительно снижает эффективность Ваших усилий. Предлагаем Вам, используя краткую методичку, самостоятельно провести анализ четырех ключевых факторов по трем шагам: Шаг первый. Составляем описание КЛЮЧЕВЫХ ФАКТОРОВ. Шаг второй. Анализируем! Шаг третий. Составляем план действий. В скором времени Вы получите удивительные результаты! Краткая методичка Шаг 1. Составляем описание КЛЮЧЕВЫХ ФАКТОРОВ. !!! От того, насколько Вы будете сейчас внимательны и старательны, зависит результат всей работы. Не пропускайте деталей! 1. Режим дня ребенка: (описывается подробно по всем дням недели) время пробуждения, пребывание в школе, время отдыха, время на домашнее задание, прогулки и другие занятия. Продолжительность сна. !!! Описывается фактически сложившийся режим дня с Вашими краткими комментариями Понаблюдайте за ребенком в течение недели. Вечером запишите весь хронометраж - прошедшего дня.
|