Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
страница1/16
Дата публикации19.05.2014
Размер1.92 Mb.
ТипУчебное пособие
100-bal.ru > Биология > Учебное пособие
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   16
Практическое занятие 1

Тема: ПРИЧИНЫ ЗАБОЛЕВАНИЯ И ТРАВМАТИЗМА У ДЕТЕЙ,

ВЛИЯНИЕ ИХ НА ОРГАНИЗМ

Учебные вопросы:

1. Профилактика детского травматизма в дошкольных учреждениях

2. Виды детского травматизма, оказание доврачебной помощи
Литература:

1. Дробинская А.О. Основы педиатрии и гигиены детей раннего и дошкольного возраста: Учеб.пособие для студ. ВУЗов. – М.:Гуманит.изд.центр ВЛАДОС, 2003. – 400 с.

2. Безруких М.М. Возрастная физиология: (физиология развития ребенка): учеб.поосбие для студ.ВУЗов / М.М.Безруких, В.Д.Сонькин, Д.А.Фарбер. – 3-е изд. – М.: Издат.центр «Академия», 2008. – 416 с.

3. Артюнина Г.П., Игнатькова С.А. Основы медицинских знаний: Здоровье, болезнь и образ жизни: Учебное пособие для высшей школы. – 4-е изд., перераб. – М.: Академический Проект; Гаудемус, 2008. – 560 с.

1. Профилактика детского травматизма в дошкольных учреждениях

Любознательность, подвижность, недостаточные ловкость и координация, маленький жизненный опыт и несформированное чувство опасности приводят к тому, что дети легко могут попасть в опасную ситуацию, получить травму или пост­радать еще каким-либо образом. Ответственность за предуп­реждение несчастных случаев целиком лежит на взрослых, воспитывающих детей. Именно они должны предусмотреть возможность несчастья, предупредить его, а при необходимос­ти оказать неотложную помощь, от качества которой, возмож­но, будет зависеть жизнь ребенка.

Профилактика детского травматизма и несчастных случа­ев составляет важную часть всей профилактической работы в дошкольном учреждении. Ей уделяется большое внимание при организации всей работы дошкольного учреждения, ее требования включены во все санитарно-технические и сани­тарно-гигиенические нормативы.

Для предупреждения, детского травматизма и несчаст­ных случаев дети всегда должны находиться в поле зрения взрослых, не оставаться одни ни в помещении, ни во время прогулок. Вся мебель должна быть устойчивой, картины — висеть прочно, электроприборы, штепсели, выключатели должны быть недосягаемы для детей. На территории до­школьного учреждения необходимо удалять все острые пред­меты: гвозди, железо, стекло и др. В местах прогулок за пределами территории должны быть надежно закрыты сточ­ные люки, не должно быть канав и ям с водой.

Мелкие предметы для игр детям не даются и хранятся в не­доступных для них местах. Все медикаменты должны хранить­ся в запертых шкафах и быть абсолютно недоступны детям.

Во избежание ожогов ведра с горячей водой могут вносить­ся в группы только во время прогулок или сна детей. Кастрю­ли с супом можно подавать в группу только после того, как они простоят на пищеблоке снятыми с огня 10 минут. В груп­повом помещении нельзя оставлять кастрюли с супом без присмотра, раскладывать пищу надо на высоком раздаточном столе (по росту взрослого).

Однако даже при соблюдении всех приведенных правил во время занятий, игр, прогулок на свежем воздухе дети могут получить травмы, подвергнуться укусам насекомых, змей, жи­вотных, влияниям высоких или низких температур. Во всех случаях работники детских учреждений (медперсонал, воспи­татели, заведующая) должны уметь быстро оказать ребенку первую доврачебную помощь. В некоторых случаях жизнь ре­бенка зависит от оказания эффективной реанимационной по­мощи в течение первых минут после происшествия. Поэтому необходимо, чтобы взрослые, работающие с детьми, владели эффективными приемами восстановления дыхания и крово­обращения, знали, как оказывать помощь больному в каждом конкретном случае, и имели возможность срочно вызвать скорую и неотложную медицинскую помощь.

В дошкольных учреждениях средства оказания экстрен­ной помощи должны, находиться в медицинском кабинете, в каждой группе должны быть сумки-аптечки первой помощи и общая сумка-аптечка для оказания экстренной помощи вне стен учреждения.

При возникновении несчастного случая взрослые должны сохранять полное самообладание, подходить к ребенку спо­койно, уверенно, чтобы он не нервничал. Если около постра­давшего собралось несколько взрослых, руководить оказанием первой помощи должен кто-либо один, а остальные помогать ему только тогда, когда он потребует. Первую помощь следует оказывать быстро, ловко, по возможности не вызывая допол­нительных болевых ощущений. Прежде всего ребенка надо удобно уложить или посадить (смотря по состоянию), осла­бить все стягивающие его тело части одежды (пояс, ворот­ник). При повреждении конечности сначала снимают одежду со здоровой, а затем очень осторожно с поврежденной конеч­ности. В некоторых случаях, в особенности при переломах и ожогах, одежду надо не снимать, а разрезать по швам.
2. Виды детского травматизма, оказание доврачебной помощи

Виды повреждений в зависимости от характера бывают механические (при падении, ударе), физические (при воз­действии высокой или низкой температуры — ожоги, обмо­рожения, действие электрического тока, проникающей ра­диации и т. п.), химические (при воздействии на ткани разных химических веществ — кислот, щелочей, отравляю­щих веществ и пр.).

Различают закрытые и открытые повреждения. К пер­вым относятся повреждения, при которых отсутствует нару­шение целости кожи и слизистых оболочек: ушибы мягких тканей, растяжения связок, большинство вывихов и перело­мов. Открытые повреждения связаны с нарушением целости наружных покровов: раны, открытые вывихи и переломы, ожоги и др.

Закрытые повреждения. Самым частым закрытым повреж­дением бывает ушиб. При ушибах целость кожи не наруше­на, нет наружного кровотечения, но под кожей в мышцах травмируются небольшие кровеносные сосуды, из которых кровь просачивается в ткани. На месте ушиба появляются припухлость и синюшно-красное пятно, которое постепенно меняет свой цвет на сине-багровый, зеленый и желтый (кро­воподтек, или синяк).

При сильных ушибах, особенно при падении с высоты, могут произойти повреждения внутренних органов, черепа, таза, грудной клетки и др.

Для уменьшения боли и кровоизлияния на ушибленное мес­то прикладывают холод — пузырь с холодной водой или холод­ные примочки. Ушибленную часть тела хорошо приподнять и обеспечить ей полный покой. Когда боль утихает и уменьшает­ся опасность кровотечения (в легких случаях через 1-2 дня), можно делать теплые ванны, согревающие компрессы, массаж.

При ушибах головы может произойти кровоизлияние в мозговую ткань, сотрясение мозга, т.е. микроскопические изменения в структуре нервных клеток. При сотрясении мозга ребенок жалуется на головные боли и головокружение, шум в ушах, общую слабость, у него наблюдается резкая блед­ность лица, могут возникнуть рвота и потеря сознания. При­знаки сотрясения мозга и внутричерепного кровоизлияния могут проявиться не сразу, а спустя несколько часов после ушиба головы. При первых признаках пострадавшему необ­ходимо создать полный покой, придать его телу горизонталь­ное положение (при высоком положении головы может по­явиться или усилиться рвота), на голову положить холод, к ногам — грелки и доставить его в лечебное учреждение.

Растяжение связок и сухожилий возникает при резких движениях, неудачных прыжках, неловких поворотах. Чаще всего наблюдается растяжение связочного аппарата голено­стопного сустава. При падениях на вытянутую кисть может возникнуть растяжение лучезапястного сустава. Реже наблюдаются растяжения локтевого и коленного суставов. При рас­тяжении возникают болезненность, припухлость, ограниче­ние движений в суставе, через 2-3 дня может выявиться кровоподтек. Первая помощь заключается в наложении на поврежденное место тугой, давящей повязки из бинта или мягкой ткани. Повязка способствует остановке кровотече­ния и обеспечивает неподвижность сустава. Ноге придают высокое положение. Поверх повязки кладут пузырь со льдом или снегом. Через 3-4 дня, если в суставе имеется отечность, для более быстрого ее рассасывания проводят тепловые про­цедуры (ванны, грелки, согревающие компрессы). При лег­ких случаях выздоровление наступает через 7-10 дней. Если болезненность и ограничение движений продолжаются, ре­бенка следует показать хирургу.

В некоторых случаях может произойти не только растяже­ние, но и надрыв или разрыв связок и суставной сумки, со стойким смещением концов костей, входящих в тот или иной сустав. Такое повреждение называют вывихом. При вывихе могут разрываться мышцы и их сухожилия, прикрепляющие­ся в области сустава, а также повреждаться соседние сосуды и нервы. В месте повреждения возникает резкая, усиливающая­ся при малейшей попытке к движению боль, опухоль и крово­подтеки, ненормальное положение поврежденной руки или но­ги, которое ни в коем случае исправлять неспециалисту нельзя. До отправления пострадавшего на пункт медицинской помо­щи необходимо как можно скорее обеспечить неподвижность поврежденной конечности, так как усиливающийся с каждой минутой отек сустава затруднит вправление костей.

При вывихе суставов руки ее подвешивают на косынке; с вы­вихом суставов ног пострадавшего укладывают на носилки с мягкой подстилкой, на которых его и доставляют к врачу, обло­жив поврежденную ногу мягкими подушками или одеждой.

Переломом называется полное или частичное нарушение целости кости. Если при переломе кости кожные покровы ос­тались целыми, его называют закрытым; если наряду с пере­ломом кости имеется рана, перелом называют открытым. Открытый перелом опаснее, так как через рану возможно про­никновение микробов. Перелом кости сопровождается резкой болью, усиливающейся при малейшем движении, может на­блюдаться подвижность кости в том месте, где нет сустава, изменение внешней формы сломанной конечности (наличие ненормальных выступов, искривлений, западаний).

Первая помощь при переломах обеспечивается прежде все­го полным покоем поврежденной части тела. Это предупредит еще большее смещение костей, которые могут поранить окружающие ткани (мышцы, сосуды, нервы) и усилить боль. Для обеспечения сломанной конечности (руке, ноге) непо­движности применяют шины. В продаже имеются готовые шины из дерева или проволоки, размеры и форма которых соответствуют разным частям рук и ног (в срочных случаях можно воспользоваться палкой зонта, пучком прутьев или прибинтовать сломанную руку к грудной клетке, ногу — к здоровой ноге). Под шину обязательно надо положить вату, марлю, какое-либо белье или ткань. Чтобы обеспечить непо­движность конечности, шина должна захватывать два суста­ва — выше и ниже перелома. Так, при переломе костей голе­ни шину кладут от стопы до половины бедра, захватив голеностопный и коленный суставы. При переломе пред­плечья шина должна захватывать лучезапястный и локтевой суставы. Для предупреждения отека прибинтовывать шину к поврежденной руке надо от пальцев кверху.

При открытом переломе перед наложением шины на по­врежденную конечность кожу вокруг раны смазывают йо­дом и на рану накладывают стерильную повязку.

Открытые повреждения. Раной называется повреждение, при котором нарушается целостность кожи или слизистых оболо­чек, а иногда и глубже лежащих тканей (подкожная клетчат­ка, мышцы и др.). Все раны, даже самые незначительные, ин­фицированы. В первые часы после ранения микробы в основ­ном находятся на поверхности раны и еще не проявляют своих болезнетворных свойств, поэтому при любом повреждении кож­ных или слизистых покровов надо срочно принять все необхо­димые меры, чтобы устранить или хотя бы ослабить вредное влияние микробов на рану, не дать им возможности проник­нуть в организм. С этой целью применяется обработка раны 3%-ным раствором перекиси водорода или слабо-розовым рас­твором марганцовокислого калия (1:1000 или 0,5%-ный рас­твор), края раны смазываются 5% -ной спиртовой настойкой йода или 1%-ным спиртовым раствором бриллиантовой зеле­ни, на рану накладывается повязка с 1-5% -ной синтомициновой эмульсией или мазью Вишневского. Непосредственная об­работка кровоточащей раневой поверхности спиртом, настой­кой йода или бриллиантовой зелени во избежание химического ожога не рекомендуется. Затем на нее накладывают повязку, используя индивидуальный пакет, в котором содержится сте­рильный перевязочный материал в виде двух ватно-марлевых подушек. Одна из них передвигается на общем бинте, предназ­наченном для удержания повязки, другая закрепляется на свободном конце бинта. Основное правило, которое надо соблю­дать при обработке раны,не касаться ее руками, на кото­рых всегда имеются микробы. Нельзя промывать рану водой.

Инородные тела (осколки стекла, щепки, кусочки металла и др.), внедрившиеся глубоко в ткань, извлекать без врача не следует, так как это может вызвать или усилить кровотечение.

Царапины, ссадины, неглубокие порезы, которые не сопро­вождаются сильным кровотечением, достаточно обработать йодом или другим обеззараживающим средством и перевязать стерильным бинтом или заклеить бактерицидным пластырем. Если ребенок носит тесную или малоразношенную обувь, у него может возникнуть потертость ног — покраснение или отслойка эпителия, под которой скопилась жидкость (пузырь). Потертость следует осторожно промыть слабым раствором мар­ганцовокислого калия, смазать йодом и наложить стерильную повязку, смоченную стерильным касторовым маслом или рыбь­им жиром. Если целость пузыря не нарушена, вскрывать его не рекомендуется, чтобы не вызвать инфицирование ранки. Обувь ребенка надо поменять на более удобную и соответст­вующую его размеру.

При открытых повреждениях, особенно загрязненных зем­лей, существует высокий риск инфицирования ребенка столб­нячной палочкой. Риск заражения столбняком существует также при ожогах 2-3-й степени, обморожениях, укусах жи­вотных и других повреждениях, нарушающих целость кожных покровов.

Столбняк — тяжелое заболевание, которое характе­ризуется болями и напряжением в мышцах, затрудненностью при глотании, высокой температурой, нарушениями дыхания. Начинается оно с судорожного напряжения жевательных мышц (ребенок сжимает зубы, не может открыть рот), затем напряжение распространяется на другие мышечные группы. Нередко столбняк приводит к смертельным исходам в связи с судорогой дыхательных мышц и остановкой дыхания. При по­дозрении на столбняк ребенок должен быть немедленно госпи­тализирован в ближайшую больницу, где ему вводится проти­востолбнячная сыворотка и оказывается необходимая помощь. Столбняк — заболевание, которое трудно лечить, но легко пред­упредить. Если ребенку регулярно проводились прививки про­тив столбняка, он будет надежно защищен. Профилактика столбняка проводится в нашей стране путем активной имму­низации детей с раннего возраста противостолбнячной вакци­ной, входящей в состав вакцин АКДС и АДС (АДОМ). Если ребенок по каким-то причинам не привит, после травмы ему необходимо ввести противостолбнячную сыворотку.

Работники детских учреждений и родители должны обра­щать внимание на каждое незначительное повреждение на теле ребенка и принимать срочные меры лечения. Средства для обработки раны, а также индивидуальные пакеты, жгуты, ватно-марлевые бинты для шин, складные шины, стериль­ное растительное масло (подсолнечное или касторовое), цинковая и борная мази, термометры, тетрадь с карандашом и другие необходимые при повреждениях средства должны быть в аптечке каждого детского учреждения.

Кровотечение. В зависимости от характера поврежденных сосудов различают артериальное, венозное и капиллярное кро­вотечение.

Артериальное кровотечение является наиболее опасным, так как оно возникает при повреждении крупных артерий. Для артериального кровотечения характерны пульсирующая струя крови и алый ее цвет.

Венозное кровотечение является следствием повреждения более или менее крупных вен. Кровь темно-красного цвета, вытекает из раны равномерной струей.

Капиллярное кровотечение — следствие повреждения мельчайших сосудов. При капиллярном кровотечении кровь сочится каплями. Кровотечение останавливается самопроиз­вольно в первые минуты после ранения, так как в просвете поврежденных сосудов вследствие свертывания крови обра­зуются кровянистые сгустки (тромбы). Если кровотечение не приостанавливается, надо наложить давящую повязку.

Сильное артериальное кровотечение можно остановить при­жатием соответствующей артерии выше раны, наложением вы­ше места ранения кровоостанавливающего жгута — резиновой трубки, имеющей на одном конце металлическую цепочку, а на другом — металлический крючок. При отсутствии жгута мож­но использовать любую резиновую трубку, полотенце, ремень, веревку, платок и т. д. На верхней конечности жгут накладыва­ют в области плеча или предплечья, на нижней — в области бедра или голени. Накладывают жгут следующим образом: часть конечности, где будет лежать жгут, обертывают полотенцем или несколькими слоями бинта, в случае их отсутствия жгут можно накладывать и поверх одежды. Затем поврежденную конечность приподнимают, жгут растягивают, делают 2-3 обо­рота вокруг конечности с целью сдавить мягкие ткани и за­крепляют его конец с помощью цепочки и крючка.

Так как при наложении жгута сдавливаются все сосуды поврежденной конечности и питание нижележащих ее отде­лов резко нарушается, держать жгут можно не более 1-1,5 ч; время наложения его необходимо точно указать в докумен­те, сопровождающем ребенка в лечебное заведение.

Носовое кровотечение чаще всего возникает при ушибах лица и носа, а также при некоторых заболеваниях (корь, грипп, коклюш и др.). Степень кровотечения при этом быва­ет различной: от кратковременного с потерей нескольких ка­пель крови до длительного и обильного. При кровотечении из носа ребенка надо успокоить, расстегнуть ему ворот, пояс, усадить его со слегка опущенной головой, для того чтобы кровь могла свободно вытекать наружу. Запрокидывание го­ловы при носовом кровотечении может привести к поперхиванию кровью или рвоте в результате ее заглатывания. На переносицу рекомендуется положить холодную примочку или кусочек льда, снега, завернутые в непромокаемую ткань. Ес­ли это не поможет, можно в носовые ходы вставить тампоны из ваты, смоченные раствором перекиси водорода.

После остановки кровотечения ребенок в течение часа не должен чихать, сморкаться, кашлять, так как сгустки кро­ви, закупоривающие сосуды, могут оторваться и кровотече­ние возобновится. Бели все вышеуказанные меры не остано­вят кровотечения, ребенка следует доставить в медицинское учреждение.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   16

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск