Скачать 1.08 Mb.
|
ГОУ СПО «Омский государственный колледж торговли, экономики и сервиса» МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ К ПРАКТИЧЕСКИМ РАБОТАМ по дисциплине «Бухгалтерский учет в общественном питании» для специальности: 260502 Технология продукции общественного питания 2006 ББК 74.5 К 64 Методические указания к практическим работам по дисциплине «Бухгалтерский учет в общественном питании» для специальности: 260502 Технология продукции общественного питания. – Омск, ОГКТЭиС, 2006. – 77 с. Методические указания составлены в соответствии с требованиями государственного стандарта по курсу «Бухгалтерский учет в общественном питании» для студентов, обучающихся по специальности: 260502 Технология продукции общественного питания. В методических указаниях определены задания по каждой теме, порядок выполнения работы и даны краткие теоретические сведения. В работе уделено особое внимание операциям, характерным предприятиям общественного питания, представлены образцы заполнения используемых документов, приведены примеры, освещены вопросы налогообложения и отчетности предприятия общественного питания. Применение данных методических указаний обобщает, систематизирует и углубляет теоретические знания, вырабатывает умение применять их на практике, самостоятельно решать задачи, ситуации. Методические указания рекомендуются студентам, обучающимся по специальности: 260502 Технология продукции общественного питания. Составитель: А.С. Кондрашова, преподаватель дисциплины «Бухгалтерский учет» Рецензент: Л.К. Окоряк, преподаватель высшей категории торгово-экономического колледжа © ОГКТЭиС, 2006 Содержание
Введение Наиболее развитой и действенной частью сбора, хранения и обработки экономической информации о деятельности предприятия является бухгалтерский учет. Бухгалтерский учет в общественном питании отражает многочисленные хозяйственные процессы, происходящие в организации. На долю бухгалтерской информации приходится около 70 % всего объема экономической информации, необходимой для принятия управленческих решений. Это объективная, исчерпывающая и своевременная бухгалтерская информация. Целью практических занятий является обобщение, систематизация, углубление теоретических знаний, выработка способности и готовности применять теоретические знания на практике, умения самостоятельно решать задачи, работать с литературой. Практические занятия способствуют закреплению теоретических знаний и приобретения практических умений и навыков. В результате практических занятий по дисциплине «Бухгалтерский учет в общественном питании» студенты должны: - уметь: составлять и оформлять документы по товарным и денежным расчетным операциям; пользоваться нормативно-правовыми документами; осуществлять контроль за сохранностью товаров, реализации продукции; рассчитывать розничную цену; заполнять формы бухгалтерской отчетности. - знать: порядок проведения инвентаризации и выявления ее результатов; производить калькулирование розничных цен на блюда; составлять отчеты, элементы налога и налогообложения, финансов и кредитов. Практическая работа выполняется под наблюдением преподавателя, который контролирует последовательность и правильность выполнения работы студентами. После выполнения каждой работы студенты должен выполнить индивидуальные задания, выставляется оценка и зачет по работе. Практическое занятие № 1 Тема: Общая характеристика бухгалтерского учета Цели: научиться группировать имущество предприятия по видам и размещению, источникам формирования и целевому назначению, определять хозяйственные операции от вида хозяйственного учета. Комплексно-методическое оснащение: конспект, микрокалькулятор, схема классификации имущества предприятия. Приобретаемые знания и умения:
Пояснение Для выполнения данной практической работы необходимо знать изученный материал занятий № 1,2,3 и материал самостоятельной работы, которая определена в методических рекомендациях по данной теме. Вы рассмотрели и изучили хозяйственный учет, классификацию имущества, историю возникновения учета, методы бухгалтерского учета. Помните: Предмет бухгалтерского учета – это отражение состояния и движения активов, источников их образования и результатов деятельности предприятия. Объектами учета являются:
Записать в конспект Метод бухгалтерского учета – это способ познания и отражения предмета бухгалтерского учета. Совокупность приемов и способов называется методом бухгалтерского учета. Методы бухгалтерского учета:
Бухгалтерский учет ведет организация непрерывно с момента регистрации юридического лица до ликвидации. Содержание и порядок выполнения работы: Задание 1. Письменно дать ответ на вопрос. 1.1. Измерители – это . . . бывают 1.2. Виды хозяйственного учета 1.3 Что включается в кругооборот хозяйственных операций? 1.4 Отличительные признаки Задание 2. Устно дать ответ на вопросы:
Задание 3. Распределить имущество предприятия в соответствии классификации, используя следующие хозяйственные операции: упаковочный материал, рецептура блюд, холодильная камера, кассовый аппарат, автомобиль, прибыль, уставный капитал, задолженность перед бюджетом, перед банком по кредиту, вексель, гараж, товар, денежные средства в кассе, на расчетном счете, готовая продукция, товарный знак, тара, незавершенное производство, задолженность предприятию, задолженность перед поставщиками, резервный фонд, задолженность подотчетных лиц.
Задание 4. Произвести группировку финансовых ресурсов организации по составу и размещению, источникам образования (данные оформить в таблице).
Контроль знаний студентов: выполнить тест:
Практическое занятие № 2 Тема: Правовая основа бухгалтерского учета Цели:
Комплексно-методическое оснащение: учебник В.М. Богаченко, Н.А. Каримова «Бухгалтерский учет для менеджеров», План счетов, Учетная политика предприятия, Федеральный закон РФ «О бухгалтерском учете» и «Положение о бухгалтерском учете и отчетности в РФ». Приобретаемые знания и умения:
Записать в конспект Бухгалтерский учет понимают как деловой язык бизнеса. Бухгалтерский учет организуется в соответствии с действующим законодательством на всех предприятиях, независимо от форм собственности. Законодательство РФ о бухгалтерском учете устанавливает единые правовые и методологические основы организации и ведения бухгалтерского учета в РФ. В РФ, как и в других странах, есть закон о бухгалтерском учете. В отсутствии закона – главным Государственным нормативным документом, регламентировавшим бухгалтерский учет в РФ, является «Положение о бухгалтерском учете и отчетности в РФ». Министерство финансов РФ разрабатывает проект важнейших нормативных документов по бухгалтерскому учету, где есть Методический Совет, куда входят виднейшие ученые и практики. Нормативные документы образуют четырехуровневую систему. Составить конспект
Записать в конспект Международные стандарты учета Одним из направлений совершенствования бухгалтерского учета на предприятиях в современных условиях является ориентация его на международные стандарты учета и отчетности. Это в значительной степени будет увеличивать поток инвестиций в экономику России, повысит качество и эффективность учета и контроля. Комитет международных стандартов учета (КМСУ) создан 29 июня 1973 года в соответствии с соглашениями бухгалтерских органов Австрии, Канады, Франции, Германии, Японии, США. В настоящее время бухгалтерский учет и финансовая отчетность в России по методологии и практическому применению приближаются к общепринятым нормам, успешное продвижение в решении проблем. Это осуществляется сближением российской законодательной базы с международной. Международные стандарты обобщают опыт бухгалтерского учета многих стран. В настоящее время действует 35 стандартов. Все стандарты носят рекомендательный характер. По учету и аудиту каждая страна применяет традиционно национальный бухгалтерский учет, адаптированный к международным стандартам. По экономическому признаку принято различать 3 основные модели бухгалтерского учета:
Вопросы для самоконтроля:
Практическое занятие №3 Тема: Бухгалтерский баланс Цели:
Комплексно-методическое оснащение: карта-задание для составления баланса, определения типа изменения в балансе, микрокалькулятор, бланк бухгалтерского баланса, конспект. Приобретаемые знания и умения:
Записать в конспект Баланс является одним из основных отчетных документов предприятия и организации. Бухгалтерский баланс содержит информацию о стоимости ресурсов, собственного капитала и внешних обязательств предприятия, характеризует финансовое положение предприятия на отчетную дату. Баланс представляет собой двухстороннюю таблицу: левая часть – Актив, в которой показывается имущество по составу и размещению. Правая часть – Пассив, где отражаются источники формирования этого имущества. Существует множество видов бухгалтерских балансов в зависимости от целей их составления. Признаки классификации бухгалтерских балансов:
Назначение и место бухгалтерского баланса в отчетности Баланс имеет большое значение в управлении финансово-хозяйственной деятельности. По его данным производится анализ работы предприятия, позволяет, установить какие изменения произошли в составе средств и источников их образования, определяется дебиторская и кредиторская задолженность, использование банковских кредитов, является завершающим этапом учетного процесса. Бухгалтерская отчетность – один из элементов метода бухгалтерского учета. Содержание и порядок выполнения работы Задание 1. Из предложенных хозяйственных средств выбрать средства по составу и размещению, источникам образования и оформить в таблицу:
Задание 2. Составить бухгалтерский баланс на 01.03.0… предприятия ЗАО «Сатурн», используя следующие операции:
Задание 3. Определить тип изменения в балансе под влиянием хозяйственных операций:
Контроль знаний студентов: выполнить тестовое задание по двум вариантам (задание выдает преподаватель). Практическое занятие № 4 Тема: Счета бухгалтерского учета и двойная запись Цели: - научиться открывать счета; - научиться составлять бухгалтерские проводки; - научиться отражать бухгалтерскую проводку на счетах; - научиться определять конечное сальдо. Комплексно-методическое оснащение: микрокалькулятор, бланк баланса, план счетов, конспект. Приобретаемые знания и умения: - знать строение счёта, план счетов; - уметь открывать счета, составлять бухгалтерские проводки, определять конечное сальдо по счетам. Пояснение: Счета бухгалтерского учета – это способ группировки, текущего контроля и отражения хозяйственных операций, которые совершаются с имуществом, источниками их формирования, хозяйственными процессами. Строение счёта наименование Дебет объекта Кредит = Открыть счет - значит, начать делать на нем записи. = Счет непосредственно связан с балансом. = Сальдо начальное (дебетовое, кредитовое) и конечное. Записать в конспект Синтетические и аналитические счета. Счета бухгалтерского учета бывают: - синтетические; - аналитические. На синтетических счетах ведется в обобщенном виде с использованием только денежного измерителя. Однако для управления финансово – хозяйственной деятельностью предприятия. Необходимо иметь детальные сведения о наличие и движение средств и источников образования. Аналитические счета открываются к конкретному синтетическому счету. Синтетический счет Аналитические счета 41 «Товары» 1. Завод «Манрос» 2. Мясокомбинат «Омский» Между синтетическими и аналитическими счетами существует взаимосвязь: - начальное сальдо синтетического счета равно сумме начального сальдо его аналитических счетов; - обороты по дебету синтетического счета равны сумме оборотов по дебету его аналитического счета; - конечное сальдо синтетического равно сумме конечных сальдо его аналитических счетов. Если синтетический счет активный, то относящиеся к нему аналитические счета тоже активные. Примечание: Для выполнения данной практической работы необходимо знать вопрос «План счетов», «Оборотная ведомость». Аналитические счета – это количественно – суммовой учет, по этому он ведется на складах. Содержание и порядок выполнения работы Задание 1. Определить активные, пассивные, активно – пассивные счета. 40,01,41,70,71,66,67,60,68,69,50,51,90,94,84,42,10,44 запись оформите в таблицу.
Задание 2. Открыть счёт и записать начальное сальдо. Данные для выполнения задания:
Задание 3. Составить бухгалтерские проводки на хозяйственные операции.
Контроль знаний студентов: проверить практическую работу. Практическое занятие № 4а Тема: Счета бухгалтерского учета и двойная запись Цели: - научиться составлять бухгалтерский баланс; - научиться составлять бухгалтерские проводки; - научиться определять сальдо, оборот на счетах; - научиться составлять оборотную ведомость. Комплексно–методическое оснащение: микрокалькулятор, план счетов, бланк бухгалтерского баланса, конспект. Приобретаемые знания и умения: - уметь открывать счета, составлять баланс, проводки, определять сальдо, оборот, составлять оборотную ведомость; - знать систему счетов. Записать в конспект Для контроля за счетами и составления баланса и отчетности в бухгалтерском учете применяются оборотные ведомости. Оборотная ведомость является способом обобщения показателей счетов – она регистрирует обороты и остатки по всем хозяйственным средствам и их источникам. Существуют оборотные ведомости по: - синтетическим счетам составляются на основании синтетических счетов за месяц, по итогу должно быть три пары равенств.
Если такого равенства нет, значит, допущены ошибки, которые необходимо исправить. Оборотная ведомость по синтетическим счетам
- по аналитическим счетам составляется по тому же принципу, что и оборотная ведомость по синтетическим счетам, но по каждой группе аналитических счетов, открытых к одному синтетическому счету. Ведется два вида учета ценностей по счетам – суммовая (в денежной форме) и количественно-суммовая (в натуральных и денежных показателях). Итог по аналитической группе одного синтетического счета должен соответствовать строке этого синтетического счета в оборотной ведомости. Содержание и порядок выполнения работы Задание 1. Решить задачу 1. составить бухгалтерский баланс на начало отчётного периода 2. составить бухгалтерские проводки 3. открыть счета 4. определить сумму оборота и конечное сальдо 5. составить баланс на конец месяца 6. составить оборотную ведомость. Данные для составления баланса на 01.01.200…
|