Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Российский государственный торгово-экономический университет
(РГТЭУ)
Кафедра философии
Одобрено УМС факультета социальных технологий Протокол № от « » 20 12 г. Председатель
Рабочая программа «Методология научного исследования».
Рекомендуется для подготовки магистров по специальности
080110.68 - Экономика
Квалификация ( степень) « магистр»
ФОРМА ОБУЧЕНИЯ: ОЧНАЯ
Согласовано: Учебно-методическое управление
РГТЭУ «____» ________________20__г. ____________________________
|
Рекомендовано кафедрой: Протокол № _2___
От « 31» октября 2012 г. Зав.кафедрой Маслов Н.А.
| Москва 2012
Содержание
Цели и задачи дисциплины. 3
Место дисциплины в структуре ООП. 3
Требования к результатам освоения дисциплины. 4
Объем дисциплины и виды учебной работы. 5
Содержание дисциплины. 6
. Содержание разделов и тем дисциплины. 6
. Разделы дисциплины и междисциплинарные связи с
обеспечиваемыми (последующими) дисциплинами. 9
Разделы (модули) и темы дисциплин и виды занятий. 9
Перечень семинарских, практических занятий и лабораторных работ. 10
Примерная тематика рефератов 13
Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины: 13
а) основная литература 13
б) дополнительная литература 13
в) базы данных, поисково-справочные и информационные
системы 14
9. Материально-техническое обеспечение дисциплины. 14
10. Образовательные технологии. 14
11. Оценочные средства. (ОС). 14
1.1. Цели и задачи дисциплины: Цель изучения дисциплины – овладение магистрантами знаний в области методологии науки и приобретение навыков интеллектуальной деятельности, которые позволят им всесторонне подходить к анализу и разрешению проблем будущей профессиональной деятельности; формирование необходимых общекультурных компетенций
Преподавание дисциплины призвано решить следующие задачи:
- усвоить основные понятия в области методологии науки ;
- рассмотреть современные подходы к методологии науки;
- раскрыть своеобразие этапов исторического развития науки;
- показать особенности эмпирического и теоретического уровня научного познания;
- провести содержательный анализ конкретных методологических проблем;
- проанализировать типы и способы функционирования языка науки;
- раскрыть структуры науки и показать динамику научного знания.
- развить у магистров навыки самостоятельного мышления при решении задач научного познания;
- сформировать умение использовать методологические подходы при знакомстве с многообразием форм человеческого знания, соотношении знания и заблуждений, знания и веры, рационального и иррационального, сознательного и бессознательного в человеческой деятельности.
- выработать у магистров понимания роли науки в развитии цивилизации, связанные с ними социальные и этические проблемы, ценности научной рациональности и ее исторических типов, умению использовать знание структуры, форм и методов научного познания;
- сформировать мировоззренческие и методологические основы культуры мышления магистра.
2. Место дисциплины в структуре ООП:
Дисциплина «Методология научных исследований» включена в вариативную часть общенаучного цикла учебного плана подготовки магистра по направлению 080100.68 – Экономика и является важным элементом базовой части подготовки специалистов в областиэкономики. Изучение дисциплины « Методология научных исследований» базируется на сумме знаний, полученных в ходе изучения философии, социологии, психологии, политологии, культурологи по программе высшего профессионального образования.
Дисциплина « Методология научного исследования» выполняет методологическую и методическую функции по отношению ко всем дисциплинам магистерской программы как эффективное средство осуществления научных исследований во всех областях экономического знания.
Необходимыми требованиями к «входным» знаниям, умениям и готовностям магистрантов при освоении данной дисциплины и приобретенными в результате освоения предшествующих дисциплин являются:
- различение основных понятий , относящихся к науке, полученных при изучении «Философии»;
- владение культурой логического мышления;
- иметь представление о различных формах человеческого знания, соотношении знания и заблуждений, знания и веры, рационального и иррационального, сознательного и бессознательного в человеческой деятельности;
- видеть разницу между эмпирическим и теоретическим уровнями научного познания;
- различать методы эмпирического и теоретического уровней научного познания;
- понимание роли социальных условий в развитии науки.
3. Требования к результатам освоения дисциплины.
В результате изучения данной дисциплины выпускник должен обладать следующими компетенциями:
- способностью совершенствовать и развивать свой интеллектуальный и общекультурный уровень ( ОК -1);
- способностью к самостоятельному освоению новых методов исследования, к изменению научного и научно-производственного профиля своей профессиональной деятельности ( ОК -2);
- способностью обобщать и критически оценивать результаты, полученные отечественными и зарубежными исследователями, выявлять перспективные направления, составлять программу исследований ( ПК-1);
- способностью обосновывать актуальность, теоретическую и практическую значимость , избранной темы научного исследования ( ПК-2);
- способностью проводить самостоятельные исследования в соответствии с разработанной программой ( ПК -3);
- способностью представлять результаты проведенного исследования научному сообществу в виде статьи или доклада ( ПК -4).
В результате изучения дисциплины выпускник должен:
знать:
- место науки в культуре;
- исторические этапы эволюции науки;
- структуру научного знания;
- специфику эмпирического уровня научного познания;
- своеобразие теоретического уровня научного познания;
- динамику развития научного знания;
уметь:
- использовать методологию научного познания при разрешении своих непосредственных исследовательских задач;
- видеть различие эмпирических и теоретических подходов при решении исследовательских задач;
- стремиться к постоянному саморазвитию, овладению духовным богатством человеческого рода, повышению своей квалификации и мастерства, критически оценивать свои достоинства и недостатки, намечать пути и выбирать средства развития своих достоинств и устранения недостатков;
- осознавать социальную значимость своей будущей профессии.
владеть:
- научной методологией оценки и разрешения возникающих экономических проблем;
- процедурами различения естественно-научных и гуманитарных методов познания и преобразования социальной действительности;
- всеми методами научного познания, способствующими решению своих профессиональных задач.
4. Объем дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
| Всего часов / зачетных единиц
| Семестры
| 1
| 2
|
|
| Аудиторные занятия (всего)
| 24/3
|
|
|
|
| В том числе:
| -
|
|
|
|
| Лекции
| 6
|
|
|
|
| Практические занятия (ПЗ)
| 10
|
|
|
|
| Семинары (С)
| 8
|
|
|
|
| Самостоятельная работа (всего)
| 84
|
|
|
|
| В том числе:
| -
|
|
|
|
| Работа с основной и дополнительной литературой
| 34
|
|
|
|
| Аннотирование книг, статей
| 16
|
|
|
|
| Выполнение заданий поисково-исследовательского и творческого характера
| 34
|
|
|
|
| Вид промежуточной аттестации : зачет
|
| зачет
|
|
|
| Общая трудоемкость часы
зачетные единицы
| 108
|
|
|
|
| 3
|
|
|
|
| |