Скачать 235 Kb.
|
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ «УТВЕРЖДАЮ»: И.о. проректора-начальник управления по научной работе _______________________ Г.Ф. Ромашкина __________ _____________ 2011 г. МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ В ЭКОНОМИКЕ И УПРАВЛЕНИИ Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для аспирантов специальности 08.00.05.- «Экономика и управление народным хозяйством: экономика, организация и управление предприятиями, отраслями, комплексами» очной и заочной форм обучения «ПОДГОТОВЛЕНО К ИЗДАНИЮ»: Автор работы Казанцева С.М. «______»___________2011 г. Рассмотрено на заседании кафедры мировой экономики и международного бизнеса(дата, номер протокола) Соответствует требованиям к содержанию, структуре и оформлению. «РЕКОМЕНДОВАНО К ЭЛЕКТРОННОМУ ИЗДАНИЮ»: Объем ____15_____стр. Зав. кафедрой ______________________________/Симонова Л.М./ «______»___________ 2011 г. Рассмотрено на заседании УМК (название института, дата, номер протокола) Соответствует ФГТ к структуре основной профессиональной образовательной программы послевузовского профессионального образования (аспирантура) «СОГЛАСОВАНО»: Председатель УМК ________________________/Лазутина Д.В./ «______»_____________2011 г. «СОГЛАСОВАНО»: Нач. отдела аспирантуры и докторантуры_____________М.Р. Сорокина «______»_____________2011 г. 2011 РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ Институт права, экономики и управления Кафедра мировой экономики и международного бизнеса Казанцева С.М. МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ В ЭКОНОМИКЕ И УПРАВЛЕНИИ Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для аспирантов специальности 08.00.05.- «Экономика и управление народным хозяйством: экономика, организация и управление предприятиями, отраслями, комплексами» очной и заочной форм обучения Тюменский государственный университет 2011 Казанцева С.М. МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ В ЭКОНОМИКЕ И УПРАВЛЕНИИ. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для аспирантов специальности 08.00.05.- «Экономика и управление народным хозяйством: экономика, организация и управление предприятиями, отраслями, комплексами» очной и заочной форм обучения. Тюмень, 2011, 15 стр. Рабочая программа составлена в соответствии с ФГТ к структуре основной профессиональной образовательной программы послевузовского профессионального образования (аспирантура). Рабочая программа дисциплины (модуля) опубликована на сайте ТюмГУ: МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ В ЭКОНОМИКЕ И УПРАВЛЕНИИ [электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.umk3.utmn.ru., свободный. Рекомендовано к изданию кафедрой мировой экономики и международного бизнеса. Утверждено и.о. проректора-начальника управления по научной работе Тюменского государственного университета. ОТВЕТСТВЕННЫЙ РЕДАКТОР: Симонова Л.М., заведующий кафедрой мировой экономики и международного бизнеса (согласно Инструкции о порядке утверждения УМКД ООП ГОУ ВПО «Тюменский государственный университет», утвержденной приказом ректора от 02.07.2008 №618)© Тюменский государственный университет, 2011. © Казанцева С.М., 2011. 1. Пояснительная записка. 1.1. Цели и задачи дисциплины. Дисциплина предназначена для углубленного изучения методов научного познания, позволяющих проводить качественные диссертационные исследования. Задачи:
После успешного освоения курса слушатель приобретает компетенции необходимые ему в практической научной деятельности.1.2. Место дисциплины в структуре ООП Дисциплина «Методы исследования в экономике и управлении» относится к дисциплинам по выбору учебного плана подготовки аспиранта и является логическим продолжением основных положений теории менеджмента, методов исследований в менеджменте, стратегического анализа и др. дисциплин, изложенных в рамках ООП специализированной подготовки магистров. Для освоения данной дисциплины необходимы знания и умения, приобретаемые обучающимися в результате освоения на уровне магистерских программ курсов современные проблемы науки и практики управления, современные фундаментальные концепции менеджмента, теория организации и организационное поведение, методы исследований в менеджменте, современный стратегический анализ. Знания, приобретенные при изучении данной дисциплины, необходимы при освоении таких дисциплин, как управление инновационным развитием, риск-менеджмент и экономическая безопасность, а также при выполнении диссертационных исследований. 1.3. Требования к результатам освоения дисциплины Процесс изучения дисциплины направлен на формирование и дальнейшее развитие полученных в процессе обучения в магистратуре следующих компетенций аспиранта: общекультурных компетенций (ОК): - способности развивать свой общекультурный и профессиональный уровень и самостоятельно осваивать новые методы исследования (ОК- 1); - способности самостоятельно приобретать и использовать новые знания и умения (ОК- 3); - обладание навыками публичных деловых и научных коммуникаций (ОК-6); следующих профессиональных компетенций (ПК): организационно-управленческая деятельность: - способность управлять организациями, подразделениями, группами (командами) сотрудников, проектами и сетями (ПК-1); - способность разрабатывать программы организационного развития и изменений и обеспечивать их реализацию (ПК-4); аналитическая деятельность: - владение методами экономического анализа поведения экономических агентов и рынков в глобальной среде (ПК-6) научно-исследовательская деятельность: - способность обобщать и критически оценивать результаты, полученные отечественными и зарубежными исследователями; выявлять и формулировать актуальные научные проблемы (ПК-9); - способность проводить самостоятельные исследования в соответствии с разработанной программой (ПК-11); - способность представлять результаты проведенного исследования в виде научного отчета, статьи или доклада (ПК-12); педагогическая деятельность: - способность разрабатывать учебные программы и методическое обеспечение для преподавания управленческих дисциплин (ПК-14). В результате освоения дисциплины обучающийся должен: Знать: методы решения научных проблем и особенности их применения. Уметь: выбирать метод в зависимости от научной проблемы, реальных условий, тенденций развития отрасли научного исследоывания и других факторов. Владеть: основными методами научного исследования проблем, на основе которых определяются границы диссертационного исследования. 2. Трудоемкость дисциплины. Семестр 3. Форма промежуточной аттестации – 2 контрольных работы, реферат, зачет. Общая трудоемкость дисциплины составляет 4 зачетных единицы, 144 часа. 3. Тематический план Таблица 1
Таблица 2 Планирование самостоятельной работы аспирантов
4. Разделы дисциплины и междисциплинарные связи с обеспечивающими (последующими) дисциплинами
5. Содержание дисциплины Тема 1. Общенаучные методы исследования. Путь исследования: теория и учение. Форма теоретического и практического освоения действительности, исходящего из закономерностей изучаемого объекта. Система регулятивных принципов преобразующей, практической или познавательной теоретической деятельности. Эмпирические методы: наблюдение, описание, эксперимент, измерение. Теоретические методы: идеализация, формализация, аксиоматизация, гипотетико-дедуктивный метод (индукция, дедукция), анализ, синтез. Часнонаучные методы. Универсальные методы: моделирование, аналогия, исторический и логический методы. Тема 2. Методы стратегического анализа Стратегия и цели развития компании. Модели повышения эффективности. Модель 5 рыночных сил М. Портера. Движущие силы отрасли и внутриотраслевой конкуренции. Ключевые факторы успеха (КФУ). Оценка привлекательности отраслей. Оценка эффективности действующих стратегий фирмы. Принципы и направления SWOT - анализа. Стратегический анализ издержек и цепочки ценностей М. Портера. Бенчмаркинг (сравнительный анализ издержек и выявление "лучшей практики"). Оценка конкурентоспособности. Эффект опыта. Понятие стратегической производственной единицы (СПЕ). ПИМС-проект. Матрица БКГ "Доля рынка/ Рост рынка". Модель ЖЦТ в матрице БКГ. Выбор стратегии. Ограничения модели. Многокритериальная матрица "Дженерал Электрик" - "МакКинзи" "Привлекательность/ Конкурентоспособность". Разработка и интерпритация матрицы GE-McKinsy. Преимущества и недостатки матрицы GE-McKinsy. Матрица жизненного цикла отрасли Hofer/ A.D. Little. Матрица роста Hussey. Матрица фирмы Shell. Тема 3. ТРИЗ (теория решения изобретательских задач) Структура и функции ТРИЗ. Основы ТРИЗ. Изобретательская ситуация и изобретательская задача. Стандарты решения изобретательских задач. Законы развития технических систем. Вещественно-полевой (вепольный) анализ. АРИЗ — алгоритм решения изобретательских задач. Альтернативные подходы. Тема 4. Консалтинговые методы и подходы к решению научных проблем Методы формулирования проблем. Методы диагностики организации. Методы проведения организационных изменений. Методы диагностики и управления «по слабым сигналам». Методы принятия решений. Методы формирования команд. Методы формирования ценностей организационной культуры Тема 5. Статистические методы анализа Методы прогнозирования и оценки ключевых стратегических параметров рыночной конъюнктуры. Экстраполяционные и вероятностные методы. Экспертные методы. Метод сценариев. Отраслевой анализ. Анализ троп. Пат-анализ. Индексный метод. Кластерный анализ. Непараметрическая и параметрическая статимстика. Метод группировок.6. Планы семинарских занятий Тема 1. Общенаучные методы исследования (2 часа) 1. Наблюдение в исследовании экономических проблем. 2. Измерение в управлении. 3. Виды и способы проведения экспериментов. Тема 2. Методы стратегического анализа (6 часов)
Тема 3. ТРИЗ (теория решения изобретательских задач) (4 часа). 1. Тренинг на применение ТРИЗ. 2. Практическое задание на использование отдельных элементов ТРИЗ для решения проблемы диссертационного исследования. 3. АРИЗ — алгоритм решения изобретательских задач. Тема 4. Консалтинговые методы и подходы к решению научных проблем (6 часов). 1. Методы формулирования проблем (А. Пригожин, И. Альшулер, другие подходы). 2. Диагностики состояния исследуемой организации альтернативными методами (слабые сигналы, жизненный цикл, управленческая воля, тестирование целей и пр.). 3. Методы формирования ценностей организационной культуры. 4. Тренинг на проведение организационных изменений. Тема 5. Статистические методы анализа (4 часа) 1. Методы прогнозирования и оценки ключевых стратегических параметров рыночной конъюнктуры. 2. Экстраполяционные методы. 3. Вероятностные методы. 4. Экспертные методы. Метод сценариев. 5. Отраслевой анализ (на примере). 6. Параметры отрасли, ее движущие силы. 7.Анализ троп. 8. Пат-анализ. 9. Кластерный анализ. 7. Темы лабораторных работ (лабораторные работы не предусмотрены). 8. Примерная тематика курсовых работ (курсовые работы не предусмотрены). 9. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины. 9.1.Темы контрольных работ:
формального планирования.
9.2. Темы рефератов:
9.3. Вопросы для подготовки к зачету:
10. Образовательные технологии. Учебный процесс происходит с использованием разнообразных методов организации и осуществления учебно-познавательной деятельности: словесные, наглядные и практические методы передачи информации, проблемные лекции и др. Используются методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности (дискуссии и др.); контроля и самоконтроля (индивидуального и фронтального). Широко (более 20% аудиторных занятий) используются активные и интерактивные формы проведения занятий: ситуационный анализ, ролевые игры, эвристические технологии, тренинги, тестирование. 11. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины 11.1.Основная литература:
11.2. Дополнительная литература:
11.3. Программное обеспечение и Интернет ресурсы. 1.Справочно-правовые системы: www.garant.tver.ru/ www.kodeks.net/ www.consultant.ru/ www.park.ru/ 2. Интернет-ресурсы: www.leanschool.ru www.leansigma.ru www.akdi.ru/ www.vedomosti.ru/ www.kommersant.com/ www.ko.ru/ www.nalvest.com/ www.russia-today.ru/ www.rcb.ru/ www.stq.ru/ www.finansmag.ru/ www.expert.ru/ www.ebdb.ru/ 12. Технические средства и материально-техническое обеспечение дисциплины. Аудиторные занятия и СРС по дисциплине «Методы исследования научных проблем в экономике и управлении» проводятся в аудиториях, оборудованных мультимедийными средствами обучения, в компьютерных классах, обеспечивающих доступ к сетям типа Интернет. СОДЕРЖАНИЕ
|
Учебно-методический комплекс рабочая программа для аспирантов специальности... Боме Н. А. Генная инженерия. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для аспирантов специальности 03. 01. 06 – Биотехнология... | Учебно-методический комплекс рабочая программа для аспирантов специальности... Купчик Е. В. Функциональный аспект исследования русской речи. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для аспирантов специальности... | ||
Учебно-методический комплекс рабочая программа для аспирантов специальности... Трофимова О. В. Методология лингвистических исследований. Аспирантский семинар Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для... | Учебно-методический комплекс рабочая программа для аспирантов специальности... Байдуж Л. М. Семантический синтаксис. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для аспирантов специальности 10. 02. 01 – русский... | ||
Учебно-методический комплекс рабочая программа для аспирантов специальности... Медведев А. А. Религиозно-философские искания русской литературы. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для аспирантов... | Учебно-методический комплекс рабочая программа для аспирантов специальности... Алексеева Н. А. Экология растений. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для аспирантов специальности 03. 02. 08 – экология... | ||
Учебно-методический комплекс рабочая программа для аспирантов специальности... Алексеева Н. А. Экология растений. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для аспирантов специальности 03. 02. 08 Экология... | Учебно-методический комплекс рабочая программа для аспирантов специальности... Трофимова О. В. Современный русский язык. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для аспирантов специальности 10. 02. 01... | ||
Учебно-методический комплекс рабочая программа для аспирантов специальности... Жукова С. С. Бюджет и бюджетные технологии: Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для аспирантов направления 080010 «Финансы,... | Учебно-методический комплекс рабочая программа для аспирантов специальности 09. 00. 05 этика | ||
Учебно-методический комплекс рабочая программа для аспирантов специальности... | Учебно-методический комплекс рабочая программа для аспирантов специальности 09. 00. 05 этика | ||
Учебно-методический комплекс рабочая программа для аспирантов специальности... | Учебно-методический комплекс рабочая программа для аспирантов специальности 09. 00. 05 этика | ||
Учебно-методический комплекс рабочая программа для аспирантов специальности... | Кафедры Учебно-методический комплекс рабочая программа для аспирантов специальности 01. 02. 05 |