Скачать 2.31 Mb.
|
Негосударственное образовательное частное учреждение высшего профессионального образования «МОСКОВСКИЙ НОВЫЙ ЮРИДИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ» УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС МАРКЕТИНГУровень образовательной программы Бакалавриат Направления подготовки 080100.62 Экономика, 080200.62 Менеджмент Профили Логистика, Финансовый менеджмент, Менеджмент организации, Финансы и кредит, Бухгалтерский учет, анализ и аудит, Экономика организации Формы обучения Очная, очно - заочная, заочная Срок освоения ООП Нормативный Кафедра Менеджмента Москва 2013 При разработке учебно-методического комплекса в основу положены: - ФГОС ВПО по направлению подготовки 080200 «Менеджмент» (квалификация (степень) "бакалавр"), утвержденный Министерством образования и науки РФ от 20 мая 2010 г. N 544 -ФГОС ВПО по направлению подготовки 080100 «Экономика» (квалификация (степень) «бакалавр») утвержденный Министерством образования и науки РФ от 21 декабря 2009 г. № 747. Зарегистрировано в Минюсте 25 февраля 2010 г. № 16500; - Учебные планы по направлению подготовки (бакалавриат) Экономика, Менеджмент одобрен Ученым советом НОЧУ ВПО «МНЮИ» от « 17» мая 2012 г. Протокол № 8 Учебно-методический комплекс одобрен и рекомендован к опубликованию Учебно-методическим советом Протокол №1 от 24 января 2013года Разработчики: Бурлаков Н.Н., кандидат экономических наук, доцент Махалин В.Н, кандидат экономических наук, доцент Болотов С.В., кандидат экономических наук, доцент Рецензент: Самойлова К.Н., кандидат экономических наук, доцент. Рецензент – Зозуля П.В., кандидат экономических наук, доцент Настоящий учебно-методический комплекс является собственностью МНЮИ и не может быть использован другими вузами и иными структурами без разрешения МНЮИ. Программа составлена с использованием справочно-правовой системы «Консультант плюс». © МНЮИ Оглавление РАЗДЕЛ 3. ОЦЕНКА УРОВНЯ ОСВОЕНИЯ КОМПЕТЕНЦИЙ. ТЕКУЩИЙ И ПРОМЕЖУТОЧНЫЙ КОНТРОЛЬ ЗНАНИЙ ПО ДИСЦИПЛИНЕ. ФОНДЫ ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ 21 РАЗДЕЛ 9. ИСТОЧНИКИ 115 РАЗДЕЛ 10. ГЛОССАРИЙ. 116 РАЗДЕЛ 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ 1.1 Цель и задачи освоения учебной дисциплины Целью изучения данной дисциплины является реализация требований к освоению соответствующих компонентов профессиональных компетенций ПК-9 , ПК-10, ПК-24, ПК-29, ПК-30, ПК-36, ПК-48, ПК-49 на основе формирования у студентов системных теоретических знаний, умений и практических навыков в освоении дисциплины Цель курса -формирование у студентов системы знаний о маркетинге как науке, философии бизнеса; -обучение способам и подходам практического применения инструментов маркетинга в деятельности предприятий (организаций, фирм) в условиях рыночных отношений на основе эффективного использования их потенциала с ориентацией на потребителя. Задачи курса - изучение теоретических основ маркетинга, включая этапы его развития, систематизацию понятий и инструментов реализации содержания маркетинга с точки зрения корпоративных целей бизнеса и учета интересов потребителя товаров, работ и услуг. - рассмотрение прикладных методов маркетинговых исследований на макро- и микроуровне как инструментов управления экономическими реформами на этапе перехода к рыночным отношениям. -исследование проблем и особенностей организации и планирования маркетинга на предприятиях (организациях, фирмах) различных отраслей экономики. - усвоение навыков творческой реализации теоретических и прикладных знаний в практической деятельности бакалавра-экономиста на предприятии (организации, фирме).
Роль маркетинга в экономическом развитии страны; товар в маркетинговой деятельности; комплексное исследование товарного рынка; сегментация рынка; формирование товарной политики и рыночной стратегии; разработка ценовой политики; формирование спроса и стимулирование сбыта; организация деятельности маркетинговой службы. 1.3. Место учебной дисциплины в структуре ООП Учебная дисциплина относится к базовой (профильной) части профессионального цикла в структуре основной профессиональной образовательной программы. Настоящий УМК составлен для подготовки студентов, обучающихся по направлениям подготовки «Менеджмент» , «Экономика» (бакалавриат). 1.3.1. Знания, умения и навыки, формируемые предшествующими дисциплинами Изучение курса базируется на знании студентами следующего цикла экономических, правовых, управленческих и общеобразовательных дисциплин: "Теория менеджмента", "Учет и анализ", "Управление человеческими ресурсами» и др. 1.3.2. Перечень последующих учебных дисциплин, для которых необходимы знания, умения и навыки, формируемые данной учебной дисциплиной: - Инвестиционный анализ; - Бизнес-планирование; -Финансовый менеджмент -Стратегический менеджмент; 1.3.3.Объем и виды учебной работы по дисциплине
Примечание: «*» в числителе указывется общая трудоемкость занятий, в знаменателе – в том числе трудоемкость интерактивных занятий. 1.4. Требования к результатам освоения компетенций Направление «Менеджмент» Требования к освоению компонентов компетенции ПК-10 Знать: 1. Основные методы и инструменты исследования рынка, содержание и последовательность маркетингового процесса 2. Стратегическое планирование в маркетинге 3. Управление маркетингом в организации Уметь: 1. Анализировать соответствующие сегменты рынка: потребительского, организованных покупателей и т.д. 2. Разрабатывать планы маркетинга и выполнять маркетинговый анализ в целях реализации принятой стратегии 3. Владеть маркетинговым инструментарием и использовать его для эффективного управления маркетинговой деятельностью 4. Обосновывать выбор маркетинговой стратегии Владеть: 1. Навыками применения основных моделей стратегического маркетинга и создания отдела маркетинга 2. Концепциями управления маркетингомв целях реализации принятой маркетинговой стратегии 3. Методами системной оценки эффективности мероприятий по реализации принятой маркетинговой стратегии Требования к освоению компонентов компетенции ПК -24 Знать: 1. Основы теории маркетинга и современные тенденции ее развития 2. Международный маркетинг 3. Процедуры выбора товаров для экспорта и импорта Уметь: 1. Идентифицировать проблемы потребителей и находить маркетинговые решения этих проблем; 2. Выбирать продавцов и покупателей конкретного товара 3. Определять цену конкретного товара Владеть: 1. Навыками проведения маркетинговых исследований 2. Навыками оценинки конъюнктуры международной торговли Требования к освоению компонентов компетенции ПК -29 Знать: 1. Основы теории маркетинга и современные тенденции ее развития 2. Какие элементы связаны с рациональным выбором потребителя экономических благ; как потребители уравновешивают свой выбор товаров и услуг для достижения равновесия 3. Как цена товара и услуги влияет на величину спроса на этот товар 4. Какие товары или услуги, условия рынка влияют на спрос Уметь: 1. Организовывать сбор и обработку необходимых для исследования данных 2. Определить влияние цены товара на предложенное производителями количество товара 3. Выявлять почему рыночные цели и количество товаров реагируют на изменение рыночных условий 4. Определять какие элементы связаны с рациональным выбором экономических благ 5. Строить кривые безразличия Владеть: 1. Приёмами определения как в результате взаимодействия спроса и предложения устанавливается рыночная цена товара 2. Способностью определять как потребители уравновешивают свой выбор товаров и услуг для достижения равновесия 3. Методами оценки полезности товара Требования к освоению компонентов компетенции ПК -30 Знать: 1. Особенности управления организацией, действующей на принципах маркетинга, ее продуктовую, ценовую, распределительную и коммуникационную политику 2. Классификацию рынков, их элементы и механизм действия 3. Показатели конкуренции предприятия и отрасли 4. Методы построения кривых спроса и предложения для конкретных товаров и на конкретных рынках Уметь: 1. Ориентироваться на рынке маркетинговой информации 2. Планировать выход компании, в зависимости от вида продукции, на внутренний или международный рынок 3. Анализировать конкурентоспособность компании и отрасли Владеть: 1. Приёмами расчёта эффективности выбора рынка 2. Методами ранжирования целей для достижения конкурентоспособности компании и отрасли 3. Методами оценки полезности товара Требования к освоению компонентов компетенции ПК -36 Знать: 1. Особенности управления организацией, действующей на принципах маркетинга 2. Маркетинговые информационные системы 3. Процесс маркетингового исследования 4. Концепции управления маркетингом; методы сравнительного анализа в маркетинге (бенчмаркинг) Уметь: 1. Обрабатывать маркетинговую информацию и на этой основе формулировать направления использования результатов 2. Разрабатывать маркетинговые стратегии 3. Совершенствовать маркетинговый процесс по разработке товарной политики, создания новых товаров, ценообразованию и др. 4. Применять количественные методы оценки конкурентоспособности товаров и услуг на рынках Владеть: 1. Приёмами определения как в результате взаимодействия спроса и предложения устанавливается рыночная цена товара 2. Методами достижения конкретных преимуществ с помощью маркетинговых исследований направленных на сегментирование, выбор целевого рынка и позиционирования 3. Приёмами использования различных видов маркетинга в зависимости от поставленной задачи Требования к освоению компонентов компетенции ПК -48 Знать: 1. Маркетинговые исследования и маркетинговые информационные системы 2. Типы поведения потребителей при принятии решения о покупке 3. Процесс принятия решения о покупке товара – новинки 4. Характеристики, влияющие на покупательское поведение при покупке нового товара 5. Методы определения коэффициентов эластичности товаров Уметь: 1. Анализировать соответствующие сегменты рынка: потребительского, организованных покупателей и т.д. 2. Оценивать и выбирать целевые рынки 3. Формулировать бизнес-идею по производству нового вида товара 4. Применять методы расчета кривых эластичности Владеть: 1. Методами позиционирования нового вида товара с целью достижения конкурентных преимуществ: разработка стратегии позиционирования, информация (о) будущих потребителях нового товара 2. Приёмами оценки эффективности производства и реализации нового товара Требования к освоению компонентов компетенции ПК -49 Знать: 1. Основы теории маркетинга и современные тенденции ее развития 2. Особенности управления организацией, действующей на принципах маркетинга, ее продуктовую, ценовую, распределительную и коммуникационную политику 3. Инструментарий маркетинг-микса 4. Особенности покупательского поведения потребителей в процессе совершения покупок 5. Международный маркетинг Уметь: 1. Ориентироваться на рынке маркетинговой информации 2. Идентифицировать проблемы потребителей и находить маркетинговые решения этих проблем 3. Грамотно организовывать сбор и обработку необходимых для исследования данных 4. Осуществлять анализ рыночных параметров 5. Владеть маркетинговым инструментарием и использовать его для эффективного управления маркетинговой деятельностью Владеть: 1. Навыками проведения маркетинговых исследований 2. Навыками осуществления маркетингового контроля на предприятии Направление «Экономика» Требования к освоению компонентов компетенции ПК -9 Знать: 1. Процесс маркетингового исследования 2. Основные понятия, категории и инструменты аналитической и исследовательской работы в маркетинге Уметь: 1. Обрабатывать маркетинговую информацию и на этой основе формулировать направления использования результатов 2. Представлять результаты аналитической и исследовательской работы в виде доклада, информационного обзора, аналитического отчета Владеть: 1. Приёмами использования различных видов маркетинга в зависимости от поставленной задачи 2. Навыками для проведения исследовательской работы по маркетингу 1.4.7 Требования (знания, умения, навыки) к освоению дисциплины В результате изучения дисциплины «Маркетинг» студенты должны знать:
уметь:
владеть:
РАЗДЕЛ 2. ФОРМИРОВАНИЕ КОМПЕТЕНЦИЙ 2.1. Состав образовательных технологий по дисциплине В соответствии с требованиями ФГОС ВПО реализация компетентностного подхода предусматривает использование в учебном процессе традиционных, активных и интерактивных форм проведения занятий в сочетании с внеаудиторной работой студентов. По данной учебной дисциплине предусмотрены следующие образовательные технологии: 1.лекции; 2. активные / интерактивные формы практических занятий; 3.практические занятия в традиционной форме; 4 подготовка к контрольной работе и тестированию 5. самостоятельная работа; 6.подготовка к экзамену; 2.2. Формирования компонентов компетенций Образовательные технологии по освоению компетенций и схема формирования знаний, умений и навыков приведены в таблице №2. Таблица № 2. Образовательные технологии по освоению компетенций Направление «Менеджмент»
Направление «Экономика»
Примечания к таблице 3: 1. Знаком «+» обозначен виды учебной работы по освоению соответствующего компонента компетенции. В ячейках текст обозначает форму обучения и номера лекций, практических занятий и тем СРС. 2. Содержание подготовки курсовой работы, подготовки к экзамену приведены в соответствующих разделах настоящего УМК и являются едиными для всех форм обучения.
2.3.1. Методика реализации активных и интерактивных образовательных технологий Активное обучение студентов по данной дисциплине обеспечивается диалоговым взаимодействием преподавателя и студентов с целью формирования практических навыков освоения дисциплины. Задачи и методика реализации активного и интерактивного обучения по дисциплине изложены в планах практических занятий. Тематические тренинги построены на задачах, ситуациях, вопросах., обсуждениях проблем. Методика проведения тренинга предусматривает наличие общей программы тренинга, подготовленной преподавателем, рабочего сценария тренинга, набора заданий и задач для отработки, набора раздаточных материалов. Вводная часть тренинга составляет не более 10 минут от всего времени занятия и предназначена для определения и разъяснения преподавателем конкретных условий модели тренинга. План тренинга включает:
Все практические занятия предусматривают вводные установки преподавателя по теме (или нескольким темам) занятия в течение до 10 минут с целью определения и разъяснения основных задач практического занятия, однозначности интерпретации содержания экономических категорий и методологических основ дисциплины применительно к теме практического занятия. |
Учебно-методический комплекс Для специальности 080111 Маркетинг Москва... Учебно-методический комплекс «Управление маркетингом» составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта... | Учебно-методический комплекс дисциплины (умкд) «Маркетинг» Учебно-методический комплекс дисциплины (умкд) «Маркетинг» для студентов очной формы обучения специальности 080507. 65 «Менеджмент... | ||
Учебно-методический комплекс по направлениям: 521500 «Менеджмент» Маркетинг: Учебно-методический комплекс / Авт составитель Титов В. А. Спб.: Спбивэсэп, 2006. – с | Учебно-методический комплекс по направлениям: 521500 «Менеджмент» Маркетинг: Учебно-методический комплекс / Авт составитель Титов В. А. Спб.: Спбивэсэп, 2006. – с | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины «основы библиотечно-информационного дела» Учебно-методический комплекс составлен на основании государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования... | Учебно-методический комплекс по дисциплине международный маркетинг Гос впо по специальности 080111. 65 Маркетинг, утвержденный Министерством образования РФ «23» марта 2000 г., 202 эк/СП | ||
Учебно-методический комплекс учебной дисциплины «маркетинг» Учебно-методический комплекс разработан в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта. Содержит учебно-тематический... | Пояснительная записка Учебно-методический комплекс дисциплины (умкд)... Учебно-методический комплекс дисциплины составлен к п н., доцентом Грасс Т. П., д э н., профессором Е. В. Щербенко | ||
Пояснительная записка Учебно-методический комплекс дисциплины (умкд)... Учебно-методический комплекс дисциплины составлен к п н., доцентом Грасс Т. П., д э н., профессором Е. В. Щербенко | Учебно-методический комплекс дисциплины социальная психология специальность 08011 65 «Маркетинг» Учебно-методический комплекс дисциплины составлен на основании требований государственного образовательного стандарта высшего профессионального... | ||
Учебно-методический комплекс Для специальностей: 032401 реклама,... Учебно-методический комплекс по «Психологии и педагогике» составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного... | Учебно-методический комплекс Для специальности: 080401 Товароведение... Учебно-методический комплекс по дисциплине «Коммерческая деятельность» составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного... | ||
Учебно-методический комплекс по дисциплине статистика специальность... Гос впо по специальности 080111. 65 Маркетинг, утвержденный Министерством образования РФ «23» марта 2000 г., №202 эк / сп | Учебно-методический комплекс по дисциплине маркетинговые коммуникации... Гос впо по специальности 080111. 65 Маркетинг, утвержденный Министерством образования РФ «23» марта 2000г., №202 эк/СП | ||
Учебно-методический комплекс по дисциплине логистика специальность... Гос впо по специальности подготовки 080111. 65 Маркетинг, утвержденный Министерством образования РФ 23 марта 2000 г., 202 эк/СП | Учебно-методический комплекс по дисциплине экология специальность... Гос впо по специальности 080111. 65 «Маркетинг» Квалификация – Маркетолог, утвержденный Министерством образования РФ «23» марта 2000... |