Формирование конкурентной стратегии на предприятиях сферы услуг (на примере розничных торговых сетей)





Скачать 338.21 Kb.
НазваниеФормирование конкурентной стратегии на предприятиях сферы услуг (на примере розничных торговых сетей)
страница1/3
Дата публикации20.03.2015
Размер338.21 Kb.
ТипАвтореферат
100-bal.ru > Экономика > Автореферат
  1   2   3


На правах рукописи
КАФИАТУЛОВА ЭЛЬВИРА МИДИХАТОВНА


ФОРМИРОВАНИЕ КОНКУРЕНТНОЙ СТРАТЕГИИ

НА ПРЕДПРИЯТИЯХ СФЕРЫ УСЛУГ

(НА ПРИМЕРЕ РОЗНИЧНЫХ ТОРГОВЫХ СЕТЕЙ)

Специальность 08.00.05 - Экономика и управление

народным хозяйством:

экономика, организация

и управление предприятиями,

отраслями, комплексами

сферы услуг


АВТОРЕФЕРАТ


диссертации на соискание ученой степени

кандидата экономических наук


Тольятти 2013


Работа выполнена в ФГБОУ ВПО "Поволжский государственный университет сервиса", г. Тольятти, Самарская обл.

Научный руководитель - Васильчук Ольга Ивановна,

доктор экономических наук, профессор
Официальные оппоненты: Кухтинова Людмила Георгиевна,

доктор экономических наук, доцент,

ФГБОУ ВПО «Пензенский государственный университет»,

кафедра «Менеджмент», профессор
Саямова Янина Геннадьевна,

кандидат экономических наук, доцент,

ФГБОУ ВПО «Самарская государственная

сельскохозяйственная академия»,

Институт управленческих технологий

и аграрного рынка,

кафедра «Логистика и экономика», доцент

Ведущая организация - ОАО «Институт исследования товародвижения

и конъюнктуры оптового рынка», г. Москва


Защита состоится 22 октября 2013 г. в 14 ч на заседании диссертационного совета Д 212.214.02 при ФГБОУ ВПО "Самарский государственный экономический университет" по адресу: 443090, г. Самара, ул. Советской Армии, д. 141, ауд. 325.


С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке ФГБОУ ВПО "Самарский государственный экономический университет"

Автореферат разослан 20 сентября 2013 г.


Ученый секретарь

диссертационного совета Крячков Александр Федорович

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Актуальность темы исследования. В настоящее время в экономике страны наиболее интенсивно развивается сфера услуг. С каждым годом услуги розничной торговли становятся все более высокотехнологичными и способствуют усилению конкуренции. В связи с увеличением темпов роста в розничной торговле возрастает потребность в услугах, что обусловлено переходом к конкурентному рынку и должно сопровождаться не только повышением количества торговых предприятий, но и расширением их сферы обслуживания, обновлением номенклатуры продукции, услуг и улучшением технологии продаж. В современных условиях уровень конкурентоспособности предприятий сферы услуг, в т.ч. предприятий розничной торговли, розничных торговых сетей, во многом зависит от спектра предоставляемых услуг покупателям. В этом и заключается актуальность темы диссертации.

В 2012г. объем оказанных услуг розничной торговли на 10,6% формировался розничными рынками и ярмарками (в 2011г. - 11,6%), у индивидуальных предпринимателей данный показатель составил 24,2% (в 2011г. - 24,7%), а у субъектов среднего предпринимательства - 3,3% (в 2011г. - 3,4%), малых предприятий - 15,8% (в 2011г. - 16,1%).

Существует широкий спектр проблем, стоящих перед руководством предприятий сферы услуг, в т.ч. предприятий розничной торговли, розничных торговых сетей, в части эффективного управления экономическими субъектами и развития конкурентных преимуществ, нацеленных на восприятие покупателями ценности услуг розничной торговли. Не в полной мере разработана методология конкурентной стратегии как инструмента управления в сфере услуг. Вышеперечисленное обусловило необходимость разработки данной стратегии, выбора эффективного варианта ее реализации через сбалансированную систему показателей, формирования стратегических мероприятий, направленных на оптимизацию и совершенствование деятельности предприятий сферы услуг, в т.ч. предприятий розничной торговли, розничных торговых сетей, оценки уровня влияния ценности услуг на их конкурентоспособность.

Степень разработанности проблемы. Вопросы развития розничной торговли, форматов розничной торговли предприятий сферы услуг, в т.ч. розничных торговых сетей, подробно отражены в работах зарубежных авторов Д. Гилберта, Т. Кента, О. Омара, а также отечественных ученых В. Егорова, В. Радаева, Я. Саямовой, Л. Хасиса. Кроме того, такими авторами, как Г. Азоев, Г. Паничкина, Р. Фатхутдинов, затронуты темы управления конкурентоспособностью на предприятиях и роли конкуренции в экономике.

Проблемы формирования и развития сферы услуг нашли отражение в исследованиях зарубежных авторов, таких как П. Дойль, Ф. Котлер, а также российских ученых В. Агафоновой, Н. Адамова, О. Васильчук, Н. Войткевич, Д. Карха, Л. Кухтиновой, С. Носкова, Л. Сосуновой, Е. Фомина, Д. Черновой.

Теоретическим и методологическим проблемам построения модели стратегии предприятий посвящены труды зарубежных авторов И. Ансоффа, Г. Минцберга, М. Портера, А. Стрикленда, А. Томпсона, а также отечественных ученых О. Виханского, А. Гориной, И. Гуркова, М. Мельник и др.

Если системным исследованиям посвящено множество работ отечественных и зарубежных ученых-экономистов, то сбалансированный подход к стратегическому управлению в меньшей степени отражен в их работах. Роли применения методики сбалансированной системы показателей на предприятиях посвящены труды таких ученых, как Ж.-Л. Бравар, В. Кандалинцев, Р. Каплан, Д. Нортон, А. Поршнев.

Многие аспекты методологии, организации формирования стратегии на предприятиях сферы услуг, в т.ч. предприятиях розничной торговли, в розничных торговых сетях, разработаны недостаточно и требуют дальнейших исследований. Существенная необходимость эффективной работы предприятий сферы услуг, в т.ч. предприятий розничной торговли, розничных торговых сетей, благодаря правильно выбранной стратегии, процессу ее реализации, обусловила выбор темы диссертации, определила постановку цели, задач и структуру.

Целью диссертации является развитие теоретических, методических положений, а также разработка практических рекомендаций по усовершенствованию механизма формирования и внедрения конкурентной стратегии на предприятиях сферы услуг (на примере розничных торговых сетей). Поставленная цель предопределила решение следующих задач:

  • исследовать понятийный аппарат услуги розничной торговли, раскрыть экономическое содержание конкурентной стратегии розничной торговой сети;

  • систематизировать и предложить классификацию услуг розничной торговли, а также разработать классификацию предприятий сферы услуг, в т.ч. предприятий розничной торговли, розничных торговых сетей, с помощью выделения новых признаков;

  • предложить модель конкурентной стратегии на предприятиях сферы услуг (на примере розничных торговых сетей);

  • построить сбалансированную систему показателей с учетом разработанного процесса каскадирования;

  • сформулировать практические мероприятия по внедрению конкурентной стратегии в деятельность предприятий сферы услуг (на примере розничных торговых сетей);

  • разработать методический инструментарий оценки уровня влияния ценности услуг на конкурентоспособность предприятий сферы услуг (на примере розничных торговых сетей).

Область исследования. Проведенное исследование, выводы и предложения диссертации соответствуют пунктам 1.6.109. Совершенствование организации, управления в сфере услуг в условиях рынка; 1.6.116. Механизм повышения эффективности и качества услуг; 1.6.117. Современные тенденции развития организационно-экономических форм хозяйствования в сфере услуг по специальности 08.00.05 - Экономика и управление народным хозяйством в области «Экономика, организация и управление предприятиями, отраслями, комплексами сферы услуг» Паспорта специальностей ВАК, «Экономические науки».

Объектом исследования выступают субъекты рынка услуг розничной торговли: предприятия сферы услуг, предприятия розничной торговли, розничные торговые сети, потребители услуг розничной торговли.

Предметом исследования является совокупность экономических отношений, складывающихся между участниками рынков услуг розничной торговли.

Теоретической и методологической основой исследования послужили труды ведущих отечественных, зарубежных ученых по актуальным вопросам в области организации деятельности, управления конкурентоспособностью и стратегического управления предприятиями сферы услуг (на примере розничных торговых сетей). Для достижения цели и решения поставленных задач применялись интегральный метод, корреляционно-регрессионный анализ, аналогия и сравнение, наблюдение, опрос, анализ и синтез, графический метод.

Информационной базой исследования послужили материалы нормативных, распорядительных документов, публикации ученых в специализированных тематических, отраслевых периодических изданиях, финансовая и статистическая информация, характеризующая деятельность предприятий сферы услуг, в т.ч. предприятий розничной торговли, розничных торговых сетей, данные Федеральной службы государственной статистики, Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Самарской области, рейтинговых агентств по услугам розничной торговли, а также полученные автором результаты исследования.

Научная новизна диссертационного исследования заключается в разработке теоретико-методических основ формирования конкурентной стратегии с целью улучшения деятельности предприятий сферы услуг (на примере розничных торговых сетей).

Наиболее существенные результаты, характеризующие научную новизну исследования, содержатся в следующих пунктах:

  • уточнен понятийный аппарат исследования и даны авторские определения: «услуга розничной торговли», «конкурентная стратегия розничной торговой сети». Особенность понятия «услуга розничной торговли» заключается в получении определенной ценности услуги для покупателей и предприятия с возможностью повышения его конкурентоспособности на рынке сферы услуг в части воздействия на мнение, удовлетворение потребностей существующих и потенциальных клиентов. Понятие «конкурентная стратегия розничной торговой сети», в отличие от имеющихся, отражает важный аспект полезности в рыночных конкурентных отношениях в т.ч. выбор индивидуальных действий, позволяющих достичь конкурентные преимущества, в зависимости от выбранного формата предприятия розничной торговли, для завоевания собственной ниши на рынке;

  • предложена авторская классификация услуг розничной торговли, разработана классификация предприятий сферы услуг, в т.ч. предприятий розничной торговли, розничных торговых сетей, с помощью выделения новых признаков;

  • построена модель конкурентной стратегии предприятий сферы услуг (на примере розничных торговых сетей), что позволило повысить эффективность управления деятельностью в условиях конкурентной борьбы;

  • разработана стратегическая карта сбалансированной системы показателей и осуществлен подбор комплекса ключевых показателей результативности для достижения стратегической цели предприятий сферы услуг (на примере розничных торговых сетей) с последующим осуществлением процесса каскадирования конкурентной стратегии. Сбалансированная система показателей охватывает в совокупности финансовые и нефинансовые показатели деятельности предприятий сферы услуг (на примере розничных торговых сетей) и повышает качество внедрения стратегии. Каскадирование направлено на увеличение качества управления в розничных торговых сетях, благодаря вертикальной интеграции с верхнего до нижестоящих уровней;

  • сформированы стратегические мероприятия по реализации конкурентной стратегии, что повышает результативность работы предприятий сферы услуг (на примере розничных торговых сетей), увеличивает клиентскую базу с последующим приумножением экономической отдачи от покупателей, оптимизирует перечень предлагаемых услуг и повышает их качество;

  • заявлена методика оценки уровня влияния ценности услуг на конкурентоспособность предприятий сферы услуг (на примере розничных торговых сетей), которая выявляет зависимость влияния ценности услуг по составляющим сбалансированной системы показателей на конкурентоспособность предприятий сферы услуг и определяет перечень мероприятий для улучшения деятельности.

Теоретическая и практическая значимость проведенного исследования состоит в развитии теоретической и методической базы решения проблемы повышения результативности управления предприятиями сферы услуг (на примере розничных торговых сетей) при планировании, выборе, реализации конкурентной стратегии, позволяющей увеличить оперативность управленческих решений, а также уровень эффективной деятельности в условиях конкурентной борьбы. Результаты исследования могут являться исходными данными для изучения экономических предметов в области сферы услуг и научных разработок по рассматриваемым вопросам. Теоретические выводы и обобщения диссертации используются в учебном процессе Поволжского государственного университета сервиса, г. Тольятти, Самарская обл., при преподавании дисциплин «Экономика предприятия», «Стратегическое управление», а также в Тольяттинском филиале Института коммерции и права, Самарская обл., при преподавании дисциплин «Стратегическое планирование», «Инвестирование и размещение предприятий торговли и массового питания», «Управление проектами».

Апробация результатов исследования. Основные положения и результаты диссертации докладывались на международных научно-практических конференциях, в их числе «Управленческие аспекты учета и анализа в условиях мирового финансово-экономического кризиса» (г. Самара, 2009г.), «Экономика и управление: новые вызовы и перспективы» (г. Тольятти, Самарская обл., 2010г.), «Управление современным инновационным обществом в посткризисный период (экономические, социальные, философские, правовые аспекты)» (г. Саратов, 2010г.), «Татищевские чтения: актуальные проблемы науки и практики» (г. Тольятти, Самарская обл., 2011г.), «Альянс наук: ученый - ученому» (г. Днепропетровск, 2011г.), «Поколение будущего – 2012: взгляд молодых ученых» (г. Курск, 2012г.), а также опубликованы в научных журналах.

Результаты проведенного исследования нашли практическое применение, что подтверждается справками о внедрении из ЗАО «Тандер», в состав которого входит розничная торговая сеть «Магнит», ООО «АгроПродТорг», ООО «Кабриолет», Группа компаний Торговый Дом «Фабрика Качества», в состав которого входит ООО «Фабрика», Поволжский государственный университет сервиса, Тольяттинский филиал Института коммерции и права, Самарская обл.

Публикация результатов исследования. По теме диссертации опубликовано 15 научных работ общим объемом 7,16 печ. л., в т.ч. 3 в научных журналах, входящих в перечень ВАК.

Структура и объем работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, библиографического списка. Общий объем работы составил 195 страниц текста, содержит 24 рисунка, 31 таблицу. Структура диссертационной работы создана на основе логической последовательности и причинно-следственной взаимосвязи показателей изучаемых проблем объекта.

Во введении обоснована актуальность темы, дана характеристика уровня разработанности проблемы; выявлены цель, задачи исследования, элементы научной новизны, теоретическая и практическая значимость.

В первой главе «Методические основы исследования услуг предприятий розничной торговли в условиях рыночной экономики» определена сущность услуг розничной торговли в экономике, проанализирован ее понятийный аппарат, раскрыто экономическое содержание стратегий предприятия, представлена классификация услуг розничной торговли и классификация предприятий сферы услуг, в т.ч. предприятий розничной торговли, розничных торговых сетей, а также выявлены особенности создания конкурентных преимуществ, ориентированных на создание ценности услуг для покупателей и предприятий.

Во второй главе «Исследование конкурентных стратегий на рынке услуг» проведено исследование состояния розничной торговли в сфере услуг и выявлены тенденции ее развития, построена модель конкурентной стратегии, представлена характеристика параметров видов конкурентной стратегии, дана оценка конкурентоспособности розничных торговых сетей.

В третьей главе «Методические подходы к реализации конкурентной стратегии в розничных торговых сетях с использованием сбалансированной системы показателей» предложены варианты решения выявленных проблем с помощью стратегической карты сбалансированной системы показателей и осуществлен подбор комплекса ключевых показателей результативности для достижения стратегической цели, разработаны стратегические мероприятия для реализации конкурентной стратегии, проведена оценка уровня конкурентоспособности оказываемых услуг.

В заключении представлены основные результаты проведенного исследования, отражены выводы и рекомендации.
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Формирование конкурентной стратегии на предприятиях сферы услуг (на примере розничных торговых сетей) iconФормирование комплексной маркетинговой стратегии целевого взаимодействия...
В соответствии со статьей 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации Правительство Челябинской области
Формирование конкурентной стратегии на предприятиях сферы услуг (на примере розничных торговых сетей) iconРазработка и развитие пакета услуг на розничных торговых предприятиях г. Рязани
Ведущая организация – Московская Академия предпринимательства при Правительстве Москвы
Формирование конкурентной стратегии на предприятиях сферы услуг (на примере розничных торговых сетей) iconТемы рефератов
Планирование и организация закупочной деятельности в розничных торговых предприятиях
Формирование конкурентной стратегии на предприятиях сферы услуг (на примере розничных торговых сетей) iconРоссийской Федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное...
На тему: Исследование проблем учета затрат и калькулирования в системе управления себестоимости услуг (на примере сферы услуг)
Формирование конкурентной стратегии на предприятиях сферы услуг (на примере розничных торговых сетей) iconПовышение клиентоориентированности розничных сетей на основе диверсификации...
Работа выполнена в гоу впо ростовский государственный экономический университет (ринх)
Формирование конкурентной стратегии на предприятиях сферы услуг (на примере розничных торговых сетей) iconДоклад «состояние и развитие конкурентной среды на рынках товаров и услуг нижегородской области»
«состояние и развитие конкурентной среды на рынках товаров и услуг нижегородской области»
Формирование конкурентной стратегии на предприятиях сферы услуг (на примере розничных торговых сетей) iconВыпускная квалификационная работа
Структурный анализ рынка и его значение для формирования конкурентной стратегии
Формирование конкурентной стратегии на предприятиях сферы услуг (на примере розничных торговых сетей) iconУчебно-методический комплекс дисциплины «Маркетинговое планирование в торговых предприятиях»
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Формирование конкурентной стратегии на предприятиях сферы услуг (на примере розничных торговых сетей) iconРеферат На тему: Экономические основы государственного регулирования...
Тенденции развития сферы услуг в экономике России, ее место на мировом рынке услуг 6
Формирование конкурентной стратегии на предприятиях сферы услуг (на примере розничных торговых сетей) iconРазработка предложений по расширению ассортимента кулинарной продукции...
Выпускная квалификационная работа на тему: «Разработка предложений по расширению ассортимента на предприятиях общественного питания...
Формирование конкурентной стратегии на предприятиях сферы услуг (на примере розничных торговых сетей) iconИнституциональные аспекты развития сегмента розничных банковских услуг
Познакомиться с понятием электрометаллургия, процессом электролиза расплавов и растворов солей
Формирование конкурентной стратегии на предприятиях сферы услуг (на примере розничных торговых сетей) iconОтчет по научно-исследовательской практике магистрантов и студентов за 2009-2010 гг
Исследование регионального рынка розничных банковских услуг разработка рекомендаций по его регулированию
Формирование конкурентной стратегии на предприятиях сферы услуг (на примере розничных торговых сетей) iconЛитература 13 Введение Активное развитие сферы услуг стало важной...
Но именно с началом нового века, с формированием информационного общества и «новой экономики», предприятия сферы услуг стали рассматриваться...
Формирование конкурентной стратегии на предприятиях сферы услуг (на примере розничных торговых сетей) iconРеферат на тему: Проблема выхода сферы услуг в РФ на уровень мировых стандартов. Работу
Одной из важнейших закономерностей развития экономики во всем мире является взаимосвязь экономического роста и повышения роли услуг...
Формирование конкурентной стратегии на предприятиях сферы услуг (на примере розничных торговых сетей) iconГосударственное регулирование зернового рынка: формирование конкурентной...
Государственное регулирование зернового рынка: формирование конкурентной среды и снижение
Формирование конкурентной стратегии на предприятиях сферы услуг (на примере розничных торговых сетей) iconРабочая программа по дисциплине сд 04 Управление качеством транспортной продукции
Основу конкурентоспособности услуг составляет их качество, стабильность которого достигается путем внедрения на предприятиях систем...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск