Концепция формирования производственного потенциала на машиностроительном предприятии





НазваниеКонцепция формирования производственного потенциала на машиностроительном предприятии
страница1/11
Дата публикации27.03.2015
Размер1.69 Mb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Экономика > Документы
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11





УДК 1: 327:34:93/99

О 23
Образование, наука и производство: Сборник научных трудов. Т. 1. Актуальные проблемы гуманитарных и социально-экономических наук/ Под ред. Л.В. Бармашовой. Вязьма: ВФ МГИУ, 2002 -134 с.
Сборник содержит статьи по разделам: экономика, право, философия, образование, воспитание. Статьи подготовлены преподавателями ВФ МГИУ и других вузов.

Тематика статей достаточно разнообразна, отражает актуальные проблемы воспитания, образования, философии, правового, политического и социально-экономического развития России. Сборник может быть полезен научным и практическим работникам, преподавателям, студентам гуманитарных и социально-экономических специальностей.
Редакционная коллегия:

Л.В. Бармашова, к.э.н. (ответственный редактор);

Д.Е. Комаров, к.и.н.;

Г.В. Кораблева;

Е.Н. Кучерова;

Н.Е. Павлов, секретарь редколлегии.
При общем редактировании сохранены стиль и формулировки авторов


ISBN 5-88018-295-9 © ВФ МГИУ, 2002



К.С. Бармашов

КОНЦЕПЦИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ПОТЕНЦИАЛА НА МАШИНОСТРОИТЕЛЬНОМ ПРЕДПРИЯТИИ



Концепция формирования производственного потенциала машиностроительного предприятия должна быть направлена на повышение экономической эффективности и рентабельности работы предприятия.

Главная цель данной концепции - стать конкурентоспособным предприятием, устойчиво работающим на российском и международном рынках. Для достижения поставленной цели предприятие должно решить следующие основные задачи:

• разработать дерево целей, стратегий и целевых программ по их реализации;

• создать современную и достаточную материально-техническую

базу;

• повысить материальное благосостояние промышленно-производственного потенциала;

• использовать современные малоотходные и безотходные технологии;

• создать условия для возможности использования предпринимательских и творческих способностей человека;

• усовершенствовать структуру управления предприятием.

Для решения поставленных задач необходимо стратегическое направление развития машиностроительного предприятия. Формирование стратегического видения тесно связано с прогнозированием. Выделяют два основных вида прогнозов - поисковые и нормативные. Поисковое прогнозирование направлено на выявление тенденций развития предприятия и определение его возможных будущих состояний. Нормативное прогнозирование направлено на определение путей и сроков достижения возможных состояний предприятия в будущем, которые являются желаемыми (субъективными) или необходимыми (объективными) целями.

Стратегическое видение создает общую картину перспективы того, «что есть данное предприятие, что оно делает и куда оно идет». Хорошо продуманное стратегическое видение есть предпосылка к эффективному стратегическому лидерству. Формирование стратегического видения должно быть выражено в соответствующих положениях о деятельности машиностроительного предприятия, а именно:

в понимании того, в каком именно бизнесе действует предприятие;

во взаимодействии видения и мнения в миссии взаимосвязи и

взаимного стимулирования;

в принятии решения по изменению стратегического курса компании при изменении ее деловой миссии.

Подход к правильному определению бизнеса требует брать в расчет следующие факторы:

нужды потребителей, или что (какую потребность) нужно удовлетворить;

группы потребителей, или кого нужно удовлетворить;

используемые технологии и выполняемые функции, или как удовлетворяются нужды потребителей.



Помимо обоснования генерального направления развития, машиностроительному предприятию необходимо разработать миссию, которая должна выполнять ряд задач:

определить нишу, которую занимает предприятие на рынке;

определить стратегические направления предприятия по изменениям рыночных границ существующей рыночной ниши в будущем;

сформировать приоритетные ценности, этическую и политическую ориентацию предприятия, т.е. его стратегический имидж, существующий или к которому оно стремится, рис. (2.3).

Деятельность любого машиностроительного предприятия можно рассматривать как схему поступления денежных средств на предприятие в виде собственного или заемного капитала и его распределения по направлениям использования с целью обеспечения бесперебойной работы. Источники финансирования деятельности предприятия делятся на внутренние и внешние (рис. 2.4).



Наиболее дешевыми считаются внутренние источники: прибыль, амортизация. При принятии решения о финансировании предприятия необходимо рассматривать и оценивать альтернативные варианты. Если есть возможность привлечь средства финансового рынка, стоимость которых ниже, чем рентабельность осуществляемых проектов, то предприятие может получить дополнительную прибыль. Инвестиционные решения связаны с проблемами распределения привлекаемых финансовых средств по направлениям деятельности предприятия (рис 2.5).

Обновление основных фондов дает возможность сохранить или повысить конкурентные преимущества предприятия. Разрабатывая стратегию управления оборотным капиталом, необходимо определить его рациональный объем и структуру для облегчения бесперебойного хода производственного процесса. При этом можно выделить три стратегии управления оборотным капиталом: осторожную, ограничительную и умеренную.

Осторожная стратегия предусматривает сравнительный объем оборотных активов предприятия для выполнения производственной программы. Предприятие хранит производственные запасы сырья и материалов на складе, имеет большие остатки свободных денежных средств, стимулирует продажу своей продукции в кредит, увеличивает дебиторскую задолженность. Эта стратегия самая безопасная с точки зрения обеспечения производственного процесса необходимыми ресурсами и выполнения договоров на поставку готовой продукции.



Ограничительная стратегия предполагает сведение к минимуму объема оборотных активов предприятия, осуществляя жесткую экономию на запасах сырья, материалов и готовой продукции. В результате предприятие может достичь высоких показателей использования активов. Ограничительная стратегия может применяться на предприятиях, работающих в условиях стабильности и достаточной определенности.

Умеренная стратегия является компромиссом между осторожной и ограничительной стратегией.

Производство продукции на машиностроительном предприятии является основным содержанием работы предприятия. В масштабе всего предприятия, в каждом из основных и вспомогательных цехов организуется управление этим процессом.

Разработка производственных программ, выполнение других функций по управлению производством основывается на использовании персоналом информации целевого назначения о ходе производства, а также средств вычислительной техники для ее обработки. Здесь персонал, информация, вычислительная техника выступают как материальные элементы, используемые в процессе управления. От уровня организации процесса сбора, хранения, накопления, поиска, передачи и методов обработки информации зависит эффективность системы управлением производством, а следовательно, и производственный потенциал предприятия.

Базы данных (БД) создаются для решения на ЭВМ задач управления производством. В каждом цехе при создании автоматизированной системы управления формируются соответствующие БД. Среди них: технологические процессы; кооперационно-трудовые нормативы; оснастка; ценник на материалы и полуфабрикаты; плановая информация о номенклатуре, количествах, сроках, трудоемкости и стоимости выпускаемых цехом деталей, календарно-плановые нормативы движения производства и др.; оборудование (паспортные данные, стоимостные показатели, график планово-предупредительных ремонтов); персонал (рабочие, служащие); справочники (классификаторы) по операциям, деталям, оборудованию, профессиям; учетная информация о ходе производства: сопроводительная карта, сдаточная накладная на межучастковые и межцеховые передачи, извещения о браке, сдаточные накладные на готовую продукцию, учетные карты заготовок и т.д.; нормативная информация для экономических расчетов.

Для обработки информации на ЭВМ создается программное обеспечение, содержащее пакеты прикладных программ (ППП), а также система автоматизированного управления технологическими процессами на специальном оборудовании.

В настоящее время перед технологиями машиностроительных предприятий стоят задачи не только улучшения технологии и технологического оборудования для повышения производительности труда, но и создания и использования новых технологических процессов и технологического оборудования, позволяющего совершенствовать выпускаемую продукцию и повышать ее конкурентоспособность, что является необходимым условием повышения экономической эффективности производства.

Рациональные конструкции изделий не могут быть созданы без учета трудоемкости и материалоемкости их изготовления.

Соответствие конструкций изделий требованиям минимальной трудоемкости и материалоемкости определяет технологичность конструкции. Основными показателями технологичности являются: удельная трудоемкость (tu) и удельная технологическая себестоимость (Ст):



Сз - основная заработная плата производственных рабочих, руб.;

Сэо - расходы на содержание и эксплуатацию оборудования, инструмента, приспособлений, руб.

Внедрение и использование на предприятии малоотходных и безотходных технологий приведет к снижению удельной материалоемкости изделия (Ку.м) и повышению коэффициента использования материала (Ки.м):



где Mu - масса материала, израсходованного на изготовление данного изделия, кг.

Чем ближе Ки.м к единице, тем технологичнее конструкция изделия. На уровень производительности труда влияют: повышение технологического уровня производства (механизация и автоматизация, модернизация действующего оборудования, внедрение современной технологии, применение экономических видов сырья и материалов, улучшение качества продукции); улучшение организации производств и труда (совершенствование управления, внедрение АСУП, АСУТП, НОТ и т.д.); изменение объема и структуры производства.

Так как промышленно-производственный потенциал является одним из главных ресурсов машиностроительного предприятия, то необходимо проводить исследование мотивации деятельности трудового коллектива. Исследование мотивации является важнейшим элементом социально-логических и социально-экономических исследований. Для проведения таких исследований на предприятии возможно использование теорий мотивации Маслоу, Гецберга, Фрэйда, а также циклической теории мотивации. Необходимо также подобрать соответствующие кадры. Система управления предприятием будет работать эффективно, если решения будут исполняться и они будут мотивирующими или стимулирующими для тех, кого они затрагивают. Мотивация заключается в том, чтобы промышленно-производственный персонал выполнял работу в соответствии со своими обязанностями и сообразуясь с планом. Мотивация составляет основу управления человеком [73, 74]. Мотив - это потребность, ставшая настолько важной, что побуждает человека действовать [75]. Потребность есть нечто, что возникает и находится внутри человека и требует удовлетворения. Они могут быть осознанные и неосознанные. При исследовании стимулирования и мотивации важно учитывать трудовой потенциал человека (рис.2.6).




Здоровье - это состояние полного физического и социального благополучия. Благополучие - это динамическое состояние ума, характеризующееся некоторой психической гармонией между способностями, потребностями и возможностями, которые предъявляет, предоставляет окружающая среда [76].

Нравственность и эффективность рассматриваются как трудносовместимые понятия, но в настоящее время наиболее актуальными считаются исследования в направлении: оценка потенциальных возможностей вклада различных видов труда в общественное богатство; этика распределения; организация деловых взаимоотношений в различных хозяйственных системах; методы разрешения конфликтных ситуаций.

Творческий потенциал становится все более значительным фактором экономического развития. Важной характеристикой творческого потенциала человека является число его изобретений, патентов, публикаций и т.д.

Образование признается одним из важнейших факторов роста эффективности труда и богатства. Установлено, что рост уровня образования на один класс средней школы обеспечивает в среднем рост числа рационализаторских предложений на 6% и на 50% сокращает сроки освоения рабочими новых операций [77].

Профессионализм промышленно-производственных работников, уровень их квалификации относится к важнейшим компонентам качества рабочей силы. В настоящее время существенно вырос удельный вес квалифицированных рабочих и резко снижается доля занятых ручным неквалифицированным трудом. Растут затраты как государства, так и предприятий на профессиональную подготовку кадров. Недостаточный профессионализм рабочих, специалистов, руководителей всех уровней является тормозом технического прогресса и роста эффективности производства.

Для стимулирования работников могут быть выделены следующие решения:

административное стимулирование (карьерное продвижение или угроза применения власти);

экономическое стимулирование (ожидание экономической выгоды);

моральное стимулирование (удовлетворение социальных потребностей, потребности в уважении и самоуважении);

психологическое стимулирование.

Согласно Абрахаму Маслоу, имеет место следующая иерархия потребностей человека: физиологические, безопасности и защищенности, социальные (принадлежность к коллективу), уважение (признание и самоуважение), самовыражение (наиболее полное использование своих возможностей).

Согласно теории Фредерико Герцберга, все факторы делят на гигиенические факторы и факторы мотивации. Гигиенические факторы (факторы здоровья) соответствуют низшим потребностям человека, а факторы мотивации - потребностям высших уровней. Повышать производительность труда можно только с использованием факторов мотивации.

Эти теории мотивации в большей мере носят "объяснительный" характер. Их сложно использовать в качестве инструментов практического проектирования мотивационного процесса в организации. Для устранения этого недостатка существующих теорий мотивации разработана "циклическая теория удовлетворения потребностей". Предлагается исходить из признания единого для человека и организации набора потребностей:

физиологические потребности;

потребности безопасности и защищенности;

социальные потребности;

потребность в уважении;

потребность в самоуважении.

Аналогия между потребностями человека и организации позволяет осуществлять подбор кадров для реализации системы управления [76]. Удовлетворение потребностей происходит непрерывно и спиралеобразно. Шкала ценностей - это совокупность значимых потребностей и градаций их удовлетворения, необходимых для различия в оценке собственного состояния организационно-производственной системы (ОПС) и индивидуума.

Шкалу ценностей можно представить как множество коэффициентов "предпочтения потребностей" [76].



где К1 - предпочтения физиологических потребностей; К2 - предпочтения потребности безопасности; КЗ - предпочтения социальных потребностей; К4 - предпочтения потребности в уважении; К5 - предпочтения потребности в самоуважении. Возможности человека - это совокупность конкретных значений компонентов трудового потенциала, присущего конкретному человеку, направленных на удовлетворение соответствующей потребности.



где Р1 - физиологические потребности;

Р2 - потребности безопасности и защищенности; Р4 - потребности уважения и самоуважения; Р5 - потребность в самовыражении. Коэффициенты «трансформации возможностей» индивидуума (R1,R2,R3,R4,R5), где 0 < Ri < 1 по соответствующим потребностям. Эти коэффициенты характеризуют эффективность организации как инструмента достижения общих для членов организации целей.

Коэффициенты «трансформации результата достижения целей ОПС в удовлетворении потребности индивидуума», где 0 < Ui < 1 по соответствующим потребностям. Эти коэффициенты характеризуют вознаграждение (эффективность мотивации) в конкретной организации отдельных индивидуумов и групп работников при достижении индивидуальных целей члена организации при условии достижения цели всей организации (что получит индивидуум, если организация достигнет целей).

Потребность считается неудовлетворенной, если qi=0, или удовлетворенной, если qi=l.







где Z - коэффициент полезного действия организации, который характеризует совокупную эффективность организационной структуры и мотивации в ОПС.






где di - коэффициент избыточного расходования потенциала человека, который определяет, во сколько раз больше здоровья, нравственности, творческого потенциала, образования, профессионализма должен затратить человек для удовлетворения своих потребностей через работу в организации по отношению к некоторой воображаемой идеальной ситуации, тогда все элементы потенциала человека в процессе удовлетворения потребностей используются абсолютно эффективно.

Коэффициенты Ri и Ui несложно определить экспертно путем опроса промышленно-производственного потенциала, смежников, дилеров, потребителей продукции и др.

Любое предприятие для выживания должно осуществлять: развитие, производство, управление. Процесс управления включает: целеполагание, маркетинг, менеджмент. Менеджмент можно представить четырьмя взаимосвязанными функциями: планированием, организацией, мотивацией, контролем.

Исследования прогнозов и планов могут дать важную информацию о системе управления, правильности действий лица, принимающего решения. Объектом прогнозирования являются совокупность ОПС и внешней среды.

Прогнозирование в большей степени ориентировано на исследование развития внешней среды ОПС, а планирование в большей степени относится к процессу управления внутренней средой ОПС. Планирование позволяет уточнить критерии достижения цели и критерии оценки эффективности выбранных путей, определить состав работ, сроки, ресурсы, необходимые для выполнения работ. Прогнозирование и планирование осуществляется исходя из обоснованных научно норм расходования ресурсов в процессе соответствующей деятельности.

Форма представления плана влияет на его восприятие, а следовательно, на эффективность его реализации и контроля исполнения. Для повышения практического эффекта плана форма его представления должна учитывать:

число необходимых элементов плана;

предметную область планирования;

характер элементов плана;

особенности воображения и психологии восприятия информации конкретной группой потенциальных исполнителей плана, руководителей и контролирующих работы;

наглядность и удобство контроля и корректировки хода исполнения плана.

В отечественной практике используют различные формы классов (рис.2.7).



При ординарном представлении плана его пункты формулируют предметно и записывают либо по порядку их исполнения, либо группируют в разделы в соответствии с областью деятельности, функциональным назначением, исполнителем, где формулируют содержание конкретного пункта, записывают срок исполнения, фамилию и должность ответственного исполнителя или должность контролирующего лица.

План-графики включают решение по результатам выполнения одной или нескольких работ плана и вспомогательные работы, которые позволяют судить о взаимной обусловленности работ, входящих в план.

В циклограммах в крайнем левом столбце таблицы записывают номера пунктов, в следующем столбце формулируют содержание пунктов, наименование работ, используемое оборудование. Затем в столбцах указывают время выполнения плана (начало работы), а продолжительность работы соответствует длине горизонтального отрезка, изображенного на плане. Это план оперативного планирования и управления производством.

Сетевое планирование позволяет оценить, правильно ли устанавливают логические взаимосвязи и взаимообусловленность выполнения работ. План в этом случае изображается в виде сетевого графика.

Планирование стратегии предприятия является подсистемой стратегического управления. Задача процесса стратегического планирования заключается в обеспечении нововведений и организационных изменений в достаточном объеме для адекватной реакции на изменения во внешней среде. Стратегическое планирование заканчивается установлением общих направлений, следование которым обеспечивает рост и укрепление позиций организации. Включение в систему планирования современной вычислительной техники, экономико-математических методов и моделей позволяет значительно поднять уровень плановой работы на предприятии и обоснованность принимаемых стратегических решений. Процесс стратегического планирования можно представить так (рис. 2.8).







Понимание взаимосвязи элементов стратегического выбора важно для создания системы стратегического управления (рис. 2.9).



Выбор миссии и целей предприятия является самым ответственным при стратегическом планировании для формирования производственного потенциала машиностроительного предприятия. Основные направления формирования производственного потенциала машиностроительного предприятия приведены на рис. 2.10.

Производственный потенциал предприятия можно выразить в виде общего коэффициента, отражающего состояние и потенциальные возможности предприятия (Кобщпп):

Кобщпп = К1 пп х К2пп х КЗпп х К4пп х К5пп, (2.40)

где К1пп - коэффициент, отражающий производственную мощность предприятия;

К2пп - коэффициент, отражающий программу выпуска продукции предприятием;

КЗпп - коэффициент, отражающий влияние научно-технического прогресса;

К4пп - коэффициент, отражающий влияние промышленно-производственного персонала;

К5пп - коэффициент, отражающий влияние уровня организации и планирования производства.

Кобщ пп—► 1


  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Концепция формирования производственного потенциала на машиностроительном предприятии iconПрактический инструментарий организации управления промышленным предприятием
Ументооборота на предприятии, методику эффективного внедрения системы качества, анализ конкурентоспособности организации, оценку...
Концепция формирования производственного потенциала на машиностроительном предприятии iconКонцепция формирования здорового образа жизни и профилактики заболеваний...
Концепция формирования здорового образа жизни у населения Свердловской области на период до 2020 года (далее Концепция) разработана...
Концепция формирования производственного потенциала на машиностроительном предприятии iconМетодические указания по выполннению выпускно квалификациоой работы...
Методическое пособие предназначено для студентов специальности «Экономика и управление на предприятии (по отраслям)», выполняющих...
Концепция формирования производственного потенциала на машиностроительном предприятии iconКонкурса «Лучший студенческий реферат» по теме «Транспортная стратегия России»
Концепция развития транзитного потенциала Дальневосточного региона Российской Федерации
Концепция формирования производственного потенциала на машиностроительном предприятии iconКонкурса «Лучший студенческий реферат» по теме «Транспортная стратегия России»
Концепция развития транзитного потенциала Дальневосточного региона Российской Федерации
Концепция формирования производственного потенциала на машиностроительном предприятии iconРеферат по дисциплине Логистика Тема: Организация производственного процесса во времени
Понятие производственного процесса. Основные принципы организации производственного процесса. Принципы организации производства
Концепция формирования производственного потенциала на машиностроительном предприятии iconА. В. Павловская Планирование на предприятии
Учебное пособие предназначено для студентов специальности 080502 «Экономика и управление на предприятии нефтяной и газовой промышленности»...
Концепция формирования производственного потенциала на машиностроительном предприятии iconКонцепция перспективного комплексного социально-экономического развития
Анализ и оценка величины и эффективности использования социально-экономического потенциала
Концепция формирования производственного потенциала на машиностроительном предприятии iconКонцепция формирования системы обращения с опасными отходами
В первой статье цикла повествуется о проекте концепции формирования трехуровневой системы обращения с опасными и медицинскими и биологическими...
Концепция формирования производственного потенциала на машиностроительном предприятии iconРешение кафедры
Принципы современного производственного обучения. Особенности производственного обучения?
Концепция формирования производственного потенциала на машиностроительном предприятии iconСреднего профессионального образования «трубчевский автомеханический...
«Личностно-ориентированный подход на уроках производственного обучения по профессии «Повар, кондитер»
Концепция формирования производственного потенциала на машиностроительном предприятии icon1 Внутренний маркетинг как современная технология кадрового менеджмента
В исследовательской работе рассматривается концепция внутреннего маркетинга и его анализ на предприятии. Объектом исследования является...
Концепция формирования производственного потенциала на машиностроительном предприятии iconУчебно-методический комплекс по дисциплине комплексный экономический...
Анализ результатов социального развития организации. Анализ использования материальных ресурсов и состояния их запасов. Оценка эффективности...
Концепция формирования производственного потенциала на машиностроительном предприятии iconРеферат на тему: «erp система на предприятии нефтегазовой отрасли»
Концепция управления и планирования ресурсов предприятия с тех пор претерпела множество изменений, в том числе в названии, которое...
Концепция формирования производственного потенциала на машиностроительном предприятии iconТема: Занятия скипингом, как путь к успеху
Создать условия для формирования коммуникативных компетенцийи развития творческого потенциала каждого ребенка
Концепция формирования производственного потенциала на машиностроительном предприятии iconТема : «Развитие учительского потенциала на основе внедрения современных...
Тема: «Развитие учительского потенциала на основе внедрения современных педагогических технологий в учебный процесс на этапе формирования...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск