Скачать 1.13 Mb.
|
Министерство образования и науки РФ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Московский государственный гуманитарный университет имени М. А. Шолохова"
Учебно-методический комплексГСЭ.Ф.06. Экономика (макроэкономика) Направление: Педагогика (Детская практическая психология), психология Кафедра общественных наук Составители: Лихачев М.О. Москва-2013 Министерство образования и науки РФ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Московский государственный гуманитарный университет имени М. А. Шолохова" Утверждаю зав. кафедрой ___________________________ (Лихачев М.О.) Решение заседания кафедры Протокол № _1_ 2.09.2013 Программа дисциплины ГСЭ.Ф.06. Экономика (макроэкономика) Для направления/специальности Педагогика (Детская практическая психология), психология
Москва-2013 (Выписка из ГОС):
Пояснительная записка Изучение курса экономической теории необходимо для всестороннего понимания наиболее общих категорий, закономерностей и зависимостей в рыночной экономике, особенностей экономического поведения субъектов экономического пространства, основ проведения государственной экономической политики, причин и форм макроэкономической нестабильности в современном мире. Центральной проблемой, безусловно, является анализ закономерностей функционирования современного рыночного механизма, того механизма, который лежит в основе самых разнообразных хозяйственных систем как в западном, так и в восточном полушариях нашей планеты. В настоящем курсе подробно излагаются основы экономической теории. По существу, данный курс – это руководство для всех видов профессиональной деятельности. Он позволяет воспитывать профессионалов, способных благодаря широте своего кругозора работать в различных направлениях деятельности, быть патриотами своей Родины, уважительно относиться к правам и свободам окружающих. По его окончании студенты должны хорошо разбираться в законах экономической жизни, что позволит им уверенно идти по жизни, правильно оценивать сложные, порой противоречивые экономические процессы. Цель курса – дать необходимый объем знаний об основных экономических теориях, концепциях, принципах функционирования и управления экономикой предприятия в условиях рынка и, соответственно, дать практические навыки экономического обоснования управленческих решений. Кроме того, изучение закономерностей экономического поведения хозяйствующих субъектов на микро- и макроуровне позволит сформировать у студентов системное понимание существующих экономических проблем, основанное на представлении о всеобщей взаимозависимости в рамках закрытой и открытой экономики. При изучении курса выстроена стройная логическая цепочка теоретического познания поставленных проблем, выделены характеристики основных черт каждого явления. Использована логика российской и западной школ. Применяемые термины отражают категории рыночного хозяйства, обобщая опыт человеческой цивилизации. В процессе обучения используются как традиционные, так и активные методы обучения. Структура курса предусматривает норму с лекциями и семинарскими занятиями, самостоятельной работой по анализу различных ситуаций, событий и явлений, связанных с осуществлением экономической деятельности, в том числе с использованием практического опыта. Программа рассчитана на 80 часов, в том числе 40 часов лекций, 16 часов семинарских (практических) занятий и 24 часа самостоятельной работы студентов. При завершении изучения каждого раздела предполагается такая отчетность как промежуточное тестирование, написание реферата, зачет и экзамен. Цели и задачи дисциплины «Экономика» В современном быстроменяющемся мире экономическому образованию принадлежит уникальная роль в сохранении и приумножении национального богатства. Экономическое образование является важнейшим элементов социально-гуманитарного образования, одной из составных частей общего мировоззрения. Оно формирует навыки поведения личности в условиях рыночной экономики. Это предъявляет особые требования к уровню экономического образования будущих специалистов. Для перехода России к социально-ориентированной рыночной экономике характерно появление разнообразных форм собственности и хозяйственной деятельности, усложнение структуры экономического взаимодействия, развитие процессов глобализации и регионализации мировой экономики, что должно найти отражение в содержании учебных программ по экономике для студентов различных специальностей. Программа курса «Экономика» направлена на усвоение не абстрактных теоретических истин, а на получение багажа экономических знаний, необходимых для практической деятельности, на овладение экономическими понятиями и категориями, которые отражают объективные экономические процессы, на формирование навыков выбора эффективных управленческих решений. Теоретическая направленность курса согласована со всей совокупностью хозяйственных, социальных, политических и культурологических отношений. Они рассмотрены в единстве и взаимозависимости как основные элементы социально-экономической системы и экономической культуры поведения. В процессе реализации программы кафедрой, для контроля знаний студентов, разработаны и используются комплексные контрольные задания, тесты. Основные цели преподавания дисциплины:
Задачи изучения дисциплины:
В результате изучения дисциплины студент должен: Знать и уметь объяснить основные экономические понятия и категории, тенденции развития объективных экономических процессов, основные задачи экономики, основные экономические цели общества, основы поведения потребителя и производителя в рыночной экономике, основные формы фискальной и денежно-кредитной политики, особенность экономических процессов в России. Уметь анализировать экономические процессы в России и за рубежом, использовать экономические знания для принятия рациональных экономических решений и осуществления предстоящих социальных и профессиональных ролей, осуществлять поиск и анализ необходимой информации из различных источников, различать объективный и субъективный анализ экономической информации, аргументировать собственную позицию в ходе обсуждения экономических проблем, решать задачи и тесты, служащие закреплению учебного материала. Принципы отбора содержания и организации учебного материала Содержательное наполнение предлагаемой программы строится с учетом того, что экономические знания являются одной из составляющих обществоведческих знаний в целом и опираются на знания, полученные в процессе изучения всех других составляющих. Содержание дисциплины распределяется между лекционной и практическими частями на основе принципа дополняемости: практические занятия не дублируют лекции. В лекционном курсе главное место отводится общетеоретическим темам, относящимся к анализу ограниченности и проблемы выбора, теории рынков и рыночного равновесия, методам государственного регулирования экономических процессов. Выделенные темы прежде всего обеспечивают формирование методологической основы анализа конкретных экономических процессов, развития навыков принятия рациональных решений. Содержание предлагаемой программы, ее объем и характер обуславливают необходимость оптимизации учебного процесса не только в плане отбора материала обучения, но и методики его организации, а также контроля текущей учебной работы. Одновременно возрастает удельный вес и изменяется статус внеаудиторной (самостоятельной) работы, которая, наряду с лекционными и практическими занятиями, становится полноценным и обязательным видом учебно-познавательной деятельности студентов. Дисциплина изучается на лекционных и практических занятиях, а также в процессе самостоятельной работы студентов. Форма итогового контроля – экзамен. Программа включает тематику лекций, планы практических занятий, темы рефератов, контрольных и курсовых работ, вопросы к экзамену и список рекомендуемой литературы.
по очной форме обучения
по очно-заочной форме обучения
по заочной форме обучения
по очной форме обучения
по очно-заочной форме обучения (если читается на вечерней форме обучения тоже)
Содержание дисциплины по заочной форме обучения (если читается на заочной форме обучения тоже): 1.Разделы дисциплины и виды учебной работы
Тематический план лекций для очной формы обучения
Макроэкономика и система национальных счетов. Кругооборот продуктов, расходов и доходов. Валовой национальный продукт (ВНП) как сумма конечной продукции. Промежуточная продукция, добавленная стоимость. ВНП как сумма доходов экономических агентов. ВНП как сумма расходов секторов экономики. Валовой внутренний продукт (ВВП). Чистый национальный продукт. Национальный доход. Личный доход. Располагаемый доход. Реальный и номинальный ВВП. Дефлятор ВВП.
Понятие экономического роста, факторы, его определяющие. Измерение экономического роста. Макроэкономические показатели нестабильности. Экономический цикл и его фазы. Занятость и безработица. Формы безработицы. Показатели безработицы. Естественный уровень безработицы. Экономические последствия безработицы. Закон Оукена. Государственное регулирование занятости и безработицы. Понятие инфляции. Измерение инфляции. Причины и виды инфляции. Экономические последствия инфляции. Инфляция и реальные доходы. Перераспределение доходов. Инфляция и экономическая активность. Понятие инфляционной спирали.
Совокупный спрос и факторы, его определяющие. Совокупное предложение и факторы, его определяющие. Разные подходы к исследованию совокупного предложения в макроэкономике. Классическая школа. Основные принципы классического макроанализа. Гибкость заработной платы и цен. "Кейнсианская революция". Основные принципы кейнсианского макроанализа. Жестскость цен и заработной платы. Равновесие совокупного спроса и совокупного предложения. Равновесный и потенциальный ВВП. Шоки совокупного спроса и предложения, их последствия.
Деньги. Функции денег. Виды денег. Наличные и безналичные деньги. Денежные агрегаты. Уравнение обмена и скорость обращения денег. Ликвидность. Банковская система и ее структура. Центральный и коммерческие банки. Депозиты. Срочные и бессрочные вклады; чековый счет. Кредит, принципы кредитования. Создание денег коммерческими банками. Норма банковских резервов. Цели и средства денежно-кредитной политики. Роль и функции центрального банка. Операции на открытом рынке. Развитие рынка государственных ценных бумаг. Учетная ставка. Изменение нормы банковских резервов.
Бюджет государства: доходы и расходы. Налоги как основной источник доходов государства. Прогрессивные, пропорциональные и регрессивные налоги. Прямые и косвенные налоги. Понятие бюджетного дефицита. Профицит бюджета. Фискальная политика государства. Воздействие налогов и государственных расходов на совокупный спрос. Дефицит государственного бюджета и регулирование экономического цикла. Способы финансирования бюджетного дефицита. Монетизация дефицита. Внутренний государственный долг. Внешний государственный долг. Последствия государственного долга.
Предпосылки и выгоды международной торговли. Абсолютные и сравнительные преимущества и международная торговля. Торговый баланс. Государственная политика в области международной торговли: политика свободной торговли, протекционизм. Методы протекционизма. Валюта, обменный курс валюты. Факторы, влияющие на валютный курс. Система фиксированных и плавающих курсов. Девальвация. Международные финансовые организации, их функции и роль. |
Решение заседания кафедры Протокол №1 15 Охватывает период от а 0 до 18 месяцев | Решение заседания кафедры Протокол №1 «30» Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования | ||
Решение заседания кафедры Цель: формирование способности к созданию и организации деятельности рабочих команд | Решение заседания кафедры протокол № от 2013 Учебно-методический... | ||
Решение заседания кафедры Протокол №1 «27» Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | Решение заседания кафедры протокол № от 2013 Учебно-методический... | ||
Решение заседания кафедры Протокол №9 «29» Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | Решение заседания кафедры Протокол №1 «28» Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | ||
Решение заседания кафедры Протокол №1 «03» Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | Решение заседания кафедры Протокол №1 «03» Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | ||
Решение заседания кафедры Протокол №9 «29» Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | Решение заседания кафедры Протокол №1 «03» Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | ||
Решение заседания кафедры Протокол №1 «03» Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | Решение заседания кафедры Протокол №9 «29» Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | ||
Решение заседания кафедры Протокол №9 «29» Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | Решение заседания кафедры Протокол №9 «29» Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования |